127 Преподобный Сампсон был уроженцем Рима и жил во времена императора Юстиниана Великого . Раздав свое имущество, он пришел в Константинополь, где сблизился с Патриархом Миной, который посвятил его в иерея. Благодаря знакомству с врачебным искусством, но прежде всего – по благодати Божией, он исцелил многих безнадежных больных, в том числе самого императора. В благодарность за исцеление Юстиниан сделал его скевофилаксом Великой Церкви. Прославившийся делами человеколюбия, особенно устройством знаменитого приюта для нищих, преподобный Сампсон получил прозвище Странноприимец. По кончине праведника гроб его источал благоухание. 128 Варфоломей Кутлумушский (1772–1851) – уроженец острова Имврос, книгоиздатель и педагог. Подвизался в Кутлумуше с 1793 г., будучи учеником Никодима Святогорца . Преподавал в Патриаршей школе Фанара (Константинополь), в гимназии на острове Халки, в Афониаде (1848–1849), в школах Фессалоники, Керкиры, а также в Венеции, где напечатал Малый Просевхитарий и Большой Часослов. Находясь на Керкире, исправил по благословению Патриарха Константия I (1830–1834) Пентекостарий [в Русской Церкви – Цветная Триодь]. Позже издал Триодь [в Русской Церкви – Постная Триодь] и полный круг служебных Миней, текст которых тщательно проверил. 130 Мавруда – келлия Введения во храм Пресвятой Богородицы, зависимая от Хилендарского монастыря. Название ее предположительно происходит от Μαροδα – уменьшительной формы от имени Μαρα, намекающей на малый возраст Богоматери к моменту введения Ее во храм. 131 Образное выражение, подчеркивающее значение соборного храма Протата (освященного в честь Успения Божией Матери) уподоблением его константинопольскому собору Святой Софии. – Изд. 132 В 1276 г. большинство монастырей Афона отвергло унию с папским Римом, заключенную императором Михаилом Палеологом, за что жестоко пострадало от карательной экспедиции с участием его католических союзников. Жертвами карателей стали и монахи Карей, в том числе тогдашний глава всех монастырей – прот. – Перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Великий реформатор России, в деле увековечения исторических событий и воздаяния почестей павшим, следовал старым русским заветам. А его эпоха была полна славных дел для молодой Русской армии! Страницы ее боевого формуляра то и дело, что заполнялись такими делами, как Гангут, Выборг, Нарва, Лесная, Полтава. Всякая новая победа вызывала постройку храма или тут же на месте – как, например, при дер. Калинкиной (1703), Лесной 591 или же в новой столице, где по повелению Петра строится в память Нарвы церковь св. Матфея (9 августа 1704 г.); Церковь Сампсона Странноприимца в память Полтавы; церковь Пантелеймона «в знак благодарности Богу и в память павших, за дарованную победу в 1714 г. июля 27 дня в день Великомученика Пантелеймона, в присутствии Его Величества с флотом на море при Ангуте острове над шведами, где взят один фрегат и несколько галер»; для увековечения Полтавы, где Петр собственноручно насыпал курган над павшими и поставил крест с надписью: «Воины благочестивые за благочестие кровью венчавшиеся лета от воплощения Бога Слова 1709 июня 27 дня». Через 20 дней Петр Великий издает указ монастырскому приказу, где приказывает «во знак и вечное напоминание той преславной виктории на том самом месте, где тот бой был, а именно неподалеку от Полтавы – построить монастырь мужской и в нем церковь каменную, во имя святых Апостолов Петра и Павла, да нижнюю преподобного Сампсона Страноприимца, на которого память та преславная виктория получена, а перед церковию сделать пирамиду каменную, со изображением на ней персоны Государевой в совершенном возрасте на коне, вылитую из меди желтой, и под ней бой самым добрым художеством, а по сторонам той пирамиды, на досках медных же учинить подпись с объявлением всех действий от вступления в Украину короля шведского и с получением сей баталии, и быть в том монастыре архимандриту с шапкою и келии и ограду построить и для поспешения в том строении имать хоромные строения и иныя всякие потребные вещи и работников из деревень и дворов изменничьих, а именно бывшего Полтавскаго полковника Герцика, а в награждение к томуж монастырю дать и изменничьих деревень и мельниц, даложа Его Великаго Государя, а все то зделать из монастырьскаго Приказу».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

156 Св. Мокий, родом Римлянин, был священником в Амфиполе (в Македонии); после многих истязаний в этом городе и в Ираклее, был отправлен в Византию, где и скончался от меча, в царствование Диоклитианово. В сказании о страдании св. Мокия замечено, что он совершнил свои подвиг в 11 день мая, “в оньже потом благочестивый царь Константин праздник ему творяшс. Созда бо церковь во имя его, и честныя его мощи принесе во оную, и в день памяти его сотвори обновление граду, егоже во имя свое Константинополем нарече” (Чет. Мин. 11 мая). – Св. Сампсон, родом Римлянин, искуством врач, саном пресвитер Цареградский, по делам благотворительности Странноприимец, жил во времена Иустиниана; скончался, в глубокой старости, около 530 г. и погребен “в церкви св. мученика Мокиа, от егоже племене великий сей Божий угодник Сампсон плотским рождением бяше.... Прославляя Бог множаишими чудесы угодника своего Сампсона, сотвори гроб его источати целебное миро, имже всякими недуги болящии, с верою помазующиися, здравие получаху” (Там же, 27 июня; сн. Ассемани, Kalend. ecc!. univ. t. VI. р. 448). 157 Византий (1. 1. говорит, что мощи св. Евфимия лежали в самом храме св. Мокия ; но откуда он взял это известие, не показывает. Димитрий Ростовский замечает:“жития преподобнаго сегоЕвфимиа новаго не обретохом более нигдеже, точию еже от службы в Минеи ему положенныя возмогохом, сие зде положихом”, именно, что преп. Евфимий, живя в мире, был женат; удалившись в пустыню, подвизался по примеру древних пустынников и сделался наставником иноков (Чет. Мин. 15 октября). В Папеброковых Святцах он изображен монахом, в пресвитерской одежде (Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. V. р. 302). 158 Свв. чудотворцы и безмездные врачи Кир – Александриянин и Иоанн – Едессянин пострадали в Канопе, близ Александрии, при Диоклитиане, в 311 году (Чет. Мин. 31 января. Месяцосл. Вершин.). 159 На запад от церкви св. Филиппа, стоявшей неподалеку от Мокиевой цистерны (сн. выше, прим 155), издавна было городское кладбище. На этом-то кладбище царица Ирина Афинянка (780 – 802) постронила церков во имя св. евангелиста Луки: (Кодина, ed. 1. р. 119 et 102). Когда же церковь эта стала угрожать разрушением, то имератор Василий Македонянин перестроил ее заново. Templum hoc sancti Lucae, говорит Бандури, ab Irene Attica Augusta conditum, ad quod stetit Coemeterium publicum, – ad occasum aedis sancti Philippi, non longe a cisterna Mocisia erat, quaeque, cum ruinam minaretur, reaedificata fuit a Basilio Macedone, ut auctor est Porphyrogenitus in ejus vita, cap. LIV: (Imper. Orient. t. II. p. 710. 711; сн. Византия, ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

С Крестовоздвиженским монастырем связанна деятельность известного мастера по изготовлению иконостасов Василия Реклинского. В 30-х годах XVIII в. он вместе со своими учениками изготовил иконостас для главного собора монастыря. Во второй четверти – середине XVIII в. в Крестовоздвиженском монастыре работал (здесь и принял монашество) талантливый живописец Самуил. В 1762 году его перевели в Киев и назначили «малярным начальником» Софийского монастыря. Из работ, выполненных им, сохранился хорошо известный «Портрет Д. Долгорукова» (1769 г.), который поражает психологической глубиной, точным рисунком, изысканной живописью. Иконы, писанные Самуилом, высоко ценились в Киеве, Москве и других городах. С января 1818 по 1876 год близ монастыря, на юго-восточном склоне Монастырской горы, находилось Полтавское духовное училище (старая бурса). Располагалось оно в собственных каменном двухэтажном и деревянном одноэтажном помещениях, подаренных монастырем. В октябре 1894 года на склоне горы, со стороны города, в доме, сооруженном на средства иркутского купца, почетного гражданина Полтавы И.С. Котельникова, при монастыре была открыта мужская одноклассная церковно-приходская школа, которая просуществовала до Октябрьской революции 1917 года. Ее каждый год заканчивали десятки детей с монастырских окраин. После Полтавской битвы Петр издал указ об учреждении в честь этого события на поле боя мужского монастыря, а в нем верхней каменной церкви во имя святых апостолов Петра и Павла (этот день приходится по старому юлианскому календарю на 29 июня, и на этот день своего тезоименитства Петр назначал Полтавскую битву, но шведы начали ее раньше — 27 июня, в день святого Сампсона) и нижней Сампсониевой церкви в честь святого Сампсона Странноприимца. Но по разным причинам этот указ так и не был воплощен в жизнь. В 1810 году тайный советник, который служил в почтовом ведомстве при Екатерине II, И.С. Судиенко пожертвовал капитал в 100 тыс. рублей на сооружение церкви на поле Полтавской битвы. На протяжении 1852–1854 гг.

http://sobory.ru/article/?object=11933

Сампсон, именуемый странноприимец, был знатного царского рода и получил от своих богатых родителей тщательное и всестороннее образование. Человеколюбие его внушало ему из всех наук наибольшую наклонность к медицине, как дающей ему возможность подавать помощь страждущим. В то же время он не оставлял и упражнения в богословии и ревностно изучал книги Священного Писания . Искусство Сампсона, в связи с крепкою верою в Бога и постоянным призыванием имени Его Святого было таково, что он легко исцелял самые неисцельные недуги. По смерти родителей своих он раздал все их богатые имения неимущим, отпустил рабов своих, оставив лишь одного преданного слугу и пошёл странствовать по свету. Испытав на себе все труды, сначала пустынной, а затем и скитальческой жизни, Сампсон прибыл затем в Константинополь, где вокруг него стали собираться больные и бездомные, и он одним подавал помощь, а других упокоевал, по мере сил и возможности. Святитель Дмитрий говорит, что как солнцу свойственно свет свой разливать, так и у Сампсона особенное было естественное расположение разыскивать нищих, больных и скитальцев и успокоевать их. Господь, видя сердечное влечение раба Своего, щедро изливал на Сампсона благодать Свою, так что все принятые им больные, каковы бы ни были их недуги, получали исцеление. И хотя святой угодник Божий тщательно скрывал от левой руки то, что делала правая, но слава его распространялась помимо его, и патриарх, проведав о таком светильнике, не пожелал, чтобы он оставался под спудом и, несмотря на сопротивление Сампсона, рукоположил его во пресвитера. Когда царь Иустиниан заболел дурною болезнью, многие врачи собрались у него и один перед другим обнадеживали его, но существенной помощи не было ни от кого и царь страдал жестоко. Тогда Иустиниан решил не слушать ни одного, а сам обратился к Единому Врачу душ и телес со смиренною и слезною мольбою. Внял Господь горячей молитве веры и указал царю в сонном видении седенького старца «лицем смиренна», в ризе священника. «Вот кто может тебя излечить», сказал в видении юноша царю.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Рубрики Коллекции Воскресенье, 10 июля 2022 года: что будет в храме? 14 мин., 09.07.2022 Поделиться Это последнее воскресенье Петрова поста. Мы празднуем память праведной Иоанны мироносицы, преподобного Сампсона странноприимца, а также преподобных Севира пресвитера, Георгия Иверского, Мартина Туровского и Серапиона Кожеезерского. Особым образом выделяется память Собора преподобных отцев Псково-Печерских и память Липсийских преподобномучеников Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения. Также молимся священномученикам, пресвитерам Григорию, Александру, Владимиру и Петру, новомученикам Российским. Воскресенье, 10 июля 2022 года Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В воскресное утро мы откладываем все прочее, чтобы участвовать в литургии. В проекте «Готовимся к воскресенью»  мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Нового Завета и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью 10 июля. День памяти святых Праведная Иоанна мироносица (I) Жена чиновника Хузы, служившего при дворе правителя Ирода Антипы. Обеспечивала Спасителя и апостолов всем необходимым во время Его служения. По преданию, она нашла главу Иоанна Крестителя, которую выкинули после усекновения, и похоронила ее на Елеонской горе. Преподобный Сампсон странноприимец (ок. 530) Преподобный был сыном богатых и знатных римлян. В молодости он получил прекрасное образование, изучил врачебное искусство. После смерти родителей святой Сампсон стал раздавать милостыню и отпустил на свободу своих рабов, готовясь уйти в пустыню. Для этого он вскоре уехал из Рима на Восток, но Господь указал ему путь иного служения ближним и привел святого Сампсона в Константинополь. Поселившись в небольшом доме, святой Сампсон стал принимать странников, нищих, больных и с усердием служил им. Господь благословил труды святого Сампсона и даровал ему силу чудотворения. Молва о святом Сампсоне широко распространялась. Патриарх, призвав его, посвятил во пресвитера.

http://foma.ru/voskresene-10-ijulja-2022...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Горсть земли с братской могилы русских воинов, павших под Полтавой, и с редута исторической баталии доставлена в Санкт-Петербург по инициативе представителей украинской общины города. Реликвия передана 10 июля Сампсониевскому собору, возведенному в честь этой победы. В День воинской славы России и302-ю годовщину Полтавской битвы в северной столице почтили память защитников Отечества. За Божественной литургией молились члены украинских землячеств Санкт-Петербурга, казаки, гости из Свято-Троицкого храма Полтавы. После благодарственного молебна было зачитано поздравление с праздником от прихожан полтавского храма и его священника Александра Сабко. Сампсониевский собор был заложен императором Петром Великим в 1709 году в память «Полтавской виктории». Он получил это название потому, что победа над шведами была одержана 10 июля (27 июня по старому стилю) 1700 года в день памяти преподобного Сампсония Странноприимца. Символично, что от храма на Выборгской стороне начиналась дорога во владения шведского короля. Сампсониевский собор — первый в Санкт-Петербурге храм воинской славы. Ежегодно в храмовый праздник совершалось празднование знаменательного события истории Российской Империи. Епископом Феофилактом (Лопатинским) была составлена «Служба благодарственная Богу, в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над королем Свейским Карлом XII и воинством его, содеянной под Полтавой, в лето 1709 года, месяца июня, в день27-й». Собор чудом сохранил «родные» иконостасы. После его закрытия 1938 году иконы не пропали, не были проданы или перемещены, а сохранялись в Русском музее и, что большая редкость, были возвращены. В200-летие Полтавской победы у собора открыли памятник императору-полководцу работы скульптора Марка Антокольского. В 1938 году его демонтировали. К300-летию Санкт-Петербурга на средства музея «Исаакиевский собор» он был отлит заново по авторской модели и установлен на историческом постаменте. Постоянная экспозиция, создававшася здесь несколько лет, рассказывает об истории строительства шедевра великим петровским зодчим Доменико Трезини. «Вода живая», 10.07.11

http://old.aquaviva.ru/news/2011-07-10/2...

Автонома (12), Корнилия сотника (13), муч. Никиты (15), Евфимии (16), Софии и дщерей ее (17), Трофима и проч. (19), Евстафия (20), слово Астерия на Фоку (22 сент.), Феклы (24), Евфросинии (25), Иоанна Богослова (26), Каллистрата (27), Харитона (28), Кириака (29), Григория Великой Армении (30). Между тем греческие писатели стали некоторые мученические акты или древние сказания о святых переделывать в похвальные слова, которые также входили в минеи, некоторые древним житиям стали давать новую более изящную форму речи, иные писали жития вновь; так Никите Пафлогонянину ( после 880 года) приписываются многие жития святых и похвальные им слова, между прочими жития ап. Иакова Алфеева, Игнатия, патриарха константинопольского 271 . Но всех превзошел в сем роде произведений св. Симеон Метафраст . Родившись в Константинополе, получив высшее светское и богословское образование, сперва секретарь царский, потом дипломат, воин, затем первотаибник логофет, патриций, наконец магистр империи (самый высший сан), он написал и исправил многие жития святых и умер во второй половине X века. В последнее время не мало писано относительно определения времени жизни Метафраста. Последнее слово в России сказано В. Г. Васильевским в журнале Министерства Народного Просвещения (июнь 1897 г.) и в отдельных брошюрах. По его исследованию Метафраст процветал еще в последней четверти X века. Главные основания следующие: 1) Сирийский точный хронист Яхъи, процветавший около 1015 года, относит Метафраста к временам импер. Василия II (с 976 г. начал царствовать) и патриарха Николая Хрисоверга (982–994 г.). 2) Марк Евгений, митрополит Ефесский, относит славную деятельность его к временам царей Фоки, Иоанна Цимисхия и Василия II. 3) В Синодальном кодексе житий 1063 года 382 по каталогу Архим. Владимира), в котором жития называются метафразом Логофета, третье место занинает житие пр. Сампсона странноприимца. Описание чудес преп. Сампсона, бывших во второй половине X века над проспафарием Вардою, жившем при Романе II (957–963), и над Львом, патрикием, доверенным сановником императора Иоанна Цимисхия, отличившимся в 972 году, показывает, что современник этих чудес, описавший их, то есть, Метафраст, процветал во второй половине X века, как у нас написано было и в первом издании Полного Месяцеслова Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Сказав это, Сампсон коснулся рукой больного места на теле царя, делая вид, что он прилагает лекарства, и желая этим утаить данный ему от Бога дар чудесного исцеления. И лишь только он коснулся больного места рукой, вдруг царь почувствовал облегчение от болезни, а потом скоро наступило у него и совершенное исцеление. Получив совершенное здравие, царь сильно обрадовался не только своему выздоровлению, но и тому, что он сподобился увидеть столь великого богоугодного мужа. Потом, желая достойно возблагодарить святого, предлагал ему много золота и серебра. Но святой сказал царю: – Я много, царь, имел золота, серебра и имений, но все это ради Христа оставил, чтобы получить вечные небесные блага. Но если хочешь оказать мне твое благоволение, то ради Бога и твоего спасения сделай вот что: устрой рядом с хижиной моей дом, где бы я мог успокаивать немощных и странников, которым я привык служить. Этим ты и себе исходатайствуешь от Бога вечное воздаяние, и мою старость утешишь. Слушая такие слова святого, царь вменил эту просьбу его скорее в дар себе, чем в прошение, и повелел создать странноприимницу и больницу, как хотел преподобный. Когда же здание было окончено строением, царь приписал к нему различные имения на нужды успокаиваемых там странников и врачуемых больных. После того, в продолжение многих лет, святой Сампсон предавался своему делу служения странникам и врачевания больных. Среди таких занятий достиг он глубокой старости: ослабев телом, он немного разболелся и приблизился к смерти. Когда же разлучалась душа его от тела, он оставался светел лицом и нимало не скорбел ввиду смерти, как обычно скорбят другие души, преисполненные плотскими и мирскими печалями, одержимые многими грехами, и потому боящиеся смерти. Святой ведал, Кто призывает его, от каких трудов и к какому спокойному пристанищу и какие утехи ожидают там душу его блаженную, ибо всякий делатель достоин мзды своей ( Лк.10:7 ). Итак, богоугодная душа святого Сампсона отошла в небесные горные страны 4184 ; тело же его было с честью погребено в церкви святого мученика Мокия, от племени коего сей великий угодник Божий произошел по плотскому рождению, будучи духовным наследником добродетели святого мученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Отец Иоанн ездил в Глинскую пустынь каждый год до самого её закрытия, в 1961 году, а потом навещал старца в Сухуми, где отец Серафим (Романцов) стал служить в кафедральном соборе. Приезжая к старцу в Сухуми, батюшка дорожил каждой минутой общения с ним. Он жил у него, сопровождал старца на службы утром и вечером, смотрел, слушал, углублялся чувствами в то, что открывалось ему в этом многогранном общении. Он впитывал благодать, исходящую от старца, чтобы жить ею до следующей встречи. Так продолжалось несколько лет. Трудясь на приходе без отдыха, отец Иоанн и в Сухуми продолжал жить той же напряженной жизнью. А в один из приездов старец вдруг совершенно неожиданно задал отцу Иоанну вопрос: «А что это ты к нам приехал?» Удивлённый батюшка стал объяснять, что он в отпуске и приехал отдыхать. Вот тут-то и стал понятен вопрос старца: «Приехал отдыхать, а почему с утра и до вечера трудишься со мной в храме? Шагом марш на море». Как оказалось, отдых отцу Иоанну был предписан старцем в самое нужное время. Ослабленное многолетними напряжёнными трудами и переживаниями сердце было на грани инфаркта. А когда на следующий год отец Иоанн приехал в Сухуми, то уже ни море, ни воздух, ни радость встречи с отцом Серафимом не могли вдохнуть в него жизненную энергию. Состояние его было таково, что старец засомневался, вернётся ли он живым на свой приход. И тогда отец Серафим объявил тяжко болящему чаду, что он пострижёт его в монашество и тем полностью предаст воле Божией. Под благовидным предлогом выпроводив из дома матушек-келейниц, монахинь Евфимию и Елисавету 89 , отец Серафим сам совершил постриг. Это было 10 июля 1966 года, в день преподобного Сампсона странноприимца. Позднее, оправдывая своё право на заботу о приходящих, батюшка скажет: «Постригли меня в день Сампсона странноприимца, вот я и странноприимец всю жизнь». И не случайно отец Серафим дал при постриге отцу Иоанну имя апостола любви, евангелиста Иоанна Богослова. Старец видел, что и благостность, и строгость отца Иоанна истекали из одного источника – сердца, умеющего любить любовью Христовой. Провожая батюшку домой после пострига, отец Серафим настоятельно рекомендовал ему просить у Святейшего благословения на водворение в монастырь. Молитвы старца и постриг стали той животворящей силой, которая вернула больного к жизни. Он возвращался из Сухуми если не окрепшим, то явно оживотворённым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010