Предисловие С самых первых шагов русская литература связана с литературой сербской. Именно в сербской редакции приходили на Русь первые списки богослужебных и богословских текстов, памятники византийской литературы. В период турецкого порабощения литературная традиция Сербии замерла. Но в ХХ веке неоскудевающая Благодать Церкви Христовой возродила ее в лице святителя Николая (Велимировича) – выдающегося писателя и богослова, епископа, ученого, почетного доктора нескольких европейских университетов. Как признают соотечественники владыки, со времен святителя Саввы – духовного родоначальника Сербии – не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора, как святитель Николай. Промысел Божий ставил святителя Николая в эпицентр катастроф ХХ века: он близко видел обе великие войны, пережил фашистский концлагерь, изгнание с Родины. Встречаясь с людьми, находящимися в «предельных» ситуациях, владыка узнал душу современного человека, его насущные потребности, насытить которые он постарался своим творчеством. В этой небольшой книге собраны слова святителя Николая о путях человеческих в Царство Божие, о том, какими ключами открываются двери в него, и о том, что эти двери запирает. Простота вкупе с изысканной поэтичностью языка делает произведения святителя настоящими литературными шедеврами, а высота богословской мысли, укорененной в опыте евангельской жизни, – утешением и вдохновением плавающих в волнах житейского моря учеников Христа. Издатели Освети сердце верой, укрепи надеждой, согрей любовью, освяти молитвой, омой слезами, напитай причастием и держи его высоко поднятым к небу, как горящую лампаду. Только так ты сможешь достойно перейти из земного мира в небесный, без угрызений совести и терзаний, что мучат грешников. Святитель Николай Сербский О жизни вечной Христианство Главное внутреннее духовное строительство духовным материалом – верой, надеждой, правдой, милостью, братолюбием, добротой, единством духа и цели и усердия в стяжании Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Синод Сербской Церкви не принял никакого решения по поводу бывшего епископа Артемия РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_86534.html 30 мая 2011 Синод Сербской Церкви не принял никакого решения по поводу бывшего епископа Артемия Источник:  http://www.sedmitza.ru/news/index.html Седмица.ру Ранее планировалось, что Синод СПЦ отлучит от Церкви бывшего епископа Артемия. Сообщение об итогах весенней сессии Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, который прошел в Белграде с 6 по 27 мая, опубликовано на официальном сайте СПЦ. Архиерейский Собор СПЦ под председательством Патриарха Сербского Иринея и при участии всех епархиальных архиереев, в т. ч. главы автономной Охридской архиепископии, рассмотрел вопросы, связанные с предстоящим празднованием 1700-летия издания Миланского эдикта в Нише, родном городе св. императора Константина Великого, – на поместном, всеправославном и всехристианском уровне. Собор направил послание Константинопольскому Патриарху Варфоломею, в котором высказался за скорый созыв Святого и Великого Собора Православной Церкви – при необходимой подготовке и в духе ответственности и полной верности решениям предыдущих Вселенских и Поместных Соборов. Заслушав сообщения Синода, епархиальных архиереев об их деятельности и жизни Церкви за прошедший период, Собор принял следующие решения. Собор с благодарностью приветствовал готовность Русской Церкви и Российского государства оказать помощь во внутренней отделке строящегося храма св. Саввы Сербского на Врачаре в Белграде. Собор принял ряд решений по реорганизации некоторых епархий в Сербии, Европе, Америке и Австралии, о назначении епископов или администраторов на ряд вакантных кафедр. Епископом Нишской епархии избран викарий митрополита Черногорско-Приморского, настоятель монастыря Острог еп. Диоклийский Иоанн (Пурич). Епископом новооснованной Крушевацкой епархии назначен доцент Православного богословского факультета Белградского университета иеродиакон Давид (Перович). Администратором новооснованной Австрийско-Щвейцарской епархии с кафедрой в Вене назначен еп. Бачский Ириней (Булович), администратором новооснованной Буэнос-Айресской епархии, которая объединит сербские церковные общины в Южной и Средней Америке, назначен митр. Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович).

http://religare.ru/2_86534_1_21.html

25.01.2015. В прямом эфире протоиерей Андрей Ткачев. 05.02.2015 08:17:01 Протоиерей Андрей Ткачев        Поскольку храм Московского университета освящён в честь святой мученицы Татианы, и  этот день является Днём студентов, с чем мы их поздравляем, об этом можно будет поговорить подробнее. В сей день также совершается память святого Саввы — архиепископа Сербского, первого представителя автокефальной Сербской православной Церкви, о котором я хотел бы сказать больше. Итак, сегодня мы говорим о Савве и о Татиане, то - бишь о студентах.        Во-первых, давайте кратко поговорим про студентов. У нас есть храмы приходские — это понятно, есть соборы кафедральные, храмы монастырские — тоже более-менее понятно. Какие храмы у нас ещё есть? Есть храмы гарнизонные — это храмы при воинских частях, в которых священники служат, окормляя военнослужащих, а также их семьи и близлежащие сёла. Есть храмы больничные — это совсем хорошо, потому что никогда человек не вспоминает о Боге так горячо, как когда его ждёт операция или у него кто-нибудь болеет. Больничные храмы собирают самую большую жатву кающихся душ: люди каются перед смертью, люди благодарят после выздоровления, люди каются, когда у них кто-нибудь лежит на одре болезни. Это правильно, это хорошо, это нужно, это не подвергается сомнению. Есть храмы кладбищенские, что само собой разумеется. Поскольку люди умирают, их нужно отпевать, предавать земле, сопровождая умиленным молитвами, обрядом, который воздействует на души предстоящих живых и провожает в мир грядущий человека усопшего. Здесь тоже нет вопросов. Поскольку   смерть наличествует в мире и царствует, но не вечнует (Октоих: «Царствует смерть, но не вечнует») -  фактом своего пребывания в мире и действием, очевидным для всех, она влияет на человека религиозно. Смерть могущественно заставляет человека задумываться о вечности, сжимает сердце страхом, болью, печалью. Как говорил Василий Васильевич Розанов: «Боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизни. Вот отчего религия всегда будет одолевать философию», — т.е.

http://radonezh.ru/text/25-01-2015-v-pry...

3 мая. ПРАВМИР. 19 мая 2003 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви единогласно принял решение о канонизации епископа Жичского Николая (Велимировича). Определением Собора память его совершается 18 марта (в день упокоения) и 20 апреля/3 мая (в день перенесения мощей). Общецерковное прославление угодника Божия святителя Николая, епископа Охридского и Жичского, совершено 24 мая 2003 года в храме святого Саввы на Врачаре. Будущий святитель родился 23 декабря 1880 года в крестьянской семье в самом центре Сербии, в селе Лелич. Родители будущего архиерея, крестьяне Драгомир и Катарина, были людьми благочестивыми и пользовались уважением соседей. Их первенец вскоре после рождения был крещен с именем Никола в монастыре Челие. Раннее детство его прошло в родительском доме. Мать часто водила сына на богомолье в монастырь, первый опыт богообщения крепко запечатлелся в детской душе. Позднее отец отвел Николу в тот же монастырь учиться грамоте. Уже в раннем детстве в мальчике проявились незаурядные способности и усердие к учебе. Во время учебы в гимназии он был одним из лучших учеников. Вместе с тем ему приходилось самостоятельно заботиться о хлебе насущном. Параллельно с учебой он, как и многие его сверстники, прислуживал в домах горожан. По окончании 6-го класса гимназии Никола хотел сначала поступить в Военную академию, но медицинская комиссия признала его не годным для офицерской службы. Тогда он подал документы и был принят в Белградскую семинарию. Здесь Никола быстро выделился своими успехами в учебе. Во время учебы он читал не только учебную литературу, но познакомился и со многими классическими произведениями, принадлежащими к сокровищнице мировой литературы. Своими ораторскими способностями и даром слова Никола удивлял учеников и преподавателей семинарии. Во время учебы он принимал участие в издании газеты «Христианский благовестник», где публиковал свои статьи. Вместе с тем в семинарские годы Никола терпел крайнюю нужду и лишения, следствием которых стал физический недуг, от которого он страдал на протяжении нескольких лет.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

IV. Сношения с Востоком при царе Феодоре Иоанновиче Грамотою своею Константинопольскому Патриарху Иеремии Царь Феодор Иоаннович извещал: что Божиим судом отца его, блаженной памяти Великого Государя, Царя Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси, во иноках Ионы, в животе не стало, а после себя благословил он его всеми своими государствами, и он, Царь Феодор, с Божиею помощию, по благословению отца своего, на своих государствах учинился Государем, и к нему Патриарху, по отце своем, Великом Государе, послал своей милостыни с посланником своим Борисом Благим, сорок соболей и шестьсот рублей деньгами, да по монастырям Царьградским двести девяносто рублей, и по рукам нищим велено раздать шестьдесят рублей, и потому просил Вселенского пастыря и учителя, поминать, блаженной памяти отца его, и вписать имя его в синодик, с его прародителями, по тому списку, какой был послан к Царьградскому Патриарху Иоасафу, и вместе с тем матерь его, благочестивую Царицу Анастасию, и брата его, Царевича Ивана, во вседневных проскомидиях; о здравии же Царском и его Царицы и Великой Княгини Ирины, и о всем православном государстве просил молить Господа, его Пречистую Матерь и всех Святых, чтобы щедротами Божиими все Христианство было в тишине, а Государю бы даровал Бог победы на враги. Грамота писана в Августе 1584 года. (Стат. список 2 лист 142) И на Св. гору Афонскую, в лавру Хиландарскую, послана была грамота эклесиарху Григорию, чтобы ризы, которые были предназначены от блаженной памяти отца его ради поминовения Царевича Ивана в Пантелеимонов монастырь, были бы переданы, по случаю запустения монастыря сего, в лавру Ватопедскую, для поминовения отца его. (Лист 146) Старцы Афонские и Палестинские, бывшие в Москве, были отпущены чрез Смоленск вместе с посланником, и о них писана была грамота воеводе Василию Ивановичу Шуйскому, будущему Царю. В ней упомянуты: лавры Св. Афанасия Афонского Архимандрит Феофан с двумя братиями; старец Матфей из лавры Св. Саввы и Архангельского монастыря священник Кирилл с двумя братиями, и еще со Св. горы, из обители Котлумуша, два старца и два из Ксиропотама, Игумен Дионисий Кастамонитский со старцем; из Антиохии соборной Патриаршей церкви Архимандрит Исаия с диаконом; из Сербской земли, обители Благовещенской, Архимандрит Кирилл с двумя старцами, и из Солуни, Верийского Никольского монастыря старец Ксенофонт; (когда же прибыли они в Москву, из дел не видно.) Это показывает, как обширны были тогда наши сношения церковные с Востоком. (Лист 150)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Архимандрит Антонин (Капустин), руководитель Русской духовной миссии в Иерусалиме. Историко-археологическая работа отца Антонина в Палестине, которой он отдал без малого тридцать лет своей жизни, явилась естественным продолжением той же его деятельности в Афинах и Константинополе. Но если труд его там остался достоянием сравнительно узкого круга специалистов, то как деятель Православия на Востоке, как русский ученый в Святой Земле, как начальник нашей там Духовной миссии он сделался известен даже самым широким слоям русского богомольного люда, ежегодно до войны в числе нескольких тысяч посещавшего Иерусалим, чтобы видеть и осязать памятники его деятельности. В ряду наших деятелей там — и организаторов, и просветителей, и, главным образом, ученых исследователей — о. Антонину, бесспорно, принадлежит первое и самое почетное место. Никто не сделал, да и вряд ли смог бы сделать там для прославления русского имени столько, сколько сделал он. Побывавшие в Святой Земле невольно поражаются всему тому, что сделано в течение столь краткого времени волей, умом и энергией одного человека. Действительно, дивные и величественные русские храмы, в которых совершается богослужение на церковно-славянском языке, обширные и хорошо оборудованные приюты и подворья, в которых паломник находит отдых и гостеприимство после утомительного пути, зноя и непогоды, участки земли с богатой растительностью и необходимыми по-стройками и, наконец, самое, может быть, существенное и внушительное — это памятники древней библейской истории и археологии исключительной ценности и первоклассного значения, и все это рассеянное по всей Палестине — от Тивериадского озера до Хеврона, от Яффы до Иордана. Когда-то, в XII веке, русским принадлежал в Иерусалиме монастырь Пресвятой Богородицы; о других владениях мы ничего не знаем. Известно, что и сербы имели в средние века немалые земельные имущества в Святой Земле. Построенный кралем Милутином в XIV веке монастырь Святого Архангела принадлежал им в течение долгого времени, равно как в течение 136 лет они владелитакой знаменитой святыней, как лавра Саввы Освященного на Кедронском потоке и только в 1636 году должны были ее уступить греческой Патриархии в погашение сравнительно небольшого долга. После гибели Сербской державы на Косовом поле и вследствие долгого 500-летнего рабства сербы потеряли все, чем когда-то владели в Святой Земле.

http://pravoslavie.ru/put/070323104324.h...

Журнал «Международная жизнь». Интервью с Его Святейшеством, Патриархом Сербским Порфирием 26.01.2022 16:23:25 Перевод с сербского 1. Ваше Святейшество! Вы отметили в прошлом году 60-летие, а ранее Вас избрали Патриархом Сербским. Разрешите Вас поздравить и с юбилеем, и с избранием. Для меня исключительная честь общаться с читателями вашего известного и влиятельного журнала. Весьма признателен за это. Считаю своим долгом воспользоваться возможностью, чтобы напомнить вашей аудитории о многовековых связях Сербской Церкви – а Церковь есть не что иное, как весь крещеный народ Божий – с Россией. Я не буду говорить ни о Средневековье, ни об эпохе графа Саввы Владиславича-Рагузинского, ни даже обо всем ХХ столетии, которое ознаменовали, с одной стороны, страдания, а с другой – укрепление и углубление наших братских отношений после прибытия русских беженцев в Сербию и на другие наши земли. Мы видим, что за первые два с небольшим десятилетия третьего тысячелетия наши связи в экономической и политической областях стали еще прочнее. А в области духовной они, конечно, стали, я бы сказал, намного прочнее, чем когда-либо ранее. Вклад в достижение столь исключительного качества взаимоотношений внесли те, кто представлял Российскую Федерацию в Сербии в качестве послов. Разные по темпераменту и внешним особенностям, все они – благодаря своим человеческим качествам, своему дружелюбию, более того, своему братскому отношению, признанным не только политиками, но, я бы сказал, и каждым человеком в Сербии – олицетворяют собой сотрудничество между нашими народами. Сегодня я с удовольствием обмениваюсь мнениями с послом Александром Боцан-Харченко, чье смирение, почти монашеское, придает вескость и основательность его взглядам и рассуждениям. Я должен с молитвой вспомнить блаженнопочившего посла Виталия Чуркина, которого за защиту интересов нашего народа, а также защиту справедливости и международного права помнят здесь как своего рода рыцаря от дипломатии, героя. Да простит Господь его душу. Конечно, для последних десятилетий международной политики и дипломатии значима личность министра Лаврова. Сербский народ, к сожалению – или к счастью – в конце концов, это только одному Богу ведомо – слишком часто оказывается в центре политики и дипломатического соревнования. Поэтому мы всегда с надеждой ожидаем выступлений Его Превосходительства министра Лаврова на международных форумах или в мировых столицах.

http://radonezh.ru/2022/01/26/zhurnal-me...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Амфилохий скончался от последствий коронавируса Митрополит Черногорско-Приморский отошёл ко Господу после принятия Святых Христовых Таин 30.10.2020 1530 Время на чтение 3 минуты Сегодня утром скончался иерарх Сербской Православной Церкви митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, сообщает РИА Новости. «В пятницу 30 октября 2020 года в 8.20 (10.20 мск) в Клиническом центре Черногории после принятия Святых Христовых Таин упокоился о Господе высокопреосвященный архиепископ Цетиньский, митрополит Черногорско-Приморский и экзарх святого Печского трона владыка Амфилохий», - сообщила митрополия. Ранее митрополит Амфилохий заразился коронавирусом и попал в больницу 6 октября. Неделю назад сообщалось, что владыка выздоравливает после заражения коронавирусом. Тест на COVID-19 показал отрицательный результат. Владыка Амфилохий родился на Рождество, 7 января 1938 года, в Бараме Радовиче в Нижней Мораче, в семье отца Чиро и матери Милевы, урожденной Бакич, при крещении получил имя Ристо. Потомок воеводы Мины Радовича, одного из первых черногорских предводителей племён, который присоединил Морачу к Черногории в 1820 году. Детство будущего митрополита прошло в патриархальной семье, которая оставалась верной Православию и обетам своих предков в тяжелые послевоенные времена, когда ретивые титоисты насаждали атеизм. Окончил начальную школу при монастыре Морача и семинарию Св. Саввы в Раковице в Белграде. В 1962 году окончил Богословский факультет в Белграде. Наряду с Богословием, изучал классическую филологию на Философском факультете в Белграде. Большое влияние на духовное возрастание митрополита Амфилохия оказали преподобный отец Иустин (Попович), великий богослов и духовник Церкви, а также старец Паисий. После окончания учёбы последиплонмное образование продолжил в аспирантуре в Берне и Риме, где получил степень магистра (1965). В 1967 году в Афинах митрополитом Кефалинийским Прокопием был пострижен в монашество с именем Амфилохий. Им же в 1968 году рукоположён во священника в городе Аргостолионе (Греция), в том же году возведён в сан архимандрита.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/30/mi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Война против семьи в культуре и образовании В Белграде пройдёт круглый стол 28.08.2023 425 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено автором Семейный собор (одним из учредителей является сообщество «Русское собрание в Сербии», которое возглавляет Ваш покорный слуга), организовавший в конце весны знаменательное мероприятие « Неделя сербско-российского единства », проводит в Белграде девятую традиционную «Неделю семейного единства». Неделя борьбы с содомией в этом году проходит под названием: «Война против семьи в культуре», с подзаголовком «Сеть неправительственных организаций в сербском образовании». Круглый стол пройдет в рамках традиционной «Семейной недели» в пятницу, 8 сентября 2023 года, в помещении Союза журналистов Сербии (улица Князя Михайла 6, начало в 12:00). Неделя семейного единства, по традиции, завершится великим Крестным ходом в Белграде за спасение семьи, который пройдёт 10 сентября по улицам Белграда от Кафедрального храма до храма Св. Саввы. Непосредственное участие на нашем Круглом столе по этой важной теме подтвердили известные имена сербской научной, религиозной и общественной мысли, а через видеообращение мы также услышим взгляды на эту тему от представителей духовенства Русской Православной Церкви из России, Белоруссии и Украины, а также Грузинской Православной Церкви. В заседании Круглого стола примут участие: Архиепископ Давид Рухадзе (Грузинская Православная Церковь), известен своей жёсткой позицией в вопросах сохранения христианских ценностей, противник распространения непристойного греха; Священник Андрей Юрченко (Киев), педагог, магистр богословских наук; Протоиерей Александр Романчук (Гродно, клирик Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата), заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии, заместитель президента Студенческого научного общества; Протодиакон Владимир Василик (Санкт-Петербург, Россия), филолог, историк, богослов, доктор наук, профессор университета, член Синодальной комиссии по богослужению Русской Православной Церкви, директор Центра исторической психологии при Отделе истории славянских и балканских народов исторического факультета в СПб;

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/28/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу твою» (пс. 50: 17) Интервью отца Даниила Сысоева и религиоведа Юрия Максимова сайту «Светосавлье.орг» (Сербия) 02.12.2009 475 Время на чтение 33 минут Это одно из последних интервью отца Даниила Сысоева. Он дал его совместно со мною, дал за восемь суток до своей мученической смерти. Вопросы задавал представитель сербского православного сайта «Светосавлье.орг» Станое Станкович. Помню, мы сидели тогда в комнате приходского дома, где нас любезно разместили по благословению епископа Хвостанского Афанасия. А прямо за окном сиял на фоне ночного неба подсвеченный прожекторами храм святого Саввы – самый большой православный храм на Балканах. То, что говорит отец Даниил в этом интервью, можно назвать своего рода подведением итогов: он излагает систему миссии и катехизации, выросшую из его обширного практического опыта, знакомит сербских читателей со взглядом на современное состояние православной миссии, сформированным на основе общения с другими миссионерами нашей Церкви. Здесь и духовные советы миссионерам, и анализ ошибок и проблем, и библейское обоснование миссии, и ответ противникам миссии. А также рассмотрение и других современных вызовов, стоящих перед Православной Церковью. Конечно, наверное, не все смогут согласиться со всем, что сказано в этой беседе, но здесь отцом Даниилом изложен его личный, годами выношенный и выстраданный опыт, который можно назвать его «миссионерским завещанием». – Первый вопрос: что вы думаете о миссии в мире: в Африке, в России, в Сербии, на Балканах? Отец Даниил: Я думаю, сейчас Господь сделал такую ситуацию, что для православной миссии открыта почти вся планета. Действительно, такого не было еще 20 лет назад. И то, что сейчас происходит глобализация, – это дело Божие, для того чтобы слово Евангелия дошло до конца вселенной, чтобы неповрежденная проповедь святых апостолов могла дойти до любого народа Земли. И если мы, христиане, не воспользуемся этим шансом, то Господь с нас сурово взыщет за то, что мы не обратили людей к свету Православия. Что касается миссии – она начинает подниматься. Мы знаем, что есть активная миссия Русской Церкви, Элладской Церкви; Александрийская Православная Церковь активно проповедует.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010