Закрыть itemscope itemtype="" > Забытый сподвижник Петра Документально-художественная повесть. Главы 11 – 18 01.04.2022 1626 Время на чтение 55 минут Главы 1 – 4 Главы 5 – 10 Уважаемые читатели, продолжаем публиковать отдельные главы художественно-документальной повести, посвящённой жизни одного из наиболее деятельных соратников Петра. О графе Савве Лукиче Вдадиставиче-Рагузинском у нас знают немного. Его имя не связано ни с интригами при Дворе Петра Великого, ни с головокружительными политическими потрясениями, порою оканчивавшимися для героев этих интриг и переворотов весьма и весьма плачевно… Отдельная просьба – помянуть за здравие в своих молитвах рабов Божиих иерея Бориса и Георгия, помогающих работать над редакцией изначального текста.   11. Неожиданная весть Чем ближе Саввин корабль приближался к Дубровнику, тем – с каждым днём – всё сильнее и сильнее росло его нетерпение. В заливе Стоуна, в Ходилье, недалеко от бискупии, которая расположилась на месте православной сербской митрополии, его ждала Мария. Её горячая любовь. Семья Саввы, близкие друзья и даже не очень близкие были в курсе этих отношений. Но вслух никто ничего не комментировал. Ибо были убеждены в том, что вмешиваться бесполезно. Но, с другой стороны, ревнивые конкуренты иногда провоцировали его и бросали ему вызов. Это заканчивалось схваткой на мечах, где, как правило, задиры как следует получали на орехи. Неоднократно Савву предупреждали благонамеренные преданные доверенные лица о том, что его подстерегает устроенная засада. Это предупреждение и спасало ему жизнь. Несмотря на то, что Владиславичи пользовались исключительной репутацией у представителей власти Дубровника и крепко стояли на ногах, немало было и завистников. А также ревнивых мужей, чьи жёны имели глупость вслух восхищаться Саввой. В конторе в Грушевой гавани Савву ожидало запечатанное письмо из Ходилья. Письмо состояло из одной фразы: - Как только приедешь, поспеши ко мне... Твоя Мария. Выполнив все торговые операции в гавани, последние распоряжения он отдавал уже сидя в седле. Это коротенькое предложение взволновало его и усилило нестерпимое желание видеть свою любимую. Странные предчувствия беспокоили его.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Интервью настоятеля подворья Сербской Православной Церкви в Москве архимандрита Антония 15.11.2004 500 Время на чтение 8 минут Накануне визита в Москву Святейшего Патриарха Сербского Павла и проведения Международного торжественного акта солидарности " С Сербией вместе " корреспондент " Седмицы.Ru " Мария Розинская взяла интервью у настоятеля подворья Сербской Православной Церкви в Москве архимандрита Антония (Пантелича): - Отец Антоний, Вы участвуете в организации акции " С Сербией вместе " . Расскажите, пожалуйста, как она будет проходить и каковы ее цели. - Цель этой акции - помочь завершению работ по строительству храма святителя Саввы на Врачаре в Белграде, одного из величайших храмов в Европе. Акт проводится совместно с Фондом единства православных народов, действующим по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при поддержке администрации Президента России, Министерства культуры Российской Федерации и мэрии Москвы. Торжественная встреча состоится в понедельник, 15 ноября, в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Его Святейшество Патриарх Сербский Павел приезжает с делегацией Сербской Православной Церкви. В ее составе: Высокопреосвященнейший митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, епископ Рашско-Призренский Артемий и находящийся ныне на покое бывший Захумско-Герцеговинский епископ Афанасий. Из государственных деятелей Сербии в благотворительном акте примут участие Президент Сербской республики Борис Тадич, министр культуры Драган Коядинович, министр по делам религий Милан Радулович и мэр Белграда Ненад Богданович. По прибытии в Москву 14 ноября, Святейший Патриарх Павел навестит представительство Сербской Православной Церкви в Российской столице. В воскресенье, в 16.30, в храме святых апостолов Петра и Павла на Яузе, где располагается представительство, состоится торжественная встреча Его Святейшества. После встречи с Патриархом пройдет прием в московском посольстве Сербии и Черногории.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крестный ход против шествия педерастов В Белграде 9 октября накануне «парада гордости» состоится православное шествие 06.10.2010 379 Специальный корреспондент «Русской народной линии» в Белграде Ранко Гойкович сообщил, что полиция сербской столицы дала официальное разрешение на проведение 9 октября Крестного хода по маршруту, совпадающему с маршрутом планируемого на следующий день, в воскресенье, «парада гордости». Полиция - на низовом уровне - проявляет сочувствие к православным организациям, и препятствий Крестному ходу не чинит. К сожалению, священноначалие Сербской Православной Церкви на сей раз отмолчалось относительно парада педерастов. Правда и либеральные СМИ в целом были значительно менее агрессивными «в защите прав геев и лесбиянок», видимо потому, что на сей раз было ясно, что при любом раскладе «show must go on». Оргкомитет Крестного хода распространил обращение к сербской общественности, в котором, в частности говорится: «Местами нашего, сербского собрания всегда были святые храмы, а не парки. Но в этом небывало соблазнительном случае, мрачной тучей затмившей Небо над чадами свт. Саввы, когда открыто оскверняются белградские улицы, мы вынуждены совершить Литию Честного Креста именно тем путем, по которому нечистый запланировал свой поганый парад...» В четверг, 7 октября, в 11 часов в Белграде в пресс-центре на Князь-Михайловой улице организаторы Крестного хода Мирослав Вуянич (Богомольческое движение), монах Антоний (Давидович) и Ранко Гойкович будут отвечать на вопросы прессы. Распорядок проведения Крестного хода, запланированного на субботу, включает в себя литургию и причастие говевших в Вознесенской церкви, а затем - в 10.45 начало Литии. Обращение завершается призывом: «Родители, приведите детей! Внуки, приведите дедушек и бабушек! Дабы в этот день как можно больше сербов собралось - но лишь молитвенно - в Мире Божьем и с помощью Божией - ...и смогли развеять тьму... С верой в Бога, за православного Царя, Народ и Отечество!»

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/06/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Не отдадим святыни!» Несколько тысяч человек приняли участие в шествии и молебне в столице Сербии из-за закона о религиозных объединениях в Черногории 09.01.2020 619 Время на чтение 3 минуты Несколько тысяч человек участвовало вчера в шествии и молебне в столице Сербии из-за закона о религиозных объединениях в Черногории, вызвавшего противодействие Сербской Православной Церкви (СПЦ), передает РИА Новости. Сербская Церковь призвала верующих в среду в 16.00 (18.00 мск) собраться в центре Белграда и пройти шествием на молебен к крупнейшему в регионе православному храму Святого Саввы. «Патриарх обращает молитвы Господу, чтобы вразумил людей, которые руководят Черногорией, прекратить насилие и отъем церковного имущества», - сообщила СПЦ. Во главе колонны шли генеральный секретарь (глава администрации) президента Сербии Никола Селакович, директор Канцелярии по Косово и Метохии при правительстве Марко Джурич и министр по инновациям Ненад Попович. Духовенство шло с хоругвями и иконами. Участники шествия несли плакаты «Время для Божией правды», портрет Патриарха, скандировали рождественское приветствие и призыв «Не отдадим святыни!» На площади перед храмом была установлена сцена, на которой викарий Патриарха - епископ Ремезианский Стефан - провел торжественный молебен Пресвятой Богородице о защите Церкви и верующих. «Мы собрались здесь в поддержку идеи, что каждый свободный человек может жить и воспитывать своих детей в своих убеждениях. Давайте вместе покажем наше единство, мы верим, что сербскому народу в Косове и Метохии и в Черногории мы сегодня показали, что Белград - святой город, который защищают Богоматерь и сербские святые. Надеемся, что наши братья в Черногории будут достаточно мудрыми, чтобы защитить свои права», - заявил епископ, призвав своих сторонников на новую акцию протеста в ночь на 14 января, передает ТАСС. Патриарх Ириней ранее сообщал, что опасается применения черногорского опыта с законом о церквях для отъема сербских святынь в Косово и Метохии. Ранее руководство СПЦ в Черногории возложило на президента Мило Джукановича ответственность за последствия принятия закона. Епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий заявил, что сербское духовенство продолжит борьбу и планирует создавать советы по защите святынь на местах.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/09/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Прощай, Дорогой Друг! Памяти Игоря Евгеньевича Смыкова 16.11.2020 1004 Время на чтение 3 минуты В субботу, 14 ноября 2020 года, я поздно открыл интернет. И сразу увидел сообщения-некрологи и сразу от трёх человек, Леонида Решетникова, Владимира Лаврова и Петра Мультатули, о том, что – умер Игорь Смыков. Перекрестился, и пронзила мысль: «Лучшие уходят один за другим: митрополит Амфилохий, Владимир Осипов, и вот теперь Игорь Смыков…». Игорь Евгеньевич умер от остановки сердца (т.е. от т.н. «острой сердечной недостаточности») после тяжёлого ковида в Коммунарке. Господи, как много связано у нас, Хоругвеносцев, и у меня лично с Игорем Евгеньевичем. Ведь это через него и с ним, тогда поехал, тоже преждевременно ушедший от нас Юрий Агещев в Словению, Сербию и Черногорию, где в Цетиньском монастыре Игорь Евгеньевич и наградил владыку Амфилохия (Радовича) орденом «Царя Мученика Николая Второго Александровича», а Владыка в свою очередь через Юру и Игоря благословил меня носить орден «Саввы Сербского», которым был награждён мой прадед. И вот нет среди нас ни митрополита Амфилохия, ни Юрия Агещева, ни Игоря Смыкова… А ведь совсем недавно, 6 октября 2020 года, Игорь Евгеньевич также наградил меня орденом «Императора Павла Первого», а я его в свою очередь грамотой Союза Православных Хоругвеносцев. Вот её текст: Союз Православных Хоругвеносцев, Орден Побежденного Дракона, Святого Георгия Победоносца и Архангела Михаила, Свято-Сергиевский Союз Русского Народа НАГРАДНАЯ ГРАМОТА. За большой вклад в восстановление Самодержавной Монархии на родной многострадальной Русской почве, за беззаветное служение Потаенной Русской Державе – Царству не от мipa сего, за блаженное ругание всех видов фарисейства, за упорное и неотступное прославление Императора Мученика Павла Первого, за самоотверженную борьбу с тайной беззакония, за удаль, искренность и правду, за стояние в вере, брань за Господа нашего Иисуса Христа, за героическое несение меча Правды – Креста Господня и Непобедимой Его Хоругви, за неотступное стояние в Истине, а также за прославление Царя Иоанна Васильевича Грозного и Царского Друга Григория Ефимовича Распутина и за многолетнее почитание Царя Великомученика Николая Второго Александровича и Его Святой Семьи Господин Игорь Евгеньевич Смыков награждается Почетной Грамотой – с благодарностью и уверенностью в том, что сей доблестный рыцарь и истинный Воин Христов будет и дальше не щадя своих сил служить Русскому Неотмирному Царству и прилагать все силы в борьбе с врагами Церкви и Отечества вплоть до окончательного восстановления Русского Православного Самодержавного Царства – безсмертного и до днесь в потаенном прикровении пребывающего, Вечно Живого – Мистического Третьего Рима.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/16/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святейший Патриарх Кирилл: «Молитва за усопших дает нам ясное понимание того, что смерти нет» В день Радоницы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и литию в Архангельском соборе Кремля, а также литию у места теракта на станции метро «Лубянка» 13.04.2010 594 Время на чтение 6 минут 13 апреля, во вторник 2-й седмицы по Пасхе — день Радоницы , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и Пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля, сообщает Патриархия.Ru. Его Святейшеству сослужили: епископ Британский и Скандинавский Досифей (Сербская Православная Церковь); епископ Северо-Европейский Макарий (Румынская Православная Церковь); епископы Дмитровский Александр и Красногорский Иринарх; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве ; протоиерей Душан Ракович, настоятель храма св. Саввы Сербского в Стокгольме (Сербская Православная Церковь); московское духовенство. На богослужении присутствовали: митрополит Швеции и Скандинавии Мар Юлиос Абдулахад Шабо, управляющий приходами Сирийской Церкви в Швеции и Скандинавии; епископ Шведский и Скандинавский Анба Абакир, управляющий приходами Коптской Церкви в Швеции и Скандинавии; другие члены делегации представителей Православных и Восточных Церквей, осуществляющих служение в Швеции и других странах Скандинавии, а также представители образовательного общества «Бильда». Гости из Швеции прибыли в Москву по приглашению Русской Православной Церкви. Православные члены делегации в священном сане сослужили Его Святейшеству за Божественной литургией. За богослужением пел хор московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры (регент Владимир Горбик). По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. «Молитва нас соединяет с Богом и с горним миром, и это не односторонняя связь: не только наша мысль востекает к Богу, но в ответ на это и Божия благодать нисходит на нас, — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл. — Когда же мы молимся о наших умерших родных и близких, то наша мысль, наша молитва востекают к Богу, и если мы совершаем молитву горячо, искренне, от любящих сердец, то Господь слышит эту молитву и обращает Свою любовь на тех, кто пребывает в ином мире, за кого мы воздыхаем пред Ним».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/13/sv...

Закрыть Защитник Балкан †12 мая 1671 года, 340 лет назад преставился ко Господу свт. Василий Острожский, чудотворец 12.05.2011 202 Время на чтение 7 минут Несколько раз доводилось мне бывать на Балканах. Но особенную радость испытала я, приехав после Пасхи Господней в Черногорию в Острожский монастырь на празднество самого почитаемого у южных славян свт. Василия Острожского. Со всех концов бывшей Югославии, из Болгарии, Румынии, Польши, Греции едут в этот день тысячи людей к великому чудотворцу. Много было паломников из России. Я узнала, что сотни наших православных детишек исцелились на горе Острог у мощей свт. Василия. Он очень любил детей. Говорил в своих проповедях о том, как важно обрести веру в детстве, впитать с молоком матери. Ощущать, что Православие необходимо тебе как воздух. Это с раннего детства ощутил на себе он сам, Стоян Йованович, будущий митрополит Василий Острожский. Стоян родился в декабре 1610 года в Герцеговине, в Хумском крае, в селе Мрконич в Поповом Поле, на земле святого Саввы Сербского, научившего свой народ, что вера дороже жизни и ради неё можно отказаться от всего. Так считали и Пётр и Анна Йовановичи - родители будущего святителя. Сам мальчик так любил храм, что заходя в него по нескольку раз в день, истово клал земные поклоны, благоговейно целовал пол храма, по нескольку раз прикладывался к Святому Кресту и иконам. Жили Йовановичи очень бедно, на грани нищеты, но всегда на столе стояла тарелка для бедного путника, а Стоян делился последним куском хлеба с маленькими пастушками, с которыми вместе пас скот. Во времена жестокого владычества турков некоторые черногорцы становились предателями. Православные с презрением называли их «потурченцами» и предавали смерти. Именно такие вероотступники были соседями маленького Стояна. Они возненавидели благочестивого мальчика. Не раз хотели его убить, но Господь ограждал отрока. В то время у него уже появился дар чудотворения. Чтобы оградить сына от искушений, которые с юности до смерти преследовали будущего святителя, родители отвезли его в монастырь Завала, где игуменом был его дядя Серафим. Здесь была прекрасная школа и высокообразованные иноки. Рвение мальчика к изучению Священного Писания и святоотеческого наследия превзошло все ожидания. Зрелость суждений юного богослова поражала старцев. Душа его горела любовью к Богу, предвещая великое будущее.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

иеромонах Нектарий (Радованович) Скачать epub pdf В Православных Поместных Церквах большой известностью пользуется имя доктора богословия архимандрита Иустина (Поповича ; † 1979). Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем сербском городе Вране в благочестивой семье священника, которая дала Сербской Церкви семь поколений клириков. При Крещении получил имя Благое – в честь праздника Благовещения. В 1905–1914 годах Благое Попович учился в Семинарии святого Саввы Сербского в Белграде. В годы обучения юношу особенно интересовали вопросы современной литературы и философии. Наибольшее внимание привлекали произведения Ф. М. Достоевского, о котором он написал впоследствии два исследования: “Философия и религия Ф. М. Достоевского” и “Достоевский о Европе и славянстве”. Решающее влияние на формирование духовной личности архимандрита Иустина оказали святоотеческие творения. Святые отцы явились для него и до конца жизни оставались неизменными учителями и наставниками. Он всецело руководствовался их назиданием. Архимандрит Иустин особенно любил святого Иоанна Златоуста , которому с детской искренностью непрестанно молился. “Чувствую какую-то милостивую близость святого Иоанна Златоуста ко мне, грешному, – писал он. – Поднимается душа моя к нему с молитвой: осени меня твоей молитвенностью… удостой меня подвизаться твоим подвигом…” В 1916 году Благое Попович принял монашеский постриг с именем Иустин, в честь священномученика Иустина Философа († 166; память 1 июня). Действительно, подобно ему, архимандрит Иустин был подлинным мыслителем, усвоившим истину христианства. В основу своего богословия положил смиренномудрие, следуя в этом примеру святителя Иоанна Златоуста , которому, как известно, принадлежат замечательные слова: “Основа нашей христианской философии есть смиренномудрие, ибо без него истина слепа”. Именно поэтому богомыслие отца Иустина – это не рассуждения о Христе как об обычном человеке (или “исторической личности”), но как о Богочеловеке, Спасителе мира. Подлинным богомыслием о Христе во Святом Духе отец Иустин считал такое богословствование, при котором ум и сердце (мысль и чувство), соединяясь в молитву, переходят в созерцание и боговедение. Он часто говорил: “Тяжело всякой моей мысли, которая, поднявшись, не преобразится в молитву”.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Исторические связи Карпатской Руси со Святой Горой Афон Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон. Фото: www.afon.orthodoxy.ru История взаимоотношений Карпатской Руси и Святой Горы Афон насчитывает уже тысячу лет, и берет начало в эпоху Крещения Руси. В то время Святая Гора переживала период расцвета (в Х веке на Афоне насчитывалось до 180 обителей) и являлась главным училищем подвижничества для всего православного мира. Весьма рано начались паломничества русских людей на Святую Гору. Одним из таких путешественников был уроженец города Любеч Антипа, принявший постриг в афонском монастыре Эсфигмен с именем Антоний. Спустя некоторое время он вернулся на Русь и основал Киево-Печерский монастырь, устроенный им по образу афонских монастырей. Эта обитель, как и ее святой основатель, впоследствии стала знаменитой на весь православный мир. В числе ее монахов было немало выходцев из угрорусских земель. Из них наиболее известен преподобный Моисей Угрин. Как повествует житие преподобного Моисея, монашеский постриг он принял, находясь в польском плену от одного из афонских иеромонахов, которые временами посещали новопросвещенные славянские земли для утверждения в них благочестия (Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М. 1995. К.2. Т.1. С.113.). Ввиду того, что Закарпатье являлось естественным коридором между русскими землями и находившимися под сильным духовным воздействием Афона славянскими государствами на Балканах, через него на Русь распространялось влияние Святой Горы. В качестве примера этого феномена можно назвать распространение на Руси в XV веке устава Лавры преп. Саввы Освященного, известного как Иерусалимский церковный устав. Этот устав, которым наша Церковь пользуется и поныне, впервые был переведен на славянский язык на Афоне в конце XII века святителем Саввой Сербским. Став Архиепископом, святой Савва ввел его в употребление в Сербской Церкви, затем Иерусалимский Типикон был принят в Болгарии и, чуть позже - на Руси. С введением в 1646 году Ужгородской унии, связь Карпатской Руси с Афоном практически прервалась, хотя память о Святой Горе, как и святая православная вера, сокровенно жила в сердцах карпатских русин вплоть до начала ХХ века, когда началось активное возрождение Православия в Закарпатье.

http://pravoslavie.ru/5204.html

Историческое описание Сербской царской лавры Хиландаря и ее отношения к царствам Сербскому и Русскому Источник «Преподобный Савва оставляет монастырь Пресвятой Богородицы, рекуще Святая Святых, нарицаемый Хиландарь, сбирает мужи Богупотребные, сам образ собою показа им пощения, воздержания, чистоты и всяких добрых детелей, прибежище сотвори общаго спасения своему Отечеству, Сербсцей земли». (Грамота Патриарха Сербскаго Никодима 1422 года.) «Потьща се и сотвори оградой великой, храм Пресвятые Богородицы, Святая Святых, монастырь, нарицаеми Хиландарь, насадив Богоподобные муже, правилу духовному научив и наказав, пристанище сотвори спасению своего отечества людям». (Хрисовул Краля Милутина 1312 года.) Хиландарь или Хилендарь, Сербская Царская Лавра и общая задужбина всех сербских королей и царей, создан родоначальником дома Неманичей, Великим Жупаном Стефаном Неманею (в монашестве Св. Симеон Мироточец), отцом Пр. Саввы, как ясно свидетельствует о сем хрисовул, данный им самим сему монастырю, где говорится, что он нашел это место (монидрион, маленький монастырь), называемый Хиландарь, храм Введения Пресвятой Богородицы, разрушенным, и воздвиг на нем церковь того же имени. Причины, приведшие Великаго Сербскаго Жупана сперва в монастырь, а потомъ на Св. Гору, обшеизвстны: он принял пострижение в монашество в созданной им в Сербии Лавре Студеницкой, а отсюда в 1198 году пришел на Св. Афонскую Гору, для сожительства с любимым сыном своим, Растком (в монашестве Св. Саввой), который, оставив все красное мира сего: отечество, царский дом, богатство и славу, в 1186 году, скрылся на Св. Афонскую Гору, в Русский монастырь. Преследуемый и открытый здесь посланцами огорченного его бегством родителя, Растко, вместо возвращения домой, усыпив их бдительность обещанием беспрекословно исполнить волю родителя, между тем тайно принял обручение великого Ангельского образа и с высоты монастырского пирга (башни) сбросил им свою Царственную одежду, показывая тем искреннее и конечное отречение от мира. Из Русской обители Св. Пантелеймона Савва вскоре был перемещен, по воле Прота Св. Горы, в Ватопед, куда и пришел, для сожительства с ним (в 1198 г.), престарелый отец его, мних Симеон. Ему-то принадлежит благая мысль создать на Св. Горе особый монастырь для иноков сербского языка, подобный, уже процветавшим тогда на Афоне монастырям, Болгарскому, Зографу, и Русскому, Русику.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010