Усердие князей и бояр к монастырю стало особенно увеличиваться после того, как начал распространяться слух о чудотворениях преподобного. Около половины XV века было первое явление преподобного игумену Саввинскому, Дионисию. 9 Ему во сне предстал преподобный Савва, и повелел написать на иконе свой лик. Дионисий сам был живописец, и, написав образ Саввы, поставил его в церкви. 10 Это было так. Когда преподобный явился Дионисию, Дионисий вопросил: „Кто еси, Господи?“ Явившийся ответствовал: «Аз есмь Савва, начальник месту сему». Пробудившись, игумен призвал некоего старца, одного из учеников преподобного Саввы, именем Аввакума и спрашивал его о преподобном Савве: каков бе образом? Когда старец пересказал Дионисию черты лица преподобного Саввы, тот отвечал, что в таком действительно виде явился ему старец в ночном видении. „С тех пор, – говорит Маркелл, – от гроба святого начали истекать многие исцеления“, и, должно думать, с тех же пор стали чтить память св. Саввы и призывать его в молитвах, как сильного предстателя и ходатая у Престола Божия. Но когда именно преподобный Савва был причислен церковью к лику святых – об этом нет положительных сведений. В окружной грамоте митрополита Макария об установлении празднования новым русским святым, писанной в 1547 году, имени преподобного Саввы не находится. Значит, что он был причтён к лику святых ранее. Ибо в Троицком рукописном обиходе «братской ествы», писанном между 1534 и 1547 годами, под 3-м декабря, полагается празднование памяти преподобного Саввы Сторожевского: «в той же день Саввы Сторожевского. Славословие». Кром того, писатель жития преподобного Саввы, Маркелл, говорит, что при гробе преподобного служили молебны ещё при игумене Каллисте, а Каллист жил в первые годы XVI века. В одной грамоте 1539 года Савва называется Чудотворцем. 11 Инок Маркелл, в жизнеописании преподобного Саввы и службе на день его памяти, употребляет выражения: святая рака, честные мощи, рака мощей, и говорит об одном чуде: что один слепой утёр очи свои покровом, иже есть на гробе святого, и исцелел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

До 1595 года мощи св. Саввы лежали в монастыре Милешеве. Область, где лежали они, называлась воеводством св. Саввы, и начальники сей области называли себя стражами гроба св. Саввы. В 1595 г. Синан, Верховный Визирь оттоманской империи, взявши сей монастырь, велел принести мощи св. Саввы в Белград и там предал огню. Пишут, что как скоро пламя коснулось св. тела, от самого костра даже до неба простерся столп, подобно радуге сияющий разными цвегами. Казнь Божия не замедлила постигнуть поругателя святыни. Победоносный доселе вождь турецкий малым числом Болгаров и Сербов был разбит и обращен в бегство. И когда он вздумал испытать свое воинское счастие в войне с Сигизмундом Трансильванским, то вторично разбитый постыдно кончил свою жизнь 36 . Жители Белграда из благоговения к св. Савве оградили то место, на котором были сожжены мощи его; но в 1716 году ограда была сломана и место истоптано войсками турецкими и немецкими 37 . Заключим обозрение жизни первого архиепископа Церкви сербской древними песнопениями, от нея посвященными святому архипастырю: « Пути, вводящаго в жизнь, наставник и первопрестольник и учитель бысть. Первее бо пришед, святителю Савво, отечество си просвети, породив Духом Святым, яко древа маслична, всеосвященная ти чада. Тем, яко и Апостолом и Святителем сопрестольна чтуще тя, молим, дароват нам велию милость (Тропарь)». «Избранного от пелен Христовою благодатию и возлюбленного от юности Божиим Духом, девственное процветение Саввы блаженного, похвальные венцы вернии, ныне исплетше и божественную главу ныне венчавше зовем: радуйся отче, Божие обиталище (Кондак)»! 38 . 1 Память святаго Саввы празднуется 12 января и, вместе с отцем его преподобным Симеоном Муроточивым, 13 февраля. В собственноручной псалтири митрополита Киприана уже упоминается о праздновании св. Савве сербскому (14 января). Западная Церковь также признает Савву в числе, святых, и празднует память его 14 января. 2 Житие Саввы часто встречается в наших рукописях. Мы пользовались рукописью Лаврской библ. N 9-й в л. XV в. Надобно заметить, что список жития Саввы сербскаго , из которого делает выписки г. ШаФарик, отличен от наших списков, хотя и на наших списках всюду встречается надпись « списано монахом Дометианом». Дометиан был духовником и игуменом Хиландарскаго монастыря на Афоне. Феодор Грамматик называет его " истым книголюбцем и великимм Боголюбцем». (Калайд. Иоанн Болгар. стр. 164. 165). Свидтеельства византийских и западных писателей о св. Савве собраны Ассеманом в Calend. uniwers. Eccles.Tom. V и VI; но они не имеют болышой важности.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Спустя некоторое время он поселился в Метопе в монастыре, находившемся под управлением Марина и Луки, учеников св. Евфимия и пр. Феоктиста. Затем на вершине одного из горных кряжей и в 6 верстах от лавры св. Саввы, т. е., на равном расстоянии между Иерусалимом и лаврою пр. Саввы 179 , поселился в пещере, около которой образовался общежительный монастырь. С течением времени пр. Феодосий сделан был архимандритом и благочинным всех общежительных палестинских монастырей. Пр. Феодосий и Савва, познакомившись друг с другом, были так единодушны и единомысленны, что иерусалимские жители называли их новою апостольскою двоицею, подобно двоице апостолов Петра и Иоанна; преподобный Савва отсылал к авве Феодосию всех желавших отречься от мира, но молодых и не имевших бороды, равно и келлиотов, впадавших в гордость и самомнение, с другой стороны неспособные к киновиальной жизни отсылаемы были пр. Феодосием в лавру св. Саввы. Хотя и до пр. Феодосия были в Палестине киновиальные монастыри, но он поставил свой общежительный монастырь так высоко и на таких твердых началах, что назван начальником общежитий. В число братии в его монастыре возросло до 700 человек, между тем как лавра Саввы заключала в себе около 150 человек. Но ученики Саввы основали другие многие келлиотские монастыри; из вновь открытых правил монашеской жизни преп. Саввы видно, что некоторые из учеников его удалялись из лавры в пустыню и там подвизались, а иные жили по городам и деревням, так что всех учеников преп. Саввы было очень много, и потому патриарх иерусалимский Или я сказал, что пр. Савва населил Палестинскую пустыню, подобно городу. Как ни высоко поставил пр. Феодосий общежитие, но писатель жития пр. Саввы Кирилл вложил в устав Саввы следующие слова пр. Феодосию: «господин авва, ты состоишь игуменом деточек, я же игумен над игуменами; ибо каждый из моих учеников самостоятельный подвижник является игуменом собственной келлии». Пр. Феодосий скончался 11 января в 529 г., имея 105 лет от рождения, за 3 года до кончины св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афонский патерик ОГЛАВЛЕНИЕ Афонский патерик ОГЛАВЛЕНИЕ   Предисловие   Январь 4  января Житие и страдания святого нового преподобномученика Онуфрия Память св. преподобномучеников Ватопедских – игумена Евфимия и двенадцати иноков Жизнь святого Евстафия, архиепископа Сербского 5  января Страдание святого преподобномученика Романа 11  января Память преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, митрополита Трапезундского 13  января Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Максима Кавсокаливита 14  января Житие преподобного и богоносного отца нашего Саввы I-ro, архиепископа Сербского Предисловие Первые годы святого Саввы, до его пострижения Иноческие подвиги Саввы; пострижение отца его Начало Хиландарской обители Кончина и явление преподобного Симеона Священство и странствования преподобного Саввы Свидетельство святого Саввы Царское венчание Стефана Странствования Саввы во Святую Землю Преставление святого Саввы Уставы святого Саввы для обители Хиландарской и кельи " Типикарницы " на Карее Заключение 16  января Память преподобного Ромила, ученика святого Григория Синаита 21  января Память преподобного Неофита, Просмонария Ватопедского Житие преподобного отца нашего Максима Грека 24  января Житие преподобного Дионисия, подвизавшегося долгое время на святой горе Афонской и скончавшегося на Олимпе 30  января Страдание святого мученика Феодора 31  января Страдание святого преподобномученика Илии Ардуниса         Февраль 1  февраля Память преподобного отца нашего Василия, архиепископа Солунского 8  февраля Память преподобного отца нашего Саввы II-ro, архиепископа сербского 13  февраля Память преподобного Симеона мироточивого, ктитора Хиландаря 16  февраля Страдание святого преподобномученика Романа 23  февраля Память преподобного Дамиана Есфигменского Страдание святого преподобномученика Дамиана   Март 1  марта Память преподобного отца нашего Агапия 5  марта Страдание святого мученика Иоанна Болгарина 19  марта

http://isihazm.ru/?id=1837

В храме села Саввина есть древняя икона преподобных Саввы и Варсонофия. Здесь же еще целы царские врата с мелкотравчатою резьбою и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сия царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакии Тверском, в церковь преподобного отца нашего Саввы Освященного, старанием игумена Леванида Саввина монастыря» 398 . В Московском Успенском соборе хранится устав Твер­ского Саввина монастыря XV века; в конце пасхалии его, доведенной до 8 тысяч, сказано: «Конец семи тысячам. Троице Святая, слава Тебе, Sôa aoi о 0гоа». На л. 295 читается древняя драгоценная заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говенье монастырю святого Саввы минуло 35 лет, а смерти князя великого Михаила 34 лета» 399 . По этой заметке несомненно, что Тверской Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года на­чались подвиги преподобных Варсонофия и Саввы в Саввиной пустыни. На рукописной книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 году в монастыре преподобного Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича (1426 г.), по воле игумена Варсо­нофия. Другая книга, «Лествица», писана в 1419 году для священноинока Саввы 400 . Поскольку же преподобный Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью (так пишет преподобный Иосиф), то очевидно, что в 1419 году игуменом Саввиной обители был уже преподобный Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по немногим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно по­ложить, что 1416 год был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 года бу­дем считать 50 лет начальствования преподобного Саввы Тверского, то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 году 401 . Память Преподобного Савватия Тверского и ученика его Евфросина В рукописном описании святых города Твери читаем: «преподоб­ный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, как у Иоанна Богослова». Пустынь преподобного Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остается село Савватиево.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— заместитель председателя экспертного совета комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям А.Г. Викторов награжден орденом прп. Сергия Радонежского (III степени); — заведующая советника аппарата полномочного представителя Президента России в ЦФО Т.Г. Наседкина награждена медалью св. блгв. кн. Даниила Московского. Памятными знаками, посвященными 600-летию преставления прп. Саввы Сторожевского награждены: митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Верейский Евгений, архимандрит Порфирий (Шутов) (Свято-Троицкая Сергиева Лавра). На заседании был принят к сведению отчет о выполнении программы юбилейного года, и выражена благодарность членам Оргкомитета по проведению торжеств; одобрен план церковно-общественных мероприятий на 2008 год и утверждены изменения в составе Попечительского совета Саввино-Строжевского монастыря. В частности, на должность ответственного секретаря Попечительского совета избран А.Г.Викторов. Одобрена программа реставрационных и строительных работ в ансамбле Саввино-Сторожевского монастыря на период 2008-2009 гг., а также принята к сведению информация о развитии социальной инфраструктуры вокруг Саввино-Сторожевского монастыря и благоустройстве Савиновского подворья в Москве, и инициатива строительства храма прп. Саввы Сторожевского В связи с заседанием Попечительского Совета в Патриаршей резиденции Данилова монастыря была представлена экспозиция, посвященная возрождению Саввино-Сторожевского монастыря и итогам юбилейного года. Среди экспонатов — иконы преподобного Саввы, написанные к 600-летию со дня преставления святого, картина Олега Путнина «Освящение памятника преподобному Савве Сторожевскому Святейшим Патриархом Алексием II», фотоматериалы. При вручении премии прп. Саввы Сторожевского Святейший Патриарх обратился к Б.В. Грызлову со следующими словами: «Я имею честь перед всеми собравшимися поблагодарить Вас, Борис Вячеславович, за Ваш выдающийся вклад, за то, что в преддверии 600-летия обители преподобного Саввы Сторожевского и после окончания юбилейного года, мероприятия, связанные с подвигами и жизнью великого подвижника Русской Православной Церкви, продолжаются. Я слышу от многих, что имя прп. Саввы вернулось в сознание и жизнь россиян. Мы сердечно благодарны Вам за труды, которые Вы взяли на себя, возглавив Попечительский совет и приняв участие в освящении и открытии памятника преподобному. Савве Сторожевскому, за финансовую помощь, за заботу о проведении юбилейных торжеств и праздновании памяти прп. Саввы. Позвольте мне, как видимый знак оценки Ваших усилий вручить Вам эту премию. Пусть молитвы преподобного Саввы Сторожевского укрепляют Вас в том государственном служении, которое Вы осуществляете на благо нашего Отечества».

http://patriarchia.ru/db/text/385654.htm...

1235 г. При возвращении из Святой земли 12 января, на Богоявление, в тогдашней болгарской столице Тырново, Савва скончался от воспаления легких. Временно похоронен в церкви Сорока мучеников в Тырново. 1237 г. Король Владислав, племянник святителя Саввы, переносит мощи Саввы из Тырново и сохраняет их в своем пожертвованном монастыре Милешева. 1594 г. Турки, из-за огромного распространения почитания святителя Саввы, не только в Сербии, но и в землях поблизости, по приказу Синан-пашы выносят ковчег с его мощами из Милешева и сжигают его в Белграде на Врачаре. Как непосредственный повод для сжигания мощей туркам послужило восстание сербов в Банате 1594 года. На знаменах повстанцев был лик святителя Саввы. Перенеся мощи в Белград из «церкви Милешевки», где более трех с половиной веков они почивали, турки, в сущности, проявили свой страх от личности давно телесно умершей. Эта расправа самой мощной империи с мертвым три с половиной века телом в действительности есть самое мощное признание его боевого и созидательного духа. В самом деле, на турецком костре, с которого по песне он на небо вознесся, святитель Савва заблистал полным сиянием самого высокого символа национальной независимости и стал видимым знаменем для всего народа. 1775 г. Карловачский синод провозглашает Савву как сербского народного святителя, и с этого времени святитель Савва считается главным сербским народным просветителем. Святителя Савву славят и другие православные народы: русские, болгары, греки. 1812 г. В Земуне, а потом и в Сербии, святитель Савва начинает славиться как покровитель школ. Протоирей Йефта Иванович разработал план и программу святосавского прославления для земунских школ 1 , в которых определяется, что 14 января отводится прославлению «просветителя сербского Святого Саввы». Между тем, выделение святителя Саввы как школьного покровителя началось непосредственно после Первого и Второго сербского восстания. Так, на колоколе Великой школы, которая по приказу Караджорджа открыта в Белграде в 1808 году, отлит лик святителя Саввы. Этот колокол перенесен позже в Крагуевац и использован для нужд Лицея.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Annotation Повествование этого замечательного сборника волнует душу православного христианина описанием того, как люди — почти что наши современники, с теми же слабостями и грехами, что и у нас, сознательно готовили себя к тому, чтобы ценой временных мучений (порой длительных и страшных) приобрести венец вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем. Составление его начато Святогорцем и закончено монахом Азарией. Афонский патерик Предисловие 4 ЯНВАРЯ Житие и страдания святого нового преподобномученика Память св. преподобномучеников Ватопедских — игумена Евфимия и двенадцати иноков Жизнь святого Евстафия, архиепископа 5 ЯНВАРЯ Страдание святого преподобномученика Роман 11 ЯНВАРЯ Память преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, митрополита Трапезундского 13 ЯНВАРЯ Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Максима 14 ЯНВАРЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Саввы I-ro, архиепископа Предисловие 1. Первые годы святого Саввы, до его пострижения 2. Иноческие подвиги Саввы; пострижение отца его 3. Начало Хиландарской обители 4. Кончина и явление преподобного Симеона 5. Священство и странствования преподобного Саввы 6. Свидетельство святого Саввы 7. Царское венчание Стефана 8. Странствования Саввы во Святую Землю 9. Преставление святого Саввы 10. Уставы святого Саввы для обители Хиландарской и кельи " Типикарницы " на Карее 11. Заключение 16 ЯНВАРЯ Память преподобного Ромила, ученика святого Григория Страдание святого священномученика 21 ЯНВАРЯ Память преподобного Неофита, Просмонария Житие преподобного отца нашего Максима Грека 24 ЯНВАРЯ Житие преподобного Дионисия, подвизавшегося долгое время на святой горе Афонской и скончавшегося на 30 ЯНВАРЯ Страдание святого мученика 31 ЯНВАРЯ Страдание святого преподобномученика Илии 1 ФЕВРАЛЯ Память преподобного отца нашего Василия, архиепископа Солунского 8 ФЕВРАЛЯ Память преподобного отца нашего Саввы II-ro, архиепископа 13 ФЕВРАЛЯ Память преподобного Симеона мироточивого, ктитора Хиландаря 16 ФЕВРАЛЯ

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2406...

186 Это было в 1392 году. Игуменство преп. Саввы в лавре Сергиевой, по словам Маркелла, писавшего житие Саввы в половине XVI века, продолжалось около 6 лет, а потому переселение его на Сторожу должно полагать около 1398 года. Будучи игуменом лавры, преп. Савва извел своими молитвами источник воды за стенами обители. Этот источник существует и теперь, под именем Саввина кладезя близь Воскресенской церкви, что в Кокуеве. 187 Саввин Сторожевский монастырь находится в 50 верстах от Москвы к западу, и в версте с половиною от Звенигорода, на берегу р. Москвы и речки Разварни. Название «Сторожевского» современно основанию монастыря и усвоено ему от горы «Сторожи», на которой он построен. Во времена литовских набегов на горе стояла воинская стража для наблюдения за движением неприятелей, которые проходили к Москве по старой Смоленской дороге, за Можайском уклонявшейся влево к Звенигороду. С этой горы открывается превосходный вид на Звенигород и на окрестные села. Она усыпана множеством благоухающих растений, и самому преподобному Савве показалась она «небесным раем, насажденным благовонными цветами». 188 Этот храм построен в самом начале XV века. Зодчество и размеры его совершенно сходны с Троицким собором Сергиевой лавры, который начат строением в 1422 году. Можно думать, что Сторожевский храм служил образцом длМощи преп. Саввы обретены нетленными, после 245-летнего пребывания в земле, 19 январи 1652 года, в присутствии цари Алексия Михайловича, который особенно благоволил к Сторожевской обители и сам на себе испытал благодатную помощь преп. Саввы. Мощи блаженнаго основателя обители почивают открыто в созданном им храме, на правой стороне близь южных дверей алтаря, в серебряной раке, устроенной в 1680 году. Сторожевский монастырь, бывший некогда ставропигиальным, ныне считаетсяя Троицкого. 189 Мощи преп. Саввы обретены нетленными, после 245-летнего пребывания в земле, 19 январи 1652 года, в присутствии цари Алексия Михайловича, который особенно благоволил к Сторожевской обители и сам на себе испытал благодатную помощь преп. Саввы. Мощи блаженнаго основателя обители почивают открыто в созданном им храме, на правой стороне близь южных дверей алтаря, в серебряной раке, устроенной в 1680 году. Сторожевский монастырь, бывший некогда ставропигиальным, ныне считается первоклассным, а с 1800 года находится в управлении епископов Дмитровских, викариев Московских. Он был весьма богат: до учреждения штатов, 1764 года, за ним числилось более 17.000 душ крестьян и к нему было приписано 15 монастырей. В обители сохранилась белая тафтяная Фелонь преп. Саввы. Подробности о жизни и чудесах преп. Саввы и об основанной им обители можно найти в превосходном описании Саввина Сторожевского монастыря, составленном г. ординарным профессором Москов. духовной академии С. К. Смирновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В завершение заседания Приемочной комиссии состоялось подписание акта о приемке выполненных работ, за которым последовал банкет по случаю завершения очередного этапа благоукрашения храма святителя Саввы. Собор святителя Саввы в Белграде был задуман как главный кафедральный храм Сербского Патриархата и крупнейший православный храм в Европе. Его возведение началось в 30-е годы прошлого века в столичном районе Врачары на месте, где по приказу турецких властей были сожжены мощи святителя Сербского Саввы — основателя и первого Предстоятеля автокефальной Сербской Православной Церкви. Возобновление начатого строительства стало возможным только в 1985 году. 16 марта 2012 года в Москве министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров и министр иностранных дел Республики Сербия В. Еремич  подписали Протокол о российском участии в оформлении внутреннего убранства храма святителя Саввы в Белграде. В соответствии с Протоколом для координации дальнейшей совместной деятельности по благоукрашению храма святого Саввы в 2013 году была создана российско-сербская рабочая группа, учредившая состав конкурсного жюри по выбору лучшего художественного решения внутреннего оформления собора святителя Саввы в Белграде. Сопредседателями конкурсного жюри были избраны митрополит Волоколамский Иларион и первый вице-премьер, министр иностранных дел Республики Сербии И. Дачич. Летом 2014 года был объявлен  Всероссийский открытый конкурс на проект оформления внутреннего убранства храма Святого Саввы в Белграде. 6 октября 2014 года конкурсное жюри под председательством митрополита Волоколамского Илариона и И. Дачича  определило победителей конкурса. Первое место занял проект Международного фонда содействия ЮНЕСКО, подготовленный авторским коллективом под руководством народного художника Российской Федерации Н.А. Мухина. Второе место занял проект белорусских художников-мозаичистов, подготовленный Стенописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря города Минска. 22 февраля 2018 года митрополит Волоколамский Иларион принял участие в прошедшей в соборе святителя Саввы в Белграде торжественной церемонии передачи Сербской Православной Церкви мозаичного убранства главного купола этого храма, созданного в 2016-2017 годы коллективом российских художников-мозаичистов под руководством народного художника Российской Федерации Н.А. Мухина.

http://patriarchia.ru/db/text/5551290.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010