Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.4 из  5) Амвросий, епископ Пензенский Составитель известной книги, хотя и носящей справочный характер, как бы застрахованной от всеразрушающего влияния времени “История Российской Иерархии”, — преосвященный Амвросий Орнатский замечателен и как великий подвижник. Сын диакона Чудского погоста, Череповецкого уезда, Новгородской губ., он родился в 1778 г., окончил курс в С.-Петербурге, в Александро-Невской семинарии, служил в Новгороде инспектором и ректором духовной семинарии. В Новгороде он сблизился с епископом Старорусским Евгением (Болховитиновым), впоследствии бывшим митрополитом Киевским, знаменитым ученым и историком русской Церкви. Прослужив в Москве настоятелем Новоспасского монастыря, он был рукоположен в архиереи и назначен викарием Новгородским, а затем в 1819 г. епископом Пензенским. Именно с этих пор, со времени назначения его на самостоятельную кафедру, выступает с особенною силою крайняя своеобразность всего существа преосвященного Амвросия. Епархия, назначенная ему в управление, была обширных размеров, охватывая собою также и всю теперешнюю Саратовскую и части Самарской и Симбирской, и требовала многих забот, чтобы стать сколько-нибудь благоустроенною. Бедность была поразительная, архиерейский дом в развалинах, собор не достроен, ризница убога до последней степени. Бедность и неустройство духовенства полные. Все свои силы молодой епископ отдал епархии. Его ученая деятельность прекращается. Строгость, суровость к себе и другим: вот качества, прежде всего бросавшиеся в глаза в преосвященном Амвросии. Сам он был образцом воздержания. В Пензе он не ел ничего кроме хлеба, воды, редьки и огурцов, великим же постом он питался одною или двумя просфорами на целую неделю. Нестяжательность его не знала границ. Раздав все свои деньги, он отдавал затем самые нужные вещи, даже полотенца. Безусловно точный в соблюдении церковного устава, того же требовал он и от других, и в этом не знал никаких уступок. Настойчивость его и железная сила воли были непреклонны. Его характер выражался и в его наружности. Высокий, худощавый, с большими темными глазами, светившимися умом и энергиею, с голосом громким, звучным, который возвышался до громового, — когда епископ был под влиянием сильного волнения, тогда собеседники невольно вздрагивали. Большею частью епископ был угрюм и молчалив и говорил редко. Он не хотел ничем поступиться от того убеждения, что он все остается монахом. Глубокая пропасть лежала между ним и высшим обществом Пензы; отношения сразу установились натянутые и все более и более обострялись.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Разделы портала «Азбука веры» ( 92  голоса:  4.9 из  5) Оглавление По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского Река времени рано или поздно выносит нас за пределы своего течения туда, где «нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Выход из земной истории уготован всем нам. Но есть места на нашей земле, неподвластные времени и истории. Это святые места. Места, которые освятили стопы Самого Христа и Его Божественных учеников, где жили и живут люди, сумевшие выйти из исторической суеты и предстать пред Богом в вечности еще в дни своей земной жизни. Места, где Божественная благодать изливается незримым потоком, омывая сердца и души, их посещающие. Святая земля Палестины, где каждый камень источает благодать… Побывав в земном Иерусалиме, начинаешь понимать, почему душа взыскует Иерусалим Горний. Святая Гора Афон, «живые камни», монахи двадцати православных монастырей и бесчисленного количества скитов и келий круглосуточно возносят молитвы к Богу за весь мир. Райское место, земная красота, постоянное богообщение в молитве и таинствах. Но какой это великий подвиг — жить райской жизнью. Как сладостно и страшно предстать перед Богом и как страшно умирать для мира привыкшим к его суете… Возвращаясь в мир земной, несем мы с собой паломы пальмы, пальмовую ветвь как напоминание о мире ином, святом и благодатном. И зовемся мы поэтому паломники. …Взгляд упал на привезенные святыньки, и память воскрешает незабываемые дни. Зримые следы Его. Паломничество в Палестину Двадцать шестого мая 1994 года из Самары на Святую Землю вылетела первая за последние десятки лет паломническая группа. Возглавил группу Преосвященнейший Сергий, епископ Самарский и Сызранский. На Святую Землю поехали известные и заслуженные священнослужители нашей епархии: протоиереи Иоанн Гончаров, Николай Манихин, Григорий Коберник, Феодор Глушаков. По милости Божией, владыка не отказал, когда усердно просил его взять с собой и мое недостоинство. Были с нами и два мирянина — наши ангелы-хранители — Виктор Степанович Бекетов и Георгий Владимирович Кузьмин. Они опекали нас в земных делах, в которых мы не всегда ориентируемся, а часто бываем, как дети.

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

Разделы портала «Азбука веры» Иерей Виталий Германов " decoding="" title="" «В науке я всю жизнь занимался анализом, а в вере мне не хочется анализировать…» Иерей Виталий Германов В Избранное Иерей Виталий Германов человек необычной судьбы. Известный ученый-физик, востребованный как в России, так и за рубежом; сначала дьякон Русской Зарубежной Церкви, а сейчас священник Русской Православной Церкви Московского Патриархата; человек, объездивший весь мир, свой шестидесятилетний юбилей в сентябре этого года собирается отмечать на своей родине в Самаре. И уже не в качестве физика с мировым именем, а как клирик Покровского кафедрального собора. Его возвращение на родину стало заметным событием в жизни Самарской епархии. А впереди у священника Виталия Германова большое и трудное дело возведение храма Собора Самарских Святых возле места упокоения Самарских Новомучеников в парке имени Ю. Гагарина областного центра… Я родился в 1946 году в семье врачей, рассказывает отец Виталий Германов. Окончил Куйбышевский авиационный институт, занимался физикой в области радиоэлектроники. Только, пожалуйста, не называйте меня ученым. Есть «кот ученый» в сказке Пушкина. А по-настоящему ученых людей очень мало… Я просто занимался в лаборатории научной работой. Два года прослужил на Дальнем Востоке офицером в радиотехнических войсках. И даже чуть не остался в армии насовсем. Когда надеваешь офицерские погоны, что-то в тебе после этого меняется: появляется чувство ответственности за солдат. Это ведь тоже своего рода «рукоположение» посвящение на служение Родине. …Но я все же вернулся на гражданку. Защитил кандидатскую диссертацию в Московском высшем техническом училище имени Баумана. Преподавал в самарских вузах… А духовные корни в вашей семье были? Дедушка пел в церковном хоре. Мама меня в детстве водила в храм, я причащался. Потом был какой-то перерыв. И уже в зрелом возрасте я стал вновь посещать храмы в основном в других городах, во время командировок, так как в Куйбышеве меня многие знали. А самый большой духовный толчок был мне от двоюродной сестры. Сейчас она монахиня Августа, живет в Москве. Она мне однажды сказала, что «даже плохонький попик приносит Отечеству и людям иногда больше пользы, чем самый замечательный ученый». И еще на меня повлияла судьба Оптинского старца преподобного Варсонофия (Плиханкова) . Он был крупный военачальник, принял священнический сан и постриг только в 58 лет! Это мне почему-то запало в сердце, и я для себя решил, что если я не приму сан до 58 лет, то все, не быть уже никогда мне священником! И так случилось, что Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий рукоположил меня в сан священника за три недели до моего 58-летия… Я еще до отъезда в Германию собирался пойти по духовному пути, но… не выдержал соблазна, уехал за границу. На целых тринадцать лет!

http://azbyka.ru/way/v-nauke-ja-vsju-zhi...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 17 (30) июня Преподобноисповедник Максим (Попов) Преподобноисповедник Максим родился 17 июня 1876 года в селе Большой Сурмет Бугурусланского уезда Самарской губернии в семье богатого мордовского крестьянина Григория Степановича Попова и в крещении наречен был Мефодием. Григорий Степанович был попечителем строящегося в селе храма во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. В семье неукоснительно исполнялся церковный устав, и своих детей – троих сыновей и двух дочерей он воспитал в вере и благочестии. Все дети получили образование в церковно-приходской школе при местном храме. Впоследствии два его сына, Николай и Мефодий, стали священниками, а дочери, Матрона и Евдокия, приняли монашеский постриг во Владимирском Каменском монастыре Уфимской епархии. В 1900 году Мефодий женился на крестьянке Елене Тимофеевне Поляковой, и у них родилось шестеро детей: первый ребенок родился в 1902 году, последний – в 1916м. В 1915 году Григорий Степанович разделил между сыновьями семейный надел – земли и хозяйство. Всем сыновьям было отстроено по большому деревянному дому в девять окон, выделен скот и хозяйственный инвентарь. Дочерям – Матроне (инокине Марии) и Евдокии (монахине Августе) и племяннице Евдокии (инокине Елизавете) Григорий Степанович выстроил дом во Владимирском Каменском монастыре. Мефодию досталось около двадцати лошадей, коровы и овцы; возделывая землю, он сеял пшеницу, рожь, просо, овес. Выросши в благочестивой семье, Мефодий был человеком богобоязненным и смиренным и часто совершал паломничества к православным святыням. По обычаю тех лет паломничества были обетными и были сопряжены с нелегким трудом. С собой Мефодий брал лишь мешок сухарей и несколько пар лаптей. Паломничество в Киев заняло у него около полугода. В дороге он останавливался в домах верующих людей, которые с евангельской добротой принимали странников, беседовал со многими людьми, некоторые из них были настоящими подвижниками.

http://fond.ru/kalendar/501/maksim/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Вениамин (Казанский) 6 мин., 12.08.2011 13 августа Русская Православная Церковь празднует память священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского. Священномученик Вениамин родился в 1873 году в Нименском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии в семье священника и в крещении был наречен Василием. В 1883 году он поступил в Каргопольское духовное училище и, окончив его, продолжил образование в Олонецкой духовной семинарии. После ее окончания, как один из лучших студентов, он был послан учиться на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1895 году Василий был пострижен в монашество с именем Вениамин и рукоположен во иеродиакона, а на следующий год — во иеромонаха. В 1897 году иеромонах Вениамин закончил Духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую духовную семинарию, на следующий год — инспектором Холмской духовной семинарии и вскоре — инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, в 1902 году — ректором Самарской духовной семинарии, в 1905 году — ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1910 году архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1917 году на епархиальном съезде, как набравший абсолютное большинство голосов, он был избран управляющим Петроградской епархией. Человек безупречной жизни, спокойный, ровный, епископ Вениамин первым из Петроградских архипастырей изъездил и частью обошел епархию, побывав в ее самых далеких и глухих приходах. Для ее населения он стал своим епископом, и потому сельские отцы-депутаты приехали на выборы уже с готовым решением — голосовать за епископа Вениамина. Народ хотел иметь своим архипастырем смиренного молитвенника, труженика, народника, который держался бы подальше от политики, стоя строго на церковной почве. Но избиравшие своего пастыря народ и духовенство были уверены, что и слово, и дело их смиренного избранника в делах церковных будет всегда твердым и непреклонным. 13 августа 1917 года архиепископ Вениамин был возведен в сан митрополита.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-venia...

С. Девятова Скачать epub pdf Протоиерей Иоанн Букоткин (1925 – 2000) Митрофорный протоиерей Иоанн сорок восемь лет прослужил священником, в конце земного пути удостоился стать духовником Самарской епархии. Протоиерей Иоанн Букоткин похоронен в Иверском женском монастыре, в центре Самары. Протоиерей Иоанн Букоткин родился в 1926 году в бедной крестьянской семье в деревне Полухино Саратовской области Аркадакского района. Из воспоминаний протоиерея Иоанна Букоткина: «Нас было у родителей три брата, потом один в младенчестве умер. Родители были верующими людьми, отец – очень незлобивым человеком. За все годы я ни разу не слышал, чтобы они поругались, ни разу. Мы жили бедно. Одежды не было, школа далеко – в другом районе... Я в детских играх не участвовал. Стеснялся. И в этом был Промысл Божий. Дома я любил играть в священника: сделал себе епитрахиль, соорудил из консервной банки кадило. Соседи обо мне говорили родителям: «Он у вас будет попом». У нас безбожников не было, ни одного. Сам председатель, выводя комбайн на поле, начинал работать, перекрестившись. Посты в среду и пятницу все соблюдали и в храм ходили, пока в тридцатые годы его не закрыли. После стали собираться у рабы Божией Христины, а на праздник ходили в соседнюю деревню Крутец. Тогда я стал свидетелем чуда. Христинина сестра ухаживала за больным четырехлетним сыном: у Миши ручки и ножки не двигались. Бедная женщина все время молилась Николаю Чудотворцу, и вот на зимнего Николу после молебна великому Чудотворцу мальчик встал и пошел! Я свидетель – это было чудо. Окончил только семь классов школы. Началась война. Отправили учиться на связиста. Воевал на Третьем Белорусском фронте, в Восточной Пруссии. 7 ноября 1944 года там состоялся парад наших войск. В этом параде мы участвовали вместе с моим отцом, но не знали об этом. Я узнал об этом позже, уже из письма матери. Отца убили под Берлином... Я непрестанно молился всю войну... Под Инстинбургом мы отбили две атаки немцев, а в третью они пошли без единого выстрела и только с близкого расстояния открыли минометный огонь. Мины ложились в шахматном порядке, головы не поднять... Меня ранило в ногу, а уже на самой горке пулей раздробило левое плечо. Подобрали меня свои уже, когда стемнело. Оперировали в полевом госпитале...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Епископ Никодим и его роль в прославлении Соловков Архимандрит Никодим составлял жития святых, подвизавшихся в северных землях. Известны его труды: «Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв.» , «Преподобный Иов, Уральский чудотворец, и судьба основанной им обители» и др. «Архангельский патерик» стал самым полным жизнеописанием соловецких святых. В 1904 году архимандрит Никодим был назначен ректором Калужской Духовной семинарии, а в 1909 г. – ректором Олонецкой Духовной семинарии. В 1910 г. выходит его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел». В 1911 года в Санкт-Петербурге архимандрит Никодим был рукоположен в сан епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. В архиерейской хиротонии принимали участие митрополиты Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) и Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) (будущий Патриарх Московский и всея Руси) и Преосвященные Тульский Парфений и Самарский Константин. 15 ноября 1913 г. о. Никодим стал епископом Белгородским. Здесь он служил до 1917 года, когда революционные события докатились и до Белгорода. В 1918 году к городу подступили немецкие войска. В свободном от большевиков Киеве состоялся Съезд архиереев юга России, в котором участвовал и епископ Никодим. После окончания съезда через фронт возвратился в Белгород. В своих проповедях он обличал насилие и убийства, совершаемые большевиками. Три версии убийства преосвященного Никодима В 1918 году Преосвященный Никодим был расстрелян чекистами, которые попытались скрыть зверское убийство. И это им почти удалось. Версия первая: расстрелян во дворе тюрьмы По воспоминаниям старшего уполномоченного Белгородского уездного ЧК С. Набокова (1966), которого многие считают одним из убийц владыки Никодима, все произошло так: «Контрреволюционным духовенством руководил Белгородский Архиерей, который чувствовал, что для него час расплаты приближается и во время отступления немцев из Белгорода в конце 1918 г. Белгородский Архиерей и несколько высоких священнослужителей эвакуировались в Харьков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

сост. протодиакон Василий Марущак Жизнеописание святителя Гурия Архиепископ Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов) родился в 1814 году в городе Саратове в семье священника. Дед его, иерей Иоанн, служил в саратовском Свято-Троицком соборе с 1774 по 1826 год. После его смерти отец святителя Гурия, Платон Иванович, священствовал в том же соборе с 1826 года до своей кончины, последовавшей в 1841 году. У него и его супруги Екатерины Герасимовны было семеро детей. Самый старший Григорий (в монашестве Гурий), затем Георгий, умерший в сане диакона, Петр – священник Самарской епархии и Димитрий, состоявший на гражданской службе. Дочерей у отца Платона было трое: Александра – замужем за священником, Мария – жена чиновника и Елизавета – жена ректора Саратовской духовной семинарии протоиерея Иоанна Смельского. Первоначальное воспитание и образование Григорий Платонович получил в семье, под руководством добрых и благочестивых родителей, в кругу братьев и сестер. В доме царила особая атмосфера чистоты, взаимной любви и уважения, которую впитал в себя Григорий и которую сохранил до самой смерти. Когда ему исполнилось девять лет, его определили в местное духовное училище. Сохранилось воспоминание одного из сокурсников Григория Карпова – Петра Попова: «Григорий... имел нравственность отличную и характер смиренный, даже не развивался так, как другие ученики, а более занимался прилежно изучением уроков и чтением Нового Завета, был набожный, любил часто посещать храм Божий, где занимался на клиросе пением и чтением» 1 . Среднее образование Григорий Карпов получил в Саратовской духовной семинарии. Среди его наставников и преподавателей были такие замечательные люди, как епископ Иаков (Вечерков), смиренномудрый, ревностный архипастырь, своими миссионерскими трудами присоединивший к православию более двадцати тысяч раскольников-старообрядцев и крестивший две тысячи калмыков и иудеев. Сокурсники по семинарии вспоминали о Григории Карпове как о прилежном ученике, обладавшем замечательной памятью, ясностью мыслей и добрым характером. Он был человеком скромным и деликатным, вежливым в обращении, и потому знатные и благочестивые родители охотно приглашали его для воспитания своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Статистика Владимир (Богоявленский), свщмч. Митрополит Владимир (в миру — Василий Никифорович Богоявленский; 1 января 1848 с. Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии — 25 января (7 февраля) 1918 Киев) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Киевский и Галицкий (1915—1918); первенствующий член Святейшего Синода (с ноября 1912 года). Был единственным иерархом Русской Церкви синодального периода, занимавшим все 3 митрополичьи кафедры Российской империи. Прославлен Русской Православной Церковью в 1992 году в лике святых как священномученик; память — 25 января по юлианскому календарю. Детство; образование Родился 1 января 1848 в семье священника села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию в 1874 со степенью кандидата богословия. Доктор богословия (1915). Преподаватель С 1874 преподавал гомилетику, литургику и пастырское богословие в Тамбовской духовной семинарии. С 1875 преподавал там же Священное Писание. Одновременно, был преподавателем немецкого языка в семинарии, а также являлся учителем географии вначале в епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии. Священник и монах Оставил преподавание ради пастырской деятельности. 31 января 1882 был рукоположен во священника Покровской соборной церкви города Козлова. С 1883 — настоятель Троицкой церкви этого же города, благочинный городских церквей. Показал себя талантливым проповедником, проводил с прихожанами внебогослужебные беседы. После смерти жены и единственного ребёнка, принял монашеский постриг (8 февраля 1886). С 9 февраля 1886 — архимандрит, настоятель Тамбовского Троицкого монастыря, с 6 октября 1886 — настоятель Новгородского Антониевого монастыря. Первое десятилетие архиерейства 13 июня 1888 хиротонисан петербургским митрополитом Исидором (Никольским) во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 19 января 1891 — епископ Самарский. Ввёл внебогослужебные собеседования в различных церквях и сам присутствовал на них. Основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство, организовывал духовно-нравственные чтения в семинарии. Открывал женские церковные школы. Всероссийскую известность принесла его деятельность во время эпидемии холеры, охватившей Поволжье, совпадавшей с голодом вследствие неурожая. На холерных кладбищах он совершал панихиды о почивших, служил на городских площадях молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. Состоял почётным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве.

http://lib.cerkov.ru/authors/355

Театр Сновидения. Художественный руководитель Ольга Чернявская 18.30  Моноспектакль С. Прокофьева «Анна и царская семья» по подлинным диалогам из Воспоминаний Анны Вырубовой и ее современников. Исполняет автор, муз. сопровождение А. Соколов-Суровых. 15 апреля В помещении Театр-студия СПбГУ, наб. Адмиралтейского канала, 27. Вход свободный. 17.00 Пасхальная сказка-комедия «Как перевоспитать царевну?»       Православный молодежный театр «Преображение» при Отделе религиозного образования и катехизации Уфимской епархии, г. Уфа. 18.00 Спектакль «Посвящается…» по мотивам стихотворений И.Бродского «Посвящается Ялте» и «Разговор с небожителем». Театр-студия «АмальгамА», Самарский государственный университет, г. Самара. 19.00 Спектакль по мотивам драмы Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы». Учащиеся испанской группы кафедры романской филологии ПСТГУ, г. Москва. 16 апреля Актовый зал Университета технологии и дизайна, Б. Морская, 18. Вход по пригласительным билетам. 16.00 Праздничный Пасхальный вечер участников фестиваля X Сцены из спектаклей, представленных на Фестивале. Выступление фольклорных коллективов с Пасхальными народными представлениями. Пасхальное чаепитие. 17 апреля Театр-студия СПбГУ, наб. Адмиралтейского канала, 27.  Вход свободный. 19.00 Спектакль Н.Тэффи. «Воспоминания». Режиссер — М.Н. Дульченко. 18 апреля Актовый зал Санкт-Петербургского института машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ), Полюстровский пр. дом 14. Вход свободный. 15.00 Спектакль У.Шекспира «Буря» Студенческий Народный театр ВТУЗа Лауреат Всероссийских и Международных фестивалей. Режиссер Борисенко Виктор Филиппович. ПРОГРАММА Четвертый православный пасхальный театральный фестиваль (профессиональные театры) 9 – 11 апреля По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира Учредители фестиваля: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, Театр народной драмы, Православный драматический театр «Странник», Общественная организация «Православный Санкт-Петербург», Культурно-досуговый центр «Московский», кафедра режиссуры и мастерства актёра СПб ГИКиИ и др. При поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

http://pravmir.ru/v-sankt-peterburge-pro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010