Пантелеимона. Статьи «Любителя истины», а в Константинополе на греческом: « Περ το ζητματος τς ν Αθ ερ ς μονς το γου Παντελεμονος. " π Φιλαλθους» и на французском: «Opuscule sur la question du couvent de St.-Pantéléimon au mont Athos, par un ami de la verité (Traduit du grec)» языках. Другая часть тома заключает в себе «Хрисовулы и грамоты Зографа» или просто «Акты Зографа», как отмечено на начальном листе, на котором еще записано «Афон», и хронологическую таблицу актов с указанием страниц, на которых акты помещаются. На обороте следующего листа представлена сделанная от руки о. Порфирием карта-план той части Афона, где находится Зографский монастырь. Со стр. 3-й начинаются самые акты, во главе которых стоит известное сказание о начале Зографского монастыря. Всех актов на славянском и греческом языке, из которых последний и в славянском переводе, 73; они относятся к 980–1850 гг. В числе актов приведена выписка из есфигменской рукописи о захвате земель зографцами. Хрисовулы даны византийскими, болгарскими и сербскими царями и молдовлахийскими воеводами. На стр. 261–306 помещено черновое предыдущего, а на стр. 307–401 выписки из книги Муравьева: «Сношения России с Востоком» под заглавием «Помощь Зографу из России», ч. I, стр. 142, 183; ч. II, стр. 36, 48, 205 и 262, 225–6. 4-я книга (IIIA21b), состоящая из 464 лист, или 927 стр., содержит в себе акты Хиландарского монастыря, числом 105, с 1198 г. до конца XVII столетия; из этих актов 69 славянских: жупана Стефана Немани, Стефана Уроша, Стефана Душана (22), Стефана Уроша, десп. Иоанна Углеши, Иоанна Драгаша, Господина Константина, Влка, царя Лазаря, десп. Стефана, Иоанна Кастриота, Юрия Бранковича, деспотицы Ангелины, деспотицы Елены, султанши Марии, византийск. императора Андроника, русских царей (6), молдавского господаря Иеремии Могилы, сербских патриархов Никодима, Спиридона и Паисия, игуменов монастыря Гервасия, Саввы, Пахомия и Афанасия, – и 36 греческих – Алексея Комнина, Михаила Палеолога, Андроника Палеолога (22), Иоанна Палеолога, архиепископа сербского Саввы I с славянской подписью и константинопольского патриарха Самуила и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Преемник св. Арсения, Савва 2 был младший сын первовенчанного краля Стефана и племянник великого Саввы. Предслав, так назывался он в миру у сербов, возревновав идти по следам св. дяди своего, еще в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил немалое время; потом подвизался на Афоне. Ему пришлось потерпеть много бед от охотников жить на чужой счет. По возвращении его в отчизну бл. Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемника себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимою добродетелию его была кротость39). С именем св. Саввы   и венчание Бранковича – не великие дела, а отношения его к св. Гавриилу очень не благовидны. В древнем сербском уставе (Гласник XI, 194) не называются святыми ни Иаков и Савва третий, ни Евстафий 2. О св. Стефане сказано под 28 мая. В одной сербской летописи XV в. говорится, что со времени св. Немани «явились в сербской церкви великие светильники миру, одни равночестные апостолам, другие мирототцы и чудотворцы и архиереи достоблаженные и множество преподобных и праведных мужей» (Рус. беседа 1860. 11, 19). Теперь пока неизвестно «множество» преподобных сербской земли, а из праведных пока известен только Щилянович. Сохранилась надпись на кресте, назначенном для храма св. апостолов Петра и Павла: «и крьсть створи епискуп рашки Григорие вьтори, еко и она вьдовица две цете дадуще». Так как в устроении того же креста, по надписи, участвовал и король Милютин (Mikloschitz Monum. 86), то Григорий расский епископ был современником сего короля. 39) Раича 11, 410. 411. Летоп. в Гласнике 1, 165, V, 41. VI, 28. 29. Х, 264. Общая служба: «радуйся Савво вторый, подобный Моисею во кротости». Сербляк л. 162. По известию о первосвятителях (Гласник VI, 28) «еще жив сый святый сей (Арсений) постави серблем архиепископа вместо себе Савву втораго. Так как покоится он в Печской обители, вблизи св. Арсения40). Сербская церковь поет ему: «из корене благаго благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселяя сердца и души поющие тя»41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

—405— андреевской церкви 13 ноября патриархом Георгием с вершецким епископом Гавриилом и многочисленным духовенством. Временно управляющим будимской епархией поставлен патриарший протосинкел Лукиан Богданович 1422 . В Карловцах в последнее время шли деятельные приготовления к сербскому народно-церковному конгрессу, который, как было слышно, имел быть созван 1 мая сего года. Народно-церковный конгресс, избирающий Карловицкого митрополита и ведающий различные дела церковные, школьные и имущественные, за исключением тех, которые специально принадлежат архиерейскому собору или Св. Синоду, должен созываться каждый третий год, а по требованию обстоятельств может быть созван и вне этого срока. Последний церковно-народный конгресс состоялся в 1892 году под председательством патриарха Георгия Бранковича. Были, правда, попытки к устройству церковно-народного конгресса в октябре 1893 года и в мае 1894 года, но оба раза конгресс не был дозволен верховной властью на том основании, что не оказывалось в наличности сумм на покрытие значительных расходов, сопряжённых с созванием конгресса, да и предметы занятий предполагавшегося конгресса были, на взгляд правительства, не такой важности, чтобы неотложно требовали его созвания. Австро-венгерское правительство, как известно, нередко налагает своё veto на церковно-народные начинания православных своих подданных. Пожелаем, чтобы в нынешнем году не встретилось опять каких-либо препятствий к созванию конгресса и, главное, чтобы деятельность его по своим результатам была более успешной и плодотворной, нежели как было в 1892 году 1423 . Положение русского народа в Буковине по истине печальное. С тех пор как русские земли этой области попали под власть Австрии, правительственные австрийские власти не переставали всеми способами и средствами обезличивать русский народ и совращать его в унию и —406— римско-католическую веру. Русский язык употребляется в Буковине только в начальных народных училищах, да при богослужении в церквах русских сел и деревень (церковнославянский).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А, как считает святой владыка Николай, сохраненным осталось не только тело князя Лазаря, но и тела всех остальных витязей Креста, хотя они и остались на поле битвы. Их святыми душами освящены их тела, а святыми телами их освящена и вся Косовская земля. Поэтому Косово стало святым полем. Поэтому сербы и сербки со всех концов - даже из Америки - прибывают сюда, чтобы взять горсть или мешочек святой земли, чтобы ее как святыню беречь, хранить в своих церквях и домах. Так, как от гробницы святого Димитрия в Солуни или от гробов других христианских мучеников. Косово - наибольшая гробница христианских мучеников, погибших в один день (Епископ Косово и Видовдан. С.70). Так на Косовом поле войско крестоносное спасло душу и сохранило тело. А предатели сначала на Косово потеряли душу, чтобы после Косова и тела их были утрачены. Не известна могила и Вука Бранковича, и позднейших предателей, появлявшихся на протяжении нашей мученической истории. И как Церковь Христова, как и отдельные сербы отмечают дни определенных святых и мучеников как их духовный день рождения (тогда они рождены для Царства Небесного), так и весь сербский народ прославляет и празднует Видов день. А кто прославляет святых мучеников (Георгия, Димитрия и иных), тот прославляет не побежденных, а победителей, прославляет не мертвых, а живых. Так и мы все, прославляя великую плеяду Косовских мучеников, прославляем не побежденных, а победителей, не мертвых, а живых. Ведь Бог отец наших, Бог Немани и Саввы, Бог Лазаря и Милоша, Бог диакона Аввакума и Вукашина из Клепца - Бог не мертвых, а Бог живых. Таким образом мы затронули самую тонкую нить нашей темы - темы мучеников-победителей. Как же понять Мученика, всякого, как победителя, а мучителя как побежденного, если непременно условие: мучеником становится тот, кто в мучениях лишен жизни? Определенно разрешить эту, скажем так, антиномию можно лишь при ясном видении целей, которые имели мученик и его мучитель. Мученик, каждый, имеет целью спасти не свою жизнь (телесную), а свою веру в Господа Христа; и мучитель имеет целью не жизни лишить мученика, а принудить его - уговорами или силой - отречься от Христа и поклониться идолам. Ни с одним мучеником мучители этой цели не достигли и лишали мучеников жизни, будучи пораженными крепостью их позиций, из злобы и зависти. А мученики, хотя и претерпевали ужасные мучения (вспомним хотя бы мучеников а в итоге лишены жизни, все же достигали своей цели и становились непобедимыми победителями, сохранив веру и в достойном исповедании переходили к своему Господу в Царство Небесное, чтобы там вечно жить и царствовать с Ним. А некоторые мученики - например, святой великомученик Георгий - даже и официально именовались Победоносцами. И все без исключения мученики могли бы с полным правом повторить слова святого апостола Павла: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (11 Тим. 4:7).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Блаженный Лазарь4) не был из потомков владетельного дома св. Немани5). В честь св. Стефана Немани те всегда соединяли с собственным своим именем имя Стефана. Но он был женат на Милице, происходившей от св. Стефана Немани, чрез второго сына его Волкана6). Потому и он писался Стефан Лазарь. Звание князя дозволил ему носить царь Душан, как родственнику Неманичей. При ц. Уроше он был правителем Сремской придунайской области. Когда в 1371 году погиб похититель царской власти последнего Уроша, Лазарь, не объявляя себя владетелем всей Сербии, употреблял меры к поправлению печального состояния ее. Прежде всего обратил он внимание на дикие своеволия областных правителей. Герцеговинский наместник Николай Алтаман более походил на атамана разбойничьих шаек, чем на охранителя покоя и нравственности общественных: с шайками   3) Там же стр. 162. 4) Житие св. кн. Лазаря, в Гласнике XI, 108-115, очень бедно по содержанию: это – набор напыщенных, диких, фраз, обличающих бедность мысли сочинителя. – Чтобы видеть жизнь кн. Лазаря, надобно пересмотреть другие памятники былого. 5) Лазарь был из боярского дома Гербляновичей, Раича Ист. 3, 4.5. Сербляк л. 144. Сам Лазарь говорит, что у него «брат челник Млье и сестра Драгана». Хиландар. грам. 1381 г. 6) Описатель жития св. Стефана деспота, сына Лазарева, пишет: «Влькан вторый сын Симеона, брат же Саввы, великий князь, роди сына Жупана Димитра, в иноческом сане Давид именовался и светый, созда церковь при реце Лиме в месте Бродареве. С же роди сына Вратислава кнеза. Вратислав же роди сына Вратка кнеза; Вратко же роди дщерь Милицу. Сия ж бысть сьпружница великаго кнеза Лазаря». Тоже Цароставник у Раича 3, 3 и Никон. лет. 2, 289. подобных себе испорченных людей он нападал на соседей и производил грабежи и убийства. Князь Лазарь с сильными отрядами преследовал его из одного места в другое; тот заперся в крепости Ужице; осадив его тут, Лазарь довел дело до того, что Алтамана выдали Лазарю. Князь приказал лишить его зрения и вывесть за границу. Потом разбил он у Браничева Радича Бранковича. Для довершения победы над разрушительным своеволием мечтательных кралей, азарь прошел с войском Далматию и Боснию7). Выгнав венгров из Срема и Мачвы, присоединил к Сербии знатную часть по правую и левую сторону р. Тиссы до нынешнего Темесвара. – Для того, чтобы наместники не отделяли личных интересов от интересов всей Сербии, он выдал за них дочерей своих. После таких подвигов Лазаря вся Сербия объявила его верховным властителем Сербии8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

е. суперинтендента) и ему повиноваться; 8) протопопов выбирать с одобрения консистории (православной или кальвинской, не видно) и реформатского епископа, и без согласия сего последнего не отставлять их от должности; 9) при объезде епархии разбирать могущие случиться жалобы вместе с священниками и потом представлять их реформатскому епископу на окончательное решение (у Гuhmцa S. 72 sqq, у Шaryhы S. 38sqq). – Митрополит Стефан перевел на румынский язык Новый Завет , который в 1648 г. напечатан был в столице митрополичьей Карлсбурге 249 . 14. Даниил, преемник Стефана: в 1655 г. удалился в Валахию (у Гuhmцa S. 23, у Шaryhы S. 40 fin.). 15. Савва Бранкович, из фамилии сербо-венгерских Бранковичей, управлявший в продолжение 26 лет с 1654 по 1680 г. (у Шaryhы S. 41, у Гuhmцa S. 26 и Раича кн. XI, гл. VI, §§ 10 fin. и 20 fin.). Похваляется как один из самых лучших и ревностнейших трансильванских митрополитов; успел выпросить у правительства свободу православному духовенству от податей (впрочем, только на время); не только дозволял, но и поощрял замену в богослужении славянского языка румынским; для приобретения средств к восстановлению монастырей и церквей, разрушенных турками (которые воевали тогда с трансильванским князем), ездил за сбором милостыни в Россию; под конец правления, вследствие клевет неустанно строившего против него козни трансильванского кальвинского суперинтендента Туфея, был на некоторое время заключаем в темницу (у Гuhmцa S. 26, у Шaryhы S. 41 haч. sqq u у Раича кн. XI, гл. VI, § 5 sqq). 16. Иосиф, преемник Саввы, поставленный в 1680 г. (у Гuhmцa S. 27). 17. Иоасаф, преемник Иосифа, родом грек, поставленный в 1682 г. (у Гuhmцa S. 27, у Шaryhы S. 48). 18. Савва, поставленный в 1684 г. (у Шaryhы ibid.). 19. Варлаам, правивший с 1687 по 1693 г. (у Гuhmцa S. 29, у Шaryhы SS. 46, 48, 61 sqq, 150). 20. Феофил, поставленный в 1693 г. (у ШaryhыS. 48; по Гинтцу – Варлаам до 1690 г., а Феофил с 1692 г., но у Шагуны, кажется, правильнее). Незадолго перед тем (в 1688 г.) Трансильвания покорена была австрийцами, и духовенство католическое, ставшее теперь в ней господствующим вместо реформатского, тотчас же решило приступить к делу о привлечении румынов к унии с папой 250 ; к сожалению, высший пастырь трансильванской церкви не оказался достаточно твердым и неподкупным, – соблазненный обещанием, что в случае принятия унии православный клир совершенно будет уравнен в правах с латинским, митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

На заседании 6 сентября большин­ством (40) голосов избран епископ бачский Митрофан Шевич, во он от избрания в патриарха отказался. Но­вые выборы назначены были на 9 сентября, и в этот день избран будимский епископ Лукиан Богданович боль­шинством 39 голосов (36 радикальных, 1 от либералов и 2 от депутатов внепартийных), а епископ пакрацкий Ми­рон Николич получил 25 „самостальных“ голосов; 4 радикальных депутата не подавали голосов, а 7 депутатов отсутствовали. Высочайшим указом от 24 сентября избрание Лукиана Богдановича утверждено. В этот день, накануне инсталляции, устроена была новоизбранному патриарху торже­ственная „баклада” (шествие с факелами) при участии учащихся в богословском училище и гимназии, военной и духовой музыки. 25 сентября совершена была по определенному це­ремониалу в церкви апостолов Петра и Павла инсталляция новоизбранного и высочайше-утвержденного патриарха. 26 сентября на заседании народно-церковного конгресса патриарх Лукиан Богданович в речи своей коснулся неотложных, стоящих на очереди, вопросов церковной и общественной жизни и отметил настоятельную необходи­мость улучшить содержание духовенства и обеспечить последнее на случай болезни и старости. На эти предметы патриарх обещал свою личную единовременную и ежегод­ную помощь, что и исполнил, основав в 1909 г. фонд для улучшения священнического содержания вкладом в банк 25,000 крон. Предшественник нынешнего патриарха патриарх Георгий Бранкович (избран в патриарха в апреле 1390 г., скончался 17 июля 1907 г.) известен как круп­ный жертвователь на пользу просвещения. Именно, он по­жертвовал 200,000 крон на постройку дома для богослов­ского общежития („семинара”), 80,000 к. на дом учитель­ской школы в Сомборе, где он много лет был про­тоиереем, 60.000 к. основной школе в Далье, 30.000 к. школе в Кулпине, 30.000 к. фонду св. Саввы, 24.000 к. общин в Сантове, 39,000 к. (дом), Сербскому Соколу в Карловцах, 20.000 к. на иллюстрированное издание книги „Сербская карловецкая митрополия», 20.000 к. за кар­тину „Сеоба (Переселение сербов в Австро-Венгрию), 16.000 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

По словам святого владыки Николая, не только тело Лазаря осталось нетленным. «То же относится и к телам других витязей креста, хотя они и остались на поле боя. От их святых душ освятились и тела их, а от их святых тел освятилась вся Косовская земля. Вот почему Косово стало святым полем. Вот почему сербы и сербиянки из разных стран – некоторые даже из Америки – приезжают, чтобы взять со святого поля Косова горсть или мешочек святой земли и как святыню носить ее при себе и хранить в своих храмах и домах, подобно земле с могилы святого Димитрия Солунского или с могил других христианских мучеников. Косово является самой большой могилой христианских мучеников, погибших в один день» . Так крестоносное войско на Косове спасло душу и сохранило тело. А изменники сначала погубили душу на Косове, чтобы после Косова и тела их пропали. Неизвестно, где могила Вука Бранковича, равно как и могилы позднейших предателей, бывших в нашей мученической истории. И как Церковь Христова, как главы сербских семейств празднуют дни смерти отдельных святых и мучеников как их духовные дни рождения (ведь в эти дни они родились для Царствия Небесного), «так и весь сербский народ отмечает и прославляет Видов день. Кто славит святых мучеников (Георгия, Димитрия и других), тот славит не побежденного, а победителя, и не мертвого, но живого. Так же и все мы, прославляя великую плеяду Косовских мучеников, прославляем не побежденных, а победителей, и не мертвых, а живых. Ибо Бог отцов наших, Бог Немани и Саввы, Бог Лазаря и Милоша, Бог диакона Аввакума и Вукашина из Клепцев не Бог мертвых, но Бог живых» . Здесь мы касаемся глубинных, таинственных струн нашей темы, темы мучеников-победителей. Как можно считать мученика победителем, а мучителя – побежденным, если первым условием для того, чтобы кто-то стал мучеником, является лишение его жизни? Точный ответ на это кажущееся противоречие можно получить при ясном рассмотрении цели, которой руководствуется мученик и его мучитель. Всякий без исключения мученик имеет целью не спасение своей жизни (телесной), но свою веру в Господа Христа; и мучитель имеет целью не лишить мученика жизни, а принудить его – волей или неволей – отречься от Христа и поклониться идолам. Ни с одним мучеником мучители не преуспели в достижении этой цели и, чувствуя себя побежденными твердостью мучеников, из злобы и зависти лишали их жизни. А мученики, несмотря на то, что претерпевали страшные мучения (вспомним хотя бы Ясеновацких мучеников) и в конце концов лишались жизни, достигали своей цели и становились непобедимыми победителями, сохранив веру, и в добром исповедании ее переселялись к своему Господу в Царствие Небесное вечно жить и царствовать с Ним. За некоторыми мучениками – например, святым великомучеником Георгием – даже закрепились такие эпитеты как Победоносец . И каждый мученик без исключения мог бы с полным правом повторить слова святого апостола Павла: «Подвигомъ добрымъ подвизахся, meчehie скончахъ, веру соблюдохъ» (2 Тим. 4: 7).

http://pravoslavie.ru/5727.html

После смерти князя Михаила он 20 июня 1868 г. провозглашен сербским князем, с учреждением регентства до его совершеннолетия. По исполнении совершеннолетия 10 августа 1872 г. взял управление в свое руки как Милан Обренович IV. Во время его управления достигнута в 1878 г. политическая независимость сербского княжества, в следующем году и церковная. 22 февраля 1882 г. Сербия стала королевством, а князь Милан королем. 22 февраля 1889 г. отказался от престола в пользу своего сына короля Александра I. – Гроб с телом бывшего короля Милана после отпевания, совершенного в его квартире местным сербским священником, торжественно согласно заранее составленному церемониалу перенесен в сербскую церковь св. Саввы 1 февраля вечером. 2 февраля в 4 ч. пополудни совершена была панихида карловицким патриархом Георгием Бранковичем в присутствии австрийского императора Франца Иосифа и его свиты, и затем гроб отправлен через Будапешт в г. Карловцы. Погребение состоялось 3 февраля в крушедольском монастыре 615 . – В Бел- —740— граде, в соборном храме, 2 и 3 февраля совершены, в присутствии короля Александра, заупокойные богослужения. Сербская православная церковь в Старой Сербии понесла тяжкую утрату в лице скончавшегося 7 декабря 1900 г. рашско-призренского митрополита Дионисия. Высокопреосвященный Дионисий Петрович скончался после непродолжительной тяжкой болезни, на 43 году жизни, в г. Скопии, куда он прибыл для лечения. Это был первый митрополит-серб на рашско-призренской епархии со времени закрытия печской патриархии 616 . Биографические сведения и об архипастырской деятельности почившего даны были нами раньше, по поводу посвящения его 25 января 1896 года в митрополита 617 . В заслугу ему должно поставить особенные заботы его о благоустроении церквей, монастырей и школ, а в частности сербской богословско-учительской школы в Призрене. По распоряжению вселенской патриархии, отпевание совершили велесский и дебрский митрополит Поликарп Теологиди и избранный в скопийского митрополита сербский архимандрит Фирмиллиан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Профессор богословия в Пакраце, Мирон Николич пострижен в монашество в монастыре Ореховице 12 октября 1870 г., произведен в диакона 28 октября того же года, в пресвитера-синкелла 25 декабря 1874 г., в протосинкелла 13 апреля 1875 г. и в архимандрита 16 апреля 1878 г. в 1889 г. 10 октября архимандрит ореховицкого монастыря и адми­нистратор вакантной епархии пакрацкой Мирон Нико­лич избран в епископа означенной епархии и посвя­щен патриархом Георгием Бранковичем 3 мая 1890 г. в 1910 г. 28 октября торжественно праздновалось сорока­летие служения преосвященного Мирона в священном сане. В течение своей сорокалетней службы епископ Мирон особенное внимание посвящал возрастанию и умноже­нию фондов в небогатой своей епархии, и настояния его увенчались блестящим успехом. Незначительные раньше фонды „богословский» и „школьный» („препарандски») к концу 1909 г. умножились в 5 с половиной раз; из своих сбережений преосвященный Мирон основал фонд на содержание священника в Капелни (в конце 1909 г. 8,115 крон), фонд в пользу церкви св. Саввы в Крижевцах (в конце 1909 г. 2,581 кр.), фонд помощи духовен­ству епархии пакрацкой (в конце 1909 г. 27,712 кр. и недви­жимое имущество на 10,000 кр.), фонд интернатский при школе (в конце 1909 г. 14.575 кр.). Кроме того, он умел привлечь к значительным пожертвованиям в пользу ду­ховенства и монастыря ореховицкого некоторых состоятель­ных родолюбивых сербов 28 . 7. Епархия темишварская Имеет монастырей 3 (Бездин, Св. Георгий и Ходош), протопресвитериатов 4, церквей 80 и 5 филиальных на кладбищах, приходов 103, священников (по отчету епархиального управления за 1900–1908 г.) 59, приходских помощников 18, администрато­ров 23, протопресвитерских помощников 3, дьяконов 2, кроме того священников на пенсии 7, два настоятеля, 9 мо­настырских и 2 придворных иеромонаха, – всего 125 свя­щенных лиц. Церковных общин 80 и 4 отделения, – православных домов 20,822 в 1900 г. и 23.777 в 1908 г. – Епархиальный фонд 57,057 гульл. в 1900 г. и 135,135 крон в конце 1908 г 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010