Таким образом, в Саратове отец Сергий Четвериков , исполняя обязанности простого законоучителя гимназии, получил бесценный опыт работы с верующими, учащейся молодежью, а также приобрел навыки издательского дела, что впоследствии ему очень пригодилось в эмиграции. Опыт же печатного слова под руководством владыки Гермогена стал для Четверикова одним из главных в последующей духовной деятельности. В 1907 году отцу Сергию поручают новое ответственное дело – должность законоучителя в Полтавском кадетском корпусе, где он прослужит целых 12 лет. Служба в полтавском кадетском корпусе Полтавский Петровский кадетский корпус был построен еще в 1837–1840-х годах по прямому указанию императора Николая I. Главное здание Т-образной формы имело внутреннюю домовую церковь во имя святого Сампсония Странноприимца, день памяти которого (27 июня) совпадал с датой Полтавской битвы. Продолжительность обучения в корпусе составляла семь лет, принимались в него мальчики с 10 лет. В составе корпуса было 4 роты. Великий князь Константин Константинович, возглавивший в 1900 году Главное управление военно-учебных заведений, был частым гостем в корпусе. Он присутствовал на экзаменах и даже сам составлял билеты и проверял экзаменационные работы выпускников. С 1902 года он стал официальным опекуном Полтавского корпуса. Каждый год в корпусной церкви святого Сампсония проходила панихида по «почившим в Бозе императорам, скончавшимся и погибшим питомцам заведения и служившим в нем». Газета «Полтавский голос» за 8 декабря 1907 года писала: «Умиление возбуждает приверженность бывших кадет своему родному корпусу. Являются старые и молодые, одни в военной форме, другие в сюртуках. Какая ни сулила судьба разные поприща, а соединяет их в одну семью дорогое среднее учебное заведение. Нельзя не пожалеть, что в гражданских учебных заведениях не привилось такое чувство товарищества, провожающее бывших питомцев до самой могилы» 18 . Фамилии павших на поле брани питомцев корпуса заносились на черные мраморные доски, которые были установлены на стене корпусной церкви. С первых дней учебы в корпусе десятилетние мальчишки молились за упокой души своих старших товарищей, отдавших жизнь за Отечество. Тот же «Полтавский голос» 29 августа 1908 года писал об интересной традиции, появившейся в корпусе в 1908 году. После зачисления в корпус кадеты 1-го класса приобретали иконы для своего отделения, которые спустя семь лет в торжественной обстановке передавали первоклассникам с дарственной надписью: «Преемственное благословение кадет 1908 года однокашникам – новичкам на честный труд подготовления к доблестному званию воина», тем самым призывая их не посрамить честь мундира и доброе имя родного корпуса. Понятно, что эту традицию ввел священник Сергий Четвериков .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Обретение мощей пр. Тихона Луховского. См. 16 июня. 27 . Д. Пр. отца нашего Самна странноприимца. Богатый и знатный римлянин, он между прочими науками в совершенстве изучил и врачебную, имея в виду бескорыстно помогать страждущему человечеству. По смерти родителей, он раздал имущество бедным, отпустил своих рабов и переселился в Царьград. Здесь св. Сампсон устроил дом для призрения странников, нищих и больных, которым и прислуживал сам с христианской любовью. Патриарх посвятил его в пресвитера, а императора Иустиниан, исцеленный им от болезни, сделал его начальником царской странноприимницы и больницы. Здесь, неусыпно и с любовью служа больным и нищим, пр. Сампсон подвизался до своей кончины (около 530 г.). Тропарь, гл. 8. В терпении твоем стяжал еси мзду твою отче преподобне, в молитвах непрестанно терпевый, нищия возлюбивый, и сия удовливый: но молися Христу Богу, Сампсоне милостиве блаженне, спастися душам нашим. Кондак, гл. 8. Яко врача всеизрядна и молитвенника благоприятна, к раце твоей Божественней притекающе, Сампсоне Богомудре преподобне, сошедшеся любовью, псалмы и песньми радующеся Христа прославляем, таковую тебе благодать подавающа исцелений. Ап. ( Гал.5:22–26; 6:1–2; 213 зач.; Ев. Лк.12:32–40; 67 зач.). Праздник о побд, Богом дарованной Всероссийскому Самодержцу Петру Великому, над шведским королем Каролом вторымнадесять под Полтавой, лета от воплощения Господня 1709. Эта победа прославила имп. Петра и Россию и способствовала тому, что отечество наше возвысилось на степень первостепенных европейских держав. 101 В Петербурге, в память этой победы, построена имп. Петром Великим церковь св. Сампсона странноприимца. Тропарь, гл. 8 . Препрославлен еси Господи Боже наш, даровавый крепость на враги Благоверному Царю нашему Петру, якоже Давиду на прегордаго Голиафа, осенил еси над главою его в день брани, препоясал еси немощныя силою свыше, и теми всю дерзость вражию низложил еси: Многомилостиве, слава Тебе. Кондак, гл. 2. В вышних живый, и на смиреннымя призираяй, Иже не дал еси вепрю от дубравы озобати, и уединенному дивому поясти винограда Твоего, утверди Боже, еже соделал еси в нас; призри с небесе и виждь, и посети виноград сей, и соверши его, егоже насади десница Твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По прошествии некоторого времени строителем [ 6 ] странноприимницы был Евстратий, который тоже не радел о больных и странниках и к тому же был скуп. Однажды много дней он не давал больным елея и за это он был наказан Богом, разболевшись глазами. Один из друзей его, именем Лев, не тот, о котором мы говорили выше, но другой, носивший то же имя и служивший в странноприимнице, сказал ему: — Отпусти для больных и странников в должной мере елея, и ты будешь здоров очами; если же не веришь словам моим, то я дам, в удостоверение сказанного мной, расписку. Сказав это, он написал Евстратию следующее: — Я, Лев, уповая на святого чудотворца Сампсона и утверждаясь несомненной верой на него, предоставляю себя поручником тебе в удостоверение того, что если ты дашь довольно елея для нищих и странников, то исцелеют от болезни глаза твои; ибо святой Сампсон испросит тебе здравие. Приняв такую расписку и дав обещание отпустить в нужной мере елей для больных и странников, Евстратий в тот же день получил исцеление очей. Но так как он был скуп по своему нраву, то снова не стал давать елея. И вот однажды ночью явился ему преподобный Сампсон и со гневом сказал ему: — Что ты испытываешь меня, пренебрегая моими вразумлениями? Устрашенный этим видением, Евстратий с наступлением утра призвал друга своего Льва и дал ему множество елея, прося его, чтобы он помолился за него к святому Сампсону и испросил у святого угодника Божия прощение грехов его. Один из царских советников, именам Барда, человек знатный, заболел карбункулом, от которого образовались на груди его большие и неизлечимые язвы. Долго он претерпевал тяжкие страдания от своей болезни. Между тем, наступил день памяти святого мученика Мокия [ 7 ]: врачи, бывшие при больном, и все домашние его ушли в церковь святого мученика на всенощное бдение; больной же лежал на одре, сильно печалясь о том, что не мог идти в церковь на праздник и поклониться чудотворному гробу преподобного Сампсона, находившемуся в той церкви святого мученика. В это время явился к нему некий благолепный старец и сказал ему:

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Ввиду этого и будем, повторяем, помнить то, что мы выше сказали относительно заботящихся о построении храмов Божиих и, помня сие, будем и сами плодоносящими и добродеющими в сих последних, будем отзывчивы к просьбам о помощи на построение Церквей и станем и вообще, кто чем может, содействовать благолепию домов Божиих. «Господи, освяти любящия благолепие дому Твоего! Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя». Аминь. 27-й день 306. Доброму делу Господь всегда бывает помощник и споспешник (Из жизни преподобного Сампсона странноприимца. Чет. Мин. июня 27) Некоторые бедные, но благочестивые и имеющие доброе и отзывчатое сердце люди, видя вокруг себя нищих и убогих, часто с сожалением говорят: «Что, если бы я был богат? Всех бы этих несчастных накормил бы, напоил, пристроил! А то вот нет денег, ну ничего сделать и не могу». Как вы думаете, братие, справедливо такое рассуждение этих людей или нет? Не знаем, как вы думаете, но мы со своей стороны думаем, что оно несправедливо. Думаем же так, потому что знаем, что кто истинно желает помочь бедным, тому Господь и средства на это подает, и доброму намерению такого человека всегда бывает помощник и споспешник. Преподобный Сампсон, именуемый странноприимцем, получил от родителей в наследство великое богатство и множество рабов, но, как человек всецело преданный душой Богу, все деньги раздал нищим, а рабов отпустил на волю. Сам же удовольствовался одной убогой одеждой и веревкой, которой он опоясывался. Сампсон пришел в Константинополь, поселился в одном пустом доме и стал принимать к себе нищих и странных и больных, и стал служить им и покоить их. При его бедности, казалось, его дело не могло далеко идти, но вышло иначе. «Бог, – говорит сказание, – иже обыче благословити любовь к ближним... почте труды раба Своего чудесы великими». И подлинно велики были чудеса, которые явил Господь на Сампсоне и на деле его. Так, прежде всего, царь Иустиниан по просьбе Сампсона устроил странноприимницу и больницу для призреваемых им, обеспечил эти учреждения великими имениями и удовлетворил все нужды странных и больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Доброе отношение отца Иоанна к людям и его искренняя вера были той живой проповедью, которая красноречивее всяких слов. Да и даром словесным батюшка был наделен сполна. Не разрешали ему проповедовать, велели «вести себя тише», но «от полноты сердца глаголют уста». Батюшка не только у себя на приходе истово служил, но объезжал с требами все окрестные деревни, всем был родным отцом, – жалел, наставлял, вразумлял. Духовные дарования, которые стали явны в то время, когда отец Иоанн вступил на старческое служение в монастыре, начали проявляться уже в те годы, когда он был простым сельским пастырем. Уже тогда в народе его называли «провидущий», то есть заметили за ним высший дар прозорливости. Но уже отмеченный высокими духовными дарованиями, отец Иоанн никогда не возвышался над народом, – он не только служил и проповедовал, но и работал вместе со своими прихожанами. Во всех храмах, где он был настоятелем, он своими руками менял кровлю, штукатурил стены, красил полы – не гнушался никакой грязной работой. И, будучи пастырем, сам всегда старался быть и пасомым, – учиться у духовно более опытных людей, жить на послушании у духовника. Так в 1950-е годы вошли в его жизнь старцы Глинской пустыни. Каждый год он старался побывать на далекой украинской земле, чтобы испросить совета, утешиться духовно у своего духовника – старца Серафима (Романцова) . Когда монастырь закрыли, и старец Серафим переселился в Сухуми, отец Иоанн продолжал ежегодно посещать его, постоянно высказывая сокровенное желание своего сердца – быть монахом. И вот, когда в 1966 году, он приехал к своему духовнику, изнуренный тяжкой болезни, от которой мог и умереть, – отец Серафим дал благословение на постриг. Который сам и совершил – 10 июля 1966 года в день преподобного Сампсона странноприимца. Позднее, объясняя свое неослабевающее внимание к паломникам, отец Иоанн скажет: «Постригли меня в день Сампсона странноприимца, вот я и странноприимец всю жизнь». В 1967 году иеромонах Иоанн (Крестьянкин) получит от Святейшего Патриарха Алексея I благословение на служение в Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

При открытии у церкви православного кладбища, рядом с ним, было отведено место и для погребения христиан других исповеданий. Таким образом все жители Петербурга должны были, с 1711-го г. погребать своих покойников на Сампсониевском кладбище. По жители московской стороны, вследствие крайнего неудобства сообщения, особенно осенью и весною, с Выборгской стороной, продолжали хоронить покойников у приходских церквей. Поэтому Архимандрит Александроневской Лавры Феодосий, по особому распоряжению царя, предписал, 19 июля 1719 года, причту ямской церкви с прихожанами – учредить, при их церкви, общее кладбище для умерших в московской стороне города. В тоже время, причту Сампсониевской церкви с прихожанами предписывалось, чтобы «за места для погребения никаких плат, не только с бедных, но и могущих, не взыскивали, разве кто с вольного своего произволения, сам от себя, на церковное строение что даст, и то записывать в книги, в приход и расход именно, и в погребении задержания никакого не чинить 87 . 26 октября 1732 г. св. Синод, с утверждения Императрицы Анны Иоанновны, указав новые места для погребения, предписал, при Сампсониевской церкви хоронить только людей своего прихода. 1734 года, января 19, св. Синод опять разрешил хоронить всех на Сампсониевском кладбище, что и подтвердил указом 23 окт. 1738 г.; но, в конце прошлого столетия, кладбище это было закрыто. Как единственный памятник исполнения приказа – не брать денег за места погребения, а пожертвования записывать, сохранилась «Книга записная приходу церкви св. Сампсона деньгам всяким и вещам. Началась июня 26 дня 1725 г. в должности тоя церкви старосты Никифора Григорьева, сына Плотникова». Запись в этой книге доведена до 1749-го года. В месяц получалось 9 или 10 рублей, вместе с вырученными от продажи свеч. Когда деревянная церковь , в которой, при Петре I-м, происходило ежегодное торжество в память о Полтавской победе пришла в ветхость, то, в 1725-м году, близ нее, был заложен каменный храм, с 2-мя приделами. Храм сооружен попечением причта, купца Лапшина и частных лиц. В 1733-м году освящены приделы: правый св. Архистр. Михаила, 9-го сентября, и левый – Иоанна Богослова, 23-го сентября 88 ; главный же алтарь, во имя Сампсона Странноприимца, окончен и освящен в 1740-м году, 18-го августа 89 . Старая церковь , по указу свят. синода, разобрана в 1737 году 90 . На месте престола разобранной церкви поставлена каменная часовня и в ней есть плита, на которой вычеканен образ пресв. Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Это был огромный заброшенный храм, нуждавшийся в восстановлении, но это невозможно было осуществить силами проживавших в этом селе стариков, не было средств и у самого священника, но вскоре помощь стала приходить от многочисленных духовных чад с приходов, где отец Иоанн служил ранее: появились облачения, нашлись богослужебные книги, ночами тайно доставляли материалы для кровли. И снова деятельный пастырь был переведен на новое место служения в далекое село Некрасовка Ермишского района Рязанской области. В 1965 г. к празднику Воскресения Христова Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I он был награжден Палицей. Весной 1966 года был переведен в город Касимов в храм святителя Николая, где стал настоятелем. В этом же году во время летнего отпуска отец Иоанн поехал в Сухуми к своему духовному отцу схиархимандриту Серафиму (Романцову) , с которым встретился впервые во время поездки в 1957 году в Глинскую пустынь. Их духовное общение продолжалось вплоть до смерти старца Серафима в 1976 году. Монашество В 1966 году отец Иоанн приехал к своему духовному наставнику тяжело больным, и отец Серафим принял решение всецело предать его воле Божией, совершив над ним монашеский постриг. Постриг осуществил сам 10 июня 1966 года, в день памяти Сампсона странноприимца (сообщив об этом патриарху Алексию I). Позднее батюшка говорил: «Постригли меня в день Сампсона странноприимца, вот я и странноприимец всю жизнь» 117 . При постриге ему было дано имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Отец Серафим посоветовал своему духовному чаду просить у Патриарха разрешения на уход в монастырь. В 1967 году благословение Святейшего было получено. Иеромонах Иоанн был направлен в Псково-Печерский монастырь. В Рязанской епархии он прослужил в общей сложности десять лет, пять раз его переводили с прихода на приход. «Я в своей жизни и служении сменил очень много приходов, – писал в старости батюшка, – но все это было не по моей воле, а по воле Архиерея. «На благо Церкви, для пользы дела» – такова была резолюция.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

По прошествии некоторого времени строителем 4187 странноприимницы был Евстратий, который тоже не радел о больных и странниках и к тому же был скуп. Однажды много дней он не давал больным елея и за это он был наказан Богом, разболевшись глазами. Один из друзей его, именем Лев, не тот, о котором мы говорили выше, но другой, носивший тоже имя и служивший в странноприимнице, сказал ему: – Отпусти для больных и странников в должной мере елея, и ты будешь здоров очами; если же не веришь словам моим, то я дам, в удостоверение сказанного мной, расписку. Сказав это, он написал Евстратию следующее: – Я, Лев, уповая на святого чудотворца Сампсона и утверждаясь несомненной верой на него, предоставляю себя поручником тебе в удостоверение того, что если ты дашь довольно елея для нищих и странников, то исцелеют от болезни глаза твои; ибо святой Сампсон испросит тебе здравие. Приняв такую расписку и дав обещание отпустить в нужной мере елей для больных и странников, Евстратий в тот же день получил исцеление очей. Но так как он был скуп по своему нраву, то снова не стал давать елея. И вот однажды ночью явился ему преподобный Сампсон и со гневом сказал ему: – Что ты испытываешь меня, пренебрегая моими вразумлениями? Устрашенный этим видением, Евстратий с наступлением утра призвал друга своего Льва и дал ему множество елея, прося его, чтобы он помолился за него к святому Сампсону и испросил у святого угодника Божия прощение грехов его. Один из царских советников, именем Барда, человек знатный, заболел карбункулом, от которого образовались на груди его большие и неизлечимые язвы. Долго он претерпевал тяжкие страдания от своей болезни. Между тем, наступил день памяти святого мученика Мокия : врачи, бывшие при больном, и все домашние его ушли в церковь святого мученика на всенощное бдение; больной же лежал на одре, сильно печалясь о том, что не мог идти в церковь на праздник и поклониться чудотворному гробу преподобного Сампсона, находившемуся в той церкви святого мученика. В это время явился к нему некий благолепный старец и сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Душеприказчик Е.Ф. Башкиной коллежский секретарь Иван Григорьевич Чудновский взялся за постройку храма, которая была завершена к 1894 году. Чудновский отнёсся к своим обязанностям столь недобросовестно, что новопостроенный им храм из-за обнаруженных в нём изъянов был полностью разобран. Строительство было возобновлено благодаря инициативе архимандрита монастыря Митрофана (Землянского). В 1908 году новый храм был закончен и освящён 8 июня, в день празднования 200-летней годовщины со дня основания Покровской обители. Это знаменательное событие в жизни монастыря отразилось и на наименовании нового храма, который был освящён Астраханским епископом Георгием (Орловым) в честь Святителя Мефодия, патриарха Цареградского, небесного покровителя астраханского епископа Мефодия, построившего первый храм на этом месте; в честь Преподобного Сампсона Странноприимца, небесного покровителя астраханского митрополита Сампсона, основавшего эту святую обитель, и в честь Великомученицы Екатерины, небесной покровительницы купчихи Е.Ф. Башкиной, на средства которой и был выстроен этот храм. Соборный храм обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы имел кораблеобразную оригинальную архитектуру с пирамидальным куполом наверху, увенчанным одною главою, с вызолоченным крестом. Верхний его слой шёл четырёхгранными уступами, их насчитывалось четыре, и благодаря которым стиль храма несколько напоминал собою сооружения подобного же характера на Востоке. Эти четырёхгранные ярусы, широкие внизу и постепенно суживающиеся к верху, были некогда украшены лепными алебастровыми кувшинами-вазами, от которых к началу XX века не осталось и следа. В храме было три входа: с западной, северной и южной сторон, к которым вели три каменные площадки, состоящие из трёх-четырёх ступеней. Алтарь его имел квадратную форму, с полукруглою, на восточной его стороне, стеною, освещавшийся четырьмя окнами. Центральная часть храма с двумя большими полукруглой формы окнами; кроме того, у клиросов его существовали два небольшого размера окна.

http://sobory.ru/article/?object=41153

При церкви находятся три дома: два каменные, одноэтажные и один небольшой деревянный. В каменных живут причт и сторожа; одна комната отдается в наем; деревянный, находящийся на огороде, отдается в аренду огороднику. В 1882 г. с правой стороны церкви, построен трехэтажный каменный дом для причта и богадельни. Он построен на средства благотворителей. Приход простирается до прихода Новосильцевской церкви, а по Неве - до прихода Николаевской церкви, на Черной речке. Большинство прихожан составляют рабочие на заводах и фабриках,но так как это народ пришлый, то числа их показать в точности невозможно. Коренных жителей можно насчитать до 120 душ муж. пола и до 130 женского. 13 октября 1874 г. учреждено при церкви благотворительное общество. Честь учреждения его принадлежит дейст стат. совет. М. Г. Петрову, пожертвовавшему 2 000 руб. Сперва общество выдавало бедным пособия и даровые квартиры. С 27 июня 1880 г. открыт и освящен каменный трехэтажный дом, построенный частью на средства общества, частью на пожертвования посторонних лиц, особенно Ильи Федуловича Громова. Часть дома занята старушками, до 20 человек, остальная отдается в наем. В 1714 г. купеческий человек Емельян Яковлевич Москвин построил при церкви богадельню для 10 чел. мужского пола. Это был первый пример благотворительного приходского учреждения в Петербурге. 5 июля 1721 г. церковный староста Негодяев просил св. Синод, чтобы ему разрешили построить здесь богадельню для лиц женского пола, а мужскую, как поставленную неудобно, перенести на другое, лучшее место. Негодяев построил богадельни, и в 1722 г. в них помещалось 20 старух, в 1738 г. 9 чел. мужского пола и 20 женского. В том же году „канцелярия от строений " распорядилась построить при Сампсониевской церкви две новые богадельни, вместо обветшалых. В 1734 году они и были закрыты. Кроме кладбища в ограде, церкви Сампсона принадлежит другое кладбище с церковью св. Иоанна Богослова. В архиве духовной консистории за 1703 г. за 5960 есть дело о приготовлении к освящению церкви, что на Выборгской стороне и о бытии священнику Алексею Антонову, доколе не освящена будет та церковь при Сампсониевской церкви. Кладбище находилось в полуторах верстах к востоку от церкви. Земля под оное была отрезана 21 августа 1774 г. от дачи тайного советника Теплова, в количеств 3 дес. 2 304 кв. саж. По упразднении Богословской церкви, кладбище включено в общую дачу Английской фермы, за которою и числилось до 1810 г. В этом году казенная палата продала его с аукциона мещан. Матфеевскому и купцу Шошкину. В 1841 г. отделена для городского кладбища земля из дачи купца Мейер. В 1842 г. земля эта поступила в ведение Сампсониевской церкви и состояла за нею до 1852 г., а потом отчислена к Спасобочаринской. Временная, назначенная городской думой комиссия устроила здесь сторожку и здание для часовни, но сторожка осталась необитаемою, а в часовне не было церковной утвари, и никаких богослужебных действий в ней не совершалось. Постепенно эти здания пришли в ветхость.

http://sobory.ru/article/?object=01540

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010