Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБОВ Дмитрий Иванович (17.02.1869, с. Барабановка Бузулукского у. Самарской губ.- 22.06.1953, г. Загорск (совр. Сергиев Посад) Московской обл.), прот., миссионер, проповедник, церковно-общественный деятель. Род. в семье псаломщика. В 1890 г. закончил Самарскую ДС, в 1894 г.- МДА со степенью канд. богословия, был назначен епархиальным миссионером в Тамбовскую епархию, в 1898 г. переведен в Харьковскую епархию. Участвовал во Всероссийском миссионерском съезде в Казани (1897). За миссионерские труды награжден орденом св. Анны 3-й степени. С 1903 г. являлся епархиальным миссионером С.-Петербургской епархии. Выступал против полицейских мер по отношению к сектантам и старообрядцам, с воодушевлением воспринял имп. манифест о веротерпимости от 17 апр. 1905 г. (статьи Б. в «Церковном голосе» в 1906). Призывал к «народно-органической миссии Церкви», в к-рой наряду с духовенством должен участвовать правосл. народ. В 1911 г. за книги «Миссионерские беседы с штундо-баптистами» и «Православный противосектантский катехизис» Б. был удостоен Макария (Булгакова) премии . В своих работах Б. уделял основное внимание разбору вероучения сектантов; опираясь на личный опыт, давал методические советы начинающим миссионерам. В кон. 1911-1912 г. Б. раз в 2 недели выпускал брошюры для народного чтения «Дело веры». В 1913 г. Б. был назначен инспектором Ставропольской ДС, в том же году награжден орденом св. Станислава 2-й степени. С 1914 г. служил инспектором в Воронежской ДС. В 1917 г. чрезвычайным съездом духовенства Воронежской епархии был послан в Москву на Всероссийский съезд духовенства и мирян, на к-ром избран в Предсоборный совет. Участвовал в Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. В 1918-1921 гг. служил в гос. учреждениях Харькова. В 1922 г. в Москве был рукоположен во иерея, стал помощником Патриарха Московского свт. Тихона по управлению Московской епархией. После возведения в сан протоиерея Б. был назначен благочинным Пречистенского «сорока». Выступал против обновленчества в Церкви, в частности против идеи примирения Патриарха Тихона с В. Красницким . Активно участвовал в диспутах на религ. темы, в к-рых отстаивал религ. мировоззрение. 5 сент. 1924 г. был арестован, вскоре освобожден. В 1926 г. арестован вторично, приговорен к 3 годам лишения свободы, наказание отбывал в лагерях на территории совр. Томской обл. В 1929 г. освобожден. В 1930 г. вновь арестован, приговорен к 10 годам заключения.

http://pravenc.ru/text/149491.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН (Булычёв Кирилл Иоакимович; 23.12.1858, г. Орлов Вятской губ.- сер. 30-х гг. XX в.), бывш. архиеп. Могилёвский, один из основоположников григорианского раскола . Из купеческой семьи. В 1877 г. окончил Вологодскую гимназию, в 1881 г.- физико-математический фак-т С.-Петербургского ун-та. С 1884 по 1890 г. работал в Волжско-Камском банке, в 1890 г. поступил в СПбДА. 29 янв. 1892 г. во время учебы принял монашеский постриг с именем Константин. 21 февр. того же года рукоположен во диакона, 7 нояб. 1893 г.- во иерея. В 1894 г. окончил академию со степенью кандидата богословия, в июле того же года определен смотрителем Александро-Невского ДУ в С.-Петербурге. В авг. 1896 г. по возведении в сан архимандрита назначен ректором Витебской ДС. Состоял председателем епархиального училищного совета, витебского Свято-Владимирского братства; был цензором «Полоцких ЕВ» (выходили в Витебске) и проповедей, произносимых витебским духовенством в кафедральном соборе. 13 янв. 1900 г. переведен на должность ректора Киевской ДС. Еп. Константин (Булычёв). Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГИА) Еп. Константин (Булычёв). Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГИА) 25 июля 1901 г. был наречен во епископа Гдовского, 3-го викария С.-Петербургской епархии. 29 июля того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры архиерейскую хиротонию К. возглавил митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) . С 22 февр. 1903 г.- 2-й викарий. Был председателем Совета Исидоровского православного эстонского братства в С.-Петербурге. 21 дек. того же года освятил в сослужении прот. св. прав. Иоанна Кронштадтского временную русско-эст. ц. во имя сщмч. Исидора Юрьевского. 23 апр. 1904 г. назначен епископом Самарским и Ставропольским. Прибыл в Самару 1 июня и вскоре предпринял продолжительную поездку по инородческим приходам епархии и местам проживания старообрядцев. Ради расширения миссионерской деятельности рукоположил в священный сан более 10 представителей народов Поволжья, способствовал открытию новых приходов в их селениях, изданию и распространению духовной лит-ры на местных языках, открытию учительских курсов для инородцев.

http://pravenc.ru/text/2056998.html

протоиерей Василий Жмакин Состояние Пензенской епархии Пензенская епархия, в которой суждено было закончить свою многотрудную, истинно подвижническую жизнь святителю Иннокентию, принадлежала к числу самых обширных. В состав ее входили, кроме Пензенской и Саратовской, и части Самарской и Симбирской губерний. Пензенская епархия была открыта в 1799 году и стала местом служения поочередно трех епископов. Их имена: Гаий (1799–1808), Моисей (1808–1811) и Афанасий (1811–1819) 159 . Пензенскую епархию нельзя было назвать благоустроенной. Прежде всего она отличалась бедностью. Бедность пензенских церквей и духовенства была поразительна. Не говоря о других духовных учреждениях, даже самый центр епархиального управления – архиерейский дом – бросался в глаза своей неприглядностью. В письмах святителя Иннокентия она подробно описана. При этом нужно всегда помнить, что святитель был человеком с самыми скромными требованиями, отличался невзыскательностью в самой крайней степени, и если и он, тем не менее, высказывал жалобы на свое дурное положение, то, значит, на то были очень серьезные причины. «Пензенская моя квартира,– отмечал он в одном из писем в Петербург,– походит на шалаш. Но страннику и того довольно. Консистория хочет из шалаша сделать дом и имеет для этого деньги. Вот уже и опасность: как бы постоялый двор не превратился в постоянный дом, в любимое жилище. Господи, укрепи в любви ко всем! А глядя на развалины, трудно было удержаться от осуждения и жалоб». «Меня послали,– писал святитель в другом письме, тоже адресованном в Петербург,– в шалаш или в дом, похожий на худой трактир: у дверей нет ни ключей, ни запоров, у шкафов, которые по большой части поломаны, также нет ни одного ключа. Обои в покоях где оборваны, где испачканы, закопчены. Полы так плохи, что когда пойдешь на один конец залы, на другом поднимаются, скрипят. Стекла закопчены и составлены из малых и битых клочков, а крыльцо... но это вещь не для жилья. Третий этаж с полами и потолками провалился от дождей, вода протекала во второй этаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 29 (11 ноября) Священномученик Евгений Ивашко Священномученик Евгений родился 26 августа 1899 года в семье священника Минской епархии Александра Ивашко. В 1920 году он окончил восемь классов Минской Духовной семинарии. С 1 августа 1920 года по 20 января 1923 года был учителем в одной из школ Минской губернии. В августе 1922 года Евгений Александрович выдержал экзамены перед Минской епархиальной комиссией, необходимые для получения сана священника. 1 апреля 1924 года митрополит Минский Мелхиседек (Паевский) рукоположил его в сан священника к Павловичской церкви Бобруйского уезда. В 1926 году епископ Бобруйский Филарет (Раменский) переместил его к Лошницкой церкви Борисовского уезда, а в 1927 году – к Юрьевичской церкви Игуменского уезда. В 1927 году власти арестовали о. Евгения и приговорили к трем годам ссылки. В 1930 году епископ Бузулукский, викарий Самарской епархии, Сергий (Никольский) назначил о. Евгения в село Погромное Бузулукского района . Власти в это время любыми средствами стремились закрыть и разрушить храмы; о. Евгений лишь только начал служить, как храм был закрыт. Архиепископ Самарский Александр (Трапицын) назначил его в храм села Медвецкое того же района. 19 февраля 1931 года скончалась его супруга, Антонина, и о. Евгений остался с двумя детьми –  пятилетней дочерью и сыном, которому исполнился год и одиннадцать месяцев. Священнику стала помогать в воспитании детей сестра его матери Мария Адамовна Жуковская. В 1932 году епископ Ржевский Никон (Пурлевский) направил о. Евгения в село Воскресенское Ржевского района. В том же году епископ Муромский Макарий (Звездов) назначил его к Успенской церкви города Мурома. Здесь он прослужил недолго, но даже краткое его служение оставило самые теплые воспоминания в душах прихожан, которые при расставании вручили ему благодарственный адрес: " Дорогой и глубокоуважаемый наш пастырь, отец Евгений. Позвольте нам высказать Вам свои сердечные чувства благодарности за ревностное исполнение церковной службы.

http://fond.ru/kalendar/1103/evgeniy/

Русский Дом 2001. Вера без дел мертва ПРАВОСЛАВИЕ.RU       РУССКИЙ ДОМ 10,  2001 ВЕРА БЕЗ ДЕЛ МЕРТВА Среди болезней современного церковного человека одна из главных - совершенно неправославное отношение к священнослужителям, похожее скорее на отношение адепта тоталитарной секты к своему живому божку - руководителю этой секты: льстиво-угодническое, восторженно-подобострастное. А ведь Русская Церковь никогда не делила людей на высший сорт и низший. И священнослужители, и миряне - это все суть един народ Божий. Нынче же образ женщины с нездоровым выражением лица, боящейся даже почесаться без благословения своего " старца " , знаком едва ли не каждому прихожанину. Отсюда и такое прискорбное явление, как лжестарчество или младостарчество, об опасности которого не раз говорил Святейший Патриарх Алексий II. Ведь недаром же в народе говорят, что легче пройти огонь и воду, чем медные трубы (то есть славу, всеобщее почитание). В Самарской епархии молодой 28-летний игумен монастыря, головка которого закружилась от того, что ему все заглядывают в рот и целуют ручки, решил, будто достиг такой духовной высоты, что знает любое дело лучше специалиста. Каменщика он учил класть кирпичи, повара - готовить пищу, режиссера - снимать фильм, строителей заставлял переделывать срубы. В итоге после нескольких вопиющих случаев самодурства со стороны игумена самарский владыка заменил этого настоятеля на другого. Вместо того, чтобы смириться, бывший игумен развернул в местных газетах кампанию против владыки. Много говорил о несправедливых гонениях, претендовал на монастырские здания, которые якобы принадлежат не епархии, а организованному им самим какому-то фонду. А когда дело не выгорело, уехал жить на квартиру к своим родителям и, как настоящий старец (а вернее, как глава секты), стал принимать и исповедовать своих адептов - тех, психику которых он успел переломать и подчинить своей воле за пару лет своего игуменства в монастыре. Иеромонах Анатолий (Берестов), руководитель Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, рассказывает: " Однажды на одном из монастырских подворий я оказался свидетелем вопиющего случая. Начальствующий иеромонах построил несколько молоденьких послушников и заставлял их хором повторять одну и ту же фразу: " Я гадкий, смрадный пес смердящий! " Вне себя от возмущения, я остановил это издевательство морального садиста. И сказал не только ему, но и послушникам: " Что же вы делаете?! " " А что, - искренне удивились они. - Мы же смиряемся " . " Смиряться надо перед Богом, а не перед злом или теми людьми, которые заставляют вас нарушать заповеди Божии. Как вы не понимаете, что такими словами вы возводите хулу на образ Божий, который в каждом из нас! "

http://pravoslavie.ru/rusdom/200110/20.h...

Скачать epub pdf Православная история Отечества хранит имена светильников земли русской, жизнь которых обращена в вечность. В разные периоды земной истории эти люди были опорой и поддержкой многим немощным, обездоленным, уставшим от тягот повседневной жизни, потерявшим надежду в море забот, волнений, печалей и мирской суеты. Митрополит Мануил (Лемешевский) (1884–1968) выдающаяся личность, чье имя хорошо известно в православной среде, жил в сложное время, полное противоречий, исторических катаклизмов. В его жизни и деятельности отразилась вся история Русской православной церкви советского периода. Тяжкие гонения, репрессии со стороны государственной власти, обновленческие расколы, потрясшие Церковь в 20 -годы XX века, не смогли сломить духа преданного ей Владыки Мануила. Он провел в тюрьмах и ссылках в общей сложности более 20 лет, но, обретая свободу, он каждый раз активно включался в церковную жизнь, своим архипастырским служением окормляя многочисленных духовных чад, работая над библиографическими трудами, составляя различные молитвы. Одна из интереснейших страниц в жизни самарской Епархии связана с личностью Митрополита Мануила. В 1960-е годы он возглавлял православную кафедру в Куйбышевской епархии. Его духовное чадо, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн составил биографический очерк, повествующий о многотрудной и трагической судьбе этого великого человека и святителя. В 2008 году исполняется сорок лет со дня преставления Митрополита Мануила, нашедшего упокоение в Куйбышеве. Гробница святителя находится в Самарском Покровском кафедральном соборе с правой стороны притвора. Ее всегда украшают цветы, а светлая память о подвижнике живет в сердцах многих людей. Публикуем лишь некоторые фрагменты книги-жизнеописания Митрополита Мануила. «… Душа невыразимо тянулась к нему, хотела открыть все, все тайнички свои, все грехопадения, все скорби свои, плакать у ног его… И люди как-то подтягивали себя, обращались сначала за помощью к Богу, а потом шли к нему. Шли … и не отходили. Под суровой, чисто монашеской внешностью скрывалась горячая, любящая душа… Бездна любви… И тот, кто приходил, окунался в эту любовь. Измученный сам, истомленный, он имел внутреннее обаяние, он буквально обдавал теплом всех и согревал каждого… Те, кто узнали его, шли к нему как к самой дорогой, любимой матери, которая прижмет к груди своей самое негодное дитя, пожалеет его, утешит…

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

6 ноября 1904 года академическая корпорация торжественно праздновала двадцатипятилетие преподавательской деятельности ординарного профессора по кафедре священного Писания Ветхого Завета Павла Александровича Юнгерова. Павел Александрович, сын священника Самарской епархии, среднее образование получил в своей родной семинарии, высшее – в Казанской Духовной Академии, курс которой окончил в 1879 году по богословскому отделению со степенью кандидата богословия и с правом при соискании степени магистра не держать новых устных испытаний. В этом же году началась и преподавательская деятельность Павла Александровича. Уже 21 октября он защитил диссертацию pro venia legendi под заглавием «История и значение пророческого служения в иудейском народе», а 24 и 31 октября прочел две пробных лекции: «Объяснение VII гл. 8 ст. XII гл. 30 ст. книги Исход» и «Повествование о творении мира и человека в 1, II и V гл. кн. Бытия в отношении к вопросу о происхождении и писателе книги», после чего и допущен был советом Академии к чтению лекций по Священному Писанию Ветхого Завета в качестве приват-доцента. Павел Александрович занял кафедру при исключительно трудных обстоятельствах. Ему даже не удалось выслушать на студенческой скамье полного курса своей науки и приготовиться к кафедре под систематическим руководством своего предшественника, как это по большей части бывает с другими молодыми преподавателями. Но богословское отделение Академии, избирая кандидата Юнгерова, очевидно, знало, кого оно выбирает. Молодой преподаватель, несмотря на свои усиленные занятия составлением лекций, уже в июне 1880 г. успел представить в Совет Академии магистерскую диссертацию под заглавием «Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни», и этой книгой открыл целую серию научных трудов, которыми он почти каждый год с этих пор стал дарить русскую литературу. Так в 1884 году он печатает в «Чтениях общества любителей духовного просвещения» статью «Библейский характер видений пророка Иезекииля» и там же (за 1885–86 годы) ряд статей под заглавием «Книга пророка Аввакума» (вышла отдельным изданием в 1887 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " #fd04901544 Закрыть Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий: " Процесс оздоровления уже начался " Беседа вышла в эфир 30 октября на телеканале " РИО " в рамках цикла православных передач " Звонница " Печатается с некоторыми сокращениями Митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий (Полеткин)   03:00 06.11.2003 505 Время на чтение 7 минут - Владыка, Вы недавно вернулись со Святой Горы Афон. Пусть не покажется Вам этот вопрос бестактным, но все-таки, почему нельзя молиться дома, в нашей епархии? Зачем вообще необходимы такие поездки? - Я согласен с Вами в том смысле, что молиться можно и нужно везде. Священное Писание устами Самого Господа и Спасителя свидетельствует, что человек призван молиться на всяком месте. Но нужно понимать, что Афон для православного не просто " место " , а величайшая святыня. Мы, самарские паломники, уже в седьмой раз побывали там, традиционно это делается осенью. Приезжаем туда для молитвы, для духовного укрепления, для внутреннего подъема, лучшего осознания самого себя в контексте текущего момента, дабы затем еще лучше проявить себя на различных поприщах и, конечно, прежде всего, в возрождении православных храмов, монастырей и духовных школ, в свидетельстве Божественной Истины. Святая Гора Афон - удел Божией Матери, именуемый еще " Садом Пресвятой Богородицы " , является настоящим оплотом Православия, центром Христианской цивилизации и высочайшей культуры. Место особого подвига, Святая Гора явила миру множество святых угодников Божиих, которые прославили Небо и стали там нашими покровителями и предстателями перед престолом Божиим. Там - особая молитвенная атмосфера, там совершается ежедневный цикл Богослужений, который определен изначала, еще в первые века Христианства. Очень много внимания уделяется молитвенному деланию, здесь практикуется так называемая " умная " молитва, когда ум нисходит в сердце, и человека на молитвенном стоянии посещает Божественная благодать. Это состояние нельзя объяснить словами, его надо пережить: ни с чем не сравнимая радость, горение к Богу, человек как бы ипостазируется в Боге. Ведь Бог принял нашу природу и показал образ совершенного Человека для того, чтобы мы стремились отобразить в себе это Божественное начало. Ведь в нас и за нас борются всегда два начала: Бог и диавол, по-светски говоря, добро и зло. По слову Достоевского: " поле битвы - это сердце человеческое " . По мере того, как человек очищает свое сердце, у него меняется мировоззрение, отношение к людям, к своей земле, появляется чувство истинной любви, питаемое Божественной благодатью.

http://ruskline.ru/analitika/2003/11/06/...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Основные даты жизни, деятельности и прославления священномученика митрополита Вениамина (Казанского) 1185 1873, 17 (29) апреля – в семье священника Нименского прихода Олонецкой епархии Павла Ивановича Казанского и его жены Марии Александровны (урожденной Смирновой) родился старший сын, Василий. 22 апреля – крещение Василия Казанского в церкви Нименского погоста. 1883–1887 – учеба в Каргопольском духовном училище. 1887–1893 – учеба в Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске. 1893, август – поступление в С.-Петербургскую духовную академию. 1894, 17 марта – первая религиозно-нравственная беседа студента Василия Казанского. 1895, 14 октября – монашеский постриг Василия Казанского с именем Вениамин. 21 ноября – рукоположение монаха Вениамина во иеродиакона. 1896, 19 мая – рукоположение иеродиакона Вениамина во иеромонаха. 3 октября – избрание наблюдателем за беседами в церкви Задне-Никифоровского подворья. 1897, 12 июня – окончание С.-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия. 3 октября – назначение преподавателем Священного Писания Рижской духовной семинарии. 1898, 13 августа – определение инспектором Холмской духовной семинарии. 1899, 6 октября – назначение инспектором С.-Петербургской духовной семинарии. 1902, 18 февраля – возведение в сан архимандрита. 2 апреля – назначение ректором Самарской духовной семинарии. 10 апреля – приезд в Самару. 15 сентября – открытие воскресных чтений для народа в образцовой школе при семинарии под руководством архимандрита Вениамина. 24 ноября – начало служения в семинарской церкви воскресных вечерен, с внебогослужебными беседами после них. 1903, 16 марта – избрание товарищем председателя Самарского епархиального братства Святителя Алексия. 9–10 апреля – экскурсия семинаристов под руководством архимандрита Вениамина в г. Симбирск. 14–15 мая – руководство «миссионерской экскурсией» семинаристов в с. Преполовенское. 10 июня-10 июля – руководство экскурсией 48 семинаристов по северной России, с посещением Валаамского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Августа 30–31 и Сентября 1–5, 1867 г. При обозрении мною Ставропольского уезда, Самарской епархии, в августе 1867 г., получено было мною письмо из Самары, коим извещали ме­ня, что преосвященный казанский Антоний приглашает меня в Казань, и для сего отложил даже поездку свою по епархии; поэтому отслужив в с. Старой-Майне 30-го августа (1867 г.) и сказав поучение «О Богобоязненности и об уважении к предержащей власти» народу, во множе­стве собравшемуся в обширный храм сего торгового села, я занялся здесь причтами из сел: Верхней и Средней Майны, Помряскина и посетил селения Кременки и Головкино. В последнем селении церковь каменная, двухэтажная, с хорошею живописью: она сооружена одним из известных братьев Орловых – Иваном Григорьевичем; судя по оставшейся от похищения утвари, лет пред сим за 10-ть, видно, что храмоздатель не щадил своего достояния на украшение дома Божия, начинающего приходить теперь в ветхость; поэтому нами говорена была речь к прихожанам, в числе коих присутствовали здесь и помещики села Головкина с супругами: «О поддержании в должном благолепии сего памятника усердия предков к святыне дома Божия, чтобы он развалинами своими не послужил укором потомкам в холодности их к вере». На полчаса, затем, заходил я, по приглаше­нию, к Н. М. Наумову, предводителю Ставропольского дворянства, жи­вущему в большом доме с двумя пришедшими в ветхость флигелями. Когда-то дом этот смотрел дворцом и удостоился чести видеть в столпостенах своих Императрицу Екатерину II, в пору величия графов Орловых. Отсюда я отправился в Репьевку и слушал всенощную, после коей, по случаю говора и шума во время всенощной, говорил речь о том, что сколько нам ни скорбно при первом же посвящении быть обличителем означенных выше недостатков, однако обязанные быть верными пастырскому долгу «быть светом для мира и солью земли» не можем упустить случая и не сказать неблагоговейным как должно вести себя в храме Божием, чтобы не подвергнуться наказанию за неблагоговение. Слушатели мои смолк­ли и с час почти, невзирая на разность пола и возрастов, тихо уже подходили, благодаря Бога, под благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010