Сортировать по Исключить новости Митрополит Тернопольский Сергий: Поддержать Блаженнейшего доброделанием — лучший подарок. Чтобы хотя бы на одного грешника было меньше грехов на его кресте Люди должны задуматься, почему их призывают к молитве. 10 ноября, 2014 Люди должны задуматься, почему их призывают к молитве. Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Онуфрий и митрополит Тернопольский Сергий знакомы более тридцати лет. Их первые братские встречи проходили в Троице-Сергиевой лавре, где Блаженнейший в свое время был благочинным обители. Более близкая дружба зародилась в Почаевской лавре, где владыка Онуфрий был наместником. В интервью «УНИАН-Религии» к 70-летию Блаженнейшего, владыка Сергий рассказал о том, каким знает митрополита Онуфрия и о служении Блаженнейшего в наши дни. Владыка, благословите! Расскажите, пожалуйста, как Вы познакомились с митрополитом Онуфрием, как давно это было? Впервые я увидел владыку, будущего митрополита, в Троице-Сергиевой лавре где-то в начале 80-х годов. Это были мои первые осознанные опыты прикосновения к святыням Лавры, к преподобному Сергию Радонежскому. Я приезжал туда, будучи студентом духовной школы и паломником. Когда я обращался к благочинному отцу Онуфрию, ощущал его неподдельную искренность. Помню, он обязательно подбодрит, скажет что-то доброе, и в этом было утешение. Все-таки я был еще на начальном уровне служения, а он — насельник Лавры. Великой, славной Лавры. Его внимание дарило тепло, чувство братской любви. «ОН ИМЕЕТ ДАР МУДРО СКАЗАТЬ ИЛИ МУДРО ПРЕДОСТЕРЕЧЬ. БЛАЖЕННЕЙШИЙ ВОДИМ СВЯТЫМ ДУХОМ» Владыка, Вы давно знаете Блаженнейшего. Интересен ваш период пребывания в Почаевской лавре. Что сблизило вас? Когда владыка стал наместником Почаевской лавры, я был в ней на послушании. Он руководил братией так, что у нас само собой возникало чувство, которое обязывало исполнять послушания не формально, а по совести. Всегда была возможность подойти к отцу-наместнику, получить его совет. Чувствовалось, что он имеет дар мудро сказать или мудро предостеречь. Каждого человека он воспринимал по-своему. Как наместник он не настаивал, не подчинял себе, но общался с братией так, что человек сам понимал, что именно нужно исполнить. Он прививал  чувство ответственности. Иногда скажет: «Ну брат, ты сам должен знать, что нужно сделать». И это было лучшим уроком, чем приказ.

http://pravmir.ru/mitropolit-ternopolski...

К.А. Аверьянов Предисловие Споры историков о датах жизни Сергия Радонежского. «Житие» Сергия Радонежского – главный источник его биографии. Епифаний Премудрый – первый биограф преподобного. Переработка текста Епифания Пахомием Логофетом в связи с канонизацией Сергия Радонежского. Дальнейшие переработки «Жития» и появление противоречий в биографии Сергия. Поиски подлинного текста Епифания Премудрого . Его находка Б. М. Клоссом В истории России XIV столетие занимает особое место. Этот период стал временем возвышения Москвы, когда вокруг нее началось объединение русских земель. Если в начале века Московское княжество едва заметно среди своих более сильных соседей, то уже через несколько десятилетий ситуация коренным образом изменилась и московский князь Дмитрий Иванович Донской смог выставить на Куликово поле против иноземных поработителей объединенные силы почти всех русских княжеств. Тем самым были заложены основы будущего единого Русского государства. Но фундамент могущества Москвы был построен не только ратным трудом и мирной политикой московских князей: он явился результатом деятельности множества людей. Немалая заслуга в том, что именно Москва стала столицей Российского государства, принадлежала Сергию Радонежскому – одной из самых заметных фигур отечественной средневековой истории. Пожалуй, ни об одном из русских святых не написано так много, как об основателе Троице-Сергиевой лавры. Тем не менее, уже при первом знакомстве с этой литературой обнаруживается странная и удивительная картина: на первый взгляд, о жизни Сергия Радонежского мы знаем практически все, и в то же время оказывается, что почти ничего. Это утверждение, кажущееся парадоксальным, объясняется весьма просто – нам известны практически все основные вехи жизненного пути преподобного, но при этом мы до сих пор не можем точно сказать, когда в его жизни происходили те или иные события. Достаточно упомянуть о том, что до сих пор даже среди специалистов, профессионально занимающихся историей XIV в., нет единства мнений по такому, казалось бы, простому вопросу – когда Сергий появился на свет? Укажем, что в имеющейся в нашем распоряжении литературе это событие датируется временем от 1313 до 1322 г. Говоря о дате основания преподобным Троице-Сергиевой лавры, исследователи оперируют промежутком между 1334 и 1345 г. Неясно и то, сколько лет прожил Сергий (70 или 78), а отсюда по-разному определялось время его кончины (1391, 1392 или даже 1397 г.). Что же касается других эпизодов его биографии, то разница в их датировке порой достигает нескольких десятилетий. Относительно же некоторых из них у нас нет полной уверенности в том, что они происходили в действительности, а не были приписаны преподобному «задним числом». В частности, это касается знаменитого свидания Сергия Радонежского с Дмитрием Донским накануне Куликовской битвы: некоторые исследователи полагали, что его вообще не было, другие, с неохотой все же признавая реальность этой встречи, связывали ее с совершенно другими событиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ЖМП 9 сентябрь 2012 /  8 октября 2012 г. Радонеж превращается в Китеж-град Через два года в России планируется широко отметить 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия. Значимость этой даты для Церкви и для русской истории обосновывать нет нужды. Заслуженно почитаемый величайшим святым земли Русской Сергий Радонежский придал православию на Руси крепость нерушимой твердыни, благодаря ему в борьбе против татаро-монгольского ига сплотились все патриотические силы Отчизны. Увы, теперь, семь веков спустя, мы можем безвозвратно потерять уникальный памятник, связанный с годами юности Преподобного, собственно, и давший ему впоследствии имя — древний Радонеж. Почему это возможно, кто в этом виноват и что с этим делать? Радонеж в кавычках и без Чтобы выяснить это, корреспондент " Журнала Московской Патриархии " отправился в Сергиево-Посадский район — в его юго-западный сектор, ограниченный малой " бетонкой " , автомагистралью " Холмогоры " и путями Ярославского направления Московской железной дороги. Объезжаю радонежские просторы и вижу: от просторов мало что осталось. Неповторимые местные ландшафты, поля, речные долины, лесные опушки испещрены новомодной застройкой. Причем встречные люди на вопросы, что строится и кто этим занимается, в лучшем случае уклончиво прячут глаза. Тремя километрами западнее Радонежа, прямо напротив села Репихова, на пригорке за живописными излучинами левого клязьминского притока Вори — чудо-городок. Без названия, без ворот, даже без жителей. Зато со строителями. Одни особняки в лесах, другие подведены под конек, третьи только заложены. — Любезные, что это за место? Есть ли свободная земля, продаются ли участки? — интересуюсь у группы месящих цемент товарищей. — Вроде есть пока. Надо с хозяином поговорить, но его нет сегодня, — уклончиво отвечают рабочие. — Он, видите, вон в том недостроенном доме живет. Проезжаем по дороге еще километр к югу и напротив деревни Арханово видим тянущийся куда-то за горизонт забор. Как услужливо подсказывает спутниковый сервис, здесь раскинулся коттеджный поселок " Радонеж " . Однако в том, что касается объемов застройки, космические технологии не поспевают за земными: визуально на четырех здешних улицах куда больше десятка разбросанных по паре десятков гектаров домов, которые упорно выдает спутниковая карта. На улицах подозрительно пустынно. Но вот издали приближается женщина — судя по виду, местная жительница.

http://e-vestnik.ru/society/zastroyka_ra...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Наконец-то на Урале вспыхнуло сопротивление хамству, пошлости, мерзости и мраку Владимир Крупин об увольнении с поста директора музея «PERMM» галериста-кощунника Марата Гельмана 19.06.2013 2714 Как сообщалось , с поста директора пермского музея современного искусства «PERMM» уволен скандально известный галерист и кощунник Марат Гельман. Мы попросили прокомментировать это событие известного русского писателя Владимира Николаевича Крупина . Дай Бог доброго здоровья губернатору Пермского края Виктору Басаргину, дай Бог доброго здоровья и всем, кто так же, как и он, встанут на путь сопротивления злу. А такие люди обязательно появятся. В русском характере есть такая черта, как доверчивость, когда мы не можем себе представить, что кто-то нам желает плохого. Тем не менее, есть такие люди, которые на нас напирают, и идет огромное нашествие на русскую доверчивость, на русскую жизнь, на русское целомудрие. Мы даже как-то растерялись, и это было еще совсем недавно, с конца 1980-х по начало 2000-х годов. Но, славу Богу, что за нами стоит величие и ощущение мощной России, существовавшей много веков. Был Суворов, был преподобный Сергий Радонежский, был Дмитрий Донской, была Куликовская битва, было Ледовое побоище, это же все в нас! Хоть ты четыре класса закончил, хоть ты институт кончил, - но ты же русский, ты же православный по своим корням! И вот это ощущение не могло не сместить гельманов. Откуда они, эти гельманы, что это такое за явление на Руси? Это нарост чудовищный, паразитический, и поэтому, конечно, то, что совершено в Перми, очень отрадно. Я очень переживаю за происходящее в Перми, потому что я очень люблю Пермь, здесь у меня было очень много хороших друзей, я здесь много раз бывал. И вот, когда происходило это нашествие бесовщины, это было страдание нашего народа, нашей Родины, но мы, в общем-то, и не молчали, мы открыто говорили об этом. Хочется обобщить это ощущение - само ощущение православности, русскости. Оно настолько несгибаемо, оно настолько сильное, что можно даже привести характерный пример Валентина Распутина, которому присудили президентскую премию. Ведь ее присуждение можно расценить двояко. Во-первых, конечно, нельзя ни заметить такого великого явления в мировой русской литературы, как Валентин Распутин, - это же просто стыдно не заметить величия этой личности! Второе, что тоже может быть, - либеральное окружение Президента сказало: «Ну, давайте, Владимир Владимирович, кинем кость вот этим русским, этим русопятам, давайте присудим премию Распутину!» Однако подобного рода ощущения нас не должны касаться: человек отмечен, и мы вместе с вами радуемся тому событию, что и премию дали Распутину, и губернатор в Перми такой нашелся, хотя я еще переживаю за свою любимую, родную Вятку, где пока что нет таких отрадных явлений, какое только что произошло в Перми.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/19/na...

Мобильное искушение Утром погожего воскресного летнего дня идем с товарищем к сельскому храму. Кажется, еще вчера по этой земле бродил преподобный Сергий Радонежский. Вот и для этого храма место указано им. Но буквально недавно со знакомым и привычным здесь каждому силуэтом, привносящим глубокий смысл в окрестные поля и перелески, взялась соперничать другая, нелепая доминанта — этакий идол глобализации. Идя по шоссе, мы увидели одну из новых базовых мобильных станций, пронзившую, словно наркоигла вену, высокое безоблачное небо. Операторы сотовой связи стали активно прибирать к рукам и российскую глубинку. Чтобы множились дебилы — строят вышки для мобилы… Иронизирую так с горечью не для красного словца. Отнюдь не безобидное воздействие на организмы пользователей расплодившихся мобильных телефонов — в центре внимания ученых разных стран. В начале 1990-х, когда мобильники были по карману лишь народившемуся вновь в стране классу богатых, в моде был такой анекдот. Один волк советует другому: не ешь, мол, этих новых русских — в животе будет звенеть. Волчий желудок, может быть, еще и не то переварит. А вот и в мире, и у нас в стране за последние 15-20 лет, что появились и широко распространились сотовые телефоны, люди стали больше и уставать, и болеть. Одним словом, сегодня Россия, один из крупнейших рынков для компаний сотовой связи, год от года острее ощущает мобильное поражение. Марш «трубачей» — не только взрослых, но и детей — повсюду: в иномарках и электричках, в Госдуме и школах, в офисах и на рынках, на всевозможных тусовках и улицах, в больницах и на дачах… «Труба» зовет» — подобная назойливая реклама преследует нас буквально на каждом шагу, нарушая права потребителей. С телеэкранов не только в рекламных роликах, но и в современных фильмах герои без конца говорят по мобильникам: выясняют отношения, воспитывают детей. А все, что показывается по телевизору, вольно или невольно — образец для подражания. Год назад в России была принята Национальная программа по изучению влияния сотовой связи на здоровье человека.

http://pravoslavie.ru/378.html

Н.А. Ложкина Глава 2. Синтез русско-византийских традиций в художественной культуре Древней Руси в XIV – первой половине XV вв. 2.1. Динамика развития русско-византийских связей XIV – первой половины XV вв. в области художественной культуры В истории Византии XIV век ознаменовался утратой имперского могущества. Некогда огромная империя превратилась в небольшое государство, лишившись многих своих территорий и былого международного престижа. Страна жила под угрозой турецкого нападения, не имея достаточного потенциала для отражения военной агрессии. Однако в столь неблагоприятных условиях культура не только не угасла, но парадоксальным образом продолжала плодотворно развиваться. Подъем творческой активности обнаруживался во всех сферах византийской культурной жизни – Византия подводила итоги своего тысячелетнего развития, сводя воедино то культурное наследие, которому предстояло жить в истории народов Восточной Европы 134 . Игумен Иоанн (Экономцев), характеризуя эту эпоху, пишет о «настоящем, полном и безусловном Возрождении, которое принципиальным образом отличалось от Возрождения Западного» 135 . Особенно ярко Палеологовский период проявился в художественной культуре: в разнообразии направлений, в иконографии, в новых сюжетах и композициях, в тесной связи изобразительного искусства с богословской мыслью и высочайшем мастерстве. Эта культурная эпоха была пронизана созидательностью и энергией поисков, несмотря на политический кризис империи. В этот период в художественной культуре Византии художники обретали новый образ, новый стиль и, главное, повышенный интерес к искусству как важнейшему делу жизни, способному воплотить ее высшие ценности. На этом завершающем этапе своего существования византийская художественная культура следует античным идеалам в эпоху Палеологовского возрождения первой трети XIV в., и в дальнейшем главным в изобразительной культуре становится глубина религиозного образа, связанного напрямую с традициями афонского исихазма. «Под влиянием аскетических исихастских идей, – отмечал В. Н. Лазарев, – начинает складываться новый, более идеалистический стиль. Некогда сильное движение уступает место все большей скованности, живописная трактовка сменяется линейной, лица приобретают более строгое выражение» 136 . В византийских произведениях XIV в. проявлялся интерес художников к передаче света: интенсивность игры света, сгущение блеска становятся все более характерными для византийской живописи именно во время возрождения исихазма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несостоятельность мнения о католичестве древней России довольно обстоятельно доказана еще в прошлом, XVIII столетии, между прочим, известным защитником и борцом за православие, преосвященным Георгием Конисским (+1795 год). В предисловии к своему краткому, но очень обстоятельному трактату, основанному на достоверных свидетельствах, преосвященный Конисский объясняет самые побуждения к возникновению мнения о мнимом католичестве древней России, неизвестного до 1595 года (начало унии). По взгляду автора «записки», Россия от самого основания своего всегда была чужда всякого мнения и постановления, образовавшегося в Риме после разделения церквей. Но римские первосвященники не теряли надежды обратить православную Русь в латинство и непрестанно тревожили её то послами, то грамотами, то подарками (?), то обещаниями, то похвалами; наконец, когда все усилия к обращению её остались тщетными, решились записать Россию, по крайней мере на бумаге, своею: мало помалу стали вносить русских святых в свои святцы; так явились наряду с Францисками, Людовиками, Пиями наши – Антоний, Владимир, Ольга, Сергий Радонежский, а в 1720 году на Замостьском соборе определено торжественно праздновать память святых мучеников князей Бориса и Глеба, убиенных будто бы за римско-католическую веру. Усерднее и искуснее всех обрабатывали это дело иезуиты. По мнению профессора Ж. Губера, автора (только что появившегося) капитального труда об иезуитах, «последние положительно были неспособны писать исторические трактаты, проникнутые любовью к истине; иезуиты не ограничивались точным воспроизведением прошлого, а совершали подлоги, умалчивали обо многом, что было им неудобно, и придавали событиям известную политическую окраску; общество иезуитов не только позволяло себе подлоги и искажение истории, но и отрицало самые достоверные исторические документы и заменяло их новыми, собственной фабрикации» 2 . Что иезуиты делали в странах католических и протестантских в Европе, то они ещё свободнее и безнаказаннее позволяли себе в Юго-Западной России и Польше, куда они прибыли по приглашению кардинала Гозиуса, возлагавшего на них большие надежды в борьбе с распространением реформации и православия. Когда они, в XVI веке, вторглись со своею проповедью в пределы Юго-Западной России, им нужно было для успеха, ad gloriam majorem Dei 3 разгласить и доказывать то, что Русь издавна была вся католическою и что она в схизме (расколе) очень недавно. И как нет лжеучения, которое не имело бы своих последователей, то поверили и иезуитам. С некоторого времени стали почти по всей Европе писать и печатать, что русские до XV столетия были униатами».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Сортировать по Исключить новости Преподобный Сергий не оставил после себя ни единой строчки и всегда сторонился откровенного учительства. Учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь Начало беспримерному в истории размаху православного подвижничества, случившегося в XIV-XV вв. было положено под Москвой, в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским . Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322 — 1392) не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь. Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи. В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к «жизни во Христе», ввел идею и практику «высокого жития», как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения». По сути дела, в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи «высокого жития». Проповедуя «высокое житие», Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. «А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим», — говорил Сергий. Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена, они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-sergij-rad...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Преподобный Сергий Радонежский. Взгляд сквозь семь столетий» Интерактивная передвижная выставка, посвященная 700-летию со дня рождения великого русского подвижника, открылась в республике Коми 07.11.2014 462 Мы уже писали о том, что с начала 2014–2015 учебного года в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга реализуется образовательный проект «Преподобный Сергий Радонежский. Взгляд сквозь семь столетий». Он предусматривает проведение передвижной выставки, представляющей собой триптих, центральная часть которого посвящена теме «Благословения Отечества», а левая и правая – ключевым эпизодам жития преподобного Сергия Радонежского – его воспитанию в благочестивой семье и труды во имя Бога и Отечества. С ноября все образовательные учреждения, принявшие у себя передвижную выставку, получат учебно-методический комплект, состоящий из учебного пособия и диска с изобразительным материалом в электронном виде для возможности работы с учащимися уже после того, как выставка покинет образовательное учреждение. Петербургским проектом заинтересовались педагоги республики Коми. 29 октября в рамках республиканского молодежного социокультурного форума «Вера. Надежда. Любовь: нормативы современного миросозерцания и мировосприятия» в Сыктывкарском государственном университете состоялось открытие интерактивной передвижной выставки «Преподобный Сергий Радонежский. Взгляд сквозь семь столетий». Открытие выставки в Сыктывкаре и ее проведение в Коми благословил епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. В рамках выставки на базе «Коми республиканского института развития образования» (ГОУДПО КРИРО) состоялся семинар для педагогов по теме «Преподобный Сергий Радонежский. Взгляд сквозь семь столетий», на котором были рассмотрены следующие вопросы: - организация методического сопровождения интерактивной выставки по изучению жизни и деятельности преподобного Сергия; – методика работы с иконой и картиной при изучении жития святого, а также представлен учебно-методический комплект для работы с выставкой и после нее.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/07/pr...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере октября 2017 Самый оптимистичный приход. Храм преподобного Сергия Радонежского при онкоцентре в Песочном Так говорят о себе клирики, служители и прихожане храма преподобного Сергия Радонежского в Национальном медицинском исследовательском центре онкологии имени Н.Н. Петрова в Песочном. МОЛИТВЕННЫЙ УГОЛОК — В этом онкологическом центре было несколько самоубийств: люди не выдерживали душевной и эмоциональной нагрузки, — рассказывает протоиерей Сергий Ульзутуев , который летом 2014 года стал настоятелем новообразованного прихода Сергия Радонежского . — И действительно, когда я сюда впервые пришел — по приглашению протоиерея Петра Мухина , — мне показалось, что я попал в своеобразное логово смерти. Отсроченная смерть была повсюду. Мы все в какой-то мере живем в состоянии отсроченной смерти, только не замечаем этого в обычной жизни. А здесь всё это обострено. За прошедшие три года удалось переломить ситуацию, сейчас самоубийств нет. Больные приобретают позитивный настрой, с ними стало проще работать врачам, да и им самим стало проще. Храм преподобного Сергия Радонежского был устроен отцом Сергием по просьбе руководства центра. Первая служба в храме пришлась на престольный праздник — 18 июля 2014 года, день памяти преподобного. Но еще в июне того же года отец Сергий отслужил несколько молебнов о здравии пациентов и сотрудников. Основу нового прихода составили прихожане храма преподобного Сергия Радонежского в Сертолово, где отец Сергий настоятельствовал тринадцать лет до этого. Песочное находится всего в 3–4 километрах от Сертолово по прямой, и многим прихожанам не так уж далеко добираться. Через несколько месяцев после появления прихода было организовано сестричество во имя Покрова Божией Матери. Сестры — работницы онкоцентра — помогают священникам. Татьяна Епанечникова, постовая медсестра радиологического отделения, стала одной из первых. Сегодня она — старшая сестра милосердия, руки, уши и глаза отца Сергия в больнице. В задачу сестер входит оповещение пациентов о предстоящем молебне или богослужении, сбор заявок на посещение священником палат, сбор записок:

http://aquaviva.ru/journal/samyy_optimis...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010