Первый свой визит после избрания на Патриарший престол Церкви Русской избранный и нареченный Патриархом митрополит Кирилл нанес в обитель преподобного Сергия. О роли первоиерархов Русской Церкви в истории её главной монашеской обители рассказывается в статье профессора архимандрита Макария (Веретенникова). Особую роль в возрождении русского общества и государства в тяжёлое время золотоордынского ига сыграли монашеские обители. Примерно за столетие, 1340 — 1440 годы, куликовское поколение русских людей основало на Руси около 150 монастырей. Как пишет замечательный историк В.О.Ключевский, «древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы». Это были молитвенники и ходатаи пред Богом за землю Русскую. И среди них ярко сияет имя великого светильника нашей Церкви — преподобного Сергия, игумена Радонежского (†1392; пам. 25 сент.). Монашеский постриг Преподобный восприял в 1337 году и этот год является датой основания Троицкого монастыря. По благословению Всероссийского Митрополита Феогноста (†1353; пам. 14 марта) преподобный Сергий основал на горе Маковец храм во Имя Живоначальной Троицы. Слава о молитвенных подвигах Радонежского подвижника постепенно стала известна не только в России, но и в столице Византии. Константинопольский Патриарх Филофей прислал Преподобному крест и параманд в благословение на последующие молитвенные подвиги. В его грамоте подавалось благословение Радонежскому игумену ввести общежительный устав в монастыре. Преподобный Сергий испросил на это благословение и у святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.). «Митрополит Алексий навещал Сергия в его обители и советовался с ним, желая иметь его своим преемником». Святые подвижники «подвизались каждый на своем поприще, делали одно общее дело... Это дело — укрепление Русского государства, над созиданием которого по-своему трудились Московские князья XIV b. Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии величайшим святителем Руси Митрополитом Петром».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Примечания 1 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 98—129. 2 Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892 (книга вышла в свет в 1916 г.). 3 Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 37—66. 4 Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб. (К вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского»)//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. IX. М. — Л., 1953. С. 145—158. 5 Кузьмина В. Д. Древнерусские письменные источники об Андрее Рублеве//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 103—124; Просвирнин А. В похвалу преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу//Богословские труды. Сб. II. М., 1973. С. 210—239; Die Legenden des heiligen Sergij von Ra–donez. Nachdruck der Ausgabe von Tichonravov. Mit einer Einleitung und einer In–haltsubersicht von Ludolf Muller. Munchen, 1967; Appel O. Die Vita des hf. Sergij von Radonez. Untersuchungen zur Textgeschichte. Munchen, 1972. 6 Дробленкова Н. Ф. Житие Сергия Радонежского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. I (А—К). Л., 1988. С. 330—336. 7 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. C. 98—102; Голубинский Е. Е. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Изд. 2–е. М., 1909. С. 7—8; Клибанов А. И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 67; Грихин В. А. Творчество Епифания Премудрого и его место в древнерусской культуре конца XIV — начала XV века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1974. С. 5. 8 Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. С. 45, 62; Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб. С. 147; Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. Отд. II. С. 178—193; Просвир–нин А. В похвалу преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу. С. 211—213. 9 Сб. «Сергий Радонежский». М., 1991. С. 526.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Пятый день. Поучение 2-е. Обретение мощей преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. (Уроки из его жизни: а) смирение; б) неразлучность славы с добродетелью; в) не должно судить о людях по внешнему виду и г) с трудами телесными совместимы подвиги духовные). I. Жизнь святых Божиих человеков достойна подражания во всех отношениях. В ней всякий случай, всякое обстоятельство, каждое происшествие в высокой степени поучительно. У угодников Божиих и мысли возвышенны, и чувствования святы, и желания непорочны, и действия безукоризненны, и беседы назидательны, и обхождение примерно. Для большей очевидности всего сказанного возьмем из жизни ублажаемого ныне церковию преподобного и богоносного отца нашего Сергия хотя одно какое-либо обстоятельство. Всю его жизнь вдруг проследить и не позволит время, и не достанет сил наших. Вот случай в жизни преподобного Сергия, более других близкий к нам, слушатели, и по содержанию и по назиданию: в одно время к угоднику Божию в обитель пришел издалека сельский житель, чтобы увидеть праведника и принять от него благословение. Слух о добродетелях и чудотворениях святого Сергия вызвал его на столь далекий путь. Во время прихода селянина в обитель, человек Божий возделывал землю в саду своем. Будучи извещен о пришельце, он велел допустить его к себе. Крестьянин, видя человека, слишком просто одетого и копающего гряды, не мог вообразить, чтобы это был столь славный Сергий, и подумал, что в насмешку ему, вместо святого, указали простого работника. Он возвратился в монастырь и вторично спросил, где преподобный Сергий? Сколько ни уверяли его, что, будучи в саду, он видел его, тот не хотел и слушать. Между тем угодник Божий вышел из сада. Крестьянин, гнушаясь им, отворотился в сторону, и не хотел взглянуть на него. «Какой труд предпринял я, и по напрасну! думал он. Я пришел для великого пророка, надеялся увидеть славу его, но чтож вижу? – нищаго». Святый игумен узнал его мысли и возблагодарил Бога, ибо как горделивец восхищается славою и честию, так смиренномудрый радуется уничижению. Он взял пришельца за руку, увел в свою келью и поставил пред ним пищу и питие. «Не печалься, добрый человек, сказал он, ты вскоре увидишь Сергия».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сергий Радонежский - почему он? 7 мин., 08.10.2016 Что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси? Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей. А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками. Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества. Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали. Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог. Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.

http://foma.ru/nasledie-sergiya-radonezh...

свящ. Николай Ткачук, иером. Мефодий (Попов), O.A. Дедусенко Предисловие Каждый человек считает свою веру истинной, принадлежит ли он к одной из религиозных конфессий или исповедует атеизм. Для кого-то предметом веры являются слова политического лидера, для кого-то – книги очередного «целителя» или астролога. Для одного кумир – деньги, для другого – слава. Но все, как правило, уверены в своей правоте. Когда говорят о Православии, часто приводят в его пользу такой аргумент: «Ну, это же наша вера, русская». Да, по неизреченной милости Божией именно русскому народу удалось получить великий дар – веру православную. Но ведь она правильная не потому, что она наша, а потому, что она действительно правильная. Вера эта не замыкается в каких-то национальных или государственных рамках. Возникнув на 50-й день после Воскресения Христова (в день Сошествия Св. Духа на апостолов), Православная Церковь сохраняет в чистоте заповеданные нам первыми христианами таинства, вероучение, традиции образа жизни, способ молитвы, сам дух Христов. Православие вошло в плоть и кровь русского человека, русская культура пронизана им. Государство Российское росло и крепло трудами наших православных предков благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского. Преподобный Сергий Радонежский благословил наших воинов на битву с татаро-монгольскими захватчиками. В 17 в. Минин и Пожарский отстаивали православную веру и нашу Родину от католического нашествия польских интервентов. В трудные моменты истории народ всегда возлагал свои надежды, прежде всего, на Бога и Его Пречистую Матерь. Заступничество Пресвятой Богородицы, как известно, не раз спасало русские города от разорения. Наша православная культура дала миру великих ученых – Ломоносова, Менделеева и Павлова, гениальных писателей – Пушкина и Достоевского, знаменитых полководцев – Суворова и Кутузова. Именно на русской земле просияли такие светильники веры как Антоний и Феодосий Киево-Печерские и Сергий Радонежский, Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский . А в двадцатом веке предстали перед Престолом Божиим ходатаями о нас, грешных, тысячи новомучеников Российских.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

Скачать epub pdf Содержание Аннотация От редакции Предисловие Введение 1. Общие замечания 2. Библиографический обзор Глава I. Истоки 1. Краткий очерк истории православного монашества на Востоке 2. Появление первых монастырей в Киевской Руси Глава II. Первый расцвет монашества в Киевской Руси 1. Печерский монастырь и препод. Феодосий 2. Монашество XII и XIII веков 3. Религиозно-культурная деятельность монашества Глава III. Святой Сергий Радонежский и его школа 1. Исторические предпосылки расцвета христианского аскетизма в северо-восточной Руси 2. Характер аскетизма в XIV и XV веке 3. Препод. Сергий Радонежский и его монастырь 4. Аскетическая «школа» Сергия и другие подвижники XIV и XV веков Глава IV. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спор между двумя аскетическими направлениями 1. Св. игумен Иосиф Волоцкий и его церковно-политические воззрения 2. Препод. старец Нил Сорский и его аскетические воззрения 3. Спор между «иосифлянами» и «нестяжателями» Глава V. Мир церковно-политических идей в Москве в XVI в. 1. Консолидация русских земель под политической властью Московских государей и Русская Церковь 2. Церковно-политические идеи в Москве во второй половине XV и в начале XVI века 3. Инок Филофей и его мессианские идеи 4. Митрополит Макарий и русская агиография XVI века 5. Прославление русских святых подвижников Глава VI. Вопрос о земельных владениях монастырей в полемических сочинениях и в законодательстве XVI-XVII вв. 1. «Князь-инок» Вассиан и его полемические сочинения 2. Другие сочинения, направленные против монастырского землевладения 3. Сочинения с защитой права монастырей на владение вотчинами 4. Правительственные меры XVI века, направленные на ограничение монастырского землевладения 5. Меры, принятые в XVII веке до 1648 г. 6. Уложение 1648 г. 7. Приказ Большого Дворца и Монастырский Приказ Глава VII. Основные направления монастырской колонизации в XVI-XVII вв. 1. Государственно-политические условия колонизации 2. Шесть основных областей монастырской колонизации 3. Монастырская колонизация в Московском центре 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Слово в день Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца 49 Иже Христовы суть , плоть распята со страстьми и похотьми ( Гал. 5:24 ). Все истинные последователи Христовы суть христиане: но не все христиане суть истинные последователи Христовы. И ныне в христианстве, как и во времена Христовы, многие приближаются ко Христу устами своими и чтут его языком, а сердцем своим далеко отстоят от Него ( Мф. 15:8 ); и ныне также, как и прежде, многие начинают духом, а оканчивают плотию ( Гал. 3:3 ). Так между пшеницею всегда росли плевелы, растут и ныне и будут расти до жатвы. Кто же из христиан суть истинные христиане? Кто суть Христовы? Апостол изображает их так: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми ( Гал. 5:24 ). Очевидно, что истинные христиане суть те, кои, следуя учению Христову, отвергаются всякого пристрастия к собственной чести, к собственным выгодам, к собственным удовольствиям, суть те, кои, следуя примеру Его, живут духом, поступают по духу и приобретают плоды духа. Таковых сам Христос называет друзьями своими: Вы друзи мои есте, аще творите, елика Аз заповедую вам ( Ин. 15:14 ), называет братиями своими: иже аще сотворит волю Божию, сей брат Мой ( Мк. 3:35 ). Вот кто Христовы! Не имя делает нас действительными христианами, но дела, внушаемые именем; не по исповеданию веры становимся Христовыми, но по распятию плоти. Чем благоугодил Христу ублажаемый ныне преподобный Сергий? Удалением ли только в пустыню, или умерщвлением в себе ветхого человека с его деяньми? Ношением ли только священных одежд, или ношением креста Христова? Без сомнения, он угодил Христу глубочайшим самоумерщвлением. Сим только одним способом прославил он на земле Господа, за что и Господь прославил его на небеси. Но да не подумает при сем кто-либо из вас, слуш., что таковое самоумерщвление, которым отличается пред нами преподобный Сергий, собственно принадлежит некоторым лицам, что распинать плоть со страстьми и похотьми обязаны только те, кои живут в удалении от мира, в пустынях. Нет! Апостол Павел, когда изображает существенный признак, по которому можем судить о самих себе, Христовы ли мы, изображает его не только для наставления Галатов в свободе христианской от дел закона Моисеева, но и для научения тех, кои думают угодить Богу одними только наружными делами христианского благочестия. Нет! Кто бы ты ни был, слушающий слово Апостола, надобно и тебе распинать плоть со страстьми и похотьми, если желаешь быть истинно Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Уточнить время назначения Д. Г. игуменом Спасо-Каменного мон-ря (и дату его приезда из К-поля в Москву) позволяют следующие обстоятельства. В кон. XIV в. вел. князь Московский не был ктитором Спасо-Каменного мон-ря, обитель перешла под великокняжеский патронат между кон. 40-х гг. XV в. и 1455 г., после окончания феодальной войны ( Турилов А. А. Малоизвестные письменные источники о ярославских князьях кон. XIV - 1-й пол. XV в.//Краеведческие зап. Ярославль, 1991. Вып. 7. С. 135). Известие о приходе иноков этой обители к вел. кн. Димитрию Иоанновичу, вероятно, либо свидетельствует об отсутствии в Москве митрополита, либо маскирует обращение иноков не к вел. князю, а к главе Церкви, которого автор XV в. не хотел упоминать (т. е. нареченному митр. Митяю (Михаилу) или Пимену ). При этом обращение монастырской братии в Москву, а не к епархиальному архиерею было возможно только в случае вдовства Ростовской кафедры либо продолжительного отсутствия епископа на месте. В правление вел. кн. Димитрия Иоанновича подобная ситуация складывалась дважды: после смерти митр. св. Алексия - в 1378-1380 гг.- и после изгания из Ростова еп. св. Иакова - в 1386-1389 гг. Второй вариант находится в противоречии с хронологией Жития прп. Дионисия Глушицкого, родившегося ок. 1362/63 г. и в юном возрасте принявшего от Д. Г. постриг в Спасо-Каменном мон-ре (к 1393 прп. Дионисий Глушицкий уже прошел 9-летний искус послушания в обители). Отсутствие архиерея в Ростове между кон. 1378 и сер. 1379 г. подтверждается свидетельством Жития свт. Стефана, еп. Пермского, к-рый (будучи поставлен в иеродиаконы еп. Арсением) для хиротонии во иерея был вынужден поехать в Москву, где его по повелению нареченного митр. Михаила рукоположил Коломенский еп. Герасим ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 88-89). Исходя из этого можно предполагать, что посланцы из Спасо-Каменного мон-ря приезжали в Москву в кон. 1378-1379 гг. (возможно, одновременно со свт. Стефаном), а Д. Г. прибыл из К-поля, вероятнее всего, с патриаршими апокрисиариями зимой 1376/77 г. (о дате посольства см.: Кучкин В. А. Сергий Радонежский и «филофеевский крест»//ДРИ. СПб., 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 18).

http://pravenc.ru/text/178453.html

Часть II. Слуга Святой Животворящей Троицы I. Святой-крестьянин С 1340 г., когда первые ученики навестили юного Варфоломея в его уединении. До 1918 г., когда Троице-Сергиева лавра была разогнана коммунистами, русские нескончаемым потоком текли к месту, где некогда жил и трудился Радонежский игумен. Шестьсот лет – долгое время, за которое русский народ пережил не одну перемену. Страна переросла феодальную раздробленность, прошла свои рубежи под властью петербургских императоров. Она претерпела несколько революций, вторжений и войн; у нее были свои периоды подъема и упадка; несколько раз радикально менялась политическая и культурная жизнь нации; изменился менталитет и даже язык, но ни одно из этих важных преобразований не отразилось на любви и преклонении русского народа перед Преподобным Сергием. Жизнь любого святого имеет два различных аспекта. С одной стороны, он представляет собой наиболее совершенную форму развития личности, таким образом возвышаясь над массой обычных людей, которые не смогли достичь подобной зрелости. А с другой стороны, он отражает наиболее типичные черты своей нации, своего класса и своей религиозной традиции. Поэтому жизнь святого – это как наглядный пример того, чего может достичь индивидуум, так и воплощение идеала, исповедуемого, хотя и редко реализуемого, другими членами той же Церкви и нации. Таким образом, преподобный Сергий – это не только человек, заслуживающий славы великого христианина, но и надежны ключ к пониманию менталитета русских и их отношения к религии. Канонизированные святые – это обычно руководители церкви, ученые или мистики, проведшие жизнь в уединении, размышлении и учении. Их именуют мучениками, апостолами, миссионерами и пророками. Они принадлежат к типу мужчин и женщин, редко встречающихся в повседневной жизни; их социальный статус кажется странным большинству христиан. Исключения из этого общего правила немногочисленны, и одно из них представлено Преподобным Сергием – человеком, который до конца своей жизни, несмотря на все свои духовные достижения, продолжал заниматься привычным трудом русского крестьянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

628 лет назад в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялась Куликовская битва. В Москве сохранились памятники тех древнейших времен, связанные с первой победой Руси, которая открыла путь к великому стоянию на Угре и национальной свободе. По преданию, однажды ночью св. Феодору, племяннику преподобного Сергия Радонежского, который подвизался с ним в Троицком монастыре, было чудесное видение. Во сне ему явилась Царица Небесная и молвила: «Иди из монастыря и найди место для собственной обители». Другое предание гласит, что во время ночной молитвы он услышал таинственный Глас, велевший ему идти в пустыню и основать обитель, в которой будут спасаться многие иноки. Св. Феодор, родившийся в 1341 году, был сыном Стефана, старшего брата преп. Сергия. Преподобный сам постриг племянника в иноки, когда тому было всего 14 лет, и собирался вверить ему управление своей обителью в будущем, но тот задумал основать собственный монастырь. Преподобный Сергий опасался, что юноша не справится с таким делом, но племянник так упрашивал его, столь тверд был в своем желании, что святой игумен увидел в этом Божественный Замысел, а когда тот рассказал ему о чудесном видении, дал благословение. Было это в конце 1360-х годов. Преподобный Феодор осмотрел много земель, пока не нашел истинного чуда - места за Крутицами, в 10 верстах от Кремля, будущем Симонове. Сосновый лес, глубокие Медвежьи озера, живописный берег Москвы-реки - все это так располагалось к молитве и уединению. Преподобный Сергий, преклонив здесь колени, помолился Богу о благословении обители и ее молодого настоятеля. И в 1370 году здесь была основана деревянная соборная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Предание гласит, что посвящение храма избрал сам преподобный Сергий - ровно через 10 лет в день этого праздника состоялась Куликовская битва - и что он срубил ее своими руками. Св. Феодор был духовником великого князя Дмитрия Иоанновича и великой княгини Евдокии. Иногда называют точную дату, когда великий князь избрал его своим духовным отцом - 1383 год, то есть после Куликовской битвы, но он и раньше посещал эту обитель, и приходил сюда за духовной помощью в те дни, когда Москве грозила великая опасность. В мирное время он любил ездить сюда с женой на богомолье. Так церковь Рождества Богородицы в Симонове стала домовым храмом великокняжеской четы, хотя такой статус имел тогда кремлевский собор Спаса на Бору. Здесь же, в Симонове, было тихое благодатное место для молитвы и утешения, здесь чувствовалась близость преподобного Сергия, здесь служил его племянник. А Дмитрий Донской был крестником преподобного Сергия, нареченный в честь св. Дмитрия Солунского, защитника христиан от иноверцев и небесного покровителя Москвы - именно ему был посвящен соборный кремлевский храм до основания Успенского собора. Младенца и назвали Дмитрием в надежде, что он тоже станет святым ратником и хранителем России.

http://pravoslavie.ru/37013.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010