Ульяновская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Вознесенский кафедральный собор (Ульяновск) Ульяновская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — город Ульяновск . Регион граничит: с Самарской областью на востоке, с Саратовской областью на юге, с Пензенской областью и Республикой Мордовия на западе, с Чувашской Республикой и Республикой Татарстан на севере. Содержание Православие в Ульяновской области [ править править код ] Город Симбирск (по старому написанию Синбирск, ныне Ульяновск) был заложен по государеву указу и боярскому приговору от 1648 года, для охраны вновь освояемых русскими земель от ногайских набегов. Уже в первые годы существования города здесь насчитывалось 18 церквей и часовен, составлявших " Симбирскую десятину " Патриаршей области. В 1657 году Симбирская десятина была передана в ведение митрополита Казанского. В связи с все увеличивающимся числом храмов в Симбирской губернии неоднократно ставился вопрос об учреждении самостоятельной Симбирской епархии - в 1784, 1829, и 1830 годах. 10 февраля 1832 года в губернии была образована самостоятельная епархия, выделенная из состава Казанской. Росло количество храмов и монастырей. В 1840 году в Симбирске была открыта духовная семинария, затем - училище для девиц духовного звания в Симбирском Спасском монастыре. При владыке Феоктисте (1874-1882) были учреждены благочиннические советы, организованы окружные и епархиальные съезды духовенства, начали работать миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, братство Трех Святителей при семинарии. В это же время стали издаваться Симбирские Епархиальные Ведомости и было организовано женское епархиальное училище. При епископе Никандре (1895-1904) в епархии было открыто свыше 150 церковных школ, устроены Отдел императорского Православного палестинского Общества и Кирилло-Мефодиевское братство при Симбирском мужском духовном училище. Из-за роста населения обширной епархии и необходимости трудиться над обращением мусульман и отпавших от Православия, в 1912 году была учреждена кафедра викарного епископа Алатырского. В 1914 году владыкой было создано Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начинается издание сборника " Симбирская церковная старина " .

http://azbyka.ru/palomnik/Ульяновская_об...

Ю.И. Белоногова Глава I. Приходское духовенство Московской епархии Для понимания положения сельского духовенства необходимо обратить внимание на Московскую епархию в целом, численность ее духовного сословия, правовое положение духовенства, уровень его образования. Все это достойно отдельных исследований, но без общей предварительной характеристики того, какое положение священник занимал в государстве и в сельском обществе, невозможно понять взаимоотношений, сложившихся между священнослужителями и крестьянами, причины их конфликтов и взаимонепонимания. § 1. Статистические сведения о духовенстве Московской епархии. Юридический статус духовенства После секуляризации императрицей Екатериной II церковного имущества в 1764 г. Московская епархия относилась к первому классу из трех учрежденных. Московская митрополия была второй по значимости после Санкт-Петербургской и возглавлялась в начале XX в. митрополитом и викариями. С 1898 г. митрополитом Московским и Коломенским был будущий новомученик высокопреосвященный Владимир (Богоявленский) , сын священника, выпускник Тамбовской семинарии и Киевской академии. Митр. Владимир прошел традиционный для большинства епископов Русской Церкви путь: был преподавателем Тамбовской семинарии, овдовел, постригся в монахи, был настоятелем в монастыре, и уже в 41 год в 1888 г. стал викарным епископом Новгородской епархии, а в 1891 г. – епископом Самарским, в 1892 г. – экзархом Грузии. Будущий митрополит был незаурядной личностью, во всех местах своего служения стяжал любовь своей паствы. В конце своего архипастырского служения митр. Владимир занимал три первых русских кафедры: Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую. В церковную историю России XX в. он вошел как первый в ряду новомучеников, пострадав в Киеве в 1918 г. После перемещения в ноябре 1912 г. митр. Владимира в Санкт-Петербург митрополитом Московским становится Макарий (Невский) , бывший епископ Томский и Алтайский, известный своей широкой миссионерской деятельностью. В 1917 г. он был низложен, а в 1920-м назначен Святейшим Патриархом Тихоном митрополитом Алтайским. В 2000 г. был причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Способна ли Церковь к самоочищению? Или почему православных журналистов стремятся превратить в информаторов Александр Раков   10:04 09.10.2010 612 Время на чтение 9 минут В 2006 году в Москве на заседании Клуба православных журналистов я выступил с докладом, который назывался «Некелейный разговор». В своем выступлении я заострял внимание на многих вопросах, которые не решаются десятилетиями. В частности, я рассказал и о том, какими мне видятся православные СМИ. Именно тогда я сказал, что православные СМИ находятся в глубоком и затяжном кризисе. С начала 90-х годов так и не появилось ни одного издания, которое могло бы являть собой пример православных СМИ. Что представляют собой православные СМИ сегодня? Во-первых, продолжается разделение между епархиальными СМИ и такими изданиями, как газета «Православный Санкт-Петербург», который считается «независимым». Во-вторых, есть противостояние между СМИ разных епархий. Например, газету, которая издается в одной епархии, нельзя распространять или продавать в другой епархии; иными словами, существует незримая стена, которая препятствует движению СМИ их одной епархии в другую. Кроме того, стоит отметить, что названия православных газет (я сам газетчик) очень однообразны, честно говоря, они уже давно навязли в зубах: сплошные «Вести», «Вестники» «Благовесты» и «Благовестники». Есть в России несколько «Благовестов», из-за чего страдают, в частности, такие газеты, как самарский «Благовест» Антона Жоголева и рязанский «Благовест» Ирины Евсиной. При подписке их путают на почте, и подписчики вместо одного издания часто по ошибке получают совсем другое - с тем же названием.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/09/sp...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Избранник Божий и народа. Жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского Источник Содержание Предисловие Из рода Казанских Годы учения в Олонии Первая школа В Олонецкой духовной семинарии Студент-проповедник Педагог и воспитатель Во главе духовной школы Ректор Самарской семинарии Ректор Санкт-Петербургской семинарии Неутомимый епископ Избрание на столичную кафедру На соборе и с паствой Первые гонения на Петроградскую Церковь Пасха 1918-го Епархиальные и общецерковные труды Просвещение без принуждения «Не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» В сонме святых новомученников Основные даты жизни, деятельности и прославления священномученика митрополита Вениамина (Казанского) Указатель имен     Издание этой книги стало возможным, благодаря инициативе и финансированию Ктитора храма В.Л. Ковалевского, И.В. Воробьевой, Ю.М. Данилович, погибшего Протоиерея Виктора Ерошенко († 2004), Настоятеля храма Протоиерея Александра Пашкова. Впервые подготовлена полная биография митрополита Вениамина (Казанского; 1873–1922), исчерпывающе отражающая различные стороны его церковно-просветительной, педагогической, богослужебной и административной деятельности. В работе использованы материалы обнаруженные в архивах С.-Петербурга, Петрозаводска, Вологды и Новгорода. Дан широкий обзор его трудов на духовно-учебном поприще – инспектором и ректором духовных семинарий в Холме, Самаре, С.-Петербурге. Детально рассмотрена его многогранная деятельность в бытность викарием Петербургской – Петроградской епархии в мирное и в военное время и результаты, достигнутые учреждениями, которые он возглавлял. Собраны многочисленные сведения о деятельности митрополита Вениамина в 1918–1922 гг. как на епархиальном, так и на общецерковном уровне. Представлены материалы о его участии в работе Священного Синода, о деятельности Петроградского Епархиального совета. Дан обзор духовного образования, благотворительности, приходской и монастырской жизни епархии под омофором митрополита Вениамина. Показано, что мученическая кончина была лишь одним из самоцветов в подвижническом венце, который стяжал святитель своим беззаветным служением народу Божию. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1838 году в Симбирске составили проект каменного Вознесенского храма. В Санкт-Петербурге его доработали " дабы дать оному вид правильный и благовидный " , и новый утверждённый проект отправили обратно в Самару. Закладка здания состоялась в 1841 году, возведение продолжалось около восьми лет. Средства для сооружения собирались пожертвованиями прихожан, самый крупный взнос - 10 000 рублей, сделал попечитель храма, купец Василий Андреевич Попов-Чернушкин. Всего же строительство обошлось более чем в 40 000 рублей серебром. За время, прошедшее с утверждения городского плана, ситуация с городской застройкой изменилась. Овраг был засыпан, кривые улочки выпрямлены, храм оказался зажат частными домами, лишившими его доминантного положения. Старая деревянная Вознесенская церковь в 1845 году была перенесена на новое кладбище, переименована в Предтеченскую, а позже продана на слом, чтобы освободить место для каменной Покровской. В 1847 году был освящён правый придел во имя архистратига Михаила (после возвращения храма верующим, правый придел был освящён в 1993 году во имя святителя Алексия, митрополита Московского). В 1848 году освящён главный престол - Вознесенский. Левый придел освящён во имя великомученика Пантелеймона и преподобного Павла Комельского. В последующие годы храм неоднократно перестраивался. Архитектура здания характерна для классицизма. Это была однокупольная базилика с колокольней о девяти колоколах, увенчанной тонким шпилем. Собор стоял на вершине крутого оврага, возвышаясь над окружающим пространством и Волгой. Росписи в церкви были выполнены известным художником Кочаевым А. П. По рассказам очевидцев, храм имел богатое внутреннее убранство, а иконы были украшены позлащёными ризами с драгоценными камнями. Церковь изначально задумывалась как тёплая: сначала - печное отопление, потом перешли на калориферное. К моменту образования Самарской губернии (1851) Свято-Вознесенский храм считался лучшим в городе. В 1851 году была создана и Самарская епархия. Первый самарский епископ Евсевий по прибытию в Самару счёл, что Вознесенская церковь, с её большой вместимостью и расположению в центре города, более соответствует статусу кафедрального собора, чем бывший ранее городским собором Казанский храм. 31 марта 1851 года в день открытия Самарской епархии духовенством старого и нового соборов был совершён совместный крестный ход из Казанского собора в Вознесенский, где и был зачитан указ Священного Синода об образовании Самарской и Ставропольской епархии и совершён благодарственный молебен. В 1850 году у храма насчитывалось 1740 прихожан, в 1875 году их число выросло до 1934 человек. Столь незначительный прирост объяснялся общим увеличением числа приходских церквей в городе и расположением храма в центре города, где жилые дома были вытеснены различными магазинами, лавками, общественными учреждениями.

http://sobory.ru/article/?object=02520

- Ваше Высокопреосвященство, Вы стоите во главе Самарской епархии с 1993 года. Многое изменилось в жизни страны и Церкви за эти 18 лет. Какие наиболее важные этапы новейшей церковной истории Вы могли бы выделить на основании Вашего архипастырского опыта? - 23 февраля 1993 года Священноначалием я был направлен на Самарскую кафедру. Конечно, мне было тяжело расставаться с местами, к которым уже привык, где я начал свое пастырское, а затем и архипастырское служение. Оно начиналось на Ростовской кафедре: помощником правящего митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (ныне Глава Украинс кой Православной Церкви), а спустя 5 лет я стал викарным епископом Азовским. Находясь под внимательным и чутким руководством владыки Владимира, который был всеми любим на Ростовской земле, я многому научился. Мой духовный наставник известен всему Православному миру не только своими яркими проповедями, но и активной общественной деятельностью. В сложное атеистическое время митрополит Владимир сумел возродить духовную жизнь, наладить активное пастырское служение на юге России, весьма пострадавшем в эпоху безбожия. Владыка сумел своим авторитетом противостоять разрушению храмов и удержать бразды духовного правления кафедрой. Он пользовался авторитетом в общественных кругах и за границей, долгое время возглавлял Московские духовные школы. Владыка-митрополит поражал окружающих эрудицией, образованностью. Его проповеди доходили до сердца всех слушающих. Он участвовал в работе Фонда мира, который являлся тогда единственной общественной трибуной, где могли выступать иерархи и наши священнослужители и иерархи, чтобы свидетельствовать о позиции Церкви, Ее видении окружающего мира. Вспоминается его первое выступление на форуме, который проходил в Ростовской епархии. К участию в нем были привлечены известные общественные деятели, руководители области и республики. Владыка покорил всех своим выступлением. И тогда первый секретарь обкома заметил, что нельзя больше приглашать таких ярких ораторов из церковной среды, способных увлекать людей за собой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Виссарион (Зорин, Зорнин Василий), еп. Ульяновский Сын священника Нижегородской епархии. Окончил Нижегородскую духовную семинарию. В 1898 г. поступил на правах волонтера в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1902 году со степенью кандидата богословия и с правом преподавания в семинарии. В 1899 г. пострижен в монашество и посвящен во иеродиакона. На последнем курсе академии посвящен в сан иеромонаха. 17 авг.1902 г. назначен на должность преподавателя догматического, нравственного и основного богословия в Калужскую духовную семинарию. В ноябре 1902 г. переведен в Александровскую миссионерскую семинарию. В январе 1903 года – преподаватель Волынской духовной семинарии. В дек.1903 г. – инспектор той же семинарии, а спустя несколько лет – ректор в сане архимандрита. В 1909 г. – ректор Самарской духовной семинарии. В сентябре 1923 г. хиротонисан во епископа Симбирского (Ульяновского). Был одним из тех немногочисленных иерархов, у которых в конце 1925 года, во время удаления митр. Петра созрела мысль захватить церковное управление в свои руки. Вошел в состав григорианского ВВЦ Совета, вместе с другими, 26 янв.1926 года был запрещен митр. Сергием в священнослужении и не подчинился запрещению. Еп. Виссариона характеризуют, как человека «с широкими замашками по благоустроению своего личного положения». Видимо, он был известен с этой стороны и митр. Петру Крутицкому; это ясно видно из резолюции, данной митр. Петром в ответ на письмо архп. Григория. Хотя митр. Петр и был введен в заблуждение данной ему информацией, вследствие чего и согласился на создание коллегии, – кандидатуры членов коллегии он тщательно обдумывал. Из всего состава ВВЦС туда избран только архп. Григорий, да и тот был указан третьим, после архиепископов Николая Владимирского (Добронравова) и Димитрия Томского. Архиепископы Димитрий и Григорий не оправдали доверия митр. Петра, он в них жестоко ошибся, но все-таки им он в то время доверял. А епископа Виссариона он не просто обошел молчанием, как остальных; нет, в своей резолюции он делает по поводу его определенное распоряжение: «Преосвященным епископам Виссариону, Тихону и Иннокентию благословляю отправиться в свои епархии». Значит, даже простое пребывание этих архиереев в Москве он считал вредным.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вольск. Вольский Владимирский монастырь. Карта и ближайшие объекты Разрушенный в середине 1920-х годов Свято-Владимирский женский монастырь обретает новую жизнь: комплекс уцелевших зданий обители официально возвращен Саратовской епархии. Теперь здесь разместится Подворье Свято-Алексиевского женского монастыря Саратова, учрежденное по благословению Митрополита Лонгина в июне 2013 года. История Свято-Владимирского женского монастыря ведется с середины XIX века. В октябре 1866 года обитель получила статус общины, которая через 26 лет была возведена в степень женского общежительного монастыря. При обители находились больница и богадельня для престарелых. В марте 1919 года на заседании уездной комиссии по отделению Церкви от государства было решено ликвидировать монастырь. Его здания были переданы в ведение Собеса для организации детского приюта. Главный монастырский храм в честь Владимирской иконы Божией Матери пережил изъятие церковных ценностей 1922 года и был разрушен в начале тридцатых. Сама обитель еще несколько лет жила под видом трудовой сельскохозяйственной артели. После этого она была окончательно разгромлена, а многие монахини были арестованы и высланы в северные районы страны. 8 января 2000 года на месте разрушенного монастыря был установлен трехметровый Поклонный крест. С тех пор каждый год 3 июня к уцелевшим стенам монастыря совершается крестный ход. В нем участвуют сотни верующих, желая почтить память насельниц Владимирского монастыря, которые погибли в годы гонений на Церковь. Источник: Пресс-служба Саратовской епархии (03 сентября 2013) http://pravpokrov.ru/company/news/detail. Весной 1858 года несколько крестьянок села Богородского Николаевского уезда Самарской губернии решили основать монашеское поселение на дальней окраине Вольска среди садов и дач, неподалеку от старинного городского кладбища. История сохранила имена первых насельниц новой обители. Ими были девицы Анна Дмитриева, Екатерина Николаева и Дарья Фролова (впоследствии схимонахиня Дорофея). Место будущего монастыря было торжественно освящено 12 мая 1858 года. На первых порах монахини и послушницы обустраивали кельи и хозяйственные постройки, окружали обитель плетеной из кустарника оградой, работали в садах соседних землевладельцев.

http://sobory.ru/article/?object=32248

Герасим, святитель, епископ Астраханский и Енотаевский (Добросердов Георгий Иванович) († 1880, память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился 26 октября 1809 года в семье причетника села Вельска Иркутской губернии. Обучался в Иркутской духовной семинарии. В июле 1831 года, будучи учеником высшего отделения семинарии, командирован в улусы (селения – прим. ред.) бурят и других северных народов в качестве миссионера. 25 июля 1832 года по окончании курса семинарии назначен учителем Иркутского духовного училища. 12 апреля 1836 года рукоположен во священника к Иркутской Преображенской церкви. В 1841 года, овдовев, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 1 марта 1845 года пострижен в монашество. 23 сентября того же года по окончании курса академии назначен учителем Тверской духовной семинарии. С 21 августа 1846 года – инспектор Кавказской духовной семинарии. 1 октября 1846 года возведен в сан игумена; 6 октября того же года утвержден в степени магистра. 16 апреля 1846 года назначен ректором Кавказской духовной семинарии, а 12 мая того же года возведен в сан архимандрита. С 25 октября 1850 года – ректор Симбирской духовной семинарии. С 8 сентября 1855 года – ректор Харьковской духовной семинарии и настоятель Преображенского Старохарьковского Куряжского монастыря. С 12 марта 1860 года – ректор Калужской духовной семинарии и настоятель Покровского Доброго (Добренского) Лихвинского монастыря. 10 марта 1863 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 13 января 1864 года – епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 24 июня 1865 года – епископ Ладожский. 26 января 1866 года назначен епископом Самарским и Ставропольским. С 8 декабря 1877 года – епископ Астраханский и Енотаевский. Скончался 24 июня 1880 года. Погребен в Астраханском кафедральном соборе. С детских лет преосвященный Герасим отличался кротостью и добросердечием, за что и получил от ректора семинарии свою фамилию. Он имел очень нежное, любящее сердце, ему присуща была некоторая сентиментальность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > У истоков новой истории 19.06.2019 753 Время на чтение 7 минут 17 июня на 65-ом году жизни, отошел ко Господу известный православный писатель, клирик Самарской епархии протоиерей Николай Агафонов. В 1991-1997 годах он служил в Саратовской епархии, в 1991-1995 годах был ректором Саратовской православной духовной семинарии. Предлагаем вашему вниманию его интервью о годах, связанных в его жизни с Саратовом, которое он дал несколько лет назад для журнала «Православие и современность». Свое третье рождение Саратовская православная духовная семинария пережила в 1992 году - тогда она вновь открыла двери перед молодыми людьми, желающими посвятить свою жизнь священническому служению. Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской) боролся за возобновление духовной школы еще с 1985 года. Но только в начале 90-х годов открытие семинарии в Саратове стало возможным. О том, как это происходило, рассказал нам протоиерей Николай Агафонов, ректор СПДС с 1991 по 1995 год. - Отец Николай, как Вы стали ректором Саратовской православной духовной семинарии? - Мое назначение на пост ректора СПДС состоялось в 1991 году. Как раз тогда перед Церковью встал вопрос об открытии духовных школ, ликвидированных в годы хрущевских гонений. Архиепископ Пимен, замечательный архиерей, добрейший, умнейший человек, тоже задумал возродить семинарию - в Саратове. Я в то время заканчивал Санкт-Петербургскую Духовную Академию, и его выбор пал на меня. Когда узнал о решении Владыки, то перешел на экстернат и приехал в Саратов. Начал служить в Свято-Троицком соборе и готовиться к открытию семинарии: подбирал преподавателей, собирал библиотеку. Вместе с архиепископом Пименом мы разрабатывали устав СПДС - Владыка многое подсказывал, советовал, ведь когда-то он был преподавателем в Московской Академии... Кстати, саратовская духовная школа была зарегистрирована по новому уложению самой первой из семинарий, открывавшихся на территории России в те годы. Мы очень хотели, чтобы открытие школы состоялось уже в 1991 году, но начались искушения: власти тянули с передачей здания, бывшего архиерейского дома на улице Волжской. Владыка даже выступал в горсовете, но вопрос никак не решался. Святейший Патриарх Алексий II, между тем, знал, что в Саратове планировалось открыть семинарию, потому к началу учебного года прислал поздравительную телеграмму: «Поздравляю начальствующих, учащих и учащихся с началом учебного года». Владыка Пимен, насколько я помню, дал такой ответ: «Ваше Святейшество! К сожалению, у нас пока нет ни начальствующих, ни учащих, ни учащихся, потому что нет здания для семинарии».

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/19/u_is...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010