Написав устав для Хиландаря по началам общежития, св. Савва написал и для своей кельи устав по началам отшельнической жизни. Хотя келья св. Саввы в Карее причислялась к монастырю, но по управлению должна была быть независима от игумена. Брат, поселенный в сей келье по общему избранию иноков, должен был уже оставаться в ней до кончины своей. Сверх обычного богослужения каждый день должна быть прочитываема вся псалтирь и совершаемы особые поклоны в конце каждой службы. В субботы и недели полагалось совершать Литургию и на утрени полагалось прочитать евангелиста. В пять дней недели дозволялось по одному разу в день вкушать пищу, и притом в понедельник, среду и пяток без масла и вина. Собственность кельи должна была оставаться неприкосновенной. В Карее доныне цела и келья св. Саввы, и собственноручный устав его на пергаменте, 1199 г., с собственноручной подписью святителя и привешенной на шнурах мастичной печатью его. Этот устав слово в слово (кроме подписи св. Саввы) вырезан на мраморной доске большими буквами и помещен над входными дверями внутри церкви кельи Обитель Хиландарская со времен основателя кельи всегда содержит в ней двух старцев, строго исполняющих там типик св. Саввы; оттого и самая келья прозвалась 11. Заключение До 1595 года мощи св. Саввы лежали в монастыре Область, где лежали они, называлась воеводством св. Саввы, и начальники сей области называли себя стражами гроба св. Саввы. В 1595 г. Синан, верховный визирь Оттоманской империи, взяв сей монастырь, велел принести мощи св. Саввы в Белград и там предал огню. Пишут, что, как скоро пламя коснулось св. тела, от самого костра даже до неба простерся столп, подобно радуге, сияющий разными цветами. Казнь Божия не замедлила постигнуть поругателя святыни. Победоносный доселе, вождь турецкий малым числом болгар и сербов был разбит и обращен в бегство. И когда он вздумал испытать свое воинское счастье в войне с Сигизмундом Трансильванским, то, вторично разбитый, постыдно кончил свою Жители Белграда из благоговения к св. Савве оградили то место, на котором были сожжены мощи его, но в 1716 году ограда была сломана и место истоптано войсками турецкими и

http://isihazm.ru/1/?id=1822

Из многочисленных святынь Ватопеда должно отметить особенно хранящуюся здесь часть Пояса Богоматери, подаренную, как думают, сербским кралем Лазарем (1372–1389 гг.). В настоящее время Ватопедский монастырь один из богатейших и обширнейших монастырей афонских. Он имеет форму треугольника и обнесен стеной с бойницами и башнями.С трех сторон его окружают горы, покрытые роскошными лесами. Их свежая зелень, чередуясь с разбросанными кругом цветущими нивами, благовонными виноградниками и ароматными садами, делает местоположение Ватопеда чисто райскимуголком мира. Списки и издания жития преподобного Саввы Житие при. Саввы имеется в нескольких списках. Главнейшие из них: ватопедский (Cod. 89 monasterii Βατοπεδου), московский (Синодальная Библиотека. 257. Л. 122) и венецианский (Gr. I. Marci biblioth., cod. Manuscr. Venetiis 1740). Греческий текст в первый раз издан А. Пападопуло-Керамевсом в 1898 году в « " Ανλεκτα " Ιεροσολυμιτικς Σταχυλογας» (Т. V. Σ. 190–359) ν Πετροπολει по ватопедской рукописи, сверенной с другими. Эта рукопись, по палеографическим и др. данным конца XIV или начала XV столетия, состоит из 167 бумажных листов (дл. 0,17, шир. 0, 12), из которых первые три новейшие и содержат начало жития при. Саввы. Они списаны архимандритом и скевофилаксом Ватопедской обители Иаковом Карпенисиотским в 1835 году с другой рукописи, находящейся в лавре св. Афанасия на Афоне. Сокращенное житие св. Саввы на русском языке напечатано в седьмом издании Афонского патерика. Предлагаемый перевод полного жития прп. Саввы сделан нами с изданного А. Пападопуло-Керамевсом греческого текста. Житие и деяния преподобного Саввы Нового, Ватопедского, подвизавшегося на Святой Горе Афон Святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский §1 Предметом настоящего слова является дивный Савва, о котором столько говорят в настоящее время (πθεσις γνων). И в этом нет ничего странного или необычного для нас, так как он (Савва) всегда, бывало, предлагал нам темы для рассуждений как относительно того, что касалось нас, так и того, что относилось к посторонним, и казалось, что наши рассуждения и мысли доставляли ему даже удовольствие и наслаждение. Теперь он себя самого предлагает высоким предметом слова, чтобы мы как можно лучше могли познакомиться с ним, славным не только при жизни, но и по преселении отсюда, а также подражать и следовать его делам и учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Преподобный Феодосий Киновиарх Сподвижником по насаждению монашества в Палестине св. Савва имел прп. Феодосия Киновиарха († 529 г.). Тоже каппадокиец, бывший чтец, получивший благословение на иночество от прп. Симеона Столпника, прп. Феодосий основал свою киновию не в пещерах, как свв. Харитон и Савва, а на открытой местности, в 6 верстах от Иерусалима и главной лавры св. Саввы: киновия прп. Феодосия была многолюднее великой лавры прп. Саввы, имела при нем до 700 иноков и отдельные церкви для греков, вессов [ 5 ], армян и бесноватых; «правило псалмопения» совершалось в каждой церкви 7 раз в день, а литургия только в греческой церкви. Преемник прп. Феодосия авва Софроний вчетверо увеличил его монастырь. В XII b. русскому паломнику Даниилу он представлялся как бы целым городом [ 6 ], но крестоносцами окончательно разрушен, тогда как лавра св. Саввы существует и поныне. При жизни прп. Феодосия, который был назначен подле св. Саввы начальником всех палестинских киновий, его киновия была благородною соперницею и восполнением лавр св. Саввы, кладя свой отпечаток на иноческую жизнь. Савва и Феодосий, по словам жизнеописателя последнего [ 7 ], «были единодушны и единомысленны, дышали более друг другом, чем воздухом, так что иерусалимские жители, видя их единомыслие и согласие в отношении к Богу, называли новою апостольскою двоицею, подобною двоице ап. Петра и Иоанна» (характером св. Савва напоминал ап. Петра, а Феодосий — Иоанна). Но при этом Савва говорил Феодосию: «ты состоишь игуменом мальчиков (παισων), я же игуменом над игуменами; ибо каждый из моих учеников — самостоятельный подвижник и является игуменом собственной келии» [ 8 ]. Таким образом жизнь св. Саввы подтверждает позднейшее предание о составлении им так называемого Иерусалимского устава только 1) сообщение, что он ввел бдения воскресные и праздничные, продолжавшиеся у него с вечера до утра, а не с полуночи только, как было в практике мирских церквей (например Иерусалимского храма Воскресения и других монастырей, даже суровых египетских); доселешний устав знал такие бдения большей частью только раз два-три в год [ 9 ]; 2) известием о том, с какою неопустительностью наблюдались у прп. Саввы богослужебные часы, Если так, то прп. Саввою положено начало по крайней мере для двух особенностей позднейшего Иерусалимского устава.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

К этому преданию должно присоединить сказания о многих чудесах, предшествовавших явлению мощей преподобного. Вот некоторые из них. В 1651 году Андрей Шахов, царский надсмотрщик за постройкой каменных стен монастырских, впал в лихорадку столь опасную, что отчаивался в своей жизни. Но ему во сне явился преподобный Савва и исцелил его. В том же году саввинский ризничий Филарет пересказывал Шахову, что братия часто видят в монастыре преподобных Сергия и Савву, которые ночью ходят по кельям и будят братий к утрене. Одному каменщику монастырскому, унывавшему по случаю смерти матери, около того же времени, явился ночью некий юноша, и сказал, что он послан преподобным Сергием в монастырь преподобного Саввы, помочь тому работнику, и утешить его в горе. Много было и других чудес и явлений самого преподобного Саввы, то одного, то вместе с Сергием, и это было пред самым обретением мощей преподобного. 12 Конечно, эти знамения усилили в иноках веру к преподобному, и желание видеть нетленные мощи его. Во дворцовых разрядах читаем, что царь Алексий Михайлович 16-го января 1652 года «пошёл в Звенигород для обретения мощей преподобного Саввы чудотворца, а с ним, государем, святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Руси, да Новгородский митрополит Никон. С царём было 13 бояр, 10 окольничьих, 100 стольников и 50 стряпчих, да при царице Марии Ильиничне 65 дворян. 19-го числа января 1652 г. мощи преподобного Саввы обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в новой дубовой гробнице, и поставлены на правой стороне в соборе у южных врат, ведущих в алтарь. На другой день, 20-го числа, совершено было патриархом Иосифом торжественное празднование обретения мощей новопрославленного угодника Божия, и по литургии был стол у государя. В тот же день государь пожертвовал в монастырь три тысячи рублей. С 1652 г. усердие царя Алексия Михайловича к обители преподобного Саввы ещё более усилилось. Говорят, что по особенной своей ревности он не позволял никому другому делать в сей монастырь никаких вкладов и приношений. Ему казалось, что дары других служили бы доказательством недостатка его собственных щедрот. Выходы его в обитель преподобного с 1652 г. сделались ещё чаще. Большей частью он бывал здесь на праздники памяти и обретения мощей преподобного Саввы, всегда питал иноков от своей царской трапезы и дарил их деньгами. Доказательством особенной веры царя в силу предстательства преподобного Саввы служит, между прочим, то, что он ежегодно просил присылать из монастыря „освящённого масла, святой и умовенной воды“ для орошения полей в своём любимом Измайлове при посеве хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Память о месте его молитвенных подвигов сохранялась веками. В 1860 - начале 1870-х годов над пещерою была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского, а рядом с ней построен ансамбль монастырского скита. Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава, ведение которого было связано с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова). Скончался святой Савва в глубокой старости 3 (16) декабря 1407 года. Незадолго до смерти он заболел и, созвав братию, наставлял их жить в любви и дружбе, хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего преподобный поставил над ними игуменом одного из своих учеников. Преподав всем мир, святой Савва предал душу свою в руки Божии. Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все жители Звенигорода с великой любовью собрались на погребение почившего святого. Он был похоронен в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Несколько раз преподобный Савва являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью. Так, однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы и поместил ее над ракой преподобного. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 году на Церковном Соборе по инициативе монастырской братии и митрополита Макария. Память совершается 3 декабря. Своего расцвета обитель Саввы Сторожевского достигла при царе Алексее Михайловиче, который особо почитал этого святого. 16 января (1 февраля) 1652 года по его инициативе состоялось первое обретение мощей игумена. Мощи святого Саввы были вынуты из земли нетленными и положены в новую дубовую гробницу. 17 марта (30 - новому стилю) 1919 года мощи св. Саввы в Звенигородской обители были вскрыты и изъяты VIII отделом Народного комиссариата юстиции РСФСР, а сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы пребывали на Лубянке, затем тайно хранились в семье М.М. Успенского, сотрудника Государственного исторического музея и члена Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области. Успенский завещал своим наследникам вернуть их Церкви, которые в 1995 году передали святые останки в московский Свято-Данилов монастырь. Через три года, 23 августа 1998 года торжественным крестным ходом от самой Москвы до Звенигорода их перенесли в родную обитель - в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время. Честные мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/07/...

Темные века (IX-XI вв.) . Лавра прп. Саввы Освященного. Вид с юго-запада. Основана ок. 480 г., XIX–XX вв. Переход ближневост. православных на араб. язык усугубил их изоляцию от Византии и поставил перед христ. книжниками задачу перевода богослужебных текстов и всего корпуса христ. лит. наследия. Этот процесс начался в кон. VIII в. и особенно интенсивен был в IX в. в таких мон-рях И. п., как лавра прп. Саввы и лавра прп. Харитона, а также Екатерины вмц. монастырь на Синае . Среди переписчиков самых ранних датированных арабоязычных мелькитских рукописей известны Стефан из Рамлы, монах лавры прп. Харитона (877), и Антоний/Давид Багдадский из лавры прп. Саввы (885/6). Наряду с переводами создавались оригинальные апологетические и полемические произведения. Первым известным христ. автором, начавшим писать по-арабски, был Феодор Абу Курра (кон. VIII - нач. IX в.), монах лавры прп. Саввы (впосл. епископ Харранский). Арабоязычные христ. тексты призваны были сформировать идентичность палестинских правосл. христиан. В этих апологетических и агиографических сочинениях центральным органом управления мелькитской общины выступал Патриарший престол ИПЦ, высок был авторитет монашества И. п., в первую очередь мон-ря прп. Саввы. Прослеживается даже соперничество этих центров, напр. за обладание мощами почитаемых новомучеников. Впосл. информация о мон-рях И. п. становится все более скудной. Известны неск. груз. рукописей X-XI вв. из лавры прп. Харитона. Александрийский патриарх Илия (964-1000) до возведения на престол был игуменом того же мон-ря. Сохранились 2 рукописи сер. XI в., переписанные в мон-ре прп. Герасима Иорданского. Известны печати Сотериха, еп. Иорданского, кон. XI в., пребывавшего в мон-ре св. Иоанна Предтечи; ряд печатей мон-рей прп. Саввы XI в. и прп. Евфимия X-XI вв. Оживление связей ИПЦ с Византией с сер. X в. стимулировало приток на Св. землю паломников; некоторые из них оставались в мон-рях И. п. Паломническая лит-ра позволяет сделать выводы о сохранении организационных связей между мон-рями. Так, мон-рь прп. Евфимия и, возможно, др. обители выполняли вспомогательные функции при лавре прп. Саввы, куда ссылали провинившихся или отправляли молодых иноков, готовившихся к монашескому пути. В 1009 г. в ходе антихристианских гонений фатимидского халифа аль-Хакима и кампании разрушения палестинских святынь был разорен монастырь прп. Евфимия. К кон. XI в. мон-ри И. п. пребывали в глубоком упадке.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Святой Савва процветал в конце V и в начале VI века при Юстиниане. При нем не было здесь ничего кроме нескольких вертепов, где он обитал со святым Ксенофонтом и потом малое число его сподвижников. Сюда же уединились от мира святые Евфимий, Кирилл Иерусалимский и Иоанн Дамаскин ; доселе показывают их кельи. – святой Кирилл, современник святого Саввы, передал нам его жизнь. Император Юстиниан защитил впоследствии пустынную обитель Св. Саввы стенами и башнями, узнав о его Святой добродетели. Чрез несколько времени все пространство безжизненных горных ущелий, от Мертвого моря до Вифлеема, где даже не обитали звери, заселилось сонмом отшельников; их существование не было даже подозреваемо свирепыми властелинами Палестины. Рассказывают, что когда Селим император турецкий, завоевал Палестину, монахи лавры Св. Саввы, узнав о назначении нового сангиака в Иерусалиме, пришли к нему, для приобретения себе его покровительства, с бедными дарами, состоящими из овощей и плодов, – удивление властителя Иерусалимского было чрезмерно, когда он увидел перед собою облеченных в одинаковую одежду до тысячи смиренных пустынников, о которых он никогда не слыхал. Этот варвар, приняв дары, выбрал из всего числа братий только двадцать, которым дозволил возвратиться в пустыню, а все остальные были тут же умерщвлены его стражею. Главное место обители есть небольшая площадка, посереди которой устроена восьмиугольная часовня с куполом, на том месте, где в недрах скалы покоились мощи святого Саввы. Они были перенесены, по сказанию некоторых писателей, в Венецию, – но здесь мне сказывали, что они находятся теперь в Антиохии. Во внутренности часовни весь купол занят изображением нерукотворного образа Спасителя. Под этою каменною площадкою иссечены погребальные пещеры для монастырской братии. Вход туда обозначен подъемным камнем с отверстиями. По ту сторону площадки есть еще другая церковь о двух приделах. Она древнее той, о которой я говорил, как по своему построению, так и по письму образов. Там, за железною решеткою, показывают груды костей и черепов убитых пустынников. Три чудотворных черепа лежат особенно, снаружи. Вправо от площадки, когда стоишь лицом к оврагу, виден укромный садик с одною пальмою и несколькими кустарниками, разведенный на нанесенной сюда земле; он примыкает к отвесной скале, на которой возвышается полуразвалившаяся третья башня, при которой устроена церковь Св. Симеона Столпника. В этой скале показывают молитвенный вертеп святого Саввы и другой, где была его опочивальня; далее иные пещеры, где некогда были сожжены и задушены дымом здешние отшельники, от неверных. Грустные воспоминания о мученичестве того малого числа избранных, которыми, может быть, держится здешний мир, стесняют здесь на каждом шагу сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Саввы исполнена самоотвержения; их кельи, иссеченные в скалах, в знойные дни лета раскаляются, как печи; тогда иноки ложатся спать посереди пола, не касаясь стен, и принуждены бывают обливать их водою, если нет недостатка в воде; источник часто иссякает или бывает недоступен по причине нападений бедуинов; тогда им остаются одни дождевые водохранилища, и этой воды едва достает для братий. Раскаленные стены скал не простывают и ночью, равно как и каменные плоскости террас, так что иноки окружены удушливою атмосферою. Их искусственные рассадники попаляются этим воздухом; мы видим из жизни святого Иоанна Молчаливого, что существование этих скудных растений приписано молитвам святого Саввы 91 . Иноки снабжаются съестными запасами из Иерусалима. Всей братии здесь тридцать человек; половина из них греки, а другая половина – русские; я имел утешение слышать здесь обедню, частью на родном языке, потому что все священники здесь греки. Русские иноки жаждут иметь своего священника, чтоб изредка слышать родное служение! Женскому полу воспрещен вход в эту обитель, по завету самого святого Саввы, который не допустил сюда даже свою матерь. Из гостеприимной обители Св. Саввы я направился в Вифлеем. Дорога ведет туда по чрезвычайно высоким горам; высочайшая из них гора Монтар; вид оттуда обширен, он простирается с одной стороны на Иорданскую пустыню и Мертвое море, а с другой на Иерусалим с его окрестностями. Через час езды от обители Св. Саввы открылся нам вдали Вифлеем, и мы подъезжали к горе, покрытой развалинами. Тут находился библейский город Фекоа основанный, так как и Вифлеем, Ровоамом ( 2Пар 11:6 ). Здесь обитал Пророк Аввакум. Это есть отечество той мудрой жены, которую Иоав послал к царю Давиду для умилостивления разгневанного отца против его сына Авессалома, в чем она и успела. Отсюда отправился Амос пророчествовать на Исраиля. В окрестных горах много пещер, из которых иные замечательны по их чрезмерной глубине. На развалинах Фекоа был некогда основан монастырь Св. Феодосия; эта обитель могла не иметь икон для моления; оттуда видны: Вифлеем, пустыня Иорданская, Иерусалим и гора Элеонская: места Рождения, Крещения, животворной Смерти и Вознесения Спасителя! – Святой основатель обители, конечно, выбрал это место с намерением.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Запись эта требует некоторых объяснений, хотя бы приблизительных. Герасим (?) писец, родом из Антиохии, написал книгу триодей и канонов в Лавре Св. Саввы в Иерусалиме, споспешествованием девтерария греческой церкви в Аскалоне (?) Иоанна, во славу честного храма великомученика Георгия в том же Аскалоне, по местному наречию – Хадра, в управление епархией этого города архиеп. Антония, января 25, инд. 7, 1099 года. Весьма естественное было бы, на первый взгляд, предположение, что здесь разумеется монастырь Св. Саввы, на берегу Кедрона, в 12 километрах от Вифлеема, знаменитый Мâг Saba, пещерный монастырь, на границе пустыни Мертвого моря, древнейшая обитель Палестины, с 11 столетия именуемая лаврой (как называет монастырь запись); некогда многолюдная обитель, заключавшая в себе целый город (по Тоблеру до 10 тысяч монахов и 4000 киновитов) и прославленная Иоанном Дамаскиным . Но это предположение не может быть принято безусловно, в виду точного выражения записи: лавра Св. Саввы в Иерусалиме. Кроме самой знаменитой лавры, указывается в хрониках и ее подворье или братский монастырь Св. Саввы в самом Иерусалиме на Сионе, на Ю. от ворот Давида; туда укрылась часть братии в 1103 году от нападений Сарацин 37 .. Далее, название лавры усваивалось не только самому монастырю, но и его отдельным частям, так напр. многим частям обители Св. Саввы, тянувшейся на 14 миль до Мертвого моря. Однако же, если мы имеем много сведений как о литературной деятельности монастыря Саввы, изготовлявшего церковные книги для всей Палестины в XII и XIII стол., прославленного своей библиотекой рукописей, то ничего не знаем об упомянутых подворьях. Наконец, вряд ли было бы уместно писцу именовать отделение словами: σεβασμα λαρα. Итак, мы решаемся принять место написания за саму лавру Св. Саввы на Кедроне. Заказчиком книги был некто Иоанн, девтерарий, или второй по протоиерее пресвитер греческой церкви в городе Аска (?). Имя этого города, ясно написанное писцом, но с титлом и острым ударением в конце, предполагает, по нашему мнению, совращение; остается или добавить ν σκλωνι, σκλονι 38 , или предположить иное дополнение, нам неизвестное 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

О горе Гаваонской. От этого места, если идти к западу, находится высокая и великая гора Гаваон (джебель Курунжуль); над этой горой было остановлено солнце, и ждало оно полдня, до конца победы Иисуса Навина, когда с ним сражался васанский царь Ог, захвативший Ханаанское царство. После победы Иисуса Навина солнце зашло. О пещере, где Христос постился сорок дней. Высоко в горе Гаваонской находится пещера, где постился Христос сорок дней и проголодался. Тогда пришел дьявол и хотел его искусить, сказав: «Если ты Сын Божий, то прикажи, чтобы камни превратились в хлеб». Вблизи пещеры был дом пророка Елисея, его пещера и колодец, к востоку от Гаваона, более полверсты. От Иерусалима до Феодосиева монастыря верст шесть. Монастырь стоит на горе, огражден стеною, виден от Иерусалима. Посреди монастыря большая пещера, в которой волхвы ночевали, когда спасались от Ирода. Здесь ныне покоится прах Феодосия и многих святых, в этой же пещере похоронена мать святого Саввы и мать Феодосия. О лавре святого Саввы. От этого монастыря до лавры Саввы верст шесть. Оба эти монастыря расположены к югу. Лавра Саввы находится в Асафатовой теснине – в Долине плача, эта теснина идет от Иерусалима, к Гефсимании, проходит сквозь лавру и доходит до Мертвого моря. Лавра Саввы установлена Богом дивно и несказанно. Было некогда ущелье глубокое, страшное и безводное, отвесные скалы его высокие, и на этих высоких скалах прилеплены кельи, устроены Богом удивительно и страшно. На большой высоте по обеим сторонам ущелья страшного кельи и прилеплены на скалах, как звезды на небе. В лавре три церкви, посредине келий к западу дивная пещера под каменной скалой. В этой пещере церковь Богородицы. Показал пещеру Бог столбом огненным, когда Савва жил один в ущелье. Келья Саввы, где он жил в одиночестве, находится в полверсте от нынешней лавры, оттуда Бог и показал ему столбом огненным место, где ныне стоит лавра. Дивное это место и несказанное. Посреди трех церквей, от главной церкви сажени четыре, стоит гроб Саввы, над ним устроен красиво теремец. Здесь же лежат тела многих отцов: молчальника епископа Иоанна, Иоанна Дамаскина , Феодора Едесского и его племянника Михаила, Афродитиана и лежат тела многих других святых, как живые, благоухание от них исходит несказанно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010