Фонды МСПЦ составляют иконы, церковное шитье, богослужебная утварь, рукописные и печатные богослужебные книги, портреты, графика, награды, архивные документы и др. Большинство предметов были получены во время экспедиций Мирковича и Груича после второй мировой войны, из ризниц мон-рей Фрушка-Горы и подарены орг-циями и частными лицами. Среди дарителей выделяются об-во «Караджордже», Сербская церковная община в Стамбуле, Сербский патриарх Герман (Джорич) , еп. Браничевский Хризостом (Войинович) , еп. Шумадийский Савва (Вукович) , проф. Д. Кашич , худож. П. Йованович, скульптор Дж. Йованович, архит. А. Дероко, академик М. Костич и др. Особую ценность представляет коллекция Груича, к-рая по своему объему и значимости может составить самостоятельный музей. По количеству и ценности экспонатов МСПЦ занимает 2-е место после ризницы и б-ки афонского мон-ря Хиландар . Иконы представлены образами XV-XIX вв., в т. ч. серб. художников А. Раичевича, Н. Нешковича, Д. Бачевича, С. Тенецки, Г. Давидовича-Опшича, Т. Димитриевича-Крачуна, Т. Чешляра, О. Мркоевича, К. Дамьяновича, Г. Чалмански, Х. и Ж. Петровичей, А. Свиленгачина, И. Димитриевича, Г. Бакаловича, Ш. Боцарича, А. Теодоровича, П. Йовановича, У. Предича, Б. Вукановича, М. Милуновича и Й. Биелича. Также в музее хранятся 50 рус. икон преимущественно 2-й пол. XVIII в. и неск. греч. икон XVIII-XIX вв., находившихся ранее в серб. часовне свт. Саввы Сербского в К-поле. Из богослужебной утвари выделяются монументальное распятие с предстоящими Пресв. Богородицей и ап. Иоанном Богословом кон. XVII в., к-рое до начала второй мировой войны было частью иконостаса в храме мон-ря Велика-Ремета (см. Ремета ), и царские врата 1-й пол. XVII в. из мон-ря Язак . Самым ранним датированным металлическим предметом, кроме раннехрист. крестов и визант. печатей, является рельеф «Бегство Св. Семейства в Египет» нем. мастера XII-XIII вв. В МСПЦ хранится чаша для причастия, подаренная в 1558 г. рус. царем Иоанном IV Васильевичем Грозным мон-рю Милешева , а также многочисленные киоты, рипиды, пятихлебницы, кадильницы и оклады рукописных и печатных богослужебных книг. Выделяется коллекция металлических вотивных предметов XVIII и XIX вв. (фигурок человека или отдельных частей тела), вложенных в храмы в благодарность за исцеления; панагий и энколпионов XV-XVIII вв., резных деревянных крестов в серебряных окладах, украшенных драгоценными камнями и эмалью. К предметам церковного шитья исключительной ценности относятся плащаница кор. Милутина (кон. XIII - нач. XIV в.), одеяние кн. Лазаря , митра Катарины Кантакузины Бранкович и покров мон. Евфимии с текстом «Похвалы кн. Лазарю».

http://pravenc.ru/text/2564318.html

В нояб. 1643 г. И. был освобожден при условии уплаты в казну княжества штрафа в 1 тыс. талеров. Такой значительной суммы не нашлось, и тогда 24 православных верующих за него поручились. И. отправился для сбора денег в монастырь Путна. В июне 1645 г. владыка вместе с мон. Германом и со своим племянником поехал в Россию с целью продолжить сбор денежной помощи. И. преподнес в дар русскому царю Михаилу Феодоровичу Романову частицу мощей вмч. Димитрия Солунского. В ответ на просьбу о помощи И. получил многочисленные дары и денежные подношения. Пребывание его в России продолжалось около года, в течение к-рого он совершил паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву лавру и посетил многие храмы. Сведения о дальнейшей судьбе И. после возвращения в страну разнятся. Согласно одним источникам, И. якобы был избран в 1655 г. епископом Хушским. Другие исследователи полагают, что сразу по приезде из России И. удалился в мон-рь Путна и скончался в 1678 г. Возможно, что владыка был погребен у стен монастырской церкви, где были открыты архиерейские могилы. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви на заседании, состоявшемся 28 февр. 1950 г., принял решение о причислении И. к лику святых. 21 окт. 1955 г. в соборе Воссоединения в Алба-Юлии состоялась торжественная канонизация И. Память И. празднуется одновременно с памятью др. исповедника Православия - еп. Саввы (Бранковича) . Лит.: P curariu M., Pr. Sfântul ierarh Ilie Iorest//Sfini români i aprtori ai Legii strmoeti. Bucur., 1987. P. 385. Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) ИАКИНФ (ок. 1300-1372), свт. (пам. 28 окт.), митр. Унгро-Влахийский, 1-й предстоятель правосл. Церкви в Валашском княжестве АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.)

http://pravenc.ru/text/578384.html

Из-за турецкой угрозы в конце XVII века монахи покинули этот монастырь и более 160 лет он оставался заброшенным. От такого длительного простоя верхняя часть монастырской церкви обрушилась. В 1859 году церковь была отремонтирована и освящена в честь Святой Троицы на Пятидесятницу 1865 года. Адрес: Vozuica, Босния и Герцеговина Подробнее... Монастырь Глоговац [ править править код ] Монастырь был основан в 1-й половине XIV века во времена сербских королей Стефана Драгутина и Стефан Уроша II Милутина. Располагался близ города Шрп. В 1463 году, во время завоевания западной части Балкан, монастырь был разрушен войсками Османской империи. Игумен Иоанникий ими был посажен на кол. Восстановление монастыря началось только спустя несколько столетий – в 1866 году и было завершено в 1869 году, когда его освятил митрополит Дионисий (Илиевич). Каждое лето 26 июня на праздник Всех Святых в монастыре проходит культурное мероприятие Яньский собор сабор»). Адрес: бб, 70273, Босния и Герцеговина Проезд: Монастырь расположен в 15 километрах к югу от Шипова. Телефон: +387 50 483 271 , 66 660 043 +387 66 660 043 Электронная почта: manastirglogovac@gmail.com Подробнее... Монастырь Гомионица [ править править код ] История возникновения монастыря Гомионица до сих пор покрыта тайной. Впервые Гомионица под названием Залужье упоминается в турецких документах в 1540 году, согласно которым в те времена монастырь уже был действующим. Народное предание связывает основание монастыря с именами Стефана Немани и Святого Саввы. По другим догадкам этот монастырь основала царица Мара – жена султана Мурата II и дочь деспота Джураджа Бранковича. Есть и еще одно предположение, согласно которому монастырь Гомионица был основан монахами монастыря Милешева. Адрес: Kmeani, Босния и Герцеговина Проезд: Бронзани Майдан (серб. Бронзани 42 км к западу от Баня-Луки, деревня Кмечани Телефон: +387 51 271 101 Подробнее... Монастырь Даничи [ править править код ] В 2000 году в деревне Даничи, недалеко от Гацко, был построен монастырь в память о погибших в войнах 1941-1945 и 1991-1995 гг. Ктитором монастыря является протоиерей-ставрофор Раде Зеленович, который основал здесь храм в память о своем дяде, погибшем во время Второй мировой войны.

http://azbyka.ru/palomnik/Босния_и_Герце...

Моление о чаше. Роспись нартекса ц. Вознесения Господня. 1-я пол. XIII в. Моление о чаше. Роспись нартекса ц. Вознесения Господня. 1-я пол. XIII в. С момента основания обитель была не только духовным, но и просветительским центром. Первое упоминание о написанной здесь «повелением игумена Спасова Спиридона» книге (Прологе) относится к 1264 г. ( Записи. 1. С. 11. Бр. 22). В целом в милешевском скриптории и его б-ке хранились многочисленные рукописи разных периодов. В сер. XVI в. обитель поддерживала связи с печатником Б. Вуковичем . Специально купленная для М. в Венеции при игум. Данииле типография издала Псалтирь с восследованием (1544), Требник (1546) и после перерыва повторно Псалтирь (1557; см. Немировский Е. Л. Славянские издания кирилловского (церковнославянского) шрифта, 1491-2000: Инвентарь сохранившихся экземпляров и указатель литературы. Т. 1. С. 159-165, 513-515, 519-521; Т. 2. Кн. 1. С. 10-12, 106-108). В сложные времена османского владычества мон-рь часто получал помощь благодаря широко распространенному почитанию свт. Саввы. Венецианские послы, о посещении к-рых сохранились известия от 1499, 1533, 1550 и 1580 гг., подчеркивали, что обитель уважают как православные, так и мусульм. местные жители. Итальянский путешественник К. Дзено сообщал, что в 1550 г. в М. жили 50 монахов, ему подчинялись 20 расположенных поблизости мон-рей. М. фон Зейдлиц, посетивший М. в 1556-1559 гг., писал, что в нем проживают ок. 60 монахов и что обитель очень красива и богата. В 1558 г. русский царь Иоанн Грозный подарил М. серебряную чашу. Богатые вклады в обитель делали валашский воевода Александру Лэпушняну с супругой Роксаной, происходившей из сербского рода Бранковичей, молдавские правители Раду XII Леон и Георге II Дука. Уроженцы расположенных близ М. мест великий османский везир (1565-1579) Мехмед-паша Соколлу (перед тем как его забрали в Стамбул как «подать в крови», был чтецом в монастыре) и патриарх Печский Макарий (1557-1570/71; вероятно, до Патриаршества был настоятелем М.) способствовали восстановлению обители.

http://pravenc.ru/text/2563198.html

Вообще, переход культа национального святого в другую страну — событие, требующее особых обстоятельств. Даже в соседних Болгарии и Сербии круг общих славянских святых относительно невелик, несмотря на географическую близость и теснейшие исторические связи. Такой переход обычно бывает связан с принесением на новое место мощей святого или их части либо с изменением политических границ, в результате которого центр культа оказывается в другом государстве. Святой Савва после своей кончины в Тырнове в 1235 году едва не стал болгарским святым: царь Иоанн Асень II и патриарх Иоаким не торопились отправлять в Сербию останки человека, еще при жизни прославившегося многочисленными чудотворениями, и согласились на перенесение мощей лишь вняв долгим уговорам короля Владислава. Церемония проводов мощей Саввы из Тырнова была по царскому пышной,но сербский святой вплоть до турецкого завоевания в Болгарии почти не почитался. Возникновение почитания святого Саввы в Московской Руси носило иной характер и было вызвано событиями собственной политической и церковной истории. В середине XV века для обоснования законности автокефалии Русской церкви московские книжники обратились к болгарскому и сербскому опыту прошлых столетий. Ими было написано «Сказание о болгарской и сербской патриархиях», помещенное в качестве предисловия к некоторым спискам кормчей и изданное вместе с нею в 1652 году. Значительную часть этого текста составило житие Саввы, замечательное тем, что его автор явно не обращался к литературным источникам, а пользовался устными преданиями, возможно, афонского происхождения. Создатель независимой сербской церкви изображен здесь юным язычником, не только постригшимся, но и крестившимся на Афоне «позднее обратившим в христианство своего отца и всю страну. Возможно, безвестного книжника натолкнуло на эту мысль устойчивое именование Саввы «учителем сербов». С этого времени можно говорить о ярко выраженном интересе на Руси к личности первого сербского архиепископа. Параллельно происходит «распространение службы святому в русских минеях. Трудно сказать, был ли к этому как-то причастен один из крупнейших писателей Руси XV века афонский инок и серб по происхождению Пахомий Логофет, но его авторство в отношении «Сказания…» в кормчей можно с уверенностью исключить. К концу столетия Московская Русь вполне осознает себя наследницей всего православного пира. И эту роль рано признали за ней другие православные славяне. В столицу будущего Третьего Рима прибывали за финансовой помощью посольства афонских монастырей и потомков сербских деспотов династии Бранковичей, живших в Венгерском королевстве, — знакомство с культом св. Саввы естественным образом происходило по обеим этим линиям. В 1517 году инок Исайя доставил в Москву с Афона пространное житие Саввы, написанное на рубеже XIII-XIV веков иеромонахом Феодосием. На новом месте этот памятник пользовался необыкновенной популярностью.

http://pravoslavie.ru/37863.html

XVI в. на территории Охридской архиепископии (Кишинёв. ЦГА Молдовы. Ф. Ново-Нямецкого мон-ря. 6; София. НБКМ. 1032 и др.), оно регулярно опускается. Но слав. книжники обращали на него внимание вплоть до Нового времени и использовали его в своих произведениях: напр., оно упоминается в серб. «Слове о св. кн. Лазаре» (кон. XIV в.), в рус. «Послании митр. Спиридона-Саввы» (1505-1523), в Русском хронографе (1518-1522). Через посредство последнего текст послесловия вошел в сербские Хронограф (Троядик), родословы и летописи ( Попов. 1869. С. 39, 44-45; Р. летопис. Београд, 1960. С. 48, 94; Ангелов. 1967. С. 153-156; 1980. С. 49-50) и в болг. «Историю вкратце о болгарском народе славенском» Спиридона Рильского (1792). Этот текст использовал гр. Георгий (Джордже) Бранкович (1645-1711) при составлении Славяно-сербской хроники ( 1979). Возможно, И. переписал пергаменный Служебник (совр. местонахождение неизв.- 1964). Во время восстановления Пантелеимонова мон-ря И., очевидно, заботился и о книгах для б-ки обители, прежде всего богослужебных: по его заказу мон. Григорий, вероятно в стенах обители, переписал пергаменное Четвероевангелие (Ath. Chil. Slav. 11, 3-я четв. XIV в.). И. был инициатором примирения Сербской и К-польской Церквей: в 1375 г., получив поддержку кн. Лазаря и Собора Сербской земли (на котором присутствовала вдова Стефана Душана), вместе с 4 спутниками (протом Феофаном, буд. основателем валашских монастырей Тисмана и Водица прп. Никодимом Румынским , учениками Никандром и Сильвестром) он посетил К-поль и успешно выполнил миссию. Возможно, со встречей в К-поле И. и буд. митр. Киевского Киприана, находившегося там в связи с канонизацией Виленских мучеников (см. ст. Антоний, Иоанн и Евстафий , мученики), связано распространение в серб. книжности кон. XIV-XV в. проложного Жития этих святых (ср.: Сперанский М. Н. Сербское житие литовских мучеников//ЧОИДР. 1909. Кн. 1. С. 1-48; Баронас Д. По поводу лит. истории Мучения трех виленских мучеников//Krakówsko-wilenskie studia slavistyczne.

http://pravenc.ru/text/674842.html

Икономидис относит пожар ко 2-й пол. 20-х гг. XV в. Он считает, что автор легендарной истории К. по ошибке совместил поездку императора на посвященный обсуждению унии Собор и его путешествие в Италию и Венгрию 15 нояб. 1423 - 1 нояб. 1424 г., когда Иоанн еще был соправителем своего больного отца. В 1426 г. патриарх Иосиф II ничего не знал о пожаре в мон-ре, права на владения которого он подтверждал, а в 1430 г. К. уже описывается как разрушенный и почти заброшенный ( Oikonomid è s. 1978. P. 5). Возрождение мон-ря стало заслугой игум. Неофита, управлявшего К. с 1423 г. Он обратился к великому чельнику Радичу Поступовичу, военачальнику сербских правителей Стефана Лазаревича (князь в 1389-1402, деспот в 1402-1427) и Георгия Бранковича (деспот в 1427-1456), предложив ему стать ктитором К. и дать сумму, необходимую для восстановления монастыря (Actes de Kastamonitou. 1978. Append 2. P. 101). Игумену удалось убедить Радича, и серб. вельможа, владевший серебряными рудниками, установил для К. ежегодную ренту в 20 литр серебра и сделал ряд др. важных дарений ( Novakovic St. Zakonski spomenici Srpskih drava srednjega veka. Beograd, 1912. P. 548-549), что, с точки зрения К. Павликианова, объясняется сербским или болгарским происхождением игум. Неофита (сохранилась слав. подпись Неофита под актом монастыря прп. Павла 1423 г.- Pavlikianov. 2001. P. 80; Idem. 2002. Σ. 52). Присутствие в К. слав. монахов прослеживается еще с сер. XIV в.: в 1344 г. в К. была переписана на серб. языке рукопись, содержащая сочинения свт. Иоанна Златоуста (Ath. Chil. 358), а в 1360-1366 гг. в келлии св. Саввы в Карее - Триодь с протографа из монастыря К. «оть изводь кастомонитскыхь» ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 50). Мон-рь Кастамонит. Фотография. 1913 г. Мон-рь Кастамонит. Фотография. 1913 г. После смерти Радича К. лишился ренты, но получил во владение 7 деревень в Сербии, переданных вел. чельнику по хрисовулам серб. деспотов. Кроме того, К. предназначалась половина принадлежавшей Радичу шахты в Руднике и некоего устройства (очевидно, плавильной печи) в Каменице; 2-я половина должна была отойти мон-рю вмч.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

У турок была хорошо разработана система управления порабощенными народами. Сербы же не имели такого опыта и такого умоначертания, а потому им было достаточно сложно ориентироваться в турецких интригах, обманах и хитростях. Косовская битва стала исключительным событием для турок - они потерпели поражение от очень небольшого, по сравнению с их империей, княжества. Ради сохранения авторитета несокрушимой силы, из-за алчности завоевателей турки постарались скрыть свое поражение, и для этого им потребовалась целая вереница логически составленных и связных лжесвидетельств. Турки настороженно и опасливо относились к сербам, хотя и скрывали это, а потому усердно старались уничтожить и исказить нашу историческую память. Ничто так не сгибает дух народа, как ложь о его прошлом, и поработители неустанно использовали это оружие против сербов. Негош говорил: " Никто так безмерно, как турок, не лжет " . Истина о Косове хранится в духе сербства, в то время как в сознание народа внедрена ложь. И этот разлад сознания и духа истощает сербов, препятствует току силы предков. Поскольку сербы одержали верх в Косовской битве, предательство было там невозможным. Турки придумали миф о предательстве, чтобы проще доказать свою псевдопобеду. Увы, но и наши историки, сравнивая сербское народное предание с турецким и отмечая их близость, на этом основании построили вывод о подлинности событий. Однако есть ли еще более убедительное доказательство, что народ наш был жестоко обманут, нежели то, что сказания сербские о Косовской битве приблизительно совпадают с турецкими? И турецкие, и сербские " свидетельства " были составлены в соответствии с требованиями завоевательной политики султана. Сербские историки слишком легкомысленно обошлись с историческими фактами и пошли вслед за " народным " преданием, которое сложилось в условиях турецкого ига. Они так же простодушно, как и народ, приняли ложь в послекосовский период. Но зачем турки скрывают документы о Косовской битве как великую тайну? Уже поэтому не стоит верить их россказням. В своем злодеянии истребления духа народного турки пошли так далеко, что сожгли мощи святого Саввы, чтобы таким способом осквернить сербскую святыню, чтобы сербы забыли свою веру, свою историю, чтобы утратили сознание своей исторической сущности и стали бы рабами в душе, платя дань и прислуживая завоевателям, сколько они того захотят и когда захотят. Ложь, проникшая вместе со страхом в народное сознание, нанесла сербам огромный ущерб - связь с историей, с духом витязей была нарушена, ослабла связь с духом предков. Сербов мучила вымышленная косовская вечеря, вымышленное предательство Вука Бранковича.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Деревянная колокольня изначально была возведена всего в нескольких метрах от главного входа в храм. Колокол был подарен майором Александром Йовановичем из командования военного гарнизона в Митровице на Видовдан в 1921 году. На колоколе написано: «Храм Святого Саввы Кос. Митровица. В память о павших героях за освобождение Косово 1912-1918 годов, чья слава этим колоколом разнесется по всему Косово». Позже на месте деревянной колокольни в 1938 году была возведена новая, которая архитектурно адаптирована к стилю и высоте церкви и составляет с ней единое целое. Во время мартовского погрома в 2004 году храм был подожжен и разрушен. Восстановительные ремонтные работы начались только спустя десятилетие. В храме совершаются богослужения. Адрес: Shemsi Ahmeti, Mitrovica, Косово. Подробнее... Церковь Святого Спаса (Призрен) [ править править код ] Церковь Святого Спаса в Призрене была построена около 1330 года и находится в юго-западной части города. Расположена на небольшом плато ниже городской крепости, которая возвышается над городом. Церковь построил дворянин Младен Владоевич (дед Вука Бранковича), который в 1348 году передал ее в дар задужбине царя Душана Стефан монастырю Святых Архангелов в каньоне призренской Быстрицы. Самый старый слой фресок, датированный примерно в 1335 годом, находится в алтаре. Их автор принадлежит той же мастерской, которая расписывала церковь святого Николая. В 1990 году Республика Сербия включила её в число памятников культурного наследия Республики Сербия исключительной важности наряду с другими церквями в Призрене. Адрес: Nuri Sherifi, Prizren, Косово. Подробнее... Церковь святого Стефана Архидиакона (Велика-Хоча) [ править править код ] Церковь, посвященная святому Стефану Архидиакону в косовском поселении Велика-Хоча, была построена в XIV веке на фундаменте более старой церкви. В середине XVI века церковь перестраивалась. Храм расписывался несколько раз. До наших дней роспись сохранилась лишь частично. В церкви можно увидеть две фрески, одна из которых датируется XVI веком (в алтарной апсиде сохранилась фреска Богородицы с Христом на престоле и двух архангелов второй половины XVI века), а вторая, новая (1864 года), покрывает почти всю поверхность стен.

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(храмы)

Император Леопольд, занятый войною с турками, дал знать патриарху Сербскому Максиму I, что если христианские подданные Турции, состоящие в его патриаршем округе, подымут оружие против врагов имени Христова в борьбе их с австрийцами, то он примет всех под свою защиту и покровительство и не только освободит их от ига турецкого, но и даст самостоятельное управление под властью собственного их „деспота“. Как на будущего сербского государя, императорский посланник указал на брата Седмиградского митрополита Саввы, Георгия Бранковича, тогдашнего Седмиградского посланника при дворе Турецком. Максим, возвращаясь в отечество из Иерусалима, куда ходил на богомолье, действительно убедил Бранковича принять сан деспота. Помазание и провозглашение его в этом сане происходило 8-го ноября 1663 года в Адрианополе, в митрополичьей церкви, в присутствии других, знавших все дело, и с ведома австрийского резидента, священнодействовал сам патриарх. Какие надежды при этом питались, видно из титула, принятого Бранковичем: „деспот Славяне-Сербов, Расциан, Восточной Иллирии и Мизии“. Выжидали только случая поднять оружие; а между тем император в 1683 году не только подтвердил Бранковича в достоинстве деспота и „наследственного“ обладателя Срема и Иенопольской области, но и принял в число „свободных баронов“ Римской империи, а в 1688 году почтил его и титулом графа. Надежды были блестящи, а иго турецкое становилось тем более несносным. И вот, когда (6-го апреля 1690 года) император обнародовал воззвание ко всем народам Албании, Сербии, Мизии, Болгарии, Иллирии, Македонии и России, призывая их к восстанию против неверных за свободу и христианство 66 ), и обещал им всякие права и преимущества, в том числе свободу веры, самостоятельное управление и проч., то все „единым сердцем и единым поразумением“ отдались в руководство патриарху своему, преемнику Максима (ум. 30-го октября 1681 года), Арсению III, к которому была прислана и особая грамота императора. Известно, что вследствие ошибок императорских генералов, австрийцы должны были испытать поражение за Дунаем и отступить; то же надлежало сделать сербам, если только они хотели избегнуть мести турок. Вследствие того, вняв приглашению императорского генерала Секендорфа, около 40.000 семей сербских из так называемой Старой Сербии и Герцеговины оставили родину и последовали за патриархом в австрийские земли, унося с собою архивы, гробницы прежних своих королей и другие народные драгоценности. Это были не простые беглецы, а организованный народ, полунезависимый; подозрительное австрийское правительство из-за этого и постаралось арестовать и заточить недавно еще честимого деспота, на которого сербы смотрели, как на своего наследственного государя. Деспот томился под стражею более 20-ти лет и умер в заключении в 1711 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010