Гремячий ключ, урочище. Неизвестная часовня. Надкладезная часовня Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:приблизительно 2010 - 2015. Адрес: Россия, Московская обл., Сергиево-Посадский район, д. Взгляднево, ур. Гремячий ключ Координаты: 56.268555, 38.342654 Проезд:1. От Сергиева Посада автобусом 28 (на Ботово) или 120 до остановки Малинники, далее пешком на юго-запад 4 км. 2. От Сергиева Посада автобусом 37 или мт. 80 до остановки Шильцы, далее пешком на восток через д. Ляпино 5 км Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Родник, святой источник преподобного Сергия Радонежского, водопад «Гремячий ключ» деревня Взгляднево. Самый большой и наиболее известный водопад Подмосковья, высота которого около 13 метров. Он стекает каскадами по крутому склону реки Вондиги. Предание гласит: " Шёл 1354-й год. Подмосковное Залесье. Уже основан и процветает Троицкий монастырь – нынешняя Троице Сергиева Лавра. По лесной дороге идут два скромных инока. Это старец Сергий (будущий святой Сергий Радонежский) и его верный ученик Роман (будущий святой Роман Киржачский). Они ушли из родной обители, чтобы прервать свару и нестроения среди братии монастыря. Сергий думает основать новый монастырь, где не будет трений между братией. Путь иноков лежит на речку Киржач. После длительного перехода, пройдя 15 верст, игумен и его ученик сильно утомились. Остановившись у подножия одного из многочисленных холмов, путники расположились на отдых. В летнюю пору река Вондига, текущая у подножья горы, пересохла. Питания аскетичным монахам нужно немного, но вода в жару нужна всем. Роман, почувствовав жажду и не в силах долее терпеть, обратился к преподобному с просьбой помолиться Богу, чтобы Господь извел из близлежащей горы воду, как некогда Он извел воду из скалы по молитве пророка Божия Моисея. Видя горячую веру ученика, за послушание ему, преподобный Сергий взмолился к Господу и ударил посохом по склону горы, из которой немедленно забил холодный источник целительной воды. Сергий и Роман отправились дальше, а источник остался на этом месте, радуя людей вот уже более шести веков " .

http://sobory.ru/article/?object=46331

(к 5 июля) Публичная лекция, читанная 21 ноября 1897 года в Московской Духовной Академии для членов Рогожского отделения первого Московского Общества Трезвости в приезд их на богомолье в Троицкую Лавру. Стефан и Варфоломей. – Варфоломей (преп. Сергий) один в пустыне. – Начало монастыря и его картина при жизни преп. Сергия. – Внутренний строй монастырской жизни в Троицкой обители. – Значение преп. Сергия в истории русского монашества. – Личность преп. Сергия; внешний образ его жизни, черты его нравственной личности и значение в обществе того времени. – Кончина преп. Сергия. – Заключение. Пять с половиною веков тому назад на то самое место, где мы сейчас находимся, пришли для подвигов два брата – Стефан и Варфоломей. Они сотворили молитву, начали рубить лес и на своих плечах носить бревна. Поставив наскоро шалаш, они устроили потом келью и малую церковку, которую с разрешения митрополита освятили во имя Живоначальной Троицы. Так возникла Троицкая Сергиева лавра. Стефан и Варфоломей были дети ростовского боярина Кирилла, который, обнищав под старость, переселился в Радонеж – тогда небольшой город, теперь село Городок вблизи Хотькова и в 10 верстах отсюда. Братья только что лишились родителей и были молоды: Варфоломей около 23 лет, Стефан немного старше. Стефан был женат, овдовел и постригся в монахи в Хотьковом монастыре; юноша Варфоломей, будущий препод. Сергий, с детства готовил себя к монашеским подвигам. Он не принимал пострижения, только исполняя волю родителей, которые были одиноки и просили его заботиться об их старости и немощи до смерти. Варфоломей умолил и увлек теперь из Хотькова монастыря в пустыню Стефана. Но братья недолго нажили вместе. Стефан испугался пустыни – ее трудов, скор­бей, страхов и недостатка во всем необходимом и ушел в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей остался один в своей келье. Скоро он призывает к себе игумена Митрофана, принимает от него монашеское пострижение в церкви св. Троицы и по его уходу остается снова один «без всякаго человека». Новопостриженный инок Сергий предается теперь пустынным трудам и молитве, питаясь только хлебом, который вероятно по временам доставлял ему младший брат Петр, да водой из источника под горою. В таком совершенном уединении «един единствуя» преп. Сергий провел около двух лет. – Место, выбранное братьями и носившее тогда название «Маковец», представляло из себя пригорок над речкой, заросшей частым лесом. Место было глухое: вблизи не было ни сел, ни дворов и никаких людских поселений; мимо его не пролегала дорога, и никто не заходил сюда; «с все страны, – говорит житие преп. Сергия, – все лес, все пустыня». Молодого отшельника окружала дикая лесная пустыня со своими ужасами. В этом лесу водилось очень много зверей. К убогой келье Сергия по ночам подходили стада волков «выюще и ревуще», случалось и днем, когда он выходил в лес, т. е. за порог своей кельи, мимо него пробегали лесные обитатели и скрывались в чаще или же подходили к преподобному и как бы обнюхивали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Преподобный дал братии последнее благословение и сказал: «Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя». 30 ноября. ПРАВМИР. Преподобный Никон, игумен Радонежский, ближайший ученик и преемник Преподобного Сергея Радонежского († 1392; память 25 сентября и 5 июля), родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к Преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ. Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание – послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому († после 1401; память 12 сентября). Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин. Преподобный Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Когда он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в сан священника. Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с Преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: «Хорошо, что ты пришел, чадо Никон», и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи – в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, Преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником. После преставления Преподобного Сергия († 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал все, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Троицкая Сергиева лавра. Ставропигиальный мужской монастырь Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад. Основатель Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподобный Сергий, родился в 1314 году в семье благочестивых ростовских бояр и в крещении был назван Варфоломеем. В нем рано проявилось стремление к подвижничеству. 23 лет от роду, после кончины родителей, он начал подвижническую деятельность. Варфоломей (в будущем преподобный Сергий Радонежский) и его родной старший брат, инок Стефан, в лесном урочище в окрестностях Радонежа на небольшой, поросшей густым лесом возвышенности, названной позже Маковец, поставили келью-сруб и рядом небольшую деревянную церковь в честь Живоначальной Троицы. Жизнь в пустынном лесу была очень тяжела. Стефан, не выдержав лишений, ушел в Москву, а Варфоломей остался в пустыни. Жизнь его протекала в трудах и молитвах. Приняв монашеский постриг с именем Сергий, он усилил свои духовные и телесные подвиги. Постепенно, узнав о суровой добродетельной жизни преподобного Сергия, к нему стали стекаться иноки, жаждущие подвигов пустынножительства, а затем и крестьяне стали приходить за советом и благословением и поселяться рядом. Также тяготы и трагедии монголо-татарского ига побуждали людей бежать из мира в пустыню. Так образовывался монастырь и обустраивался посад вокруг него. Это происходило около 1337 года. С ростом числа пришедших в обитель насельников преподобный Сергий распорядился о значительной перестройке обители, ранее возводившейся без какого-либо плана. Кельи располагались четверообразно, посреди них – церковь и трапезная; все эти сооружения были обнесены высокой дубовой стеной, такая планировка монастыря была принята при всех его дальнейших перестройках, сохранившись до наших дней. В 1408 году обитель была сожжена татарами и вновь отстроена игуменом Никоном. В 1392 году преподобный Сергий умер, в 1422 году канонизирован, а в 1423 году состоялось чудесное обретение мощей преподобного. С этого времени обитель приобрела значение центра религиозного движения всего православного русского народа. В конце XIV – начале XV bb. вокруг монастыря появились поселения, в конце XVIII b. образовавшие Сергиев Посад.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Церковь Рождества Богородицы первоначально была устроена в 1370 году преподобным Феодором , бывшим потом архиепископом Ростовским, родным племянником преподобного Сергия Радонежского . Прп. Феодор, воспитанный под непосредственным влиянием своего дяди, прп. Сергия, достигши зрелого возраста, пожелал устроить свой монастырь, о чем неоднократно говорил своему дяде и руководителю, но прп. Сергий, опасаясь, чтобы еще такой молодой инок, каким был прп. Феодор, не подвергся разного рода соблазнам и искушениям, удерживал его при себе и даже намеревался передать ему после своей смерти управление своим Троицким монастырем. А когда прп. Феодор рассказал о слышанном им во время ночной молитвы призывающем его Божьем Гласе: «Феодоре, иди убо в пустыню, имаши бо обитель составити и умножити в ней чада муж, желаний духовных и мзду многу имаши приятии на небесех», – то прп. Сергий принял это за Божие указание и не стал больше препятствовать племяннику, осуществить давнишнее желание. Преподал ему свое благословение и отпустил его с несколькими испытанными старцами своего монастыря отыскивать удобное место для основания новой обители. Прп. Феодор, сопутствуемый этими старцами, отпущенными с ним из Троицкой обители, «обреете место зело красно на строение монастыря близ реки Москвы именем Симоново», которое признал удобным для основания монастыря. По принятому им обычаю делать только то, что одобрял его дядя прп. Сергий и, не полагаясь только на свою опытность, прп. Феодор не решился без благословения прп. Сергия начать устройство новой обители. Благоразумный племянник сообщает о своем выборе мудрому дяде и прп. Сергий сам приходит осмотреть избранное место, насколько оно «потребно к строению монастырскому». Обозревши это место и признавши его совершенно пригодным к устройству монастыря, прп. Сергий преклоняет свои колена перед Всевидящим Творцом и, прежде всего, молитвенно испрашивает Его благословения, как на избранное для устройства обители место, так и на юного основателя предполагаемой обители. Вместе с ним молился и прп. Феодор.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Антоний Радонежский – †1877 Прославлен Русской Православной Церковью в лике местночтимых Радонежских святых 16 октября 1998 г. Память празднуется 12/25 мая и 6/19 июля (Собор Радонежских святых) Деяние о канонизации наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева; в лике местночтимых преподобных в сонме Радонежских святых Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Проповедниками святого Евангелия на Руси в основном были иноки, поэтому и утверждение христианства в нашем Отечестве проходило под большим влиянием иноческих идеалов. Значительно место монастырей в просвещении русского народа. Монастыри воспитывали в своих стенах великих благовестников Христовых, которые своей самоотверженной миссионерской проповедью и бескорыстными трудами созидали Православную Русь. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I назвал монастыри духовными крепостями, “которые сосредоточивают в себе духовную защиту. Они лучшим образом свидетельствуют о благочестии народа. В них молятся Господу о мире всего мира, о благословении труда, о сохранении от всякой напасти, бед, искушений и испытаний”. Используя богатый опыт восточного православного монашества, русское иночество явило немало своих великих подвижников. В XIV веке в пределах Московского княжества просиял преподобный Сергий Радонежский. Им была основана Свято-Троицкая обитель. Служение преподобного Сергия Святой Церкви, отечеству и народу велико и многообразно. С его именем на Руси связано учреждение общежительного, киновийного монашества. В Лавру к преподобному Сергию как к неиссякаемому духовному источнику притекали и притекают многие и многие тысячи православных христиан. Как говорил профессор Московской Духовной академии Василий Осипович Ключевский , “для них уже нет истории, как для того, кто покоится в этой гробнице, давно остановилось движение времени. Спросите любого из этих простых людей: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос, что он есть для них, далеких потомков XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ростовский Троицкий Варницкий монастырь – место родины преподобного Сергия Радонежского чудотворца Источник Сентября 25-го текущего года Свято-Троицкая Сергиева лавра будет праздновать торжественный 500-летний юбилей со дня кончины её игумена-основателя преподобного Сергия Радонежского. Сердечный отклик встретит это торжество в малоизвестном заштатном ростовском Троицком Варницком монастыре, история которого тесно связана с именем преподобного Сергия как ростовского уроженца. Род преподобного Сергия происходит от коренных ростовских бояр. Кирилл и Мария, родители великого подвижника (в мире Варфоломея), имели на окраине города поместье, стоявшее среди дремучего соснового бор, жалкие и скудные остатки которого кое-где уцелели до сих пор. В это время Ростовом управлял наместник московского царя Ивана Даниловича Калиты Кочева, заслуживший своими темными деяниями недоброе имя в истории Ростова. «Толикого над Ростовом дерзновения не соделаше и татарвы», замечает об этой эпохе современник-летописец, так что «бысть страх на всех живущих». Вероятно, ввиду этих «дерзновений» и притеснений со стороны московских и ростовских владык, родители преподобного и принуждены были переселиться в город Радонеж, а имение их было отобрано в московскую государственную казну. Впоследствии на том месте, где находилось это имение, и был воздвигнут Варницкий монастырь, как утверждает одно из местных преданий. Относительно времени пребывания преподобного Сергия в Ростове сохранилось следующее сказание. В детстве Сергий рос слабым малоразвитым мальчиком. Ему трудно давалось учение, и все считали его непонятливым и беспамятным. Это обстоятельство сильно влияло на впечатлительную душу мальчика: во время своих уединенных прогулок по прилегавшему к дому лесу он часто плакал и молился Богу, чтобы Тот даровал ему разум и память. Молитвы его были услышаны. Однажды отец послал Варфоломея (Сергия) искать пропавшую лошадь. Идя полем, он увидел стоящего под дубом неизвестного монаха. Разговорившись с ним, мальчик поведал ему свое горе и просил помолиться за него. Инок, сотворивши молитву, дал Варфоломею часть просфоры, повелел оную съесть, благословил его и сказал: «Се, чадо, отныне дарует ти Бог разумети, яже требуеши, яко да возможеши и иных пользовати». Тот исполнил повеление старца и с этого времени стал разумен, памятлив и понятлив, а монах (это был ангел) сделался невидим. Это явление ангела Варфоломею, издревле изображенное над южными вратами монастыря, и дает повод более соглашаться с другим преданием, утверждающим, что на месте монастыря произошла вышеописанная встреча, но не стоял дом родителей преподобного. Во всяком случае, Варницкий монастырь является историческим памятником, приблизительно определяющим то место, где провел свое детство преподобный Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Троицкий образ преп.Сергия ЖМП 6 июнь 2014 /  Иконография Преподобного Сергия Радонежского. Развитие и осмысление иконописного образа Иконописный образ святого Сергия начал формироваться в русском искусстве в XV веке после обретения его святых мощей. Но самым первым из иконографических памятников, дошедших до нас, считается не икона, а датируемый 1420-ми годами вышитый покров на мощи святого. О том, как складывалась иконография Преподобного Сергия, какие грани духовного подвига она отражает, чем отличаются иконы XV и XVII веков рассказывает заместитель руководителя иконописной школы при МДА священник Сергий Чураков. С детальным сходством Известно, что обретение святых мощей состоялось в 1422 году и предварялось чудесным знамением. Преподобный Сергий явился благочестивому мирянину со словами: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» Мирянин рассказал о своем сне игумену Троицкой обители преподобному Никону. До этого момента ни братия, ни Никон не смели обретать мощи святого. Этот сон был воспринят как воля святого Сергия и как знак к действию. Отсюда можно сделать вывод, что шитый покров не мог быть создан заранее и был выполнен, скорее всего, после обретения мощей. Этот шитый образ считается уникальным по двум причинам. Во-первых, по мнению многих исследователей, это был первый надгробный покров на Руси. Во-вторых, образ похож на портрет своей характерной почти живописной манерой, не свойственной для шитья. В дальнейшем было создано много покровов на раку Преподобного Сергия, однако черты святого на лике уже имеют строго каноничный, лишенный деталей характер. Видно, что художнику лик святого был настолько дорог, что он боялся упустить малейшие подробности и поэтому передал их с особым трепетом: рисунок скул, асимметрию лица, близко поставленные к переносице глаза, неодинаковые брови, тонкую линию носа, густую шапку волос, которая на многих поздних иконах станет одной из характерных черт святого. Лик вышит удивительно прозрачно. Невольно приходишь к выводу, что, возможно, автор присутствовал при обретении святых мощей, знал учеников Сергия Радонежского, был свидетелем чуда: «Открывше чудотворный гроб…и видевша чудное зрение… яко не токмо честное тело святаго цело и светло соблюдеся, но и одежда его, в ней же погребен бысть, цела бяше всяко и тлению никакоже спричасна»1.

http://e-vestnik.ru/analytics/ikonografi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец (+ 1392) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 25 сент. в день преставления, 5 июля в день обретения мощей, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Сергий, в миру Варфоломей, был младшим сыном ростовских бояр Кирилла и Марии. Родился он в 1314 или в 1320 г. Раз во время Божественной литургии, когда мать носила его еще под сердцем, он трижды вскрикнул — пред чтением Евангелия, во время пения Херувимской и при возгласе «Святая святым». И мать его, и все присутствовавшие были поражены ужасом. Когда мать его ела мясо, новорожденный не принимал молока, так что она перестала есть мясо, а в среды и пятницы она не ела совсем. С раннего детства он любил молиться и посещать церкви, но ему много пришлось перенести горя и дома, и в школе из-за того, что грамота ему не давалась. Наконец Господь услышал его горячую молитву. Раз, разыскивая пропавших лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под дубом. Отрок подошел к нему под благословение, рассказал ему о своей скорби и просил его молитв. По окончании молитвы старец сказал ему: «Отныне Бог даст тебе, чадо, уразуметь грамоту!» Затем он дал ему часть просфоры и сказал так «Не смотри, что часть сия так мала, велика будет сладость, когда вкусишь от нее!» По просьбе Варфоломея старец посетил дом его родителей, и велико было их изумление, когда, по благословению его, Варфоломей стал перед трапезой стройно читать псалмы; и тогда старец предсказал им будущее духовное величие отрока, избранного сосуда Духа Святого, служителя Пресвятой Троицы. С тех пор Варфоломею Сам Бог отверз ум разуметь Писание, и он погрузился в изучение божественных книг.

http://sedmitza.ru/lib/text/437687/

I Жизнеописание преподобного Сергия Во главе многочисленного сонма Русских подвижников стоят три великих, поистине всероссийских подвижника- преподобные Антоний и Феодосий Печерские и преподобный Сергий Радонежский. На всем обширном пространстве Русской земли нет простого человека, который не знал бы об Антонии и Феодосии Печерских и который не знал бы о Сергии Радонежском; на всем обширном пространстве Русской земли не найдется простой женщины, которая не учила бы детей своих молиться: «Преподобные Антоние и Феодосие Печерские, преподобный Сергие Радонежский, молите Бога о нас, грешных». Святые Антоний и Феодосий воссияли при начале нашего христианства в Киевских пределах нашего Отечества. Святой Сергий через три столетия после Антония и Феодосия воссиял в Московских пределах нашего отечества. Настоящий очерк жизни преподобного Сергия составлен на основании его древнего жития, принадлежащего его личному ученику и монаху его монастыря Епифанию и составлен таким образом, чтобы читателю давалось в нем повествование о преподобном, с одной стороны, краткое, а с другой стороны, полное, без опущений воспроизводящее все частности его жизни как естественного, так и сверхъестественного характера. Нельзя, к сожалению, сказать о древнем житии преподобного Сергия, чтобы оно было совершенно удовлетворительно, чтобы оно представляло собою такую его биографию, или такое его жизнеописание, в котором бы мы находили и живое изображение его личности, и обстоятельное повествование об его деятельности. Но это сожаление должно быть высказано не по отношению к одному житию преподобного Сергия, сравнительно еще весьма хорошему и даже совсем выдающемуся, а по отношению к решительному большинству наших древних житий. Тут мы уже не в состоянии ничем помочь себе и можем только сетовать, что, имев в древнее время великих подвижников, мы не имели людей, которые бы в соответствующей мере были способны к составлению их жизнеописаний. Преподобный Сергий, в миру носивший имя Варфоломей, принадлежал по своему происхождению, выражаясь нынешним языком, к сословию дворянскому и даже к тому высшему классу в сословии, которому усвояется название аристократии: его отец, по имени Кирилл, по фамилии, если имел последнюю, неизвестный, был служилый человек Ростовских удельных князей и между служилыми людьми, представляя собою одного из немногих заслуженнейших, входил в небольшой избор их, составлявший правительственные думы, или советы, князей и носивший название боярства. Имя матери преподобного Сергия было Мария Кроме него у его родителей было еще двое детей: старший его брат- Стефан и младший- Петр

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010