Глава 3. Период татарского ига. Святой благоверный князь Александр Невский. Преподобный Сергий Радонежский Татаро-монгольское нашествие. В 1237 г. из Азии надвинулась на Русь грозная туча – татаро-монголы. Под водительством своего вождя Чингисхана монголы завоевали Китай, Индию, Среднюю Азию, земли персов, грузин и армян и после этого двинулись на Русь. Сперва ими были опустошены Рязанское и Владимирское (на Клязьме) княжества. Население было вырезано, церкви и монастыри опустошены. Во Владимире-на-Клязьме погибли великий князь Владимир Всеволодович со всей своей семьей и епископ Митрофан. Разрушительной волной прошло татаро-монгольское нашествие по Руси. Разорены были один за другим Коломна, Москва, Ростов, Ярославль, Тверь. Вся юго-западная Русь от " Чернигова до Киева была разграблена и сожжена. К Киеву татары привели огромное войско. От скрипа татарских телег, рева верблюдов, ржания лошадей киевляне не могли слышать друг друга. Стенобитными орудиями были разрушены стены города. В конце сражения жители с митрополитом во главе заперлись в древней Десятинной церкви, построенной Владимиром святым, и там погибли, когда рухнули стены церкви. Киево-Печерский монастырь был разрушен и даже могилы монахов разграблены, а все монахи или убиты, или разошлись по лесам. После первого нашествия татаро-монголов из ста пятидесяти семи русских поселений, известных в начале XIII в., сто пять прекратили свое существование, четырнадцать городов исчезли с лица земли, еще тридцать пять было разрушено и превратились в села. В середине XIII в. Киев представлял собой небольшой городок, в котором было всего двести дворов. Русь под татарским игом . Сохранилось много рассказов о героической гибели некоторых князей, но беда была не только в гибели людей и разорении земли, а в тяжелом порабощении всей страны. Почти на два с половиной века многие русские земли оказались под татарским игом. Князья должны были являться к хану, чтобы получить от него разрешение княжить, а в каждый город назначался татарский чиновник – баскак – для сбора дани. Являясь к хану, каждый русский князь должен был пройти целый ряд церемоний, унизительных и чуждых христианской вере: проходить между огнями для очищения, кланяться хану и войлочным идолам, став на колени. Князь должен был обещать исполнять все приказания хана, являться в Орду по первому вызову, признавать его власть над собой, а себя считать его рабом. Некоторые князья исполняли все это, и летописец их не осуждает, потому что этим они спасали свой народ от новых бед. Другие князья отказывались так унижаться и погибали в Орде. Так, Михаил Черниговский твердо ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благодатный огонь Сергия Радонежского 615 лет назад преставился преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец. †8 октября, 1392 год 08.10.2007 547 Время на чтение 6 минут Более шести веков прошло со дня кончины прп. Сергия, многое переменилось в России, жизнь стала совсем другой. Но как и прежде нерушимо стоят, высятся стены и купола Троице-Сергиевой лавры. Как и прежде к мощам дивного угодника Божия, преподобного Сергия стекаются люди со всех концов России. Давным-давно в эти места - тогда здесь был дремучий лес - переселился молодой монах, чтобы вдали от людей молить Бога за людей. Он и до сих пор молится за нас С возрастом человек видит хуже, зато обостряется зрение духовное. Это особенно заметно, когда перечитываешь православные книги и вдруг видишь в них то, чего раньше не видел или пропускал с недоверием, с недопониманием. Это касается и житийной литературы, ведь для мирского читателя жития святых кажутся порой излишне сказочными, придуманными для усиления впечатлений и чувств. Он читает и внутри себя усмехается: " Конечно, хотелось бы, чтобы всё было так, как вы тут написали. Но было, скорее всего, совсем иначе! " И лишь потом, с возрастом, обретя опыт воцерковлённой жизни, человек начинает испытывать всё больше доверия к чудесам, описанным в житиях. Младенец во чреве матери трижды вскрикивает во время литургии - пред чтением Евангелия, при начале Херувимской и при возгласе священника " Святая - святым " . Любой медик скажет, что такое невозможно. Но мы возразим: ни одному медику не под силу сделать так, чтобы плод в материнской утробе был услышан. Однако то, что не по плечу медику, по силам Господу и его ангелам. Кто может из ничего создать жизнь? Никто, кроме Всевышнего Бога! Затем сей чудесный ребёнок появляется на свет, его крестят, нарекая Варфоломеем, и он продолжает являть дивные вещи. Не принимает сосцов матери в постные дни и даже тогда, когда в не постные она обильно вкушала тучную пищу. Скептик улыбнётся: " Ну зачем приписывать такое несмышлёному малышу! " . Улыбнёмся и мы в ответ скептику: " А как в наше время рождаются дети, которые уже готовы воспринимать и осваивать компьютер значительно быстрее, чем взрослые образованные люди? А как вообще рождаются дети, имеющие определённые дарования, таланты, сверхъестественные способности? Почему Моцарт с самых юных лет мог блистать как музыкант, а Варфоломей, будущий Сергий Радонежский, не мог с младенчества проявлять дар святого избранника Божия? " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как прп. Сергий Радонежский изменил жизнь советской семьи Рассказ 12.02.2024 190 Время на чтение 12 минут Фото: Баронесса Елена фон Бресенсдорф Поиски по объявлению в Мюнхене репетитора английского языка «желательно с американским произношением» привели автора этих строк к госпоже Шепиловой Елене Васильевне. Она позвонила и кратко представила свою «визитную карточку»: после окончания учебы на философском факультете МГУ более 30 лет жила в США, где с супругом из ФРГ занималась бизнесом и в свободное время «переводила духовную литературу одной из религиозных конфессий». После первого формального знакомства с новым учеником Елена Васильевна в конце пробного занятия вдруг заинтересовалась, «с кем имеет честь» и каково «хобби» автора: Анатолий Холодюк (Далее – А.Х.): Пенсионер. На досуге пробую писать статьи сугубо церковного содержания. Посещаю храмы, музеи, архивы, Государственную библиотеку. Хожу в оперу, гуляю, путешествую… Волонтер, коллекционер. Что еще?.. «Начитался» в интернете о деменции. Вот тренирую и развиваю в свои годы память. Пожалуй, это все… Прошло недели три, и в первые минуты очередного занятия Елена Васильевна неожиданно предстала перед автором совсем другим человеком. Елена Васильевна (далее – Е.В.): Минувшей ночью два раза читала ваше произведение об отце « Филипок из Киево-Печерской лавры ». По-моему, рассказ получился пронзительным. Он вызвал и меня на откровение. Я долго думала и решила…поведать вам одну необычную историю. Она обо мне и о моих родителях. Вы не против?! Вы не спрашивали меня о моем происхождении, потому и не говорила, что имею американский паспорт, я давно сторонница Республиканской партии США, а также … (смеется. – Примеч. автора) крыса по китайскому календарю. А.Х.: …и родились вы в Харбине или на Тайване. Е.В.: Не угадали. Я - русская, родилась в Воронеже. А.Х.: Да я давно понял, что у вас славянские корни вперемешку с чопорными манерами. Простите, я могу воспользоваться диктофоном и записать ваш дальнейший рассказ? (Ученик приходил на занятия с диктофоном, чтобы фиксировать на нем «американское произношение» репетитора родом из России. – Примеч. автора).

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Сергий Радонежский как покровитель воинских сил России 22.07.2015 716 Время на чтение 56 минут Статья посвящена малоизученному аспекту почитания преподобного Сергия Радонежского как поборника русского воинства. В ней впервые представлен презентативно-аналитический обзор литературных источников XV- начала XX вв., свидетельствующих о формировании особенного отношения к Святому со стороны правящей династии Рюриковичей и Романовых, и в народной среде, а также впервые рассматривается предание о его заступническом служении Отечеству. Почитание основателя Троице-Сергиевой лавры и великого игумена земли Русской преподобного Сергия издавна связано не только с его духовной и цельбоносной помощью людям, но и с идеей его небесного заступничества за Отечество.Эта тема отражается в Службах в дни памяти Святого 25 сентября и 5 июля по ст. ст. и наиболее четко - в тексте икоса по шестой песни всех трех посвященных ему канонов: «...Радуйся, яко молитвами твоими сопротивнии поб ждаются. Радуйся, православному воинству нашему похвала и утверждение. Егоже соблюди молитвами твоими отъ врагъ ненав тно, да зовем ти: радуйся, Сергие Богомудре!» Выраженное в этом стихословии убеждение в небесном служении Преподобного России, несомненно, опирается на издревле сложившееся предание Церкви, причем зафиксированное разновременными литературными свидетельствами, значительное число и разнообразие которых совершенно не позволяет сомневаться в правомерности народной веры. Среди них следует различать свидетельства о прижизненном участии Святого в деле защиты своей Родины и свидетельства о его посмертной, чудесной помощи в военном противостоянии Руси внешнему врагу. Главным прижизненным «воинским» подвигом преподобного Сергия является, как известно, факт духовного укрепления им благоверного князя Димитрия Ивановича на твердую борьбу с ордынским правителем Мамаем, который вознамерился воцариться в Русской земле . Известно, что Святой благословил московского князя на битву с ордынцами, предсказал ему победу и дал ему в поддержку двух иноков своего монастыря Александра Пересвета и Андрея Ослябю, канонизированных впоследствии [память отмечается 7(20) сентября, а также в Неделю Всех святых и в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (1-е и 2-е воскресенье после Святой Троицы), в дни празднования Соборов Московских святых (воскресенье перед 26 августа (8 сентября), Радонежских святых (6(19) июля), Тульских святых (22 сентября (5 октября)), Брянских святых (20 сентября (3 октября)].

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2018-03-27 13:25:03 Владелец: Elena7311sh Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый день. Помогите узнать икону. Досталась от прабабушки. Ответов: 4. Последний ответ: Спасибо большое. Добавлено на опознание: 2018-03-24 11:31:11 Владелец: sib82 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: икона досталась от отца, он из сельской местности. похоже было крепление для ношения на веревке. Металлическая, написано похоже Сергий Радонежский. Фото делал сам Ответов: 2. Последний ответ: Преподобный Сергий Радонежский Добавлено на опознание: 2018-03-24 08:42:19 Владелец: filov135 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте, бабушка нашла у себя в деревне иконку,помогите опознать. Ответов: 1. Последний ответ: Образ Богородицы Всех скорбящих радость. Добавлено на опознание: 2018-03-21 22:22:36 Владелец: Kostay Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте! Помогите определить икону.Что это за икона? Ответов: 2. Последний ответ: Это икона святителя Николая Чудотворца. Добавлено на опознание: 2018-03-21 14:09:16 Владелец: Buba Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Реверс иконки Глеб и Борис на конях. Ответов нет. Добавлено на опознание: 2018-03-21 14:08:29 Владелец: Buba Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый. Фото сделано мной 21.03.2018 года. Иконка Борис и Глеб на конях. Имена Глеб и Борис написано над каждым святым. Серебро 84, клеймо КФ, именник трудно разобрать год 18 какой то, герб Москвы. Реверс вышлю. Размер 3 на 5 см, вес 26 грамм. Интересует какого рода это иконка, для каких целей она была произведена? Ответов нет. Добавлено на опознание: 2018-03-21 12:30:17 Владелец: Buba Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2018-03-21 12:29:49 Владелец: Buba

http://pravicon.com/unknown/19

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) (2-я пол. XIV в.- после 1443 (?), Троице-Сергиев мон-рь ?), прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых), иером. Троице-Сергиева монастыря, ученик прп. Сергия Радонежского, агиограф. Сведения о Е. П. заимствуются из его сочинений. Поскольку в них содержится критика политики вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты в Ростове, можно предположить немосковское происхождение книжника. Вероятно, Е. П. принял постриг в ростовском мон-ре во имя свт. Григория Богослова - Затворе,- имевшем во 2-й пол. XIV в. богатую б-ку. Е. П. писал о своей дружбе в 70-х гг. XIV в. со св. Стефаном (впосл. ставшим епископом Великопермским) в Затворе, книжники часто спорили о толковании текстов. По наблюдениям В. О. Ключевского , Е. П. хорошо знал НЗ и ВЗ, Псалтирь, святоотеческую и житийную лит-ру ( Ключевский. Древнерус. жития. С. 91- 92). По-видимому, в Ростове вместе со св. Стефаном он изучал греч. язык. Полученные знания Е. П. использовал в своих путешествиях в К-поль, на Афон и в Иерусалим, о к-рых известно из его сочинений (ряд исследователей отождествляют Е. П. с иноком Епифанием, автором «Сказания о пути к Иерусалиму»; см.: Прохоров. 1988. С. 211), путешествия Е. П. мог совершить в 80-х гг. XIV - нач. XV в. Из ростовской обители Е. П. перешел в Троице-Сергиев мон-рь (это могло произойти вскоре после 1379, когда св. Стефан оставил Затвор, намереваясь отправиться с миссионерской проповедью к зырянам). (По предположению Б. М. Клосса , Е. П. принял постриг в Троице-Сергиевом мон-ре 12 мая 1375; данная т. зр. не принята др. исследователями.) Став учеником прп. Сергия, Е. П. начал делать записи о жизни святого после его кончины, последовавшей осенью 1392 г.

http://pravenc.ru/text/190095.html

Н.А. Ложкина Библиографический список 1. Алексий (Дородницын) . Византийские церковные мистики XIV в./Еп. Алексий (Дородницын)//Полн. собр. соч./Еп. Алексий (Дородницын) . – Саратов, 1913. – Т. 1. – С. 3–140. 2. Алпатов М. А. Андрей Рублев. Около 1370–1430: альбом/М. А. Алпатов. – М.: Изобр. искусство, 1972. – С. 205. 3. Алпатов М. А. Искусство Феофана Грека и учение исихастов/М. А. Алпатов//Византийский временник: сборник. – М., 1969. – Т. 33. – С. 190–202. 4. Амвросий (Погодин) , архимандрит. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния/Архимандрит Амвросий (Погодин) . – Репр. воспроизведение изд. 1963 г. – Владимир: Посад, 1994. – С. 242. 5. Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева/В. Антонова//Государственная Третьяковская галерея: материалы и исследования. – М., 1956. – Вып. 1. – С. 31. 6. Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Афонской горе просиявших. Т. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1897. – С. 1053. 7. Афонский патерик. Ч. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1883. – С. 388. 8. Балашов Д. М. Ветер перемен/Дм. Балашов//Север. – 1987. – 5/8. С. 27–40. 9. Белобородое О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому/О. А. Белобородое//Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник: сообщения/Загорск, гос. истор.-худож. музей-заповедник. – Загорск, 1958. – Вып. 1. – С. 12–25. 10. Белоброва О. А. Живопись XIV века/О. А. Белоброва//Троице-Сергиева лавра: художественные памятники/О. А. Белоброва. – М„ 1968. – С. 73–76. 11. Борисов Н. С. Сергий Радонежский/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 2009. – С. 298. 12. Борисов Н. С. «И свеча бы не угасла...»: исторический портрет Сергия Радонежского/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 1990. – С. 300. 13. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика: XI–XVII века/В.В. Бычков. – М.: Мысль, 1992. – С. 637. 14. Василий (Кривошеий), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов /Архиепископ Василий. – Париж: Имка-пресс, 1980. – С. 354. 15. Вздорнов Т. И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры и «Троица» Андрея Рублева/Т. И. Вздорнов//Древнерусское искусство/Отв. ред. О. И. Подобедова. – М., 1970. – Т. 5: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв. – С. 115–154.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наш собеседник – Пётр АЛЕКСАНДРОВ-ДЕРКАЧЕНКО, историк, эксперт Фонда сохранения духовного наследия преподобного Сергия Радонежского. – Через семьсот лет Россия вспоминает святого старца… Можно ли считать многочисленные юбилейные начинания, посвящённые Сергию Радонежскому, глобальным возвращением великого молитвенника? – А Сергий Радонежский никогда не покидал Россию, Русь… Есть такое понятие – вечные спутники. Классики, которые олицетворяют связь между прошлым, настоящим и будущим. Их наследие не устаревает. Игумен всея Руси – один из них, из столпов Отечества, на которых держится российская цивилизация. Недаром лавра даже в советские времена притягивала народное внимание. И в музеях, и в храмах сохранялась необыкновенная атмосфера – благодатная и таинственная. Город тогда назывался Загорском. И хотя это название идёт от погибшего в 1919 году большевика Владимира Лубоцкого, известного по псевдониму Загорский, для многих оно звучало на русский лад, как нечто волшебное, за горами, за долами… Но Лубоцкий-Загорский родился в Нижнем Новгороде, ответственный пост занимал в Москве – и, возможно, не бывал в старинном монастырском городе. Поэтому восстановление исторического названия было верным решением: всё в этом городе связано с Сергием. Сергиев Посад был и остаётся подмосковным чудом, не увидев которое, вы не поймёте Россию, её дух. Сергий Радонежский постоянно присутствует в нашей жизни, нужно только приглядеться. Как не вспомнить о нём, проходя, например, мимо храма, расположенного неподалёку от московского Спасо-Андроникова монастыря? Этот величественный старинный храм, отреставрированный в наше время, посвящён нашему святому старцу. Не так давно и улица, на которой расположен храм, получила имя Сергия Радонежского. Главные православные святыни Подмосковья почти все связаны с духовным подвигом преподобного Сергия. Приезжаем в Звенигород поклониться преподобному Савве Сторожевскому – как не вспомнить, чей он ученик? Саввино-Сторожевский монастырь – это тоже духовное ополчение. И таких очагов православной культуры ученики преподобного Сергия создали немало. На них держалась Русь, и сегодня старинные стены пробуждают в наших душах «чувства добрые».

http://pravoslavie.ru/72315.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Сергий Радонежский В селе Варницы, что под Ростовом, Семья праведных добрых бояр Крест несла свой под Божьим покровом Для всех русских в коварном, суровом Лихолетии ига татар. У Кирилла с Марией родИлись Трое в вечную жизнь сыновей. Средний - Божий, тогда убедились, Когда в храме святом находились Мама с сыном в утробе своей. На Божественной он литургии, Слыша возглас: " Святая святым! " , Трижды вскрикнул. Такому витии Удивились и мать и другие, В сердце радуясь звукам простым. По рождении Варфоломея Имя сыну задумали дать. С первых дней, в себе Духа лелея, В среду с пятницей c мамой говея, Он не стал молока принимать. В день иной, как мать ела мясное, Вновь ему в рот не лезла еда. Так вот даже дитяти грудное Приучило ее, чтоб съестное Обходилось без мяса всегда. Вместе с братьями им изучались Разных знаний азы с семи лет. Если братья с учебой справлялись, То над ним все вокруг насмехались, - Видно к знаньям способностей нет. Плакал Варфоломей и молился, Чтоб Господь разумение дал. Вот однажды он полем влачился, Старика, что в мольбу погрузился, Став под дубом большим, увидал. Подошел ученик, преклонился, Со смирением стал ожидать. Инок старый, когда помолился, С поцелуем к нему обратился, - " Что несчастный хотел пожелать? " " Я учиться хочу всей душою, Святой Отче, о том помолись! " К небесам обратившись с мольбою, Старец молвил: " Отныне с тобою Благодать, ты не бойся, учись! Съешь частицу просфоры в знаменье, Ведь теперь знаньем всех превзойдешь, И в Писаньи Святом разуменье Обретешь, а Христово Ученье Для других ты людей донесешь! " Старец принял затем приглашенье С ним к родителям в гости зайти. Там сказал: " Подождет угощенье, Мы в духовном найдем наслажденье. Ну же, отрок, Псалтирь нам прочти! " Чтенье стройное Варфоломея ПолилОсь к удивлению родных. Старец молвил: " Душа книгочея Будет Божьей Обителью, зрея Возвеличится в сонме святых " . Отрок зрел жаждой уединенья, Той, что страждущим не избежать,

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=814

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского и преподобномученицы Великой княгини Елизаветы 25.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: преп. Сергий Радонежский , прпмц. Елизавета Феодоровна Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшнее Евангелие — одно из самых прекрасных и драгоценных во всем Священном Писании. Господь открывает глубину Своего сердца и показывает, что волнует Его. Перед этим Господь сетует на недостаток веры иудеев, которые видели столько знамений и чудес и не веровали в Него. Хотя эта неблагодарность ранит Его, Он находит также причины для радости. И это то, о чем говорит сегодняшнее Евангелие. То, что так редко встречается в нем. Возвысив голос, Христос начинает молиться в присутствии всех. Эти слова исполнены радости и благодарения. Они открывают источник Его силы — то, что вдохновляет Его и питает Его жизнь. «Отче», — молится Он, — Господи неба и земли». «Славлю Тебя, Отче» — только Он может так эти слова произнести. Радость Самого Бога слышится в них. Никто не знал эту радость как Христос. Потому что никто никогда не был в таком единении с Богом как Он. Он один мог сказать о Себе, что Он знает Бога Отца. И Кто есть Христос — мы не можем этого постигнуть сами, потому что только Отец истинно знает Его. Все предано Ему Отцом Его, и «никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Христианам дано знать, что Христос — Сын Божий, истинный Бог и истинный человек. Все это представляется невероятным для «мудрых и разумных», как говорит Господь. Но сердцам младенцев — простых людей, «малых сих», ничего не значащих для мира, — открывается истина, когда они встречают Христа. Тайна притягательной силы Господа постигается нами через Его святых — таких, как преподобный Сергий, игумен Радонежский и преподобномученица великая княгиня Елизавета, память которых мы сегодня совершаем. Они научились у Христа и узнали, что такое кротость и смирение сердца.

http://moral.ru/слово-в-день-памяти-преп...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010