Родился особым образом почитаемый всем православным миром святой 19 октября 1829 года в семье бедного, глубоко верующего причетника (по нашему, современному – дьякона) села Суры Пинежского уезда Архангельской губернии. В роду его отца все предки были священнослужителями на протяжении 350 лет. Этот же путь избрал для себя и Иван Сергиев. Думая, что мальчик недолго проживет, его крестили сразу после рождения с именем Иоанн, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского. Но ребенок стал крепнуть и расти. Детство его протекало в крайней бедности и лишениях, но набожные родители заложили в него твердый фундамент веры. Мальчик был тихим, сосредоточенным, любил природу и богослужения. В шестилетнем возрасте он сподобился лицезреть в горнице Ангела, блиставшего небесным светом. Небожитель сказал ему, что является его Ангелом Хранителем, всегда стоящим окрест его в соблюдение, охранение и спасение от всякой опасности и будет хранить его всегда на протяжении всей жизни. Когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в приходское архангельское училище. Трудно давалась ему грамота, из-за чего он сильно скорбел и молил Бога о помощи. В один из таких тяжелых моментов, ночью, когда все воспитанники спали, он встал на молитву и молился особенно горячо. Господь услышал его молитву: божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, как бы « завеса спала с его очей». Иоанн вспомнил то, что говорилось в классе, и как-то все прояснилось в его уме. С тех пор он стал делать большие успехи в учении. Столица не испортила юношу, он остался таким же религиозным и сосредоточенным, каким был дома. Вскоре умер отец, и, чтобы поддержать мать, Иоанн стал работать в канцелярии академии с жалованием в девять рублей в месяц. Эти деньги полностью отсылались матери. В 1851 году Иоанн Сергиев окончил с отличием семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию. Закончив семинарию – в числе лучших учеников был зачислен в Петербургскую Духовную Академию. В 1855 году он окончил академию с прекрасными отметками. Молодой выпускник в том же году был рукоположен в иереи и назначен священником Андреевского собора в городе Кронштадте (недалеко от Петербурга). К тому времени там открылось священническое место. Когда, после рукоположения, отец Иоанн впервые вошел в собор, он был поражен тем, что, еще будучи семинаристом, видел этот храм во сне.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/14/sovrem...

Что касается необходимости именно церковного воспитания, то про это отец Иоанн писал и говорил постоянно. Вот, для примера, то, что сказал он также в одной из своих речей в Кронштадтской гимназии: «Можно быть ученым, но, увы, негодным человеком… Не ученые ли, например, были французские коммунары, олицетворившие в себе так живо адских фурий? Нам нужно образовать не только ученых людей и полезных членов общества, но и – что всего важнее и нужнее – добрых, богобоязненных христиан… Дай Бог , чтобы из всех знаний образовалось в душах детей то стройное согласие, та твердая христианская система познаний правил и навыков, которая составляет истинное христианское образование… Но если наши питомцы, подавляемые множеством уроков собственно светской науки, будут урывать для приготовления их часы от службы Божией, или в храме будут озабочены своими уроками, так что Божественная служба не будет доставлять пищи их уму и сердцу, если они будут скучать в церкви, тогда дело педагогики потерпит весьма сильный урон: ибо наилучшее педагогическое воспитание доставляет именно Церковь своим чудным, небесным, проникающим до костей и мозгов богослужением». Таковы в основе педагогические взгляды отца Иоанна Кронштадтского , которым вполне соответствовала и его педагогическая деятельность. Нельзя не добавить, что современная религиозная педагогика, как православная, так и католическая, созидает на тех же общих основаниях, на которых строил свою педагогическую деятельность отец Иоанн. В этом отношении он опередил свое время. Также и в некоторых частных конкретных педагогических указаниях его, поскольку можно их уловить, нельзя не подметить многое, что соответствует лучшим из новейших методов религиозной педагогики. 2 К таким конкретным педагогическим указаниям принадлежит настойчиво проводимая отцом Иоанном мысль, что богослужение может и должно быть лучшим воспитательным средством для образования христианской души. Рассказы об его уроках дают основание думать, что он и в классе старался, как можно более живо объяснять богослужение, дабы потом дети не скучали в церкви. Отец Иоанн касается этого вопроса и в своем дневнике: «Не оттого ли холодность к …Богослужению происходит, – пишет он, – что одни не понимают его, а другие, хотя и учили науку о Богослужении, но ее преподавали им сухо, без примеров, одному рассудку, тогда как Богослужение, будучи высоким созерцанием ума, есть вместе, и по преимуществу, мир, сладость и блаженство для сердца?».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Это для отца Иоанна основа отношения к людям. Отсюда вывод: «Будь как можно (более) кроток, смирен, прост в обращении со всеми, считая себя, нелицемерно, ниже всех по душевному состоянию… От гордости происходит напыщенность, холодное без всякой искренности обращение с теми, которые ниже нас, от которых мы не надеемся получить себе пользу». И тогда, «когда тебя злословят, и ты… болезнуешь сердцем, то это значит, что у тебя есть гордость, ее-то и надобно…выгонять из сердца бесчестием внешним. Итак, не раздражайся…и не питай ненависти к… злословящим, а полюби их как твоих врачей… и помолись о них Богу» и, наконец, «сохрани… миролюбивое расположение к брату даже тогда, когда он… лишает тебя последнего достояния. Тут-то и покажи, что ты любишь в ближнем образ Божий больше всего земного и тленного… а как многие… раздражаются… когда их лишают не последнего рубля, а только некоторой небольшой части из их далеко не последнего имущества!». 3 Если отец Иоанн призывает, таким образом, терпеть обиды и прощать их и порицает всякую раздражительность и несдержанность, то злорадство уже прямо возмущает его. Вот одно из его слов об этом: «Ох! Как мне противно это дьявольское злорадство о грехе ближнего… за один грех чернят всю его жизнь… Забыли… что любовь вся покрывает (ср.: 1Кор. 13:4, 7 )». Злорадство тем более невыносимо, что оно противоречит верховному основному пожеланию любви – видеть всех спасенными, преображенными, приобщенными к истинной Божественной жизни: «Христианин должен искренне желать себе и другим, чтобы имя Божие прославлялось непрестанно в нем и в друге, – пишет отец Иоанн, – желать, чтобы все были храмом Божиим нерукотворным». 4 Но мало одного воздержания от зла. Надо стараться действительно снискать, приобрести внутренний мир. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Умирись с собою, и вокруг тебя умирятся тысячи», а отец Иоанн к этому как бы добавляет: Без мира и согласия с другими нельзя иметь мира и согласия в самом себе», и еще: «Умиротворяя себя, мы должны быть миротворцами и относительно ближнего».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо " Христос умер за грехи наши " (1 Кор. 15, 3). " Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира " (1 Ин. 2,2). Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров - хлеба и вина, - Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии. Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва - святое Причастие. Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу. " Я вас избрал и поставил вас, - говорит Спаситель Своим Апостолам, - чтобы... чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам " (Ин. 15, 16). Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего... " совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков " (1 Тим. 2,1). Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним " (Иак. 5, 14). Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела. - Я не умею молиться, - смиренно отвечал отец Иоанн. - Помолитесь, - продолжала просить женщина. - Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне. Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала: - Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит. Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1366...

Некто В. И. Попов , рассказывая о путешествии своем в 1890 году с отцом Иоанном от Архангельска до Москвы, передает, что на одной из станций, когда лошади были уже запряжены, вдруг двое дюжих мужичков ввели под руки одну женщину. «Она была согнута почти дугой и дико поводила белками глаз. Страшное мрачное состояние было написано на ее лице. Лишь только ее подвели к отцу Иоанну, она в буквальном смысле слова начала лаять по–собачьи. Отец Иоанн положил левую руку на ее голову, а правою начал осенять крестным знамением и читать молитву: «Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его» 91 . Однако вопль-лай усиливался. Мы стояли – ни живы, ни мертвы. Лицо батюшки было грозно-вдохновенно и выражало в то же время непреклонную силу воли. Капли пота обильно покрывали его чело. Чувствовалось, что шла напряженнейшая, хотя и невидимая борьба. Но вопль стал стихать. Больная глубоко вздохнула. Вдруг она сразу выпрямилась, лицо ее мгновенно просветлело, и она с радостным плачем бросилась к ногам целителя, крестясь и благодаря Господа. Эта женщина, как говорят, болела в течение семи лет». Автор вышеприведенного рассказа спросил позже отца Иоанна: «Почему же влияние бесов так сильно сказывается преимущественно в среде простого народа?» «Это – по попущению Божию, – ответил он, – и имеет свое значение для испытания веры и благочестия нашего народа; дьявол ведь особенно зол по отношению к религиозным людям; для образованных же, которые весьма часто и не признают воздействия темной, бесовской силы, подобное воздействие, так сказать, ни к чему, бесполезно, ибо они (то есть неверующие) и так уже в ее руках». 3 Случаи исцеления слепых отличаются от многих других тем, что отец Иоанн исцелял их большею частью при помощи святой воды. Так, архиепископ Серафим (Богучарский) рассказывал, со слов крестьян Ивановых, как один из ослепших родственников по указанию отца Иоанна был приведен на станцию Голут во время остановки там его поезда. Отец Иоанн повелел больному снять повязку с глаз, отслужил водосвятный молебен и потом, обмакнув полотенце в святую воду, промыл глаза слепому, сделав это трижды. Слепой вдруг закричал: «Вижу, вижу!», – бросился в ноги отцу Иоанну и стал целовать их. То же делали и другие обезумевшие от радости члены семьи. Пришлось оттащить их при помощи жандармов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Отец Иоанн – наш, настоящий православный русский пастырь, настоящий православный русский «батюшка»: именно отсюда – его величие и слава, и этим-то он особенно близок и дорог нам, православным русским людям, не отрекшимся от великих духовных сокровищ нашей Св. Православной Веры и от славного прошлого нашей Родины – Святой Руси! Потому-то так особенно светло и радостно для нас, как вторая Пасха, предстоящее великое торжество его церковного прославления! Святый праведный отец наш Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, как отныне мы будем именовать его в церковном богослужении, – яркое свидетельство того, что  жива и действенна,  исповедуемая нами св. Православная Вера, которую так любил наш великий праведник, со умилением неоднократно восклицавший:  «О, чудное, животворное, божественное православие! Я вижу светлый образ твой!»... Русский «до мозга костей», если можно так выразиться, святый праведный отец наш Иоанн, вместе с тем, в самом себе являет нам всю ни с чем более несравнимую возвышенную красоту, величие и славу той Святой Руси, отпрыском которой он был, и указывает нам единственно-правильные пути к ее возрождению. Если мы признаём святость о. Иоанна, в которой невозможно сомневаться, ибо она засвидетельствована бесчисленными чудесами, да и вся необыкновенная жизнь его чудесна, если мы по-настоящему, нелицемерно чтим его, то мы должны с глубочайшим вниманием и благоговением относиться к его словам, к его учению. Вот что говорил о. Иоанн о сравнительном достоинстве Православия и инославия – слова как бы прямо обращенные к современным русским «экуменистам», готовым так легко продать свою веру, променять ее на современные модные фальшивые ценности сомнительных «объединительных» религиозных течений: «Ни одно исповедание христианской веры, кроме православнаго, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов... потому что другия исповедания неправославныя «содержат истину в неправде» ( Рим. 1, 18 ),  примешали ложь и суемудрие к истине и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, коими обладает Православная Церковь »   («Мысли о Церкви» стр. 13–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

4 Этот мотив, что все доброе и все злое в частной и общественной жизни отражается на истории народов, понемногу все сильнее звучит в проповедях отца Иоанна. В то же время этот мотив постоянно связывается у него с пророческими по духу обличениями и с предчувствиями грядущих бед: «Если не будем вооружаться против живущих в нас страстей, то общее беззаконие вызовет праведный гнев Божий, и Бог повелит грозному мечу Своему посекать нас… повелит действовать смертоносным орудиям брани: из тысячи жерл полетит смерть на людей. Пусть же знают все царства и народы, все цари и подданные, что нет на земле ни одного непоколебимого царства, не было и не будет. Коль скоро одолели людей безверие и безнравственность, тогда неизбежно падают царства и народы». Если в этом последнем отрывке отец Иоанн только предвидит возможность бедствий как следствие грехов, то вот слова, где он уже предчувствует их: «Долго ли существовать ему, этому миру грешному, этой земле – жилищу греха, обагренной кровью неповинных и невинных жертв, этому скопищу всяких мерзостей? Не наступает ли уже время всемирного огненного очищения? Да, оно, конечно, уже близко. Если апостолы… говорили о близости его, то мы тем более решительно можем говорить о близости кончины века». 5 Такое духовное понимание истории позволяло отцу Иоанну становиться выше многих политических страстей и быть очень трезвым даже тогда, когда страсти, волновавшие русское общество, были возвышенного характера. Так, во время войны с турками за освобождение славян он предостерегает с церковного амвона как против завоевательных стремлений, так и против славянского шовинизма, направленного на другие племена. Он не одобряет агрессивных военных союзов и утверждает, что «миролюбивая Россия никогда не устраивала таких воинственных народных соединений. Мы хотим только упрочить между собою мир, единодушие, свойственное братьям, – сделать более общими интересы просвещения, наук и искусств…мы должны желать осуществления пламенного желания нашего Божественного Спасителя, чтобы племена и народы составили единое словесное стадо, единую истинную Церковь Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

В 1903 году трудами Кронштадтского пастыря был устроен Вауловский Успенский скит в Борисоглебском уезде Ярославской губернии, где отец Иоанн часто бывал. Сам Батюшка любил называть себя «Божией милостью строитель Иоанновского монастыря». Эту поистине свою обитель праведник выбрал местом своего упокоения, на что получил разрешение митрополита Антония и Государя Николая II. Постепенно состояние здоровья отца Иоанна все ухудшалось, и 20 декабря 1908 года великий праведник и молитвенник отошел ко Господу. 22 декабря при многочисленном стечении народа тело почившего было перевезено из г. Кронштадта в Санкт-Петербург и погребено в храме-усыпальнице, устроенном усердием Анны Яковлевны Лежоевой в подвальном этаже здания монастыря. С первого же дня после погребения Батюшки к его гробнице началось массовое паломничество. Православные люди стремились сюда со всех концов России. Обитель быстро росла, и ко времени революции число насельниц вместе с Вауловским скитом составляло 350 человек. Всем обширным монастырским хозяйством и жизнью обители руководила игуменья Ангелина. За свои труды матушка была дважды удостоена золотых наперсных крестов из кабинета Его Императорского Величества. Впоследствии Патриарх Тихон наградил игуменью Ангелину почетной грамотой в связи с 15-летием ее игуменства. После октябрьского переворота в 1919 году монастырь реорганизовали в трудовую артель, а в 1923 – закрыли. В здании монастыря располагалось рабочее общежитие, а позднее – институт. В это нелегкое время духовное руководство сестрами, расселившимися небольшими общинками по разным адресам, старалась осуществлять до своей кончины (8 февраля 1927 года) игуменья Ангелина. В начале 1930-х годов, когда начались массовые репрессии против духовенства и монашествующих, многие сестры и священнослужители монастыря были арестованы и осуждены на ссылку в лагеря на Север и в Среднюю Азию. В 1931 году расстрелян духовник отца Иоанна Кронштадтского архимандрит Иаков (Аржановский), до своего ареста окормлявший часть сестер Иоанновского монастыря. Протоиерей Иоанн Орнатский был арестован в 1936 году и приговорен к 5 годам лагерей, а ранее был расстрелян вместе со своими двумя сыновьями большой почитатель отца Иоанна Кронштадтского , близкий к Иоанновскому монастырю настоятель Казанского собора, новомученик, протоиерей философ Орнатский .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сохранились свидетельства о том, что уже в преклонном возрасте Святой Павел Таганрогский носил кирпичи, помогая пристраивать приделы к собору. Постепенно вокруг старца начала складываться община. Некоторые члены общины жили в келье со старцем. Людей семейных Павел Таганрогский благословлял жить в семьях. Члены общины жили по строгому монастырскому уставу. Многие люди приходили к старцу за наставлением и утешением и всегда получали помощь. Обладая даром прозорливости, Святой Павел Таганрогский знал, кого надо принять ласково, а кого строго смирить. Святой проявлял особую заботу о заключённых таганрогской тюрьмы: молился за них, присылал продукты, помогал больным, умершим покупал гроб, одежду, готовил их к христианскому погребению. Чудеса Святого Павла Таганрогского С ранних лет полюбив паломничество, Павел Таганрогский и в преклонном возрасте много путешествовал по святым местам. Святой прославился чудесами. Так, например, иеромонаху Дамиану (Касатосу) он предсказал большое будущее. Спустя годы иеромонах стал Иерусалимским Патриархом. Многие больные исцелились после посещения старца. Часто это происходило, когда старец ударял человека палкой по больному месту. Незадолго до кончины Павла Таганрогского посетил праведный Иоанн Кронштадтский, который приветствовал Святого словами: «Здравствуй столпе от земли до неба». На что тот отвечал: «здравствуй и ты, солнце от запада на восток». Преставился Святой Павел Таганрогский 10 марта (23 марта) 1879 года. В момент кончины произошло чудо: по телу старца прошла жёлтая тень, а затем его кожа стала белоснежной. На похороны старца пришло огромное количество людей. Канонизация 20 июня 1999 года Русская Православная Церковь причислила Праведного Павла к лику местночтимых святых. Во время Литургии вокруг солнца над Никольским храмом на фоне ясного неба появился большой радужный круг. Множество людей стали свидетелями этого чудесного явления. 2-3 февраля 2016 года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял определение о всецерковном почитании Святого.

http://pravmir.ru/pavel-taganrogskij/

3 Замечательно, что в этих его проповедях нигде нет нередких в ту пору казенных комплементарных фраз и что здесь главною целью его слов остается забота о духовной жизни его слушателей. Вот два характерных отрывка из слова, сказанного по случаю именин императора Александра Освободителя: «Святой князь Александр Невский, ублажаемый ныне Церковью, всем проповедует историей жизни своей о необходимости жертвовать своими выгодами и спокойствием, даже жизнью, благу общества… Даруй, Господь, и нам такое любящее сердце, чтобы не усомнились, не убоялись, где нужно, положить за других жизнь свою. Сохрани, благочестивейшего Государя нашего, императора Александра Николаевича, коего жизнь исполнена великих тяжких трудов для нашего блага». А вот другой отрывок: «Святой Александр Невский… имел это блаженство нищих духом (ср.: Мф. 5:3 ). Не погрешим против истины, если скажем, что и соименный ему, ныне царствующий Государь управляет своим народом в духе святого Александра Невского, в духе кротости, смирения, блага, в духе мудрости и мудрой терпимости. И мы должны считать себя орудием Божьего Промысла. Общее благо ставить выше своего собственного… считать себя слугами общественного дела». Приведенные слова, являющиеся только краткой заключительной частью произнесенных в Царские дни проповедей, большая часть которых посвящена всецело чисто нравственным и религиозным вопросам, показывают, в какой мере они были в центре его внимания и как все остальное имело служебное отношение к религии. Когда произошло зверское убийство Царя-Освободителя и стало очевидным, что и сам убиенный император, подобно святому Александру Невскому, имя которого он носил, согласно вышеприведенным словам, «проповедует историей жизни своей о необходимости жертвовать… даже жизнью – благу общества», отец Иоанн утешал свою паству тем, что «Государь в смерти своей сделался подражателем Самого Господа». В то же время он, несмотря на ужас, всеми переживаемый, не забывал делать нравственные выводы. «Не забудем, что кончина его для нас всех, – говорил он, – есть громовой обличительный голос Отца Небесного. По нашим нравам мы стали недостойны такого Государя. Мы должны исправиться. О, много, много в нас недоброго, неугодного для Бога. Нужно нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010