Херцег-Нови. Савин Успенский монастырь. Монастырь Савина /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год основания:Между 1000 и 1100. Адрес: 85340, Херцег-Нови, Црна Гора, ул Brace Gracalic Координаты: 42.452061, 18.554131 Проезд:От Старого города на восток по ул. Save Covacevica далее по Brace Gracalic ок. 1 км до указателя на Монастырь (расположен слева в 100 м от дороги) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Черногорский Савин мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы - один из старейших православных монастырей Сербии. Он основан в XI веке на берегу Которской бухты у города Герцег-Нови. Свое название " Савин " монастырь получил по имени первого архиепископа Сербского, который в начале XIII века принимал участие в его обустройстве и построил здесь небольшой храм. Сейчас их в обители три - один во имя святителя Саввы, два других - маленькая церковь XI века и большая церковь, возведенная в XVIII столетии, освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обилие в Сербии Успенских храмов объяснимо: именно в этот праздник в 1219 году Сербская Православная Церковь обрела самостоятельность, получив статус автокефальной. В большом Успенском храме хранится главная святыня монастыря - чудотворная Савинская икона Божией Матери. По преданию ее еще во времена святителя Саввы привезли со Святой Горы Афон. Икона прославилась в конце XVIII века, когда по молитвам верующих перед этим образом монастырь был спасен от разрушения артиллерией католиков-венецианцев. В 1939 году грабители, проникнув в церковь через окно, украли старинный драгоценный оклад иконы, богато украшенный на пожертвования верующих. Слева от входа в большую Успенскую церковь Савина монастыря на одной из традиционных для греческих и сербских храмов деревянных кресел -стасидий помещена мемориальная табличка. Она извещает, что здесь сидел сербский король Александр I Карагеоргиевич, совершивший паломничество в обитель непосредственно перед своей гибелью в октябре 1934 года. Монастырское предание гласит, что король получил в Савине символическое указание на свою скорую кончину - когда он вышел из храма колокол сам собой ударил трижды, как это бывает, когда выносят покойника.

http://sobory.ru/article/?object=21753

Христианская вера проникла к сербам двумя путями – чрез латинское духовенство из далматского побережья и чрез духовенство греческое и болгарское; архиепископ болгарский простирал свою власть на большую часть сербских земель. Но до времени св. Саввы-Просветителя христианское просвещение в землях сербских было весьма слабо, сами сербы колебались между латинством и православием , а иные увлекались и ересью богомилов; от того сербский народ начинает помнить о своем христианстве и своих иерархах только с того архипастыря, который своими подвигами и трудами стяжал славу «первого роду сербского просветителя, крепкой стены церкви своего отечества, разбивающей волны язычества и все стрелы еретические притупляющей» 1 . Он был не только первым архиепископом в своем отечестве, но и просветителем его. С него и начинается ряд архипастырей сербских в таком порядке: 1) Св. Савва, сын великого жупана Стефана Немани. Неманя еще в l143 году перешел из католичества в православие и крестился от Леонтия, епископа расского, первого известного по имени православного архиерея сербского; отнявши у греческой империи много городов, чрез то самое еще усилил в своем царстве влияние греческой иерархии, потому что епископы-греки остались на своих местах и в зависимости от патриарха константинопольского. Ростислав, третий сын Немани, после двухлетнего управления страною Кудвергов (позднейшею Герцеговиною), на 17 году жизни удалился тайно от родителей своих на Афон и в русском монастыре принял пострижение с именем Саввы. Около 1199 года он вместе с отцом своим, теперь монахом Симеоном, возобновил на Афоне запустевший монастырь Хилендарский, написал для него «устав», – затем уединился в Карее и здесь описал житие отца своего, скончавшегося в 1200 году. Между тем в Сербии возникли смуты. Там царствовал после Немани старший сын его, Стефан; но другой брат, Вулкан, при помощи венгров утвердился в Далмации и Диоклеи и принял титул короля, признав верховенство папы. Тогда св. Савва перенес мощи отца своего с Афона в сербскую Студеницкую 2 обитель, примирил братьев и предпринял путешествие по всей стране, с целью проповедать Слово Божие и утвердить в народе православную веру (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

1 От составителей сербского издания. (Прим. ред.) 2 Монастырь Витовница посвящен Успению Пресвятой Богородицы и находится на правом берегу одноименной реки недалеко от городка Кучево, восточнее города Петровац на Млаве. Согласно преданию, возведен сербским королем Милутином после победы над болгарскими мятежниками в конце XIII века. Как и все сербские монастыри, он находится в стороне от больших дорог, в красивейшей тихой местности. Монастырь сполна разделил судьбу народа и этого края, он был несколько раз разрушен и сожжен, но каждый раз вновь восставал из пепла. Старец Фаддей, родившись в селе Витовница, рядом с которым расположен монастырь в честь Успения Матери Божией, впоследствии значительную часть своей жизни провел в этой обители, куда к нему стекались люди со всей страны. (Прим. пер.) 3 Сербского издания. (Прим. ред.) 4 Связи Сербии и Синая восходят еще к эпохе святого Саввы. О присутствии на Синае сербских монахов свидетельствуют синайские рукописи XIII века. Духовное влияние Палестины и Синая на Сербию 5 продолжалось в течение всего периода правления династии Неманичей (вторая половина XII века — 1371 год) и стало еще теснее в период правления царя Лазаря. Особо известна группа синаитов — ближайших учеников родоначальника синаитского направления на Балканах XIV века преподобного Григория Синаита, которые позже рассеялись по разным краям балканских православных стран. После Соборов в 1374-ив 1375 годах и выбора патриарха исихаста Ефрема начались массовые переселения монахов в Сербию, и не только с Афона, но и из других монашеских центров. Это переселение — мудрая политика царя Лазаря и его последователей — способствовало тому, что за краткий период появилось множество духовных центров, которые передали в Сербии свой благотворный преображающих дух. Принадлежность к синаитам не значила пребывания их на Синае, а означила то, что все они были носителями духовного идеала синаитских подвижников. Вдохновленное Григорием Синаитом, святогорским «преображением» и исключительно богатой пустыннической духовной литературой, это направление монашества было основано на нестяжательности, устремлении к молитвенному уединению, полностью сосредоточено на Царстве Небесном, непрестанной молитве и духовном совершенстве. В монастыре Витовница, в котором подвизался старец Фаддей, находится могила «Неизвестного Синаи-та». (Прим. пер.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2867...

Архив Пн Московская духовная академия получила в дар от Сербской Церкви частицу мощей священномученика Платона Баня-Лукского 7 ноября 2023 г. 11:13 5 ноября 2023 года преподаватели и студенты Московской духовной семинарии и академии , духовенство и прихожане академического Покровского храма, а также многочисленные гости  Свято-Троицкой Сергиевой лавры  стали свидетелями и участниками исторического события в жизни духовной школы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Патриарха Сербского Порфирия Московской духовной академии в дар от Сербской Православной Церкви была передана частица мощей священномученика Платона (Йовановича), епископа Баня-Лукского, окончившего МДА в 1901 году. Как сообщает пресс-служба МДА , перед Божественной литургией у врат Покровского академического храма состоялась торжественная встреча ковчега с частицей мощей. Святыню сопровождали представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний и викарий Баня-Лукской епархии Сербской Церкви епископ Марчанский Савва, а также клирики Баня-Лукской епархии настоятель монастыря Гомионица иеромонах Мефодий (Крагуль) и протодиакон Радоица Жагран. Ректор Московской духовной академии, наместник Троице-Сергиевой лавры  епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл приветствовал членов сербской делегации. Затем под пение тропаря священномученику Платону совместно с академическим духовенством, учащими и учащимися гости из Сербии прошли в Покровский храм, где была совершена Литургия. Сербская Православная Церковь также передала в дар академии икону священномученика Платона, написанную по благословению епископа Баня-Лукского Ефрема специально к этому дню. На протяжении всего богослужения святыни находились на аналоях в центре храма для поклонения верующих. Возглавил Божественную литургию епископ Сергиево-Посадский Кирилл в сослужении иерархов Сербской Церкви епископа Моравичского Антония и епископа Марчанского Саввы, академического духовенства и гостей в священном сане.

http://patriarchia.ru/db/text/6075057.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Порфирий (Перич) избран Сербским Патриархом Сербская Православная Церковь обрела нового Предстоятеля 18.02.2021 2030 Как уже сообщалось , сегодня утром более 40 архиереев Сербской Православной Церкви (из которых 39 имели право быть избранными) совместно отслужили Архиерейскую литургию в храме святого Саввы Сербского в Белграде. Затем была совершена панихида по блаженной памяти Патриарху Сербскому Иринею , и после призвания Святого Духа в нижней церкви (крипте), посвященной святому князю Лазарю Косовскому, в полдень (14.00 Мск) начался Архиерейский собор. Согласно сербской церковной традиции сначала архиереи выбирают из своих рядов трёх кандидатов, которые наберут как минимум 50% плюс один голос из голосов всех присутствующих. Затем их имена в конвертах помещаются в Евангелие, затем проводится жеребьёвка: один из конвертов «вслепую» извлекается духовником одного из монастырей. В этот раз им оказался архимандрит монастыря Сысоевац архимандрит Матфей (Ристанович). Предполагалось изначально, что исполнять апостольскую жеребьёвку будет архимандрит Иоанн (Радосавлевич), но он не получил благословения епископа Жичского Иустина. Наиболее часто назывались следующие кандидаты на пост Предстоятеля: митрополит Загребско-Люблянский Порфирий, епископ Бачский Ириней, епископ Баня-Лукский Ефрем и епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий. Собственно говоря, именно они (за исключением епископа Иоанникия) и вошли в тройку. Апостольский жребий пал на митрополита Загребско-Люблянского Порфирия. Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий возглавляет Загребско-Люблянскую митрополию с 2014 года. Некогда епархия была достаточно значимой, с большим числом святынь, храмов и монастырей, но после войн 1992-1995 годов и последующего изгнания сербского населения практически разорена. Владыка Порфирий, закончив Богословский факультет в Белграде, долгое время учился в Афинах. А потому был тесно связан с Греческим миром, что может свидетельствовать о его близости с Фанаром.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/18/vl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Небесные хранители сербской страны Предвечерье в Печской Патриархии 12.05.2023 1935 Время на чтение 8 минут Фото: Св. Арсений, наследник Св. Саввы П ишу у монастырского окна при меркнущем свете. Небо вечером, по направлению к западу, приобретает слегка розовый цвет. Ветер всегда начинает кружиться над святыней в одно и то же время. День здесь начинается и заканчивается сильным и непрестанным ветром. Вихрь утихает, словно по молчаливому согласию ветра и птиц, которые тоже готовятся к отдыху. Затем, птичье пение утихло. С наступлением темноты закрываются, а в 21:30 запираются тяжелые монастырские ворота. За стенами Печской Патриархии скромная полицейская охрана. Обычно здесь сейчас находится один полицейский из так называемой Косовской полицейской службы. В восторге от небесной любви протекает вся монашеская жизнь. Наше великое святилище веками прославляло Господа. И действительно, здесь чувствуется таинственный покой. Спокойствие духа. Когда время и люди замолкают. Ощущение, что здесь ты защищён от всего. Лишь кружащийся ветер и Печская Бистрица продолжают песню о небе, земле и временах. Полная луна восходит. Уже виднеется над крышей монастырской церкви сентябрьский вечер. Здесь чувствуется осень. Наши патриархи и архиепископы, писатели, строители и небесные хранители нашей страны покоятся в тишине, в монастырском полумраке и нежном свете лампад. А снаружи свежесть. Монахини идут на вечернюю службу. Купола древнего монастыря уходят в серовато-красноватое небо. От столкновения лунных лучей о края куполов тлеет цвет пламени... В оккупированных Косово и Метохии наступает ещё одна ночь. Ветер волнами несёт аромат ранних осенних цветов и дыхание окрестных лесов, в которые серб уже не заходит, хоть они и его, и кто знает, когда зайдёт. Вы можете услышать мычание только что подоенных коров и некоторые слова мальчиков из коровника. Монашеская жизнь и молитва текут рекой. Журчание Бистрицы. Ветер всё ещё свистит. Мерцают звёзды. В порту, в конак, в церковь, в горы и тёмных леса Руговского ущелья вселилась ночь. Монастырские часы тикают. В комнате мерцает лампа. Где-то вдалеке слышны кукушки и дрозды. Луна взошла над самим Косово. Звёзды разлетелись по всему небу.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > С царем Патриарх Кирилл открыл в Белграде памятник Николаю II 17.11.2014 666 Время на чтение 4 минуты Вчера Патриарх Кирилл принял участие в открытии памятника царю Николаю II в Белграде, чем поставил точку в своем трехдневном визите в Сербию. Скульптура установлена в самом центре города на том самом месте, где в начале прошлого века находилось посольство Российской империи. А сейчас - " Русский дом " и сербский парламент. Это подарок Сербии от России. Наша светская делегация, которую возглавил министр культуры РФ Владимир Мединский, возложила к памятнику царя венок. Николай II принес в жертву свою корону, свое царство и свою жизнь, чтобы спасти Сербию, - сказал Святейший после освящения памятника и напомнил, что это первый памятник императору за пределами России. Патриарха встречали с плакатами: " Спасибо Вам за любовь к Сербии и сербскому народу " и портретами Николая II. Глава РПЦ не остался в долгу и сделал православным сербам патриарший подарок:в Кафедральном соборе Святого Саввы в Белграде будут храниться привезенные из России частицы мощей одного из самых почитаемых святых - Александра Невского. Сербию - одну из немногих европейских стран, не поддержавших санкции против России, объединяет с нашей страной не только дальняя история, современная политика, трагические события (Россия не осталась безучастной к страшной беде, вызванной наводнением в мае-июне этого года), но и глубокие духовные связи. Русских здесь любят. Это проявляется во всем: и в доброжелательности ларёчников, и в наивном вопросе местной журналистки: " Любят ли в России нашего президента так же, как в Сербии любят вашего? " . И в риторике сербского президента Томислава Николича, главной темой встречи с которым стало положение сербов в Косово и Метохии. - Наша позиция не меняется. Косово и Метохия - духовный центр сербского народа. Сербы должны жить там свободно, никто не имеет права разрушать их храмы, - сказал Патриарх, подчеркнув, что у него и президента России на этот счет единое мнение.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/n...

Закрыть itemscope itemtype="" > Увековечивание многовековой дружбы России и Сербии в названии улиц и станций метро г. Москвы 10.04.2021 1356 Время на чтение 3 минуты 9 апреля 2021 г. с 14–00 Общественный Международный Фонд славянской письменности и культуры и Благотворительный Фонд Святого князя Лазаря на одной из интернет-площадок провели видео конференцию, посвященную увековечиванию многовековой дружбы России и Сербии в названии улиц и станций метро г. Москвы . Дружеские связи России и Сербии насчитывают сотни лет. В столице Сербии Белграде — больше десятка улиц, своими именами связанных с Российской историей, русской культурой и её деятелями. Улицы сербской столицы носят имена Николая Гоголя, Льва Толстого, Федора Достоевского, Максима Горького, многих российских и советских военачальников. Есть в Белграде и улица царя Николая II, там ему установлен памятник, а Русском культурном центре (г. Белград) стоит бюст Императора Николая II. Сегодня у властей Белграда в планах было назвать одну из улиц в честь российского дипломата Виталия Чуркина, а один из парков — в память о погибших в авиакатастрофе артистах ансамбля имени Александрова. К сожалению, на сегодняшний день в Москве есть только улица Николы Теслы на территории Инновационного центра «Сколково» и улица Генерала Милорадовича в поселении Десеновское Подмосковного административного округа Москвы. Однако совершенно необходимо, чтобы было некоторое сосредоточие сербских названий, в которых нашли бы отражение история и культура нашего стратегического союзника — братского сербского народа. По поручению Инициативной группы граждан Фонд Святого князя Лазаря (координатор проекта) и Международный Фонд славянской письменности и культуры (координатор проекта) выступают с предложением о наименовании одной из новых станций метро «Сербской» с разбивкой рядом со станицей небольшого сквера (парка) Святых князя Лазаря с возведением в нем часовни Святого князя Лазаря или Саввы Сербского, аллей Карагеоргивичей, Николы Теслы, генерала Милорадовича и стеной памяти русских героев, павших за Сербию во всех Балканских войнах.

http://ruskline.ru/video/2021/04/10/uvek...

Ложь и боль Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 15 – 22 марта. – Сербия: крик боли. – Этническая чистка. – Борьба с бедностью. – Православная миссия. – Церковь и миряне. – Украина: от автокефалии к унии. – Латвийские фашисты. – Героический аутотренинг. – Сектантско-раскольничий пиар. – Митинг против капища. – Православное радио. – Николай II и «Державная» икона Богородицы. Главной темой прошлой недели стали события, произошедшие в Сербии: «17 марта в Косовской Митровице с неожиданной силой вновь вспыхнул межэтнический конфликт. К концу дня число погибших и раненных с обеих сторон, по официальным данным, перевалило за 250 человек. Как водится, конфликт перехлестнулся на другие территории Косово, где не только люди, но и православные святыни, пали жертвами межнациональной ненависти», - рассказывает сайт «Седмица. Ru » в статье «Косово: крик боли» . В материале содержаться выдержки из сообщений сербской прессы, где подробно изложен ход  последних событий этой горячей точке.  В Сербии гибнут люди, разрушаются храмы: «За 17 и 18 марта албанскими националистами сожжено 20 православных церквей и других религиозных объектов, часть из которых имела большую культурную ценность и находилась под защитой ЮНЕСКО». 18 марта 2004 года на Божественной литургии в кафедральном соборе св. Саввы в Белграде Святейший Патриарх Павел призвал многострадальный сербский народ хранить верность Заветам Христовым: «Мы сейчас должны хранить себя от неразумной мести наподобие той, которую некоторые учинили по неразумию в Нише и Белграде. Мы должны иметь в виду, что защищаться от зла и злодеев надо не теми бесчеловечными методами, какими действуют злодеи. Господь да поможет нам и нашим врагам. Слава Богу за все». «Толпы вооруженных албанцев врываются в села, где проживают сербы, поджигают жилые дома и церкви. До сих пор неизвестна судьба более чем 200 сербских граждан в городе Гнилане - они считаются пропавшими без вести», - сообщает сайт «Вести» . «После трех дней погромов военные НАТО признали события в Косово этнической чисткой», - передает сайт « Newsru.com » . Командующий многонациональной бригадой в Косово итальянский генерал Альберто Примисери отметил, что «косовские албанцы имели заранее задуманный план «огнем и мечом опустошить» этот край». Как отмечает «Интерфакс», конфликт в Косово был заранее спланирован - так считают некоторые политики и военные. Такую точку зрения высказал командующий Силами стабилизации для Боснии и Герцеговины (СФОР), генерал Вирджил Пеккет. Он напомнил, что «все началось со лжи о стрельбе и гибели албанских детей, которые якобы утонули, спасаясь от сербов, натравивших на них собаку».  «Аналогичного мнения придерживается член президиума Скупщины Косово и Метохии от сербской коалиции «Повратак» Оливер Иванович. Белградское радио отмечает его высказывания о том, что в ближайшие два или три дня стоит ждать продолжения разрушений, поджогов домов и изгнания сербов из Косово».

http://pravoslavie.ru/4884.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. Захумско-Херцеговачка и Приморска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы и мон-ри на территории исторической обл. Хум (Захумле, Герцеговина) и побережья Адриатического м. (г. Дубровник ). Кафедра находится в мон-ре Тврдош . Правящий архиерей - еп. Григорий (Дурич), на кафедре с 3 окт. 1999 г. Епархия разделена на 2 наместничества: Мостарско-Невесинское и Требинско-Дубровникское, в к-рые входят 10 церковных общин, 34 прихода, 7 мон-рей: Добричево , Дужи , Житомислич , Завала , Тврдош, Герцеговинская Грачаница (2002) и жен. мон-рь во имя святых Петра и Павла в с. Чичево. В епархии служат 3 архимандрита, 4 иеромонаха, 24 священника, 5 диаконов. Епархия окормляет ок. 100 тыс. верующих (2008). После получения Сербской Церковью автокефалии (1219) св. архиеп. Савва учредил 8 епархий, в т. ч. Хумскую. Целью создания этой кафедры было укрепление позиций в регионе, вокруг к-рого шла постоянная борьба между правосл. Сербией (обл. Рашка) и прокатолич. Боснией и Дубровником (см. ст. Босния и Герцеговина ). Кафедрой был избран мон-рь Пресв. Богородицы в г. Стон (совр. Хорватия), оставленный в нач. XIII в. бежавшими от богомилов католич. епископами. Территория Хумской епархии первоначально охватывала долину р. Неретва до среднего течения р. Лим с прибрежными островами Адриатического м., бассейны рек Требишница, Пива, Тара, Дрина, Морача. 1-м Хумским епископом стал ученик св. Саввы Иларий (Иларион; до 1239). Его наследником был еп. Феодосий. Серб. кор. Стефан Урош (1243-1276) был щедрым благотворителем Хумской епархии и мон-ря Пресв. Богородицы в Стоне. В 1253 г. Дубровник, Болгария и хумский жупан Радослав объединились против Сербии, поэтому в целях безопасности кафедра Хумской епархии была перенесена ближе к Сербии, в мон-рь святых Петра и Павла на р. Лим, а кор. Стефан Урош подтвердил привилегии, данные ранее Хумской епископии. Еп. Даниил, управлявший епархией с 1316 г. (в 1324 возглавил Печскую архиепископию, см. Даниил II ), просил серб. кор. Стефана Уроша II (см. св. Милутин ) оказать епархии помощь. Последний известный Хумский еп. Стефан Пекпал был изгнан с кафедры после захвата Хума в 1322-1324 гг. боснийским баном Стефаном II Котроманичем (1314-1353). Окончательно Стон и п-ов Пелешац были утрачены Сербией в 1333 г., когда контроль над территорией при условии сохранения на ней Православия был передан за деньги Дубровнику. Несмотря на соглашение, в 1335 г. в мон-рь Пресв. Богородицы был назначен католич. священник, в 1349 г. обитель передали францисканцам. Из-за утраты Сербией Стона и Хума Хумская епархия в 1330-1343 г. была упразднена.

http://pravenc.ru/text/182725.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010