С этой целью, к зданиям богадельни нарочно были пристроены с улицы чуланы, в которые тайно приносили незаконнорожденных младенцев. Призревавшиеся в богадельне женщины принимали в чуланах детей и воспитывали их до определенного времени. При этом, строго запрещалось принимавшим спрашивать об именах приносящих или узнавать, от кого именно принесены дети. На содержание каждого ребенка, а также и на пропитание богаделенок, занимавшихся воспитанием детей, отпускаем был от казны в определенном размере хлеб и в достаточном количестве – денежное жалованье из той тысячи, которая назначена императором на богадельню. Дети воспитывались в богадельне обыкновенно до семилетнего возраста, а затем переводились в мастерские – мальчики для обучения разным художествам, а девочки – рукоделиям. По кончине Петра воспитательное заведение по каким-то причинам уничтожилось, но богадельня Воскресенская существовала до конца 1780 года, и как первое учреждение в новой столице, она послужила образцом для учреждения заведений такого рода при некоторых городских церквях. Так в 1714 году, прихожанин Сампсониевской церкви, купеческий человек Емельян Яковлевич Москвин устроил при церкви св. Сампсона-странноприимца мужскую богадельню, в которой помещалось десять человек бедных и убогих мужского пола, которые питались подаянием мирских людей. Сампсониевская мужская богадельня была первым в Санкт-Петербурге явлением епархиальной приходской благотворительности, которая, с течением времени, все больше и больше возрастала. Вскоре за этим, указом 16 ноября 1720 года, запрещалось нищим по улицам и при церквях просить милостыню, а обывателям подавать ее, а также предписывалось давать милостыню, кто пожелает, в госпитали и в другие такие подобные места. По случаю громадной смертности в новом городе, построенном не в благоприятной для жизни местности, государь старался о заведении способов к лечению больных. С 1714 года по сенатскому указу стали собирать, так называемые, лазаретные деньги. Они шли на пропитание и лечение больных и раненых солдат.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Кто этот богатый господин, который поручил имение свое рабам своим? Кто эти рабы, и что это за таланты? — Богатый господин — это Сам Господь, Творец и Промыслитель мира, во власти Коего все сокровища небесные и земные. Рабы Господни — это мы, христиане, которые должны верно служить своему Господу. Таланты — это всякий дар и всякое благо, которое Господь, по Своей премудрости всем нам раздавал и доселе раздает по нашим силам на пользу нашу. Так, например, одному дает Господь хороший ум, делает его начальником, учителем, или судьей; другому посылает хороший урожай хлеба, во всем довольство и достаток; иному дает силы и здоровье, способности к мастерству, торговле или иной промышленности. Кто имеет эти таланты, благодари и прославляй Господа, благодари за большое и за малое. Умей только благоразумно пользоваться своими талантами. Пред Богом не тот достоин чести и славы, кто имеет много талантов, но тот, кто употребляет их для прославления Бога, для пользы ближних и для вечного спасения своей души. А как нужно пользоваться дарованными от Господа талантами, мы это поясним примерами из жития святых. Преп. Сампсон странноприимец имел от Господа дар врачевать больных; имел он и богатство земное. И вот он, как благоразумный и верный раб Господень, устроил в Константинополе дом для странных и нищих, во имя Господне врачевал болящих, не получая никакой платы, и вое имение свое употребил в пользу бедствующих (27 Июня). Преп. Антоний Сийский сначала жил в пустыне блаженного Пахомия. Господь дал ему крепкое здоровье, и он, как верный и добрый раб Господень, трудился на поварне, нося воду и дрова. Посвященный в иеромонашество, он ходил на работы наравне с прочими (7 Декабря). Так должен поступать и каждый из нас. Тебе Господь послал хороший разум? — помогай своими добрыми советами и наставлениями тем, кто имеет в этом нужду. Тебя Господь поставил начальником или судьей? Делая добро своим подчиненным, устрой хорошие порядки в обществе, искореняй всякие пороки, люби правду, защищай людей невинных и честных. Наделил тебя Господь достатком земным? — От трудов своих праведных делись с ближними своими, особливо же с бедною и нищею братией, не скупись жертвовать на украшение храма Божия и на другие добрые дела; ибо доброхотнаго дателя любит Бог ( 2Кор.9:7 ). Ты пахарь или купец, или Господь возложил на тебя какую должность? — С добрым усердием проходи свое знание, в которое Господь тебя поставил, исполняй свою должность по чистой совести, честно и добродетельно. Дал тебе Господь силы и здоровье, способности к мастерству? Употребляй их на одно полезное и доброе как для своей семьи, так и для ближних своих, будь прилежен и трудолюбив, и всякое твое дело и занятие исполняй по закону христианскому. Кто поступает таким образом, тот есть верный и добрый раб Господень. За его добрые труды и подвиги Господь скажет ему: добрый и верный раб! в малом ты был верен: над многим тебя поставлю; войди в радость Господа Твоего.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Когда решаю познакомиться с девушкой с целью создания семьи, чувствую внутренний запрет. Как можно распознать: это знак свыше, мой эгоизм или что-то еще? Может быть, это, как говорят, «на роду написано» – запрет на брак, чтобы я больше молился за наш род? Но в то же время я не чувствую призвания к монашеству. Может быть, кроме двух путей (монашество и брак), есть третий – одиночество в миру, направленное на служение Богу и людям? Что нужно сделать, чтобы найти свой путь? Когда вы не чувствуете явного призыва к тому или иному образу жизни, то лучше не торопиться ни с браком, ни с монашеством, а подождать, пока вы внутренне не определите себя. Многие ревностные христиане избирали путь к Богу через служение людям в миру, например Сампсон Странноприимец, Зотик Сиропитатель, Филарет Милостивый и другие. О выборе монашеского пути Если дети хотят стать монахами Что Вы посоветуете матерям, дети которых становятся монахами или хотят ими стать? Есть предание, что когда человек принимает монашество, то радуются его усопшие предки до восьмого поколения. Но, к сожалению, редко радуются живые сродники, которые окружают его. Чаще всего скорбь родных происходит оттого, что они не понимают сути монашества как неоскудеваемого источника духовной радости. Вопрос о монашестве должны решить сами дети; а родители могут им советовать не торопиться, а проверить себя. Смысл монашества Монахи дают обет целомудрия. В чем смысл его? Только в обещании безбрачной жизни и хранении себя от помыслов? Монашество заключается не только в безбрачии, но во всем образе жизни – в сосредоточении всех сил души на первой из двух главных заповедей: «Возлюби Господа всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, всей крепостью твоею», – то есть посвяти Господу триединые силы души. Монашество – это религиозный максимализм, максимализм не как крайность, а как полнота духовной жизни, когда сердце человека не делится между Богом и миром, Создателем и Его созданиями, а принадлежит всецело и нераздельно Богу. В этом смысле целомудрие для монаха – заповедь более широкая, чем безбрачие, хотя включает безбрачие как один из необходимых элементов. Целомудрие – это стремление к душевной и интеллектуальной чистоте, борьба со страстями и ограничение внешних впечатлений. Поэтому монашество требует определенного образа жизни: уединения, безмолвия и послушания. Монашество – это стремление к постоянному богообщению через молитву и пробуждение мистических интуиции духа, это благоговение перед тайной Божества и интуитивное проникновение в мир духовных сущностей, это любовь к Богу, которая является высшей радостью на земле и преддверием вечной радости. Как подготовиться к жизни в монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

«Сообразно с таким взглядом на дело совет общества и заботился преимущественно о воспитании бедных детей и о призрении престарелых, отдавая первых в разные учебные заведения, преимущественно в училища, подведомственные комитету о нищих (в коих советом открыты стипендии), и помещая вторых в богадельни». Но «не упускалось из вида» и оказание временной помощи нуждающимся в ней. Эта помощь оказываема была выдачей денег, платья, дров, пищи, лечением даровым. Но, оказывая такую помощь, совет пришел к мысли, что в этом случае лучшим способом благотворения было бы устройство даровых квартир для бедных. Бесплатные квартиры были открыты в доме Носиловой по большому Сампсоновскому проспекту 15, но, по неудобству помещения, 11 сентября 1877 года были выведены в новоотстроенный дом Талыпина по тому же проспекту 45. Как только квартиры были заселены, потекли пожертвования в пользу их насельников и деньгами, и различными припасами и продуктами, которые и раздавались по принадлежности, так что призрение в даровых квартирах сильно походило на содержание в богадельне. Обзаведшись такого рода богадельней, общество задумало учредить и форменную богадельню. Еще в 1875 году для устройства богадельни предлагал обществу М. И. Иванов участок земли в 300 квадр. сажен, но потом земля оказалась спорной и взамен обещанной земли общество приняло от М. И. Иванова пожертвование денежное – в 1.000 рублей, Однако расставшись с мечтой о владении недвижимостью, обещанной Ивановым, общество не оставило мысли о построении собственного дома для богадельни на собственной земле. В 1878 году была исходатайствована уступка обществу участка церковной земли, в 300 сажен, а в январе 1879 года общество решило построить на этом участке дом: низ каменный, а верх деревянный, в нижнем помещении устроить 4 лавки, а в верхнем водворить богадельню. У общества в то время было только 11.000 всего капитала. Смета требовала до 17.000 рублей. К постройке приступали в июне 1879 года и успех превзошел ожидания: 27 июня 1880 года, в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, помещение богадельни было освящено покойным митрополитом Исидором и туда тотчас же переведены были бедные женщины из бесплатных квартир в доме Талыпина. Успех был еще и другого рода: вместо предположенного по смете двухэтажного полукаменного дома, у общества вырос трехэтажный каменный дом в 12х8 сажен, выстроенный по плану архитектора А. В. Малова и обошедшийся, с обстановкой для богадельни, до 50.000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Дедушка скончался от инфаркта в 1992 году в день св. Сампсона Странноприимца. Чин отпевания совершил прот. Александр Егоров. Похороны прошли на Хованском кладбище. P.S. Недавно, разбирая бумаги дедушки, я нашел в них его фронтовой дневник. Читайте также — 9 мая — День поминовения усопших воинов в 2018 году Дедушка Исаак Шмулевич Михелевич   Мой дед — в центре До войны получил какую-то редкую военную специальность (какую — не знаю, к тому моменту, когда я начала задавать вопросы, некому было на них отвечать). Был репрессирован, сидел. Когда началась Советско-финская война, обнаружилось, что из их единственного выпуска (5 человек) в живых остался только дед, остальные — расстреляны. Деда освободили и отправили воевать. Рядовым. Прошел Финскую, потом Великую Отечественную. Кажется, к концу войны дослужился до капитана. После войны служил в Прибалтике, потом в Казахстане. Выйдя в отставку, вернулся в Ленинград, хотел для своей семьи купить домик в пригороде, но был обманут — остался без денег и без дома. Стал железнодорожником, трудился почти до самой смерти. Деда я в живых не застала — он умер от рака легких за год до моего рождения. В семье рассказывают, что дед позировал для одного из барельефов, украшающих здание Финляндского вокзала. Когда я была маленькой, мой старший двоюродный брат даже как-то показал мне: «Смотри, вон там наш дедушка». Но над барельефами были вывешены портреты членов Политбюро, и я долгое время была убеждена, что дедушка изображен на одном из них. Шурочка …Шурочка застонала и с трудом открыла глаза. Опять этот сон… Опять… Она уже не могла точно сказать, где кончается сон и где начинается бред, плывут странные видения. Вторые сутки температура держалась выше 39 градусов и совершенно не собиралась опускаться. Да это, собственно, было и невозможно. Гангрена нижних конечностей. Военный госпиталь. Зима 1944 года. Переполненный ранеными спортивный зал какой-то школы, стоны, кровь… Из медикаментов — спирт, из инструментов — скальпель, из врачей — недоучившийся, смертельно уставший студент-медик, который волею судьбы стал «дохтуром»…

http://pravmir.ru/9-maya-den-pobedy/

Ее чадо, Д., музыкант, говорил нам об одной забавной истории, снова относящейся к ее любви и связи ее с деревьями. Сам он посадил несколько кипарисов на своей усадьбе. Но через несколько дней ему предложили работу на Кипре на все лето. Что делать? Соглашаться? И если да, то как останутся кипарисы без поливки? Пошел он в Дом Ангелов и сказал ей. «Поезжай и там поднимайся и поливай каждый день другое деревцо и Бог напоит твои». Так он и делал, к удивлению всех сослуживцев, в течение трех месяцев таскал воду и поливал деревце за городом. Прошло лето. Он возвратился в Грецию. Приезжает на дачу. Что же видит? Кипарисики были одна радость и подросли и все тут! С одинаковой любовью она смотрела и на насекомых. Помню, летним вечерком налетели комары через окно. Один кружился возле меня с плохими намерениями. Я постоянно отгоняла его и, наконец, дала ему разок и убила. «Зачем, дитя мое? Он поесть хотел. Что искал? Только одну каплю крови, и потом оставил бы тебя в покое!» Я уверена, что она простирала свои руки, когда слышала, что они «пищат» от голода по вечерам... Но Дом Ангелов был и домом святого Сампсона Странноприимца. Здесь сочеталось служение лечения с таким страннолюбием. И широко открывалось окно в Православие. Там Странник видел то, чего у него не было и что сугубо желал бы иметь, а Православный богатство, какое ему вручено и о котором он, может быть, не знал. В Доме Ангелов происходили и различные «несуразицы». Однажды вечером, было уже поздно, кто-то позвонил в квартирный звонок. Подталкиваемая, вероятно, Господом, она сделала то, чего никто никогда не делал в такой поздний час ночи. Открыла дверь. В дверях показался очень высокий африканец. Она подняла голову, чтобы получше его разглядеть, и сказала: «Добро пожаловать». Он вошел в Дом, прошелся по комнатам. Она угостила его шоколадкой, он сказал ей «спокойной ночи» по-английски и ушел. Она закрыла дверь и ушла в свою келию. На следующее утро зазвонил телефон. Управляющая многоэтажкой, очень благородная госпожа, художница, очень беспокоилась, потому что ночной посетитель звонил во все звонки и поднял на ноги всех! «Никто ему не открыл. Знаете, это был наркоман, мне так сказали в отделении. Не представляю, если вы ему откроете!» «Знаете... я открыла ему, но он оказался неплохим человеком. Вошел, вышел, сказал мне «спокойной ночи» и ушел». Снова Ангелы на деле!

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriiliya/pod...

Савел (тяжкой труд, евр.) персиянин, муч. в Халкидоне, 17 июня. Саверий еп., муч. персидский, 20 ноября. Савина (сабинянка, в Италии сабинцы народ, от Саба ( σβεσθαι) сына туземного Бога), муч. смирнская, 11 марта. Савин , (вернее Саваин), муч. римский, 30 янв. Савин (сабинец, народ в Италии, от Саба и греч. σβεσθαι – быть благочестивым), муч. египетский, 13 и 16 марта. Савин , архиеп. кипрский, 12 мая. Савян преп., еп. (катанский), 15 окт. Садок (Сциадгуст – царский друг, перс.), еп. персидский, 20 февр. и 19 окт. Сакердон (священник, лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Саламан (тоже, что Соломон – мирный, евр.) молчальник, пресвитер сирийский, 23 янв. Самей (коего услышал Бог, евр.) пророк, 9 янв. Самон (или тучный или крепкий, евр.), муч. едесский, 15 ноября. Самисон (солнечный, солнцу подобный, евр.) странноприимец, преп. Цареградский, 27 июня. Сампсон , 30 дек. Самуил (услышанный Богом, евр.) пророк, 20 авг. Самуил , муч. палест., с Памфилом пресв. 16 февр. Сарвил (шаравары, халд. нижняя одежда персов) и Вевея , мучч. едесские, 15 окт. Сарвил муч., 28 окт. Сарвил муч., 5 сент. Сасоний , муч. персидский, 20 ноября. Сатир (вернее Сатур – сытый, лат.), муч. африканский, 1 февр. Саторин (Сатурнин – из города Сатурния или Сатуров, лат.), муч. 10 марта. Саторнил , муч. африк., 1 февр. Саторнин (см. Саторин), муч. диррахийский, 7 июля. Саторнин , из 10 мучч. критских, 23 дек. Саторний , 28 апр. Сатурнин , с муч. Лукианом , 3 июня. Сатурнин , муч. римский, 7 июня. Сатур (вернее Сатир – похотливый, безобразный товарищь Вакха, обезьяновидный, греч.), муч. кампанийский, 6 июля. Севастиана (чести достойная, греч.), с Фотиною самарянынею, 20 марта и 26 февр. Севастиан , защитник церковный, муч. римский, 18 дек. Северин (строгий, лат.) муч. петрогорийский, 4 июня. Севериан (тоже), муч. никомидиский, 18 апр. Севериан , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Севириан , муч. вифинский, 22 авг. Севириан, муч. севастийский, 9 сент. Севир (строгий, лат.) и Мемнон и с ними 37 мучч., 20 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Веселися, граде Никомидие, радуйся, соборе верных, светло торжествуя в памяти Ермолая священномученика, скорбящих сострадательнаго утешителя, обидимых теплаго заступника, болящих безмезднаго врача, молящагося о спасении душ наших. Молитва преподобному САМПСОНУ Странноприимцу О теплый молитвенниче, благостный отче, преподобне Сампсоне! Моли Бога о мне, грешнем, и ниспосли от Всеблагаго Владыки помощь ми и избавление, привременна бо есть жизнь моя и исполнена труда, скорбей и болезней. Укрепи сердце мое, да возмогу понести тяготу мою, и не попусти, да превозмогут искушения многая моя малыя силы, но предвари стези мои заступлением твоим и посреде обстояний и бед управи путь мой в Царство Небесное, да славлю прославльшагося в тебе Господа во веки. Аминь. Тропарь мученику ДИОМИДУ, врачу, глас 3 Мучительнии сосуди устроиша ти путь к небесем, Христов воине Диомиде, победив диавольския козни, и на небесех у Христа прославився, молися за творящих верою память твою. Кондак, глас 2 Истинный и непобедимый страстотерпец, благочестия и благодати небесный таинник явлься, Диомиде преславне, победив мучителя и победоносец быв, венцы победными прославися. Молитва бессребреникам и чудотворцам КОСМЕ и ДАМИАНУ, Римским мученикам К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем, мы, недостойнии, преклоньше колена, прибегаем и, припадающе, усердно вопием: не презрите моления нас, грешных, немощных, во многая беззакония впадших и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатыя Своя милости; избавите нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Услышите нас, молящихся, и благоприятным ходатайством вашим испросите у Христа Бога православным правителем России здравие, благоденствие, спасение, на враги же победу и одоление и благословение Божие. Паки припадающе прилежно молим, испросите нам от Господа вся благополезная, яже в животе нашем временнем, наипаче же ко спасению вечному служащая, да сподобимся молитвами вашими улучити кончину христианскую, безболезненну, непостыдну, мирну, и да избавимся от козней диавольских и вечныя муки, безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы будем. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Тропарь бессребреникам и мученикам Киру и Иоанну, глас 5

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

К. Прохорову еще до получения им епископского сана, когда он состоял наместником Киево-Печерской Лавры, которую матушка в течение своей жизни посетила три раза. В бумагах матушки сохранилась очень большая связка писем к ней преосвященного Иллариона превосходящая своим количеством письма других к ней лиц. Из чтения этих писем ясно видны – уважение Преосвященного Иллариона к высоким душевным качествам игуменьи Антонии, сердечное расположение к ней и чувства глубокой благодарности к заботливо-внимательным отношениям матушки к нему. В продолжение многих лет переписки с матушкой Преосвященный поставлял для себя приятным долгом в великие праздники и день тезоименитства матушки присылать ей свои сердечные поздравления и молитвенные положения. Живя в главном промышленном центре России – Москве, игуменья Антония много оказывала помощи Преосвященному Иллариону в его обширной хозяйственной деятельности как в Киеве, так и в Полтаве, принимая на себя исполнение различных заказов для него. Многочисленные письменные благодарности Преосвященного за таковые заботы матушки доказывают нам, как много было оказано ею Владыке услуг в этой области. В последний год жизни матушки в Полтаве последовало открытие при Сампсоньевской церкви у так называемой Шведской могилы Сестричного Братства, поставившая своею задачею служить братии Христовой по Его заповеди: напитать алчущего, напоить жаждущего, послужить больному, особенно же приютить и успокоить странника, бедного и неимущего в подражание Сампсону странноприимцу, покровителю бранного Полтавского поля. 32 Первою в списке учредительниц этого Братства, так сказать, душою его была М. К. Прохорова, перенесшая в Полтаву своею благотворительную деятельность. Игуменья Антония приняла близко к сердцу деятельность Сестричного Братства и прислала ему свою посильную лепту, за что получила от Преосвященного Иллариона и членов нового Братства сердечную благодарность. – В день 25-летняго юбилее матушки Преосвященный Илларион прислал ей поздравительное письмо.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Сампсон Странноприимец, прп. - житие Преподобный Сампсон Странноприимец (память 27 июня по старому стилю) Преподобный Сампсон Странноприимец — образец истинного христианского милосердия, живой и действенной любви к людям, доходящей до полного самоотвержения. Святой Сампсон родился в Риме в богатой и знатной семье. Он получил хорошее образование, особенно основательно изучил врачебное искусство и использовал его для того, чтобы лечить безвозмездно, преимущественно убогих и нищих. Понимая, что дела благотворительности можно совершать только при христианском воспитании души, преподобный Сампсон прилежно занимался чтением Священного Писания, много молился. После смерти родителей святой Сампсон раздал все оставшиеся ему по наследству имения, исполняя на деле совет о совершенстве, данный Спасителем богатому юноше (Мф. 19, 21). Преподобный избрал подвижнический образ жизни, отпустил всех рабов на свободу и, желая стяжать себе духовное сокровище, отправился в пустыню с намерением проводить строгую жизнь аскета. По Промыслу Божию святой Сампсон прибыл в Константинополь. Здесь он поселился в небольшом доме и стал принимать странников, больных, нищих и с усердием служил им. Преподобный с любовью относился к людям, творил дела милосердия, и это стало для него глубокой потребностью. Господь прославил Своего угодника. Случилось так, что император византийский Юстиниан I (527-565) тяжело заболел. Не получив облегчения от помощи самых искусных придворных врачей, император стал усердно молиться Богу. Вскоре Юстиниан увидел во сне человека, о котором ему было сказано, что он-то и может исцелить императора. В поисках этого врача слуги императора обошли весь Константинополь, наконец, преподобный Сампсон был найден и приведен во дворец. Одним прикосновением руки к больному месту святой исцелил Юстиниана. Благодарный император стал предлагать ему много золота и серебра. Но преподобный отказался от даров, а взамен попросил императора построить странноприимный дом и больницу. Император охотно выполнил эту просьбу и даже приписал к этим учреждениям поместья для их содержания. До глубокой старости продолжал преподобный Сампсон свое служение. Кончина его (ок. 530) была безболезненной и мирной, тело святого погребли в храме во имя священномученика Мокия (U ок. 295).

http://pravicon.com/info-3320

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010