Arhiva Protoiereul Vsevolod Ceaplin. „Cuvântul i fapta cuviosului Serghie: ce înseamn ele pentru noi?” 11 februarie 2014 18:05 Выступление председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации РФ опубликовано в газете «Русь державная» (2014, 2). Хочется надеяться, что год празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского станет не только годом тожеств, но и годом размышлений о том, что для нас значит наследие Игумена земли Русской. История — это не только прошлое. Это прошлое, настоящее и будущее. Оглядываясь на многие века нашей прошедшей истории, нам нужно попытаться понять, что она значит для того, как мы сегодня строим свою жизнь и как мы планируем строить наше будущее. Преподобный Сергий жил давно. Но это не значит, что его наследие имеет отношение только к иным обстоятельствам истории — не к тем обстоятельствам, которые переживаются нами сегодня. Как раз наоборот: пример преподобного Сергия, пример его послания, его действия очень нужны нам для того, чтобы сегодня осознать, куда идти стране. Преподобный Сергий духовно воскресил наш народ в условиях, когда многие опустили руки. В условиях, когда над нами довлел во много раз более мощный, чем мы сами, противник, довлела во много раз более мощная внешняя сила. В условиях, когда многие считали невозможным самостоятельный выбор народом исторического пути. В этих условиях преподобный Сергий смог практически в одиночку изменить духовный и исторический путь народа. Он способствовал объединению русских земель в период раздробленности и кризиса единства. Он смог бросить духовный вызов всему тому пессимизму, который сопровождал этот период истории: рядом довлеющий над тобой мощнейший неприятель, люди не верят в то, что могут взять свою судьбу в свои руки, страна раздроблена. Куда вроде бы идти? Нужно подчиняться обстоятельствам, нужно делать все, чтобы не раздражать этого более сильного недруга, который тогда еще мог раздавить ту историческую Русь, наследниками которой мы являемся.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3564493...

  БОГОСЛОВИЕ Долг и любовь В феврале — память двух непрославленных новых мучеников 7 февраля 1905 года — день убиения великого князя Сергея Александровича 14 февраля 1996 года — день убиения протоиерея Анатолия Чистоусова   Великий князь Сергей Александрович   «Святыми не рождаются, а становятся». И великий князь Сергей Александрович стал мучеником не в один день. В течение всей жизни восходил он к этому подвигу. Как свидетельствует его воспитатель капитан-лейтенант Арсеньев, с детских лет Сергей Александрович «молился всегда очень усердно и внимательно». Любимыми его святыми стали преподобный Сергий Радонежский и его ученик Савва Сторожевский. Родившись в Петербурге, князь постоянно тяготел к Москве, к ее святыням. Москве он отдал свои силы и в Москве окончил свои дни. Важным событием для него стало посещение Святой Земли, с которой оказалась связана вся его жизнь. Во время поездки он самолично увидел безотрадное состояние Православия в Палестине, убедился в тяжелом и беспомощном положении русских богомольцев, особенно простого народа. В 1868 году он купил знаменитый Мамврийский дуб, а затем стал скупать участки земли, имеющие для паломников важное значение, и устраивал гостиницы для них. Князь Сергий становится во главе Православного Палестинского Общества, председателем которого он был 23 года, до конца своей жизни. Есть свидетельство, что еще его отец, Александр II, сказал председателю палестинского комитета князю Оболенскому: «Это для меня вопрос сердца». «Вопросом сердца» стала Святая Земля и для князя Сергия. Нет ничего на свете случайного. Князь Сергий представлял императорскую Семью на освящении Храма святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Он был построен Романовыми. Великая княгиня Елизавета сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Господь, как мы знаем, исполнил ее пожелание. Мощи святой преподобномученицы Елизаветы покоятся именно здесь. Помещение, в котором они были впервые открыты, по свидетельству очевидцев, наполнилось «сильным запахом как бы меда и жасмина».

http://moral.ru/dolg.html

Где у России сердце, или Как рассказать детям про Сергия Радонежского Доступное для детей изложение жития преподобного Сергия, не лишенное назидательного смысла 22 июля, 2014 Доступное для детей изложение жития преподобного Сергия, не лишенное назидательного смысла Не успел князь и рта раскрыть, как преподобный Сергий сказал, что русские непременно победят. Господь открыл ему, что они свергнут власть монголов и навсегда освободят свои земли от врагов. Портал «Правмир» проводит конкурс на лучший рассказ-личную историю «Преподобный Сергий в моей жизни». Сегодня на наших страницах новый конкурсный материал. «Дом Живоначальной Троицы всегда сознавался и сознается сердцем России, а строитель этого Дома, преподобный Сергий Радонежский, – «особым нашего Российского царствия хранителем и помощником», как сказали о нем цари Иоанн и Петр Алексеевичи в 1689 году, особым покровителем, хранителем и вождем русского народа, может быть, точнее было бы сказать – ангелом-хранителем России». «Троице-Сергиева лавра и Россия» Священник Павел Флоренский У всех на свете есть сердце. Даже у Кощея. Хотя оно лежало где-то в сундуке под замком за тридевять земель в сундуке. Если сердца нет, то так про человека и говорят – бессердечный. Это почти как мертвый, только хуже. Мертвые лежат и никому особого вреда не делают. А бессердечные ходят по земле и обижают других, бранятся и кляузничают. И при этом еще и себя оправдывают: раз сердца нет, откуда им знать, что делают другим больно? Им, наоборот, кажется, что только этим они и должны заниматься – себя хвалить, другим выговаривать и делать все, что вздумается. Но к счастью, хороших людей на свете все же больше. Сердце есть не только у людей. Сердце есть и у городов, и у народов, и даже у целых государств. Сердце города – это его храм. Где бы город ни появлялся, в нем обязательно строили храм. И на все праздники люди туда ходили. И все самые главные события: и рождение ребенка, и создание семьи, и победу, и урожай праздновали в храме. Да мало ли поводов, чтобы сердцу порадоваться?

http://pravmir.ru/gde-u-rossii-serdtse-i...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Св. преподобный Савва Сторожевский Прп. Савва Звенигородский был одним из учеников прп. Сергия, Радонежского чудотворца. От юности возлюбив чистое и целомудренное житие и отвергши суетные прелести мира, Савва пришел в пустыню к прп. Сергию и принял от него иноческий постриг. Руководимый своим богоносным наставником, он пребывал в совершенном послушании ему, навыкая в Троицкой обители порядкам иноческого жития. Жизнь свою прп. Савва проводил в строгом воздержании и непрестанном бдении, заботясь о соблюдении чистоты душевной и телесной, которая есть украшение иноческого жития. Прежде всех приходил преподобный в церковь на Божественную службу и после всех выходил из нее. Со страхом Божиим стоял он в храме на молитве, в умилении не мог удерживаться от сильного плача и рыдания, так что удивлял всех иноков обители. Непрестанно упражнялся он в церковном пении и чтении, а в свободное от молитвы и церковных служб время занимался каким-либо рукоделием, боясь праздности — матери пороков. Подвижник любил безмолвие и избегал бесед с другими. В те времена благоверный князь московский Димитрий Иоаннович одержал победу над неверным ханом татарским Мамаем и его полчищами. Возвратившись с радостью в Москву, великий князь немедленно пришел к преподобному Сергию в обитель — помолиться и принять от него благословение. При этом князь обратился к святому с просьбой помочь ему устроить новый общежительный монастырь. Прп. Сергий с усердием стал исполнять его просьбу. Он обошел много пустынных мест, изыскивая, где бы удобнее устроить монастырь. Пришедши на реку, называемую Дубенкой, он нашел там место, которое ему весьма понравилось. Там прп. Сергий и создал церковь, а при ней монастырь во имя Пресвятой Богородицы, честного Ее Успения. Вскоре пришли сюда некоторые из братии. Преподобный с радостью принял их и затем учредил здесь общежитие. Настоятелем сего монастыря прп. Сергий выбрал из учеников своих блаженного Савву, считая его вполне способным к самостоятельному руководству братией.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Для себя я ничего не оставляю» Архимандрит Сергий (Стуров) размышляет о проблемах церковной и общественной жизни 14.12.2013 1729 Время на чтение 7 минут «Русская народная линия» продолжает знакомить читателей с известными петербургскими священниками. 26 декабря автор этих строк посетила храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала, где встретилась с настоятелем церкви, благочинным храмов Адмиралтейского округа архимандритом Сергием (Стуровым) . В ходе встречи состоялась поучительная беседа. 31 марта 2013 года архимандрит Сергий отметил 45-летие иерейской хиротонии. В этом же году исполнилось 10 лет его настоятельства в храме Воскресения Христова. Труды отца Сергия на ниве духовного просвещения отмечены многими наградами как церковными, так и государственными: орденом святого благоверного князя Даниила Московского III ст., орденами за усердие во благо Отечества II, III, IV ст., медалью за вклад в Фонд Мира, юбилейной золотой медалью преподобного Сергия Радонежского, серебряной медалью святого апостола Петра, международным орденом «Благотворение» III ст. Храм Воскресения Христова, построенный в начале 20 века, является архитектурной доминантой близлежащей части Обводного канала. Начиная с 2003 года под руководством отца настоятеля закипела большая работа по восстановлению церкви. Сейчас храм закрыт лесами, проводятся реставрационные работы, конца которым пока не предвидится. Во всяком случае, сам настоятель, получивший строительное образование до принятия монашества, о возможных сроках их окончания говорит очень осторожно: «Мы выполняем волю Божию, а как она сложится, не знаем. О реставрационном процессе вообще говорить очень сложно, так как все может повернуться по-другому». Но отец Сергий твердо намерен привести вверенный ему Господом храм в то состояние, каким он был первоначально, к моменту его освящения в 1908 году митрополитом Финляндским Антонием (Вадковским). Попечением настоятеля были установлены кресты на центральном и малых куполах, обновлена звонница. Отлит и поднят на колокольню самый большой колокол «Отец Александр», названный так в память основателя храма иерея Александра Рождественского. Установлен новый объемный иконостас - единственный в Северной столице и обновлен главный купол храма, теперь его массивный медный шлем сияет позолотой пробивных кокошников.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/14/dl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Подвиг схимонаха Пересвета Память 20 сентября 18.09.2022 1650 Время на чтение 5 минут Фото: П.Рыженко. Куликовская битва   Куликовская битва – ключевой момент в истории России. Знаменательно, что она состоялась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Многим известно, что русских воинов, объединенных под стягами Димитрия Донского, благословил на бой преподобный Сергий Радонежский. Что Игумен земли Русской послал с воинами двух своих монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Но в чем состоял смысл этого благословения, кажется, не имевшего аналогов в русской истории? И почему Пересвет и Ослябя прославлены в лике святых – только ли за сам факт сочетания монашеского и воинского служения?   Ища ответ на эти вопросы, понимаешь, как важна была духовная составляющая в деле освобождения Руси от татаро-монгольского ига, значимым моментом которого стало Куликовское сражение. Известно, что преподобный Сергий духовно объединил Русь – и благодаря этому стало возможно обретение независимости, которую наша страна потеряла именно из-за усобиц между княжествами. Авва Сергий примирял враждующих князей, а его ученики, основывая монастыри в разных концах страны, способствовали духовному пробуждению русских людей. Уходила подавленность, приходила вера и надежда на Бога, готовность к самоотверженному служению Ему, а значит – и родной земле. Кульминацией этого стала Куликовская битва, о которой философ Лев Гумилев мудро сказал, что « На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него – русские». Когда благоверный князь Димитрий Донской пришёл к преподобному Сергию Радонежскому просить благословения на бой против грозившего Руси Мамая, игумен прежде всего спросил, можно ли избежать столкновения: откупиться данью, изъявлением покорности. Димитрий ответил, что предпринял все попытки к замирению, но монголы жаждут крови. Тогда преподобный благословил русское войско и предрек ему победу. Он послал с Димитрием двух бывших бояр, а ныне иноков Пересвета и Ослябю. При этом – благословил их не возлагать на себя воинских доспехов, лишь схимы с изображением креста. Преподобный произнес: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных. Мужайтесь, яко добрые воины Христовы!»

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/18/...

К.А. Аверьянов Глава 2. Первые годы игуменства Вопрос о главе обители. Поставление Сергия в игумены. Выяснение даты этого события. Приход в монастырь Симона, архимандрита смоленского. Возвращение в обитель старшего брата Сергия – Стефана. Причины этого. Пострижение сына Стефана. Освоение земель вокруг монастыря. Эпизод с нехваткой продовольствия в обители, определение его причин и даты. Поездка в Ростов – первая миротворческая миссия Сергия Радонежского. Участие в основании Борисоглебского монастыря. Уточнение времени его создания После смерти Митрофана среди насельников монастыря – возникли споры, кому его возглавить. Епифаний Премудрый говорит об этом довольно обтекаемо: «въниде же некое размышлние въ братию его» 229 . Собравшись между собой, все сошлись на кандидатуре Сергия. Не последней причиной этого стало то, что обитель располагалась на земле, принадлежавшей его роду. Но на предложение игуменства тот отвечал отказом, мотивируя его тем, что «аз и помышлениа не имех еже хотети игуменьства, но тако желаеть душа моа скончатися и в чрънецех на месте семъ». В ответ на это братья поставили перед Сергием дилемму: «Мы же речем ти: или самъ буди игуменъ, или шед спроси нам игумена у святителя» 230 . Только после долгих уговоров, во время которых братья даже пригрозили Сергию в случае его отказа уйти с Маковца, он согласился на компромисс: пойти вместе с двумя старцами к епископу Афанасию просить его дать им нового игумена. То, что преподобный направился именно к последнему, было не случайно. Поставление в игумены требовало санкции высшей церковной власти. Поскольку Радонеж территориально входил в митрополичью церковную область, где в качестве епископа выступал сам митрополит, Сергий должен был просить игумена для Троицкой обители именно у него. Но митрополита Алексея в этот момент на Руси не было (по словам Епифания, «тогда бывшу ему въ Цариграде») и Сергию необходимо было обратиться к замещавшему его епископу Афанасию Переяславскому. Выслушав просьбу пришедших дать им игумена и «распытав» Сергия, о котором он уже был наслышан, Афанасий объявил, что именно он достоин стать настоятелем Троицкой обители. В один День он поставил его сначала в иподьяконы (т.е. в помощники дьякона), а затем в дьяконы. «Наутриа же съвръши его иерейскым саном», который давал ему право занять должность игумена. Став священником и получив право отправлять церковные службы, Сергий возглавил обитель 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К.А. Аверьянов Глава 4. Андроников монастырь Споры историков относительно даты создания Андроникова монастыря. Анализ источников об основании этой обители. Выяснение ошибки В. А. Кучкина. Выяснение точной даты основания Андроникова монастыря. Его связь с событиями московской жизни того времени В истории русской церкви основанный Сергием Радонежским Троицкий монастырь известен тем, что из него вышла целая плеяда учеников преподобного, ставших основателями новых обителей, рассеявшихся по необъятной Руси. По некоторым оценкам, сам Сергий, его ученики и «собеседники», ученики учеников создали или восстановили от четверти до половины всех появившихся в XIV–XV вв. русских монастырей. Что касается конкретных чисел, то в современной литературе порой мелькает цифра в 150 обителей, основанных учениками преподобного за 100 лет 453 . Первой из таких обителей, относительно которой «Житие» Сергия сообщает, что в ее основании принял участие троицкий игумен, следует признать московский Спасо-Андроников монастырь. Он возник близ тогдашнего города, на левом берегу Яузы. Согласно агиографу, однажды к Сергию Радонежскому пришел «некыи юношя» с просьбой постричь его в монахи. Преподобный не отказал ему в этом и постриг с именем Андроник. В течение 10 лет Андроник жил в Троицкой обители «въ всяком послушании», а затем у него возник замысел «еже изити из монастыра (Троицкого – Авт.) и сътворити свои монастырь». Случай помог этому желанию осуществиться: в Троицу «приде же тогда Алексие митрополит посещениа ради». В беседе с ним Сергий рассказал о мыслях Андроника и задал вопрос – как поступить с ним? Митрополит посоветовал игумену не препятствовать своему ученику и, взяв с собой Андроника, отправился с ним в Москву. Здесь, на берегах Яузы, Алексей с помощью ученика Сергия выбрал место для будущей обители, а на вопрос последнего: «владыко святыи, в кое имя велиши основати церковь в котораго святого?», рассказал о когда-то данном им обещании. Его обстоятельства сводились к следующему. Во время возвращения Алексея из Константинополя его путь на Русь пролегал через море. Внезапно налетел сильнейший шторм, корабль готов был уже погрузиться в пучину и тогда митрополит стал молиться Богу, обещая, что если доберется до берега, поставит церковь во имя того святого, память которого будет праздноваться в день, когда корабль достигнет суши. Вскоре буря стихла и судно пристало к берегу 16 августа – день, в который отмечается большой церковный праздник – перенесение Нерукотворного образа Христа из Эдессы в Константинополь. По преданию, эта икона передавала облик Спасителя, чудесным образом запечатленный на убрусе, который он приложил к лицу. Благодарный за свое чудесное спасение, Алексей обязался поставить на Руси церковь во имя Образа Нерукотворного Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К.А. Аверьянов Заключение Роль Сергия в истории русского монашества. Значение житий русских святых как исторического источника В своей знаменитой речи 1892 г., посвященной Сергию Радонежскому, В. О. Ключевский , оценивая значение преподобного, говорил о том чувстве нравственной бодрости и духовной крепости, которое Сергий вдохнул в русское общество. По словам историка, оно «еще живее и полнее» воспринималось русским монашеством. В подтверждение своей мысли он привел две цифры. Если в первые сто лет (1240–1340 гг.) после монголо-татарского нашествия на Руси возникло всего каких-нибудь три десятка новых монастырей, то уже в следующее столетие (1340–1440 гг.) появилось до 150 новых обителей. «Таким образом, – делает вывод В. О. Ключевский , – древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния всего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в мире скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы. Это значит, что русское монашество было отречением от мира идеалов, ему непосильных, а не отрицанием мира, во имя начал, ему враждебных... Эта связь русского монастыря с миром обнаружилась и в другом признаке перелома, в перемене самого направления монастырской жизни со времени преподобного Сергия. До половины XIV в. почти все монастыри на Руси возникали в городах или под их стенами; с этого времени решительный численный перевес получают монастыри, возникавшие вдали от городов, в лесной глухой пустыне, ждавшей топора и сохи. Так к основной цели монашества – борьбе с недостатками духовной природы человека, присоединилась новая борьба – с неудобствами внешней природы... Преподобный Сергий с своею обителью и своими учениками был образцом и начинателем в этом оживлении монастырской жизни, «начальником и учителем всем монастырем, иже в Руси», как называет его летописец. Колонии Сергиевой обители, монастыри, основанные учениками преподобного или учениками учеников, считались десятками, составляя почти четвертую часть всего числа новых монастырей во втором веке татарского ига, и почти все эти колонии были пустынные монастыри, подобно своей митрополии...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского училищного монастыря Источник с приложением знатных происшествий случившихся в оной, противу прежнего издания во многом исправленное, и открывшимися вновь обстоятельствами дополненное 1808 и по 1815 год Троицкая Сергиева Лавра состоит в Московской Губернии, на расстоянии от Москвы в 64 верстах на Север, наклоняясь несколько к Востоку: извне окружена она великим селением, в котором считается до 800 обывательских домов, и имеется 8 приходских Церквей, из коих 6 каменных, а 2 деревянные. То место, где находится Лавра, со всех сторон окружено горами, но так притом, что отсюда здание монастырское видно за 10 верст и более. При ней находится малая речка, именуемая Кончура, которая начинаясь в двух верстах выше Монастыря и протекая мимо его с Западной и потом Южной стороны, впадает, наконец, в четырех верстах ниже в речку Торгошу. Прежде то место, где сооружен Монастырь, и окрестности его, были не населены и покрыты лесом. Но в первые годы великого Княжения Симеона Иоанновича, Преподобный Сергий Игумен, Радонежский чудотворец, который до пострижения в монашество назывался Варфоломей, по смерти своих родителей, удалившись от мира в оный лес, построил себе в нем хижину, а потом и Церковь деревянную во имя Святой и Живоначальной Троицы, которая скоро потом и освящена была по благословению Феогноста, Митрополита всея России. Место, где Преподобный в 1337 году, на двадцать втором году от рождения, поселился, было области Радонежской, города Радонежа, которой от сея обители отстоял 10 верст, а ныне там село, называемое Городок, и от сего Радонежа и Преподобный проименован Радонежским. Родился Святой Сергий в городе Ростове в 1315 году от родителей благородных Кирилла и Марии, коих тела почивают в Хотькове девиче монастыре. Хотя сокрыл себя Преподобный Сергий в пустыню, но не мог сокрыть своего имени. Слава о святости жития его в скором времени далеко распространилась, а потому и начали стекаться к нему многие иноки из других монастырей на сожительство. Они, приходя, строили с дозволения Преподобного себе келлии деревянные. Сперва число иночествующих состояло из двенадцати человек, кроме Преподобного; а сверх оного числа никто принимаем не был. Но потом пришедшим от Смоленска одним Архимандритом, именем Симоном, для сожития к Преподобному, то определенное число нарушилось. После сего приходящих и поселяющихся монашествующих число день ото дня умножалось, а по мере умножения их распространялся и Монастырь строением. Такое было начало Троицкого монастыря, и в сем состоянии пребывал он до кончины Преподобного Сергия и несколько лет после.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010