Патриарх Кирилл: Преподобный Сергий не оставит духовных чад своих и ныне 26 декабря, 2013. Святейший Патриарх Кирилл Как духовное завещание святого звучат ныне его слова, донесенные до нас благочестивым преданием: «Любовью и единением спасемся». На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года (журнал 131) было принято Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского. Текст документа опубликован на сайте Московского Патриархата : Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В нынешнем 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения великого подвижника благочестия, светильника веры и преславного угодника Божия — преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, дивного чудотворца. Блаженный Епифаний Премудрый, автор жития аввы Сергия, свидетельствует, что описать все духовные дарования и чудотворения этого святого невозможно, ибо они совершаются доныне. Действительно: каждый православный христианин знает и любит Радонежского чудотворца, благоговеет перед его памятью и почитает духовное наследие Преподобного. Историк Российского государства и Русской Церкви профессор Василий Осипович Ключевский так выразил мысль о народном восприятии образа Преподобного: «Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда [в Троице-Сергиеву лавру] издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос: что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно». И по сей день не оскудевает поток богомольцев, которые приходят из разных стран, городов и весей, дабы поклониться честным мощам угодника Христова, почивающим в стенах основанного им монастыря — Троице-Сергиевой лавры, стоящей на высоком Маковском холме, помнящем деяния и самого начальника здешних подвижников.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-prepod...

Икона преподобного Сергия с учениками из Успенского собора Лавры Радонежские святые: Симон, Ксенофонт, Варфоломей, Иаков, Наум, Василий, Иаков, Макарий, Авраамий Галицкий, Стефан Махрищский, Мефодий Пешношский, Кирилл Белоезерский, Онисим, Григорий Авнежский, Никита Серпуховской, Сергий Нуромский, Евфимий Суздальский, Андроник Московский, Димитрий Прилуцкий, Стефан Пермский, Афанасий Серпуховской, Ферапонт Можайский, Савва Сторожевский, Павел Комельский, Феодор Ростовский, Иоасаф, Михей, СЕРГИЙ, НИКОН, Дионисий, Максим Грек , Серапион. Благочестивому читателю Однажды в глубокий вечер, когда преподобный Сергий совершал свое обычное молитвенное правило и весь был погружен в сердечную молитву за духовных чад своих, вдруг он услышал голос, звавший его по имени: «Сергий!» Удивился Преподобный столь необычному зову в тишине ночной. Сотворив молитву, он открыл оконце своей келлии и увидел дивное видение: в высоте небес сияет чудный свет и разгоняет тьму ночную, так что стало светлее дня, а неведомый голос снова говорит ему: «Сергий! Ты молишься о детях твоих духовных: Господь принял молитву твою. Посмотри кругом – видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы!» И Сергий увидел множество прекрасных птиц, никогда дотоле им невиданных; они летают не только по всему монастырю, но и вокруг ограды его, – летают и поют несказанно – сладостно... А он опять слышит таинственный голос с высоты небес: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно будут они украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!» И подлинно, подобно птицам небесным, умножились ученики и подражатели преподобного Сергия, причем одни из них остались в гнезде своем, в родной своей обители Троицкой, другие разлетелись по разным странам и концам нашего обширного отечества, всюду стараясь верно сохранять духовные заветы своего великого аввы Сергия и следовать стопам его в подвигах иночества. И повсюду, так или иначе, они славили имя его, которое сделалось известным и почитаемым не только на необозримом пространстве отечества нашего, но и далеко за пределами России, в странах православного Востока и инославного Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чему нас может научить преподобный Сергий Радонежский? 03.11.2016 935 Время на чтение 28 минут В настоящей статье рассматривается возможность практического применения в современной жизни духовного наследия преподобного Сергия Радонежского, причем не только монашествующими, но и мирянами. И действительно, чему нас таких - много знающих, прогрессивных и компьютеризованных - может научить древнерусский инок? Еще древнегреческий философ Гераклит высказал любопытную мысль: «Многознание уму не научает» , а компьютеры во всех своих разновидностях, как прочие технические достижения и информационные технологии, лишь увеличивают наши возможности. Человек же остался прежним, всё тот же выбор между правдой и ложью, любовью и ненавистью, добром и злом, а возросшие возможности являются порой проклятьем, как для человека, так и для всего Человечества в целом - достаточно вспомнить хотя бы Хиросиму. Вот почему в современных условиях как никогда важно обращаться к опыту людей, сделавших правильный выбор, - к опыту святых, среди которых подобно ярчайшему светильнику сияет преподобный Сергий Радонежский. Может быть, кто-то считает, что брать пример с инока приличествует исключительно инокам, а нам, живущим в миру, этот опыт не подходит. Очередное и весьма распространенное в наши дни заблуждение. Пусть мы не являемся монахами, но разве это отменяет наше христианство? Все мы призваны к аскетической жизни, к борьбе с грехом, поэтому нам есть чему поучиться у Игумена земли русской. Основным источником сведений о Преподобном является его житие, поэтому вполне закономерно будет обратиться к данному памятнику древнерусской литературы. Известно, что «Епифаний Премудрый двадцать лет собирал материалы к житию Сергия Радонежского, занося услышанные рассказы в свитки и тетради, и только в 1418 г. начал составлять само житие» . Поскольку блаженная кончина преподобного Сергия произошла в 1392 году, можно утверждать, что писалось оно со слов учеников Святого, очевидцев и участников многих связанных с ним житийных событий. Познакомимся с тем, каким они запомнили Преподобного? Что в этом удивительном человеке произвело наибольшее впечатление на современников, и чему мы, его далёкие потомки, можем подражать?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Закрыть «Преподобный Сергий Радонежский - не только молитвенник, но и выдающийся государственный и общественный деятель» 700-летие своего небесного покровителя отпраздновала Троице-Сергиева Приморская пустынь 09.10.2014 229 Время на чтение 4 минуты 8 октября в Троице-Сергиевой Приморской пустыни состоялись главные петербургские торжества в честь 700-летнего юбилея преподобного Сергия Радонежского. Более 8000 тысяч паломников во главе с епископом Царскосельским Маркеллом прошли к обители Крестным ходом от железнодорожной платформы Сергиево (Володарская). В колонне крестоходцев находились первые лица Администрации Санкт-Петербурга, в том числе вице-губернатор Василий Николаевич Кичеджи. В возрожденной обители большую часть паломников принял храм во имя преподобного Сергия Радонежского, богослужение в котором возглавил архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии. Ему сослужили архиепископ Сурожский Елисей (Русская Православная Церковь в Великобритании и Ирландии), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусская Православная Церковь), епископ Глазовский и Игринский Виктор, епископ Армавирский и Лабинский Игнатий, представители Грузинской, Греческой, Украинс кой и Финской Православных Церквей, духовенство Санкт-Петербургской митрополии. Перед началом литургии за помощь в организации в городе на Неве празднования в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского Василий Николаевич Кичеджи был награжден медалью апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он поздравил паломников от имени губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко. В этот день праздничная служба в Троице-Сергиевой пустыни, по примеру Троице-Сергиевой Лавры, проводилась одновременно во всех действующих храмах монастыря, которых насчитывается пять. В недавно отреставрированном храме святого мученика Валериана в Зубовском корпусе богослужение возглавил епископ Царскосельский Маркелл. Обращаясь к прихожанам, он напомнил, что задача христианина: « стремиться к Богу, каждый выполняя свою миссию здесь, на земле. Преподобный Сергий Радонежский для нас не только памятник исторических событий, а светильник, свидетель того, что можно сделать, превратив свое собственное сердце в обитель Пресвятой Троицы ».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/09/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ И МАРИЯ Преподобные Сергий, Кирилл и Мария Радонежские. Икона. Кон. XIX в. Холуй (?) (собрание Федотова В. М. Москва) Преподобные Сергий, Кирилл и Мария Радонежские. Икона. Кон. XIX в. Холуй (?) (собрание Федотова В. М. Москва) (2-я пол. XIII в., Ростов - нач. 40-х гг. XIV в., Хотьковский Покровский мон-рь), преподобные (пам. 18 янв., 28 сент. (К.), 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Радонежские, схимонахи, родители преподобных Стефана и Сергия Радонежских. Основными источниками сведений о К. и М. являются сохранившиеся в неск. редакциях Жития прп. Сергия Радонежского (авторы - прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет ), службы преподобному, а также синодики. К. и М. происходили из боярских семей («от славных и нарочитых боляр»), живших в Ростовском княжестве. Согласно позднему (не ранее XVII в.) преданию, прп. Сергий род. в вотчине К.- в с. Варницы, в 3 верстах к северо-западу от Ростова, где позднее в память о прп. Сергии Ростовский архиеп. Ефрем основал Варницкий Сергиев во имя Св. Троицы муж. мон-рь . К. мог начать службу при дворе ростовских князей Василия Константиновича († после 1316) и Юрия Александровича († 1320); перед переездом К. и М. в Радонеж в Ростове правили братья князья Федор († 1331) и Константин († 1365) Васильевичи. В Ростове у К. и М. родились дети: Анна, Стефан, Варфоломей (мирское имя прп. Сергия) и Петр. Согласно Житию прп. Сергия, К. и М. «бяста Божии угодници, правдиви пред Богом и пред человекы, и всячьскыми добродетелми исплънени же и украшени... разум имуща Святого Писаниа не худе» ( Клосс. 1998. С. 290, 292). Вероятно, супруги были грамотны и отдавали детей на учение. Долгое время грамота не давалась Варфоломею, за что он «много браним бываше от родителю своею» (Там же. С. 297-298). В старости К. «обнища и оскуде». Его материальное положение было подорвано «частыми хоженьми еже с князем в Орду, частыми ратьми татарскими, частыми послы татарьскими, тяжъкими данми и выходы», а также вслед.

http://pravenc.ru/text/Кирилл и ...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Преподобный Сергий Радонежский Книга о житии преподобного Сергия, его духовных подвигах, чудесной помощи людям, о Лавре, основанной преподобным. О святой жизни Преподобного Сергия, вдохновившей многих на подвиги во славу Божию и ставшей образцом для всех поколений православных христиан, о чудесной помощи Преподобного многим людям, об обители Радонежского чудотворца, Троице-Сергиевой Лавре, рассказывается в этой книге. В издании помещен также акафист Преподобному Сергию и статьи известных духовных писателей, посвященных образу и памяти святого. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Преподобный Сергий Радонежский Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 10-07-0251) Предисловие В истории русской святости Преподобный Сергий занимает особое место – он основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которую называют сердцем России. С ним связано духовное возрождение Руси после монголо-татарского ига. Уйдя в лесную пустыню, Преподобный Сергий стал духовным отцом и наставником множества иноков. Его по праву считают восстановителем общежительного монашества на Руси – множество обителей было основано и учениками Преподобного и учениками его учеников. Много подвижников было и в самой Троицкой обители, и ныне Преподобный пребывает в Лавре среди учеников-подвижников, как солнце среди звезд. Образ Преподобного Сергия сквозь века вдохновлял ищущих «жития иноческого», вплоть до новомучеников и исповедников XX века, многие из которых тоже считали себя учениками аввы Сергия. Немало сделал Преподобный и для укрепления российской государственности – он дал великому князю Дмитрию Донскому благословение на Куликовскую битву, ставшую началом освобождения от монголо-татарского ига, и одновременно положившую начало духовному объединению народа, населявшего тогда различные удельные княжества. Недаром впоследствии богомольные хождения к Троице – к мощам Преподобного Сергия – считались для великих князей и царей делом государственным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Путешествия преподобного Сергия Радонежского " Преподобный Сергий решил избавиться от монастырского неравенства и ввел в обители общую трапезу " Источник:  Нескучный сад Многие думают, что преподобный Сергий Радонежский никуда не выходил из своего монастыря. Это не так. " Игумен земли Русской " не раз отправлялся в путь – мирить князей, благословлять строительство новых монастырей, уходить от ссоры с братией Когда речь заходит о преподобном Сергии Радонежском, почти все уверены – после прихода на уединенное место будущей Троицкой лавры подвижник никуда из монастыря не уходил, зато к нему приходили великие князья и московские первосвятители. На самом же деле ситуация иная. На Руси мало было игуменов, способных сравниться с преподобным Сергии по числу основанных обителей и в активной проповеди за стенами Троице-Сергиевой лавры. Конечно, " игумен земли Русской " не был странствующим монахом-проповедником, вроде Франциска Ассизского. Почти все его выходы за стены обители были вынужденными – святой либо уступал настойчивым просьбам, либо бежал от нестроений, не желая становиться причиной конфликта. О первом путешествии преподобного Сергия Радонежского рассказывает ранняя редакция его жития, написанного Пахомием Логофетом – сербом, переработавшим первоначальное житие, написанное Епифанием Премудрым. Оно было связано с конфликтом в основанном им монастыре. В середине 1360-х гг., уже став игуменом, преподобный Сергий получил послание от Константинопольского патриарха свт. Филофея Коккина, которому в то время подчинялась Русская Церковь. Это послание, а также одобрение святителя Алексия Московского, сподвигли преподобного Сергия к началу важнейшей монастырской реформы –– введению общежительного иноческого устава, пришедшего на смену устава скитского. Еще преподобный Феодосий Печерский ввел в Киево-Печерском монастыре Студийский общежительный устав, который потом распространился на многие обители. Но к моменту создания монастыря в честь святой Троицы Сергий Радонежский выстраивает отношения со своими учениками по скитскому уставу.

http://religare.ru/2_97173.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Благословлял ли Сергий Радонежский Дмитрия Донского? Дмитрий Володихин о Куликовской битве 11 мин., 17.07.2014 Ряд современных историков утверждает, что никакого благословения князя на битву не было и быть не могло. И трудно назвать их убежденность в этом чисто научной. Очень уж неудобно некоторым признавать роль Церкви в победе на Куликовом поле. Так было ли благословение? Битва на поле Куликовом — одно из ключевых событий русской истории. Оно вошло в учебники, монографии, в живопись и литературу. И почти всегда историю о великом походе князя Дмитрия Ивановича на Дон сопровождает рассказ про то, как московский правитель получил благословение у Сергия Радонежского. Этот краткий, но величественный сюжет знаком миллионам людей. Его любят, его держат около сердца, о нем вспоминают с теплой улыбкой. И вот в позднесоветское время появляется гипотеза: всё это выдумка, «церковная легенда». Что, в сущности, означает «поповские бредни». Да-да, именно так. Слов подобных не произносят и не пишут, но они подразумеваются. Форма, в которой была выражена идея гипотезы, — чисто научная, но суть ее, глубинная суть, очень далека от науки. Хотелось бы напомнить одно обстоятельство. Сильнейший сторонник подобного взгляда Владимир Кучкин опубликовал статью «О ро­ли Сергия Радонежского в подготовке Куликовской битвы» на страницах сборника «Вопросы научного атеизма» (1988). С тех пор к чисто научной, на первый взгляд, полемике всегда и неизменно примешивается глухой подтекст, связанный с верой и безбожием. Поездка в лесную обитель Про визит государя московского в Сергиев монастырь повествует «Сказание о Мамаевом побоище». Великий князь Дмитрий Иванович незадолго до отбытия войск в поход против Мамая ездил с Серпуховским князем Владимиром Андреевичем на поклон к Сергию Радонежскому. Правитель желал получить от игумена лесной обители благословение перед трудным и опасным делом. Сергий упросил князя отстоять Литургию, а затем — разделить трапезу. Князь, в замешательстве, просил Сергия отпустить его, «ибо пришли к нему вестники, что уже приближаются поганые татары». Но тот задержал Дмитрия Ивановича, сказав: «Это твое промедление двойным для тебя послушанием обернется. Ибо не сейчас еще, господин мой, смертный венец носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы плетутся». Князь не посмел ослушаться, откушал монастырского хлеба. Тогда Сергий «…окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе». Потом он сказал Дмитрию Ивановичу: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником». И добавил тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш».

http://foma.ru/blagoslovlyal-li-sergiy-r...

Святые Божии люди – это наши старшие родные братья Преподобный Сергий Радонежский. Икона XVI в. Завтра, дорогие мои, вся наша Русская Православная Церковь с благоговением будет чествовать своего великого подвижника, преподобного игумена земли Российской и богоносного отца Сергия. Многие из православных русских людей преклонят колена в святой Лавре перед гробницей цельбоносных мощей угодника Божия. Вы знаете, что уже истекло пять с половиной веков с тех пор, как окончился земной подвиг преподобного Сергия. Но слава его, какой сияет священное и драгоценное для каждого православного христианина имя великого Сергия, не меркнет и не померкнет никогда: " ...Праведники живут вовеки... " (Прем.5:15). Преподобный Сергий воплотил в себе евангельские добродетели и показал нам их в своем лице во всей их красоте. Он был носителем крепкой, никогда не колебавшейся, не знавшей сомнений веры в Бога, в Святую Единосущную Троицу, в Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. С этой верой он пришел в Радонежский лес и с этой верой прошел весь свой земной путь. Он был сосудом горячей любви к людям. Преподобный Сергий был и остается примером величайшего терпения в лишениях, скорбях и борьбе с невидимым врагом нашего спасения. Он олицетворял в своем лице истинное христианское смирение. Все мы, православные люди, знаем пленяющие своей духовной красотой примеры его смирения и кротости. Он был великим в своей горячей любви к родному народу, к родной стране, пламенным патриотом своего отечества. И мы веруем, что преподобный Сергий своими молитвами, своей неумирающей любовью, своим небесным покровом является для всех нас, для нашей страны, для нашей родной Русской Церкви воистину нашим небесным игуменом, родным отцом, который за нас приносит перед Престолом Божиим свои горячие молитвы и ниспосылает каждой воздыхающей пред ним грешной православной душе свое, отеческой любовью овеянное, благословение. Как мы с вами, дорогие, счастливы, что у нас на нашем земном пути есть такие мощные заступники, такие горячие молитвенники, такие любвеобильные небесные покровители, к которым мы можем прибегать во всех обстоятельствах жизни! Мы веруем, что ни одна наша молитва не может быть не услышанной теми, кто предстоит у Престола Божия и имеет от Господа за свою праведную жизнь дерзновение приносить к ногам Христовым наши грешные молитвы.

http://pravoslavie.ru/1935.html

Святейший Патриарх Кирилл 26 января 2014 г. Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода в связи с 700-летием рождения прп. Сергия Радонежского Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В нынешнем 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения великого подвижника благочестия, светильника веры и преславного угодника Божия — преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, дивного чудотворца. Блаженный Епифаний Премудрый, автор жития аввы Сергия, свидетельствует, что описать все духовные дарования и чудотворения этого святого невозможно, ибо они совершаются доныне. Действительно: каждый православный христианин знает и любит Радонежского чудотворца, благоговеет перед его памятью и почитает духовное наследие Преподобного. Историк Российского государства и Русской Церкви профессор Василий Осипович Ключевский так выразил мысль о народном восприятии образа Преподобного:  «Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда [в  Троице-Сергиеву лавру ] издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос: что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно». И по сей день не оскудевает поток богомольцев, которые приходят из разных стран, городов и весей, дабы поклониться честным мощам угодника Христова, почивающим в стенах основанного им монастыря — Троице-Сергиевой лавры, стоящей на высоком Маковском холме, помнящем деяния и самого начальника здешних подвижников. Эта прославленная в веках обитель стала подлинной школой благочестия, центром, из которого расходились по Русской земле иноки. Они несли в сердце своем и на устах Евангельскую истину и делом являющие образ жительства во Христе. Троице-Сергиева лавра явилась в истории Православия не только оплотом благочестия в Северо-Восточной Руси, но и продолжательницей дела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских — первых русских иноков, принесших общежительный монашеский устав в пределы нашего Отечества и показавших подлинную красоту христоподражательного смирения.

http://e-vestnik.ru/news/poslanie_svyate...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010