Выставка будет открыта до 4 февраля 2024 года. Адрес: г. Москва, ул. Пречистенка, д. 19. Собор святителя Саввы в Белграде был задуман как главный кафедральный храм Сербского Патриархата и крупнейший православный храм в Европе. Его возведение началось в 30-е годы прошлого века в столичном районе Врачар на месте, где по приказу турецких властей были сожжены мощи святителя Сербского Саввы — основателя и первого Предстоятеля автокефальной Сербской Православной Церкви. Возобновление начатого строительства стало возможным только в 1985 году. 16 марта 2012 года в Москве министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров и министр иностранных дел Республики Сербия В. Еремич подписали протокол о российском участии в оформлении внутреннего убранства храма святителя Саввы в Белграде. В соответствии с протоколом для координации дальнейшей совместной деятельности по благоукрашению храма святого Саввы в 2013 году была создана российско-сербская рабочая группа, учредившая состав конкурсного жюри по выбору лучшего художественного решения внутреннего оформления собора святителя Саввы в Белграде. Сопредседателями конкурсного жюри были избраны митрополит Волоколамский Иларион и первый вице-премьер, министр иностранных дел Республики Сербии И. Дачич. Летом 2014 года был объявлен Всероссийский открытый конкурс на проект оформления внутреннего убранства храма святого Саввы в Белграде. 6 октября 2014 года конкурсное жюри под председательством митрополита Волоколамского Илариона и И. Дачича определило победителей конкурса. Первое место занял проект Международного фонда содействия ЮНЕСКО, подготовленный авторским коллективом под руководством народного художника Российской Федерации Н.А. Мухина. Второе место занял проект белорусских художников-мозаичистов, подготовленный Стенописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря города Минска. 22 февраля 2018 года митрополит Волоколамский Иларион принял участие в прошедшей в соборе святителя Саввы в Белграде торжественной церемонии передачи Сербской Православной Церкви мозаичного убранства главного купола этого храма, созданного в 2016-2017 годы коллективом российских художников-мозаичистов под руководством народного художника Российской Федерации Н.А. Мухина.

http://patriarchia.ru/db/text/6085562.ht...

Основная позиция Святого Саввы и вырастающего из нее святосавского Предания, ярко видна в Проповеди Святого Саввы о правой вере, которую он произнес в Жиче в праздник Вознесения Господня в 1221 году, ее приводят оба его биографа: Доментиан и Феодосий. В этой Проповеди, Святой Савва призывает своих братьев и друзей, чад и отцов, т. е. весь народ, приклонить боголюбиво сердца свои, чтобы услышать слова святых истин, положить их в сердца свои и на совесть душ своих, перед умными очами своими и уразуметь их. (Иером. Афанасий Евтич, » Из богословия Святого Саввы» 1977, Белград, стр. 158). Затем святитель продолжает « Потому, братья и чада, об этом только прошу вас, положив все упование свое на Бога, держаться прежде всего правой веры Его» (То же, стр. 158). Очевидно, что отправной точкой для Святого Саввы, является Истина, принятая верой, то, что он называет в той же Проповеди « святыми словами». Из дальнейшего изложения видно, что он ощущает Истину как присутствующую чудесно. « Ибо, — говорит он, — духовная наука не игра и ни слова безумия мыслей человеческих, но проповеданная святая вера Божия, на которой основаны святые чины во Христе Иисусе Господе нашем, о Котором пророки Духом Святым Божиим прорекли, и апостолы научились, и мученики исповедывали, и все Святые хранили…» (То же, стр. 1б4). Истина опережает слух и сердце, ум и рассудок, и как чудесно присутствующая, поселяется в них. Потому, сердце, совесть, ум и рассудок не могут быть ее мерилом, ибо они сами обретают себя в Ней и через Нее. Она — Божественный огонь, наполняющий и распаляющий душу (Житие Святого Саввы от Феодосия, Древняя Сербская литерат., 1, стр. 9б) когда коснется ее. А коснуться ее он может лишь тогда, когда душа сама пламенно взыщет Ее и устремится к Ней. Она — личный призыв к общению, содержит в себе чудесное просвещающее действие, открывается как Любовь раньше нашей любви, и как Любовь в нашей любви и в нас. Ибо, « Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4,19). Любовь и вера в Нее — живая основа и « краеугольный Камень Церкви, Христос» (Иеромн. Афанасий, « Из богословия Святого Саввы», стр. 1б4, « Богословие Святого Саввы» стр. 83). Истина для Святого Саввы и для святоотеческого Предания, которому он следует, не идея или дискурсивное понятие, не познание творения, и не знание от « словес человеческих» или книгам. Она объемлет, пронизывает и преображает все это, но Она безгранично шире этого. Познание Ее требует личной встречи, а все существующее — символ и дар Ее присутствия и средство общения с Ней и путь, который возводит к Ней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

О месте Дубенской пустыни в чтен. Моск. общ. ист. 1860 г., кн. 1. 30 Маркеллово житие св. Саввы; пространное житие пр. Никона. Там и здесь сказано, что Никон «абие остави паству». 31 Симон Азарьин в опис. чудес, гл. 12. Предисл. к чудесам изд. во времен. общ. ист., кн. X, смесь, стр. 8. По описи Сергиевой Лавры 1642 г. за Конюшенными воротами, что ныне Каличьи, у конюшенного двора пруд «да посторонь его колодезь чудотворца Саввы». Колодезь и поныне называется Саввиным; он близ Воскресенской церкви, что в Какуеве. 32 Маркелл «яко же небесный рай благовонными насажден цветы, сие место обрет и зело возлюби е». По этим словам, Савва пришёл на Сторожу летом. 33 По Маркеллу пр. Савва был игуменом Сергиевой обители около шести лет; след. с 1392 г. до половины 1398 г. сл. пр. 12. 35 Маркеллово житие св. Саввы; о построении каменного храма говорится и в службе св. Савве. Путешествие п. Макария 1656 г.: «соборная ц. в честь рожд. Пресв. Богородицы современна пр. Савве; первоначальная была деревянная малых размеров». В ист. иер. 2. 550 сказано, что каменный храм Сторожевской обители построен по образцу Троицкого Сергиевой обители. Но последний строился с 1422 г., а пр. Савва скончался в 1406 г., след. Сторожевский храм мог служить образцом для Троицкого, а не наоборот. 38 Смирнова опис. Савв. мон., стр. 59, 60, прим. 108. В описи 1684 г. показывали полное облачение пр. Саввы кроме ризы, подризник, епитрахиль, поручи и пояс. В описи 1662 г. показан «канонник чудотворца Саввы». Но, к сожалению, и его ныне нет в обители Саввы. 39 Ркп. житие у Толстого 2. 190. Ркп. святцы: «преп. Савва игумен Сторожевский Звенигородский, чудотворец, бысть ученик пр. Сергия, преставися в л. 6915 мес. декабря в 3 день». 40 Грамотой от 30 января 1490 г., данной Сторожевскому игумену Дионисию, Звенигородский князь Андрей Васильевич определил, какие когда брать пошлины с монастырских сёл (Ист. ак. 1. 100). Князь Андрей Васильевич, владевший Звенигородом, Угличем с 1491 г. лишился всех прав владетельного князя; в 1491 г. для Саввина монастыря он дал несколько грамот и одну в 1470 г. (Смирнова опис. Саввина монаст., стр. 14. Я 15, прим. 31–33. 139. 144). В грамоте 1490 г., между прочим, писал он «а что была пошлина келарю да подкеларнику, и ты тое пошлины имать не вели». Не это ли ограничение доходов келара и подкеларника подняло бурю ропота против игум. Дионисия? Г. Смирнов допускает странность – выставляет двух игуменов Дионисиев, одного около 1430 г., показывая его иконописцем, написавшим образ Саввы; другого относит к 1490 г. и ставит его на суд перед в. князем. Но у Маркелла не только нет никакого основания для мысли о двух Дионисиях, напротив в описании первого явления Саввы говорит он: «многим летом прешедшим по преставлении пр. Саввы», и след. по его словам игум. Дионисий иконописец жил много лет спустя после св. Саввы, а не какие-нибудь 25 лет; иначе он был тот же Дионисий, который в 1490 г. был на суде пред в. князем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из агиографических произведений М. относительно надежно атрибутируют Житие прп. Саввы Сторожевского и Похвальное слово свт. Никите, еп. Новгородскому. Житие прп. Саввы составлено М. по благословению митр. Макария, «умолену ему бывшу отцы обители оноя», как сообщает сам автор. Тот факт, что практически сразу после создания Житие вошло в Успенский и Царский списки ВМЧ, позволяет предположить, что оно создавалось специально для этого сборника. Заказывая текст для 1-го рус. агиографического свода, митрополит должен был знать М. как образованного книжника, однако данных о более ранних произведениях этого автора нет. Житие прп. Саввы составлено между 1543 и 1552 гг. (нижняя граница обусловлена началом правления последнего упоминаемого в Житии сторожевского игумена, верхняя - годом вложения ВМЧ в Успенский собор Кремля). Включение Жития в ВМЧ объясняет стабильность его текста. Оно известно в единственной редакции; текстологические данные позволяют выделить только 2 варианта текста - «четьи-минейный» и «монастырский», восходящий к скрипторию Саввина Сторожевского мон-ря ( Смирнова. 2008). В Житии прп. Саввы М. пользуется традиц. приемами организации агиографического текста как в композиции, так и в поэтике. Оно состоит из житийной части и описания чудес. Житийные сведения скупы и в основном касаются монашеской жизни преподобного и устроения им Сторожевской обители. Причину этого М. объясняет так: «Мы же о рожении и о въспитании его не обретохом, токмо о пребывании его во мнишестве изыскавше, въкратце написахомъ» (ВМЧ. Дек. Дни 1-5. Стб. 68). Нек-рые сведения Жития (напр., о времени игуменства прп. Саввы в Троице-Сергиевом мон-ре) противоречат др. историческим источникам ( Голейзовский Н. К. О времени кончины и местной канонизации прп. Саввы Сторожевского// Он же. Исследования. М., 2005. Т. 1. Ч. 1. С. 165-176). Чудеса прп. Саввы в Житии представляют собой переработанные монастырские записи и охватывают период с 30-х гг. XV в. по 40-е гг. XVI в. В целом Житие прп. Саввы Сторожевского вполне традиционно для своего времени и не имеет выдающихся лит. достоинств.

http://pravenc.ru/text/2562308.html

Это Елисеевы воды, которые опреснил Елисей-пророк.    И есть тут место вблизи Иерихона, верста одна на юго-восток: на том месте явился святой Михаил-архистратиг Иисусу Навину перед войском Израилевым; и поднял глаза свои Иисус, и увидел перед собой мужа страшного вооруженного, и сказал Иисус: «Наш ли ты, или из врагов наших?» И сказал ему архистратиг: «Я – Михаил, воевода Божий, послан на помощь тебе. Будь смел и побеждай врагов твоих». И сказал ему: «Разуй сапог с ноги твоей, ибо место, на котором стоишь, свято». И упал Иисус на лицо свое, и поклонился. И стоит на месте том теперь монастырь, и церковь построена во имя святого Михаила. В церкви той лежат двенадцать камней; а камни те были взяты со дна Иордана, когда расступился Иордан перед людьми Израилевыми; и взяли камни те священники, носящие кивот завета Господня, по числу колен Израилевых на память роду их. Называется место то Галганий, ибо на том месте стали сыны Израилевы, перейдя Иордан.    А от того монастыря до лавры святого Саввы верст шесть. Оба же те монастыря к югу от Иерусалима. Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келий – прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы. Пещеру ту Бог показал святому Савве столпом огненным, когда он сначала жил один на месте того потока. Первая же келья святого Саввы, где он жил один, находится поодаль от нынешней лавры, примерно на расстоянии полверсты. Оттуда он увидел показанный ему Богом столп огненный над местом тем святым, где есть ныне лавра святого Саввы. Чудесно это место и совершенно непередаваемо словами. Находится там и гроб святого Саввы между тех трех церквей, от большой на расстоянии саженей четырех. И есть теремок над гробом святого Саввы; сделано красиво. Там же лежат многие святые отцы, как живые телами: святой Иоанн епископ Исихаст тут лежит, святой Иоанн Дамаскин тут лежит, и святой Феодор Эдесский тут лежит, и Михаил племянник его; Афродитиан святой тут лежит, и иные многие святые тут лежат, телами как живые, и благоухание от них исходит непередаваемое. И видел я колодец святого Саввы, который ему ночью показал дикий осел в потоке том против его кельи; пили мы из колодца того очень вкусную и холодную воду. В месте же том нигде нет ни реки, ни ручья, ни колодца, но только один колодец святого Саввы. Место ведь то безводное, в горах каменных, и вся пустыня та суха и безводна, только дождевой водой и живы отцы, находящиеся в пустыне той.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Саввы и Варсонофия. Здесь же ещё целы царские врата с мелкотравчатой резьбой и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сия царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакии Тверском, в церковь преп. отца нашего Саввы освященного, старанием игумена Леванида Саввина монастыря» 35 . Московском Успенском соборе хранится устав Тверского Саввина монастыря XV в.; в конце пасхалии его, доведённой до 8 тысячи, сказано: «конец седми тысящам. Троице Святая, слава Тебе, δοξα σοι ο Θεοσ». На л. 295 читается древняя, драгоценная, заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говение монастырю св. Саввы минуло 35 лет, а смерти князя великого Михаила 34 лета 36 . По этой заметке несомненно, что Тверский Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года начались подвиги пр. Варсонофия и Саввы в Саввиной пустыни. На ркп. книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 г. в монастыре препод. Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича († 1426 года), по воле игумена Варсонофия. – Другая книга, лествица, писана в 1419 г. для священноинока Саввы 37 . Поскольку же преп. Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью (так пишет преп. Иосиф), то очевидно, что в 1419 г. игуменом Саввиной обители был уже преп. Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по немногим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно положить, что 1416 г. был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 г. будем считать 50 лет начальствования преп. Саввы Тверского, то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 г. 38 . † Память о преп. Савватии Тверском и ученике его Евфросине В рукописном описании святых города Твери читаем: «преподобный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, аки Иоанна Богослова». Пустынь преп. Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остаётся с. Савватиево. В одном из двух храмов бывшей пустыни стоит гробница преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прошел год после того, как тело св. Саввы положено было в городе Тернове в недра земли. Преемник архиепископского престола св. Саввы Арсений стал говорить королю Владиславу: «стыдно нам пред Богом и людьми оставить святого отца нашего, равноапостольного учителя, который подъял многие подвиги и безчисленные труды для сербской земли, устроил и возвеличил ее, оставить в чужой земле; нужно позаботиться о перенесении останков его в свое отечество. Король рад был такому совету и послал к своему тестю знатнейших сановников просить мощей св. Саввы. Два раза Асан отказывал в просьбе своего зятя, жалея разстаться с мощами св. Саввы, наконец сам Владислав прибыл лично просить их у Асана, и близ самого гроба святого, со слезами молил святого преклонить сердце царя к исполнению его просьбы. Молитва его была услышана. Ночью Ангел Божий явился во сне царю в образе святого, повелевая отпустить мощи св. Саввы в отечество. И Асан позволил Владиславу взять мощи святого. Приступая к перенесению, совершили службу о памяти Саввы, открыли гроб его и увидели его тело целым и невредимым, как бы он спал; по всей Церкви разливалось благоухание. Не только тело, но и доски, и перст в гробе находящаяся, издавали благоухание и подавали изцеление. Жители города стекалис видеть святого и прикосновением к святым его мощам получали изцеление, одержимые духами нечистыми получали от них освобождение, хромые стали ходить, глухие слышать. Так как от множества народа не льзя было подойдти к мощам его, то брали перст, бывшую во гробе, и призывая святого прилагали к больным местам, и все получали изцеление. Владислав, боясь, чтобы Асан передумав не оставил у себя мощей, спешил перенести их скорее в отечество. С торжеством были несены сии мощи в Сербию. Владислав шел пред ними, как некогда Давид пред кивотом, прославляя и хваля Бога. На сретение их, вышел архиепископ Арсений с епископами и игуменами. С верою притекающим к мощам Бог неоскудно посылал благодать. Многие больные получали изцеление. С радостию воспевая псалмы и песни, несли гроб святого и пришедши в монастырь, выстроенный самим Владиславом на месте, называемом Милешева 35 , там в церкви Вознесесения в богатом гробе положили святого. Не много спустя времени одному богобоязненному и благоговейному мужу, жившему в монастыре, св. Савва явился во сне, приказывая вынуть свои мощи и положить в церкви открыто. Много чудес и после было совершаемо от мощей святого. Он с отцем своим преподобным Симеоном был покровом для сербской земли. «Являются они, говорит списатель жития св. Саввы, как современный свидетель, и пред полками сербскими на помощь, во время брани. Многие из воинов говорят, чго мы видели св. Симеона и св. Савву, одного в смиренном иноческом одеянии, другого, в светлом архиепископском облачении. Многих неприятелей, нападавших, с посрамлением обращали в бегство, а других до конца истребляли ».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Саввы и Варсонофия. Здесь же еще целы царские врата с мелкотравчатой резьбой и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сии царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакие тверском, в церковь преп. отца нашего Саввы освященного, старанием игумена Левапида Саввина монастыря». 500 В московском успенском соборе хранится устав тверского Саввина монастыря XV в. в конце пасхалии его, доведенной до 8 тысячи, сказано: «конец семи тысячам. Троице сватая слава тебе, δοξα σοι ο Θεοσ». На л. 295 читается древняя; драгоценная, заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говение монастырю св. Саввы минуло 35 лет, а смерти князи великого Михаила 34 лета». 501 По этой заметке несомненно, что тверской Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года начались подвиги пр. Варсонофия и Саввы в Савинной пустыни. На ркп. книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 г. в монастыре препод. Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича († 1426 г.). по воле игумена Варсонофия. – Другая книга, лествица, писана в 1419 г. для священноинока Саввы. 502 поскольку же преп. Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью, – (так пишет преп. Иосиф): то очевидно, что в 1419 г. игуменом Саввиной обители был уже преп. Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по не многим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно положить, что 1416 г. был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 г. будем ститать 50 лет начальствования преп. Саввы тверского: то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 г. 503 В тот же (2) день память о преп. тверском – и ученике его ЕВФРОСИН В ркп. описании святых г. Твери читаем: «преподобный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, аки Иоанна богослова». Пустынь преп. Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остается с. Савватиево. В одном из двух храмов бывшей пустыни стоит гробница преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На церемонии подписания соглашения присутствовали также настоятель собора святителя Саввы в Белграде епископ Ремезьянский Стефан, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Сербии А.В. Чепурин, министр по инновациям Сербии Н. Попович, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, вице-президент Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО М.В. Попова, а также народный художник Российской Федерации Н.А. Мухин — руководитель коллектива художников, занятых реализацией проекта создания внутреннего мозаичного убранства собора святителя Саввы. В тот же день протоиерей Николай Балашов в сопровождении Н.А.Мухина и М.В.Поповой ознакомился с ходом художественных работ в храме святого Саввы и имел беседу с его настоятелем епископом Ремезьянским Стефаном, а также посетил храм Живоначальной Троицы — подворье Русской Православной Церкви в Белграде, где в настоящее время ведется масштабная реставрация, и обсудил с протоиереем Виталием Тарасьевым рабочие вопросы дальнейшего развития сотрудничества Московского и Сербского Патриархатов. Собор святителя Саввы в Белграде был задуман как кафедральный храм Сербского Патриархата и крупнейший православный храм в Европе. Его возведение началось в 30-е годы прошлого века в столичном районе Врачары на месте, где по приказу турецких властей были сожжены мощи святителя Сербского Саввы — основателя и первого Предстоятеля автокефальной Сербской Православной Церкви. Возобновление начатого строительства стало возможным только в 1985 году. В настоящее время предстоит мозаичное оформление внутренней поверхности собора, занимающей площадь свыше 17 тысяч квадратных метров. 16 марта 2012 года в Москве министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров и министр иностранных дел Республики Сербия В. Еремич  подписали Протокол о российском участии в оформлении внутреннего убранства храма святителя Саввы в Белграде. В соответствии с Протоколом для координации дальнейшей совместной деятельности по благоукрашению храма святого Саввы в 2013 году была создана российско-сербская рабочая группа, учредившая состав конкурсного жюри по выбору лучшего художественного решения внутреннего оформления собора святителя Саввы в Белграде. Сопредседателями конкурсного жюри были избраны митрополит Волоколамский Иларион и первый вице-премьер, министр иностранных дел Республики Сербии И. Дачич.

http://patriarchia.ru/db/text/5399456.ht...

2) Стефан Первовенчанный, первый король сербский. Подобно Савве, он также написал краткое житие своего отца (напечатано в тех же Памятниках Шафарика). 3) Дометиан, ученик Св. Саввы и его спутник в благочестивых странствованиях к палестинским святым местам, иеромонах хилендарский, духовник хилендарской братии и настоятель Карейского скита или Типикарницы Св. Саввы. Он написал: 1) в 1242 г. житие Св. Саввы, 2) в 1264 г. житие Стефана Немани. Оба жития, весьма не свободные от упрека в многоглаголании, напечатаны г. Даничичем под заглавием: «Живот Светога Симеуна и Светога Саве написао Дoмehmujah, у Биограду, 1865» (биографическия сведения о Дометиане см. в послесловиях к обоим житиям; в послесловиях Феодора Грамматика к написанному им по поручению Дометиана в 1263 г. Шестодневу, у Калайдовича b Io. Экзарх стр. 164 и в примеч. к следующему монаху Феодору). 4) Феодор, монах хилендарский, по прозванию Грамматик, «спаный», т. е. σπανς – евнух. В Карейской Типикарнице Св. Саввы г. Григорович нашел житие Св. Саввы, которое «сказано преподобным Дометианом иноком и пресвитером монастыря Хилендарского, списано Феодором мнихом» (Путеш. по Турции стр. 29 нач.). Это, по всей вероятности, есть то житие Саввы, которое, будучи известно по нашим русским рукописям, издано г. Даничичем в Белграде в 1860 г., и которое, начинаясь: «Разума зане нищетою одержим и убогаго (дома) ума моего ничесоже имы» (Волокол. ркп. 620 л. 1), несправедливо усвояется в наших и сербских рукописях также самому Дометиану 302 (о Феодоре Грамматике см. еще помянутые выше послесловия к Шестодневу). 5) Никодим, архиепископ сербский (1316 – 1323). Он перевел с греческого и ввел в Сербии в употребление Типик Св. Саввы иерусалимского. В предисловии к переводу (известному по ркп. 1319 г.) Никодим пишет: «егда возведен быхь на сии святый великий престол Святаго Саввы архиепископии сербской, послах в царский град в монастырь святаго предтечи и крестителя Иоанна, и принесен ми бысть си типик иерусалимский, и преложих и в наш язык от письмен греческаго языка» (Гласи. XI, 191).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010