В Санкт-Петербургской духовной академии впервые прошла научная конференция по церковному праву 9 декабря 2017 г. 09:03 7 декабря 2017 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии впервые прошла научно-богословская конференция «Каноническое право и церковный суд в истории Русской Церкви: традиция, новация или фикция?». Мероприятие организовано при поддержке Издательства СПбДА и научно-просветительского проекта «Византийский кабинет». В конференции приняли участие: протоиерей Константин Костромин, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии; священник Игорь Иванов, ответственный редактор журнала «Христианское чтение», автор проекта «Византийский кабинет»; протоиерей Кирилл Бухараев, преподаватель Казанской православной духовной семинарии и Казанского федерального университета; А.А. Дорская, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой международного права РГПУ им. А.И. Герцена; П.И. Гайденко, доктор исторических наук, доцент кафедры истории и философии Казанского государственного архитектурно-строительного университета; Ю.В. Оспенников, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права и международного права ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»; Р.Ю. Почекаев, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой теории и истории права и государства юридического факультета НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге; студенты духовной академии, гости Книжной гостиной. Профессор П.И. Гайденко в своем докладе, говоря о церковном праве в домонгольской Руси, обозначил проблемные точки. По мнению докладчика, исторический материал не позволяет с уверенностью говорить о функционировании церковных правовых институтов в древнерусской Церкви XI-XIII веков. Эту же тему, но уже на юридическом материале, продолжил профессор Ю.В. Оспенников. Он обратил внимание на отсутствие деления древнерусского права на отрасли и на то, что границы между церковным и светским судом в Древней Руси размыты. Протоиерей Кирилл Бухараев рассмотрел тенденции, которые доминируют в правовом поле современной церковной жизни. Священник Игорь Иванов прочитал доклад на тему «Jus religious по XVI книге Кодекса Феодосия». Два последних доклада были посвящены вопросам рецепции церковного права в юриспруденции (профессор А.А. Дорская) и особенностям преподавания юридических дисциплин (Р.Ю. Почекаев).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРЬЕВ Иван Федорович (5.10.1872/73, с. Чердаклы (Покровское) Ставропольского у. Самарской губ.- после 1921), богослов, библеист. Сын мещанина г. Симбирска. Окончил Симбирское ДУ, Симбирскую ДС по 1-му разряду, в 1893-1897 гг. учился в Казанской ДС на казенный счет. Окончил первым по списку. Ученик П. А. Юнгерова . В 1897-1898 гг. профессорский стипендиат по кафедре Свящ. Писания ВЗ. С 3 сент. 1898 г. преподаватель Свящ. Писания ВЗ Астраханской ДС, с 20 янв. 1900 г. преподаватель рус. и гражданской истории Саратовской ДС, одновременно с 9 марта 1900 по 3 сент. 1907 г. помощник инспектора семинарии. 4 июня 1902 г. в КазДА защитил магист. дис. «Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве». С 16 авг. 1910 г. экстраординарный профессор по 2-й кафедре Свящ. Писания ВЗ КазДА, одновременно с 1 янв. 1912 по кон. 1914 г. редактор ж. «Известия по Казанской епархии», с 1 окт. 1915 г. преподаватель англ. языка. Свящ. Писание ВЗ преподавал в академии до конца ее существования в марте 1921 г., когда академия находилась на полулегальном положении. В нояб. 1918 г. был арестован, но вскоре отпущен. Одновременно в 1920-1922 гг. преподавал в Казанском политехническом ин-те. 21 марта 1921 г. вместе с др. профессорами академии был арестован, отпущен 5 окт. 1921 г. Президиумом ВЧК осужден к 1 году концлагерей условно. В отличие от др. преподавателей академии он был обвинен не только в «незаконной религиозной деятельности», но и в «чтении лекций по богословию» студентам политехнического ин-та (нарушение Декрета ВЦИК от 23 янв. 1918 г.). Дальнейшая судьба неизвестна, но в 20-30-х гг. XX в. на территории Татарской АССР репрессирован не был. Реабилитирован Прокуратурой Республики Татарстан 26 авг. 1992 г. Основной труд Г.- «Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве» является первым значимым трудом для рус. дореволюционной библеистики в области ветхозаветной мессиологии и представляет собой экзегетическое исследование, характерное для школы Юнгерова.

http://pravenc.ru/text/168125.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВ Фома Никандрович (Никанорович?) (ок. 1846, с. Кирсановка Бугурусланского у. Самарской губ., ныне с. Кирсаново Пономарёвского р-на Оренбургской обл.- 21.11.1875, г. Маргелан, ныне Маргилан, Узбекистан), воин, пострадавший за веру. Происходил из гос. крестьян, в 1864 г. женился на крестьянке Евфросинии Филиповой, в 1865 г. у супругов род. дочь Варвара, возможно, позже еще одна дочь - Иулитта. В 1869 г. Д. был призван на военную службу, в 1873 г. произведен в унтер-офицеры. Служил во 2-м Туркестанском стрелковом батальоне в Ташкенте, как честный и исполнительный воин был назначен каптенармусом батальона. Участвовал в военных действиях 1874-1876 гг. по присоединению Кокандского ханства к России. При следовании отряда из Ташкента в Наманган из-за поломки арбы с имуществом Д. отстал от отряда, был захвачен в плен кипчаками и доставлен в Маргелан к провозглашенному ханом Коканда Пулат-беку (наст. имя Исхак Хасан-оглы). На городской площади при стечении народа доверенное лицо хана от его имени предложил Д. принять ислам и перейти на службу к хану, обещая богатство и высокую должность, в противном случае угрожал расстрелом. Д. отверг предложение, сказав, что он христианин, присягавший на верность рус. царю, не изменит вере и не нарушит присяги. После пыток и истязаний Д. был приговорен к расстрелу, перед казнью молился Богу за своих мучителей. При расстреле Д. преднамеренно был лишь смертельно ранен и еще ок. часа оставался в живых, истекая кровью, читал 90-й псалом. Свидетели казни говорили, что рус. воин умер как «батыр», т. е. как герой. По нек-рым данным, тело Д. бросили в мусорную яму. После занятия Маргелана рус. войсками тело Д. вместе с телами 6 рус. пленных, зарезанных по приказу Пулат-бека, было погребено по христ. обряду (Геройская смерть унтер-офицера... Данилова//Самарские ГВ. 1876. 33, 1 мая. С. 3). Место погребения неизвестно. Дознание об обстоятельствах пленения и смерти Д. было произведено по указанию ген.-майора М. Д. Скобелева, назначенного военным губернатором образованной на территории упраздненного Кокандского ханства Ферганской обл. Впервые подвиг Д. был описан в газ. «Русский инвалид» в 1876 г. Имп. Александр II назначил его вдове пожизненную пенсию - 120 р. в год. По инициативе самарского губернатора П. А. Бильбасова в пользу семьи Д. в губернии было собрано 1320 р., а его дочь была зачислена на гос. счет в Самарское епархиальное жен. уч-ще. О высоте подвига Д. как о «подлинном образе народной России, ее эмблеме» писал Ф. М. Достоевский : «В народе, конечно, эта великая смерть не забудется: этот герой принял муки за Христа...» (Дневник писателя. С. 442); о мученической кончине рус. воина упоминают персонажи романа «Братья Карамазовы» (Ч. 1. Кн. 3. 7). К 2007 г. в Самарской епархии существует панихидная память Д.

http://pravenc.ru/text/171329.html

В Самарской митрополии прошел региональный семинар по тюремному служению 30 апреля 2013 г. 16:18 Во исполнение Соглашения о взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний России и Русской Православной Церкви от 22 февраля 2011 года в Самарском юридическом институте ФСИН России 22-24 апреля 2013 года прошел обучающий семинар в рамках повышения квалификации священнослужителей Самарской митрополии , совершающих пастырское служение в местах лишения свободы. Данное мероприятие является первым в цикле епархиальных обучающих семинаров. На семинаре присутствовали практически все тюремные священники Самарской , Отрадненской  и  Кинельской  епархий Самарской митрополии во главе с руководителем отдела по тюремному служению протоиереем Виктором Проничкиным. Открыл семинар начальник института генерал-майор внутренней службы, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Р.А. Ромашов. Приветствие председателя Синодального отдела по тюремному служению епископа Красногорского Иринарха  передал заведующий сектором разработки образовательных программ Синодального отдела полковник в отставке ФСИН России В.Н. Шелепов. В мероприятии также приняли участие заместитель начальника Главного управления ФСИН России по Самарской области полковник внутренней службы А. Маливанчук и заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской духовной семинарии, доктор педагогических наук, профессор архимандрит Георгий (Шестун). Затем состоялась экскурсия по институту. Участники осмотрели учебные аудитории, спортивный комплекс, конференц-зал, храм вуза, который будет освещен 1 июня с.г. в честь святого благоверного князя Димитрия Донского. 23 апреля представитель Синодального отдела по тюремному служению В.Н. Шелепов и руководитель отдела тюремного служения Самарской митрополии протоиерей Виктор Проничкин в сопровождении сотрудника юридического института посетили загородную учебную базу в селе Богдановка, где состоялась беседа с первокурсниками института на тему значения духовно-нравственных ценностей для сотрудников Уголовно-исполнительной системы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ Иванович Алфёров (1878, с. Шламка Самарского у. и губ.- 8.02.1938, Куйбышев, ныне Самара), сщмч. (пам. 26 янв. , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Самарских святых), свящ. Из крестьянской семьи. Преподавал в школе; после 1917 г. рукоположен во иерея и служил в храмах Самарской епархии. В 1930 г. арестован, приговорен к 3 годам заключения, отбывал наказание в Беломоро-Балтийском ИТЛ. В 1933 г. по освобождении вернулся домой. В 1937 г. арестован по обвинению в «участии в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации» по делу архиеп. сщмч. Александра (Трапицына) вместе с группой верующих (23 священника и 2 мирянина). Виновным себя не признал. Расстрелян вместе со священномучениками Василием Витевским и Вячеславом Инфантовым по постановлению Особой тройки УНКВД по Куйбышевской обл. от 21 дек. 1937 г. Погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Самарской обл. Д. П-6620. Т. 5. Лит.: Дамаскин. Кн. 5. С. 18-19; ЖНИР. Янв. С. 40-41. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Органов († 1938), свящ., сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 30 июля - в Соборе Самарских святых) КОНСТАНТИН Иванович Сухов (7.05.1867 - 22.10.1918), свящ., сщмч. (пам. 9 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/200189.html

«Вся территория у стадиона «Динамо» занята автобусами с группами верующих. Вокруг храма – небывалое скопление людей», — рассказали в Самарской Епархии. 10 ноября. ПРАМИР. Сегодня в 12:00 в самарском аэропорту «Курумоч» приземлился самолет, доставивший в город одну из главных православных святынь — Пояс Пресвятой Богородицы, сообщает портал Samru.ru Святыня прибыла из Мордовии, где находилась до 11:00 10 ноября. К 14:00 Пояс Пресвятой Богородицы будет доставлен в Покровский кафедральный собор, после чего все получат возможность приложиться к нему. Паломники со всей области и даже соседних регионов – Оренбурга, Казани, Воронежа, Саратова, куда не попадет святыня, — уже прибыли к Покровскому собору. «Вся территория у стадиона «Динамо» занята автобусами с группами верующих. Вокруг храма – небывалое скопление людей», — рассказали в Самарской Епархии. В городах, куда Пояс Богородицы доставляли ранее, очередь из желающих поклониться святыне растягивалась на несколько километров. В Самаре верующих будут пускать группами по 10 человек. Каждый сможет приложиться к святыне и получит освященную копию Пояса Пресвятой Богородицы. «Мы будем стараться, чтобы все занимало минимально короткое время. Возможности стоять у ковчега со святыней по 5-10 минут не будет», — добавляют в Епархии. Наплыв прихожан потребовал усиления мер безопасности от правоохранительных органов. «У храма организовано круглосуточное дежурство сотрудников полиции. Будут предприняты все меры, необходимые для обеспечения правопорядка», — пояснил руководитель пресс-службы ГУ МВД России по Самарской области Сергей Гольдштейн. Пояс Пресвятой Богородицы пробудет в Самаре до 14:00 12 ноября. Доступ к нему будет круглосуточным. На это время в районе Покровского собора будет закрыто движение автомобилей , исключение сделано только для общественного транспорта. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/poyas-presvyatoj-bogor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Орлов; 8.02.1862, Самара - 4.09.1937, близ Чимкента, Казахстан), сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых, архиеп. Омский. Окончил СПбДА со степенью канд. богословия, 16 авг. 1895 г. рукоположен во священника, в сане протоиерея служил в Самаре. Овдовев, принял монашество, 3 июня 1923 г. хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии. В кон. 1923 г. уклонился в обновленчество . В 1924 г., после принесенного покаяния, принят в общение с РПЦ в сущем сане. В 1924 г. назначен епископом Курганским, викарием Тобольской епархии, 16 сент. 1927 г.- епископом Малмыжским, викарием Сарапульской (Ижевской) епархии. В 1931 г. занимал последовательно Енотаевскую, Сызранскую и Омскую кафедры. 11 авг. 1933 г. возведен в сан архиепископа. 24 апр. 1935 г. арестован, приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. 23 дек. 1936 г. прибыл в г. Мирзоян (совр. Тараз). Здесь А. помогал организовывать «староцерковническую» (принадлежащую к Патриаршей Церкви) общину: составлял списки ее членов, писал заявление в райисполком и давал советы по регистрации общины. Несмотря на запреты властей, по просьбам верующих совершал требы. 15 мая 1937 г. вновь подвергся аресту по обвинению в участии в «контрреволюционной организации церковников», заключен в тюрьму Мирзояна. На допросах А. своей вины не признал и показаний на других не дал. Расстрелян. Реабилитирован 5 июня 1958 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив КНБ по Южно-Казахстанской обл. Д. 02455. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 147. М. С. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/64594.html

Десница св. Иоанна Предтечи будет доставлена в Тольятти и Самару 6 июля 2006 г. 16:02 16 июля одна из величайших святынь христианского мира десница Предтечи и Крестителя Господня Иоанна будет доставлена в Тольятти. Мероприятия по доставке святыни осуществляются под патронажем Правительства Самарской области, представителей духовенства Самарской епархии и руководства ОАО «АвтоВАЗ». Поклониться деснице Иоанна Предтечи, которую Пророк возложил на голову Христа в момент Крещения в водах Иордана, верующие смогут в Спасо-Преображенском соборе 16-17 июля. Принесение святыни в Русскую землю стало великим событием для верующих, о чем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал в послании по случаю прибытия в Россию святых мощей Иоанна Предтечи: «Ныне сердца наши преисполняются чувством радости и благодарения Богу, ибо по Его щедрой милости великая святыня явилась в пределах Православной Руси — честная десница Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». Решение о принесении святых мощей Иоанна Крестителя в Тольятти и Самарскую епархию было принято Святейшим Патриархом Алексием по просьбе председателя совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Владимира Артякова, высказанной им во время недавней встречи с Его Святейшеством. Святейший Патриарх дал согласие на принесение святыни в Тольятти в знак благословения города, а также крупнейшего российского автопредприятия, 40-летие которого отмечается в этом году, сообщает пресс-центр ОАО «АвтоВАЗ». Пребывание в городе великой святыни будет способствовать привнесению на тольяттинскую землю духа успокоения и нравственного очищения, позволит духовно укрепить заводчан, перед которыми стоят грандиозные задачи по дальнейшему развитию флагмана отечественного автомобилестроения. Возможность поклониться святыне станет настоящим подарком для всех верующих горожан. 17 июля в здании заводоуправления «АвтоВАЗа» состоится подписание Соглашения о сотрудничестве между ОАО «АвтоВАЗ» и Самарской епархией, после чего в домовом храме ОАО «АвтоВАЗ» во имя Святого Архистратига Божия Михаила состоится молебен с чином освящения места под строительство нового автосборочного завода.

http://patriarchia.ru/db/text/124300.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Александрович Органов (1873, с. Туарма Самарской губ.- 14.01.1938, Куйбышев), сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) свящ. Род. в семье диакона, в 1894-1898 гг. служил рядовым в Преображенском полку, затем писарем. Выйдя из армии, был псаломщиком. Принял священный сан в годы послереволюционных гонений и служил в храмах Самарской епархии. Осужден по делу Александра (Трапицына) , архиеп. Куйбышевского, расстрелян. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Самарской обл. Арх. 11500; П-6620. Т. 5. Рубрики: Ключевые слова: КОНСТАНТИН Иванович Сухов (7.05.1867 - 22.10.1918), свящ., сщмч. (пам. 9 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64124.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Епископат АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842 - 1937), архиеп. Великоустюжский (с 1924 г. на покое), сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Орлов; 1862-1937), архиеп. Омский, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской "

http://pravenc.ru/rubrics/121850.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010