Более двухсот лет народ русский находился в тяжелом порабощении у иноплеменников, так что уже и потерял надежду на свое освобождение. Но Преподобный Сергий вдохнул в него веру, поднял его упавший дух, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, и по его молитвам по милости Божией освободились русские от нравственной и политической зависимости. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова), произнесенная им 8 октября 1962 года в Троице-Сергиевой Лавре на память преподобного Сергия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня весь христианский мир, и в особенности Русская Православная Церковь, чтит память одного из величайших подвижников в сонме святых, молитвенника и покровителя Земли Русской, Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, всеми любимого игумена Радонежского, которого по неизреченной милости Божией мы с вами и в этом году имеем радость торжественно, в молитвенной обстановке прославлять. «Полюби святого Сергия, он был русский в душе; полюби его искренне, и он полюбит тебя!» — говорит один из верных сынов нашей Церкви, глубоко любивший Преподобного. С юных лет возлюбив Христа всей душой, по смерти своих родителей Сергий удаляется в непроходимые леса на то место, где сейчас красуется величественная Троице-Сергиева Лавра, и здесь предается величайшим подвигам, ведя суровую и строгую пустынную жизнь. Благодаря аскетическому подвигу, соединенному с молитвой и богомыслием, он достигает величайшего духовного преуспеяния в очищении своей души от страстей и греховных влечений и в стяжании неизреченного душевного мира, спокойствия и бесстрастия, которого мы и представить себе не можем. Скуден наш язык, чтобы по достоинству прославить Преподобного Сергия и все его подвиги. «Вот он, — говорит приснопамятный святитель Московский Платон, — подвижник наш, в сладком своем уединении, в убогой, но спокойной келии, очи свои возводит всегда к Живущему на Небесах, — очи, исполненные слезами покаяния… Мысль его беседует с Богом; язык прославляет Владыку всех; его сердце — жилище всякой добродетели, а потому и Духа Святаго; руки же его служат его требованиям телесным. Он далек от всякой суеты и от соблазнов мира, работает Господу со страхом и трепетом, работает в приятном уединении, в сладкой тишине, имея всегда ничем не смущаемые мысли, не обремененный заботами рассудок и спокойный дух». Но прежде, нежели Преподобный Сергий достиг сего блаженного состояния, прежде чем вкусил он сладости пустыни, — сколько браней должен был он претерпеть, сколько вынести борьбы!

http://pravmir.ru/prepodobnyj-sergij-rad...

Главное чудо Сергия Радонежского — он сам Юбилей преподобного Сергия — важный рубеж для нашего народа и государства. 21 июля, 2014 Юбилей преподобного Сергия — важный рубеж для нашего народа и государства. Если бы не было преподобного Сергия, никогда не появилось бы и Святой Руси. Главная юбилейно-историческая дата этого года — 700-летие преподобного Сергия Радонежского, величайшего русского святого, сыгравшего ключевую роль в становлении российской государственности, в формировании национального духа. Удивительным образом именно в год всеобщих торжеств, посвященных преподобному Сергию, наше общество переживает новый подъем национального самосознания. Святейший Патриарх Кирилл, возглавивший масштабные празднества в честь преподобного Сергия, которые прошли на минувшей неделе в Сергиевом Посаде, в интервью «Эксперту» говорит о том, почему именно сейчас важно по-новому переосмыслить уроки, которые преподнес всем нам радонежский игумен — Ваше Святейшество, хорошо известно, что воинам, шедшим на Куликово поле во главе с князем Дмитрием Донским, духовная поддержка Сергия Радонежского была очень важна. Но почему? Когда читаешь сегодня у Ключевского о чувстве «нравственной бодрости, духовной крепости, которое преподобный Сергий вдохнул в русское общество», и о том, что этим настроением народ потом жил века, то ощущаешь, что от нас сегодняшних значение святого уже ускользает. И еще один часто возникающий вопрос: как можно объяснить участие в сражении монахов Пересвета и Осляби, которые, вообще говоря, отказались от мирской жизни и посвятили себя служению Господу ? — Чтобы понять и оценить это значение, вспомним исторический контекст. Две главные проблемы Руси первой половины XIV века — раздробленность и подчинение татаро-монгольским ханам. В ситуации противостояния князей друг другу невозможно было объединиться для преодоления ига. Народ прежде всего был озадачен проблемой выживания в этих крайне стесненных условиях. Но Варфоломей (будущий преподобный Сергий) уходит в глухой лес, будучи движим, с одной стороны, любовью к Святой Троице, с другой — болью о вражде и разделениях в родном народе. Как пишет автор его жития Епифаний Премудрый, первый делом Сергий поставил небольшой деревянный храм в честь Святой Троицы — «чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх пред ненавистною раздельностью мира». Преподобный Сергий победил этот страх и помог всему русскому народу избавиться от «ненавистной разделенности», в которой народ оказался.

http://pravmir.ru/glavnoe-chudo-sergiya-...

К.А. Аверьянов Глава 6. Борьба за митрополию Исчезновение Сергия из Троице-Сергиева монастыря. Мнения исследователей о его причинах. Выяснение подлинных обстоятельств ухода преподобного. Его приход к Стефану Махрищскому. Основание монастыря на Киржаче. Выбор великого князя в пользу Митяя как будущего митрополита. Определение хронологии этих событий. Реакция Киприана на провал своего плана. Его поставление в киевские митрополиты. Неудачная попытка Киприана распространить свою власть на Москву. Желание великого князя, чтобы митрополит Алексей благословил Митяя как своего преемника. Негативное отношение к этому Сергия Радонежского. Вражда Митяя к преподобному. Удаление Стефана Махрищского. Основание московского Симонова монастыря – попытка спасти троицкую братию от нападок Митяя. Споры историков относительно времени создания этой обители. Определение точной даты. Смерть митрополита Алексея. Действия Киприана и Митяя. Дионисий Суздальский и поручительство за него Сергия Радонежского. Бегство Дионисия и опала преподобного. Отъезд Митяя в Константинополь и последующие события. Перемена отношения великого князя к Сергию. Выяснение причин этого. Основание Успенского Дубенского монастыря. Примирение великого князя с Киприаном Об исчезновении Сергия Радонежского из основанного им монастыря Пахомий Логофет рассказывает следующим образом. В один из субботних дней Сергий, находясь в алтаре, готовился к службе. В это время его старший брат Стефан, находясь на левом клиросе, увидел канонарха (устроителя церковного пения) с книгой. Она, вероятно, была очень ценной и Стефан спросил монаха: «Кто ти дасть книгу сию?» Тот отвечал, что ее дал ему игумен. В ответ на это Стефан в раздражении сказал: «Кто есть игумен на месте сем? Не аз ли преже седохъ на месте сем?» Тем самым он намекал на то, что во время основания Троицкого монастыря был уже иноком, тогда как Сергий еще мирянином. «И ина некая изрек, их же не лепо бе», – добавляет агиограф. Всю эту перепалку услышал Сергий. Обидевшись на брата, высказавшего претензии на верховенство в монастыре, он молча вышел из церкви и, не заходя в собственную келью, покинул в одиночестве обитель, и пошел по дороге в соседнюю с Радонежем переяславскую волость Кинелу. На пути его застала ночь и, переночевав в дороге, на следующий день он достиг Махрищского монастыря 690 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Андроник Московский. Икона. Кон. ХХ в. (20-е гг. XIV в.?, Ростов - 13.06.1373 ?, Москва, Спасский мон-рь), прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых), основатель Андроникова московского мон-ря . Основные сведения об А. М. содержатся в житии прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях) и в житии свт. Алексия , составленных иером. Пахомием Логофетом . Наиболее полный рассказ об А. М. помещен во 2-й (по классификации Б. М. Клосса ), или в 1-й (по классификации Н. С. Тихонравова ), редакции жития прп. Сергия. В ней говорится, что А. М., как и прп. Сергий, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к преподобному и стал умолять, чтобы тот облек его в иноческий образ. Прп. Сергий постриг юношу с именем Андроник, произошло это, по-видимому, не ранее 1353 г. А. М. любил безмолвие, и прп. Сергий повелел ему жить одному в келье. Проведя годы в послушании у прп. Сергия (в одной из редакций сказано, что А. М. был в послушании 10 лет, но числа кратные 10 часто встречаются в пахомиевских редакциях жития прп. Сергия, отражая приблизительность расчетов), А. М. решил основать свой мон-рь, но до времени откладывал свое намерение. Однажды прп. Сергия посетил митр. Алексий «ради обычного благословения и беседы» и попросил отпустить с ним в Москву А. М. для создания нового мон-ря. Преподобный нашел место для обители на р. Яузе, «недалече града», т. е. Кремля. По свидетельству жития свт. Алексия, А. М. стал игуменом мон-ря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче , т. е. до 13 нояб. 1359 г., когда вел. князь скончался; т. о., основание мон-ря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 гг. В это время А. М. было не меньше 30 лет - возраст, необходимый для поставления в настоятели; следов., примерным временем рождения А. М. является кон. 20-х гг. XIV в. В Андрониковом мон-ре со времени его основания был принят общежительный устав. Через нек-рое время прп. Сергий навестил своего ученика и благословил новоустроенную обитель. Будучи игуменом, А. М. жил в воздержании и молитве, оставался кротким и смиренным, к нему приходили издалека, «от иных стран», чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. Предузнав свое преставление к Богу, А. М. вручил паству своему ученику прп. Савве . Во 2-й редакции жития прп. Сергия (по классификации Тихонравова) указан день преставления А. М.- 13 июня ( Тихонравов. Отд. 2. С. 64).

http://pravenc.ru/text/115424.html

Меч и молитва – возможна ли симфония? Преподобный Сергий и Куликовская битва. Годовщине победы посвящается 21 сентября, 2014 Преподобный Сергий и Куликовская битва. Годовщине победы посвящается В день, когда произошло знаменитое сражение, Арсений Замостьянов размышляет о последствиях Куликовской победы для России и о значении благословения преподобного Сергия. Мы знаем, что разговоры о «национальной идее» нередко возникают от суеты и праздности, от чванства и стремления к грантам. То, что нас объединяет на века вперёд, – это уж точно не лабораторный гомункулус. Это Куликовская битва, на которую благословил Московскую Русь Преподобный Сергий. Академик Б.А. Рыбаков писал о последствиях Куликовской победы: «Общерусский подъем сказался в развитии литературы, науки и искусства. Достаточно назвать только одно имя Андрея Рублёва, чтобы почувствовать, каких высот достигла русская культура непосредственно после Куликовской битвы. Крепла идея объединения разрозненных русских земель в мощное единое государство». Сергий Радонежский благословил возрождение Руси – и, надо думать, он не ставил на первое место мирские достижения. Ветры куликовской победы разогнали мрак, в народе как будто удесятерились прежде дремавшие силы. Строились новые храмы, появлялись поэмы и сказания о победе… Чудеса Феофана Грека и Андрея Рублёва возвысили Русь. После победы благочестивый князь заложил на реке Дубенке Успенский монастырь и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Нелегко осознать всю остроту подвига преподобного Сергия Радонежского и князя Димитрия Иоанновича. Нам из «прекрасного далёка» кажется, что только так и мог поступить князь Московский: встать на защиту Отечества, броситься в сражение… А ведь история знает немного примеров самоотверженного сопротивления сильному агрессору. У захватчика всегда есть преимущество первого хода, инициатива… Вспомним историю великих завоеваний – от Кира до Третьего рейха. Как часто народы сдавались им без боя. А Димитрий выбрал смертельный бой «за други своя» и за будущее Руси. Гибели он не страшился, живота своего не щадил.

http://pravmir.ru/mech-i-molitva-vozmozh...

Митрополит Воронежский Сергий: Идите вперед и не оглядывайтесь! 16 июля 2019 г. 17:05 В августе 2019 года 70-летний юбилей отметит митрополит Воронежский и Лискинский Сергий . В преддверии дня памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, небесного покровителя Его Высокопреосвященства, владыка Сергий ответил на вопросы «Монастырского вестника» о своем пути в Церкви, как в митрополии складываются взаимоотношения архиерея с насельниками монастырей, рассказал об особенностях монашеской жизни XXI столетия и о том, чему современным инокам стоит учиться у своих предшественников. — Владыка, вы стали монахом в советские годы. Скажите, чем, на Ваш взгляд, люди, которые в богоборческий период жизни нашей страны выбирали иноческий путь, отличаются от тех, кто приходит в монастыри сегодня? — Мне трудно говорить о людях, которые сегодня выбирают иноческий путь… Я человек своего времени и, как мне кажется, знаю его лучше, хотя бы потому, что прожил это время. В советские годы те, кто связывал себя с монашеством, были готовы понести исповеднический крест, потому что без этой готовности невозможно было быть христианином. И это был их осознанный выбор. Среди особенностей того времени можно назвать еще и ту, что верующие люди чувствовали, что атеистическое общество их не принимает, но у них не было озлобленности против него, как не было и желания поучать священноначалие или простых священников. Мы не пытались лезть со своим еще очень малым опытом в рассуждения о тех вещах, в которых плохо разбирались. Люди, которые выбирали монашеский путь или путь приходского священника, понимали, что идут на крест, и ничего хорошего, с точки зрения светского человека, для себя ожидать не могли. Возможно, поэтому они были более чисты в своих помыслах. Я верю, что и сегодня молодые люди, избирающие «благую часть», имеют побудительной причиной желание заботиться о душе и свидетельствовать свою любовь к Богу и человеку. Однако все чаще приходится сталкиваться со светским подходом к духовной жизни. В годы, когда Церковь была гонимой, невозможно было даже представить себе, чтобы молодой человек или девушка, прожив несколько лет в монастыре послушником или послушницей, описали бы в прессе свое негативное понимание монашества.

http://patriarchia.ru/db/text/5471892.ht...

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой лавры, или Происхождение северо-восточного русского иночества из обители преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца Источник Глава I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1. Основатель и первый игумен Лавры, преподобный Сергий Радонежский. Заступник Русской земли, великий чудотворец и насадитель иночества в северо-восточной России, родился 3 мая 1319 года в Ростове и в крещении наречен Варфоломеем. Родители его, Ростовские бояре Кирилл и Мария, по скорбям и притеснениям, принуждены были оставить родину, и переселились в Радонеж, не ранее 1328 года и окончили жизнь в иночестве в Хотькове монастыре. По кончине их, юный Варфоломей избрал себе место для пустынного жития и подвизался сначала вместе со старшим братом своим Стефаном, а потом один. Когда собралось к нему несколько братий, он с благословения св. митрополита Феогноста построил деревянную церковь во имя Пресвятой Троицы; 7 октября 1342 года он пострижен в иночество с именем Сергия, а в 1354 г. посвящен в сан игумена. Уважаемый великим князем Дмитрием, препод. Сергий благословил его на брань против полчищ Мамая и своими молитвами помог ему одержать победу 8-го сентября 1380 года. Удостоился посещения Богоматери с апостолами Петром и Павлом. Преставился 25 сентября 1392 года. Святые мощи препод. Сергия обретены 5 июля 1422 года. 2. Вот имена первых и ближайших учеников препод. Сергия, постоянно живших и почивших в обители его: Василий Сухой, пришедший с верховьев р. Дубны, один из первых соучастников в пустынной жизни великого аввы; Онисим диакон с сыном Елисеем – ростовцы, сподвижники своего великого единоземца в отшельнических подвигах; Исаакий, проходивший трудный подвиг молчания, с кротостию и незлобием. Он пользовался особенною любовию преп. Сергия и удостоился, вместе с Макарием, видеть ангела, сослужащего великому авве. Исаакий молчальник † в 1388 году. Симон, уже бывший архимандритом в Смоленске. Оставив все, Симон подчинился его руководству и окончил дни свои в смиренном послушания Богоносному старцу, удостоившись быть свидетелем его славного видения об учениках его. Иаков – земледелец, называвшийся между братиею уменьшительным именем «Якута», служил братии в роде рассыльного. О совершенстве жития Симеона Екклисиарха свидетельствовал сам препод. Сергий. После посещения Божией Матери, его первого с Исаакием пригласил он, чтобы быть участниками Божественной радости; сей же Симеон духовными очами видел небесный огнь на Св. Престоле, когда преп. Сергий совершал литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Подарок от преподобного Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Сергий был одним из первых святых, которых я полюбила в период воцерковления. Прочитала его житие, купила нательный образок и стала его носить. Даже, помнится, молилась ему, чтобы он стал моим небесным покровителем. Потом эта горячая привязанность как-то отошла, в мою жизнь вошли другие святые, но образок я по-прежнему носила. Когда я училась курсе на пятом и была чтицей в нашем храме, в день памяти прп. Сергия наша старшая уставщица, послушница Татиана вдруг подарила мне какой-то сладкий подарок (кажется, брусочек халвы), поздравив меня с «профессиональным праздником». На мое удивление пояснила: «Ну как же, ведь прп. Сергий – покровитель учителей, а ты же будущий учитель». Я недоуменно хмыкнула: вот уж кем я не собиралась становиться, так это преподавателем. В конце моей учебы в аспирантуре, когда мы с духовником день ото дня все яснее понимали, что диссертацию я, скорее всего, не сумею написать никогда, батюшка благословил меня ежедневно читать прп. Сергию акафист. О том чуде, которое после этого случилось, я уже писала в другой статье («Как я защитила кандидатскую диссертацию»). Однако прп. Сергий дал мне больше, чем я его просила: по рекомендации заведующего той кафедры филфака МГУ, на которой я защищалась, меня позвали преподавать в Свято-Тихоновский Университет. Так я, неожиданно для себя, стала тем самым учителем… Пока я ждала второго ребенка, я была уверена, что буду преподавать и дальше. Но когда нашему Алешику исполнился месяц, я начала сомневаться. Такой маленький. Такой беззащитный. Ну куда я от него денусь? Внутренне я была уже готова отказаться от своей преподавательской деятельности. Но в конце августа зачем-то взяла да и прочитала снова акафист прп. Сергию. Просто так. Уже не как «профессиональному покровителю», а просто из любви к этому святому. А на следующий день мне позвонили из моего вуза и предложили с почасовки перейти в штат, на четверть ставки. Пообещав, что большая часть моей нагрузки будет не лекционная, а «удаленная»: написание статей, проверка студенческих работ и т.п. Духовник благословил соглашаться, если муж будет «за». Муж был не просто «за», он был очень рад и обещал гулять с Алешиком под окнами лекционной аудитории.

http://pravoslavie.ru/42273.html

поиск:   разделы   рассылка " Главное чудо Сергия Радонежского – он сам " Если бы не было преподобного Сергия, никогда не появилось бы и Святой Руси Источник:  Эксперт Главная юбилейно-историческая дата этого года – 700-летие преподобного Сергия Радонежского, величайшего русского святого, сыгравшего ключевую роль в становлении российской государственности, в формировании национального духа. Удивительным образом именно в год всеобщих торжеств, посвященных преподобному Сергию, наше общество переживает новый подъем национального самосознания. Святейший Патриарх Кирилл, возглавивший масштабные празднества в честь преподобного Сергия, которые прошли на минувшей неделе в Сергиевом Посаде, в интервью " Эксперту " говорит о том, почему именно сейчас важно по-новому переосмыслить уроки, которые преподнес всем нам радонежский игумен. – Ваше Святейшество, хорошо известно, что воинам, шедшим на Куликово поле во главе с князем Дмитрием Донским, духовная поддержка Сергия Радонежского была очень важна. Но почему? Когда читаешь сегодня у Ключевского о чувстве " нравственной бодрости, духовной крепости, которое преподобный Сергий вдохнул в русское общество " , и о том, что этим настроением народ потом жил века, то ощущаешь, что от нас сегодняшних значение святого уже ускользает. И еще один часто возникающий вопрос: как можно объяснить участие в сражении монахов Пересвета и Осляби, которые, вообще говоря, отказались от мирской жизни и посвятили себя служению Господу? – Чтобы понять и оценить это значение, вспомним исторический контекст. Две главные проблемы Руси первой половины XIV века – раздробленность и подчинение татаро-монгольским ханам. В ситуации противостояния князей друг другу невозможно было объединиться для преодоления ига. Народ прежде всего был озадачен проблемой выживания в этих крайне стесненных условиях. Но Варфоломей (будущий преподобный Сергий) уходит в глухой лес, будучи движим, с одной стороны, любовью к Святой Троице, с другой – болью о вражде и разделениях в родном народе. Как пишет автор его жития Епифаний Премудрый, первый делом Сергий поставил небольшой деревянный храм в честь Святой Троицы – " чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх пред ненавистною раздельностью мира " . Преподобный Сергий победил этот страх и помог всему русскому народу избавиться от " ненавистной разделенности " , в которой народ оказался.

http://religare.ru/2_104767.html

Протоиерей Всеволод Чаплин. «Слово и дело преподобного Сергия: что оно значит для нас?» 11 февраля, 2014. Протоиерей Всеволод Чаплин Преподобный Сергий духовно воскресил наш народ в условиях, когда многие опустили руки. Выступление председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации РФ опубликовано в газете «Русь державная» (2014, 2). Хочется надеяться, что год празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского станет не только годом тожеств, но и годом размышлений о том, что для нас значит наследие Игумена земли Русской. История — это не только прошлое. Это прошлое, настоящее и будущее. Оглядываясь на многие века нашей прошедшей истории, нам нужно попытаться понять, что она значит для того, как мы сегодня строим свою жизнь и как мы планируем строить наше будущее. Преподобный Сергий жил давно. Но это не значит, что его наследие имеет отношение только к иным обстоятельствам истории — не к тем обстоятельствам, которые переживаются нами сегодня. Как раз наоборот: пример преподобного Сергия, пример его послания, его действия очень нужны нам для того, чтобы сегодня осознать, куда идти стране. Преподобный Сергий духовно воскресил наш народ в условиях, когда многие опустили руки. В условиях, когда над нами довлел во много раз более мощный, чем мы сами, противник, довлела во много раз более мощная внешняя сила. В условиях, когда многие считали невозможным самостоятельный выбор народом исторического пути. В этих условиях преподобный Сергий смог практически в одиночку изменить духовный и исторический путь народа. Он способствовал объединению русских земель в период раздробленности и кризиса единства. Он смог бросить духовный вызов всему тому пессимизму, который сопровождал этот период истории: рядом довлеющий над тобой мощнейший неприятель, люди не верят в то, что могут взять свою судьбу в свои руки, страна раздроблена. Куда вроде бы идти? Нужно подчиняться обстоятельствам, нужно делать все, чтобы не раздражать этого более сильного недруга, который тогда еще мог раздавить ту историческую Русь, наследниками которой мы являемся.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010