Глава вторая. Преподобный Савва Освященный и происхождение всенощного бдения. Надписание современного Типикона Русской Церкви «Типикон, сиречь изображение церковного последования во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. Тожде последование бывает и в прочих во Иерусалиме честных обителех, подобно и в прочих святых Божиих церквах» указывает на принадлежность чина всенощного бдения в первую очередь лавре преп. Саввы Освященного. Имя сего преподобного отца, таким образом, оказывается тесно связанным с Иерусалимским уставом, а этот последний – с чином всенощного бдения. В самом деле, преобладающее большинство списков Иерусалимского устава, за очень небольшим исключением, содержавших чин всенощного бдения, надписываются как Устав лавры Саввы Освященного. Первым мысль о принадлежности Иерусалимского устава творчеству преп. Саввы Освященного высказал Симеон Со-лунский (XV век). «В обителях, – говорит он, – и почти во всех церквах соблюдается чин одного Иерусалимского устава св. Саввы, потому что его можно совершать и одному, так как он и составлен для монахов, и он часто выполняется в кино-виях без пения. Конечно, это учреждение вызвано необходимостью и есть дело отеческого благоусмотрения. И св. отец наш Савва начертал этот устав, приняв его от святых Евфи-мия и Феоктиста, а они приняли его от бывших прежде них и от Харитона Исповедника. Начертание устава Саввы Освященного, затерянное при опустошении того места варварами, впоследствии при своем трудолюбии изложил патриарх Святого Града, святой отец наш Софроний. После него этот устав возобновил божественный отец наш и богослов Иоанн Дамаскин и, написав, предал его (для употребления)» 194 . Свое предположение о начертании преп. Саввой Иерусалимского устава Симеон Солунский , очевидно, основывал на сообщении биографа преп. Саввы, Кирилла Скифопольско-го 195 , который говорит, что Савва Освященный, чувствуя приближение своей кончины, созвал братию лавры, поставил им вместо себя нового игумена, которому заповедал хранить данный им лавре устав, причем сам устав вручил своему преемнику в письменном виде 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Потом преподав всем мир и благословение, предал дух свой Господу 3 декабря 1407 года. Ученики и братия погребли тело учителя своего в созданной им обители. Прошло два века с половиной после кончины преподобного Саввы, и Господь прославил Своего угодника нетлением мощей. В 1652 году царь Алексей Михайлович, во время пребывания своего в Сторожевском монастыре, на память преподобного Саввы, по обычаю своему, отправился на охоту в окрестные Звенигородские леса. Когда свита его рассеялась по лесу, то царь остался один; – вдруг выбежал медведь из леса и бросился на него. Царь, видя невозможность спастись от нападения зверя, обрёк себя на неминучую смерть. В это время предстал пред ним один благолепный старец и, с появлением его, зверь тотчас убежал от царя. Испуганный такой предстоящей опасностью и обрадованный своим спасением, царь спросил старца о его имени. Тот отвечал, что он один из иноков Сторожевского монастыря и что его зовут Саввой и тотчас был невидим. Когда царь пришёл в обитель, то спросил настоятеля о иноке Савве , думая, что это какой нибудь ещё неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Настоятель говорил, что в его обители нет н одного инока, под именем Саввы. Тогда царь взглянул на икону преподобного Саввы, написанную некогда игуменом Дионисием ещё при жизни самого угодника, и уразумел, что это был Савва Преподобный, который избавил его от нападения зверя, и возымел намерение открыть его мощи. 19 января 1652 года, в обители преподобного Саввы совершено было патриархом Иосифом, торжественное Богослужение. После молебствия открыли гроб преподобного Саввы и обрели мощи его нетленными, и поставили их в соборной церкви открыто, на правой стороне подле иконостаса, где почивают и доныне, источая благодатные исцеления всем приходящим к ним с верой. Главная соборная церковь в монастыре – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основана была ещё при жизни преподобного Саввы. Иконостас в ней пятиярусный, резной; иконы обложены чеканным серебром и украшены венцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

86 Сосница – небольшая речка, рядом с Вишерой, название получила от Соснового Бора, в 5 км от монастыря. 88 Иоанн II – архиепископ Новгородский (ум. 24.VI.1417), управлял Новгородской епархией с 1388 по 1415 г. 89 ...бревно взяти... конецъ приатъ... – Восстановлено по списку: РНБ, Соловецкое собр., 518/537, л. 288 об. 90 ...Лисичиа гора зовомаа... – Лисицкий (на Лисичьей горке) Богородичный монастырь был расположен в 7 верстах от Новгорода. Первое упоминание в летописи 1389 г. 91 Ефрем – Согласно церковному преданию ученик преподобного Саввы, после смерти Саввы Вишерского удалился на берег озера Ильмень, где основал на западном берегу Перекомский Никольский монастырь. Память преподобного Ефрема Перекомского – 16 мая. Ефрем Перекомский вместе с Саввою Вишерским изображен на знаменитом Киликиевском кресте Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, который являлся государственной святыней в Казанском походе 1552 г. Современные научные данные показывают, что Ефрем Перекомский основал свой монастырь в 1407 г., на 10 лет ранее, чем Савва Вишерский. 92 ...Славный конецъ... – Новгород делился на две стороны – Торговую и Софийскую, которые в свою очередь делились на концы. Славный (Славенский) конец находился на юге Торговой стороны. Савва Вишерский посылает Ефрема туда, потому что именно в введении Славенского конца и находился Лисицкий монастырь. 93 ...и тамо обитель составити. – Савво-Вишерский монастырь, прежде Вознесения Господня Саввина пустынь, был расположен в 10 верстах к северо-востоку от Новгорода, близ Московской дороги, на левом берегу реки Вишеры. Известна также «докончальная грамота» – документ XV в. – об установлении границ монастырских владений. (См.: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. 112. С. 172). 94 ...и церковь помыслив здвигнути... воскор поставлена бысть. – В «Краткой летописи о монастыре преподобного отца Саввы, иже над Вишерою ркою жившаго, Новгородскаго чудотворца, с присовокуплением древних грамот царских и прочих данных сему монастырю» (СПб., 1849. С. 1) сказано: «Сей преподобный сам первоначально построил свой монастырь с деревянною церковью по благословению преосвященного Симеона (ум. в 1421 г. – М. Ф.) архиепископа Новгородского в 1417 году». Новгородская III летопись сообщает под 1418 г., что поставлена деревянная церковь «Вознесения Христова в Саввине пустыни у Саввы Вишерского». (См.: ПСРЛ. Т. III. СПб., 1841. С. 236–237). По указанию В. В. Зверинского, собор Вознесения уже с приделами Покрова Богородицы и Саввы Вишерского «существует с 1661 г., в нем под спудом почивают в раке, устроенной в 1670 г., мощи преподобного Саввы». (Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. СПб., 1890. Т. 1. С. 221. 416.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  О возвращении мощей преподобного Саввы Освященного в 1965 году За те 20 лет, что владыка Мефодий организовывал русские паломничества из Западной Европы на Святую Землю, паломники становились в какой-то мере свидетелями многих важных событий и церковной, и политической истории. В «Паломническом листке» описывались войны, объединение Иерусалима и всей Святой Земли после Шестидневной войны 1967 года, смена «церковных властей», а также такие события, как, например, возвращение мощей преподобного Саввы Освященного из Венеции в его монастырь в Иудейской пустыне. Савва Освященный, один из величайших отцов православного монашества на Святой Земле, жил в VI веке. Им была основана лавра, находящаяся в Иудейской пустыне между Вифлеемом и Мертвым морем. Лавра Саввы Освященного, с момента основания и до сегодняшнего дня, являлась главным центром всего палестинского монашества. В Средние века мощи святого Саввы были перенесены в Венецию. Когда и каким образом это произошло, в точности неизвестно. Возможно, они были вывезены в Венецию прямо из лавры в 911 году, т.е. еще до разделения церквей, или же были перенесены в Константинополь, а оттуда похищены крестоносцами в XII-XIII веках. Возвращение мощей в лавру произошло в 1965 году: оно стало возможным после встречи Вселенского Патриарха Афинагора и Римского Папы Павла VI, произошедшей в Иерусалиме в 1964 году, впервые после многих столетий не-общения православных патриархов и римских пап (с 1439 г.). Весной 1965 года в «Паломническом листке» было напечатано сообщение о предстоящем возвращении мощей преподобного Саввы: « Кардинал Урбани, архиепископ Венеции, по распоряжению Папы Павла VI, ради сближения Католической и Православной Церквей, возвратит в обитель преподобного мощи преподобного Саввы, покоящиеся в Венеции. Мощи преподобного Саввы с 911 года хранились в церкви св. Антонина в Венеции; это радостное для всех православных событие будет обставлено большой торжественностью. Разрабатывается программа возвращения. Сначала предполагали устроить встречу после Пасхи, но не успеть приготовиться, и отнесли это перенесение на ноябрь сего года. Это будет редкое православное торжество» .

http://bogoslov.ru/article/510017

16 марта 2012 года в Москве министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров и министр иностранных дел Республики Сербия В. Еремич подписали протокол о российском участии в оформлении внутреннего убранства храма святителя Саввы в Белграде. В соответствии с протоколом для координации дальнейшей совместной деятельности по благоукрашению храма святого Саввы в 2013 году была создана российско-сербская рабочая группа, учредившая состав конкурсного жюри по выбору лучшего художественного решения внутреннего оформления собора святителя Саввы в Белграде. Сопредседателями конкурсного жюри были избраны митрополит Волоколамский Иларион и первый вице-премьер, министр иностранных дел Республики Сербии И. Дачич. Летом 2014 года был объявлен Всероссийский открытый конкурс на проект оформления внутреннего убранства храма святого Саввы в Белграде. 6 октября 2014 года конкурсное жюри под председательством митрополита Волоколамского Илариона и И. Дачича определило победителей конкурса. Первое место занял проект Международного фонда содействия ЮНЕСКО, подготовленный авторским коллективом под руководством народного художника Российской Федерации Н.А. Мухина. Второе место занял проект белорусских художников-мозаичистов, подготовленный Стенописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря города Минска. 22 февраля 2018 года митрополит Волоколамский Иларион принял участие в прошедшей в соборе святителя Саввы в Белграде торжественной церемонии передачи Сербской Православной Церкви мозаичного убранства главного купола этого храма, созданного в 2016-2017 годы коллективом российских художников-мозаичистов под руководством народного художника Российской Федерации Н.А. Мухина. 23 марта 2019 года в Российском центре науки и культуры в Белграде состоялась церемония подписания соглашения о продолжении российского участия в проекте создания мозаичного убранства собора святителя Саввы. 18 декабря 2019 года в Российском центре науки и культуры в Белграде прошло заседание Приемочной комиссии по приемке выполнения работ благоукрашения храма святителя Саввы на Врачаре. Были приняты работы по созданию мозаичного убранства алтаря и центральной части собора на общей площади 1998 м 2 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6086031...

Сей монастырь имеет разстояние от святаго града Иерусалима четыре часа; ити до оного мимо дому Давидова во врата Иоппийския, под стеною Иерусалимлею и под горою Сионскою, мимо гробищ арменских и купели Силоамли, такожде и село Скуделниче во Юдоль Плачевную, Юдолию же Плачевною, чрез несколько гор прешедши, приходят до Саввы Освященнаго монастыря. Монастырь же святаго Саввы зело прекрасный, под горою, во Юдоли Плачевной, крутом ограда новая, соделанная от Святейшаго Патриарха Иерусалимскаго, Досифея, такожде и нынешняго Хрисанфа. Церковь великая заложена в память святаго Саввы Освященнаго, пред церковию гроб каменный или предел святаго Саввы, идеже бе положен первее, ныне мощей святаго не обретается, сказуют аки бы венецыяне взяша. В том монастыре по десной стране есть пещера святаго Саввы, такожде в пещере келейка и церковь невелика, идеже сам святый в оной обиташе. Обретается же мощей святых много в пещерах заделанных, тамо суть и главы преподобных отец Иоанна и Аркадия, сынов преподобнаго Ксенофонта и жены его, Марии, таможде обретается келия святаго Иоанна Дамаскина , в ней же трудишеся в подвигах монашеских, но ныне с тое келлии сооружиша церковь в память его; и иных пределов или церквей у святаго Саввы в монастыре есть осмь. В сих церквах путницы со благоговением и страхом должное поклонение творят и молятся. Сей святый монастырь по истине весма пуст, понеже не родитца окрест его ни пшеница, ниже какое гроздие; не имеет бо около себе никакова древа, ни смоквин, ни винограду, ни маслин, ни лимонов, ни цытронов, ни померанцов, ни фиников, кроме единаго финика, идеже пред келиею Патриаршею пред окнами есть насажденный, и то невеликой; иного в нем ничто же есть, кроме воды в цыстернах, и то зело от солнечных жаров горячей. Пища монахом из Иерусалима подается и приносится. Монахов в нем точию пять, или шесть. От арапов зело великую нужду поносят; аще бы онем чрез окно на всяк день пищи из монастыря не подавали, то бы весь монастырь разорили. Келей старых вокруг монастыря по Юдоли Плачевной премножество, но все старые и поразвалившись, точию место знать; Юдоль плачевная пошла даже до самаго Содомскаго моря, до него же от Лавры святаго Саввы часов шесть: тамо путницы преночевавши, и рано святой литоргии выслушавши, паки во святый град Иерусалим возвращаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

— Именно таковым явился мне преподобный Савва в сию ночь и повелел изобразить себя на иконе. Так как Дионисий был сам иконописец, то он поспешил написать икону преподобного Саввы. В обитель преподобного Саввы был приведен бесноватый, по имени Иуда. Во время совершения молебна святому Савве, бесноватый закричал: — Тяжко мне: я сгораю, — и тот час же сделался здоров. Когда его спросили, почему он так сильно закричал, — он сказал: — Я видел благолепного старца. Он стоял на гробе преподобного Саввы, держал крест и осенил им меня. От этого креста явилось великое пламя и опалило меня всего. Вот отчего я закричал, и этим пламенем отогнан был от меня нечистой дух. Однажды иноки обители святого Саввы возроптали на своего игумена Дионисия. Они составили на него ложный донос великому князю Иоанну. Князь поверил их клевете и велел игумену немедленно явиться к себе. Узнав об этом, игумен был в великой скорби. И вот ночью во сне ему явился блаженный Савва и сказал: — Что скорбишь, брат: иди к великому князю, и смело говори ему, не предавайся сомнению, ибо Господь Бог будет с тобою и пошлет тебе помощь. Угодник Божий явился также и некоторым из роптавших на игумена и сказал им: — Для того ли вы удалились от мира, чтобы в роптании совершать свой подвиг? Вы ропщете, а игумен молится за вас со слезами: что одолеет, ваши ли клеветы, или молитвы отца вашего? Когда игумен и братия явились пред князем и объяснились на суде, то клеветники были посрамлены, а игумен с честью возвратился в монастырь. Один из иноков обители преподобного Саввы долго и тяжко страдал болезнью глаз, и совершенно не мог глядеть на свет. Он пришел ко гробу святого Саввы, пал пред ним на колена и со слезами просил исцеления. Свои же больные глаза стал он отирать покровом, лежавшим на гробе святого угодника. Увидев это, другой инок, стоявший тут, начал поносить его, говоря: — Не получишь ты исцеления, а только запылишь свои глаза еще больше песком. Инок, припавший с верою ко гробу святого Саввы, получил исцеление, а насмехавшийся над ним брат внезапно поражен был слепотою и услышал голос, говоривший ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

По окончании этого странствования снова возвратился в Иерусалим. Отсюда отправился в Антиохию. Там с любовью принят был патриархом и имел с ним поучительную беседу; отсюда он ходил в монастырь святого Симеона Дивногорца, потом отправился в Армению, ища мощи святых. Прошедши Армению и Турецкие владения, сел на корабль, идущий в Константинополь. Из Константинополя отправился в Болгарию, желая видеться со своим родственником Асаном, царем болгарским, который выслал вельмож на встречу св. Савве, и когда св. Савва прибыл в Тернов, сделал великое торжество. Прошел год после того, как тело св. Саввы положено было в городе Тернове в недра земли. Преемник архиепископского престола св. Саввы Арсений стал говорить королю Владиславу: «стыдно нам перед Богом и людьми оставить святого отца нашего, равноапостольного учителя, который совершил многие подвиги и бесчисленные труды для сербской земли, устроил и возвеличил ее, оставить в чужой земле; нужно позаботиться о перенесении останков его в свое отечество». Король рад был такому совету и послал к своему тестю знатнейших сановников просить мощей св. Саввы. Два раза Асан отказывал в просьбе своего зятя, жалея расстаться с мощами св. Саввы, наконец сам Владислав прибыл лично просить их у Асана, и около самого гроба святого, со слезами молил святого преклонить сердце царя к исполнению его просьбы. Молитва его была услышана. Ночью Ангел Божий явился во сне царю в образе святого, повелевая отпустить мощи св. Саввы в отечество. И Асан позволил Владиславу взять мощи святого. Приступая к перенесению, совершили службу о памяти Саввы, открыли гроб его и увидели его тело целым и невредимым, как будто он спал; по всей Церкви разливалось благоухание. Не только тело, но и доски, и персть в гробе находящаяся, издавали благоухание и подавали исцеление. Жители города стекались видеть святого и прикосновением к святым его мощам получали исцеление, одержимые духами нечистыми получали от них освобождение, хромые стали ходить, глухие слышать. Так как от множества народа нельзя было подойти к мощам его, то брали персть, бывшую в гробе, и призывая святого прилагали к больным местам, и все получали исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афонский патерик Январь Афонский патерик Январь     Афонский патерик 4  января Житие и страдания святого нового преподобномученика Онуфрия Память св. преподобномучеников Ватопедских – игумена Евфимия и двенадцати иноков Жизнь святого Евстафия, архиепископа Сербского 5  января Страдание святого преподобномученика Романа 11  января Память преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, митрополита Трапезундского 13  января Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Максима Кавсокаливита 14  января Житие преподобного и богоносного отца нашего Саввы I-ro, архиепископа Сербского Предисловие Первые годы святого Саввы, до его пострижения Иноческие подвиги Саввы; пострижение отца его Начало Хиландарской обители Кончина и явление преподобного Симеона Священство и странствования преподобного Саввы Свидетельство святого Саввы Царское венчание Стефана Странствования Саввы во Святую Землю Преставление святого Саввы Уставы святого Саввы для обители Хиландарской и кельи " Типикарницы " на Карее Заключение 16  января Память преподобного Ромила, ученика святого Григория Синаита 21  января Память преподобного Неофита, Просмонария Ватопедского Житие преподобного отца нашего Максима Грека 24  января Житие преподобного Дионисия, подвизавшегося долгое время на святой горе Афонской и скончавшегося на Олимпе 30  января Страдание святого мученика Феодора 31  января Страдание святого преподобномученика Илии Ардуниса   4 ЯНВАРЯ Житие и страдания святого нового преподобномученика Место родины святого нового преподобномученика Онуфрия было селение Габрово, Терновской епархии. Он происходил от богатых христианских родителей-болгар и во св. крещении назван был Матфеем. Когда Матфей достиг возраста, способного разуметь книжное учение, тогда родители отдали его в училище, где он проходил учение с большим успехом. В это время однажды он в чем-то провинился, за что и был наказан своими родителями, но, однако, это внушительное родительское наказание породило в его юном уме мысль о мести, которая по действу вражескому клонилась к собственной его погибели.

http://isihazm.ru/1/?id=1822

4 Хотя это утверждение и могло быть только агиографическим шаблоном, можно с уверенностью сказать, что Доментиан пишет правду. Двор Неманей отличался просвещенностью. Сам Неманя был высокообразованным человеком (см. Первую Хиландарскую хартию), как и его брат Мирослав (для него было написано Мирославово евангелие), сын Стефан был писателем (написал биографию Неманей), содействовал развитию грамотности (для него было написано так называемое Вуканово евангелие). 6 Согласно церковному порядку принять монашество может только тот, кому исполнилось 17 лет. Поэтому Доментиан приводит возраст Саввы, хотя далее по тексту хронология отсутствует. 7 Святая Гора – гора Афон находится на восточный полуострове Халкидики, из-за своей неприступности и хорошего климата служила убежищем аскетов с начала IX в. Богородица – защитница Святой Горы, ей посвящено большинство монастырей. 9 Рушский монастырь – русский монастырь св. Пантелеймона, где, начиная с XII века, также жили сербские монахи. 10 Исаак Ангел – византийский царь (1185–1195). Святая Гора находилась на территории Византийского государства, в районе Солуна, поэтому Неманя должен был просить разрешение, чтобы его солдаты вошли на Святую Гору. Год отъезда Саввы на Святую Гору точно не установлен. Стефан Первовенчанный говорит, что это произошло во время строительства Студеници. Год рождения Саввы также не установлен, однако с уверенность можно сказать, что это событие произошло в период с 1170 г. по 1175 г. 12 Савва уговорил игумена начать ночную службу раньше обычного, до полуночи, чтобы уставшие солдаты заснули. 14 Монастырь Ватопед – один из самых больших и второй по значимости монастырь на Святой Горе находится на северо-восточном берегу острова и посвящен Богородице. Монастырь основан в 972–980 гг. Обладал богатой ризницей и обширной библиотекой, здесь Савва познакомился с богатой византийской литературой. 15 Молодой Расто принял монашеское имя по святому Савве Освещенному (439–531), основателю палестинского монашества. Жизнеописание св. Саввы Освященного было с ранних пор известно в славянской литературе. Этот святой будет примером для Саввы Неманича всю его жизнь, он посвящает ему Карейскую келью, а во время паломничества по святым местам в Палестине особое внимание уделяет Лавре св. Саввы Освященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010