Общественность Самары защищает «Основы православной культуры» Самара, 9 марта 2006 г. Руководство регионального общественного движения «Самара Православная» направило открытое письмо полномочному представителю президента РФ в Приволжском Федеральном округе А.В. Коновалову. Копии письма отправлены: председателю Совета Федерации ФС РФ Миронову С. М. председателю Государственной думы ФС РФ Б. В. Грызлову, губернатору Самарской области К. А. Титову, председателю Самарской Губернской думы В. Ф. Сазонову, сообщает пресс-служба Самарской епархии. Открытое письмо Регионального общественного движения «Самара Православная» «Более десяти лет в школах Самарской области на факультативной основе и в рамках школьного компонента преподается предмет «Основы православной культуры». Предмет это культурологический, что следует из названия, патриотический, поскольку учит детей гордиться своим Отечеством, этический, ибо помогает ребенку ориентироваться в понятиях добра и зла, почитать родителей, уважать власти, отвечать за свои поступки, прислушиваться к представителям других национальностей, любить их как своих братьев по единой семье народов. Родители и учителя повсеместно отмечают благотворное воздействие преподавания «Основ православной культуры» на морально-психологический климат в школе, в семье, на каждого отдельно взятого ученика. Откликаясь на многочисленные обращения с мест, Правительство Самарской области приступило к практическому этапу внедрения данного предмета в школьные программы уже в качестве регионального компонента. Была создана рабочая группа по внедрению «ОПК» и культур иных конфессий в школах Самарской губернии. Учитывая этнически-культурное многообразие региона, решено было избрать вариативный подход к введению «ОПК». Другими словами, в районах, где преобладает население с иной религиозно-этнической доминантой, вместо «Основ православной культуры», по выбору родителей предлагается вводить иной предмет схожей направленности. Бережно относясь к национальному достоянию других народов, разработчики курса «ОПК» немало учебных часов отвели под изучение иных традиционных для России конфессий: в том числе, конечно, ислама и иудаизма.

http://pravoslavie.ru/16548.html

09.04.2019 Представление новой книги И. Я. Медведевой «Скачут всадники ночи» и презентация брошюры «Как помочь страдающему: боль душевная и физическая» По благословению Правящего Архиерея Самарской епархии — митрополита Сергия, 8 – 9 апреля в Самаре состоялся просветительский семинар «Христианин в современном мире. Свидетельство митрополита Антония Сурожского». По приглашению Отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии,  организаторами и участниками семинара стали Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» (г. Москва)... По благословению Правящего Архиерея Самарской епархии — митрополита Сергия, 8 – 9 апреля в Самаре состоялся просветительский семинар «Христианин в современном мире. Свидетельство митрополита Антония Сурожского». По приглашению Отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии,  организаторами и участниками семинара стали Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» (г. Москва) и Благотворительный Фонд просвещения «Вера» (г. Самара). На площадках мероприятия выступили специалисты и ведущие сотрудники волонтерских движений, психологи, искусствоведы, а также священнослужители Самарской митрополии, заслуженные педагоги области. Ведущий семинара — руководитель Отдела религиозного образования и катехизации свящ. Алексий Беляев предоставил слово для приветствия участников представителю Общественной палаты Самарской области Полдамасовой С.И., руководителям фондов- организаторов мероприятия и Ректору СамПДС прот. Максиму Кокареву.      В первый день семинара работали две секции,  посвященные церковной педагогике и  волонтерскому служению.  Состоялась презентация деятельности Фонда митрополита Антония. В актовом зале СамДС выступили президент Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» Елена Юрьевна Садовникова, сотрудники и друзья Фонда, представитель Самарского областного родительского комитета «Доверие» Оксана Владимирова. Прозвучали доклады: «Мотивация участия волонтеров», «О служении митрополита Антония в области медицины». Темам «Позиционирование волонтерской деятельности в области милосердия. Морально-этические нормы и принципы в работе общественных организаций и волонтеров» было посвящено выступление Оксаны Владимировой, которая рассказала о социальном служении в Самаре. В ходе встречи состоялась презентация брошюры «Как помочь страдающему: боль душевная и физическая». Издание было составлено по трудам митрополита Антония и адресовано, в первую очередь, сёстрам милосердия и  священникам, окормляющим больных и умирающих. Кроме того, был представлен проект московского Фонда  по изданию и распространению благотворительных брошюр.

http://new.izdatsovet.ru/news/predstavle...

В епархиях поздравляют нуждающихся с Новым годом и Рождеством Христовым. Информационная сводка от 10 января 2022 года 11 января 2022 г. 11:49 Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению запустил проект mirom.help по сбору средств на решение острых социальных проблем тех, кто нуждается в помощи. В епархиях Русской Православной Церкви проходят благотворительные праздничные акции помощи малоимущим и многодетным семьям, пожилым людям и детям-сиротам, в ходе которых добровольцы поздравляют с Новым годом и Рождеством Христовым. Волонтеры организуют также поздравления для бездомных. Средства на продуктовую и прямую помощь продолжает перечислять в епархии Синодальный отдел по благотворительности. В Самарской митрополии прошли семинары по социальному проектированию. Информация о помощи Церкви в период эпидемии — в новой информационной сводке Синодального отдела по благотворительности. Новая справка охватывает период с 27 декабря 2021 года по 10 января 2022 года. Статистика: с июня 2020 года нуждающиеся в 84 епархиях получили продуктовую помощь, приобретенную на средства, которые собрал Синодальный отдел по благотворительности в рамках совместного проекта с порталом Милосердие.ru  «Антивирус Милосердия» ; 32,6 млн рублей, собранных при поддержке сайта «Антивирус Милосердия», передал в епархии Синодальный отдел по благотворительности на продуктовую помощь нуждающимся; 58,2 млн рублей Синодальный отдел по благотворительности передал на прямую помощь нуждающимся в 56 епархий. Основные новости Посещение священнослужителями и добровольцами больных коронавирусом Специальная группа  подготовленных священников Больничной комиссии  Московской епархии  со 2 апреля 2020 года по 10 января 2022 года совершила 5017 выездов к людям с коронавирусом, подозрением на коронавирус и умирающим без симптомов коронавируса. Священники всегда посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты. С апреля 2020 года священники специальной группы посетили 57 медицинских учреждений московского региона. Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон посетил временные госпитали в Сокольниках и на ВДНХ, где вместе с добровольцами православной службы помощи «Милосердие» поздравил с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым пациентов и врачей «красной зоны». Он вручил пациентам подарки, а также поблагодарил врачей за служение в тяжелый период пандемии. В Златоусте Челябинской области священники и больничные добровольцы начали посещать COVID-omдeлehuя. Добровольцы помогают ухаживать за больными и готовят пациентов к Таинствам. В настоящее время в COVID-omдeлehuяx Златоуста находятся на лечении около 100 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/5881145.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Антоний (Храповицкий) В 1895 году назначен ректором Казанской духовной академии . Этот перевод произошел по причине разногласий с митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским) , настаивавшим, что не следует постригать в монахи до 30 лет. Викарий Казанской епархии 7 сентября 1897 года был хиротонисан во епископа Чебоксарского , викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) , как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский) , епископ Самарский Гурий (Буртасовский) , епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский) . 1 марта 1899 года назначен епископом Чистопольским , первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора. Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. Его чарующее обаяние " пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи " . Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой " внушения " . На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Преосв. Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. В Петербургской Академии он был душой кружка студентов - проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской. Противник всяких административных и учебных строгостей и ограничений, Преосв. Антоний всегда стремился к достижению выполнения учащимися правил, уставов и программ свободной волей. Провидению угодно было провести его по всем почти академиям, и всюду он оставил после себя заметный след. Как начальник, педагог, ученый и воспитатель, епископ Антоний был кумиром учащейся молодежи. Благоговея пред высотой монашеского служения, епископ Антоний своим настроением пленял академическую молодежь и являлся одним из идейных родоначальников монашества и пестуном многочисленной новой школы ученого монашества. Родоначальником ученого монашества считают Антония (Вадковского) . Епископ Антоний первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Около епископа Антония группировалась монашеская интеллигенция, под его влиянием многие приняли монашество.

http://drevo-info.ru/articles/11778.html

В мероприятии приняли участие действительные члены Барсовского общества: митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , кандидат богословия, кандидат юридических наук, ректор Смоленской духовной семинарии, доцент кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин СмолДС; протоиерей Александр Задорнов, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии ; священник Владислав Баган, кандидат богословия, кандидат юридических наук, секретарь Смоленского епархиального управления, руководитель юридической службы Смоленского епархиального управления, первый проректор Смоленской духовной семинарии, доцент кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин СмолДС; А.В. Ведяев, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Самарской духовной семинарии; П.И. Гайденко, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета, председатель редколлегии журнала «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях»; А.А. Дорская, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия; Ю.В. Ерохина, кандидат юридических наук, доцент, доцент департамента теории права и межотраслевых юридических дисциплин, заместитель декана факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Я.Б. Жолобов, директор Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, председатель суда в отставке, заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Общероссийской общественной организации «Российское объединение судей»; Ю.В. Оспенников, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права и международного права Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева; А.А. Хохлов, кандидат исторических наук, доцент кафедры антропологии и этнографии Казанского федерального университета.

http://patriarchia.ru/db/text/5909495.ht...

В стойкости раскола «старообрядчества» во всех его видах, в появлении и широком распространении новых, по преимуществу, «рационалистических» сект и в малорезультатной борьбе с ними православных миссионеров нельзя не усмотреть такого крупного факта современной настроенности русского религиозного самосознания, пред которым следует остановиться с глубоким вниманием. Как доселе устойчив и значителен по числу последователей раскол старообрядства, в этом легко убедиться, взяв в руки дневник, или отчет любого епархиального миссионера. Вот напр. некоторые выдержки из дневника миссионера Саратовской епархии: «Лопуховка – гнездо раскола безпоповской секты... В приходе числится 1781 душа, из них раскольников 1123 души, следов. православных остается 658 душ – и то номинально. К приходу приписаны две деревни: Новая Лопуховка и Агаревка; в самом селе православных нет, в Новой Лопуховке есть не много, а в Агаревке – почти все – православные… Село Лопастейка. Здесь в приходе числится 3329 душ: из них раскольников – около 3000 душ. Лет 40 тому назад приход был весь православный и крестьяне были прилежны к храму Божию и почтительны к духовенству 1 . В Уфимской епархии раскольников, по статистическим данным, считается более 17500, но в действителъности гораздо более 2 . – Число сектантов в Таврической губ. по докладу епархиального миссионера представляется (за 1891 г.) в следующих цифрах: «сектантов и раскольников в Таврической епархии числится 13449; в том числе раскольников 1939. Большинство сектантов составляют Молокане разных толков – 11254. Сверх того в епархии в 1891 г. появились новые секты «сепаратистов» и «антиквиетистов седьмого дня» 3 . – По имевшимся в распоряжении 2 Миссионерского съезда в Москве 1891 г. данным, штундизм вместе с баптизмом и пашковщиною проникли в следующие губернии: Астраханскую, Владикавказскую, Донскую, Екатеринославскую, Киевскую, Могилевскую, Курскую, Минскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Орловскую, Оренбургскую, Петербургскую, Псковскую, Подольскую, Полоцкую, Полтавскую, Рязанскую, Самарскую, Саратовскую, Ставропольскую, Тамбовскую, Тверскую, Таврическую, Харьковскую, Херсонскую. – Приблизительное число штундистов по епархиям определяется так: в Астраханской – около 2500, в Кишиневской – около 3000; в Киевской – около 5000; в Могилевской до 200; в Подольской около 300; в Самарской – до 400; в Тверской (Пашковцев) 60; в Херсонской – около 5000 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НЕОФИТ (ОСИПОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архимандрит Неофит (Осипов) Иеродиакон Неофит (Осипов), 1900 год В 1891 году окончил на казенный счет Холмское духовное училище , в 1897 году - Холмскую духовную семинарию , а в 1901 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия . Во время обучения в академии, 19 августа 1900 года, был пострижен в монашество с именем Неофит, 27 сентября того же года – рукоположен во иеродиакона , а 14 мая 1901 года - во иеромонаха . Педагогическая деятельность По окончании духовной академии, 13 августа 1901 года был определен преподавателем гомилетики в Холмскую духовную семинарию . 1 июля 1902 года он был назначен в Пекинскую духовную миссию с правом ношения золотого наперсного креста. 24 июля 1903 года переведен смотрителем Тихвинского духовного училища . Здесь, в связи с болезнями учителей, ему пришлось преподавать в 1-м классе славянский язык, а в 4-м – греческий. 17 октября 1905 года был назначен ректором Самарской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита ; с 1905 по 1908 год состоял цензором " Самарских епархиальных ведомостей " . Во все время служения в Самаре отец Неофит состоял членом Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества и членом Самарского епархиального миссионерского совета. В Самарской семинарии он стал ректором сразу после архимандрита Вениамина (Казанского) , человека мягкого и доступного и потому близкого ученикам. Архимандрит Неофит поставил себя довольно строго, и после отца Вениамина за его строгость его не полюбили ученики. Не сложились у него отношения и с инспектором семинарии, который за продолжительное время службы при часто сменяющихся " ректорах привык к властному положению... нередко фактическим начальством семинарии был он или, по крайней мере, все делалось с его согласия и одобрения " . На заседании Святейшего Синода, 24 ноября 1909 года, член Учебного комитета Савваитский, ревизовавший Самарскую духовную семинарию, предложил перевести архимандрита Неофита на такую же должность, но в другую семинарию. Тут же архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) предложил назначить ректора Волынской духовной семинарии Виссариона (Зорнина) ректором Самарской семинарии, а архимандрита Неофита - ректором Волынской семинарии , что и было принято.

http://drevo-info.ru/articles/13677670.h...

Н. Муравьев, Н. Лебедев «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох» ( 2Тим 4:7 ). 22 июня т. г., в 7 ч. утра, скончался б. профессор Московской Духовной Академии, протоиерей Димитрий Иванович Боголюбов. Господь призвал его к Себе на 85 году жизни. В течение этого долголетнего жизненного пути покойному пришлось соприкасаться с высокими церковными деятелями, быть свидетелем и участником многих церковноисторических явлений и событий начала XX столетия. Летопись его жизни, взятая на фоне церковной истории последнего времени, далеко раздвигает обычные рамки некролога и служит скорее достоянием истории. Д. И. Боголюбов родился в 1869 г., 17 февраля. Он был сын псаломщика в с. Барабановке, Сорочинского района, Чкаловской области. В 1890 г. окончил Самарскую Духовную Семинарию вторым студентом и Правлением Семинарии был послан на казенный счет для высшего богословского образования в Московскую Духовную Академию. Там он обучался в расцвете ее ученой жизни. В 1894 г. Д. И. Боголюбов окончил Академию магистрантом и был назначен тамбовским епархиальным миссионером, а в 1898 г. приглашен и переведен в Харьков на должность миссионера. В 1903 г. Митрополитом Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) был назначен Петербургским епархиальным миссионером. В 1913 г. перешел на духовно-учебную службу – сначала инспектором Ставропольской Духовной Семинарии, а в 1914 г. перемещен по собственному желанию на ту же должность в Воронежскую Духовную Семинарию. В 1917 г. участвовал во Всероссийском Поместном Соборе. В 1922 г. Д. И. Боголюбов принимает сан священника и назначается в один из московских приходов. В течение тридцатилетнего служения в сане священника он получил все священнические награды вплоть до митры. Последний этап жизни о. Боголюбова начинается, когда он переступил, в качестве профессора по Истории русского раскола и сектантства, порог Московского Православного Богословского Института, затем преобразованного в Московскую Духовную Академию. Его направил сюда еще Святейший Патриарх Сергий. Эту дисциплину он преподавал в Академии и Московской Семинарии с 1945 г. вплоть до выхода на пенсию в 1951 г., в течение шести лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Скачать epub pdf Одним из самых известных православных священнослужителей Вятской епархии середины – второй половины XIX в. является протоиерей Стефан Никифорович Кашменский. Выпускник Киевской духовной академии, получивший прекрасное богословское образование, он известен в первую очередь своей миссионерской деятельностью среди вятских старообрядцев. Именно по инициативе С. Кашменского были созданы Вятское православное миссионерское общество, а также противораскольническая школа, ставшая крупнейшим в епархии учебным заведением по подготовке православных миссионеров. Проповедническая деятельность о. Стефана среди староверов достаточно хорошо изучена, однако почти ничего не известно о его работе с адептами инославных конфессий. В данной статье мы попытаемся рассмотреть взаимоотношения С. Кашменского с сарапульскими молоканами. Молокане относятся к особому русскому религиозному течению, получившему название «духовные христиане». Молоканство возникло в начале 70-х гг. XVIII в. на территории Тамбовской губернии. В последующем общины молокан возникли не только в центрально-чернозёмном районе, но и в степной полосе (Северная Таврия) и даже в Закавказье, куда сектантов ссылали целыми семьями. В 30–40-х гг. XIX в. молоканские общины появились рядом с южными и восточными границами Вятской губернии. Так, одним из крупнейших молоканских центров являлось Среднее Поволжье (прежде всего Самарская губерния). Немало молокан проживало и на Урале, куда в своё время ссылали молоканских активистов, в том числе и Якова Уклеина – родного брата основателя секты. Всё это создавало благоприятные условия для появления духовных христиан и на территории нашего края. Первая молоканская община на Вятской земле возникла в Сарапульском уезде. Впоследствии рассматриваемое религиозное течение развивалось именно в Сарапульском и в соседних с ним волостях Елабужского уезда, не затрагивая других районов губернии. Широкое распространение молоканства на юго-востоке края объясняется несколькими факторами. Во-первых, уже отмеченной географической близостью с крупными молоканскими центрами (Среднее Поволжье и Урал).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Благочиннические съезды Благочиннические съезды – собрания духовенства известного благочиннического округа, главным образом, для совещания по делам пастырского служения. Первые сведения о таковых съездах относятся к Минской епархии. Архиепископ Минский Михаил (1848–1 868) в послании духовенству 15 августа 1865 года замечает, что в здешней стране на его памяти существовало общение духовенства под названием благочиннических собраний или собориков. На этих собориках, как видно, напр. из постановлений соборика Брагинского благочиния в 1863 году, духовенство, под председательством местного благочинного, совещалось о мерах к охранению православия от католической пропаганды, о распространении грамотности в народе, о воскресных и праздничных беседах с прихожанами, – словом обо всем том, что должно составлять предмет особых забот пастыря вообще и в частности в данное время, имело также попечение о согласной жизни между: членами причтов и об исправлении их недостатков, примиряя тут же на собрании враждующих и вразумляя неисправных. Несомненная польза подобных совещаний для пастырского дела побудили духовенство просить чрез благочинных преосвященного Минского о дозволении возобновить соборики, существовавшие ранее и затем прекратившиеся. Преосвященный Михаил, вполне сочувствуя желанию духовенства и лично убежденный в важном значении духовного общения между пастырями, благословил в вышеупомянутом послании всех благочинных приступить к учреждению собраний подведомого им духовенства, причем точно указал и программу занятий на этих собраниях. В Орловской епархии первое собрание духовенства состоялось в уездном городе Карачеве 22 июля 1864 года. Здесь составлены были правила для последующих собраний, названных «духовными собеседованиями». По этим правилам каждый член собрания должен был принимать живое и деятельное участие в собеседованиях, возбуждать и разрешать вопросы, прямо или косвенно касающиеся церкви, духовенства и прихожан. В самарской епархии правила для съездов утверждены были местным преосвященным 19 сентября 1867 года и затем в следующем году приняты были в руководство по калужской епархии. Известны съезды в Саратовской, Нижегородской, Казанской, Донской, Литовской, Рязанской, Екатеринославской и других епархиях. С изданием духовно­училищных уставов 14 мая 1867 года Побуждением к собраниям духовенства в благочиннических округах стал и выбор депутатов на училищные окружные и епархиальные съезды духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010