Прп. Иустин (Попович). Фотография. 60-е гг. ХХ в. [серб., Jycmuh] (Новый, Челийский) (Попович Благое; 25.03.1894, г. Вране - 7.04.1979, мон-рь Челие близ г. Валево), прп. (пам. 1 июня), архим., серб. богослов и проповедник. Дед И. был священником в 7-м или, по др. сведениям, в 13-м поколении. В детстве Благое с родителями, Спиридоном и Анастасией, часто посещал прп. Прохора Пшинского мон-рь , где стал свидетелем исцеления матери от тяжелой болезни. После окончания начальной школы во Вране учился в 9-классной семинарии св. Саввы Сербского (1905-1914), где сблизился с иером. св. Николаем (Велимировичем ; впосл. епископ Жичский). В 1914 г. хотел принять монашество, однако по просьбе его родителей митр. Белградский Димитрий (Павлович ; впосл. Патриарх Сербский) не дал ему благословения. В тот же год И. поступил на Богословский фак-т Белградского ун-та, но в начале первой мировой войны был призван в армию и служил в медицинской роте в госпиталях на юге Сербии. Вместе с серб. армией отступал из Ниша через Косово и Метохию в Албанию. Пережив военные лишения и переболев тифом, И. еще больше укрепился в стремлении стать монахом. 31 дек. 1915 г. в правосл. храме г. Шкодер (Скадар) он был пострижен в монашество архим. Вениамином (Таушановичем ; впосл. епископ Браничевский). В янв. 1916 г. по благословению митр. Белградского Димитрия И. был направлен на учебу в СПбДА. Из-за революционных волнений в России в июне 1916 г. он переехал в Великобританию, где продолжил изучение богословия в Оксфорде. Написал дис. «Философия и религия Ф. М. Достоевского», но отказался выполнить рекомендации оксфордских профессоров и изменить в ней критические оценки развития идей гуманизма и антропоцентризма в католицизме и протестантизме, поэтому в 1919 г. не получил научной степени. После возвращения на родину был назначен преподавателем семинарии в г. Сремски-Карловци. В мае 1920 г. рукоположен во диакона. С окт. 1921 г. преподавал НЗ, догматику и патрологию в семинарии св. Саввы Сербского. С 1921 г. проходил стажировку на богословском фак-те Афинского ун-та и в марте 1927 г. защитил докт. дис. «Проблема личности и сознания по св. Макарию Египетскому» (Τ πρβλημα τς προσωπικτητος κα τς γνσεως κατ τν Αγιον Μακριον τν Αγπτιον. Αθναι, 1926). 7 янв. 1922 г. рукоположен во иерея. В 1925-1927 гг. редактор ж. живот» (Христианская жизнь). В этот период близко познакомился с главой РПЦЗ митр. Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) , архиеп. Кишинёвским и Хотинским Анастасием (Грибановским) и др. русскими священнослужителями-эмигрантами.

http://pravenc.ru/text/1237931.html

Трагедия, разыгрывающаяся на Балканах, касается всех нас — людей, сознающих себя православными христианами. Достоинство России, всегда бывшей защитницей православных славян, в наши дни сохраняется благодаря Патриарху всея Руси. Источник: Журнал Московской Патриархии        Судьба братского сербского народа, сражающегося против гигантской военной машины НАТО, не оставляет равнодушным ни одно русское сердце. Истинным выразителем чувств нашего народа является Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II. С начала бомбардировок Югославии он сделал более десяти заявлений, призывая страны Запада прекратить агрессию. Но даже наступление Страстной недели и затем Светлого праздника Пасхи не удержало так называемые христианские государства от продолжения авиационных налетов на мирные сербские города и села, налетов, не щадящих даже древние православные монастыри.        Трагедия, разыгрывающаяся на Балканах, касается всех нас — людей, сознающих себя православными христианами. Достоинство России, всегда бывшей защитницей православных славян, в наши дни сохраняется благодаря Патриарху всея Руси. Невзирая на опасность, он отправляется в Югославию, чтобы лично поддержать Святейшего Патриарха Сербского Павла, Сербскую Церковь, братский народ Югославии.        Радушная встреча Предстоятеля Русской Церкви в аэропорту Белграда Здание Сербской Патриархии в Белграде        20 апреля, в день Радоницы, пасхального поминовения усопших, делегацию Русской Православной Церкви во главе с ее Первосвятителем встречали в Белграде. Первая половина дня была посвящена совместной молитве за Божественной литургией в соборе святителя Саввы. Более пятидесяти тысяч человек собрались на это богослужение. Храм святого Саввы — один из самых больших в Европе, его строительство, начавшееся еще до Второй мировой войны, было возобновлено в 1986 году, но из-за экономических трудностей пока еще не закончено. Огромность этого здания поражает: это как бы символ новой Сербии, страны, оставшейся православной, несмотря на годы социалистического правления.

http://pravmir.ru/radonica-v-belgrade/

Граф Савва Владиславич как предтеча славянофильства и основоположник сербско-русских духовных связей Источник: Русская линия От редакции : " Русская линия " сообщала о старте проекта " Возвращение памяти " , посвященного замечательному русско-сербскому государственному деятелю Савве Владиславичу-Рагузинскому. В июне в сербском городе Сремски Карловцы был открыт первый памятник русскому графу. Об этом событии РЛ публиковала эксклюзивный материал . Сегодня мы публикуем статью сербского автора Йово Бачича, которую в редакцию прислал наш друг профессор социологии белградского Института политических исследований Зоран Милошевич. В истории развития сербско-русских связей, сложившихся еще в средние века и укрепленных в период правления Петра Первого, важную роль сыграл наш земляк-серб Савва Владиславич, который в российских источниках упоминается под фамилией Рагузинский. Во время своего пребывания в России он был советником российского императора Петра I, а также Екатерины I, что свидетельствует о большом доверии этих великих правителей к нему. Статус одного из самых влиятельных людей в России первой половины XVIII века сохранялся за Владиславичем до конца его жизни. Как подчеркивает Йован Дучич, главный биограф Саввы Владиславича, в его функции входило решение особенно важных государственных проблем финансового и дипломатического характера: " В течение четверти века он был вовлечен во все ключевые события русского царства: он заключал военный союз с великим князем Молдавии в Яше, мирное соглашение с султаном в Пруте, конкорд с папой в Риме, пакт о сотрудничестве при принятии первого постановления о разграничении России и Китая с китайским царем в Пекине. Но, кроме того, заслуга Владиславича заключается в том, (до настоящего момента это не было известно сербскому народу, однако имеет первостепенное значение), что он бырл первым сербом, который еще закате смутного для нас XVII века убедил Россию, и лично Петра участвовать в освобождении сербского народа и Балкан… Владиславич приобрел в конце нашего злосчастного XVII столетия имя большого димломата великого славянского народа, отличившись огромными заслугами в важном для истории славян периоде. Он был первым, кто поставил проблему сербского народа в России во главе общей балканской проблемы "

http://pravoslavie.ru/37603.html

Закрыть itemscope itemtype="" > О приоритетах нового Сербского Патриарха Открылся Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви… 18.02.2021 1537 Время на чтение 3 минуты Вчера в Белграде был экстренно госпитализирован епископ Шабацкий Лаврентий (Трифунович), сообщает Информационная служба Сербской Православной Церкви. Это произошло накануне избрания нового Предстоятеля Сербской Православной Церкви . Председательствовать на заседании Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви будет епископ Сремский Василий (Вадич). Сегодня Сербская Православная Церковь, возможно, обретёт Предстоятеля. После завершения Божественной Литургии, которую возглавили местоблюститель патриаршего престола Сербской Православной Церкви митрополит Дабро-Боснийский Хризостом и епископ Шумадийский Иоанн, в крипте храма святого Саввы в Белграде состоится заседание Архиерейского Синода СПЦ. Собор архиереев изберёт трёх кандидатов, а затем по жребию будет выбран новый Патриарх. Архипастыри спустились в крипту. Начался Архиерейский Собор, сообщает Союз православных журналистов. Накануне этого события помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров попросил нашего постоянного автора, профессора Зорана Чворовича сформулировать основные приоритеты нового Сербского Патриарха. Павел Тихомиров: Господин Чворович, каковы, на Ваш взгляд, основные приоритеты в жизни Церкви? Зоран Чворович: Первое: В Сербской Православной Церкви должно быть восстановлено богослужебное, духовное единство, нарушенное неисполнением многочисленных соборных решений по литургическому порядку. П.Т.: По этому поводу в сербской православной среде ходит печальный анекдот, суть которого заключается в том, что процесс внедрения «литургических нововведений» приводит к поистине курьёзным ситуациям. Когда один священнослужитель-модернист не может сослужить с другим священнослужителем-модернистом, поскольку один привык сокращать одни места, а другой – другие. З.Ч.: Второе. Должна быть остановлена дальнейшая конфедерализация СПЦ.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/18/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Разбойничьи действия Фанара продолжаются Патриарх Варфоломей признал раскольничью «Македонскую православную церковь» 10.05.2022 1198 Фото: Из интернет-источников Самопровозглашенная «Македонская православная церковь – Охридская архиепископия» (МПЦ – ОА) может вернуться к каноническому единству с Сербской Православной Церковью (СПЦ). Это вселявшее надежду сообщение сделал 6 мая 2022 года епископ Зворницко-Тузланский Фотий (СПЦ), пишет «Православная жизнь». Как рассказал иерарх, несколькими днями ранее в г. Ниш состоялась встреча церковных делегаций: после многолетнего перерыва в общении МПЦ (ОА) и СПЦ вновь сели за стол переговоров. Встреча проходила в закрытом формате в присутствии Патриарха Сербского Порфирия. «В составе Синода Сербской Православной Церкви в эти дни я сопровождал Его Святейшество. В первый день у нас состоялась встреча с представителями " Македонской православной церкви " в Нишской епархии. Это интересный диалог любви, веры и надежды, и мы надеемся, что, дай Бог, единство будет», – передает слова епископа Фотия religija.mk. Как отметил архиерей, есть основания предполагать, что возвращение МПЦ (ОА) к каноническому единству с СПЦ и, таким образом, со всеми Поместными Православными Церквями, произойдёт уже в мае этого года, на Соборе Сербской Православной Церкви в Белграде. «Перед нами стоит великая задача – с Божией помощью, молитвами епископов Николая Охридского и Жичского, молитвами святых Кирилла и Мефодия, святых Климента и Наума Охридских, святого Саввы Сербского и других святителей, – восстановить единство и уврачевать раскол 1967 года. Сейчас мы находимся на пороге решения этой проблемы. Поэтому я призываю всех вас и всех нас молиться Богу, чтобы решить ее во славу Божию и на благо наших святых Церквей. А также и на благо двух братских народов – сербского и македонского», – отметил епископ Фотий. Однако попытка канонического урегулирования застарелого конфликта явно не устроила Константинопольского патриарха Варфоломея, который в последние годы предпринимает попытки стать «православным папой» и самому решать конфликты во всех Православных Церквях.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/10/ra...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербия, будь с Милоем! Церковный суд Жичской епархии Сербской Православной Церкви преследует предпринимателя, предоставившего убежище изгнанным из Косова монахам 04.03.2011 999 Церковный суд Жичской епархии Сербской Православной Церкви начал судебный процесс против предпринимателя из Чачка Милоя Стевановича, предоставившего в июне 2010 года одно из своих имений в селе Лозницы для нужд монахов, покинувших Рашко-Призренскую епархию. Как известно, эта группа монахов покинула епархию без получения от временной администрации канонического отпуста. Не касаясь церковно-канонических вопросов и недоумений, стоит заметить, что «господин Милое Стеванович проявил христианское милосердие по отношению к беглым монахам», так комментирует известный сербский сайт «Борба за веру» очередную фазу скандала вокруг ситуации в Рашко-Призренской епархии. В связи с «делом Стевановича» видные представители сербской интеллектуальной элиты 21 февраля сего года опубликовали «открытое письмо». В нем в числе прочего, говорится: «Не будем забывать и того, что ученики одного из крупнейших русских святых, прп. Нила Сорского, прятали от государственных гонений даже и еретиков (хотя и не соглашались с ересями), подавая пример любви к ближнему. Милое Стеванович дал убежище не еретикам, а своим братьям по кресту и по крови, потомкам свт. Саввы. Мы, нижеподписавшиеся, верим в то, что церковный суд Жичской епархии с пониманием воспримет христианский поступок г. Стевановича и не станет подвергать его санкциям. Впрочем, мы живем во время, когда беззаконие умножилось и охладела любовь. Однако, надеемся, что беззаконие не будет навязано православной Сербии в качестве " закона " …». «Для церковной элиты, или, лучше сказать, церковной бюрократии, главным неприятелем является народ Божий, те воистину православные люди, предстоящие пред ликом Христа, и которые на жизнь смотрят с позиции веры, а не политической целесообразности, примитивного корыстолюбия и элитно-клановых разделений». Этой цитатой из статьи известного русского православного публициста Владимира Семенко начал свой комментарий по этому вопросу специальный корреспондент «Русской народной линии» в Белграде издатель и публицист Ранко Гойкович. «О том, что это так, свидетельствует о последнее решение этой " элиты " об исключении грешного Милоя из церковного общения», - отмечает г-н Гойкович.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/03/04/se...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Человек широкой души, открытый, добрый» Епископ Моравичский Антоний раскрыл подробности выбора Предстоятеля Сербской Церкви и рассказал об особенностях жизненного пути Сербского Патриарха Порфирия 05.03.2021 640 Время на чтение 6 минут Настоятель Сербского подворья в Москве епископ Моравичский Антоний в интервью сайту Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал об особенностях выбора Патриарха Сербского, сообщает Патриархия.ru. «По Уставу Сербской Православной Церкви после кончины Патриарха Иринея избрание Архиерейским Собором нового Предстоятеля должно было состояться по прошествии 40 дней, но не позже, чем через три месяца, — отметил архипастырь. — Учитывая тот факт, что весь мир посетила страшная пандемия, не было ясности, как это организовать. Все переживали, будет ли практическая возможность созвать Собор, но, слава Богу, уровень заболеваемости в Сербии несколько снизился, и Синод определил датой выборов Патриарха 18 февраля 2021 года». При этом, уточнил он, для соблюдения требуемых защитных мер впервые в истории было принято решение провести собрание архиереев не в здании Патриархии, а в крипте храма святого Саввы на Врачаре, размеры которого позволяли соблюсти необходимую дистанцию между членами Собора. Продолжающаяся пандемия оказала влияние и на состав участников Собора — на этом высоком собрании отсутствовали трое архиереев. «Двое из них болели, ещё одному не удалось вылететь из Австралии, так как из этой страны был полностью закрыт выезд, — рассказал владыка Антоний. — Отмечу также, что председательствовать на Соборе должен был старший по хиротонии епископ, которым является епископ Шабацкий Лаврентий, но он, к сожалению, накануне заболел, а потому председателем был епископ Сремский Василий». Коснувшись самой процедуры выборов Патриарха, епископ Моравичский Антоний сообщил, что для проведения первого тура каждый из 47 принявших участие в работе Собора архиереев получил листок со списком тех иерархов, которые, согласно Уставу, имеют право претендовать на избрание на Патриаршее служение (основное требование — не менее пяти лет опыта управления епархией).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/05/ch...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Кассиана, или повесть о христианской любви Художественная литература, написанная святым — редкий случай. «Кассиана» свт. Николая Сербского — именно такой случай. История горбатой девушки, не нашедшей земной любви… Центральное место «Кассианы» занимают «Сто слов о Божественной Любви» — как некая концептуализация истории, рассказанной Николаем Сербским. В этой истории, больше похожей на старинную сказку или предание, рассказывается о горбатой девушке Юлии, жестоко обманутой своим женихом, о том как она через глубокие наставления монаха Каллистрата смогла простить обидчика и достичь истинной, небесной любви. Действие «Кассианы» разворачивается на фоне Первой Мировой войны, в Сербии. Повесть «Кассиана» отличается увлекательностью изложения и философской глубиной. Введение Тихим теплым весенним днем, накануне Пасхи, три открытых фиакра ехали из Сараева в монастырь Милешево. Путниками были знатные сербы из Сараево, давшие во время Первой мировой войны обет Богу: в случае победы Сербии над Австрией поехать в этот монастырь, и там, над гробом Святого Саввы (1), принести благодарность Господу. Это были люди знатные и уважаемые, которые с приходом сербского войска в Сараево были освобождены из тюрьмы, пережив многие сотни своих православных братьев из Боснии, закончивших жизнь страданием и мученичеством за свою веру и свободу.     Всего их было двенадцать, а среди них — четыре женщины. Мы не будем называть их всех, кроме трех самых известных. Одним из них был Павле Сарайлия, сын знаменитого Иова Сарайлии, торговца шелками и тканями, вторым — доктор Петар Сумрак, старый сараевский врач, а третьим Марко Кнежев, государственный служащий и благотворитель.     Путь был долгим и утомительным, им еще предстояло провести два дня в дороге, ночуя в монастырских гостиницах, и лишь только на третий день, к вечеру, достигнуть монастыря Милешево.     К вечеру второго дня приехали они в городок Прибой, и отправились в ближайший монастырь Банья, в гостиницу. В непосредственной близости от этого монастыря, задужбины (серб. — монастырь или храм, воздвигнутый во спасение души. — Прим. пер.) сербского короля Уроша (XIII век), находится горячий источник с лечебной водой. Путники помолились Богу в храме, искупались в чудотворном источнике, и в добром расположении духа начали, вернее, продолжили свой разговор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

1. Введение Источником литургической традиции Русской Церкви является К-польская Церковь , богослужение которой (см. Византийский обряд) было перенесено на русскую почву в X–XI вв. Помимо К-поля на русское богослужение оказали сильное влияние обычаи мон-рей св. горы Афон. Практика южнославянских Церквей – Болгарской и Сербской отразилась в русском богослужении в меньшей степени, совсем незначительным было латинское влияние. Постоянно изменяясь, пережив в ходе своего развития две крупные реформы, русское богослужение не только обогатилось прекрасными текстами и последованиями русского происхождения, но и сохранило многие сокровища литургического наследия Др. Церкви, забытые другими Церквами. Православное богослужение состоит из двух составляющих: вневременной – литургии и таинств и связанной со временем – служб суточного круга и сложной системы праздников годовых подвижного, неподвижного и седмичного кругов. В христианской Церкви после IV в. выработались два типа богослужения – кафедрально-приходское и монастырское. В IV–X вв. монастырское богослужение сильно отличалось от кафедрального составом служб суточного круга, но литургия в мон-рях совершалась так же, как и в приходских храмах. К Х в. в К-поль-ской Церкви в кафедральном богослужении использовался Устав Великой церкви (церкви Св. Софии в К-поле), а в монастырском – Студийский устав (устав к-польского Студийского мон-ря). Уставы почти не регламентировали чинопоследования литургии и таинств, записывавшиеся в Евхологиях. Основой Студийского устава был Часослов палестинской лавры прп. Саввы Освященного, являвшийся основой также устава самой лавры прп. Саввы – Иерусалимского (савва-итского). Кроме того, студийский устав использовал систему праздников Устава Великой цер-кви, причем скупая гимнография Устава Великой церкви дополнялась песнопениями студий-ских и палестинских авторов. Литургия и таинства в Студийском мон-ре совершались по кафе-дральному Евхологию церкви Св. Софии. Русская Церковь до XIV в. использовала Студийский устав и связанный с ним корпус богослужебных книг. Литургия и таинства до XIV в. совершались по чинопоследованиям к-польского Евхология X–XI вв.; в XIV–XV вв. эти чинопоследования сменились более поздней византийской редакцией XIII–XIV вв. В XV в. Русская Церковь перешла со Студийского устава на поздний вариант Иерусалимского устава – неосавваитский, выработанный на Афоне. Смена уставов прошла без потрясений в силу сходства Иерусалимского и Студийского уставов, имевших одну основу. В XV – сер. XVII в. литургическая традиция Русской Церкви постоянно обогащалась новыми текстами и последованиями, но существенных изменений не претерпела. Находившаяся в XV – сер. XVII в. в составе Литвы и Польши Западнорусская митрополия испытывала католическое влияние, отразившееся в богослужении и в западнорусских литурги-ческих книгах этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о благоухании мощей и мироточении Святой Феофил Мироточивый жил во время святого патриарха Нифонта. Именно он в 1556 году 216 был послан им и Священным Синодом в Египет, чтобы засвидетельствовать произошедшее там невиданное чудо, а именно – перемещение горы под названием Дур-Таг. Несмотря на все свои церковные должности, в том числе назначение на должность нотария 217 , он оставил все и пришел на Святую Гору. Сначала преподобный подвизался в монастырях Ватопед и Ивирон, затем перешел в ватопедскую келлию Святителя Василия Великого . Прежде своей кончины он заповедал ученику не погребать его, а бросить в лесу, что и было исполнено. В течение сорока дней его святые останки оставались не тронутыми плотоядными птицами и зверями. От них истекало благоуханнейшее миро, которое и сегодня ощущается теми, кто с благоговением прикладывается к его святым мощам. Таковым был преподобный Феофил, истинный друг Божий, благоуханная роза добродетели и подвига. В 1948 году почил новоявленный преподобный – отец наш Савва Агиоаннит. Он некоторое время вел отшельническую жизнь на Святой Земле, затем поселился на острове Калимнос и основал там женский монастырь Всех Святых 218 . Он был учеником святого и богоносного отца нашего Нектария, Эгинского Чудотворца. Через десять лет после смерти преподобного Саввы, когда состоялось обретение его честных мощей, они оказались нетленными, благоухающими и источали чудеса. Поистине, так прославляет Бог прославляющих Его. В пустынной области между Кавсокаливией и Виглой, в пещере, расположенной в самой огромной пропасти Святой Горы, жил и подвизался преподобный отец наш Нил Мироточивый, от гроба которого миро источалось столь обильно, что стекало по отвесному обрыву в море. По кончине святого Симеона, отца святого Саввы Сербского , в монастыре Хиландар совершалось в его память бдение. Во время великого славословия от его гроба начало исходить неизреченное благоухание, наполнившее весь монастырь. В этом благоухании святой Савва уразумел подтверждение святости своего отца и прославил Всещедрого Бога, прославляющего прославляющих Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010