Область ведения, территория и состав новой епархии Виктора Садковского определился далеко не сразу. Дело в том, что гражданский распорядок новоприсоединенных областей был еще далек от своего завершения, а поэтому точное расписание церквей, отходивших в ведение минского архиепископа и соседних с ним архиереев было предоставлено сделать киевскому митрополиту, по сношении с местным генерал-губернатором и коадъютором преосвященным Виктором Садковским. Вместе с тем Св. Синод требовал от митрополита Самуила Миславского немедленно представить расписание церквей по малороссийским и западнорусским епархиям, подведомым ему. Тогда же Св. Синод предписал преосвященному Виктору, во избежание неустройства среди духовенства, взять в свое управление все православные церкви, отошедшие от Польши к России. Это синодальное распоряжение было временным и имело силу до представления киевским митрополитом расписания церквей по епархиям и высочайшего утверждения его. Св. Синод, очевидно, предвидел, что доставить скоро сведения о православных церквах в бывших польских областях не так легко. И действительно, 8 мая 1793 года киевский митрополит писал Св. Синоду: «представить в скорости требуемого расписании не можно, поскольку, как мне довольно известно, положение границ новоучреждаемых и смежных губерний и уездов, те новые губернии составляющих, еще не назначено и отделение некоторых земель, по способности, к прикосновенным к ним прежним владениям российским еще не учинено». Губернское устройство и точное проведение уездных границ вновь присоединенных областей затянулось до конца XVIII в. Но Св. Синод не стал дожидаться окончательного устройства западнорусских губерний, в виду исключительного положения края, где, то усиливаясь, то ослабевая, шло воссоединение западнорусских униатов ч и положение православия среди латинства, по-прежнему, оказывалось не из легких. Св. Синод торопился вводить русский епархиальный порядок в бывших польских областях и начал действовать главным образом через Минскую Консисторию. Церкви и монастыри в областях, отходивших к губерниям Могилевской и Полоцкой, Екатеринославской, Черниговской и Киевской, в церковном отношении он подчинил епархиальным архиереям этих губерний. 1029

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В апреле 2006 г. церкви в очень плохом состоянии были переданы Ярославской епархии. Службы начались в тёплой церкви. Одновременно велись ремонтно-восстановительные работы. Позднее началось восстановление летнего храма: были сложены барабаны, установлены купола, внутри храма наведён порядок. Но работы впереди ещё очень большие. Сказание о построении Вознесенской деревянной церкви в Ярославле. (Из рукописных записок Самуила, архиепископа Ростовского)//ЯЕВ. Ч.Н. 1876. 19; Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901: Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Иванова И. Открыта новая страница//Северный край, 2006, 22 апреля; Егорова Т. Близ дворов грека Кондаки//Северный край, 2009, 17 ноября В собрании рукописей архиепископа Самуила Миславского хранилось «Сказание о построении Вознесения деревянной церкви» в XVI столетии. В нем повествуется о том, что еще во время царствования Ивана Грозного Ярославль «вельми славен бысть торговым делом». В город приезжали «с северного полунощного окияна-моря, по Двине реце» сбывать свой товар и закупать местный торговые люди «от немецких стран». В Ярославле поселилось тогда немало немцев (следует заметить, что немцами в средневековье называли любых иностранцев, прибывших из стран Западной Европы), которые «живяша зде на свободе и в согласии с нашими, построиша и мнози склади и анбари». Немецкие торговцы, заручившись помощью богатого ярославского купца Луки Дурандина, обратились к ростовскому архиепископу Давиду с челобитной о разрешении построить в Земляном городе церковь «по их вере и обычаю». Архиерей распорядился «кирху, сиречь церковь, поставити в Ярославле, но не в Земляном граде, а в слободе Кондакове, близ протока, иже нисходит к реце к Которосли; место бо сие удобно, яко путь ко граду Угличу». В этой слободе проживал православный грек, торговец Василий Кондаки, который впал в скорбь, узнав о намерении «у дворов его построити иноверную божницу». И он решил поставить на этом месте деревянную православную церковь в честь праздника Вознесения Господня. Получив благословение ростовского владыки Евфимия, Василий «изготови вся потребная к строению, и, отмерив под церковь и под погост довольно земли и наняв делатели многи, заложи сию древяну Вознесения Господня церковь в лето 7092 (1584), и на другое лето ту соверши, и чудно яко невесту украси, и образы и сосуды сребряными и ризами и книгами божественными и обиходными, во славу Христа Бога нашего, яко подобаше церкви Божьей быти, снабди, и в том же лете освяти».

http://sobory.ru/article/?object=46084

2) Рункевич «История Минской архиепископии» (1793–1832 годы) Санкт-Петербург 1893 год. 3) Крыжановский «Очерки быта южно-русского сельского духовенства в XVIII веке» Собрание сочинений, т. 1-й, 391 стр. (Киев 1890 г.). 4) П. Знаменский «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра». Казань, 1873 г.; Духовные школы в России до реформы 1808 года, Казань, 1881 год. 5) Хойнацкий «Западно-русская церковная уния в её богослужении и обрядах». Киев, 1871 год. 6) Серебренников – «Киевская Академия с половины XVIII века до преобразования её в 1819 году» Киев 1897 год. Другие сочинения и статьи будут указаны в своем месте. Введение Краткая биография Иерофея Малицкого до вступления его на кафедру Киевской митрополии (включительно) Иерофей, в мире Иоанникий 1 Малицкий, родился в Чернигове в 1727 году. Кто были его родители, как протекли детские годы его жизни, – ответить на эти вопросы, за отсутствием данных, мы не имеем возможности. О полученном им образовании существуют два мнения: по одному (митрополит Евгений и Аскоченский), 2 Иоанникий Малицкий учился в Черниговской семинарии; по-другому (митрополит Макарий и архиепископ Филарет), 3 он относится к числу воспитанников Киевской Академии. Но оба эти мнения неверны. В Синодальной ведомости (представленной на Высочайшее рассмотрение) о кандидатах на Киевскую митрополию по смерти Самуила Миславского читаем, между прочим: «Иерофей, обучался в Воронежской семинарии философии и богословии и языкам еврейскому, греческому и латинскому». 4 Из Воронежа Иоанникий Малицкий каким-то, неведомым для нас, образом попадает в Троице-Сергиевскую лавру и состоит здесь (хотя и неизвестно где именно) учителем. 5 Основываясь на последующем, можно, впрочем, с некоторою вероятностью предположить, что он был вызван туда наместником лавры Кириллом Ляшевецким, 6 который в продолжение всей своей дальнейшей жизни оказывал ему особенное, чисто родственное покровительство. Так, когда Ляшевецкий по Высочайшему указу 6 августа 1758 года, был назначен Воронежским епископом, то, при отправлении на епархию, он взял вместе с собою и Малицкого. В том же 1758 году последний принял (на тридцать первом году от рождения) монашество, с наречением имени Иерофея, и определен епископом Кириллом, в члены Воронежской консистории. 7 В 1759 году иеромонах Иерофей назначен (с оставлением в прежней должности) епархиальным проповедником, преподавателем риторики и логики в Воронежской семинарии и вместе с тем её первым «префектом». 8

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

а) КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР 1 . Построение его и колокольни В 1685–1687 гг. внутри крепости, саженей на 25 к северу от деревянного, уже обветшалого тогда Успенского собора, который видим по надписям еще в 1659 г., построен каменный, крестообразный собор с 5 главами, наказным полковником Авдием Григорьевичем с соборяна­ми и освящен в 1688 г. митрополитом Аврамием. Так показывает опись харьковского Успенского собора 1724 г. В 1770 г. оказались в нем опасные трещины, почему он разобран, и на место его, по благословению преосвященного Самуила Миславского, в 14-й день мая 1771 г., заложен нынешний храм, по плану и фасаду московского храма Св. Климента, квадратный, о пяти главах и стольких же престолах. Попечительностью про­тоиерея Михаила Шванского и церковного ста­росты поручика Федора Анастасьевича Грекова вся постройка его окончена в 1778 г. В 1780 г. 27 сентября освящен главный престол Успения Пресвятой Богородицы преосвященным Аггеем. При сем освящении присутствовал генерал-фельдмаршал граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский, прибывший в Харьков для открытия Харьковского наместничества и присутственных мест. Открытие присутствен­ных мест последовало сентября 29 дня. В 1818 г. в память знаменитых побед всероссийского воинства под личным предводительством государя императора Александра Благословенного и двукратного взятия Парижа соборяне и граждане г. Харькова, преимущественно соборного прихода, по предложению протоиерея Стефана Антоновского, в собрании своем 12 ноября положили воздвигнуть колокольню с наименованием ее Александровскою и, учинив первоначальную подписку, простирав­шуюся до 12 тыс. серебром, предложили профес­сору архитектуры Евгению Васильеву, составить проект фасада и план колокольни в величественных размерах, с теплой внутри оной церковью. По составлении плана и одобрении его строи­тельным комитетом колокольня, по разобрании старой, заложена преосвященным Павлом авгу­ста 2 дня 1821 г. Для осушки стен и окрепности строения громадного постройка продолжалась с промежутками времени и неспешно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всю остальную новоприобретенную землю Высочайшим указом от 13 апреля 1793 года повелено было разделить на три губернии – Минскую, Изяславскую и Брацлавскую. 1025 Одновременно с губернским устройством новоприсоединенных областей, 13 апреля 1793 г., последовал Высочайший указ о церковно-епархиальном устройстве их. Из трех новых губерний составлялась одна самостоятельная епархия, по имени этих губерний получившая название «Минская, Изяславская и Брацлавская». Она положена была во второй класс после Могилевской, заняв в ряду всех русских епархий 11-е место. Во главе епархии, составленной из трех губерний, встал епископ переяславский и бориспольский Виктор Садковский с титулом «архиепископа минского, изяславского и брацлавского, коадъютора митрополии Киевской и Слуцкого Святотроицкого монастыря архимандрита». 1026 Епископ Виктор являлся только титулованным коадъютором Киевского митрополита, так как по смыслу указа в своей новой епархии был независимым от него. По должности и наименованию коадъютора он имел к киевскому митрополиту прежние отношения, которые выражались в том, что Виктор Садковский признавал первенствующее положение Киевского митрополита среди малорусских и западнорусских архиереев. Равным образом Синод часто обращался к митрополиту по общецерковным делам западной Руси, касавшимся властности Минской архиепископии. Местом жительства минского епископа Виктора оставался слуцкий Св.-Троицкий монастырь. Киевский митрополит, после назначения епископа Виктора Садковского на минскую кафедру, не остался без ближайшего викария. «В рассуждение обширности Киевской епархии», тем же указом 13 апреля 1793 года в пособие киевскому митрополиту дан особый викарий с титулом прежнего коадъютора – епископа переяславского и бориспольского. Местом жительства ему назначался один из монастырей Киевской епархии «по способности», т. е. по удобству жить в нем самом викарию и помогать киевскому митрополиту. Новый киевский викарий не пользовался никакими особенными правами. Положение его в Киевской епархии указом 13 апреля сравнивалось с положением великорусских викариев в Новгородской и Московской епархиях. Жалование ему шло по положению от 15 марта 1787 года о штатах малороссийских епархий. Указом 4 июля 1793 года положение епископа переяславского и бориспольского определилось точнее. Ему велено пребывать в Переяславле и жить в местном Вознесенском монастыре, где была кафедра самостоятельных переяславских и бориспольских епископов, но особого собора и консистории у него не полагалось. В управление викарию переяславскому отданы были церкви гг. Переяславля и Борисполя с уездами. Самому викарию велено быть «под начальством вышнего своего архиерея синодального члена митрополита Самуила (Миславского). 1027 Переяславскую и бориспольскую викарную кафедру 14 августа 1793 г. занял епископ Димитрий (Устинович), бывший префект Киевской академии. 1028

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Немало способствовала этому деятельность киевского митрополита Петра (Могилы) (1632–1647), боровшегося с униатством и стремившегося укрепить позиции Православия в Киевской митрополии. В 1632–1636 годах по его инициативе проводились раскопки лежавшей в руинах со времен татаро-монгольского нашествия Десятинной церкви, что киевский митрополит, несомненно, рассматривал как одно из важнейших дел. По сведениям митрополита Киевского и Галицкого Самуила (Миславского; †1796), во время раскопок тогда были найдены предполагаемые гробы с мощами князя Владимира и княгини Анны. В 1640 году киевский митрополит отправил в Москву посольство за «царской милостыней» с посланием Михаилу Феодоровичу. В нем митрополит Петр сообщал государю об открытии мощей равноапостольного князя и «посылал царю часть от этих мощей и два резных креста собственного рукоделия». Кроме того, он просил московского царя помочь с устройством драгоценной раки для новооткрытых мощей, которые предполагал перенести после Пасхи из Десятинной церкви в Софийский собор, и просил прислать покрывало на гроб преподобного Феодосия Печерского. Присланная Петром (Могилой) частица мощей князя Владимира («исподняя кость с зубами») упоминается в описи Успенского собора Московского Кремля 1701 года в большом ковчеге в жертвеннике среди других мощей1. О частице мощей князя говорится также в описи Образной Палаты при Московском дворце 1669 года, где описывается «крабица серебреная, на подножках, на ней по краям и ножки золочены, а в ней мощи благоверного князя Владимера, да в крабице образ ево шит на отласе, около главы венец и риза низана жемчугом мелким»2. По романовской программе Появление в Москве мощей крестителя Руси способствовало подъему интереса к его образу — особенно в рамках государственной программы первых Романовых, настойчиво подчеркивавших наследственную связь и преемственность с прервавшейся династией Рюриковичей. Внимание к киевским образам проявляется и в возрождении темы крещения Руси, которая впервые после грозненского времени занимает значимое место в монументальной живописи второй половины — последней трети XVII века.

http://e-vestnik.ru/history/desyat_vekov...

Особенно торжественно И. был принят на Афоне. После Великой лавры И. посетил груз. Иверский монастырь , в то время находящийся уже в юрисдикции К-польского Патриархата, где пробыл месяц и работал с груз. рукописями. Ему удалось получить разрешение временно вывезти из мон-ря Библию на груз. языке 1078 г. и 3 др. груз. рукописи: манускрипты были переданы в Тифлис, переписаны и возвращены на Афон. Посетив Грецию, И. с Кипра отправился в Дамаск, где получил благословение и «отпущение грехов» от патриарха Антиохийского Даниила (1767-1791), к-рый по примеру 2 предыдущих патриархов известил об этом Антония I. Сохранилось письмо груз. католикоса-патриарха К-польскому патриарху, в к-ром Антоний I подтвердил позицию в отношении статуса И. и указал, что И. «намерен обманом заполучить от блаженнейшего патриарха епархию Джавахети... муж сей Иона отвержен от Церкви и лишен чести архиерейской, дабы ни одна душа не вознамерилась содеять зло и ввести в заблуждение Ваше Святейшество и блаженнейшего патриарха Антиохийского» (НЦРГ. Н 2510; Кавтария. 1977. С. 143). Однако, несмотря на это, И. везде по предложению местных Глав Церквей и архиереев совершал богослужения, часто в патриаршем облачении. В Палестине И. был принят Иерусалимским патриархом, в Александрии - умирающим патриархом Александрийским Герасимом III (Гимарисом; 1783-1787/88), к-рый также «разрешил его от грехов». На подворье Екатерины великомценицы монастыре на Синае в Каире И. по просьбе братии мон-ря рукоположил во иереев неск. монахов; в мон-ре вмц. Екатерины он прожил 4 месяца. В Триесте И. встречался с имп. Свящ. Римской империи Иосифом II (1765-1790), в Яссах в 1789 г.- с кн. Г. А. Потёмкиным, с разрешения которого по ходатайству местоблюстителя Молдо-Влахийского Экзархата еп. Амвросия (Серебренникова) (22 дек. 1789 - 29 дек. 1791) И. был дан в управление мон-рь сщмч. Панкратия близ Ясс. В течение 2 лет обитель стала одной из самых богатых в Молдавском княжестве. В дек. 1791 г. И. получил приказ российской имп. Екатерины II выехать в Киев. Он был назначен викарием тяжелобольного митр. Киевского Самуила (Миславского) (22 сент. 1783 - 5 янв. 1796), жил в Киево-Печерской лавре и вел дела епархии, в т. ч. рукополагал священников (нач. 1792 - весна 1794).

http://pravenc.ru/text/578302.html

Платона Любарского (Описание некоторых епархий), Георгия Конисскаго (труды по истории Унии в Зал. России, Самуила Миславского (Описание Киево-Печерской лавры) и еще некоторых немногих лиц, помещавших материалы и небольшие исследования относительно тех или других сторон церковно-исторической жизни нашего отечества в повременных изданиях, напр., Любопытном месяцеслове, Старине и Новизне Рубана и Миллера, Вивлиофик Новикова, и друг. – Сравнительно большее влияние на развитие русской церковно-исторической науки оказали историографы XVIII в., специально занимавшиеся разработкою гражданской истории России, преимущественно же Татищев, Щербатов и Болтин. Описывая события политические, поименованные исследователи нередко касались в своих трудах и событий церковных, хотя в большинстве случаев рассматривали их тендециозно, с предвзятыми идеями. Последнее обстоятельство обусловливалось тем направлением какое в XVIII стол, господствовало в нашей историографии, находившейся под непосредственным влиянием перешедших к нам с запада отрицательных идей тоговременной философии. Следы этого влияния в большей или меньшей степени заметны у всех поименованных историков, почти всегда обсуждавших исторические факты с точки зрения современной нравственности, политики, и т. п., но – как и естественно ожидать – следы эти наиболее заметны в тех случаях, когда дело касалось вопросов церковно-исторических. Укажем несколько примеров. Философия XVIII стол, сильно нападала на духовенство, считая его носителем обскурантизма, корыстолюбия и обманов. Так смотрят на духовное сословие и наши историографы XVIII стол., причем переносят свои воззрения и на времена прошедшие. Татищев насадителем просвещения в России считает исключительно правительство и рядом с этою просветительною деятельностью ведет речь о совершенно противоположной деятельности русского духовенства. Мысль эта проходит чрез всю его историю. В духовенстве он видит одни только пороки. Духовные угасили науки и утопили народ в суеверии, и все это для того, чтобы усилить свою власть, пользоваться невежеством народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

По данным на 1908 г. С XVII века являлось вотчиной дворян Ушаковых. В середине XVIII века селом владели братья Петр Иванович (1751 - 1785), Алексей Иванович (1749 - 1822) и полковник Мирон Иванович Ушаковы. Старинное торговое село по-настоящему может гордиться прекрасно сохранившимся храмовым комплексом. Известна история его возведения. В 1779 году местное духовенство подняло вопрос о постройке в селе новой, каменной церкви. Получив разрешение ростовского архиепископа Самуила (Миславского), мастера принялись за работу. К 1785 году была завершена теплая церковь, оба престола которой – Святителя Николая Чудотворца Мирликийского и Благовещения Пресвятой Богородицы — находились в трапезной. Летняя пятиглавая церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, кубический объем которой с востока примыкает к трапезной, строилась за недостатком средств очень долго и была завершена лишь в 1805 году. Появились приделы во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и Преподобного Сергия Радонежского. В середине XIX века у северного и южного порталов храма были выстроены массивные притворы, фасады которых украсили портики ионического ордера с треугольными фронтонами. Перекрытым сомкнутым сводом двусветный четверик несет пять широко расставленных глав. Центральная глава световая, боковые — декоративные. Оформление самого четверика, а также апсиды и равной по площади летнему храму небольшой, квадратной в плане трапезной выполнено в традициях позднего барокко и отличается плоскостным характером. На углах объемов — мелко рустованные лопатки. Высокие, со скругленным верхом оконные проемы украшены замковым камнем; над ними — небольшие прямоугольные филенки. По верху стен идет широкий многообломный карниз. Стремясь обогатить силуэт здания, строители увенчали его высокими чешуйчатыми главками усложненной формы — " с перехватом " . Колокольня Троицкой церкви гораздо оригинальнее самого храма. Над кубическим нижним ярусом поднимается мощный восьмигранный столп, завершенный не обычным для такого типа колоколен шатром, а четырьмя поставленными друг на друга восьмериками, прорезанными высокими арками звона. Верхний восьмерик перекрыт сомкнутым сводом, который служит основанием для граненого барабана и небольшой фигурной главки. Ярусные колокольни такого типа, относящиеся к рубежу XVII—XVIII веков, известны лишь в самом Ярославле — у церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, у церкви Никиты Мученика. Можно думать, что именно последняя, с ее скромной отделкой и некоторой тяжеловесностью нижних ярусов, и была взята за образец при возведении колокольни в Горинском.

http://sobory.ru/article/?object=01957

Церковь Николы в Меленках представляет четырехстолпный, пятиглавый, первоначально с позакомарным покрытием храм, окруженный с трех сторон низкими одноэтажными закрытыми галереями. Никольский храм увенчан мощным пятиглавием на высоких барабанах, украшенных аркатурно-колончатым поясом. С западной и южной стороны расположены крыльца под двускатной крышей, с северной – придел. Фасады декорированы простыми пилястрами, окна на галерее имеют простые прямоугольные наличники. Росписи стен выполнены в 1705-1707 гг. ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым. В 1822 г. стенопись частично поновил Е.С. Камещиков. Колокольня церкви Николы в Меленках имела очень необычный силуэт с резким переходом от арок звона к шатру. Создавалось впечатление, что этот переход намечал второй ярус шатра. Нижний ярус колокольни был решен в виде аркады. Глухие вытянутые арки придавали колокольне неповторимую легкость и нарядность. В 1939 г. по решению городских властей она была снесена. Храм закрыли в 1931 г. В 1995 г. вернули православной церкви. Церковь Николы в Меленках была освящена в 1997 г. с приделом во имя вмч. Варвары. Николо-Мельницкая церковь находится там, где когда-то располагалось село Меленки, получившее свое название от " бывших тут ветряных мукомольных мельниц " . Владел этим селом с деревнями Творогово, Зверинец, Титовская, Ильцино, Полянки " Спасского монастыря архимандрит с братиею по грамоте Ивана Васильевича 1555 году " . До построения приходской церкви Николы в Меленках на этом месте существовал мужской монастырь, именовавшийся Николо-Сковородским, что на Глинищах. По местной традиции, название его произошло от чугунного била (сковороды), которым созывали монахов на службу, и от глинистой почвы, на которой стояла обитель. О времени основания монастыря сведений не сохранилось, впервые обитель упоминается в связи с разорением ее поляками в 1609 году. Подробности бедствия содержались в записях Самуила Миславского: " Леата 117 (1609) мая 3, на страсть св. Тимофея и Мавры, в соборной церкви св. Николы чудотворца монастырской на глинищах затворился игумен Варсонуфей с братиею и людие мирские; но супостатная литва коего изрубиша мечами, коих побиша, церковь св. Николы пограбиша, монастырь запалиша, но г, церкви токмя паперть обгоре, остался невредно и чюдотворный образ святителя Николы мирликийского. В заутрие плакаша людие мнози плачем великим и погребоша телеса убиенных на погости монастыря у колокол; образ великого Николы чудотворца изнесоша в церковь Рождества Христа Бога нашего... иже на Волге реце. И не бысть в монастыре св. Николы чудотворца никое время ни пения, ни звонения, никого же людей ходяще " .

http://sobory.ru/article/?object=01176

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010