Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Св. преп. Сергий Радонежский Великий печальник и заступник земли Русской родился от родителей Кирилла и Марии, добрых и богоугодных. Они строго хранили церковные уставы, помогали бедным. В воскресный день в храме на литургии младенец трижды возгласил во чреве матери — перед чтением Евангелия, во время пения Херувимской песни и при возгласе «Святая святым». Младенец прежде рождения явил всем знамение, что он будет служителем Святой Троицы. Мать его, сознавая, что носит во чреве будущего подвижника благочестия, соблюдала душу и тело в чистоте и воздержании, молитве и уединении. Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г. Нарекли имя рожденному Варфоломей, яко сын радости. Младенец не брал сосцов, когда случалось матери вкушать мясную пищу, а в среду и пятницу вовсе не вкушал пищи, совершая детский пост. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали в школу. Грамота отроку не давалась, о чем печалились и родители, и отрок, и тогда обратились с молитвой к Подателю деяний благих. И Господь даровал Свою милость. Когда в поле под дубом Варфоломей встретил старца-черноризца, саном пресвитера, благоговейного и ангелоподобного видом, и стал сокрушаться перед ним, что, желая уразуметь книжное учение, не может познать грамоту своими силами, то старец, воздев руки, помолился о нем и, вынув из пазухи небольшой ковчежец, преподал ему частицу святой просфоры со словами: «Возьми сие, чадо, и снеждь, сие дается тебе в знамение благодати Божией и уразумения Святаго Писания». И по благословению отрок начал стройно и внятно стихословить Псалтирь и получил от Бога премудрость и разум, превосходя всех в познании. Родители преподобного с семейством переселились в Городище, или Городок, Радонеж, что в двенадцати верстах от лавры. В конце своей жизни Кирилл и Мария приняли ангельский образ в Покровском Хотьковском монастыре и в 1339 году скончались. Варфоломей совершил поминовение родителей, многое раздал нищим, а оставшееся поручил младшему брату Петру и на 21-м году жизни оставил мир и со старшим братом иноком Стефаном ушел в пустыню. Братья поселились в дремучем лесу, на горе Маковице, построили церковь и основали обитель. Кругом был густой лес, которого не касалась еще рука человеческая. Поставили крест, построили церковь и келлию.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Риторическая конференция в Ногинске 5, 6 и 7 февраля состоялась совместная риторическая конференция классической гимназии во имя Константина Богородского и Православной классической гимназии Радонеж. Мы ездили в гости. Елена Николаевна Себина, преподаватель риторики о поездке в город Ногинск на риторическую конференцию. " Мы посетили славный город Богородск. В этом городе прошла совместная риторическая конференция классической гимназии во имя Константина Богородского и Православной классической гимназии Радонеж. Нас принимал протоиерей собора города Богородск, благочинный отец Михаил Ялов. Очень понравилась эта поездка, потому что было много положительных результатов. Программа была весьма насыщена, каждый день были мероприятия, связанные собственно с риторической конференцией: разминочные задания, диспуты на разные темы, игровые, шуточные задания, которые тоже очень понравились детям. Была очень большая культурная программа. Мы отправились на сталелитейный завод и посмотрели, как закаляется сталь. Так наша экскурсия и называлась " Как закаляется сталь " . Там может не столько закаливается сталь, сколько выплавляется, но это потрясающее впечатление! Когда сорок тонн горящего металла прямо при вас выливается из доменной печи – это никого не может оставить равнодушным! Это незабываемое зрелище! После этого бытовая сварка, та, которая на улицах - уже не привлекает внимание. На фоне этого огромного количества горящего металла, похожего на извержение вулкана на ваших глазах, бытовая сварка меркнет. Интересно еще, что размер человека по сравнению с этими огромными доменными печами не велик, и человек всем этим управляет. Именно он все это делает - плавит металл, управляет сложными процессами. То есть какой-то миф о человеке, который и мал и велик, просто воплощается тут в реальность; очень интересно! Кроме того, мы посетили монастырь в Киржаче. Монастырь посвящен Роману Киржачскому, ученику Сергия Радонежского. Интересно, что этот монастырь основал сам Сергий Радонежский. Нам как радонежцам, которые уже давно путешествуют по местам, связанным с жизнью Сергия Радонежского, это особенно дорого. Сергий Радонежский туда приезжает с холма Маковец и проводит там четыре года. После себя он оставляет своего ученика Романа Киржачского, который был прославлен в лике святых. Мы ходили по тем местам, где ходил и сам преподобный Сергий.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/115...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мефодий (Кульман), еп. Кампанский. Фотография. Кон. 60-х гг XX в. (Кульман Владимир Николаевич; 12.07.1902, С.-Петербург - 13.04.1974, Аньер-сюр-Сен, пригород Парижа), еп. Кампанский Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата . Род. в семье проф. Николая Карловича Кульмана (1871-1940), известного слависта и лит. критика. На духовное формирование Владимира оказал большое влияние его дядя свящ. Александр Карлович Кульман († 1937). Во время учебы в гимназии Владимир придерживался социалистических взглядов. Ужасы террора в г. Николаеве, куда семья бежала в 1918 г., изменили его отношение к революции. Осенью 1920 г. семья Кульманов покинула Россию. Более года Кульманы прожили в Варне (Болгария), где Владимир окончил гимназию. В 1922 г. семья переехала в Прагу (Чехословакия). В том же году Владимир поступил на историко-филологический фак-т пражского Карлова ун-та. В студенческие годы на него сильное влияние оказал Пражский еп. Сергий (Королёв) , которому Владимир прислуживал за богослужениями. Большое впечатление произвели на него посещения в студенческие годы Прикарпатской и Пряшевской Руси, где правосл. население столетиями сохраняло свою веру и национальное сознание в чужом окружении. В 1926 г. окончил ун-т со степенью доктора философии. Был сотрудником пражского Славянского ин-та, однако отказался от карьеры кабинетного ученого и решил отдать все силы служению Церкви. Еп. Сергий благословил его поступить в Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже. Работал в Славянской б-ке. Стал одним из основателей братства имени прп. Сергия Радонежского, участвовал в издании «Сергиевских листков» . 14 дек. 1930 г. пострижен в Париже управляющим рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогием (Георгиевским ; с 1931 г. экзарх Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов) в монашество с именем в честь прп. Мефодия Пешношского, был рукоположен во диакона. В 1931 г. окончил Сергиевский ин-т с дипломом 1-й степени. Был рукоположен во иерея. Первое послушание М. проходил как духовный руководитель в молодежном летнем лагере, организованном Русским студенческим христианским движением на атлантическом побережье Франции. Там он служил в лагерном храме, проводил беседы, ежедневно читал краткие проповеди, которые по указанию начальства не должны были превышать 3 мин. Этот навык остался у него на всю жизнь: его проповеди отличались глубиной мысли и краткостью изложения. Духовником М. был свящ. Сергий Четвериков, который передал ему любовь к Оптиной пустыни и вместе с которым М. в 1939 г. ездил в Валаамский мон-рь в Финляндии. В 1932 г. М. стал настоятелем только что основанного в г. Аньер-сюр-Сен деп. О-де-Сен Франции храма Христа Спасителя (в память о разрушенном храме Христа Спасителя в Москве). В этом храме М. служил 42 года. В 1938 г. был возведен в сан игумена, в 1940 г.- архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2563118.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛОМЕНСКИЙ СТАРО-ГОЛУТВИН В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Вид Старо-Голутвина в честь Богоявления мон-ря. 1845 г. Гравюра П. Морозова по оригиналу А. Афанасьева (ГИМ) Вид Старо-Голутвина в честь Богоявления мон-ря. 1845 г. Гравюра П. Морозова по оригиналу А. Афанасьева (ГИМ) (Московской епархии), находится в г. Коломне Московской обл. Основан блгв. вел. кн. Московским Димитрием Иоанновичем Донским в 4 верстах от принадлежащего ему г. Коломны, в юж. части Московского вел. княжества, рядом с местом слияния рек Москвы и Оки. Первым игуменом мон-ря был прп. Григорий Голутвинский († 1405?), постриженик Троице-Сергиева монастыря (см. Троице-Сергиева лавра ), ученик прп. Сергия Радонежского . Рассказ об основании мон-ря содержится в Житии прп. Сергия Радонежского 3-й, Пахомиевской редакции (по классификации Б. М. Клосса , который датирует эту редакцию приблизительно 1442). В главе «О Голутвиньском манастыри» говорится, что вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович пригласил прп. Сергия посетить Коломну для основания мон-ря. «Съ многим трудом прииде», Сергий благословил в Голутвине под Коломной место буд. обители (при этом не говорится, что его выбрал сам преподобный; судя по контексту, это было сделано вел. князем), «бе бо зело красно и угодно место, на усть рекы Москвы, иде же течет в... великую реку Оку». Троицкий игумен заложил основание каменной ц. в честь Богоявления и по просьбе вел. князя благословил на игуменство своего ученика иером. Григория, «мужа добродетелна... плодоносию строителя верна» ( Клосс. 1998). Из житийного рассказа очевидно, что прп. Сергий основал К. С.-Г. м. в последние годы жизни, однако когда именно, Житие не сообщает. Видимо, датировать событие можно периодом между 1385 г., когда прп. Сергий вновь стал духовником кн. Димитрия Иоанновича, и 1389 г., когда вел. князь скончался. По мнению Клосса, агиографический рассказ об основании мон-ря восходит к тексту первоначального Жития, написанного Епифанием Премудрым .

http://pravenc.ru/text/1841786.html

На преставление Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (I) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня весь православный христианский мир с чувством духовной радости и веселья светло празднует день преставления угодника Божия, великого подвижника и молитвенника Земли Русской Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия. Но для нас с вами, дорогие братия и сестры, эта духовная радость усугубляется еще тем, что, по милости Божией, мы имеем счастье в этот торжественный и радостный день телом и духом присутствовать на сем святом месте, где жил, трудился, подвизался сам Преподобный Сергий и где покоятся его нетленные святые мощи. Жизнь Преподобного Сергия весьма назидательна для каждого из нас и исполнена величайших чудес Божиих и благодеяний нашему народу. Возлюбив Господа всей своей душой, тихий и кроткий юноша Варфоломей по смерти своих родителей удаляется в дремучий и непроходимый лес, в то место, где мы с вами сейчас находимся. И здесь, в тиши и уединении, в постоянной молитве предается подвигам суровой пустыннической жизни для стяжания христианских добродетелей, для победы над своими страстями и похотями, для очищения своего сердца. Преподобне отче, кто исповесть труды твоя и болезни? Или кий язык изречет жестокое твое житие, бдение же и сухоядение, и еже на земли легание, чистоту душевную и телесную, устнами и умом совершенное безмолвие, смирение же нелицемерное, молитвы непрестанныя, и рассуждение доброрассудное, худость ризную и память смертную? – так воспевает Святая Церковь подвиги и труды Преподобного Сергия. По своему смирению Преподобный Сергий не счел возможным поведать людям о всех своих скорбях и искушениях, сопряженных с такой суровой подвижнической жизнью, но были они весьма часты и, конечно, служили для юного пустынника большим испытанием. Дремучий лес и дикие звери – вот что окружало его в первое время, вот сожители его, с которыми провел он едва ли не половину своей жизни. Но, несмотря на все эти искушения, Преподобный Сергий никогда не унывал, не роптал, не скорбел, всегда и всем был доволен. Это был истинный воин Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Акафист преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу Святой преподобный Сергий Радонежский – один из самых известных и любимых в России святых. Его икона есть практически в каждом доме, а молитвы к нему возносят не только православные, носящие это имя, но и многие христиане, имеющие надежду на его скорую и богатую нам помощь. Чаще всего к святому Сергию молятся учащиеся и студенты, а также их родители, потому что и сам Сергий некогда вымолил у Господа способности стать более способным к постижению грамоты. Но и во многих других просьбах Сергий Радонежский также откликается на наше молитвенное к нему обращение. Чтение этого акафиста со всем вниманием и смирением поможет и вам получить заступление и помощь от этого великого божьего подвижника, игумена Земли Русской. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства www.blagovest-moskva.ru   Акафист преподобному СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ Кондак 1 Возбра€нный от Царя€ сил Го€спода Иису€са, да€нный Росси€и воево€до и чудотво€рче преди€вный, преподо€бне о€тче Се€ргие! Прославля€юще мы просла€вльшаго тя сла€вы Го€спода, благода€рственное пе€ние воспева€ем ти, и€бо моли€твами твои€ми от наше€ствия иноплеме€нных и ско€рбных обстоя€ний нас при€сно избавля€еши, я€ко име€я дерзнове€ние ко Го€споду, от вся€ких нас бед свободи€, да зове€м ти: Ра€дуйся, Се€ргие, ско€рый помо€щниче и пресла€вный чудотво€рче. Икос 1 Ангелов Творе€ц, предуве€девый, по самовла€стному чи€стаго се€рдца твоего€ изволе€нию, всеусе€рдствующее Его€ во€ли исполне€ние, еще€ во чре€ве ма€терни трикра€тным возглаше€нием показа€ тя ми€ру и€стиннаго служи€теля бы€ти Святы€я Тро€ицы и научи€ всех вопи€ти тебе€ си€це: Ра€дуйся, пре€жде век, я€ко и€маши ве€рный раб Христо€в бы€ти, предусмо€тренный; ра€дуйся, во о€ноже вре€мя во блаже€нное и небе€сное жили€ще предуста€вленный. Ра€дуйся, от чре€ва ма€терня на слу€жбу Небе€снаго Царя€, я€ко во€ин, хотя€щий ве€рен Ему€ бы€ти, призва€нный; ра€дуйся, я€ко благода€тию Бо€жиею оправда€нный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтеннем Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: " Святая святым " . Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: " Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту " . Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: " Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников " . При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: " Возьми, чадо, и съешь,- сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания " .

http://patriarchia.ru/db/text/913904.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – октябрь 2021 29 мин., 19.10.2021 На обложке: На темном фоне небольшое соцветие распускающейся бело-розовой магнолии (фото Alaric Duan/Unsplash). Внизу надпись: ДАНО БУДЕТ ВАМ. ПОЧЕМУ БОГ ОТВЕЧАЕТ НЕ НА ВСЕ НАШИ ПРОСЬБЫ (см. рубрику «Вопрос номера», С.14-23). Пролог : К. Р. «Багряный клен, лиловый вяз...». Стихотворение, 1898//Фома. - – октябрь 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: октябрь //Фома. - – октябрь 2021. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 8 октября. День памяти преподобного Сергия Радонежского. [В этот день Церковь вспоминает кончину святого. Люди, как правило, не ведают дня и часа своей смерти. Но некоторым святым Господь открывает это знание. Например, Сергий Радонежский знал о своей кончине за полгода до нее. Шел 1392 год, преподобному Сергию было уже к восьмидесяти. Узнав, что ему осталось жить полгода, игумен Свято-Троицкой обители созвал всех монахов и в их присутствии передал управление монастырем своему ученику Никону. Почти все время с того дня Сергий проводил в келье,   безмолвствовал и молился. В сентябре Преподобный заболел. Зная, что от этой болезни ему уже не оправиться, он созвал монахов в последний раз и обратился к ним с напутствием...]. Ил.: Александр Простев. У порога вечности. Преподобный Сергий Радонежский. 2006. - С.4; 31 октября. День памяти апостола Луки. [Апостол Лука родился в крупном торговом городе Антиохии. Получив образование врача, Лука отправился в Палестину и там встретил Иисуса Христа. По преданию, Лука стал одним из семидесяти учеников Христа, направленных Им исцелять больных и возвещать о пришедшем в мир Спасителе. Вскоре после Вознесения Христа Лука вернулся в свой родной город, Антиохию. Там он встретил апостола Павла и стал его ближайшим помощником... В начале 60-х годов I века апостол Лука, по просьбе знатного антиохийца       Феофила, написал наставление о жизни и учении Христа — Евангелие...         Будучи уже глубоким стариком, апостол Лука был распят на оливковом дереве в Фивах в 82 году]. Ил.: Апостол Лука. Икона. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-222...

Содержание В. Курбатов. Сын радости Введение. Преподобный Сергий Радонежский Часть I. Пастырь русского народа I. Преподобный Сергий и его биография II. Россия и татары III. Влияние семьи и домашних IV. Бегство из Ростова и переселение в Радонеж V. Годы отшельничества VI. Первые соратники VII. Правило общежития и недовольство в среде учеников VIII. Добровольный уход и возвращение в Троицкий монастырь IX. Прославленный настоятель и его друзья X. На службе Родине XI. Освободительная война XII. Видение мира иного Часть II. Слуга Святой Животворящей Троицы I. Святой-крестьянин II. Наставник Руси во Христе III.Cboбoдa от страха IV. Сила смирения V. Святая Троица VI. Соборная Церковь VII. Пророк победы христианства Часть III. Житие, деяния и чудеса святого и Преподобного отца нашего игумена Сергия Р.А. Соколов. Русская Церковь в эпоху Сергия Радонежского     В. Курбатов. Сын радости С порога надо объясниться – почему Издательство избрало для воспоминания о Сергии Радонежском именно книгу русского эмигрантского мыслителя, историка русского религиозного возрождения 20 в., доктора философии и доктора богословия Оксфордского университета Н. М. Зернова. Ведь Русская Церковь накопила огромную житийную литературу о Преподобном Сергии. И многие их книг прекрасны, начиная с первого «Жития», написанного современником и учеником Сергия Епифанием, как раз за этот труд названного Премудрым. И жития, писанные Пахомием Логофетом, московскими митрополитами Платоном и Филаретом, историками А. Н. Муравьевым и Е. Е. Голубинским . А вот все-таки – Зернов. Дело в том, что те книги написаны изнутри Церкви и они, прежде всего, нравственно назидательны и призваны возжигать благочестивую ревность. Или, как писало в 1904 г. Автор наиболее полного «Жития», подготовленного к 500-летию преставления Преподобного иеромонах (впоследствии епископ) Никон Рождественский , п – заставить читателя «забыть окружающую суету земную, перенестись мыслью и сердцем в отдаленную по времени, но тем более близкую нашему сердцу древность, подышать благоуханием молитв Сергиевых, насладиться созерцанием его боголюбезного смирения».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Благодатные заветы преподобного Сергия русскому богословствованию 35 Жизнь Церкви движима дыханием Духа Святого, пребывающего в ней, и ведением этой жизни обладают в наивысшей степени те, которые очищают чувствия подвигом и становятся исполнены Духа Святого Святость есть осознание истинного богомудрия и богомыслия. В жизни святых обретаются кладези боговедения, отсюда должно черпать свои вдохновения и умствующее богословие, которое стремится постигать разумом богооткровенные истины и школьному изучению подвергает их многообразные лики. Постольку богословие, как дело школы, есть по природе своей схоластика, но подлинная, добрая схоластика знает над собой и выше себя не школьное, духовное боговедение святости. И наше русское православное богословствование, как и труд нашей школы, совершаются водительством наших угодников-боговидцев, и в числе их ближе всего стоит нам великий Игумен Русской земли, Радонежский и всея России, а ныне и Парижский и иных стран, преподобный Сергий. Уже признано высокими умами отечественными, что преподобный Сергий был и остается воспитателем русского народа, его пестуном и духовным вождем. Но нам надо познать его и как благодатного руководителя русского богословствования. Свое боговедение заключил он не в книги, но в события жизни своей. Не словами, но делами и этими событиями молчаливо учит он нас боговедению. Ибо молчание есть речь будущего века, а ныне оно есть слово тех, кто еще в этом веке вступил в будущий. Молчаливое слово, сокровенное предстоит одевать в слова, переводить на наш язык человеческий нам, схоластам и умникам этого века, питать свое богословствование от источника боговедения. Чудесно молитвой преподобного Сергия изведен был из земли источник свежих и чистых вод, и от земли сердца и ума нашего и ныне да изводит он реки богословия. На небе умном начертал свои знаки преподобный Сергий, и над нашими головами горит и сияет его созвездие. И данью благодатного, благочестивого почитания является ныне воззреть на это созвездие. Что знаем мы о природных дарованиях и образовании преподобного Сергия? Житие содержит об этом лишь скудные данные, соответственные всей общей скудости тогдашнего русского просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010