Речь на годичном акте Парижского Богословского Института 7 июня 1926 года. Жизнь Церкви движима дыханием Духа Святого, пребывающего в ней, и ведением этой жизни обладают в наивысшей степени те, которые очищают чувствия подвигом и становятся исполнены Духа Св. Святость есть основание истинного богомудрия и богомыслия. В жизни святых обретаются кладези боговедения, отсюда должно черпать свои вдохновения и умствующее богословие, которое стремится постигать разумом богооткровенные истины и школьному изучению подвергает их многообразные лики. Постольку богословие, как дело школы, есть по природе своей схоластика, но подлинная, добрая схоластика знает над собой и выше себя не школьное, духовное боговедение святости. И наше русское православное богословствование, как и труд нашей школы, совершаются водительством наших угодников-боговидцев, и в числе их ближе всего стоит нам великий Игумен русской земли, Радонежский и вся России, а ныне и Парижский и иных стран преп. Сергий. Уже признано высокими умами отечественными, что преп. Сергий был и остается воспитателем русского народа, его пестуном и духовным вождем. Но нам надо познать его и как благодатного руководителя русского богословствования. Свое боговедение заключил он не в книги, но в события жизни своей. Не словами, но делами и этими событиями молчаливо учит он нас боговедению. Ибо молчание есть речь будущего века, а ныне оно есть слово тех, кто еще в этом веке вступил в будущий. Молчаливое слово, сокровенное, предстоит одевать в слова, переводить на наш язык человеческий нам, схоластам и умникам этого века, питать свое богословствование от источника боговедения. Чудесно молитвой преп. Сергия изведен был из земли источник свежих и чистых вод, и от земли сердца и ума нашего и ныне да изводит он реки богословия. На небе умном начертал свои знаки преп. Сергий, и над нашими головами горит и сияет его созвездие. И данью благодатного, благочестивого почитания является ныне воззреть на это созвездие. Что знаем мы о природных дарованиях и образовании преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Жерехово. Храмовый комплекс. Церкви Сергия Радонежского и Боголюбовской иконы Божией Матери. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Владимирская область, Собинский район, с. Жерехово, ул. Гагарина, Психоневрологический интернат Координаты: 56.1682, 39.9716 Проезд:С трассы М7 от поста ГАИ выезд на местную дорогу Р75 направлением Ставрово-Кольчугино 14км до с. Ермонино, на перекрёстке без указателей поворот строго на север 2км до Жерехово. Ансамбль церквей составная часть усадьбы Оболенских, на въезде в Жерехово Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Село Жерехово Собинского района до революции входило в состав Ставровской волости Владимирского уезда. Одно из ранних упоминаний этой местности относится к нач. XVII века. Селение Жерехово обозначено в писцовой книге 1622 года как вотчина Фёдора Родионовича Всеволожского и Авдотьи, вдовы Александра Родионовича Всеволожского. Братья Всеволожские - Меркурий, Фёдор и Александр - во время Смуты принимали активное участие в борьбе с польской интервенцией, за что им были пожалованы вотчины во Владимирском уезде. При действительном статском советнике Алексее Степановиче Всеволожском (1699-1760) был сформирован усадебный комплекс, в составе которого была выстроена на высоком берегу правого притока Колокши в 1731 году вместо деревянного храма каменная церковь во имя Сергия Радонежского с приделом в честь святителя и чудотворца Николая. Здание типа восьмерик на четверике с пятигранной апсидой, небольшой трапезной и трёхъярусной колокольней. На фасадах храма просматривалось декоративное убранство и архитектурные детали в духе аннинского барокко. Средства на её возведение выделил Алексей Степанович Всеволожский. Первая же церковь в селе Жерехово обозначена в книгах патраршего казённого приказа под 7136 (1628) годом, где записано следующее: " Церковь Преподобный Сергий чудотворец в селе Жерехове, в вотчине Татьяны Ивановны жены Всеволоцкаго дани семь алтын две деньги " . В писцовых Владимирских книгах 7161 (1653) года у оной Сергиевской церкви написано: " двор попов, в приходе 13 дворов, пашни церковныя земли 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 30 копен " . В переписных писцовых книгах 1703 года при Сергиевской церкви значится: " поп Семион, в приходе 61 двор, пашни церковныя и земли 5 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен " .

http://sobory.ru/article/?object=06535

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Историческая роль преподобного Сергия имеет исключительное значение и для Церкви, и для государства 9 июля 2014 г. 22:46 Торжественные мероприятия, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, которые пройдут с 16 по 18 июля в Сергиевом Посаде, должны стать толчком к возрождению памяти о святом, считают участники пресс-конференции, прошедшей 9 июля 2014 года в ИТАР-ТАСС. «Преподобный Сергий имеет большое значение как историческая личность, как человек, который очень много послужил своим духовным авторитетом объединению русских земель, примирению враждующих князей», — сказал председатель оргкомитета Русской Православной Церкви по празднованию 700-летия со дня рождении преподобного Сергия Радонежского, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . По его словам, сколь велико значение подвига преподобного Сергия в истории Русской Православной Церкви, столь же велико оно и в истории нашего Отечества и государства.   Председатель оркомитета торжеств подчеркнул, что решение о праздновании юбилея святого было принято на самом высшем уровне. Подготовка праздничных мероприятий началась в сентябре 2011 года, когда Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Указ «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». Согласно документу, была образована рабочая группа при Президенте РФ по празднованию юбилейной даты, а Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был утвержден состав Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке торжеств. По благословению Его Святейшества руководство Оргкомитетом осуществляет митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Митрополит Меркурий выразил руководителю рабочей группы при Президенте РФ по празднованию юбилейной даты, полномочному представителю Президента в ЦФО А.Д. Беглову благодарность за понесенные труды, а также заранее поблагодарил многочисленных волонтеров, которые окажут помощь организаторам праздничных мероприятий.

http://patriarchia.ru/db/text/3684890.ht...

Образы русских святых в современной ростовской финифти Прп. Сергий и Серафим. Борис Михайленко Для ростовцев особенно значимы имена троих русских святых: Сергия Радонежского (1314-1392, канониз. 1452), Димитрия Ростовского (1651-1709, канониз. 1757)  и Серафима Саровского (1759-1833, канониз. 1903). Ростов  Великий – родина Сергия Радонежского и последняя обитель митрополита Димитрия Ростовского. Потому-то и изображения святых встречаются не только в финифти XVIII – нач.ХХ вв., но и в современной. Анализ изображений этих святых уже предпринимали некоторые исследователи , но ограничивались они главным образом началом ХХ в., а между тем, XX век представляет в этом смысле большой материал для изучения. Ростовская финифть, пройдя, как и весь русский народ, свой путь духовного отречения, в конце 1980-х и начале 1990-х гг. возвратилась на круги своя, к истокам – религиозной миниатюре. Появление финифти в Ростове в XVIII в. было наитеснейшим образом связано с потребностями архиерейского двора в украшении живописной миниатюрой на эмали богослужебных книг, утвари, одежды священнослужителей, а также икон, распятий и панагий. Весь этот перечень применения финифти в XVIII – XIX вв. возобновляется в полном объеме и в настоящее время. Поначалу художники пишут несмело, повинуясь смутному внутреннему чувству; а теперь многие из них, особенно молодые, пишут только религиозные миниатюры. В поле нашего зрения вошли произведения художников различных поколений . Главным образом пишут образ преподобного Сергия Радонежского, и большей частью эти изображения появились в год празднования 600-летия со дня кончины Преподобного в 1992 году. Сергей Минько пишет образ преподобного Сергия в полный рост, имея в качестве ориентира покров 1420-х гг. В 1992 г. молодой художник еще только начал вникать в каноны русского иконописания, он точно скопировал образец, лишь дополнил его подобием ангельских крыльев за спиной святого. В 1998 г. ему вновь представился случай обратиться к образу святого.   Образцом служил этот же покров, но на этот раз художник дает погрудное изображение. В лике ощущается легкая характерная асимметрия. Волосы и борода прописаны пластичными тонкими почти симметричными линиями. Раскрытая правая рука преподобного прижата к груди. В левой – свернутый свиток. Композиционное и колористически-тональное решение миниатюры гармонично и классически закончено. По краю пластины художник дает зеленовато-оливковую кайму, которая подчеркивает и выявляет фигуру святого. Авторской находкой можно считать обозначение складок на мантии и кукуле подобием заиндевелых веточек, проведенных темной краской и на концах белой (как бы припорошенных инеем), – очень выразительный и оригинальный художественный прием.

http://pravoslavie.ru/321.html

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма преподобного Сергия Радонежского на Федеральном военном мемориальном кладбище Операторы: Л. Брусенцов, Р. Самсонов, А. Леднев. Звукооператор: А. Бригадов 5 ноября 2014 г. 18:15 5 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищинском районе Московской области и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник  Московской областной епархии ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Димитрий Оловянников, благочинный Мытищинского округа, настоятель храма прп. Сергия; духовенство Московской областной епархии. На богослужении присутствовали министр обороны Российской Федерации С.К. Шойгу, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин, статс-секретарь — заместитель министра обороны РФ генерал армии Н.А. Панков, заместитель министра обороны РФ генерал армии Д.В. Булгаков, глава Мытищинского муниципального района В.С. Азаров, вице-президент ГК «Мортон», осуществлявшей финансирование работ по строительству храма, О.Н. Колченко.   Пел хор духовенства Московской областной епархии (регент — священник Сергий Голев). За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иерея диакона Константина Банникова, клирика храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще г. Москвы. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Также были вознесены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих, покоящихся на этом кладбище. Проповедь перед причастием произнес священник Олег Мумриков, клирик Московской областной епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/3832027.ht...

5/18 июля Церковь чтит Игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского , празднуя обретение его честных мощей в 1422 году. Об уроках, которые своей жизнью и верой подает нам, живущим в XXI веке, преподобный Сергий Радонежский, рассказывает протоиерей Андрей Ткачев . Дорогие христолюбцы и боголюбцы! Мы сегодня попытаемся сказать похвалу, сплести словесный венок одному из самых великих людей нашей земли, на котором держится до сегодняшнего дня Русь и Русская Церковь, – богоносному отцу нашему во Христе Сергию Великому – преподобному Сергию Радонежскому. А начнем мы с того, что вспомним: монашество родилось на Востоке, где можно спать на земле, потому что земля теплая: нагретые солнцем за день камни могут отдавать тепло спящему на них человеку, надо только сверху укрыться, не столько даже от холода, сколько от комаров или других насекомых. Если есть источник воды, то всё остальное потребное для жизни можно добыть легко, потому что всё кругом цветет и растет и везде можно найти свисающий плод – трудиться не надо, но если хочешь, можешь и трудиться, и тогда получишь больше – намного больше, чем в наших суровых, неприветливых широтах. А монашество Руси, ее юродство, ее иночество – это совершенно другая история. Тут холодно, и надо валенки на зиму, дровишки… На земле не поспишь: уже начиная с Покрова, снежок выпадает. До мая месяца холодно, а «наше северное лето – карикатура южных зим». Мы в холодных странах живем. И монашество у нас – трудническое. Оно вынуждено работать: колоть дрова, строить дома, хитро придумывать печное отопление, чтобы малыми поленьями отопить не одну, а две-три и более келий, возводить теплые зимние храмы. У нас очень трудная жизнь. Трудная и скудная. В этой трудной, скудной жизни человек, с одной стороны, закаляется, а с другой – очень много энергии тратит на чистое выживание. И тем более удивительно, что молодой человек, именем Варфоломей, из ростовских князей, обнищавших, небогатых, возымел желание уйти в дебри, в непролазную чащу. И там, среди страхований, в одиночестве, в голоде и холоде, среди всей этой неприютности лесного бытия, водрузить крест, поставить келью и молиться Богу.

http://pravoslavie.ru/95441.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Святой Сергий Радонежский и его школа И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 1. Исторические предпосылки расцвета христианского аскетизма в северо-восточной Руси Значение монашества для древнерусской жизни признано было уже современниками. В мировоззрении русского человека той эпохи иноческий идеал занимал одно из первых мест. Если это утверждение и не совсем безусловно для XI и XII вв., то относительно XIV или XV вв. уже не приходится сомневаться в его правильности. Этот идеал влиял на миросозерцание русского человека, придавая ему аскетическую окраску, и определял его отношение к монастырю. Монастырь — это «святое место», «дом ангелов», иноки связывают земной мир с ангельским миром, и как ангелы сияют перед монахами, так монахи сияют перед мирянами. Монастырь и «равноангельный чин монашеский» — это промежуточные ступени на лестнице, уводящей от грешной, чувственной земли на Небо. Идея спасения души, которое должно начинаться уже здесь, в подвиге одоления своей бренной плоти, стояла в центре религиозности той эпохи. Верующие души взирали на человеческую жизнь как на поприще для бесовских искушений и твердо верили, что победоносную борьбу с ними можно вести лишь внутри монастырской ограды. В первые два столетия христианства на Руси эти воззрения и чувства утверждались в народном сознании медленно и постепенно, но в XIV в. они вполне овладели им, поэтому эпоху эту можно назвать веком аскетизма в Древней Руси. Для истории монашества XIII век — переходное время. Формы устройства монашеской жизни не обрели еще определенности, которая бы соответствовала русским условиям. Монашество еще не сделало выбора между киновией (общежитием) и идиорритмой (особножительством); «пустыня», жизнь в скиту, отшельничество — это созвездие еще не взошло на северном небосклоне русской Фиваиды. Монастыри в городах или в их окрестностях по-прежнему оставались прибежищем для тех, кто искал спасения; лишь иногда подвижники отваживались удаляться в темные, дремучие леса. Это была эпоха аскетических раздумий и, может быть, душевных сомнений, но совсем не отказа от аскетического идеала.

http://sedmitza.ru/lib/text/436447/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Святой Сергий Радонежский и его школа И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Характер аскетизма в XIV и XV веке XIV и XV вв.— это отрезок истории русского подвижничества, когда монашество обрело определенные, характерные, национально-русские черты. Многочисленные жития подвижников этого века показывают, что люди с совсем разными судьбами обнаруживали одни и те же устойчивые общие черты, на основании которых можно дать типичный портрет основателя древнерусского монастыря той эпохи. Обыкновенно он происходит из зажиточной семьи, чаще всего из служилой (боярской) или купеческой, реже из крестьян . Это давало будущему подвижнику возможность уже в детстве научиться читать и писать. В юные годы он избегает детских игр, как повествует почти каждое житие, и именно отсюда идет известная традиция православной житийной литературы. Чтение богословских книг и житий святых, хождение в церковь — с этого начинается его духовное образование, которое пробуждает в нем неодолимое стремление к уединению и иноческому житию. Не всегда родители одобряют иноческие наклонности сына, особенно если он их единственный ребенок, поскольку он, как будущий владелец поместья, должен поступить на государственную службу, чтобы сохранить поместье за семьей, или, если он из купеческой семьи, продолжить дело отца. После кратковременной или долгой внутренней и внешней борьбы он все-таки покидает родительский кров и тайком уходит в какую-нибудь не особенно удаленную обитель, которая известна ему из рассказов, изображавших суровую тамошнюю жизнь. В обители начинается его подвижническое поприще; он с терпением и смирением выполняет самую тяжелую и грязную работу, что, однако, не мешает ему приходить в церковь раньше других братьев и до конца простаивать на вечерних и ночных богослужениях. Послушничество продолжается несколько лет. Потом, получив благословение настоятеля, он уходит из монастыря, чтобы найти новое уединенное место, где он мог бы продолжить свое аскетическое делание. В ту пору Северо-Восточная Русь покрыта была дремучими, непроходимыми дебрями, «лесной пустыней», которая укрывала пустынножителя от суетного и шумного мира и наилучшим образом помогала ему пребывать в уединении и духовной собранности.

http://sedmitza.ru/lib/text/436450/

Афон/ПЭ. Афон/Православная энциклопедия/Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. Т.4. С. 103–181. Великая стража. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария: В 3 кн./Авт.-сост. иеромон. Иоаким (Сабельников). – М.; Изд-во Моск. Патриархии, 2001. – Кн. 1–3. Вразумление. Вразумление заблудшим и исповедь обратившегося от заблуждения. – 3-е изд. – М.: И.Ефимов, 1881. – 47 с. Вышний покров. Вышний покров над Афоном, или сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах Божией Матери и других святых: с 34 литогр. изображениями чудотвор. икон. – 2-е изд., испр., доп. – M., 1864. – 134, III с.: ил. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский… Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путеводитель по Лавре. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Имп. О-во истории и древностей России при ИМУ, 1909. – VI, 424 с.: ил., 20 л. ил. Горский А. В. Горский А. В., прот. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. – Репр. воспр. изд. 1910 г. (Москва). – [Сергиев Посад]: Св.Троицкая Сергиева лавра, 1996. – 160 с. Григорович-Барский В. Г. Пешеходца Василия… Григорович-Барский В. Г. Пешеходца Василия Григоровича­Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 году, им самим писанное: В 2 ч. – 2-е изд. – СПб.: Имп. Акад. Наук, 1785. – Ч. 1–2. Дмитриевский А. А. Палестинское общество. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907): Ист. записка, сост. по поручению Совета О-ва. – СПб.: В.Ф. Киршбаум, 1907. – VIII, 332 с., 14 л. портр. Дневник студента. Стадницкий А.Г. Дневник студента-паломника на Афон. – Киев: Г.Т. Корчак-Новицкий, 1886. – 194 с. Женская Оптина. М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Владелец: ruslan195 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Эта икона была подарена бабушкой моей жены нам на венчание. Хотелось бы знать точное название этой иконы. Ответов нет. Добавлено на опознание: 2012-01-15 18:55:54 Владелец: olgykop Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Святые мученицы Агафоника и Анисия " . Добавлено на опознание: 2012-01-15 14:27:09 Владелец: SHIMAN777 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона из личного собрания, приобретена в Ярославской области у частного лица в 2011 году. Понятно, что на иконе Сергий Радонежский. Но кто эти два старца во гробах? По иконографии знакомы иконы иконы Сергия Радонежского у гроба родителей. Сначала думал, что данный извод - ошибка реставраторов и родителей превратили в двух старцев. Но при внимательном изучении на свитке можно разобрать надпись: " Внемлите.... братие... " То есть по смыслу получается, что Сергий Радонежский именно у гробов братиев. Но кто эти братия??? Ответов: 3. Последний ответ: Икона кстати была под красивым позолоченным окладом, но он то же не давал ответа на вопрос об именах святых братиев. Ваша версия мне по душе. Спаси Бог! Добавлено на опознание: 2012-01-14 11:59:14 Владелец: olgasshop Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2012-01-14 11:58:06 Владелец: olgasshop Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2012-01-14 11:57:44 Владелец: olgasshop Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: На иконе есть надпись из двух слов, второе слово " Исповедь " первое никак не разобрать. Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо Добавлено на опознание: 2012-01-13 16:07:46 Владелец: sergey Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Эта икона изначально имела квадратную форму, и вышитую золотом рамку. Привезена из Белоруссии в 70-ые годы. В годы русско-немецкой войны это была единственная вещь которую не взяли немци. Пролежав в земле края пришли в негодность и были обрезаны ещё в 50-х.

http://pravicon.com/unknown/84

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010