На официальном сайте Сербской Православной Церкви опубликовано итоговое сообщение по результатам работы Архиерейского Собора Сербской Церкви. На официальном сайте Сербской Православной Церкви опубликовано итоговое сообщение по результатам работы Архиерейского Собора Сербской Церкви. С 26 апреля по 5 мая 2010 года в Белграде прошли заседания Архиерейского Собора, в которых приняли участие все иерархи Сербской Церкви. Среди главных деяний Собора — канонизация двух святых, почисление на покой бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия (Радосавлевича) и утверждение даты торжественной интронизации новоизбранного Патриарха Сербского Иринея, которая состоится в Печской Патриархии 3 октября 2010 года. Важнейшим результатом работы Собора в сообщении названа канонизация двух выдающихся сербских подвижников — известного богослова архимандрита Иустина (Поповича, 1894-1979) из монастыря Челия близ Валева и архимандрита Симеона (Поповича, 1840-1941) из монастыря Дайбабе близ Подгорицы. Их торжественное прославление состоялось в воскресение 2 мая на Божественной литургии в храме-памятнике св. Саввы Сербского на Врачаре. Прп. Иустин Челийский будет поминаться 1/14 июня, а прп. Симеон Дайбабский 19 марта/1 апреля. Также было принято решение установить день памяти всех Ясеновацких новомучеников, погибших в годы Второй мировой войны в усташском концлагере Ясеновац (31 августа/13 сентября). Собор одобрил идею строительства храма и мемориального центра памяти всех сербов, погибших в многочисленных войнах ХХ века, в том числе жертв агрессии блока НАТО в отношении Сербии и Черногории в 1999 году и сербского погрома в Косово и Метохии в марте 2004 года. 2 мая в зале Богословского факультета все присутствовавшие на Соборе иерархи приняли участие в торжественном мероприятии, приуроченном к 90-летию восстановления Печской Патриархии и 60-летию со дня упокоения Патриарха Сербского Гавриила (Дожича). Собор заслушал сообщение о двух всеправославных встречах, которые состоялись в Шамбези в 2009 году — IV Всеправославной предсоборной конференции в Шамбези и Всеправославной комиссии по подготовке Всеправославного Собора. В свете этого сообщения Собор принял соответствующие решения и обсудил положение в епархиях Сербской Церкви, находящихся в разных странах мира. Было, в частности, подтверждено прошлогоднее решение об изменении границ епархий Сербской Церкви в США.

http://pravmir.ru/zavershilsya-arxierejs...

Юрий Земцов – профессиональный иконописец, философ, отец троих детей – ушел добровольцем на фронт. И шагнул в Вечность. Он не один такой! Мы видим, что это путь, по которому идут лучшие люди, пассионарии. Удивляться приходится лишь тому, что они у нас еще есть, взрастают в атмосфере той культуры, которая должна бы нести воспитующую роль, но, увы, работает на расчеловечивание. И вот, вопреки всему, и наше время являет героев, и они становятся своего рода оправданием поколения. Ведь и те, кто с началом СВО бежали из страны в грозный и тревожный для нее час, «бежали робкие к грузинам», как я уже писала, и те, кто выступил из народного строя добровольцем – все мы единый народ. А больная часть ослабляет все тело. И чтобы наш народ не погиб для Вечности, Господь выводит людей, способных взять на себя ответственность за происходящее со страной. Больно, тяжело об этом говорить, но ни одна жертва не напрасна в этой войне Добра и Зла. «Через борьбу национальную, расовую, природную мы приподнимаемся над грехом и смертью», – эти слова святителя Николая Сербского часто повторял славист, филолог Илья Числов (1965–2019). И символично, что нерадостная презентация книги Юрия Земцова проходила в день памяти Ильи Михайловича. Известный литературный переводчик Илья Числов, выпускник филологического факультета (славянское отделение) МГУ им. Ломоносова, член Союза писателей России (с 1992 г.), председатель Общества русско-сербской дружбы, главный редактор Собрания творений святителя Николая Сербского на русском языке, автор перевода религиозно-философской поэмы «Луч микрокосма» величайшего сербского и крупнейшего южнославянского поэта, митрополита и правителя Черногории Петра II Негоша (1813–1851), был несомненным лидером консолидации русского патриотического движения и радетелем русско-сербской солидарности. И.М. Числовым написаны сотни научных и публицистических статей об истории, о культурной и духовной традиции России и Сербию, переведены десятки книг замечательных сербских поэтов Слободанки Антич, Ранко Радовича, прозаика Лиляны Хабьянович-Джурович, составлена Антология сербской поэзии ХХ века (2003). Илью Михайловича Числова заслуженно считают исследователем духовного наследия святого Саввы Сербского, редактором трудов преподобного Иустина (Поповича).

http://ruskline.ru/opp/2024/01/05/ilya_c...

Высокопреосвященный Иосиф, Митрополит Скоплянский (К его кончине в Югославии). Сербские эмигрантские газеты принесли нам известие о том, что в первых числах июля с. г. в Югославии скончался Высокопреосвященный Иосиф, Митрополит Скоплянский, находившийся в течение ряда лет, после второй мировой войны, вдали от официальной церковной жизни, в монастырском заточении. Мы не можем обойти молчанием кончины столь близкого нам по духу иерарха- исповедника  братской нам Сербской Православной Церкви, оказавшегося способным на редкий в наши дни подвиг – иерарха, решившегося предпочесть изгнанническую смерть в заточении славе и почестям высшего служения в церкви. Родом Ужичанин (из Ужицы в Старой Сербии), Митрополит Иосиф (Цвиович), по окончании Богословии (так называются в Сербии Духовные Семинарии) св. Саввы стал приходским священником, и в качестве такового ярко проявил уже тогда основные качества своего характера – необыкновенную живость, бодрость духа, неутомимость, готовность к полному самоотвержению. Истинный сын своего народа он стал подлинно народным пастырем, глубоко чувствовавшим и переживавшим все нужды своей паствы. Овдовев, он поступил в Киевскую Духовную Академию и закончил ее с успехом, прекрасно усвоив русский язык, которым владел совершенно свободно. Приняв иноческий постриг, он продолжал свое служение на духовно-педагогическом поприще, в качестве профессора Богословии св. Саввы, воспитанником которой сам был. Пережив столь трагичные для сербского народа ужасы первой мировой войны, он в годы эмиграции руководил Богословией, открытой им в Англии, а затем, по окончании войны, возвратившись на родину, снова вернулся на прежнюю должность в Богословии св. Саввы. Здесь застало его избрание на кафедру Епископа Битольского в Южной Сербии (Македонии). Благодаря его стараниям, на большую духовную высоту было поднято воспитание и образование в Битольской Богословии, в которую им были привлечены и русские преподаватели и, среди них, иеромонах Иоанн (Максимович) , впоследствии Епископ Шанхайский, а ныне Архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Сербскую Православную Церковь. День первый. Встреча с главой Правительства Республики Сербия А. Вучичем 14 ноября 2014 года 14 ноября 2014 года в ходе визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сербию состоялась встреча Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей с премьер-министром Республики Сербия Александром Вучичем. В беседе принял участие министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич. В числе участников встречи, которая прошла в здании Правительства Республики Сербии, также были председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и епископ Бачский Ириней. В приветственном слове А. Вучич выразил радость в связи с визитом Предстоятеля Русской Православной Церкви в Сербию. Глава Правительства поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за поддержку и помощь сербскому народу и Сербской Православной Церкви , в том числе в деле возведения собора святителя Саввы в Белграде. От имени Правительства Республики Сербия А. Вучич выразил признательность российскому государству «за значительную поддержку по многочисленным политическим и экономическим вопросам» и отметил, что неизменно братские и теплые отношения между народами наших стран не зависят от сложности политической обстановки и конъюнктуры. В ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, сказал: «В Сербии мы действительно себя чувствуем среди своих братьев, и это не протокольные слова. Достаточно посмотреть на лица людей на улицах, которые нас встречают. Видно, с какой неподдельной искренней радостью это происходит, какие чувства проистекают от сердца человеческого. Искреннее и доброе чувство, которое испытывает сербский народ к нашему народу, в полной мере проявляется во время таких событий, которые происходят сейчас. Действительно, за этими чувствами вся наша история — с глубокой древности, со времен святителя Саввы. И эти связи между народами, странами, Церквами вошли в национальное самосознание. Это создает такой мощный фундамент, который невозможно разрушить политической волей тех или иных государственных деятелей или политических партий. Поэтому политики и России, и Сербии не могут не слышать этот голос народа и не действовать в соответствии с этим внутренним чувством людей, потому что опасно, если политик игнорирует мнение своего народа, своих избирателей.

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Высшая награда Сербской Православной Церкви — орден святого Саввы Сербского, 1 степени, будет вручена Президенту России Дмитрию Медведеву. Торжественная церемония состоится сегодня, 20 октября, в ходе посещения российским лидером Патриаршего двора и встречи с иерархами Сербской Православной Церкви, временно возглавляемой митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием. Орден Святого Саввы учрежден в 1883 году в период правления Милана Обреновича. Изначально им награждал лично король Сербии, но после упразднения монархии в Югославии это стало прерогативой Патриарха, и отличие приобрело исключительно церковный статус. Орден является высшей наградой Сербской Церкви и имеет три степени (в прошлом их было 5). Решение о его присуждении за выдающиеся заслуги в духовной, просветительской и гуманитарной областях принимается лично Патриархом и Синодом Сербской Церкви. Орден может вручаться как духовным, так и светским лицам, а также коллективам и организациям. Среди его кавалеров — известные сербские и иностранные политические деятели, в том числе глава Правительства РФ Владимир Путин. Источник: Седмица.ru Справка Святитель Савва Сербский. День памяти 12-14/25-27 января. Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В 17-летнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого — 1169 — древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам). Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода приказал дружинникам глаз не спускать с Ростислава. Но однажды, во время вечернего Богослужения, когда воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители.

http://pravmir.ru/dmitriyu-medvedevu-vru...

Доментиан Скачать epub pdf Жизнь и подвиги преподобного отца нашего и богоносного наставника всей сербской земли и приморья, архиепископа Саввы Благослови, отче! I Когда царствовал Господь наш Иисус Христос , когда обман был побежден и вымысел идольский истреблен, когда кончилось гонение христиан, и добрая вера засветила на всем свете, когда всюду славный единственный Господь Иисус Христос с Отцом и святым Духом, святой и единосушной Троицей нераздельно от небесных и земных и преисподних, создавший из небытия все творения видимые и невидимые, и царствующий непрестанно в бесконечных веках, аминь; когда благоверный и благочестивый Богом избранный и Богом поднятый самодержавный господин Стефан, великославный и великородный превеликий жупан Неманя самодержавно царствовал в своей сербской и приморской земле 1 , и в Диоклитии, Далмации, Травунии 2 с Богом дарованной ему супругой, богочестивой Анной, живя в царстве своем по закону господнему и родив сыновей и дочерей. Наполнив чистотой старость свою, обратились они за богомысленным советом, молились Господу Богу вседержателю, говоря: “Господи, дай нам родить чадо по воле твоего милосердия и по твоему божественному усмотрению, дабы неисчислимой силой твоей наполнил отечество свое, боголюбивым твоим доброверием, которому мы, слуги твои, по заповеди твоего божества и твоих святых апостолов положили начало, надеясь принять твою божественную награду 3 . Если сотворишь милость со слугами твоими, более не будем приближаться в соединении телесной любви, но останемся хранить святыню в страхе твоем все дни жизни нашей”. И предобрый Бог , который слышит тех, кто его любит, и исполняет волю тех, кто его боится, услышал Авраама и Сару и дал им на старость Исаака, и услышал Захарию и Елисавету и дал им Иоанна Крестителя, богосветлый луч, проповедовавший истину солнца святого, Христа Бога нашего. Услышал Иоакима и Анну, которые родили хранительницу жизни нашей, пречистую матерь Христа Бога нашего; по словам апостола: “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” ( Евр.13:8 ) в конце лет услышал чистую молитву и этих праведников и одарил их, как и других праведников, о которых мы рассказали.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Если Российская Православная Церковь достойно хвалится, имея начальниками иноческого жития в нашем отечестве таких мужей, как Преподобные Антоний и Феодосий Печерские , то и сербская Церковь тоже хвалится о Господе, имея начальниками иноческого жития в Сербии таких мужей, каков св. Симеон Неманя и сын его, св. Савва, самоотверженно променявших Царские почести на иноческую власяницу. Стремление на поклонение св. местам нашего искупления, столь понятное в христианине, современно как у нас, так и в Сербии, принятию христианской веры. Из жития св. Саввы Сербского видно, что он двоекратно посещал Палестину, уже бывши в сане архиепископа Сербского народа (с 1222 года), первый раз в 1230 году по смерти брата своего, Первовенчанного Краля Стефана, после торжественного венчания на Царство сына своего Радослава, а именно, после праздника Светлого Христова Воскресения. Пробывши после этого краткое время с Кралем племянником, св. Савва вознамерился исполнить свое давнее желание – поклониться святому и живоносному Гробу Христа Спасителя и обойти другие святые места. Напрасно Краль и все знатные духовные и светские лица молили Святителя не оставлять своей земли. Он утешил их обещанием возвратиться вскоре, сел в Далматии на корабль и, хранимый Богом, скоро прибыл в Св. Град; теплыми слезами оросил он гроб Господа Иисуса и св. Голгофу, с почтением и радостию был принят тогдашним Иерусалимским Патриархом Афанасием. На другой день они вместе отслужили св. литургию в церкви Христова Воскресения. Учинивши богатые дары церкви и раздавши обильную милостыню бедным, он пошел посетить и другие св. места: был на Иордане, в монастыре Преподобного Герасима, был и в Лаврах св. Саввы Освященного и св. Евфимия Великого, и в киновии Преподобного Феодосия, а оттуда достиг Назарета, восходил на Фавор, обошел и все Палестинские монастыри, заглянул и к пустынникам и отшельникам и вступал с ними в духовные беседы, приобретал св. мощи, церковные древности, иконы и книги, и, опять посетивши Иерусалим, отправился в обратный путь. В Акре сел он на корабль и благополучно достигнул Никеи, где по смерти императора Феодора Ласкаря (ум. 1221) царствовал тогда Иоанн Дука Ватаци. Он с почтением и любовью встретил св. Савву и часто беседовал с ним о святых местах, им посещенных. Из Никеи на царском корабле с данными ему Императором проводниками Савва совершил последний свой путь на св. Афонскую Гору, а оттуда через Солунь вернулся в свое отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Закрыть itemscope itemtype="" > Станет ли новым Сербским Патриархом экуменист и русофоб? Расстановка сил и обстоятельства подготовки Синода Сербской Церкви вызывают тревогу 11.02.2021 3314 Время на чтение 4 минуты Как ранее сообщалось , 18 февраля состоятся выборы Предстоятеля Сербской Православной Церкви (СПЦ). «Святой Архиерейский Синод на сегодняшнем заседании принял решение о том, что Архиерейский собор, на котором 18 февраля будут выбирать Патриарха СПЦ, пройдет в крипте (нижней церкви) храма святителя Саввы», – сообщил 10 февраля источник агентства ТанЮг. Удивительно, но в сербском информационном пространстве тема избрания Предстоятеля Церкви занимает куда меньшее место, нежели следовало ожидать, учитывая, что подавляющее большинство сербов принадлежат Сербской Православной Церкви. Один из старейших и влиятельнейших архиереев СПЦ, епископ Бачский Ириней (Булович) выступил на страницах журнала ПЕЧАТ, самого читаемого патриотического бумажного издания в современной Сербии, с декларацией позиции, недвусмысленно консервативной и русофильской. Однако после этой публикации владыка почему-то замолк. Тема подготовки к избранию сербского Первоиерарха очень аккуратно освещается провластными СМИ. Сербские конспирологи усмотрели в этом, как и в самом факте проведения избрания Предстоятеля в крипте храма свт. Саввы сигнал, который должен указывать на то, что власти Республики Сербия надеются на «плодотворное сотрудничество Церкви с правящим режимом». Конечно же, в первую очередь речь идёт о взаимопонимании и взаимодействии в решении деликатнейшего косовского вопроса. Приходит время принимать непопулярное решение о признании Косова, и власть должна быть уверена, что Церковь с пониманием отнесётся к необходимости принять такое решение. С точки зрения власти основной задачей будущего сербского Патриарха – в пространстве общественно-политическом – должно стать недопущение радикализации неминуемых протестов в случае признания Сербией Косова. Избранный Патриарх ни в коем случае не должен стать знаменем этих протестов.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/11/st...

Закрыть itemscope itemtype="" > Только согласие спасает Интервью с настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, Представителем Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси архимандритом Антонием (Пантеличем) 12.05.2006 567 Время на чтение 12 минут Архимандрит Антоний (Пантелич) - Сербское подворье, если брать его новейшую историю - одно из самых молодых подворий Поместных Церквей в Москве. Но известно, что до революции такое подворье все-таки существовало. Могли бы Вы об этом рассказать в двух словах. - Уже в XVII веке сербский афонский монастырь Хиландар имел свое представительство в Москве. Оно находилось на Таганке. Это сейчас храм, который является Болгарским подворьем. В этом храме находится икона Божией Матери " Троеручица " . А когда-то это было подворье Хиландарского монастыря. Сербское подворье, которое являлось представительством Поместной Автокефальной Церкви, берет свое начало со времени митрополита Михаила (Йовановича), который, как и многие сербские архиереи, был выпускником Киевской духовной академии. Он обратился к Священному Синоду Русской Православной Церкви с просьбой об открытии сербского представительства в Москве. И подворье открылось на древней московской улице Солянка. Храм подворья был посвящен святым Киру и Иоанну и создан в честь коронации Российской императрицы Екатерины II. В это же время был построен и храм св. вмч. Екатерины, который сейчас является представительством Американской Православной Церкви. Оба эти храма были спроектированы одним архитектором. Позже на сербском подворье была простроена часовня в честь свт. Саввы Сербского. В 1938 году и храм Кира и Иоанны, и часовню свт. Саввы снесли безбожные коммунистические власти. Так что там практически ничего не осталось, кроме приходского дома, который сейчас используется под другие цели. От храма же остался один столб, который можно видеть с улицы Солянка. В 1948 году Патриарх Алексий I (Симанский) и Патриарх Сербский Гавриил (Дожич) договорились об открытии храма - подворья, которое стало бы новым представительством Сербской Церкви в Москве. Этот вопрос решался, когда Сербский патриарх приехал с официальным визитом в Россию. Была достигнута договоренность, что подворьем должен стать храм Петра и Павла на Яузе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

иером. Дамаскин (Христенсен) Часть IX 79. Наследие Сербского епископа Саввы Пишу о владыке Иоанне, и все как-то становится приятно на душе. Не хотелось бы, чтобы более важные сведения о нем затерялись. Епископ Савва (Сарачевич) 1205 Мы уже рассказывали, как некогда, путешествуя по Канаде, отец Герман – еще до знакомства с отцом Серафимом – встретился с епископом Саввой Эдмонтонским и проговорил с ним всю ночь, больше, правда, слушая рассказ епископа о том, каким ему видится духовное возрождение Русского Зарубежья. В то время отец Герман недоверчиво слушал владыку, и не без оснований. Как отметил потом отец Серафим, «пламенные призывы епископа Саввы собрать Братство духовного возрождения поначалу вызвали некоторый интерес, но так ни к чему и не привели – ив основном, без сомнения, потому, что этому никак не способствовали условия русской эмиграции, придавленной мирскими заботами и искушениями». 1206 В последние годы жизни епископу Савве выпало сеять семена духовного возрождения, и им суждено было дать всходы, о которых он и не мечтал за все годы трудов на этом поприще. После кончины архиепископа Иоанна он оказал Церкви неоценимую услугу, записав свидетельства святости владыки Иоанна. Именно за этот труд любви выдающегося сербского иерарха епископа Савву сегодня люди поминают добром. Отец Серафим вспоминал: «Первые месяцы после упокоения архиепископа Иоанна в 1966 году в русской эмигрантской прессе появилось много личных свидетельств о его святости и подвижничестве, признаний его исключительной роли в жизни паствы. Но вскоре поток писем иссяк – очевидно, почитание, носившее личностный характер, на этих людях, знавших его лично, прерывалось. Тогда-то епископ Савва опубликовал свои материалы об архиепископе Иоанне. В 1967–1968 годах в газете “Православная Русь” он напечатал пятнадцать статей разного объема и назначения. Вместо разрозненных личных воспоминаний прихожан он поместил подборку своих собственных (провинция Альберта, Канада) свидетельств, тщательно отобранных и проверенных. В них раскрывались разные черты владыки Иоанна, его святые дела. Более того, епископ Савва снабдил свои статьи многочисленными цитатами из житий и творений святых отцов, для того чтобы подчеркнуть преемственность традиции православных святых, среди которых архиепископ Иоанн занимал достойное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010