«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Повести и рассказы Отец Николай Агафонов — один из наиболее известных православных священников-писателей, лауреат литературных премий. В его рассказах нет прямых назиданий, но его герои, безусловно, запомнятся читателю: ведь это люди, которые вселяют веру в добро, в любовь и в Бога. Автор точно передает дух ХХ века (гибельных 30-х годов, подаривших надежду 80-х, бурных 90-х) и нынешнего сложного XXI века. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ Священник Николай Агафонов Повести и рассказы Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС12-218-1567, ИС10-11-0939 Предисловие Священники, занимающиеся литературным творчеством, были всегда. Наше время – не исключение. К таким «авторам в сане» относится и отец Николай Агафонов. В своих произведениях он с любовью вглядывается в жизнь Церкви, но и приходскую повседневность рисует как наполненную мистической красотой. Родился Николай Агафонов в уральском селе Усьва в 1955 году. Школа, армия – и вот он студент Московской духовной семинарии, куда поступил в 1976 году. В 1977 году стал диаконом, в 1979 – священником. 1992 год – окончание Ленинградской духовной академии и должность ректора Саратовской духовной семинарии, которую начинает с нуля под руководством архиепископа Пимена (Хмелевского). В 1995–1996 священник Николай Агафонов служил в храме Казанской иконы Божией Матери в с. Вязовка Татищевского района Саратовской области. Затем – в Пензенской области, в Волгограде и Кузнецке. В настоящее время отец Николай служит в Самарской епархии (настоятель храма во имя Св. Жен Мироносиц г. Самары) и является преподавателем основного богословия Самарской Духовной семинарии. Вероятно, напрямую из такой «простой» биографии происходит и простой, прозрачный (кому-то даже может показаться наивным) язык о. Николая Агафонова (кстати, члена Союза писателей России). Его повествования лишены «мучительных» поисков философской истины, пути героев ясны. Исповедники и мученики за веру, просто люди, связавшие свою жизнь с Церковью, не пытаются обосновать свой выбор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Серафим, епископ Самарский и Ставропольский (Протопопов Симеон Иванович) Родился в 1818 году в городе Москве в семье священника. Первоначально обучался в Московской духовной семинарии. В 1840 году поступил в Московскую духовную академию. 12 декабря 1844 года, по окончании курса духовной академии, назначен учителем Казанской духовной академии. 15 ноября 1845 года получил степень магистра и назначен бакалавром Казанской духовной академии. 8 ноября 1847 года пострижен в монашество; 19 ноября рукоположен в иеродиакона, 20 ноября – во иеромонаха. С 11 июля 1851 года – профессор Казанской духовной академии. 8 июня 1852 года возведен в сан архимандрита. 27 июня 1854 года назначен инспектором Казанской духовной семинарии, редактором журнала «Православный собеседник» и членом цензурного комитета. 11 октября 1855 года переведен ректором Симбирской духовной семинарии. 9 июня 1856 года перемещен на ту же должность в Тверь. 31 декабря 1857 года поставлен настоятелем Тверского Отроча монастыря. 10 апреля 1866 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 14 апреля 1869 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. 2 октября 1874 года перемещен епископом Рижским и Митавским. 8 декабря 1877 года назначен епископом Самарским и Ставропольским. В 1886–1888 годах присутствовал в Святейшем Синоде по вопросу изменения и дополнения учебной программы духовных училищ. Скончался 11 января 1891 года после двухмесячной тяжелой болезни. Погребен в Самарском Александро-Невском соборе, в приделе святителя Алексия. Епископ Серафим по своим личным качествам, образованию, твердости характера и непреклонности воззрений и убеждений был одним из выдающихся иерархов Русской Церкви. Он не писал для печати, но беседа его, постоянно умная и поучительная, всегда отличалась тактом, многоведением, замечательною критическою оценкою фактов и глубиною мысли. Он оставил о себе прекрасную память в Казанской духовной академии. Был отличным администратором по управлению епархией, заботился о разработке письменных памятников, требовал составления церковных летописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Глава 1. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Митрополит Владимир является первомучеником в длинном ряду убиенных и замученных Российских православных архиереев. В то время когда убили в Киеве митрополита Владимира, в Москве проходил Священный Собор Всероссийской Православной Церкви. Весть о мученической кончине старейшего иерарха России глубоко взволновала всех членов Собора. И именно на день его смерти (25 января) Собор и установил ежегодное молитвенное поминовение всех усопших во время гонений исповедников и мучеников. Высокопреосвященный Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, до пострижения в монашество назывался Василием Никифоровичем Богоявленским. Он родился 1 января 1848 г. от благочестивых родителей в селе Малые Моршки Тамбовской губ., где отец его был священником и впоследствии был тоже зверски убит. Владыка митрополит получил образование в духовном училище и в духовной семинарии, и в 1874 г. окончил Киевскую духовную академию. Далее следует семилетняя педагогическая служба в качестве преподавателя в родной Тамбовской духовной семинарии. В 1882 г. будущий митрополит посвящает себя пастырскому служению в Козлове Тамбовской губернии, где молодой батюшка отец Василий явился ревностным проповедником и учителем народа. В 1886 г. Господь ниспослал первый тяжелый крест отцу Василию. Умирает его дорогая спутница жизни молодая жена, умирает вскоре и единственный малютка ребенок. Отец Василий тогда же удалился в обитель и принял монашество с именем Владимира, но не долго оставался отец Владимир в Козловском монастыре. Дальнейшее служение церкви отца Владимира быстро вело его по иерархической лестнице. В 1888 г. он был посвящен в сан епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1891 г. владыка получил назначение в Самарскую епархию. В то время Самарскую губернию постигло величайшее бедствие от неурожая и холерной эпидемии. Владыка Владимир в эти дни народного бедствия проявил себя великим героем духа, всецело отдавшись служению больным и заботам о голодающих и своим личным примером воодушевлял пастырей на самоотверженный подвиг страждущему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Церковь Казанской иконы Божией Матери принадлежит к числу крупнейших храмов Самарской области, построенных в духе эклектичных " образцовых " проектов архитектора Константина Тона. В истории села эта церковь вторая - первая была освящена в 1861 году, однако в сущности она представляла собой незначительно перестроенный старый молельный дом, вместимости которого к концу 19 века стало не хватать для сильно разросшегося села. Новая приходская церковь была сооружена в 1896-1904 годах под надзором епархиального архитектора Тадеуша Хилинского, который воспроизвёл собственный проект  собора Александра Невского (1891-1894) в посаде Мелекесс. В 1906 году после завершения росписей и установки иконостаса был освящен единственный престол в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковь в Верхнем Санчелееве оставалась действующей до 1922 года, когда она была закрыта и приспособлена для хозяйственных нужд. Вплоть до 1991 года она оставалась складским помещением местного колхоза, и к моменту возвращения церкви Самарской епархии здание находилось в плачевном состоянии; среди прочего, был утрачен один из пяти шатров основного объема, сгоревший от удара шаровой молнии. Впрочем, Казанской церкви удалось миновать печальную участь большинства других храмов на территории нынешнего Ставропольского района, которые были утрачены в годы советской власти, а скорое появление благотворителей, помощь тольяттинских компаний и активная деятельность первого настоятеля храма, о. Николая Гурьянова, позволили к началу 2000-х годов полностью вернуть церкви ее исторический облик и наладить при ней активную приходскую жизнь. Сегодня Казанская церковь заслуженно считается одним из наиболее значительных исторических памятников Ставропольского района. Интересно, что второй сохранившийся здесь исторический храм такого же масштаба не просто похож на церковь в Верхнем Санчелееве, а повторяет ее до степени смешения - это церковь Космы и Дамиана в близлежащем селе Мусорка, построенная буквально годом позднее - в 1905 году.

http://sobory.ru/article/?object=30538

Энгельс (Покровск). Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Престолы: Главный — во имя Живоначальной Троицы, в правом приделе — во имя святой великомученицы Екатерины, в левом — в честь Казанской иконы Божией Матери. Освящен: В мае 1825 года иерейским чином. Главный придел переосвящен в 1990 году иерейским чином, Екатерининский придел — 12 апреля 1998 года иерейским чином. Построен в 1825 году. Каменная Свято-Троицкая церковь в Покровской слободе Саратовской губернии была заложена в 1816 году. Строительство закончилось к началу 1825 года. В мае того же года церковь была освящена по указу Пензенской Духовной консистории архимандритом Саратовского Спасо-Преображенского мужского монастыря Арсением. Церковь была построена тщанием прихожан. Колокольни у церкви первоначально не имелось, престол в ней был один — во имя Живоначальной Троицы. После освящения в церковь был назначен причт в составе двух священников, диакона, трех дьячков и пономаря. Большинство прихожан новопростроенной церкви составляли государственные крестьяне Покровской слободы. В 1846 году при участии старшего священника храма, Алексия Львовича Любенского, был подготовлен проект реконструкции Троицкой церкви, утвержденный Саратовской строительной комиссией. В это время при храме действовала церковно-приходская школа, в приходе также была земская школа, законоучителем в которых был настоятель храма. В 1850 году церковь была перестроена и стала трехпрестольной. По-видимому, тогда же были возведены каменные колокольня и ограда. Состав причта изменился и включал двух священников, диакона и двух псаломщиков. С 1853 года причт, на который первоначально никаких средств не отпускалось, начал получать жалование от казны. Здание церкви было застраховано санкт-петербургской компанией «Надежда». 1 января 1851 года заволжские уезды Саратовской губернии (Новоузенский, в который входила Покровская слобода, и Николаевский) в гражданском отношении были переданы новосозданной Самарской губернии, а в церковном — переподчинены от Саратовской епархии к новооткрытой Самарской.

http://sobory.ru/article/?object=11362

Андрей (Комаров Анатолий Андреевич), архп.Днепропетровский и Запорожский Родился 26 июня 1879 года в одном из сел бывш. Самарской губернии (ныне Куйбышевской обл.). Сын священника. Окончил Самарскую духовную семинарию в 1901 г. и 8 авг. того же года рукоположен в сан иерея. Священствовал в с.Андросовке (Утевке) той же губернии. Его жена, человек чистой и светлой души, очень скромная и глубоко религиозная, скончалась после 2-летней совместной жизни, навсегда оставив в нем глубокое теплое чувство. До конца своей жизни он считал ее своей помощницей, усердно ходатайствующей перед Господом. В 1904 г. о.Анатолий поступил в Казанскую Духовную Академию и окончил ее в 1908 г. со степенью кандидата богословия. По окончании Академии был законоучителем в средних учебных заведениях, а затем приходским священником в г.Саратове. 29 дек.1923 принял монашество, а 31 дек. 1923 (ст.ст.) хиротонисан во епископа Балашовского, вик. Саратовской епархии с жительством в г.Саратове. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Тихон, архиепископ Крутицкий Петр (Полянский) , архиепископ Тверской Серафим (Александров) и епископ Звенигородский Николай (Добронравов) . 14 янв.1924 назначен временно управл.Саратовской епархией. Управлял ею до возвращения Архиепископа Досифея 6 марта 1926 г. С 13/26 июля 1927 года – епископ Новоторжский, вик.Тверской епархии. 16/29 янв.1928 – епископ Петровский, вик. Саратовской епархии. 30 окт./12 нояб.1928 назначен епископом Вольским, той же епархии. 15/28 окт.1929 назначен управляющим Астраханской епархией с оставлением епископом Вольским. 30 сент./13 окт.1933 года назначен епископом Астраханским. 3 янв.1934 года возведен в сан архиепископа. 27 апр.1939 уволен на покой временно, согласно прошению. В окт.1939 назначен на штатное место приходского священника Покровской церкви г.Куйбышева той же области. Занял это место по просьбе верующих и особому благословению Митрополита Сергия, для оздоровления церковной жизни в епархии, которая в то время состояла почти из одной этой церкви. Управление такими епархиями тогда централизовалось в Московской Патриархии, а для архиереев практиковалось назначение на штатные места настоятелей. В Куйбышеве настоятельское место было занято, а вокруг, как в бурном водовороте, сталкивались влияния и левых и правых ориентаций. Настоятеля народ не уважал и не доверял ему до такой степени, что многие считали за грех ходить в церковь , где он служит. Эти чувства распространились и на Митрополита Сергия, принявшего настоятеля в общение с Церковью, и на все духовенство. Появилось мнение, что «истинная Церковь ушла в пустыню», а все открыто служащее духовенство безблагодатно, и отступления от Церкви в своеобразные маленькие раскольничьи группы приняли массовый характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 24.03.1878, с. Голубцовка Саранского у. Пензенской губ.- 25.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе . Окончил Нижегородскую ДС, затем КазДА со степенью канд. богословия (1902). В 1899 г. под влиянием ректора академии Чебоксарского еп. Антония (Храповицкого) принял монашество. В том же году был рукоположен во диакона, в 1901 г.- во иерея. В 1902 г. назначен преподавателем основного, нравственного и догматического богословия в Калужскую ДС, 20 нояб. переведен преподавателем богословия и противомусульм. полемики в Александровскую Ардонскую ДС, в янв. следующего года назначение было отменено и В. перевели преподавателем гомилетики в Волынскую ДС, с дек. 1903 г. он являлся инспектором семинарии, с 1905 г.- ректором с возведением в сан архимандрита, с 1903 г.- соборным иеромонахом почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры . В. покровительствовал «Патриотическому кружку», открытому в Волынской ДС в 1907 г. 27 нояб. 1909 г. назначен ректором Самарской ДС, 11 марта 1914 г. переведен на ту же должность в Пермскую ДС. Во время служения на Волыни и в Самаре В. активно печатался в местных епархиальных ведомостях, ряд его публикаций вышел отдельными оттисками (в «Волынских ЕВ» в 1905 печатался также под псевдонимом С. А. Г.). С 6 окт. 1914 г. являлся настоятелем батуринского Николаевского мон-ря Черниговской епархии, в июле 1916 г. освобожден от должности и направлен в распоряжение Харьковского архиеп. Антония (Храповицкого). С 1917 г. В. служил в Туркестанской епархии: преподавал Закон Божий в Андижанской гимназии, являлся секретарем епархиального совета, настоятелем собора в г. Аулие-Ата (совр. Тараз). В 1922 г. на чрезвычайном заседании епархиального совета был избран епископом Верненским и Семиреченским, викарием Туркестанской епархии, 24 нояб. состоялось наречение, но хиротония не могла быть совершена. 25 сент. 1923 г. назначен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, вскоре был хиротонисан. 8 февр. следующего года в управление В. были переданы Сызранский и Городищенский уезды Пензенской епархии. 4 марта 1924 г. архиерей получил назначение на Омскую и Павлодарскую епархию, по-видимому, к месту назначения не поехал, т. к. к июлю того же года Патриарх Московский и всея России св. Тихон назначил его на Ульяновскую кафедру (ср. сообщение обновленческого «Ульяновского церковно-общественного листка». 1 за июль 1924).

http://pravenc.ru/text/158778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАДОЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии, существовало в 1865-1892, 1917-1927/28, 1970-1983, 1989-1990 гг. В 1865-1892 гг. резиденцией епископов служила Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра в С.-Петербурге. Указом Синода от 25 апр. 1865 г. было объявлено «о причислении Эстляндской губернии, находившейся в составе Санкт-Петербургской епархии, к епархии Рижской». Правящий архиерей столицы стал именоваться вместо «Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского» «Санкт-Петербургским и Финляндским». 24 июня 1865 г. получило утверждение определение Синода о наименовании епископа Ревельского, 1-го викария С.-Петербургской епархии (на тот момент им был свт. Герасим (Добросердов) ), епископом Ладожским. Все 11 Ладожских епископов XIX в. были викариями самого долголетнего С.-Петербургского митрополита - Исидора (Никольского ; † 7 сент. 1892), после кончины к-рого Л. в. на четверть века прекратило существование. После назначения еп. Герасима 26 янв. 1866 г. на самостоятельную Самарскую и Ставропольскую кафедру епископом Ладожским 21 февр. того же года стал еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии, Аполлос (Беляев) , но уже 12 дек. 1866 г. он получил в управление Вятскую епархию. 18 дек. того же года во епископа Ладожского был хиротонисан ректор С.-Петербургской ДС архим. Палладий (Раев) . 10 сент. 1867 г. он освятил Введенскую ц. в с. Хотове Новоладожского у., к-рая «по изящности внешней и внутренней» соперничала с лучшими церквами уезда. В июле 1869 г. он был командирован в Петрозаводск и в Вытегру для разрешения вопроса о месте строительства храма в Вытегре. Во время поездки епископа, 15 июля 1869 г., состоялось его назначение на Вологодскую кафедру. Следующие 4 Ладожских епископа последовательно проходили должности вторых и первых викариев митр. Исидора: их перемещали на Л. в. с Выборгского викариатства . Выборгский еп. Павел (Лебедев) стал епископом Ладожским 29 авг.

http://pravenc.ru/text/2462499.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИННИЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской епархии, учреждено 9 мая 1836 г., названо по г. Винница Подольской губ. (ныне областной центр на Украине). Местом пребывания епископа при учреждении вик-ства был назначен шаргородский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь . 31 мая 1836 г. во епископа Винницкого был хиротонисан ректор Минской ДС архим. Евгений (Добротворский), возглавлявший вик-ство до своей кончины 10 апр. 1841 г. 20 июля того же года во епископа Винницкого был хиротонисан ректор Черниговской ДС архим. Иустин (Михайлов), 27 июля 1842 г. он получил назначение на Старорусское вик-ство Новгородской епархии. 8 авг. 1842 г. епископом Винницким был назначен ректор СПбДА архим. Афанасий (Дроздов) , хиротония состоялась 15 авг. в Казанском соборе С.-Петербурга. Еп. Афанасий остался в столице и сохранил за собой должность ректора СПбДА, сотрудничал с обер-прокурором Синода гр. Н. А. Протасовым . 6 мая 1844 г. Винницкому епископу было поручено наблюдение «за единством в направлении преподавания Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств в С.-Петербурге и его окрестностях». Еп. Афанасий проводил ревизии семинарий - С.-Петербургской (1843), Полоцкой и Могилёвской (1844), в 1846 г.-Казанской ДА (учреждена в 1842). Еп. Афанасий был требовательным администратором, строго следившим за соблюдением дисциплины. Последующие Винницкие епископы, Евсевий (Орлинский) и Макарий (Булгаков) , также являвшиеся ректорами СПбДА, поддерживали в академии распорядок, установленный их предшественником. Ректором СПбДА и номинальным викарием Подольской епархии еп. Афанасий оставался до 13 янв. 1847 г., когда был назначен епископом Саратовским и Царицынским. 17 янв. 1847 г. состоялся перевод ректора МДА архим. Евсевия на должность ректора СПбДА с хиротонией во епископа. Как и в случае с еп. Афанасием, в указе говорилось только о назначении епископом Винницким, викарием Подольской епархии, ректорство не упоминалось. Архим. Евсевий был хиротонисан во епископа в Казанском соборе 9 марта 1847 г. Новый ректор, как и еп. Афанасий, не исполнял в академии профессорские обязанности. На духовно-учебной службе он оставался до 19 дек. 1850 г., когда получил назначение на новоучрежденную Самарскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/158696.html

Николай (Ипатов Николай Александрович), еп. Ижевский и Боткинский Родился 26 марта 1876 года. В 1902 году (или 1903 г.) окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В течение ряда лет состоял личным секретарем при Казанских епархиальных архиереях. Пострижение в монашество принял после окончания академии. 18дек.1913 года в сане иеромонаха назначен помощником смотрителя Обоянского духовного училища. В 1914 году возведен в сан архимандрита и назначен епархиальным миссионером Уфимской епархии. 28 мая 1917 года хиротонисан во епископа Златоустовского. С 16 сент.1927 г. – епископ Мелекесский, вик. Самарской епархии. С 1926 года – епископ Боткинский, вик. Сарапульской епархии. С февраля 1930 года по июнь 1931г. – епископ Ижевский и Боткинский. Скончался 29 августа 1938 года. Вскоре после начала обновленчества епископ Николай «ради мира церковного» признал было законность Высшего церковного Управления «как административного органа, в надежде на его непоколебимое православие», как пишет он в своем письме от 10/23 ноября 1932 года. Однако вскоре, познакомившись с деятельностью В.Ц.У., он «дабы не сделаться, хотя бы невольно, по неведению, сообщником тех отступлений от строго православного уклада церковной жизни, какие допускает это управление»,(там же), он отказался от общения с ним, разослав 3/16 ноября 1932 года по епархии следующее письмо: «Чтобы сохранить себя в чистом и непоколебимом и ничем не повреждаемом учении Православной Христовой Церкви, я далее не считаю возможным для себя оставаться в общении с Высшим церковным Управлением, а тем более входить в какое-либо соприкосновение с лицами, принадлежащими к группе, присвоившей себе наименование «Живая Церковь ». Если Богу угодно, я остаюсь епископом тех православных христиан из мирян и духовенства, которые будут вполне согласны со мною, и признают меня своим епископом. Сейчас пишу коротко. Если нужно, дам подробные объяснения своего образа действий». Эти объяснения он дал на собрании Приходских Советов 4/17 ноября и повторил их письменно 12/25 ноября. (За период в две недели, с 16 по 25 ноября, им было разослано пять писем).Но еще до того он опубликовал письмо, так сказать, организационного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010