Первая часть получила у Евреев наименование Шемуэль – Самуил – или сефер Шемуэль не потому, что она вся (т. е. 1-я и 2-я Царств) написана Самуилом: древнее Иудейское предание приписывает Самуилу как писателю только первые 24 главы 1-й книги Царств; конец царствования Саула и царствование Давида он описать не мог, потому что смерть его наступила ранее смерти Саула. Книга названа по имени Самуила потому, что этот пророк занимает первенствующее положение в начале книги и, по замечанию Абарбанелля 289 , все содержание ее известным образом можно отнести к Самуилу, так как и Саул, и Давид получили помазание от Самуила и в своей деятельности находились под сильным влиянием последнего. Пример подобного же неточного обозначения представляет самаринская историческая хроника, которая носит наименование книги Иисуса Навина, несмотря на то, что повествование ее, по одной редакции, доведено до эпохи Адриана, по другой – даже до Магомета. Признавая все четыре книги Царств, согласно с переводом LXX за одно целое, мы не можем смотреть на него, как на результат последовательной и преемственной деятельности целого ряда писателей-пророков, из которых будто бы каждый последующий продолжал труд с того пункта, где остановился его ближайший предшественник. Так, опираясь отчасти на Иудейское предание, отчасти на свидетельство 1-й книги Паралипоменон ( 1Пар.20:29 – «Дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца, и в записях Нафана пророка, и в записях Гада прозорливца»). Опираясь на эти данные, обыкновенно полагают, что первые две книги написаны преемственно тремя названными пророками; но самое содержание этих книг решительно опровергает подобное предположение, потому что они носят в себе признаки позднейшего времени. Уже во 2-ой главе 1-й книги Царств в молитве Анны, матери Самуила, находится указания на эпоху царей. «Господь», говорит Анна в своей молитве, «будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего» ( 1Цар.2:10 ). Не могло быть замечание 9 й главы ( 1Цар.9:9 ) написано Самуилом: «прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: пойдем к прозорливцу; ибо тот, кого ныне называют пророком, прежде назывался прозорливцем». Для эпохи Самуила это замечание было бы совершенно преждевременным. В 27-й главе ( 1Цар.27:6 ) «тогда дал ему (Давиду) Анхус Секелаг; посему Секелаг и остался за царями Иудейскими доныне» указывают на время, наступившее после разделения царств, когда уже не было в живых ни Самуила, ни Нафана, ни Гада. В 3-й и 4-й книгах вполне ясно можно видеть, что фрагменты отдельных, некогда самостоятельных произведений, собраны в одно целое и приведены в порядок одним автором, соответственно его личным взглядам и общей цели повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Кратки, но многознаменательны сведения об отроческой жизни Самуила, сообщаемые священным писателем. Будучи еще отроком, он надевал на себя льняной ефод по обычаю священников и участвовал в служении пред Господом. Это служение Самуила происходило в присутствии и под надзором престарелого Илия и, вероятно, состояло не более как в помощи почтенному первосвященнику в отправлении некоторых общих и менее важных частей богослужения в Скинии. Благочестивые попечения Анны о своем возлюбленном сыне не прекращались во все время пребывания его в ограде Скинии. Ежегодно, как только приходила в Силом, она в заботливости о своем юном первенце приносила ему верхнюю малую одежду, приготовленную своими собственными руками. Характер и поведение отрока Самуила были таковы, что приобрели ему благоволение Божие и любовь всех знавших его. Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей ( I Цap. II, 26 ), говорит свящ. повествователь. Слово Божие в те дни было редко, открытое видение было запечатлено, но Самуил еще в отрочестве удостоился особенного откровения Божия. Однажды по окончании дневного богослужения Илий и его юный служитель удалились на покой, и вскоре Самуил пробудился троекратно повторенным призыванием его от Бога. Дитя сначала не познало Божественный голос, призывавший его и думая, что его зовет престарелый первосвященник, вставал при каждом зове и приходил к первосвященнику. Илий понял, что Господь зовет отрока, и указал ему, как должно ему действовать при Божественном призывании. Самуил повиновался. И пришел Господь, и стал, и воззвал, и открыл ему Свою волю, состоявшую в истреблении дома Илия за дурные поступки его сыновей, Офни и Финееса. Это служило, так сказать, посвящением Самуила в пророческое служение, и скоро его юношеское ухо ознакомилось с голосом Божественного откровения. Самуил начал и продолжал свое пророческое служение под особенным водительством Божиим, так что весь Израиль знал и уповал на Самуила, как на верного пророка Господня, Иегова являлся неоднократно и обитал в Силоме, и из сего святилища, как бы из тайников грома, Самуил принимал глас Всемогущего и сообщал об оном всему Израилю. Таковы, по сказанию Свящ. Писания, детство и юность Самуила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

С юных лет, посвященный Богу и служивший при Скинии отрок, порученный, как Левит, первосвященнику Илии, «носил льняную одежду» и служил пред Господом 165 . Мы можем думать, что чистый отрок мог всегда входить в храм для содержания его в чистоте, между тем, как взрослые члены семьи Илии могли подвергаться временному отлучению от святыни. «В те дни, – как говорит глава III, 1 книги первой Царств, – слово Господне было редко и видения были нечасты» 166 . Но отрок Самуил удостоился слышать глас Божий, призывавший его по имени 167 . Эта великая милость Божия знаменовала все будущее значение Самуила; поэтому-то Апостол Петр в речи своей к народу ( Дeяh. III, 24 ) ставит его во главе пророков, «предвозвещавших дни сии», т.е. великие дни воплощения Бога-Слова. И самые современники Самуила сознавали, что в этом великом муже благодать Божия проявилась особым великим светом. Последующие события доказывают, что с Самуила начинается непрерывный ряд вдохновенных Духом Божиим людей, которые пророчествуют не однажды или несколько раз в жизни, по внезапному повелению Божию, но посвящают всю жизнь свою этому особому служению, в основании которого лежит отдание всей жизни своей с ее помыслами и желаниями Богу. Может быть и выражение 1 Царств. IX, 9, указывающее на то, что людей, говорящих слова Божии, называли прежде прозорливцами, а с Самуила начали называть пророками, – дает нам уразуметь на изменение характера лиц, пророчествовавших до и после Самуила. С Самуила только пророки начинают занимать особое исключительное положение среди Израиля, образуя особое сословие, чаще всего совершенно выделяющееся из гражданской общины Израильской, под главенством одного из великих избранников Божиих. Мы видим из примера сынов Илии, Офни и Финееса, что священники весьма мало заботились о высоте нравственного развития даже сынов своих и заботились преимущественно об обрядовой стороне закона. Потому Господь и вызвал к жизни среди народа не только отдельные личности, но и целое пророческое сословие, которого деятельность была направлена к тому, чтобы развить нравственную сторону закона и распространить среди народа правильные понятия о требованиях Бога завета, непрестанно указывая, что выше обряда покорность Богу, сердце сокрушенно и смиренно, любовь к брату своему, и вообще начала, вполне разъясненные человеку в Евангелии, – проповеди , которого пророки от Самуила до Иоанна Крестителя были предвестники и предшественники.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Лариса 29 ноября 2023, 22:07 Статью трудно читать,написано как-то странно,не поймёшь,о ком идёт речь. Анастасия 29 ноября 2023, 22:06 За свои " духовные подвиги " молодости я заплатила 15-летней депрессией. Как пережила? Бог спас. Кто знает, тот знает, что это состояние - преддверие ада. Избави нас и детей наших, Господи, от этого дьявольского блуждания во тьме. Помоги выбраться тем, кто уже вляпался, помоги сохранить разум и здоровье. В Церкви спасение. Была бы умнее, не пришлось бы так дорого платить за это Великое Знание Ольга Орлова 29 ноября 2023, 20:04 Последние несколько лет Самуил по благословению читал ежедневно по 12 ГЛАВ Евангелия. Если не успевал, то отмечал в своей таблице и потом обязательно дочитывал «долги». Супруга Самуила Анна внесла ясность. Помяни, Господи, раба Твоего Самуила во Царствии Твоем! Божия Матерь, утеши всех любящих! У Самуила с Анной шестеро детей, и у них уже тоже дети — внуки Самуила. Покрой, Господи, милостью Твоею сей род. Василий 29 ноября 2023, 19:47 Очень хотелось бы узнать мнение опытных духовников: получается, через определённую музыку можно получить духовное повреждение? Даже через классическую в определённых обстоятельствах? Дмитрий 29 ноября 2023, 15:22 После прочтения статьи почему-то вспомнились слова профессора Лосева (тайного монаха)- " Вера в Бога-это теория, а доверие к Богу- практика " . Часто мы в жизни не идем дальше теории, а вот кто-то достигает и практики... И еще в этой статье для меня приоткрылась серьезность духовного мира. Читатель 29 ноября 2023, 13:53 Какой-то странный рассказ, тяжело читается Алла 29 ноября 2023, 10:08 Но это же история про Валентина, а не Самуила. Наталья 29 ноября 2023, 07:33 Господи, какие же мы счастливые, что стали Твоими рабами по факту рождения в нашей прекрасной стране, в семьях, где не запрещали посещать храм, или посещали его всей семьёй. Бесчисленны Божии благодаяния человеку. Священник нашего храма хорошо говорил в проповеди об этом - вот новый магазин с продуктами возле дома открылся, остановку перенесли, и она теперь стала ближе - все это Божии милости, и они на каждом шагу каждый день. Слава Тебе, Боже, во веки!!! После прочтения это замечательной статьи, сразу приходит в голову - каково жить без Бога...

http://pravoslavie.ru/157543.html

Преувеличенное уважение к еврейской библии и преувеличенное же пренебрежение к переводу LXX-u повело к тому, что все новейшие ученые стали смотреть на соединение книг Самуила и Царей в одно целое у LXX-u, как на произвольное и лишенное оснований нововведение со стороны переводчиков, которым уничтожалась самостоятельность той и другой книги и вносилась значительная путаница в историю священного канона 281 . В настоящее время одни из исследователей совершенно игнорируют свидетельство перевода LXX-mu, другие отделываются от него бездоказательными замечаниями. Так напр., Keil пишет: «из того, что Александрийцы первую и вторую книгу (Самуила) назвали (книгами) Царств (βασιλειν), не следует, что еврейское наименование позднейшего происхождения, так как переводчики могли изменить и древнейшее название 282 . По Scholz’y – пример LXX ни в каком случае не может служить доказательством, что в первоначальном еврейском подлиннике оба произведения (книга Самуила и книга Царей) составляли одно целое, потому что в этом переводе имели место и другие нововведения, напр., разделение книг Самуила, Царей, Паралипоменон, Ездры – каждой на две части, чего первоначально в подлиннике несомненно не было 283 . Между тем свидетельство LXX-u заслуживает более серьезного отношения к нему, и пренебрежение к нему представляет в такой же степени неблагоприятную для успеха науки и печальную крайность, как прежнее пренебрежительное отношение к еврейскому подлиннику. Первоначальное единство книг Самуила и Царей или Царств, о котором свидетельствует перевод LXX-u, имеет в свою пользу весьма веские основания, к рассмотрению которых мы и обратимся, потому что этим только путем можно придти к удовлетворительному разрешению вопроса о происхождении рассматриваемых книг. 1) Так как перевод LXX-mu был окончен приблизительно за 2 века до Рождества Христова, то его свидетельство приобретает весьма важное значение уже по своей глубокой древности, а свидетельства в пользу отделения книги Самуила от книги Царей, как мы видели, не идут далее первого века по Рождеству Христову: самое древнее из них – Иосифа Флавия, которое, при том же не отличается особой ясностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Возможно, впрочем, предположить, что Гедеон при помощи эфода стремился удовлетворить той же национальной еврейской страсти, которая сказалась в его просьбе, обращенной к воинам: эфод, как один из важнейших оракулов Ветхого Завета, должен был привлекать к себе многочисленные народные массы и доставлять· его обладателю значительные доходы. Четыре книги царств. Книга Самуила и книга Царей а) Название книг; вопрос об единой книге Царств. Кн. Царств, как компилятивное произведение одного автора. Кто этот автор? Следуя порядку священных книг, принятому в еврейской библии, мы опускаем книгу Руфь, которая отнесена (правильно или нет – увидим ниже 640 ) к отделу кетувим. За книгой Судей в составе невиим ришоним непосредственно помещаются две книги Самуила и две книги Царей. В рукописных еврейских кодексах две книги Самуила составляют одну книгу с именем Шемуэль; равным образом и две книги Царей – также одну, под названием меляхим (цари), имя «вегаммелех Давид» – «и царь Давид» (начальные слова книги). О двух только книгах Самуила и Царей (вместо теперешних 4-х) говорят и древние писатели христианской Церкви Ориген , Иероним, Кирилл Иерусалимский . Разделение каждой из них на две части введено только в 16-м столетии в печатном —86— издании еврейской библии Бомберга и с того времени вошло в общее употребление у евреев. В переводе LXX-u и в зависимости от него в Вульгате, славянской и русской библиях книга Самуила и Царей составляют одно целое с именем βασιλειν, regnorum (или regum), «царств», которое разделяется на 4 части или книги: две, соответствующие книге Самуила, и две, соответствующие книге Царей. При счете всех канонических книг Ветхого Завета первые две книги Царств принимаются за одну, равно как и две последние (З-я и 4-я), также за одну книгу 641 . Таким образом, на основании еврейских рукописей Ветхого Завета, древность которых, впрочем, восходит не далее 7 – 8 века по Рождеству Христову, на основании свидетельств христианских писателей, сирского перевода Пешито и не особенно ясных указаний Иосифа Флавия в наших книгах Царств, нужно видеть два самостоятельных произведения еврейской историографии: 1) книгу Самуила; 2) книгу Царей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Более труден и менее ясен в своей непосредственности для нас другой более важный вопрос о том, в каком взаимоотношении должны были находиться и находились собственно полномочия Самуила, как пророка, к новым полномочиям Саула, как первого царя? Мы упомянули уже, что, по основному положению всей истории Израиля, царь должен был царствовать в согласии со стражами его – пророками, вестниками воли Божией и, в зависимости от этого согласия, обеспечивал или нарушал устойчивость и плодотворность своего служения. Всматриваясь вообще во взаимоотношения Самуила и Саула под точкою зрения приведенного основоположения, легко установить общий характер этих взаимоотношений, как в первый, так и во второй период Саулова царствования. В первом случае, деятельность Самуила, как пророка, во взаимоотношении к деятельности Саула, как царя, сводилась к содействию стремлениям царя, направлявшимся прежде всего к обеспечению внешнего благополучия Израиля, – благополучия, обусловливавшего в известной мере успехи и внутреннего его преуспеяния, лежавшего на прямой заботе пророка. Не погрешим, если скажем, что в той мере, в какой пророк содействовал своею нравственною силою и большею близостью к Богу многосложным и —569— трудным обязанностям царя, и самому пророку царское служение было не малым содействием в достижении успехов непосредственно пророческого служения. Во втором случае, когда царь обнаружил попытку независимого самоопределения в своих высших полномочиях, роль Самуила при этой ненормальности должна была измениться в противодействие ей, и в деятельно-грозное ополчение за права и цели Иеговы. История и частнейший характер первого рода взаимоотношений Самуила и Саула, имевших место в первый период царствования последнего, не представляют особенно обширного поля для недоразумений и неправомыслия. В торжественном собрании народа в Галгалах, состоявшемся по приглашению самого Самуила ( 1Цар.11:14 ), запечатлевшем всенародное признание Царем Саула и блестяще отпразднованном «пред Господом» мирными жертвами, Самуил заповедует народу с его царем неизменную верность Иегове, и под этим условием обещает ему прежнее покровительство и руководительство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пророк всё еще пытается помочь своему народу, найти для него хотя какой-то шанс. Но, нет! И сказал мне Ягве: Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут ( Иер. 15:1 ). Моисей и Самуил – последняя надежда иудеев, выше их нет. Но даже если бы и они просили за народ, на сей раз помилования нет. Нарушившим закон (Моисея) и отвергшим пророков (Самуила) не помогут и сами Моисей с Самуилом. Исключительное значение Самуила для Израиля и первенство его в сонме пророков, одним из которых был почти отчаявшийся Иеремия, очевидно. Жизнь пророка Самуила подробно описана в Первой книге Царств, автором которой, вполне возможно, он сам и являлся. У евреев она так и называется «Первая книга Самуила». Мы не будем подробно говорить о всей его жизни, но остановимся только на некоторых моментах, раскрывающих исключительную роль этого пророка для Израиля. Имя пророка Самуила и некоторые моменты его детства Имя пророка – Шмуэль, или Шемуэль, означает «испрошенный у Бога». Глагол (шама) – услышал. Самуил был испрошен неплодной Анной у Бога, и Бог услышал ее, даровав сына. Само имя этого человека указывает на то, что он был крайне нужен народу Божию. Как иссохшая земля просит у неба дождя, так бесплодная Анна – образ ставшего к тому времени уже бесплодным Израиля – взывает к небу и получает от Бога этот дар. Бесплодная иссохшая земля Израиля должна ороситься благодатными потоками небес. Для этого Анне по молитве ее даруется Шамуэль. Семьдесят толковников передают это имя как Σαμουηλ (Самуэль), также и блж. Иероним в Вульгате – Samuel Анна родила сына, и дала имя ему: Самуил; ибо (говорила она), от Ягве (Бога Саваофа) я испросила его ( 1Цар. 1:20 ). Как Исаак, как Самсон, Самуил дарован Богом бесплодной матери. Таковы же будут потом Дева Мария, Иоанн Креститель. Не страстность человеческой природы, не сила естества, а молитва низводит на землю от Бога таковых избранников, благодатию рожденных, хотя и не вопреки человеческой природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

По окончании вышеописанной войны и после смерти священника и судии израильского Илия, израильтяне 20 лет были под игом филистимского рабства, находясь во власти своих врагов и платя им дань. Но спустя 20 лет, Бог призрел на бедствие народа Своего, угнетаемого филистимлянами, и когда, сжалившись над ним, пожелал избавить Израиль от власти его врагов, то сперва воздвиг среди него проповедника покаяния, верного раба и священника Своего, пророка Самуила. Ибо не хотел Бог иначе помиловать народ Свой, как после того, когда он раскается. И святой Самуил стал проповедовать всем племенам израильским, говоря: – Если вы всем сердцем вашим обращаетесь к Господу, то удалите из среды вашей иноземных богов и дубравы Астарты 5147 и устремите сердца ваши к Господу и служите Ему Одному, и Он избавит вас от руки филистимлян. Народ послушал слов Самуила и поверил ему, так как знал его с детства его, а также – и то, что его слова пророческие всегда исполнялись. И удалили сыны Израилевы иноземных богов, Ваала 5148 и дубравы Астарты и стали служить одному Господу, а святой Самуил, как пророк и священник Божий, был у них судьею и правителем. И повелел святой Самуил всему Израилю собраться к нему в город Массифу на высокую гору, чтобы совершить там всенародную покаянную молитву Богу. Когда же народ израильский собрался к пророку Божию Самуилу и молился, постясь и исповедуя грехи свои и говоря: «Согрешили мы пред Господом», а святой Самуил, как священник Божий, приносил Богу жертву о прощении грехов народа, тогда филистимляне, услышав о собрании народа израильского и подумав, что они готовятся идти против них войною, вооружившись в большом числе, неожиданно напали на израильтян, намереваясь совершенно истребить их. Израильтяне, услышав, что враги их приближаются с целью напасть на них, сильно испугались и сказали пророку Божию Самуилу: – Не переставай взывать о нас Господу Богу нашему, чтобы Он спас нас от руки филистимлян. Но святой ободрял их, чтобы они не страшились, а только молились Богу и надеялись на Него, и сам, принося жертву, усердно молился о них. И услышал Господь молитву Самуила. Не окончил он еще жертвоприношения, как подошли филистимляне, чтобы воевать с израильтянами, но Господь возгремел в тот день сильным громом над филистимлянами и навел на них страшные громовые удары и молнию: они пришли в ужас и были поражены пред Израилем. Тогда наступили израильтяне из города Массифы и погнались вслед за врагами своими и, преследуя поражали их до места под Вефхором 5149 и, по молитвам святого угодника Божия Самуила и вследствие раскаяния своего, при помощи Божией, совершенно разбили своих врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Историк Афанасий Комнин Ипсиланти об избрании Самуила говорит следующее: «Патриарх Александрии Герасим Паллада, после патриаршества в течение двенадцати лет, отрекся в пользу Самуила, митрополита Ливии, родом хиосца, по прозванию Капасули» 117 . В другом месте своего исторического труда он говорит о Герасиме: «После патриаршества в течение двадцати двух лет, он отрекается в пользу Самуила, митрополита Ливии, родом хиосца, по прозванию Капасули, в 1699 году» 118 . Хронология Комнина Ипсиланти несправедлива, но факт отречения патриарха Герасима в пользу именно Самуила Капасули верен. Такое отречение нужно понимать в том смысле, что как, по мнению патриарха Герасима, так и по решению каирского собора 1710 года Самуил Капасули был наиболее достойным кандидатом на патриарший престол. Однако, избрание его диадохом александрийского престола, принадлежавшее патриарху Герасиму, не имело абсолютного значения: собор из лиц духовных и мирян мог его или принять, или отвергнуть. В данном случае произошло первое, т. е. собор согласился с оценкой намеченного кандидата и предпочел его всем остальным претендентам патриаршей власти. На втором заседании каирского собора, состоявшемся 20 января 1710 года, и происходило именно избрание (κλογ) нового патриарха. На соборе присутствовали: патриарх Герасим, как председатель, фиваидский митрополит Арсений, подчиненный юрисдикции александрийского престола, вес священнический и монашеский чин, присутствовавший и на первом заседании, и чин гражданский (κατλογος πολιτικς) или мирской, т. е. представители общин, цехов и весь вообще народ, составлявший паству Александрийской церкви. Участники собора высказывали на заседании свое мнение (γνμη) и подавали свой голос (ψφος), причем «был избран и всем предпочтен по общему голосу и согласию преосвященный митрополит Ливии кир Самуил, как старейший из остальных, уважаемый за архиерейское достоинство и другия преимущества». И лишь после того, как весь собор высказался в пользу Диадоха, намеченного патриархом Герасимом, этот последний признал свое решение справедливым и основательным и «с молитвой и благословением отеческим» отрекся от александрийского престола в пользу возлюбленного своего брата во Святом Духе и сослужителя, митрополита Самуила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010