Святыя великомученицы Варвары († ок. 306) и преподобнаго Иоанна Дамаскина († ок. 780) Святителя Геннадия, архиепископа Новгородскаго (†1505) 5 декабря Преподобнаго Саввы Освященнаго (†532) Святителя Гурия, архиепископа Казанскаго (†1563) 7 декабря Святителя Амвросия, епископа Медиоланскаго (†397) Преподобнаго Антония Сийскаго (†1556) Преподобнаго Нила Столобенскаго (†1554) 9 декабря Зачатие святыя Богопраматере Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу Иконы Божия Матере, именуемыя «Нечаянная Радость» 10 декабря Святых мученик Мины, Ермогена и Евграфа († ок. 313) Святителя Иоасафа, епископа Белгородскаго († 1754) Святаго праведнаго Иоанна, деспота Сербскаго (†1503), и родителей его святых Стефана (†1446) и Ангелины Бранковичей 11 декабря Преподобнаго Даниила Столпника († ок. 489–490) Преподобнаго Никона Сухаго, в Ближних пещерах почивающаго (XII) Неделя святых праотец 12 декабря Святителя Спиридона, епископа Тримифунтскаго († ок. 348) Преподобнаго Ферапонта Монзенскаго (†1597) 13 декабря Святых мученик пяточисленных Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (†ок. 284–305) Преподобнаго Германа Аляскинскаго (†1837) Преподобнаго Аркадия Вяземскаго, Новоторжскаго (XI) Преподобнаго Мардария затворника, нестяжателя, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) Преподобнаго Арсения, иже в Латре (VIII–IX) 14 декабря Святых мученик Фирса, Левкия и Каллиника († ок. 249–251); Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха с 3мя протекторами († ок. 286–287) Святителя Илариона, митрополита Суждальскаго и Юрьевскаго (†1707) 15 декабря Святителя Стефана исповедника, архиепископа Сурожскаго (VIII) Святаго священномученика Елевферия († ок. 117–138) и преподобнаго Павла, иже в Латре (†955) Преподобнаго Трифона Печенгскаго, Кольскаго (†1583) 16 декабря Святаго пророка Аггея (ок. 500 до Рождества Христова) Преподобныя Софии Суждальския (†1542) 17 декабря Святаго пророка Даниила и святых триех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (ок. 600 г. до Рождества Христова) 18 декабря Святаго мученика Севастиана и дружины его: Никострата проскриниария, Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера, диаконов Маркеллина и Марка, Клавдия комментарисия, Симфориана, Викторина, Тивуртия и Кастула (†287 или 304)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Сербская православная община в Вене, насчитывающая свыше 1000 постоянных жителей австрийской столицы и имеющая свой сербский храм имени св. Саввы, просветителя сербского, освященный в 1893 г., до 1896 г. состояла под непосредственным управлением буковинского митрополита. 265– В 1896 г. сербская православная община ходатайствовала пред австрийскими властями о переходе в ведение епископа далматинского. Ходатайство это было удовлетворено правительством. И вот начиная с 1897 г. почти ежегодно преосвященный епископ далматинско-истрийский Никодим Милаш посещает свою венскую церковную общину, проводит в Вене несколько недель в заботах и хлопотах по различным местным и общеепархиальным делам и вопросам. Так, по личному ходатайству епископа Никодима пред венскими властями богословское училище и общежитие в Задре недавно переведены в новое лучшее и удобнейшее помещение, увеличена ежегодная правительственная ассигновка на церковные сооружения в далматинской епархии, улучшено материальное положение духовенства и т. д. В 1904 г. преосвященный Никодим Милаш провел в Вене страстную и пасхальную недели, затем посетил в Новом Саде (Neusatz) своего друга и товарища по службе в задрском богословском училище епископа бачского Митрофана Шевича, в Карловцах беседовал с патриархом Георгием Бранковичем, встретился здесь также с преосвященными епископами будимским Лукианом Богдановичем и темишварским Георгием Летичем, был наконец у своего бывшего учителя и профессора архимандрита Илариона Руварца, везде лично знакомился с устройством и порядками различных просветительных и общественных учреждений карловицкой митрополии – карловицкого богословского училища, интерната, народного дома, новосадской «Сербской Матицы», гимназии и т. д. Знаменитый канонист, выдающийся проповедник, ревностный архипастырь-патриот преосвящ. Никодим повсюду был предметом самых сердечных оваций. Перед отъездом из Вены 9 мая 1904 г. епископ Никодим совершил торжественное освящение уступленного городом особого сербско-православного отделения на центральном венском кладбище. Преосвященный епископ далматинский остался вполне доволен образцовым порядком своей столичной общины, этого, как он выразился – «драгоценного камня в его митре». 1529

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Частью покупкой, частью благодаря пожертвованиям библиотека за отчётный год значительно обогатилась по всем отделам преподаваемых наук, разных журналов получала 33. Материальное положение профессоров значительно улучшено против прежнего. Стипендию недостаточных учеников резолюцией конгресса 1902 года решено повысить с 240 корон до 400 кор., но это определение ещё не приведено в исполнение. На стипендии 69 слушателям из фонда Иоанна Милостивого и других многочисленных фондов израсходовано всего 21461 кор. Шесть богословских сочинений награждены из специального фонда в сумме 200 кор. В конце 1902–1903 учебного года было всего 105 слушателей, именно: из архидиецезы 38, из горно-карловицкой 15, из бачской 24, из вершецкой 7, из темишварской 16, а из будимской ни одного! Как говорят цифры, из епархий горно-карловицкой, пакрачской и будимской нет даже и приблизительно такого количества кандидатов священства, какое требуется. Необходимо серьёзно позаботиться о приготовлении добрых пастырей в достаточном количестве. Когда будет открыто общежитие при богословском училище (здание общежития уже выстроено), оно, предполагается, будет содержаться всецело на средства богатого фонда Саввы Текелия, и тогда стипендии из других фондов могли бы специально употребляться на приготовление кандидатов богословия для тех епархий. Из 22 слушателей IV класса экзамен выдержали только 12, из 29 – III класса 18, из 31 – II класса 18 и из 23 слушателей I класса 12. Такой неуспех учеников объясняется тем, что слушатели в значительном количестве пропускали уроки. Благодаря тому, что ученики рассеяны по частным квартирам, строгий инспекторский контроль невозможен. Настоятельно требуется устроить интернат для учащихся, что устранило бы многие препятствия правильным их занятиям и доброму успеху 1484 . Нельзя поэтому не приветствовать решение патриарха —547— Георгия Бранковича выстроить новое здание интерната для учащихся сирот – гимназистов и богословов. Патриарх Георгий любит строить: он выстроил на счёт народно-церковных фондов великолепный патриарший дворец, народный дом, богословское общежитие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5) Иеновско-или-иенопольско-темешварская. Городок Иенова или Енова, называемый также Иенополем или Енополем, по-венгерски Boros-Jenö, находится в юго-восточной Венгрии, не очень далеко на юго-восток от г. Gyula и на северо-восток от г. Арада, на р. Fejër-Körös; он основан был сербскими переселенцами в XV в. (см. Чephura Emhnographie der Oesterreichischen Monarchie B. 2, S. 153 fin. uГлachuka XXI, 270 fin.). Noд Темешваром разумеется известный главный город Темешварского баната. Епархия иеновско-темешварская, с кафедрой в первом из двух городов, по словам сербского историка XVII в. Юрия Бранковича, была открыта во второй половине XVI в. сыном тогдашнего воеводы темешварской половины сербских переселенцев Авраама Бранковича Моисеем, в монашестве Матфеем, Бранковичем, который и был первым ее епископом (у Раича IV, 67). При втором епископе, которым был сын сейчас названного Моисея – Матфея Соломон, в монашестве Савва, по словам того же сербского историка, епископия иеновская была-было провозглашена самостоятельной архиепископией-митрополией, но сушествовала весьма недолго и первый же преемник Саввы Лазарь, в монашестве Логгин, Бранкович принужден был бежать от турок в Трансильванию (ibid. 67 sqq), после чего кафедра стала опять простой епископией, – подразумевается, подведомой патриарху пекскому (городок Иенова был общественным и административным центром сербских колонистов северного баната и восточной Венгрии, см Раича Ш, 270, 274, 320, а поэтому и могли они провозгласить епископа иеновского архиеиископом-митрополитом; но повествование Бранковича представляется нам непонятно несообразным, и вероятно и на самом деле неправильно, со стороны хронологической: на основании его слов, принятие Саввою титула и достоинства архиепископа-митрополита должно быть относимо к последним годам XVI в., у Раича IV, 70 и выше; но турки, при которых он не мог принять этого титула, завоевали городок Иенову еще в 1567 г.). Из епископов-архиепископов иеновско-темешварских, кроме помянутых троих, известны – Никанор и Иосиф, записанные в сопочанском синодике (Записок Геогр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

3137 Таким образом, Афон, и тут, чрез Евфимия и его ученика 3138 Константина Костеньчьского, сыграл вид- . —595— ную роль в истории сербской церкви, много способствуя исправлению церковно-богослужебных книг Сербии, искаженных, благодаря невежеству сербских переписчиков, до того, что в них содержались даже хулы. 3139 Высокая репутация Афонских иноков, как хороших переводчиков и переписчиков, не падает и в глазах следующего деспота Юрия Бранковича. Так, когда этому деспоту потребовалось исправить текст древнего Симеоновского перевода Лествицы, то он пригласил в свою столицу Смедерево старцев из Хиландаря, блестяще выполнивших свою задачу. Таким образом, одно только простое перечисление крупных сербских переводов и литературных работ вообще, сделанных на Афоне, или Афонцами в Сербии в период сербской политической независимости, само собою говорит о неотделимости древне-сербской литературы от Афонской книжной письменности. Родиной древне-сербской литературы был Афон. Во время турецкого владычества значение Афона в этом отношении падает. Естественно, что прекращение щедрой помощи со стороны сербских деспотов Афонским монастырям вело к обнищанию последних. 3140 Параллельно же с материальным упадком шло и разложение духовное, почему и умственный уровень и литературная деятельность Хиландарских иноков теперь сильно понизились. 3141 Тем —596— не менее, окончательно литературные интересы у Афонских иноков за это время не прекращаются, как не прекращается окончательно и славянская письменность на Афоне. Правда, оригинальных писателей или переводчиков за этот период уже нет, – если же и были, то слишком в ограниченном количестве. Голубинский напр., мог указать на одного только Феодосия, Хиландарского инока, который в 1757 году, по поручению Архиепископа Карловицкого написала, жизнь Св. Саввы, и – неизвестно когда – молебные каноны: Симеону и Савве. 3142 Епископ же Порфирий категорически заявляет, что «в сербском Хиландаре тогда (в указанный период) никто не сочинил ни одной книжицы». 3143 Зато славянская письменность выражается теперь в переписывании ранее приобретенных книжных богатств. Как показывают надписи на сохранившихся от этого времени доселе рукописях, подобного рода деятельность Хиландарских иноков особенно падает на вторую половину XVI века и первую – XVII века. За это время были переписаны: книги Св. Писания, богослужебные книги, писания Св. Отцов, книги канонического и исторического содержания, различные сборники. 3144 Между прочим, единственные два памятника знаменитого Ресавского извода сохранились в переписке этой именно эпохи. Это – Хиландарский Апостол 1660 года Арх. Леонида 3145 и Апостол 1638 года, най-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом время, жертвуя Милешевскому монастырю пять сел, писал он: «молитвами их (святых сербских) многажды спасен быхь, в мори же и на суши, в ратех и в различных нуждах и нахождении иноплеменных. Даже и окаанную душу мою от врат сьмрьтных вьзвратше»30). Наконец мирно почил он июля 19, 1427 г.31). Сербия горько рыдала о смерти Стефана, чувствуя, что у нее уже не будет столько умного, столько храброго и столько доброго оберегателя покоя ее. Современник Стефана, понимая значение Стефана, с одушевлением писал: «и ныне показал ты, Боже наш, силу свою между твоими людьми, не совсем оставив достояние твое на расхищение языков. И ныне оставил Ты не преклонивших колена пред Ваалом, при немощи естестве их. Они были крепкими в бранях, предпочитали страдать с людьми Божиими, но не пить временную сладость греха. Они страдали за стадо Христово… Естественно для плачущих искать себе облегчения в образцах умилительных. Так и я, найдя себе как бы корабль, плыву на нем по пучине морской… Многих властителей превзошел Стефан мудростию, но никто не превосходит его в милости и вере»32).   Сербии, то Бранковичи, или Балшичи воевали с Стефаном. Ему едва доставало сил бороться с домашними врагами. Мужеству Стефана, его бескорыстию личному и уму отдавала честь Европа. После того не хочется ли г. Майкову, чтобы Стефан явился в истории Дон Кихотом? 30) Грамата напечатана в 1844 г. в Сербско-далматинском магазине. Майков стр. 281. 282. 31) В прологе XV в. под 19 июля: «конць жития временнаго присть благочьстивыи и христолюбивыи господин срьблемь и множае деспоть Стефан в л. 6935». Гласник Х, 342. Сл. I, 169. Тот же год кончины блаженного деспота в Цароставнике и в летописях (Шафарика Памят. Стр. 73. 76. Гласник V, 99). То же время (июля 19, 1427 г.) показано в надписи на каменном памятнике, поставленном на месте смерти его, в кнежине Ясенице (у Миклошича Monim. 294. 295). 32) Житие св. Стефана деспота. 27 ч. Память св. КЛИМЕНТА, епископа величского и сотрудников его АНГЕЛЯРА, ГОРАЗДА, НАУМА и САВВЫ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Житийный жанр на серб. почве представлен почти только житиями св. правителей и церковных иерархов, при этом в силу исторических причин среди житий правителей с 1-й пол. XI и до кон. XIV в. отсутствуют (в отличие от древнерусских) сочинения, прославляющие венценосных мучеников. Жития преподобных весьма немногочисленны, отчасти (по аналогии с житиями западноболг. подвижников) это может объясняться тем, что почитание преподобных, живших в древности, не распространялось широко, а сохранялось лишь в местах их упокоения, поэтому при неблагоприятных обстоятельствах (войны, пожары, эпидемии) оно легко могло безвозвратно исчезнуть. Жития св. жен в средневек. серб. лит-ре ограничиваются 2 агиобиографиями правительниц, кор. Елены Анжуйской и деспотицы Ангелины Бранкович (см. ст. Бранковичи ), а жития преподобных жен неизвестны. Появление в сербской лит-ре немногочисленных сказаний о перенесении мощей святых как отдельного жанра относится к кон. XIV - сер. XV в. и напрямую связано с тур. завоеванием Балкан, вызвавшим миграцию правосл. реликвий. К особенностям серб. Ж. л. относится и обилие агиографических моментов в пространных жалованных грамотах средневек. серб. правителей ( 1990. С. 24-26; Лексикон. 1999. С. 15). Все это дает основание оценивать серб. Ж. л. XIII - раннего XV в. как своеобразную «династическую историографию». Одну из ключевых ролей в развитии серб. агиографии (а также лит-ры и культуры в целом) на протяжении XIII-XIV вв. играл афонский мон-рь Хиландар , с которым были связаны едва ли не большинство средневековых сербских книжников. Особенность рукописной традиции серб. Ж. л. состоит в том, что по крайней мере вплоть до XVI в. пространные тексты не включались в минейные Торжественники, а краткие (за исключением Житий святых Симеона и Саввы) - в Прологи. Первые встречаются обычно в составе сборников, а вторые (в соответствии со своей функцией) сопровождают службы святым в служебных и чаще в праздничных Минеях. Начало собственно серб. Ж. л. связано с объединением страны во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Идея translatio Hierosolymi была напрямую связана с идеей translatio imperil, представляющей собой существенный элемент имперской идеологии. Поэтому важно подчеркнуть, что некоторые реликвии в Жиче имели статус королевских инсигний. После перенесения мощей Стефана Первовенчанного программа собирания святынь в Жиче была прекращена. Собирание христианских реликвий имело далеко идущие идеологические и политические последствия, поскольку важнейший национальный объект поклонения был причислен к самым высокопочитаемым христианским святыням мира. В соответствии с представлениями эпохи это означало, что сербы как новый исторический и «избранный» народ вошли в Священную Историю. Программа собирания мощей в Жиче никогда более не повторялась в Сербии в прежнем масштабе. Позднее в средние века вся информация о частицах Животворящего Креста была тщательно записана, поскольку они были объектом пожертвований светской элиты. Тем не менее накануне окончательного падения Сербского государства в первой половине XV века имеются свидетельства о попытках возродить духовные основы почитания мощей, а также восстановить идеологическую и политическую функции реликвария. Эти попытки, в том числе и новые программы собирания святынь, совершали Стефан Лазаревич, правитель Белграда, и Дурад Бранкович, правитель Смедерево, которые таким образом стремились заручиться Небесным покровительством для последних Сербских столиц. Основной государствообразующий и политический аспект культа святых среди сербов заключался в почитании своих национальных святых. В Сербии они принадлежали к двум общественным категориям. Во-первых, это были правители, поддержанные церковными иерархами. Во-вторых, существовал относительно менее распространенный культ затворников- аскетов. В основе культа лежала идея святого правителя, и этот феномен следует рассматривать в более широком европейском контексте. В Сербии, благодаря усилиям святого Саввы, эта идея была сильно развита на момент причисления к лику святых прародителя династии, Симеона Немани, и с тех пор стала важной традицией королевской идеологии. Культ реликвий королевской семьи был детально разработан во всех аспектах, касающихся богословия, обрядов, литургики и практической жизни, и включал в себя несколько важных элементов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга Орбини в переводе Владиславича появилась в августе 1722 года, получив новое, более длинное название " Книга историография початия имени, славы и раширения народа славянского… Собрана из многих книг исторических, через Господина Мавроурбина Архимандрита Рагужского " … Это в сущности был не дословный, " настоящий перевод, нежели выписка и сокращенная версия произведения Орбини, составленная по выбору и личному решению переводчика " Часть глав этой книги он в сущности сократил, а некоторые вообще пропустил. Таким образом, " изложение Орбини о славянах и Дубровнике (5 – 205 с.) у него заняло… меньше объема книги (1 – 184 с.). Перевод Барской родословной на итальянский, выполненный Орбини, (206 – 241 с.) также не был передан целиком (185 – 216). История Неманичей у Орбини (242 – 272 с.) в книги Саввы Владиславича получила сжатое воплощение (217 – 236 с.). История Мрнявчевичей (274 – 280 с.) также не была полностью переведена (237 – 240 с.). Это же относится к Воиновичам (281 – 285 с.), хотя в меньшей мере (240 – 243 с.) " … Аналогично автор поступил и с Балшичами, Лазаревичами и Бранковичами, сократил историю Боснии, а сразу после этого раздела разместил главы, где речь идет о Болгарии, пропустив, таким образом, историю Хума и Хорватии Эта книга была напечатана на русском языке и вызвала большой интерес в славянском православном мире, который именно посредством перевода, выполненном Саввой Владиславичем, имел возможность познакомится с произведением Мавро Орбини. Книга произвела сильное впечатление на историков, вызвав даже полемику в российских интеллектуальных кругах Однако даже несмотря на качество перевода, " книгу была очень хорошо восприняли, усердно читали, и она оказала значительное влияние на развитие сербской историографии,… когда как болгарам она помогла в формированию их современной историографии " Переводом Владиславича пользовались и последующие сербские историки Василий Петрович и Йован Раич, черпая из него необходимые сведения Особое влияние она оказала на болгарских историков: опираясь на нее Паиссий Хиландарец написал свой труд " История славяноболгарская " Только после выхода этой книги русские стали адекватным образом понимать этнические и исторические проблемы на Балканах, а также различать южных славян и греков

http://pravoslavie.ru/37603.html

Жемчужиной храмовой росписи церкви является икона XIII века – «Милостивая, на которой запечатлена Богоматерь с Богомладенцем с корзинкой в руках полной хлебов. Из корзинки Богомладенец берёт хлеба и раздаёт страждущим. Данная фреска-икона почитается верующими как чудотворная. В храме периодически совершаются богослужения. Адрес: Sahat Kulla 21 20000 Призрен, Косово. Телефон: +383 49 776460 Электронная почта: djstefanovic@gmail.com Подробнее... Церковь Святого Спаса (Призрен) [ править править код ] Церковь Святого Спаса в Призрене была построена около 1330 года и находится в юго-западной части города. Расположена на небольшом плато ниже городской крепости, которая возвышается над городом. Церковь построил дворянин Младен Владоевич (дед Вука Бранковича), который в 1348 году передал ее в дар задужбине царя Душана Стефан монастырю Святых Архангелов в каньоне призренской Быстрицы. В османский период церковь была заброшена и какое-то время использовалась как амбар, в результате чего ей был нанесен значительный ущерб. Самый старый слой фресок, датированный примерно в 1335 годом, находится в алтаре. В 1990 году Республика Сербия включила её в число памятников культурного наследия Республики Сербия исключительной важности наряду с другими церквями в Призрене. Албанские экстремисты подожгли и сильно повредили церковь во время мартовского погрома 2004 года. Адрес: Nuri Sherifi, Prizren, Косово. Подробнее... Церковь святого великомученика Димитрия Солунского (Косовска-Митровица) [ править править код ] После войны 1999 г. Косовская Митровица разделилась на северную и южную части. Из-за разделения церковь Святого Саввы, расположенная в южной (албанской) части города, стала недоступной для сербов, которые мигрировали в северную часть города. Возникла необходимость построить новый храм, строительство которого началось в ноябре 2001 года. Место для строительства нового храма было тщательно выбрано так, чтобы храм мог быть виден из любой части города. Наравне с монастырем Баньска, церковь является духовным центром Северного Косова.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Серб...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010