Странноприимство, т. е. принятие и упокоение бедных людей, не имеющих пристанища, издревле есть христианская священнейшая добродетель. Авраам, будучи пришельцем в земле Ханаанской, с усердием принимал под сень свою и угощал странников ( Быт.18:1–9 ). Господь через Моисея узаконил Евреям: пришельца не озлобите, ниже оскорбите его: пришельцы бо бесте в земли Египетстей ( Исх.22:21 ), и в Евангелии называет благословенными странноприемлющих ( Мф.25:34–35 ). Посылая Апостолов на проповедь, Он заповедал им находить для себя пристанище у странноприемлющих ( Лк.10:1–11 ). Апостол Павел между обязанностями епископа внушает ему быть страннолюбиву ( 1Тим.3:3 ) и между добрыми делами вдовицы поставляет: аще странные прият ( 1Тим.5:10 ), и всем христианам заповедует: страннолюбия не забывайте: тем бо неведяще нецыи странноприяша ангелы ( Евр.13:2 ). Странничество, по изъяснению св. Апостола Павла, есть свидетельство, что мы не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем ( Евр.13:14 ). Итак, странноприимцы служат спасительным пристанищем для бесприютных нищих, недужных и всех требующих помощи Христа ради. Таков был св. преподобный Сампсон странноприимец, который родился в Риме от богатых и именитых родителей, происшедших из царского рода. Хорошо обучился мирским наукам и особенно врачебной, не ради корысти и нужды, потому что сам был богат, но ради Бога, чтобы послужить нуждающимся. Сампсон любил и разумел и учение Божественного Писания, в котором много упражнялся. По смерти своих родителей, наследовав большое имущество, он по расположению сердечному подавал щедрую милостыню бедным, отпустил на волю своих рабов и сам стал рабом Божиим. Подражая Иисусу Христу, Сампсон сделался добровольным странником и питателем странников и всех бедных. Переселившись в Константинополь, он устроил дом для странников, нищих и больных, и для пользы и упокоения их посвятил всё своё имение, время и знания. Патриарх, узнав о его добродетелях, рукоположил его в пресвитера. Император Юстиниан, исцелённый от болезни силой его молитвы, устроил в награду ему по его желанию странноприимницу и больницу, в которых поставил начальником своего исцелителя. Здесь святой Сампсон провёл остаток своей Богоугодной жизни, неусыпно служа больным и нищим. По смерти святого странноприимца, в больнице, украшенной его именем, все приходившие с верой получали исцеление. Преподобный Сампсон скончался в 530 г. 28 июня. Кости св. Сампсона с благоговением сохраняются в Грузии в обители Гелата.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О Лиддской иконе Богородицы читать под 12 марта. Список с Лиддской иконы, находившийся в Риме более 100 лет, был написан по желанию патриарха Константинопольского Германа (память 12 мая). Будучи в заточении за иконопочитание, он вложил в доску иконы послание к св. римскому папе Григорию и пустил в море. В одни сутки икона достигла Рима. Св. Григорий, по божественному откровению, встретил ее и поставил в церкви св. Петра. Впоследствии, по восстановлению иконопочитания, икона была перенесена невидимой силой обратно в Царьград. Седмиезерная-Смоленская икона Богородицы находится в Седмиезерной Богородичной пустыни, в 17 верстах от Казани. Она перенесена сюда в 1615 г. из Устюга основателем обители, монахом Евтихием. По изображению своему она есть Смоленская. Седмиезерной иконе празднуется в память спасения Казани от морового поветрия в 1654 и 1655 гг. и от чумы в 1771 г. Ежегодно она приносится в Казань, и совершается крестный ход. Ее чтут не только православные Казани и ее окрестностей, но даже тамошние иноверцы-инородцы. Пустынь названа Седмиезерной от того, что прежде окружена была семью, в последствии слившимися в одно, небольшими озерками. 27-е число Преподобный Сампсон называется странноприимцем за добродетель страннолюбия. Родился он в Риме от четы царского происхождения, получил хорошее образование. Особенно изучил он врачебное искусство, и изучил единственно для того, чтобы помогать страждущему человечеству. По смерти родителей он расточил имение на бедных и нуждающихся и затем удалился было в пустыню; но Бог вывел его из пустынного жития для дел благотворительности в мире. Приобретши небольшой дом в Константинополе, Сампсон начал принимать странников и нищих, оказывая им всякую помощь, лечил больных и доставлял им всякие удобства, все это делая с великим усердием и радушием, ради Бога и спасения души. Господь благословил его даром успешного врачевания и неизлечимых болезней; только св. Сампсон по смирению скрывал благодать исцеления под видом своей опытности во врачебном искусстве. Патриарх, узнав о Сампсоне, посвятил его во священники. Сам император Юстиниан, долго и тяжело страдавший от болезни, по внушению Божию, обращался за помощью к св. Сампсону. Когда же получил исцеление, то предложил святому значительную часть своих сокровищ; но он не принял, а только просил императора построить дом, где он мог бы принимать и успокаивать бедных, больных и странников. «Этим ты и сам заслужишь вечное воздаяние от Бога, и утешишь мой старость, потому что я люблю это дело», – прибавлял Сампсон. Император исполнил желание святого, и тогда открылось более обширное поприще для его доброй деятельности. Здесь, достигнув глубокой старости, св. Сампсон скончался около 530 г. Тело его погребено в Константинополе, в церкви св. мученика Мокия. Частицы его мощей находятся в Пантелеимоновом монастыре, на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Сад присноцветущ, добродетелей плоды приносяй, явился еси на садовне древе, яко благопеснивая птица: рай же паче, жизни древо Господа в сердцы твоем прием, яко возделав богомудре, имже питаеши нас благодатию: присно моли о нас Давиде всеблаженне. В тот же день память святого отца нашего Дионисия, архиепископа Суздальского, скончавшегося в 1384 г. Память 27 июня Житие преподобного отца нашего Сампсона странноприимца Великий Сампсон, слава о котором распространилась повсюду, родился в славном городе — древнем Риме; родители его были люди богатые и знатные и вели свое происхождение от царской крови. Прекрасно изучив всю мирскую мудрость, Сампсон обучился также и врачебному искусству, но не от нужды и не из-за корысти, — так как был вполне доволен и своим собственным богатством, — а отчасти из-за того, чтобы не быть праздным, отчасти же с тою целию, чтобы чрез знание врачебной мудрости послужить, с помощью Божией, нищим. Многих, страдающих неисцельными болезнями, Сампсон силой своего искусства исцелял. При этом его врачебному искусству споспешествовала и благодать Божия, подавающая исцеления, которая была ниспослана ему за его добродетельную жизнь и за веру к Богу. Помимо внешней мирской мудрости Сампсон обладал и разумением Божественных Писаний, много упражнялся в чтении священных книг и, возбуждаемый верою и надеждою, укреплялся в любви Христовой. Когда преставились родители святого Сампсона, и он сделался обладателем обширных имений, то святой не только не перестал совершать свои дела милосердия, безмездно врачуя неимущих, но даже стал разменивать свои временные и скорогибнущие богатства на негибнущие и вечные, последуя евангельскому слову (Мф.6:20); при этом, щедро раздавая милостыню нищим, по заповеди Божией, — он обеими руками истощал свое богатства, стремясь удовлетворить всякие нужды нищих и неимущих, желая чрез насыщение их тленного чрева стяжать себе нетленные сокровища. Так он делал во все дни жизни своей, потому что милосердие было свойственно ему от рождения, а чрез воспитание оно еще больше укрепилось в сердце его. Желая скромнее и проще проводить жизнь свою, Сампсон отпустил множество рабов своих на свободу, оставив себе одного — для необходимых услуг. И в самом деле, зачем ему было такое множество рабов, если он сам соделался истинным и искренним рабом Господним? Итак он отрешился от всех богатств своих, коими был связан как своего рода узами, и довольствовался одною одеждою и одною веревкою для препоясания чресл своих. Желая же обогатить душу свою богатством духовным, он презрел мир и всё, что в мире, и, подражая Христу, стал странником: оставив сродников своих и знакомых, он ушел из древнего Рима и поселился в одной пустыне, как некогда пророк Илия.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

«Чтобы молитва была услышана Богом, – говорит св. Иаков Низибийский, – надо омыться, очиститься, перестать делать зло, научиться делать добро, полюбить правосудие, оказывать помощь и защиту страждущим и угнетенным». III. Да поможет нам Бог, по молитвам Заступницы усердной рода христианского, исполнить этот спасительный совет. (Прот. Г. Дьяченко). Двадцать седьмой день Поучение 1-е. Преп. Сампсон Странноприимец (О добродетели страннолюбия) I. Npen. Сампсон, память коего совершается ныне, родом римлянин, был сын очень знатных и богатых родителей, которые дали ему хорошее образование и с ранних лет внушали ему любовь к Богу и желание следовать закону Господнему. Любя ближних, как повелевает Господь, Сампсон выучился врачебному искусству, чтобы помогать страждущим. Господь благословил его доброе намерение и дал ему чудотворную силу исцелять всякий недуг. По смерти родителей Сампсону досталось богатое имение, которое он употребил для пользы ближних. Всех рабов своих отпустил он на волю, раздавал щедрые милостыни, принимал и кормил нищих и странных. Он очень любил уединение, но, заботясь прежде всего о пользе ближних, он поселился в Константинополе и устроил дом, где принимал нищих, больных и странных. Он сам лечил больных и силой Божией творил много чудес. Из смирения старался он скрывать эти явления особенной милости Божией к нему, но святая жизнь его сделалась известной, и патриарх посвятил его в священники. Случилось, что император Юстиниан, царствовавший в то время, сделался опасно болен. Старания самых искусных врачей оставались тщетными, но Сампсон чудесной силой, данной ему от Бога, исцелил царя. – Требуй от меня, какой хочешь, награды, – сказал ему обрадованный царь, – возьми денег или имение. – Богатства не нужно мне, – ответил Сампсон, – оно было у меня, и я добровольно лишился его; но, если хочешь сделать мне великую милость, то вели построить дом для помещения больных и бедных; этим ты угодишь Богу и весьма обрадуешь меня. Царь исполнил желание Сампсона и выстроил обширную больницу и странноприимный дом, куда назначил Сампсона начальником.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Муч. Феврония . В Деяниях св. (Jun. V. 14–35) тоже житие, что и в слав. минее, написанное Фомаидою инокинею, смотревшею на страдания мучениц. В позднейшем томе Деяний (Oct. VIII. 845) вновь доказывается подлинность жития ее против мелочных возражений Тильмона. Из ее жития видно, что на Востоке в Азии монашество было уже весьма рано; ибо при ее погребении присутствуют монахи. См. Филарета: Подвижницы восточной церкви. Сиваполь или Сова есть Нисивия, иначе называемая Антиохиею мигдонийского, на реке Мигдоне. По актам святая погребена 25 июня. Сн. Мазохия III. 722. У Штадлера кончина ее относится к 304 году. Мощи ее перенесены были в Царьград в храм Иоанна Предтечи, вероятно, ок. 363 года, когда персы взяли Сиваполь. 26 Пр. Давид солунский . В Деяниях св. (Jun. V. 176) из пролога и Луга духовного (§ 69. Русск. перев. § 68). Поскольку Иоанн Мосх оправился в Египте в путешествие ок. 579 года и слышал о св. Давиде от Палладия инока солунского; то, исключая около 40 лет подвижнической жизни Палладия, издатели Деяний находят, что кончина св. Давида была около 540 года. Никодим свидетельствует, что полное житие его находится в Благовремении (книга: Καλοκαιρνη). Оно неизвестно было Болландистам. 27 Пр. Сампсон страноприимец . «Болландисты утверждают, что житие его действительно принадлежит Метафрасту; но он в начале повествования свидетельствует, что следовал записям древнейшим. Обстоятельств из жизни преподобного передается не много). Сочинитель скоро переходит к описанию чудес, совершенных по смерти Сапмсоном, и останавливается с собственно на тех, которые недавно совершились (n. 1%) и потому является или очевидцем некоторых из них или слышавшим об них от очевидцев. Говоря об исцелении Варды (n. 19), упоминает, что Варда быд друг Романа, сына импер. Константина Багрянородного, при котором и жил Метафраст». Св. Дим. М. Рост. стр. 183. Бароний несправедливо утверждает, что Самнсон жил ранее Иустиниана и его опровергает ученый Алеманн в примечания на тайную историю Прокопия (с. IV. 95. Bandur. imper. orient. II. 610). Болландисты видит неправильность у Метафраста, который патриарху Мине (536–552) приписывает поставление Сампсона во священника, ибо Сампсон умер в 530 или 531 году. Так как диакон Либерат говорит, что Мина, после патриарх, был начальником большой странноприимницы, которая называется Сампсон; то Морчелли думает, что Сампсон не основатель ее, а усовершитель или правитель столь ревностный, что от него уже после она подучила имя Сампсона (Calend. consm. II. 138). Но если Сампсон умер в 530 году, а Мина сделан патриархом в 536 году; то он мог быть начальником странноприимницы уже после Сампсона.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Таких служб, длительных и благоговейных, мало где можно найти. Все духовные и душевные наши потребности имеют возможность утоления, талант – раскрытия, телесные нужды восполняются изобильно, внутренние и внешние скорби по сути – «стрелы младенец.» Господь во всем покрывает и изобильно изливает на нас свои богатые милости. Слава Его человеколюбию, Его щедротам, Его любви! Но внутренне, само собой, встает вопрос: «К чему Он нас готовит? Ведь так вечно на этой юдоли плача быть не может?!» Дай, Господи, чтобы это «время благоприятно», эти дни Твоей милости пошли нам на пользу, в укрепление веры, в очищение и духовное возрастание! После трапезы хор пел владыке и всем «Многая лета.» Владыка всех благословил иконками. 26 июня/9 июля 2002 г. Вторник. Тихвинской иконы Божией Матери. Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского (перенесли празднование со среды). Литургию служил батюшка. После службы был крестный ход вокруг обители. Икону Божией Матери несли на носилках, певчие пели песнопения, посвященные Пресвятой Деве Богородице. Батюшка благословил с этого дня во все Богородичные праздники, в том числе праздники Ее икон, совершать крестные ходы вокруг обители. Молебен, водоосвящение. На крестном ходе должны быть все; исключение тяжелобольные и врач возле них, срочные послушания. Батюшка устал, чувствовал себя неважно. На общей трапезе не был. 27 июня/10 июля 2002 г. Среда. Прп. Сампсона Странноприимца. Приезжали священники на исповедь к батюшке, как к духовнику епархии, их было довольно много. В этот день произошла Полтавская битва со шведами в XVIII в. Поэтому после акафиста Успению Божией Матери пели анафему И. Мазепе, Т. Шевченко, т. н. «патриарху Филарету» – М. Денисенко. Батюшка на глазах у всех разорвал купюру (10 грн) с изображением Мазепы и велел в алтарь такие купюры не передавать. Еще он рассказывал о Полтавской битве. Скорбел о том, что мы не знаем нашей истории, негодовал, что на месте этой битвы поставили памятник Мазепе, сделали его «национальным героем», как и пьяницу-богоотступника Шевченко («мучусь, але не каюсь» 21 )». На месте битвы по повелению Петра I был воздвигнут храм в честь Сампсона Странноприимца. Батюшка благословил в новой, строящейся богадельне освятить больничный храм в честь Сампсона Странноприимца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Астрахань. Покрово-Болдинский монастырь. Церковь Мефодия, Сампсона и Екатерины. Екатерининская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый храм на этом месте был устроен при Астраханском епископе Мефодии в 1763 году как северо-восточная башня. Церковь была освящена в честь святителя Мефодия, патриарха Цареградского. Со времени возведения храм подвергся нескольким перестройкам, изменившим его облик, а к середине 19 века он настолько обветшал, что совершение богослужения в нём было сопряжено с опасностью для жизни людей. Поэтому он был закрыт и встал вопрос о его разборке. В 1876 году скончалась почётная астраханская гражданка Екатерина Фёдоровна Башкина. В своём духовном завещании она пожелала выстроить в Покрово-Болдинском монастыре особый храм в честь её небесной покровительницы – великомученицы Екатерины, куда должны были перенести и её прах. Для сооружения храма и для обеспечения его будущего благосостояния был оставлен значительный капитал. Выстроить новый храм было решено на месте старой Мефодиевской церкви. Душеприказчик Е. Ф. Башкиной коллежский секретарь Иван Григорьевич Чудновский взялся за постройку храма, которая была завершена к 1894 году. Но в построенном Чудновским храме было обнаружено множество изъянов, поэтому он был полностью разобран. Новое строительство было начато благодаря инициативе архимандрита монастыря Митрофана (Землянского). Храм был закончен только в 1908 году и освящён 8 июня, в день празднования 200-летней годовщины со дня основания Покровской обители. Это событие отразилось на наименовании нового храма. Храм был освящён Астраханским епископом Георгием (Орловым) в честь Святителя Мефодия, патриарха Цареградского, небесного покровителя астраханского епископа Мефодия, построившего первый храм на этом месте; в честь преподобного Сампсона Странноприимца, небесного покровителя астраханского митрополита Сампсона, основавшего эту святую обитель, и в честь великомученицы Екатерины, небесной покровительницы купчихи Е. Ф. Башкиной, на средства которой был выстроен новый храм. В советское время внешний вид храма был искажен, а его внутреннее убранство утрачено.

http://sobory.ru/article/?object=41169

Собор прп. Сампсона Странноприимца (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор прп. Сампсона Странноприимца в городе Санкт-Петербург возведен по повелению Императора Петра I, в 1711 году в воспоминание Полтавской победы. Автором проекта возможно был Д. Трезини. В 1761 году был переделан на пятиглавый и расписан. Здание собора, выдержано в стиле раннего барокко. Содержание История [ править править код ] 27 июня 1709 года, в день преподобного Сампсония, Петр I одержал знаменитую победу под Полтавой и уже через пять месяцев в память об этом событии заложил в столице, на населенной мастеровыми Выборгской стороне, деревянную церковь. В следующем году низкий, сложенный из бревен храм с небольшим куполом был освящен, и при нем открыто первое городское кладбище " для всех христиан " , а через четыре года - первая в городе богадельня. На этом существовавшем до 1772 кладбище были погребены многие сподвижники Петра I: " князь-папа " П. И. Бутурлин, сибирский губернатор кн. М. П. Гагарин, лейб-медик Л. Блюментрост, зодчие Д. Трезини и Ж. Леблон. В 1725 к церкви был пристроен Михайловский придел. В таком виде она простояла до 1737 года, когда была разобрана и на ее месте возведена часовня. Рядом уже в 1725 году заложили каменный однокупольный храм, автором которого был, возможно, Д. Трезини. Его строительство началось через три года и шло в два этапа: сперва возвели западную, затем - восточную часть здания. Боковые приделы: Архангела Михаила и святого Иоанна Богослова были освящены в 1733 году, главный (хотя в нем уже служили) — 28 августа 1740 епископом Архангелогородским и Холмогорским Варсонофием. В боковых приделах поставили иконостасы из прежней церкви, в главном - позолоченный новый в четыре яруса, высотой 11 м, иконы в котором написали А. И. Квашнин, А. М. Поспелов, Т. Баженов. Тогда же, в 1737-1739 годах, в главном алтаре появились великолепные резные сень и престол. В 1761 году в связи с новыми течениями в русской архитектуре церковь была переделана на пятиглавую и расписана. В 1810 году была выстроена часовня, колокольня соединена с храмом.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_прп._Сам...

Радуйся, строителю чудный, не имея злата и сребра, обитель преудобренную больным и бедным создавый; Радуйся, нищия возлюбивый и во обители твоей тем даже до конца наипаче послуживый. Радуйся, Сампсоне, отче милостивый и врачу предивный. Кондак 6 Проповедует память твою, святе Сампсоне, честная Церковь, яко старости добрыя в трудех странноприимства и врачевания достигл еси, при скончании же жития твоего чужд был еси страха смертнаго, но светел лицем явился еси, егда разлучашеся душа блаженная твоя от телесе, и радуяся преставился еси Господу, да пребудеши всегда с Ним, купно со Ангельскими лики вопия: Аллилуиа. Икос 6 Возсия благодатная любы твоя к нищим и странным в земнем житии твоем, отче Сампсоне, еяже ради создана бысть странноприимница и врачебница твоя, но и по скончании земнаго жития твоего не оскудеша страннолюбная попечения твоя: оградил бо еси дивным явлением твоим странноприимную обитель от запаления огненнаго. Сего ради дивящеся, благоговейно ти глаголем: Радуйся, в жизни твоей странноприимче благодатный; Радуйся, и по преставлении твоем покровителю странным благонадежный. Радуйся, в земнем житии нищим прибежище и избавление; Радуйся, в небеснем водворении достоянию твоему помощь и заступление. Радуйся, обитель твою, огнем бурным обложену, с небесе посетивый; Радуйся, пламени запретивый и от дому твоего инуду его устремивый. Радуйся, яко твоими молитвами дождь велий пролияся и пламень угасися; Радуйся, яко тобою пристанище странным и больным от сожжения спасеся. Радуйся, Сампсоне, отче милостивый и врачу предивный. Кондак 7 Хотя человеколюбец Господь явити в тебе, отче, неизреченное о людех милосердие, показа тя и по успении твоем целителя всеизрядна: Феодориту бо славну, люте страждущу, во сне явлься, целение сотворил еси, такожде и болярину Льву, неисцельне недуговавшу, купно со святыми врачи Космою и Дамианом исцеление возвестил еси, и здрав бысть. Темже подвигл еси благородныя и славныя купно с нищими и убогими благодарне вопияти Богу: Аллилуиа. Икос 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

и убоялся ( Быт. 3:10 ). До грехопадения Адам не ведал страха и не скрывался от лица Божия, а напротив – всегда спешил навстречу Богу. А как только согрешил – тотчас испугался! А праведники – как львята без страха . Без греха – без страха. Без греха – без немощи. Безгрешные могучи, весьма могучи; и храбры, чрезвычайно храбры. Праведники сильны и неустрашимы. Таковы праведники, только праведники. О Господи безгрешный, избавь нас от пустого страха, но прежде соблюди нас от греха, родителя [всякого] страха. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 27 июня 1. Преп. Сампсон Странноприимец . Сей святой происходил из богатой и знатной семьи потомственных римлян. В Риме изучил он все светские науки того времени, а нарочито посвятил себя врачебному искусству. Был Сампсон врачом милосердным и безмездным, подавал больным снадобья и для тела, и для души, увещевая каждого исполнять заповеди христианской веры. Позднее переселился он в Царьград, где жил в небольшом домике, из которого во все стороны – как солнце свои лучи – расточал милостыню, утешения, советы, надежды, лекарства – и вообще [оказывал] помощь беспомощным: и духовную, и телесную. Патриарх, услышав о высоких добродетелях этого человека, рукоположил его в священника. В ту пору заболел император Иустиниан Великий, и недуг его, по заверению всех врачей, был неисцелимым. Тогда император с великим усердием помолился Богу – и Бог открыл ему во сне, что преподобный Сампсон его уврачует. И действительно, когда царь узнал о Сампсоне, то призвал его в свой дворец; и как только старец возложил свою руку на больное место – царь [в ту же минуту] выздоровел. Когда царь предлагал ему за это несметные богатства, Сампсон поблагодарил его [за щедрость], но не захотел принять ничего, сказав монарху: «О царь, было у меня [много] и золота, и серебра, и прочего имущества, но всё это оставил я ради Христа, чтобы получить вечные, небесные блага». Но когда царь[, невзирая ни на что,] настаивал сделать для святого Сампсона хоть что-нибудь, тот попросил его построить дом для убогих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010