— Как появилось название православной страницы «Теодул»? — Слово «Теодул» — красиво, кратко и необычно для тех, кто его встречает впервые, но в себе несет великую православную идею служения Богу, если его перевести на сербский или русский язык. Во время учебы в университете я прочитал книгу « Сербский народ как раб Божий » («Српски Народ као Теодул»), в которой святитель Николай Сербский (Велимирович) описал, каким должен быть сербский православный народ, каково значение святого Саввы и других святых, и что значит, что сербский народ должен быть как Теодул. Слово «Теодул» (русск. Феодул — прим. ред. ) в переводе означает «раб Божий». Св. владыка Николай (Велимирович) также использовал и слово «Христодул», что означает «слуга Христов», но я всё же счел, что будет лучше назвать наш миссионерский интернет-проект «Теодул». — Как давно ты в Православной Церкви, и как у тебя возникла идея основать православную молодежную страницу «Теодул»? — Слава Богу, мои родители — верующие люди, дома были Евангелие и православные книги, что значительно облегчило  развитие моей любви к Богу. Я регулярно ходил на богослужения в храм. Повзрослев, я столкнулся с тем, что мне стало трудно найти собеседника, который бы также любил читать Евангелие и православные книги, но, слава Богу, с самого начала у меня был друг и единомышленник, с которым я делился мыслями о прочитанном. А через работу над проектом «Теодул» Бог дал мне возможность по Интернету познакомиться с большим количеством верующих из Сербии, Черногории, Хорватии, Македонии, а также с сербами, проживающими за границей. Я познакомился и с некоторыми русскими, которые подписаны на «Теодул», и был очень этому рад, потому что мы, сербы, очень связаны с православным русским народом. Во время учебы в школе я постоянно читал православные книги, потому что хотел равномерно развиваться в своих интеллектуальных и духовных познаниях. Я знал, что это важно, потому что в Евангелии Господь Иисус Христос говорит, что в мире мы должны быть «мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф.10:16 ). Также из поучений Патриарха Сербского Павла я знал, что «овцам выжить среди волков очень трудно, но возможно», и как он продолжал: «Господь говорит нам, каким образом мы можем среди волков остаться и выжить, как овцы Его». А именно: «быть мудрыми, как змеи, и беззлобны, словно голуби. Мудрость не даст нам стать добычей, чтобы волки разорвали нас, то есть, чтобы враги нас не сделали бездеятельными. Незлобие и доброта сохранят нас и не дадут самим стать волками». Поэтому нужно развивать мудрость, данную Богом, и в то же время развивать доброту. Потому что мудрость без добра превращается в зло, а простота без мудрости превращается в глупость.

http://azbyka.ru/semya/teodul-serbskaja-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУИЧ [серб. Радослав (17(29).06.1878, Земун, ныне в черте Белграда - 25.05.1955, Хвар, Хорватия), прот., серб. историк. С 1895 по 1899 г. учился в семинарии в Сремски-Карловци. В 1899 г. после женитьбы рукоположен во иерея и направлен в клир храма Св. Троицы в Земуне. С 1904 по 1914 г. преподавал катехизис в семинарии в Бьеловаре. Совмещал служение и преподавание с учебой: в 1908 г. окончил курс права в Вене, в 1911 г.- курс философии в Загребе. В 1919 г. защитил докт. диссертацию. В сент. 1914 г., после начала первой мировой войны, обвинен австр. властями в измене и арестован. В 1915 г. переведен под домашний арест, потом перемещен в Госпич, через 2 года Г. разрешили вернуться в Бьеловар. В 1919 г., по окончании войны, переехал в Белград. Преподавал во 2-й гимназии, затем - в семинарии св. Саввы. В 1920 г. приглашен преподавать историю Сербии на философский фак-т в ун-т г. Скопье, в 1930-1933 и 1935-1937 гг. был деканом фак-та. В 1921 г. учредил при ун-те дом для малообеспеченных студентов, основал Скопьевское научное об-во и руководил им до 1937 г. Совместно с М. Костичем был учредителем и редактором «Гласника Скопьевского научного общества» (Гласник Скопског научног друштва. 1925-1940. 1-21). Выпускал «Сборник по истории Южной Сербии и соседних земель» (Зб. за ucmopujy Jyжhe Cpбuje и суседних области. 1936. 1). В 1937 г. по приглашению руководства Сербской Православной Церкви (СПЦ) переехал в Белград, в звании профессора преподавал историю СПЦ на Богословском фак-те Белградского ун-та. По благословению Сербского Патриарха Варнавы (Росича) возглавил процесс формирования и до 1948 г. был директором музея СПЦ (официально открыт 14 июня 1954). Вместе с прот. Лазарем Мирковичем объехал Румынию и Венгрию, регистрируя и по возможности выкупая памятники серб. искусства. В 1939 г. избран членом САНУ, Матицы Сербской, почетным членом Студенческого исторического об-ва в Белграде. Сотрудничал с Сербским географическим об-вом и Югославянским историческим об-вом в Белграде.

http://pravenc.ru/text/168207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖИТОМИСЛИЧ [серб. муж. монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на левом берегу р. Неретвы близ г. Мостар (Босния и Герцеговина). По преданию, ок. XV в. Ж. основала семья Милорадовичей-Храбренов. В документе 1559 г. упоминается спахия Милисав Храбрен, сын Вукашина Храбрена, обновивший обитель. В 1566 г. воеводы Петр и Иоанн Милорадовичи-Храбрени получили разрешение тур. властей на строительство новой церкви в мон-ре на месте прежней; при этом, согласно предписанию, новый храм не должен был быть больше старого. В. Чорович считает, что в XV в. существовала церковь-задужбина Милорадовичей-Храбренов, а мон-рь возник в XVI в. ( В. Српски ман-ри у Херцеговини. Београд, 1999. С. 63). В 1583 г. упоминается1-й игумен мон-ря Иоанн. В 1602-1603 гг. в монастыре была проведена реконструкция, построены трапезная и кухня. В 1606 г. постриженик мон-ря Иларион стал игуменом мон-ря Тврдош , в к-ром находилась кафедра Захумского митрополита. В 1609 г., при игум. Савве (1609-1616), на средства иером. Максима завершена роспись монастырского храма; в 1613 г. обитель окружили каменной стеной. В мон-ре действовал скрипторий, в котором с 1609 по 1618 г., скопировали более 10 книг (в т. ч. игум. Виссарионом была переписана половина текста одного из Евангелий), в 1619 г. был составлен монастырский типик по образцу типика св. Саввы Иерусалимского. В 1663 г. завершилось благоустройство источника, в 1675 г. вырезаны дубовые позолоченные царские врата. С 1-й пол. XVII в. Ж. поддерживал тесные связи с афонским мон-рем Хиландар: постриженики Ж. иером. Михаил в 1637 г. был игуменом афонской обители, насельник книгописец мон. Виктор ездил в 1652 и 1657 гг. в Россию. В 1666 г. игуменом стал Симеон (Милорадович). Несмотря на его усилия, турки забрали у Ж. близлежащие земли, после чего мн. монахи ушли из обители. В XVIII-XIX вв. Ж. вернул утраченные земли и стал одним из самых богатых мон-рей в Герцеговине.

http://pravenc.ru/text/182325.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ I († 18.01.1246), свт. (пам. 18 янв.), патриарх Тырновский (1235-1246), 1-й болг. патриарх после восстановления Болгарской Патриархии. Главным источником сведений о его жизни является Житие, единственный список к-рого сохранился под 18 янв. в Праздничной Минее на сент.-февр. западноболг. редакции (нач. XV в.; София. АН Болгарии. Слав. 23). Согласно Житию, И. был «болгарин родом» и принял монашество на Св. Горе. Судя по умолчанию Жития, И. не жил на Афоне в одном из больших мон-рей и не был игуменом. Существует предположение, не получившее развития в лит-ре, но и неопровергнутое, что с И. в афонский период его жизни может быть отождествлен соименный «от Святые горы некий великий старец в преподобных», написавший послание о монастырской жизни, адресованное ученику св. Саввы I , архиеп. Сербского, игум. серб. монастыря Студеница Спиридону ( Турилов А. А. Поучение Моисея и сборник игум. Спиридона: (Новгородский памятник XII в. в контексте русско-южнослав. связей)//Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сб. к 60-летию А. А. Зализняка. М., 1996. С. 89-92). Текст послания известен по 2 пергаменным серб. спискам в конвое сокращенного вида Пандектов Никона Черногорца в древнейшем переводе (РНБ. Q.n.I.27 (кон. XIII - нач. XIV в.). Л. 27 об.- 28 об.; F.n.III. 122 (2-я пол. XIV в.). Л. 175 об.- 176 об.; памятник не исследован и не опубл.). С Афона И. пришел на Дунай и поселился в местечке «над Красном» (совр. с. Красен; Снегаров. 1954. С. 164; Дуйчев. 1983. С. 283) или в с. Червен близ Русе ( Ангелов. 1962. С. 16; Бакалова Е. Към въпроса за отражението на исихазма върху изкуството//Търновска книжовна школа. София, 1974. Т. 1. С. 282), в любом случае в долине р. Русенски-Лом (Стара бълг. лит-ра. 1986. С. 530. Бел. 3). По одной из версий, И. был отсюда родом ( Снегаров. 1954. С. 164; Христов. 1976. С. 43). Вместе с 3 учениками он высек в горах небольшую ц. в честь Преображения Господня. Это произошло до 1218 г., т. к. болг. царь Иоанн Асень II (1218-1241) уже в начале царствования «слышал» о подвигах И. ( Ангелов. 1962. С. 18), посетил его и одарил золотом. Здесь И. называют старцем, что подчеркивает его сан и положение ( Павлов, Грудков. 1999. С. 12). На царские деньги он нанял работников, к-рые высекли ц. во имя арх. Михаила, к-рая является частью пещерного комплекса Михаила архангела монастыря близ Русе.

http://pravenc.ru/text/468925.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование на 1-ое соборное послание св. апостола Иоанна Великий сербский святой и богослов наших дней Иустин (Плопович) толкует 1-ое соборное послание св. апостола Иоанна «Основное радостное известие, идея и истина состоит в том, что Бог Слово вочеловечился, чтобы мы могли богосоделаться в Нем. Иными словами, Он восприял человеческую плоть, чтобы нас соделать богами по благодати. Тот, Кто является Вечной Жизнью, пришел на землю, чтобы мы имели живое общение с Ним. Слово жизни является главным предметом настоящего благовествования. Как хочет нам разъяснить святой Иоанн Богослов, основа радостного известия этого благовествования состоит в том, что Слово плоть бысть (Ин. 1:14). Бог Слово, Который есть жизнь вечная, явился нам, будучи безначальным (еже бе исперва): это значит, что Вечное спустилось на землю, сделалось телом, приняло земную реальность, всегда является доступным, близким нашему слуху, в нашем восприятии и чувствовании.» ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА   Архимандрит Иустин (Попович; 1894-1978) – выдающийся богослов и подвижник Сербской Православной Церкви XX столетия. Человек блестящего образования, исключительный аскет, он большую часть своей жизни посвятил научной, преподавательской и литературной деятельности. Из-под его пера вышли такие книги как “Православная Церковь и экуменизм”, “Философия и религия Достоевского”, “Достоевский о Европе и славянстве”, “О прогрессе и мельнице смерти”, “Философские отрывки”, “Жизнь и деятельность святого Саввы как философия жизни”. Ему Церковь обязана переводом на сербский язык 12-ти томов “Житий святых”. В числе богословских трудов о. Иустина – “Православная философия истины” (догматическое богословие), “Путь богопознания”, толкование на Евангелия от св. апостолов Матфея и Иоанна, послания св. апостола Павла, такие работы, как “Проблема личности по преподобному Макарию Египетскому” и “Гносеология святого Исаака Сирина”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Официальное сообщение Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Официальное сообщение Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви Православие.Ru , 2 июня 2005 г. Официальное сообщение с очередного заседания Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви проходившего с 15 по 26 мая 2005 года в Белграде / В период с 15 по 26 мая 2005 года прошло очередное заседание Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, которое проходило под председательством Его Святейшества Патриарха Сербского Господина Павла в обновленном монастыре Житомыслич в Герцеговине и в Белграде. В работе Собора участвовали все епархиальные архиереи Сербской Православной Церкви. Очередное заседание Священного Архиерейского Собора началось 15 мая в монастыре Житомыслич (Захолмско-Герцеговинская епархия), который был разрушен до основания во время военных столкновений последнего десятилетия XX века, а сейчас полностью восстановлен. В первый день работы Собора Его Святейшество Патриарх Сербский Павел в сослужении присутствующих архиереев совершил божественную Литургию, на которой состоялось торжественное освящение восстановленной древней православной святыни, а также торжественная канонизация новопрославленных святых священномучеников, священномонахов Михаила, Нестора, Серафима и Иоанна; священников Момчило, Доброслава, Милана, Йована, Божидара, Богдана, Трифона, Велимира, Божидара, Марка, Димитрия, Будимира, Релье, Лазаря, Савы, Савы, Милорада, Ратомира, Михаила, Душана, Добросава, Андрии и Слободана, пострадавших за православную веру во время Второй мировой войны, и святого исповедника Варнавы, епископа Хвостанского. Их имена внесены в диптихи святых Православной Церкви, во славу Имени Божьего, и на радость полноты Церкви Православной. C 16 по 26 мая заседания Собора проходили в Белграде. Собор с удовлетворением констатировал, что отделочные работы на храме Святого Саввы на Врачаре успешно завершены и призвал всех благотворителей и жертвователей, прежних и новых, помочь в работах по его внутреннему убранству, как это делалось с великой любовью раньше.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афон Хилендарь Святая Лоза  Афон Хилендарь Святая Лоза     Нас с особенным радушием приняли здесь русские иноки; их только трое. Братство исклю­чительно состоит из сербов, потому что монас­тырь основан Стефаном, царем Сербским.   Соборный храм здешний едва ли не единс­твенный по красоте внутренней  отделки. Особенность его от прочих та, что при южной его стенке устроена сень над почивающим там святым Симеоном, родителем царя Стефана, впоследствии святого Саввы,  архиепископа Сербского. Вековая виноградная лоза вьется над гробом праведника; ей приписывают силу разрешения неплодия супружеского. Редкие из поклонников не уносят отсюда несколько ягод винограда как залогов деторождения.   Молва об этой целительной афонской лозе носится даже и в турецких гаремах. Рассказывают, что одна турчанка чрез своего мужа просила несколько ягод винограда от гроба святого Симеона для разрешения ее супружеского неплодия; ей не отказали, и чрез год после того она прислала в монастырь богатый вклад как дань своей при­знательности за дарование ей сына, молитвами чудодействующего праведника. Впрочем, для христианских супругов при раздаянии цели­тельного винограда назначаются условия, к которым в особенности относится пост и при­нятие после того Святых Тайн. Без этого не дивно, если не повторяются опыты разрешения супружеского неплодия между маловерующи­ми христианами.   Слово «Хилендарь» в русском переводе имеет двоякое значение: или «тысячная мгла» или «уста Львовы». Первое значение всего ближе к монастырю, потому что при многократных набе­гах варваров на Святую Гору Афон , при разграблении всех ее обителей Хилендарь всегда оставался под особенным покровительством Божией Матери.   При появлении под стенами его варваров сумрак расстилался по окрестности, глубокая, непро­ницаемая мгла ложилась кругом монастыря, и случалось так, что варвары, в расстройстве духа, как сумасшедшие бросались друг на друга, и впоследствии тысячи бездыханных и изранен­ных их трупов находили в окрестностях и под стенами монастыря.

http://isihazm.ru/1/?id=1734

Письмо 138. Униату, о перемене веры Кто-то из священников вашего города испугал тебя словами: «Проклят будет всякий, кто переменит веру, в которой рожден». Боясь проклятия, ты спрашиваешь, правда ли это. Если бы это было так, тогда были бы прокляты все наши языческие предки, которые оставили веру в идолов и приняли христианство . Были бы прокляты – со страхом произношу эти слова – и святые апостолы, оставившие иудаизм и побудившие многих оставить его. Были бы прокляты и святые отцы наши, Кирилл и Мефодий, просветители славян, которые первыми принесли свечу истинной веры нашим славянским прадедам в Карпатах и Моравии. Был бы проклят и святой царь Борис 295 , крестивший болгар, и святой Григорий 296 , крестивший армян, и святая равноапостольная Нина 297 , крестившая грузин, и святой Патрик 298 , крестивший ирландцев, и святой князь Владимир, крестивший русских. Но если бы они были прокляты, кто был бы благословен? Страшно говорить о проклятии благословеннейших чад Божиих, да простит нам Господь. Рассмотрим этот предмет с другой стороны. Может быть, тот, кто так испугал тебя проклятием, рассуждал так: «Я имел в виду не язычников, но крещеных христиан, то есть тех, кто, крестившись в одной христианской Церкви, переходит в другую». Что мы можем ответить на это? Помолимся Господу и спросим этого господина: если он был крещен в лютеранской Церкви, а затем оставил лютеранство и перешел в униатство, проклят ли он? Нет, тысячу раз нет, скажет господин. Поэтому, когда ты услышишь от него такие слова, обратись на восток и скажи: «Воистину, нет проклятия на том, кто, будучи рожден униатом, вернулся к исконной вере своих предков – к православной вере, вере святых Кирилла и Мефодия, святого Владимира Киевского, святого Вацлава Чешского 299 , святого Прокопия Карпатского 300 , святого Бориса, святого Саввы Сербского , святого Петра Цетиньского 301 . Не проклят он, а благословен, так же как благословенны все эти святые мужи. А они благословенны в двух мирах – среди Ангелов небесных и среди народов Божиих на земле, ныне и вовеки. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Письмо 15. Одному сербскому патриоту, утверждающему, что важнее быть честным сербом, а вера – дело второстепенное И я говорю: достаточно быть хорошим сербом, следуя примеру лучших и славнейших сербов, стоящих в ряду выдающихся людей всего мира последнего тысячелетия. Однако не решаюсь сказать, как ты, что вера – дело второстепенное. Ибо все сербы сочли бы меня лжецом. Ты хороший серб, если имеешь милостивую душу короля Владимира 34 , твердость Немани 35 , христолюбие святого Саввы, ревность царя Милутина 36 , кротость Стефана Дечанского 37 , смирение царя Уроша 38 , жертвенность князя Лазаря 39 , мужество Бана Страхини 40 , правдолюбие Марко Кралевича 41 , сердце матери братьев Юговичей 42 , верность и доброту княгини Милицы 43 , сострадание девицы косовской 44 , терпение раба плененного, прозорливость слепых гусляров, мудрость сербских монахов и священников, стыдливость простых девушек, вдохновенность народных певцов, талантливость народных ремесленников, утонченность и терпение ткачих и кружевниц, точность народных сказителей, умеренность и сдержанность сербских крестьян, сияние и свет Крестных Слав 45 сербских. Но разве все это не от веры? Воистину, основание и корень всему, что мною перечислено, – вера Христова. Если нет в тебе ни одной из добродетелей твоих славных предков – а ты сербом называешься, – подобен ты пустой витрине с вывеской известной фирмы. А этого, думаю, не желаем ни ты себе, ни я тебе. Сказать кому-нибудь: «Будь хорошим сербом, а вера – дело второстепенное» – то же самое, что сказать овце: главное, будь откормлена, а пастбище – дело второстепенное! Никто не сможет быть хорошим сербом, если прежде всего не будет хорошим человеком. В мире не было и нет иной силы, которая могла бы сделать человека совершенным, кроме веры Христовой. Потому не желай сербства без духовного содержания. Да не будет тебе человек без ума наставником, ни серб без веры сотрудником. Этого тебе желаю и тебя приветствую. 34 Иоанн-Владимир, мученик († 1015; память 22 мая/4 июня), король Зетский, правивший с 970 года. (Зета – позднее Черногория. После завоевания в 960 году Сербии Византией сербская знать бежала на запад, в Зету, и здесь в конце X века возник новый центр сербской государственности – Сербская Зетская держава.) Иоанн-Владимир прославился как мудрый и мужественный, кроткий и милосердный, целомудренный и благочестивый правитель; как усердный молитвенник, устроитель и благотворитель монастырей и храмов. Погиб мученической смертью от рук заговорщиков: ему усекли главу. Был погребен близ города Элбасаны (Албания) в монастыре Шен Иони («Святой Иоанн»). Здесь, на месте его упокоения, было явлено множество чудес и были обретены нетленными его святые мощи. Ныне они покоятся в столице Албании Тиране, ибо в 60-х годах ХХ века обитель была уничтожена богоборческим режимом диктатора Энвера Ходжи (1948–1985).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

По страницам богословских трудов архимандрита Иустина (Поповича) Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем сербском городе Вране в благочестивой семье священника, которая дала Сербской Церкви семь поколений клириков. При Крещении получил имя Благое — в честь праздника Благовещения. 1 мая, 2010 Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем сербском городе Вране в благочестивой семье священника, которая дала Сербской Церкви семь поколений клириков. При Крещении получил имя Благое — в честь праздника Благовещения. В Православных Поместных Церквах большой известностью пользуется имя доктора богословия архимандрита Иустина (Поповича; † 1979). Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем сербском городе Вране в благочестивой семье священника, которая дала Сербской Церкви семь поколений клириков. При Крещении получил имя Благое — в честь праздника Благовещения. В 1905-1914 годах Благое Попович учился в Семинарии святого Саввы Сербского в Белграде. В годы обучения юношу особенно интересовали вопросы современной литературы и философии. Наибольшее внимание привлекали произведения Ф. М. Достоевского, о котором он написал впоследствии два исследования: «Философия и религия Ф. М. Достоевского» и «Достоевский о Европе и славянстве». Решающее влияние на формирование духовной личности архимандрита Иустина оказали святоотеческие творения. Святые отцы явились для него и до конца жизни оставались неизменными учителями и наставниками. Он всецело руководствовался их назиданием. Архимандрит Иустин особенно любил святого Иоанна Златоуста, которому с детской искренностью непрестанно молился. «Чувствую какую-то милостивую близость святого Иоанна Златоуста ко мне, грешному, — писал он. — Поднимается душа моя к нему с молитвой: осени меня твоей молитвенностью… удостой меня подвизаться твоим подвигом…» В 1916 году Благое Попович принял монашеский постриг с именем Иустин, в честь священномученика Иустина Философа († 166; память 1 июня). Действительно, подобно ему, архимандрит Иустин был подлинным мыслителем, усвоившим истину христианства. В основу своего богословия положил смиренномудрие, следуя в этом примеру святителя Иоанна Златоуста, которому, как известно, принадлежат замечательные слова: «Основа нашей христианской философии есть смиренномудрие, ибо без него истина слепа». Именно поэтому богомыслие отца Иустина — это не рассуждения о Христе как об обычном человеке (или «исторической личности»), но как о Богочеловеке, Спасителе мира. Подлинным богомыслием о Христе во Святом Духе отец Иустин считал такое богословствование, при котором ум и сердце (мысль и чувство), соединяясь в молитву, переходят в созерцание и боговедение. Он часто говорил: «Тяжело всякой моей мысли, которая, поднявшись, не преобразится в молитву».

http://pravmir.ru/po-stranicam-bogoslovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010