В Белграде произошло небывалое событие. После одностороннего провозглашения «независимости» Косова народ сербский сошелся на свой самый настоящий Собор, проходивший на улицах и площадях югославянской столицы. Претерпевший до конца спасется. Это сознание веками укрепляло наши народы, и русских, и сербов, и болгар. Это сознание не раз в истории давало нам возможность стоять против врагов крепко, хранить веру христианскую. Замер Врачар… миллионы сербов во время молебна у храма св. Саввы внимали тихой молитве, возносящейся в ночное небо Белграда, в едином порыве сердца: и разверз «Господи, помилуй, спаси народ сербский, не дай свершиться беззаконию», и казалось, то было дыхание и прошлого, и настоящего, и будущего. Предание говорит нам, что турки выкрали мощи св. Саввы Сербского и сожгли их здесь, на Врачарском холме, и развеяли по ветру. Было то в 1594 году, апреля 27 дня (ст. ст.). Но дух святителя разлит по всем сербским землям на Балканах, от Белой Крайны в нынешней Словении до монастыря Савины в Черногории, до Охрида в Вардарской Македонии… Сегодня народ сербский расчленен, над ним вершится чудовищный геноцид, и это есть продолжение целенаправленной политики, активно начавшей проводиться в жизнь с 1941 года. И вот пик трагедии — Косово, Святая Земля Сербская, пропитанная кровью народной. Замер Врачар... замерло сердце православное, замерло сердце русское. Господи, спаси и сохрани люди Твоя, не дай свершиться беззаконию. “Но разве мы действительно рабы, мы Славяне? — вопрошал еще на заре XX века св. Николай Сербский. Разве с такой широкой душой можно быть рабом? Разве с идеалом всечеловеческим и с вдохновением апостольским может человек быть рабом, даже если его держали в цепях и душили в катакомбах? Разве рабы те, кто протягивает руку всему свету и предлагает братство и любовь всем? …Рабы — те, кто затевает и ищет кровавых расправ над другими народами. Они рабы по исконной терминологии рабства и свободы, они верные холопы отживших амбиций, презренных идеалов, отсталых представлений об истории и обскурантистской морали силы.

http://pravoslavie.ru/36468.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Надо, чтобы и впредь сербская ладья была прочно привязана к мощному русскому кораблю» По словам епископа Бачского Иринея, инструментом борьбы против канонической Церкви на Украине и в Черногории стало создание раскольнических «церквей» на почве националистической идеологии 06.01.2022 779 Время на чтение 3 минуты Фото: Patriarchia.ru 31 декабря 2021 года сербское издание «Печат» опубликовало интервью епископа Бачского Иринея, в котором иерарх, в частности, поделился своими мыслями о сходстве исторических путей Русской и Сербской Православных Церквей и важности сохранения братских отношений между двумя крупнейшими Поместными Православными Церквами славянского мира, сообщает Патриархия.ru. Коснувшись темы участия Русской Православной Церкви в проекте благоукрашения храма святого Саввы в Белграде, епископ Бачский Ириней назвал «немаловажным символом» тот факт, что «строительство храма святого Саввы во Врачаре было завершено совместными трудами сербских и русских мастеров и художников». В этой связи иерарх сказал: «Историческое единство великого, братского, единоверного русского народа и нашего народа является и путеводным знаком в будущее: надо, чтобы и впредь сербская ладья, или кораблик, была прочно привязана к большому и мощному русскому кораблю». Большое место в интервью епископ Бачский Ириней уделил сходству проблем в положении канонической Церкви на Украине и в Черногории. «Положение церковных дел в Черногории — не что иное, как миниатюрная картина ситуации на Украине, — подчеркнул иерарх. — В обоих случаях задействована этническая " инженерия " . В Черногории предпринимаются отчаянные попытки навсегда утвердить сформированную сравнительно недавно черногорскую идентичность, основанную на отрицании сербских корней и многовекового сербского самосознания черногорцев». «Русь — древнейшее историческое название великой восточнославянской страны, которое Петр Великий " европеизировал " , переделав в литературное слово Россия, — до сих пор присутствует как в титуле Патриарха Московского, так и в титуле раскольнического " патриарха Киевского " , а также в самонаименовании русинов, или руснаков, — и прикарпатских, и наших, бачко-сремских, — напомнил епископ Бачский Ириней, сопоставляя ситуацию в Черногории с процессами, происходящими на Украине. — Что же касается термина " Украина " , то он лишь с конца XIX века понемногу начал вытеснять исконное название допетровской Руси и русских, пока большевики — интернационалисты в теории, а на практике создатели новых, чаще всего искусственных наций, укорененных в антирусской матрице, — не придали ему в ХХ веке официальный статус, сделав единственно допустимым названием».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/06/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская Церковь канонизировала двух известных подвижников-русофилов Архиерейский Собор единодушно внес в диптихи святых отцов Иустина (Поповича) и Симеона (Поповича) 30.04.2010 495 Вчера, 29 апреля, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на рабочем заседании единодушно принял предложения епархиальных архиереев и внес в диптихи святых Православной Церкви имена блаженнопочивших архимандрита Иустина (Поповича) (1894–1979), духовника монастыря Челие под Вальево и Симеона (Поповича), настоятеля монастыря Дайбабе под Подгорицей (1854–1941), сообщает официальный сайт СПЦ. Решением Архиерейского Собора установлено, что память преподобного Иустина Челийского будет отмечаться 1/14 июня, а память преподобного Симеона Дайбабского 19 марта/1 апреля. Чин торжественного прославления канонизованных угодников Божиих состоится 2 мая за Божественной литургией в храме Святого Саввы на Врачаре. Великий подвижник и духовный писатель, архимандрит Иустин (Попович) родился в городе Вране в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Позднее будущий святой учился в Петербургской Духовной академии, затем - на теологическом факультете в Оксфорде. Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Спустя некоторое время он преподавал в семинарии и, окормляя многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет. Огромная роль в формировании личности архимандрита Иустина принадлежала России. Тесные дружеские связи и духовное наставничество он обрел в среде живших в Королевстве Югославия русских изгнанников. Отец Иустин сердцем болел о дорогой ему России, молился о своих русских братьях. В 1926 г. он защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.). Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года отец Иустин - преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года — доцент Теологического факультета в Белграде. С мая 1948 года до кончины подвизался в монастыре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие богословские труды. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/30/se...

Крыпецкое. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь. Собор Иоанна Богослова. Собор. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова , Саввы Крыпецкого , Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста Севастийских , Саввы Сербского Год постройки:1557. Адрес: 180550, Россия, Псковская область., Псковский район, Торошинская волость, д. Крипецкое-1. Координаты: 57.989773, 28.494198 Проезд: До монастыря можно добраться несколькими путями: 1. Приехать в Псков на подворье, расположенное по улице М. Горького 5-а. Далее на ближайшей монастырской машине до обители. 2. На собтвенном автотранспорте по стрелкам, указанным на схеме. 3. От Псковского Кремля на автобусе до дер. Тупицы, далее ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда До монастыря можно добраться несколькими путями: 1. Приехать в Псков на подворье, расположенное по улице М. Горького 5-а. Далее на ближайшей монастырской машине до обители. 2. На собтвенном автотранспорте по стрелкам, указанным на схеме. 3. От Псковского Кремля на автобусе до дер. Тупицы, далее попутками или пешком 14 км. 4. От Псковского Кремля на автобусе до дер. Ваулино, далее попутками или пешком 21 км. 5. От Псковского автовокзала на автобусе до дер. Крипецкое, далее 7 км. по бездорожью. С трассы М20 свернуть на новую объездную дорогу на Изборск. Дальше - правый поворот на Ваулино и следовать по указателям на монастырь.. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Иоанно-Богословский собор в советское время сильно был порушен и во время Великой Отечественной войны потерял свою кровлю. В конце 1950-х гг. встал вопрос о полном уничтожении собора и трапезной храма Успения Божией Матери. Усилиями Е.Н. Морозкиной и ее знакомых удалось сохранить памятник. Государство в 1960 году храмы Крыпецкого монастыря взяты были под охрану и выделены средства для реставрации. Частичная реставрация и консервация была проведена проведена под руководством Б.Н. Скобельцина в 1962-63 гг. Произведенные работы и исследования легли в основу последующей реставрации собора в 1990-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=05401

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ [тронное имя - Владислав Стефан] (ок. 1200 - 11 нояб. между 1264 и 1281), св. серб. король (1234-1242) (пам. 24 сент.). Внук Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), 3-й сын Стефана Первовенчанного (см. Симон монах ) от брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела . В. женился ок. 1234 г., вероятно во 2-й раз, на Белославе, дочери болг. царя Иоанна Асеня II. От этого брака имел сыновей Стефана и Десу, а также дочь, имя к-рой не сохранилось, выданную замуж за кн. Чуру Качича, владетеля Омиша в Сев. Далмации. До восшествия на престол В. был соправителем старшего брата Радослава, они совместно подтвердили в 1230 г. жалованную грамоту г. Котору. Через 4 года, после битвы при Клокотнице (1230), в к-рой болг. войска Иоанна Асеня II разгромили армию эпирского имп. Феодора Ангела , на дочери к-рого был женат кор. Радослав, В., опираясь на серб. вельмож, сверг с престола старшего брата, лишившегося поддержки тестя. Архиеп. св. Савва I , не одобряя этих действий, но и не видя выхода из ситуации, короновал В. и способствовал заключению его брака с болг. царевной - дочерью сильнейшего в то время государя на Балканах. Серб. агиографические источники (Житие св. Саввы - см. статьи Доментиан, Феодосий Хиландарец ) и восходящие к ним позднейшие родословия характеризуют В. в сравнении с братьями очень положительно ( Наумов. Господствующий класс. С. 242-243). По благословению св. Саввы В. ок. 1234 г. начал возведение и роспись своей задужбины, мон-ря-мавзолея Милешева . В. участвовал в церковном Соборе в Жиче, на к-ром св. Савва передал обязанности Главы Сербской Церкви своему преемнику - архиеп. Арсению I , и щедро снабдил св. Савву средствами для благотворительности и раздачи милостыни во время путешествия по св. местам. После изгнания из страны Радослава В. заключил мирный договор с Дубровником, а 23 июля 1237 г. со Сплитом. В. так же, как Радослав, титуловал себя «кралем всех сербских и поморских земель», при нем было впервые документально зафиксировано употребление титула «самодержец» применительно к серб.

http://pravenc.ru/text/154993.html

На открытии выставки выступил Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Андрея Охлобыстина. «Сербия остается другом России, искренне и с любовью относится к нам, – сказал директор ГМП " Исаакиевский собор " Юрий Мудров. – Это древнейшая страна с христианской православной культурой. Первые церкви в Косово и Метохии являются самыми ранними храмами в восточном православии. Выставка имеет не только художественную, но и духовно-просветительскую сущность». Миодраг Бранкович поблагодарил участников организации выставки. «Это небольшая часть сербских святынь, и мы рады, что они будут присутствовать в Санкт-Петербурге не только на фотографиях, но и в ваших сердцах», – сказал он и преподнес Юрию Мудрову икону Божией Матери «Млекопитательница», привезенную с Афона из испосницы святого Саввы. Ключарь Исаакиевского собора протоиерей Роман Ковальский отметил, что Сербия – удивительная страна с многовековой историей и богатой культурой. Между сербским и русским народами есть теснейшая связь. Выставка дает возможность соприкоснуться с сербскими святынями, духовно обогатиться. Руководитель Международного фестиваля христианского кино «Невский благовест» Раиса Евдокимова рассказала, что первая выставка Миодрага Бранковича состоялась именно на этом кинофоруме в Александро-Невской лавре. С тех пор фотограф каждый год приезжал туда, сдружился с владыкой Назарием, епископом Кузнецким и Никольским, который до августа 2023 года возглавлял обитель, написал в соавторстве несколько книг. Последним был иллюстрированный двухтомник «Наследие Святого Саввы. Паломничество к святыням Сербской Православной Церкви», вышедший в издательстве лавры. Фотомастер возглавлял делегации, которые привозили с Афона иконы в подарок монастырю. Всего в дар обители передано восемь икон сербских святых, в том числе с частицами мощей. За вклад в развитие русской культуры и духовности и в связи с 70-летием Юрий Мудров вручил Миодрагу Бранковичу поздравительный адрес, памятную медаль Исаакиевского собора и памятный знак в честь 165-летия его освящения.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/01/se...

Николай Бурляев: " Надеемся на помощь Божию... и на помощь государства " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_74652.html 13 апреля 2010 Ирина Стовбыра Николай Бурляев: " Надеемся на помощь Божию... и на помощь государства " I Славянский форум искусств " Золотой витязь " будет посвящен 65-летию Победы Источник:  Благовест-инфо Славянский форум искусств " Золотой витязь " , посвящённый 65-летию Великой Победы и Дням Славянской письменности и культуры, пройдет в Москве и других регионах России с 5 мая по 10 июня. Об этом сообщил президент форума народный артист России Николай Бурляев на открытом заседании Оргкомитета форума. Мероприятие прошло 9 апреля в галерее А. Шилова. Присутствовавшая на заседании посол Сербии в России Елица Курьяк объявила, что Николай Бурляев и его детище – " Золотой витязь " – представлены к высшей награде Сербской Православной Церкви – ордену Святого Саввы I степени. " Хочу поблагодарить за то многое, что вы делаете для славянских народов " , – обратилась посол к президенту " Золотого витязя " , на что Бурляев ответил: " Мы работали не за награду, но с огромной благодарностью ее принимаем " . Награжден также информационный партнер " Золотого витязя " – телеканал " Спас " в лице гендиректора Бориса Костенко – орденом Святого Саввы II степени. Далее Н. Бурляев рассказал о высоких покровителях форума, отметив, что министр культуры РФ Александр Авдеев более года назад принял решение о поддержке масштабного Славянского форума искусств " Золотой витязь " как составной части церковно-государственного праздника Дней славянской письменности и культуры. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов отправил официальное обращение " на 168 адресов " в регионы с просьбой о всесторонней поддержке параллельных программ форума на местах, сказал президент " Золотого витязя " . Он зачитал также слова " доброго напутствия " Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: " Положительно оцениваю Вашу инициативу по проведению Славянского форума искусств, приуроченного к празднованию Дней славянской письменности и культуры. [...] Полагаю, что церковные представители могли бы принять непосредственное участие в этом процессе. Призываю благословение Божие на Ваши труды " , – пишет Патриарх.

http://religare.ru/2_74652_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Ирина Стовбыра Николай Бурляев: " Надеемся на помощь Божию... и на помощь государства " I Славянский форум искусств " Золотой витязь " будет посвящен 65-летию Победы Источник:  Благовест-инфо Славянский форум искусств " Золотой витязь " , посвящённый 65-летию Великой Победы и Дням Славянской письменности и культуры, пройдет в Москве и других регионах России с 5 мая по 10 июня. Об этом сообщил президент форума народный артист России Николай Бурляев на открытом заседании Оргкомитета форума. Мероприятие прошло 9 апреля в галерее А. Шилова. Присутствовавшая на заседании посол Сербии в России Елица Курьяк объявила, что Николай Бурляев и его детище – " Золотой витязь " – представлены к высшей награде Сербской Православной Церкви – ордену Святого Саввы I степени. " Хочу поблагодарить за то многое, что вы делаете для славянских народов " , – обратилась посол к президенту " Золотого витязя " , на что Бурляев ответил: " Мы работали не за награду, но с огромной благодарностью ее принимаем " . Награжден также информационный партнер " Золотого витязя " – телеканал " Спас " в лице гендиректора Бориса Костенко – орденом Святого Саввы II степени. Далее Н. Бурляев рассказал о высоких покровителях форума, отметив, что министр культуры РФ Александр Авдеев более года назад принял решение о поддержке масштабного Славянского форума искусств " Золотой витязь " как составной части церковно-государственного праздника Дней славянской письменности и культуры. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов отправил официальное обращение " на 168 адресов " в регионы с просьбой о всесторонней поддержке параллельных программ форума на местах, сказал президент " Золотого витязя " . Он зачитал также слова " доброго напутствия " Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: " Положительно оцениваю Вашу инициативу по проведению Славянского форума искусств, приуроченного к празднованию Дней славянской письменности и культуры. [...] Полагаю, что церковные представители могли бы принять непосредственное участие в этом процессе. Призываю благословение Божие на Ваши труды " , – пишет Патриарх.

http://religare.ru/2_74652.html

поиск:   разделы   рассылка Найти способ донести Истину Беседа с Патриархом Сербским Иринеем Источник:  Православие.ру 24 октября Сербский Патриарх Ириней посетил город Крагуевац для того, чтобы освятить новых храм св. Саввы, который верующий народ строит уже двадцать лет. В воскресенье сотни горожан собрались, чтобы разделить молитвенную радость со своим архипастырем. – Хотя в наше время – отметил в беседе с корреспондентом местной радиостанции Святейший, – мы, к сожалению, становимся свидетелями многих негативных событий, тем не менее, и сегодня есть много положительного, есть много надежды, утешения, ободрения, ведь все мы видим, что Церковь существует и действует. И существует, и действует вопреки времени, в которое мы живем, – времени общей секуляризации, отдаления народа от духовных ценностей, отдаления от Церкви и веры. И велико число тех, кто возвращается в лоно Церкви. Самое утешительное, что это в большинстве своем – молодежь. Этих молодых людей окружает безвыходность, безыдейность времени, в которое они живут, но они ищут иной путь, и, слава Богу, многие находят его в Церкви. Свидетельство тому – и этот вечер, когда мы освящаем храм, полный верующего народа. Это значит, что есть достаточно причин и глубокого смысла в том, что его построили. Дай Боже, чтобы строились еще новые храмы. Ведь это очень важно, так как, по пословице нашего народа, " далеко от глаз – далеко от сердца " . Когда кто-то видит храм, то, конечно, задумывается о Церкви, о вере, задумывается и о себе и своей жизни, о смысле своей жизни. Поэтому надежда остается. И хотя с проблемами и трудностями, но Церковь продолжает существовать, потому что ведет ее Тот, Кто сказал: " Я с вами до скончания века " , – тем самым подтверждая Свое присутствие и в наше время. Корреспондент епархиальной радиостанции задал Святейшему Патриарху также ряд вопросов о миссии и задачах, стоящих перед Сербской Православной Церковью. – Ваше Святейшество, Вы унаследовали трон Святого Саввы в тяжелые времена. Среди всего плохого, что с нами сейчас происходит, мы бы особо выделили дезориентацию народа и его элиты, в особенности дезориентацию нашей молодежи. Что должно стать задачей церковной иерархии, в чем Вы видите свою задачу, чтобы и верующие, и неверующие Сербии нашли наконец истинный путь?

http://religare.ru/2_80134.html

Скачать epub pdf Как благодатный брат Христа, Савва приходил ко всем крещенным народам как к братии Христовой, а не как к чужестранцам. Народы это ощущали, и потому Савву принимали с любовью, почтением и грустью провожали. Он не ходил по свету, чтобы прославить сербский народ, но чтобы прославить Христа, любовь над любовью. Святитель Николай Сербский 1174 г. Родился будущий святитель Савва Сербский . Он был третьим сыном Великого жупана (самодержца Сербии) Стефана Немани (позднее монаха Симеона) и матери Аны (позднее монахини Анастасии). При рождении получил имя Ростислав – Растко Неманич. Место рождения – город Рас. 1191 г. Принц Растко оставил управление над Хумуской областью, которую ему доверил отец Стефан Неманя, и уходит на Святую Гору, где постригся в монахи в монастыре Святого Пантелеймона (сегодня также называется и Русским монастырем, основан между 1016 и 1030 годами). Растко получил монашеское имя Савва, по имени преподобного Саввы Иерусалимского – Освященного. 1192 г. На Благовещение (25 марта) уходит в греческий монастырь Ватопед (посвящен Благовещению, основан между 972 и 985 годами). 1196 г. На соборе в Расе Великий жупан Стефан Неманя уступает власть жупана в пользу второго сына Стефана (позднее Стефан Первовенчанный). Самому старшему сыну Вукану Стефан дал в управление Зету. Удалившись от власти, Стефан Неманя принял монашеский постриг в монастыре Студеница, получив монашеское имя Симеон. 1197 г. Великий жупан Стефан Неманя (Симеон) встретился со своим сыном Саввой 2 ноября в святогорском монастыре Ватопеде, где начали жить оба. После этого Неманя и Савва обходят все монастыри Святой Горы, чтобы поклониться святогорским святыням. Монастыри, которые посетили, богато одаривали деньгами, особенно Протатскую церковь в Кареи (Успение Пресвятой Богородицы, построена в 962 году), Иверский монастырь (посвящен Успению Пресвятой Богородицы, основан около 975 года, а, вероятно, в предыдущие века существовал как келия) и монастырь Великую Лавру (Святого Афанасия Афонского , основан в 963 году). Кроме денежных даров, обновили церковь Святого Симеона в Просфоре и воздвигли около церкви город, а посреди большую башню, построили палаты, посадили виноград и присоединили к все к монастырю Ватопед.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010