Истоки сербской литургической традиции Сербская богослужебная традиция в своих истоках во многом связана с монастырем Хиландар – местом, где впервые уставное византийское богослужение встретилось с традициями сербского монашества. Сербская афонская лавра, построенная в 1189 году, явилась не только новым духовным, но также и первым литургическим центром сербского народа: первые типиконы и богослужебные книги, которые приходили из Византии, трудами хиландарских игуменов и иноков сначала переводились и приспосабливались к условиям сербской богослужебной практики в Хиландаре, а потом уже переносились в Сербию. И именно в Хиландаре стараниями святого Саввы Сербского шел процесс создания собственно сербского богослужения. В каком объеме Сербией было перенято византийское богослужение до святого Саввы, из-за отсутствия источников остается неизвестным. Вероятно, это богослужение было связано с литургической традицией охридского региона, где еще на рубеже X–XI веков переводились на славянский язык греческие богослужебные книги . Ученые, в течение многих десятилетий изучавшие древнесербское богослужение, основное внимание сосредотачивали на новозаветных богослужебных текстах – Евангелии и Апостоле. Минеи, Октоихи, Триоди, Служебники и другие сербские богослужебные книги не были систематически исследованы . Следующее обстоятельство только усугубляет ситуацию: среди небольшого числа дошедших до нас сербских богослужебных памятников XIII века нет ни одного сохранившегося в полном виде богослужебного устава (Типикона). В работах, посвященных истории развития сербского богослужения, ученые чаще всего обращались к Хиландарскому типикону (Ктиторскому уставу) . Исследователи, помимо толкований его правил, лексико-грамматического изучения текстов и палеографического описания списков, обращали внимание и на его структуру, отношение к источнику, на основе которого он создавался, а также неоднократно занимались вопросами перевода этого текста на современный сербский язык. Ученые проявляли интерес и к «несохранившейся» синаксарной части Хиландарского типикона (далее ХТ). Сложный вопрос, какие именно богослужебные указания (на которые святой Савва неоднократно ссылается в ктиторской части) определяли совершение богослужения в Хиландаре, представлял камень преткновения для многих ученых. Не имея достаточного количества доказательств и основывая свои теории на предположениях, одни настаивали на мнении, согласно которому святым Саввой был переведен весь комплекс нормативных текстов из Евергетидского монастыря, в том числе и богослужебный синаксарь, другие же исследователи старались доказать его авторство только для ктиторской части. Но если святой Савва не переводил богослужебный синаксарь, каким образом тогда совершалось богослужение? Найти ответ на этот вопрос чрезвычайно важно, поскольку это даст нам возможность понять, каким же образом было положено начало сербскому богослужению и на какую богослужебную традицию оно было ориентировано.

http://pravoslavie.ru/28177.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиерейский Собор: Епископ Артемий формально вошел в раскол с Сербской Церковью Бывший глава Рашко-Призренской епархии обвинен в антиканоническом поступке 19.11.2010 511 Сегодня, 19 ноября, по сообщению Рашко-Призренской епархии и ряда сербских СМИ, находящийся на покое епископ Артемий (Радосавльевич) самовольно совершил Божественную литургию в монастыре Дубоки Поток на севере Косово, несмотря на то, что находится под запретом в священнослужении, сообщает Православие.ru . Накануне, 18 ноября, владыка Артемий вместе со своими последователями прибыл без ведома Священного Архиерейского Собора, заседающего в эти дни в Белграде, в означенный монастырь. На следующий день, утром 19 ноября, владыка Артемий и сопровождавшие его священнослужители, большинство из которых находится под запретом в священнослужении или извергнуты из сана, заявили о намерении совершить в монастырском храме Божественную литургию. Игумен монастыря отец Ромило отказался подчиниться требованию владыки Артемия и отдать ему ключи от храма. В итоге владыка Артемий вместе с сопровождавшими его клириками самовольно совершил Божественную литургию в параклисе братского корпуса монастыря. Вскоре после случившегося на официальном сайте Рашко-Призренской епархии появилось информационное сообщение, в котором, в частности, говорилось: «Священство и монашество Рашко-Призренской епархии, верное церковному порядку и епархиальным властям и не желающее участвовать в раздирании ризы святого Саввы и церковного единства, решительно настроено не позволить узурпаторам проникновение ни в один храм Рашко-Призренской епархии. Священство и верующие во многих местах уже предупреждены о том, чтобы быть готовыми защитить святыни от попыток насильственного проникновения». Извещенный о случившемся Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви издал днем 19 ноября специальное сообщение по поводу произошедшего: «Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви, избравший вчера на опустевшую кафедру Рашко-Призренских епископов владыку Липлянского Феодосия , с большим сожалением и беспокойством воспринял сообщение о попытке насильственной узурпации церковной власти в этой многострадальной епархии Сербской Православной Церкви со стороны находящегося на покое епископа Артемия, который своим поступком формально вошел в раскол со Священным Архиерейским Собором, то есть с Сербской Православной Церковью.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/11/19/ar...

Закрыть itemscope itemtype="" > Подарок сербскоязычным от русскоязычных В день памяти свт. Саввы Сербского в Белграде пройдет премьера скандального фильма " Царь " 19.01.2010 462 Время на чтение 3 минуты Руководство Русского культурного центра в Белграде (Русского Дома) объявило о том, что 27 января - в день памяти свт. Саввы Сербского (в русских святках день памяти свт. Саввы празднуется 2 днями ранее) состоится премьерный показ лунгинского " Царя " . День свт. Саввы - это крупный общесербский праздник культуры и просвещения. Чиновники РФ не остались в стороне от организации торжеств. Невольно вспоминается открытие Года России на Украине в 2003 году. Тогда Росзарубежцентр в рамках проекта " Российское кино: премьера в Киеве " познакомил киевлян и гостей столицы с новым фильмом Александра Рогожкина " Кукушка " . Перед показом фильма актёр Виктор Бычков сказал добрые и правильные слова, суть которых сводилась к тому, что героями не рождаются, но герои получаются из тех, " кто нужные книги в детстве читал... " Напомню, что создатели фильма " Кукушка " сделали очередную вариацию на Чонкина. Причем складывалось такое ощущение, что образ главного героя фильма создавался буквально по учебнику. Карикатурность персонажа в кинематографе выстраивается нелепостью одежды; нелепостью еды; нелепостью речи и, в конечном итоге, нелепостью поведения. Во время публичной полемики после показа у актера Виктора Бычкова спросили: " можно ли вырастить героев на таких фильмах " ? Виктор Бычков ответил, что задача фильма - рассказать языком притчи о том, что " зло от несвободы, от которой можно избавиться, лишь вернувшись к естественной жизни и к сознанию, которое таким укладом формируется " . Под " естественным сознанием " в фильме подразумевалось " магическое сознание " , а под " естественной культурой " - отказ от " условностей цивилизованных обществ " . " Цивилизованные общества " показаны в качестве источника войн. А войны, по мысли главной героини, не приносят никаких конкретных выгод лично воюющему.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/01/19/po...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Вознесения Господня. Нач. XIII в. (Милешево), муж. мон-рь в честь Вознесения Господня Милешевской епархии Сербской Православной Церкви. Находится при слиянии рек Косаничка и Милешевка в горной долине близ г. Приеполе (Сербия). История М. как свою задужбину основал представитель серб. династии Неманичей Владислав (с 1234 - король Сербии). Ранее возведение обители датировали периодом правления Владислава, но ряд данных и детали фресок позволяют отнести начало ее возведения к периоду с 1 сент. 1218 по 31 авг. 1219 г., когда Владислав был королевичем и управлял жупой Црна-Стена (развалины крепости Црна-Стена находятся над обителью на холме). Владислав украсил мон-рь «всеми божественными и человеческими красотами» и одарил его селами и землями. Обитель имела статус ставропигии, ее игумен занимал 2-е место среди настоятелей сербских мон-рей после главы Студеницы . В 1237 г. в монастырском соборе Владислав поместил мощи своего дяди свт. Саввы I († 1235), архиеп. Сербского, там же позже был похоронен и он. Обитель стала центром почитания 1-го Сербского святителя и часто именовалась монастырем свт. Саввы. Вероятно, вскоре после основания в М. появилась кафедра епархии, к-рая неск. раз меняла название (Милешевская, Милешевская-Дабро-Боснийская, Полимская, Герцеговинская), иногда упразднялась. После начала распада Сербского царства, вызванного смертью в 1355 г. серб. царя Стефана IV Душана , земли, на которых находился М., перешли под власть хумского кн. Воислава Войновича, после его смерти в 1363 г.- к его племяннику жупану Николе Алтомановичу, осенью 1373 г.- к боснийскому бану Твртко I Котроманичу (ум. в 1391). Правнук серб. кор. Драгутина (см. Феоктист , прп.) Твртко считал себя наследником серб. престола: его коронация состоялась 26 окт. 1377 г. в соборе возле гробницы свт. Саввы. С целью утвердить легитимность Твртко на престоле, вероятно, именно в М. был составлен 1-й серб. родослов, претерпевший впосл. множество редакций и дополнений, напр., при деспоте Стефане Лазаревиче (1402-1427), давшем обители повелью-грамоту (датируется 1413-1415) на владение 5 селами. В 1446 г. в М. воевода Стефан Вукчич Косача, бывш. противник боснийских королей Твртко II и Стефана Томаша, взял титул Святосаввского герцога. В 1459 г. турки сожгли мон-рь, но вскоре он был восстановлен.

http://pravenc.ru/text/2563198.html

Закрыть itemscope itemtype="" > На земле святого Саввы Сербского 17.10.2017 667 Время на чтение 12 минут О жизни и истории братского сербского народа, его духовных и культурных традициях мы беседуем с Ильей Михайловичем Числовым, одним из ведущих отечественных сербистов, известным литературным переводчиком и членом Союза писателей России, председателем Общества русско-сербской дружбы, главным редактором Собрания творений святителя Николая Сербского на русском языке. - Илья Михайлович, насколько я знаю, вы недавно вернулись из паломнической поездки в братскую Сербию. Расскажите, пожалуйста, каковы ваши впечатления от этой прекрасной и героической страны, которая за последние десятилетия стала так дорога русскому сердцу. Правда ли, что для нас, русских, нет сейчас народа ближе и роднее, чем православные сербы? - Чистая правда. Ведь украинцы и белорусы - это уже мы сами. И в Государственной академии славянской культуры, и в православных гимназиях, где мне приходилось преподавать, я всегда старался подчеркнуть, что существует триединый русский народ. Как существует и единый сербский народ, включая черногорцев, уроженцев Боснии и Герцеговины, ряда иных сербских краев. В современном мире многое намеренно запутано и усложнено. Но мы с вами, будучи православными христианами, исходим из очевидного: раз на всех этих территориях верные по-прежнему пребывают под омофором единой Русской и Сербской Православной Церкви, значит, ни о каком необратимом разделении говорить не приходится. Другое дело, что в сознании людей произошли за десятилетия коммунистического террора и демократического беспредела определенные сдвиги. Однако разве не все возможно у Господа? Естественно, при искреннем покаянии нашем. А покаяние - это и конкретные дела. Отрадно, что в братской Сербии большинство жителей той же Черногории до сих пор осознают себя сербами. Эти люди безгранично преданы не только идее национального единства, но также - и единоверной и единокровной России. «Русские - наши братья по вере и по крови, - говорят они, - для нас нет никого ближе русских». Так как же и нам не питать к ним столь же теплые и искренние ответные чувства? Зная уже более четверти века выдающегося славянского пастыря - митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича), не устаю благодарить Бога за то, что сподобил меня радости общения с этим удивительным старцем, пострижеником преподобного Иустина (Поповича) и келейником Паисия Святогорца. Благодаря таким духовным исполинам крепок и весь сербский народ, у которого - здесь и сейчас - мы многому можем научиться к вящей пользе всего православного мира.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/17/n...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Библейские темы Собрание разных творений святителя Николая Сербского, так или иначе связанных со Священным Писанием. В «Библейских темах» свт. Николай Сербский собрал свои размышления и пастырские наставления христианам, основанные на эпизодах из Ветхого и Нового Заветов. Доступно и просто свт. Николай доносит до нас истины духовной жизни. Например, «Жизнь в свете Библии», входящая в «Библейские темы», представляет собой короткие комментарии свт. Николая Сербского к журнальным заметкам. Библейские темы   От издателей Значимость пастырского наследия святителя Николая (Велимировича) ныне оценена столь высоко, что имя его ставится сразу же после святого Саввы Сербского, духовного руководителя сербского народа в начале XIII века. Со времен святителя Саввы не было в Сербии столь вдохновенного и глубокого проповедника, богослова и духовного писателя. В предлагаемой читателю книге святитель Николай собрал свои размышления и пастырские наставления христианам, основанные на тех мыслях и образах, которые мы находим в Библии, как в ее Ветхом, так и в Новом Заветах. Истины духовной жизни он доносит до каждого в простых и понятных примерах, научая тем самым и нас видеть и слышать Бога в самых обыденных окружающих нас предметах, поступках людей, событиях. Оказывается, христианин может получить духовную пользу и от чтения газет — если будет при этом постоянно обращаться мысленно к Священному Писанию и задаваться вопросом о значении описываемого с точки зрения Промысла Божия. В словах владыки Николая раскрывается подлинное православное миросозерцание, столь горячо взыскуемое в наше время многими душами. Он отвечает на многие животрепещущие духовные вопросы: о том, как жить христианину в современном мире, о совести, вере и безверии, о величии и милосердии Творца, о том, что есть Его " иго " и " бремя " — служение и страдание, по толкованию святителя Николая. Вот что он говорит: " Если бы сегодня какой-нибудь юноша спросил меня: как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем " . " Я замечал,— пишет он,— что семейные люди религиознее одиноких " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЕ СЕРБСКИЕ МУЧЕНИКИ Любой человек, хоть что-то знающий об истории Русской Православной Церкви в ХХ веке слышал о мучениках и исповедниках российских, в великом множестве пострадавших за Веру от безбожников. Для Сербской Церкви ХХ век тоже был и до последнего десятилетия остался веком мученичества и исповедничества. Мы представляем краткие жизнеописания сербских новомучеников, преимущественно пострадавших от хорватских усташей, и канонизированных Сербской Церковью в этом году. ТОРЖЕСТВЕННАЯ КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ СЕРБСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ (Информационная служба Сербской Православной Церкви. 22 мая 2000г.) В воскресенье 22 мая, в Храме-памятнике Святого Саввы на Врачаре в Белграде состоялось главное торжество празднования в Сербии 2000-летия христианства, и была совершена торжественная канонизация святых новомучеников Сербской Православной Церкви, которые пострадали " Правды ради " . Празднование было украшено прибытием из Святой Земли через Болгарию чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской, которая своими святыми руками приняла новопрославленных мучеников, а всех сербов благословила в эти тяжёлые для них времена. В этот день архиерейскую литургию служил Патриарх Сербский Павел в сослужении всех архиереев и многих священников и диаконов Сербской Церкви. После малого входа начался чин провозглашения и канонизации новомучеников. Решение Архиерейского Собора СПЦ зачитал Епископ Западно-американский Иоанн. Потом семинарские хоры начали петь тропари новопрославленным святым, а архиереи и священники выносили иконы новомучеников, которыми патриарх Павел благословлял всех верных. В этот день были прославлены пострадавшие во время второй мировой войны от хорватских усташей священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский, исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский, священномученик Платон (Йованович), епископ Банялучский, священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий, священномученик Рафаил (Момчилович), игумен монастыря Шишатовац, священномученик протоиерей Бранко Добросавлевич, священномученик протоиерей Георгий Богич, мученик Вукашин из села Клепци, а также невинноубиенный в 1945г. югославскими коммунистами священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-приморский.

http://pravoslavie.ru/put/sv/serbnovo.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русское Собрание» соединит Сербию с Россией Российская делегация в составе Анатолия Степанова и Владимира Крупина находится с рабочим визитом в сербском государстве 18.10.2016 794 Время на чтение 4 минуты В настоящее время делегация из России находится с визитом в Сербии. В ее состав вошли главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов и лауреат первой Патриаршей премии в области литературы, сопредседатель Союза писателей России, член центрального совета «Русского Собрания» русский писатель Владимир Николаевич Крупин. Своими впечатлениями от совершающейся поездки делится в интервью «Русской народной линии» Анатолий Степанов : В понедельник, 17 октября, в городе Белграде прошло торжественное открытие общественной организации «Русское Собрание в Сербии» - филиала международной общественной организации «Русское Собрание». Организация была учреждена еще летом, а к 17 октябрю было приурочено торжественное открытие, на которое в Белград прибыла делегация из России в составе двух человек – автора сих строк, председателя «Русского Собрания» и главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Дмитриевича Степанова и известного русского писателя, члена центрального совета «Русского Собрания» Владимира Николаевича Крупина. Торжественное открытие состоялось в очень значимом для сербов месте – в приходском доме храма святителя Саввы на Врачаре. Этот храм представляет собой величественное сооружение, он создавался по образу храма святой Софии в Константинополе. До сих пор в нем ведутся работы. Храм возведен на месте, где по преданию турки сожгли мощи святителя Саввы. Хотя, как говорят в Сербии, возможно, это было не так. И мощи святителя Саввы будут обретены, когда того потребует время. Открыл собрание священник собора святителя Саввы отец Далибор Стоядинович, который сказал о значении Православия для истории русского и сербского народа. Он говорил о русском монархизме и об идеях Фёдора Михайловича Достоевского и поделился радостью встречи с представителями русского народа.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/18/ru...

Пред иконостасом печского храма, на левой стороне, стоит рака с мощами св. Никодима архиепископа сербского, великого чудотворца 292 . Блаж. Никодим, природный серб, подвизался постнически на Афоне и был игуменом Хиландаря. По смерти Саввы 3 Сербия объявила желание видеть Никодима своим первосвятителем; не хотелось ему расстаться с тихою пустынею, но афонские отцы убедили его не отказываться от призвания Церкви. Потому «посвятили его в день вознесения Господня и возведоша на престол св. Саввы с многих лет приветствием глаголюще: преосвященному архиепископу Никодиму всея сербския и поморския земли многая лета», так говорит современник 293 . Это было в 1317 г. 294 . При гробе блажен. кор. Милютина поднято было кровавое волнение приверженцами Симониды; энергический архипастырь остановил кровопролитие и грабеж. Потом в янв. 1321 г. венчал он на кралевство старшего сына Милютинова, не взирая на партию королевы 295 . Ревностный патриот был ревностным попечителем о делах св. веры. В предисловии к переведенному им в 1319 г. уставу пишет он, что быв в Константинополе, еще в сане игумена, он расспрашивал у иерусалимского патриарха об уставе церковном по заботе о том, «еже единствовати по словеси богоносца братона ввупе и всей срьпьской земли»: потом будучи архиепископом, «послал, говорит, в црьскый град в монастырь св. Предтечи и крьстителя Иоанна и принесень ми бысть си типик ерусалимскы и преложихь и в нашь езыкь от письмень грьчьского езыка... Елико есть противу мощии, подвигнемь се еже бдети и трезвити се. в славословие Богу. Мы убо потьшимсе, братие, се сь естеством и обычаем пльтьскыи: благи же дародатель и подвигоподавець, всемогеи Бог, веди немощь нашу, ть подасть нам мощь духовну, нь аще прьвее трудь покажемь» 296 . – Прекрасный урок о деле спасения нашего! В 1324 г. по распоряжению святителя черноризец Дамиан написал в Печской обители апостол, доныне уцелевший, а прежде того – параклитик и октоих, ныне неизвестные 297 . Богомилов – бабунов первосвятитель преследовал обличениямп и предавал суду как вредных обществу и церкви 298 . Блаженный архипастырь, искренно любивший иноческую жизнь и содействовавший процветанию ее в Сербии 299 , писал грамоту о том, дабы сербские архиепископы в хиландарские игумены не забывали типикарницы св. Саввы, при чем красноречиво описал жизнь св. Саввы, это было предсмертное завещание хиландарского подвижника и архиепископа всей Сербии 300 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Хиландарский отрывок «Слова к брату столпнику» с именем Илариона, митрополита Киевского 877 Рукописные богатства библиотеки сербского Хиландарского монастыря на Афоне до сих пор остаются недостаточно известными и очень мало разработанными. Причина этого заключается столько же в удалённом от научных центров местонахождении Хиландарской библиотеки, сколько и в отсутствии подробных сведений об её рукописях в учёной литературе. Краткое описание их, принадлежащее перу покойного хиландарского библиотекаря о. Саввы (Rukopisy a starotisky chilandarské. Popisjue Sava Chilandarec. Vstnik Král. eské spolenosti náuk. VI. V Praze 1896), даёт лишь глухое и самое общее представление о составе библиотеки, не приводя в известность всего содержания рукописей, не раскрывая их состава, в большинстве случаев не указывая даже начальных слов отдельных произведений и статей. Прекрасно сознавая все недостатки своего труда, о. Савва за несколько лет до своей смерти составил более подробное описание хиландарских рукописей, с применением более совершенных описательных приёмов, с подробными перечнями всех памятников и статей, вошедших в разные сборники, с тщательным обозначением их начал, с заметками палеографического и даже критического свойства. Пять лет тому назад, летом 1909 года, во время путешествия по Афону, нам пришлось видеть, как о. Савва заканчивал свой почтенный труд. Обширный рукописный том описания, составленный на сербском языке и предназначавшийся для напечатания в одном из изданий Сербской Академии Наук, благодаря несказанной доброте о. Саввы, был у нас в руках в течение нескольких дней и ночей, проведённых в спешном ознакомлении с ним. Издание нового описания о. Саввы было бы в высшей степени желательно и полезно, так как оно дало бы точные представления обо всех книжных богатствах Хиландарского монастыря. Но, насколько мы знаем, этот труд до сих пор не явился в печати, и где он находится после смерти о. Саввы, – в Хиландарском ли монастыре, или в Сербской Академии Наук, – нам не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010