Ок. 1469 г., когда мощи прп. Иоанна Рильского были перенесены из Тырнова в его возрожденную обитель, находившуюся под покровительством султанши Мары Бранкович, этому событию посвятил торжественную службу греч. и слав. книжник, уроженец серб. г. Ново-Брдо Д. Кантакузин ( Кантакузин. (I) 1989. С. 44-77; Кожухаров. (I) 2004. С. 227-258). Его перу принадлежит также широко распространенная в слав. (включая рус.) и румын. рукописной традиции XVI-XIX вв. пространная и поэтичная Молитва к Богородице ( Кантакузин. (I) 1989. С. 93-140). На гимнографическое творчество софийских книжников XVI в., посвященное местным новомученикам, оказало влияние наследие Григория Цамблака: его лит. приемы и образы (вплоть до обильного прямого цитирования) использовали и поп Пейо (ок. 1515, наряду с Житием) в службе мч. Георгию Новому ( Ангелов. (I) 1978. С. 131-155), и диак Андрей (ок. сер. XVI в.) в службе мч. Николаю Новому Софийскому ( Кожухаров. (I) 2004. С. 259-280). Болг. Г. эпохи национального возрождения (XVIII в.- до 1876) находилась под заметным влиянием рус., получившей известность через печатные служебные Минеи; так, в каноне службы Феодосию Тырновскому, написанной в кон. XVIII в. иером. Спиридоном (Там же. С. 281-308), использован азбучный акростих, широко применявшийся рус. книжниками XVI-XVIII вв., начиная с Маркелла Безбородого ( Смирнова. (II) 2005. Творчество. С. 19). II. Начало серб. национальной Г. (как и мн. др. сфер церковной и культурной жизни средневек. Сербии) связано с деятельностью св. Саввы, первого архиепископа Сербского. Более ранние гимнографические памятники здесь неизвестны, не обнаружено даже отдельных древних песнопений (как слав., так и греч.), посвященных кн. мч. Иоанну-Владимиру († 1016). При непосредственном участии св. Саввы I для нужд Хиландарского мон-ря, а затем и для новой автокефальной Сербской Церкви был переведен Евергетидский Типикон. С евергетидской практикой, по наблюдениям Т. Суботин-Голубович, связан особый перевод Праздничной Минеи (Белград. Архив САНУ. 361, XIII в.), не получивший заметного распространения в серб. традиции; редактированию в соответствии с Евергетидским уставом здесь подверглись преимущественно более ранние тексты, либо восходящие к западноболг. охридской Г. (включая большое число памятников древнейшей слав. Г.- см.: Турилов А. А. Роль сербской традиции в сохранении древнейших памятников слав. лит-ры//Слав. альм., 1998. М., 1999. С. 21, 28), либо связанные с древнерус. оригиналами (годовой комплект служебных Миней). Известны серб. списки XIII-XIV вв. службы блгв. князьям Борису и Глебу в составе июльских Миней - ГИМ. Хлуд. 156, 160; Дечанский мон-рь. 32 ( (I) 1992); рус. тексты (на памяти прп. Феодосия Печерского, перенесение мощей свт. Николая и блгв. князей Бориса и Глеба) содержит и единственный серб. список минейного Кондакаря нач. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 189. Л. 251-276). «Лоза Неманичей». Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг.

http://pravenc.ru/text/165013.html

В 1199 г. император даровал Хиландару в качестве метохии мон-рь Зиг (Иваница, Йованица), в том же году св. Савва приобрел участок в Карее, на к-ром основал келлию с храмом во имя прп. Саввы Освященного для иноческих подвигов в уединении, ставшую еще одним центром серб. монашества на А., и дал ей особый устав («Устав Карейской келлии»). Вероятно, в то же время был составлен и монастырский устав для Хиландара. Незадолго до смерти, последовавшей 13 февр. 1200 г., прп. Симеон дал своей обители грамоту (подлинник погиб в Белграде в 1941), в к-рой пожаловал Хиландару большие владения близ Призрена. Кроме того, святые Симеон и Савва приобрели для мон-ря 14 малых обителей, а последний позднее еще и значительные земельные угодья в районе перешейка. Богатства мон-ря уже в то время позволяли пребывать там 200 монахам (однако численность их в нач. XIII в. не превышала 90 чел.). Большие пожалования Хиландару в Сербии были сделаны Стефаном Первовенчанным. На протяжении всего существования Сербской державы мон-рь находился под опекой ее правителей, сначала из династии Неманичей, позднее Хребеляновичей и Бранковичей. Продолжал пользоваться Хиландар (вплоть до завоевательных походов Стефана Душана во 2-й четв. XIV в.) и покровительством визант. императоров - в монастырском архиве сохранились хрисовулы и сигиллии Михаила VIII Палеолога, Андроника II, Андроника III, кроме того, ряд грамот известен по позднейшим упоминаниям. Мон-рь Хиландар. Вост. часть Мон-рь Хиландар. Вост. часть С самого момента своего возрождения серб. царственными иноками Хиландар занял особое место на Св. Горе, поскольку являлся главным, по сути придворным, мон-рем Сербии, ктиторией ее верховных правителей и одним из основных центров церковной и культурной жизни страны, находясь при этом на значительном расстоянии от ее границ. Подобного положения не занимали ни болг. Зограф, ни рус. Пантелеимонов мон-ри, ни одна из прославленных греч. обителей монашеского полуострова. В иерархии обителей А. Хиландар занимает 4-е место (после Вел. Лавры, Ватопеда и Иверского мон-ря) и принадлежит к числу 5 обителей, из братии к-рых может быть избран протоэпистат Свящ. Эпистасии кинота Св. Горы. До сер. XIV в. из настоятелей и братии Хиландара были хиротонисаны мн. архипастыри Сербии: епископы Рашский Мефодий, Зетский Евстафий (впосл. архиепископ), архиепископы Иоанникий I, Савва II, Савва III, Никодим и Даниил II.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

XIII-XVIII в. (начиная с 1-й трети XV в. и в рус. списках). В сер. XIII - нач. XIV в. наряду с Житием прп. Симеона стало известно Житие свт. Саввы. Т. о., оформляется (см. также ст. Гимнография ) совместное почитание отца (как светского правителя и монаха) и младшего сына (1-го главы автокефальной СПЦ) как небесных покровителей и просветителей (последнее определение навеяно, возможно, парным культом равноапостольных Константина (Кирилла) и Мефодия) серб. народа (и шире - Сербского гос-ва, границы к-рого в XIII-XV вв. часто изменялись), а также небесных покровителей династии Неманичей. У истоков агиографии свт. Саввы лежит его проложное Житие свт. Саввы, представленное уже в списках XIII-XIV вв. неск. (по крайней мере 3) редакциями. Серб. Ж. л. вплоть до 1-й четв. XIV в. определяет прежде всего творчество хиландарских иеромонахов Доментиана и Феодосия . Первый из них принадлежал, вероятно, к числу младших учеников свт. Саввы. Написанные им по заказу кор. Уроша I Жития Саввы (1243 или 1254) и Симеона (1264) отличаются высоким риторическим стилем, сложностью композиции и обилием поэтических приемов, сближающих их с гимнографическими произведениями (притом что о занятиях Доментиана гимнографией ничего не известно). Жития, созданные по заказу королевского двора и в то же время монашеские и святогорские по миросозерцанию, в совокупности отражают представления серб. общества об идеальной средневек. державе ( 1980. С. 159). В основу обоих произведений положены предшествующие тексты - краткое Житие свт. Саввы и сочинение Стефана Первовенчанного. Пространные речи и поучения свт. Саввы, составляющие значительную часть текста его Жития и неизвестные ни в самостоятельных списках, ни в позднейшей (Феодосиевой) редакции Жития, следует, по всей видимости, считать плодом творчества Доментиана. При написании Жития прп. Симеона агиограф воспользовался Похвалой равноап. кн. Владимиру Илариона , митр. Киевского, в составе его «Слова о законе и благодати». Житие свт. Саввы, написанное Доментианом, в кон. XIII в. послужило источником для создания редакции его вероятным учеником, хиландарским иером. Феодосием, которая является по сути новым текстом с существенными отличиями в содержании, в отборе исторических событий и особенно в стилистике и структуре. Будучи крупнейшим слав. гимнографом своего времени (см. ст. Гимнография ), иером. Феодосий в сравнении со своим предшественником решительно разграничил жанры книжного творчества - стиль Жития свт. Саввы гораздо более нарративен, изобилует реалистическими деталями, притом что автор прекрасно владеет приемами агиографической риторики. Лит. образцом для книжника послужило и Житие прп. Саввы Освященного (покровителя свт. Саввы Сербского), написанное Кириллом Скифопольским. Завершает агиографический цикл, посвященный святым Симеону и Савве Сербским, общая Похвала им, написанная тем же Феодосием в соответствии с жанром визант. энкомия.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Здесь интересно заметить, что сами правила игумена палестинской Лавры были известны преподобному Нилу Сорскому , скорее всего, из «Жития Саввы Освященного», (находится в его агиографическом сборнике), а не в результате его путешествия в палестинскую Лавру. Ведь текст «Предания» преподобного Саввы уже в XV в. считался утраченным. Современник Сорского старца, известный церковный писатель Симеон, архиепископ Солунский, писал, что правила святого игумена сожжены персами при нападении на Лавру Саввы Освященного в 614 г. 49 . Их список был найден только в конце XIX в. русским исследователем, доцентом Киевской духовной академии А. Дмитриевским во время его научной командировки (1887–1888) по древнейшим монастырям христианского Востока в одной из рукописей XI-XII вв. (т.е. в более позднем переложении) библиотеки Синайского монастыря 50 . Однако, как заметил сам А. Дмитриевский , издавший «Предание» святого Саввы, в «Житии Саввы Освященного», написанном современником святого преподобным Кириллом Скифопольским , наблюдается «по местам тождество с настоящими «правилами» («Преданием Святого Саввы». – Е.Р.) не только по мыслям, но иногда даже в изложении. Достоверному биографу святого Саввы (преподобному Кириллу Скифопольскому . – Е.Р.), знакомому с письмами его, которые он цитирует в своем труде (житии. – Е.Р.), весьма естественно было знать и иметь под руками самые «правила» своего духовного отца, которыми, бесспорно, еще руководствовались в Лавре в бытность там преподобного Кирилла Скифопольского , т.е. спустя 38 лет после смерти преподобного Саввы Освященного (т.е. около 570 г. – Е.Р.)» 51 . Таким образом, естественно предположить, что «Житие Саввы Освященного» явилось для преподобного Нила Сорского ценным источником сведений об устройстве самой знаменитой палестинской Лавры. Кроме «Жития Саввы Освященного» палестинская традиция скитской жизни хорошо представлена в житиях преподобных Евфимия Великого, Харитона Исповедника, Иллариона Великого, которые также находятся в агиографических сборниках святого Сорского старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Мы видели выше, что биограф архиепископа Ионы ставит житие Саввы Вишерского в числе сочинений, которые этот владыка поручил написать Пахомию, когда последний жил у него в Новгороде (1459–1461). Сам Пахомий замечает в конце жития, что написал его по поручению Ионы. Между посмертными чудесами Саввы у Пахомия есть рассказ о приезде в Саввин монастырь Ионы, который повелел тогда написать образ преподобного, также составить канон и прочая в память его. На основании известия в житии Ионы этот приезд надобно отнести к 1461 г., по крайней мере не позже. Но с другой стороны есть известие, что церковь Иоанна Предтечи в монастыре Саввы поставлена в 1464 г., а она уже упоминается у Пахомия. Далее, некоторые списки жития, называющие в заглавии автором его того же Пахомия, оканчиваются припиской, по которой «списано бысть и изобретено блаж. Саввы житие священноиноком Геласием, бывшим тогда игуменом тоя обители, в лето 6972-е 201 . Трудно понять, что значат эти слова, если не то, что Галасий, вследствие повеления Ионы написать канон и прочая, приготовил записки о жизни Саввы, по которым Пахомий уже после 1464 г. составил житие. Каковы бы ни были источники Пахомиевской биографии Саввы, по содержанию ее видно, что автор очень мало знал о святом. Он неопределенно говорит о происхождении и месте пострижения Саввы, хотя и род Бороздиных, из которого он вышел, и тверской Саввин монастырь, в котором подвизался сначала, были довольно известны в то время 202 . Из тверского монастыря автор ведет Савву прямо на р. Вишеру, не сказав, что святой был настоятелем Саввиной пустыни и оттуда ходил на Афон, после чего уже поселился на Вишере. Далее Пахомий передает отдельные рассказы из жизни Саввы анекдотического свойства; но история монастыря изображена немногими и такими беглыми чертами, что биограф говорит об одном из учеников Саввы, не упомянув даже, что к отшельнику стала собираться братия. Все это тень более неожиданно, что Пахомий был современник Саввы и писал житие немного лет спустя по смерти его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

От жития преподобного отца Саввы, который жил над Вишерою-рекою и там общежительный монастырь создал. Сочинено священноиноком Пахомием Подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Федотовой Житие Саввы Вишерского было создано, как пишет сам агиограф (Пахомий Логофет), по повелению архиепископа Ионы, который посетил монастырь в 1461 г., но некоторые списки Жития свидетельствуют о том, что первоначально записки о жизни Саввы были собраны и написаны игуменом Савво-Вишерского монастыря Геласием (имеется приписка: «Нискано же бысть изобртено блаженаго Савы житие священноиноком Галасием, бывшаго тогда игуменом тоя обители в лто 1464, индикта 12 день»; см., например, рукопись: РНБ, собр. Погодина, 850, л. 731). Затем (после 1464 г.) Пахомий Серб оформил их в Житие. Верхняя граница создания Жития – 1472 г. – год создания Жития Ионы Новгородского, в котором упоминается Житие Саввы Вишерского. Древнейшие списки Жития датируются XV в. (РНБ, Соловецкое собр., 518/537; Основное собр., (3. 1. 999). Позднее в XVI в. Житие пополнилось пятью чудесами («О настоятеле обители», «Об архиепископе Ионе», «О том же Андрее», «Об Иоанне, одержимом лихорадкою и исцелившемся от гроба святого», «Об Устиане и о видении святого»). (См.: Янковска Л. А. Житие Саввы Вишерского. Типологический и текстологический анализ//Zeszyty naukowe widziau humanistycznego Universytetu Gdaskiego. Filologia Rosyjska. Gdask, 1979. N 8. S. 41–58). Список XVII в. из РНБ (ОСРК, Р. I. 729) представляет особую редакцию, в которую добавлены и сведения из Родословной книги о роде Бороздиных, к этому роду принадлежал Савва Вишерский. Пахомий Логофет, вероятно, был почти не знаком с жизнью Саввы, хотя они и были современниками. Многие факты биографии Саввы Вишерского до сих пор являются спорными и неизвестными. Савва Вишерский, канонизированный Церковным Собором 1549 г., происходил, по свидетельству Иосифа Волоцкого (см.: Преподобного Иосифа Волоколамского отвщание любозорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих), из рода Бороздиных, сын Ивана Васильевича Бороздина. Родился он около 1380 г. в городе Кашине Тверского уезда, постригся, вероятно, в Саввино-Сретенском монастыре, расположенном тогда к юго-западу от Твери на реке Тьме. Возможно, некоторое время он был настоятелем этой обители, которую покинул до 1416 г., уйдя, согласно тому же Иосифу Волоцкому , на Афон. (Ни один список Жития Саввы Вишерского в редакции Пахомия Серба этот биографический факт не отражает). Со Святой Горы Саввой Вишерским был вывезен список Кормчей книги (см.: Описание славяно-российских рукописей собрания графа Ф. А. Толстого. М., 1825. Отд. 1. 169. С. 92). После возвращения с Афона в поисках уединения Савва поселился на реке Вишере около Новгорода, где им и был основан в 1417 г. монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великою любовью собрались на погребение почившего святого, неся с собою недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честью похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Честные мощи преподобного Саввы и доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего чрез Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Сказание о чудесах преподобного Саввы Спустя много лет по кончине святого Саввы, игумен его обители Дионисий, однажды ночью, совершив обычное правило, лег уснуть. И вот ему явился честный инок, благообразный и украшенный сединами и сказал ему: «Дионисий, встань скорее, и напиши мой образ». Дионисий спросил старца: – Кто ты, отче, и как твое имя? Благолепный старец отвечал: – Я – Савва, начальник места сего. Пробудившись от сна, Дионисий немедленно позвал некоего старца, по имени Аввакума, который был один из учеников преподобного Саввы, и спросил, каков был собою блаженный Савва. Аввакум поведал игумену, каков был собою его авва и учитель и в каком возрасте он скончался. Игумен сказал ему: – Именно таковым явился мне преподобный Савва в сию ночь и повелел изобразить себя на иконе. Так как Дионисий был сам иконописец, то он поспешил написать икону преподобного Саввы. В обитель преподобного Саввы был приведен бесноватой, по имени Иуда. Во время совершения молебна святому Савве, бесноватый закричал: – Тяжко мне: я сгораю, – и тот час же сделался здоров. Когда его спросили, почему он так сильно закричал, – он сказал: – Я видел благолепного старца. Он стоял на гробе преподобного Саввы, держал крест и осенил им меня. От этого креста явилось великое пламя и опалило меня всего. Вот отчего я закричал, и этим пламенем отогнан был от меня нечистый дух. Однажды иноки обители святого Саввы возроптали на своего игумена Дионисия. Они составили на него ложный донос великому князю Иоанну. Князь поверил их клевете и велел игумену немедленно явиться к себе. Узнав об этом, игумен был в великой скорби. И вот ночью во сне ему явился блаженный Савва и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1973 году игумен Савва был пострижен в Великую схиму Наместником монастыря Архимандритом Алипием. Кончина схиигумена Саввы была праведной. В тот памятный день возглавлял раннюю Литургию в Успенском Соборе архимандрит Серафим. Несколько священноиноков и я сослужили ему. Когда чинопоследование Литургии дошло до ектении «Врачу душ и телес», отец Серафим поминал только одно имя – болящего схиигумена Саввы, болящего схиигумена Саввы, болящего схиигумена Саввы, болящего схиигумена Саввы… Наверное, батюшка раз сорок повторил одно это имя, пунктуально прочитал все заказные записочки… После того как закончился Евхаристический канон, отец Рафаил, который был в то время помощником Благочинного, взял Животворящей Крови Христовой в дароносицу и ушёл причастить отца Савву. Закончили мы службу, разоблачились, и нам сообщили: «Схиигумен Савва скончался…» Заупокойный звон в монастырский колокол подтвердил эти слова… Началась поздняя Литургия, где уже молились о упокоении старца схиигумена Саввы. Я думаю, что благодаря сугубой молитве отца Серафима, братии, чад духовных, когда на молитве «Врачу душ и телес…» почти сорок раз было повторено имя болящего схиигумена Саввы, Господь продлил жизнь старца на несколько десятков минут, чтобы успели его причастить Святой и Животворящей Крови Господней… Отец Савва все приготовил к своему погребению заранее, включая и книгу «Монашеское отпевание», изданную типографским способом… Огромное количество людей прибыло на погребение схиигумена Саввы. Слава Богу, и по сей день старца отца Савву помнят, и совершаются в монастыре и на приходах заупокойные заказные Божественные Литургии в день его кончины и в день его Ангела… Однажды был такой случай. Вечером я проходил у святого колодца монастыря, а навстречу мне шёл обритый молодой человек с золотой цепочкой и с крестиком на груди. Он остановил и спросил меня: «Как мне подойти к месту погребения отца Саввы?» Я объяснил: «Знаете, сейчас дальние пещеры закрыты… Вы можете подойти и поклониться мощам Схиигумен Савва (Остапенко) старца Симеона в Сретенском храме, где идет Богослужение». «Нет, нет,– отвечает мужчина, – мне нужно только к отцу Савве, так как он самый продвинутый…» Я улыбнулся, позвал экскурсовода-послушника, который проводил этого паломника к «продвинутому» батюшке отцу Савве в дальние пещеры…

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Обширная и вполне достоверная биография 2 препод. Саввы Освященного составлена неким монахом Лавры преподобным Кириллом Скифопольским . Кирилл Скифопольский был сыном, «управителя епископского дома и помощника митрополита (скифопольского Феодосия) в его делах». В приезд препод. Саввы Освященного в Скифополь с императорскими указами, препод. Кирилл, еще будучи отроком, удостоился благословения св. отца и назван был им даже «своим учеником и сыном пустынных отцов». Второй раз он удостоился его благословения и некоторого особенного внимания в бытность св. отца Саввы у аввы Прокопия в местах св. апостола Фомы, куда пришел отрок Кирилл со своими родителями с нарочитою целью видеть св. мужа. Изучив Псалтирь и Апостол, по совету св. Саввы, Кирилл был благословлен скифипольским митрополитом, «пострижен и поставлен на первую степень церковнослужителей» (стр. 251–254; pag. 349–351). В последствии времени Кирилл удалился в Лавру св. Евфимия, а оттуда перешел в Лавру св. Саввы, который был вызван в эту Лавру в 23 год, после кончины препод. Саввы, из обители св. Евфимия. Этот вызов препод. Кирилла Скифопольского , вместе с другими шестьюдесятью монахами «прочих православных пустынных:монастырей», сделан был отцами Саввинской обители, «по воле и определению божественного Иоанна епископа и отшельника» (стр. 283, pag. 375), который на 38 году своего возраста поселился в Лавре, еще при жизни препод. Саввы Освященного, был к нему в самых дружеских отношениях и много весьма полезных и важных сведений сообщил нашему автору о жизни и деятельности св. Саввы, при составлении им настоящей биографии (стр. 131; pag. 248). Тот же «божественный отец наш Иоанн епископ 3 , а также некий «честнейший и чадолюбивейший отец Георгий» побудили препод. Кирилла Скифопольского «описать богоугодную жизнь, совершивших на земле путь свой святых отцов наших Евфимия 4 и Саввы» (стр. 97, 131; pag. 220, 221, 249). К возложенному на него весьма лестному поручению Кирилл Скифопольский отнесся вполне добросовестно и написал свою биографию препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«Надо отметить, что никогда и нигде перед современными художниками не стояла столь грандиозная задача декорирования сюжетной мозаикой огромного криволинейного пространства поверхности купола», — продолжила свою мысль И.Л. Бусева-Давыдова, выразив уверенность, что мозаики храма святого Саввы станут заметным и достойным явлением в ряду выдающихся произведений искусства православного мира. В ходе заседания комиссии ее участниками единогласно было принято решение о приемке первого этапа работ по проекту внутреннего мозаичного убранства главного купола храма святого Саввы в Белграде. Собор святителя Саввы в Белграде был задуман как кафедральный храм Сербского Патриархата и крупнейший православный храм в Европе. Его возведение началось в 30-е годы прошлого века в столичном районе Врачары на месте, где по приказу турецких властей были сожжены мощи основателя и первого Предстоятеля автокефальной Сербской Православной Церкви святителя Саввы Сербского (1175-1236). Возобновление начатого строительства стало возможным только в 1985 году. В настоящее время предстоит мозаичное оформление внутренней поверхности собора, занимающей площадь свыше 17 тысяч квадратных метров. 16 марта 2012 года в Москве министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров и министр иностранных дел Республики Сербия В. Еремич подписали Протокол об участии России в оформлении внутреннего убранства храма святителя Саввы в Белграде. В соответствии с Протоколом для координации дальнейшей совместной деятельности по благоукрашению храма святого Саввы в 2013 году была создана российско-сербская рабочая группа, учредившая состав конкурсного жюри по выбору лучшего художественного решения по внутреннему оформлению собора святителя Саввы в Белграде. Сопредседателями конкурсного жюри были избраны митрополит Волоколамский Иларион и первый вице-премьер, министр иностранных дел Республики Сербии И. Дачич. Летом 2014 года был объявлен Всероссийский открытый конкурс на проект оформления внутреннего убранства храма святого Саввы в Белграде. 6 октября 2014 года конкурсное жюри под председательством митрополита Волоколамского Илариона и И. Дачича определило победителей конкурса. Первое место занял проект Международного фонда содействия ЮНЕСКО, подготовленный авторским коллективом под руководством народного художника Российской Федерации Н.А. Мухина. Второе место занял проект белорусских художников-мозаичистов, подготовленный Стенописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря в Минске. Мастера из двух упомянутых коллективов в настоящее время работают над реализацией победившего проекта.

http://patriarchia.ru/db/text/4830955.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010