Священник – ангел, не человек». Есть у него еще более дерзновенное слово о священнике. «Он, − по словам отца Иоанна,− посредник между Богом и людьми, близкий друг Его. Это как бы БОГ для людей, со властью вязать и решить грехи человеков, священнодействовать для них Животворящие и Страшные Тайны, обожаться и других обожать через них». 4 Если священника, имеющего такое высочайшее полномочие от Бога, отец Иоанн Кронштадтский почитает «всесильным» и скорее ангелом, чем человеком, и даже богом для людей, то он не забывает, что первое полномочие от Бога в деле освящения имеет, конечно, епископ: «Епископ в своей епархии, – пишет он, – есть после Бога и Богородицы источник освящения для всех христиан его паствы, и поэтому его должно всем иметь в великой любви и уважать, как высшего совершителя Святых Таин». Кроме того, он всегда помнит, что «великие полномочия», данные священнику, возлагают на него и великую ответственность. О ней-то он, говоря о священстве, и пишет более всего. Ответственность священника отец Иоанн связывает в особенности с бесконечной святостью и совершенством Литургии и Таинства Евхаристии. Он никогда не забывает, что Бескровная Жертва есть таинственное повторение Жертвенного Заклания Господа и высшее выражение любви Бога к людям. Поэтому-то совершающий ее по Божественному полномочию священник должен и сам стяжать в себе Божественную любовь. «Священнику прежде всего и более всего, – пишет отец Иоанн, – нужно стяжать благодатью Божьей… любовь евангельскую: она нужна ему каждую минуту, каждое мгновенье… Но особенно нужна ему любовь при совершении Божественной литургии, которая вся есть таинство бесконечной Божественной любви к роду человеческому. В этом Таинстве, Таинстве Евхаристии или Причащения Тела и Крови Христовых, Божественная любовь явилась во всей своей безмерности: ибо Господь Иисус Христос всего Себя истощил для нашего спасения, Сам Себя дав в пищу и питие… Во время Литургии священник весь должен быть объят любовью к Богу и ближним, искупленным и со искупленным Кровью Христовою».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Дронов М. , протоиерей. Православная аскетика и психоанализ//Альфа и Омега. М., 1998. 2 (16). С. 265. Дурылин С. Н. Маросейский батюшка//Пастырь добрый: Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечёва . М., 1997. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: в 2 т. Оптина Пустынь, 2003. Евагрий Понтийский , авва. Творения. Аскетические и богословские трактаты/пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова . М., 1994. Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина Пустынь, 1994. (Репр. воспроизведение с изд. 1917 г.). Житие преподобного Серафима Саровского . Киев, 2005. Житие преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Киев, 2005. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского и всея России чудотворца. М., 2005. Жития преподобных старцев Оптиной пустыни. Минск, 2004. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению: в 2 т. Том первый: основоположительный. Книга первая: критический обзор важнейшей литературы вопроса. СПб., 1907. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Киев, 2006. Зеньковский В. В. Идея православной культуры//Православие и культура: сборник религиозно-философских статей. Берлин, 1923. Игнатий Брянчанинов , епископ. Аскетические опыты: в 2 т. Минск, 2001. Иларион (Алфеев) , архиепископ. Православие. М., 2009. Т. 1. Ильин В. Н. Преподобный Серафим Саровский . 3-е изд. Нью-Йорк, 1971. Иоанн (Снычёв), митрополит. Посох духовный. СПб., 2000. Иоанн (Снычёв), митрополит. Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб., 2007. Иоанн Кронштадтский , святой. Моя жизнь во Христе: в 2 т. Б. м., 1991. (Репр. воспроизведение с изд.: СПб., 1893) Иоанн Кронштадтский , святой. Христианская философия. М., 1992. (Репр. воспроизведение с изд.: СПб., 1902) Иосиф Волоцкий , преподобный. Послание иконописцу и три «слова» о почитании святых икон//Философия русского религиозного искусства XVI- вв. Антология/сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М., 1993. (Сокровищница русской религиозно-философской мысли ; Вып. I)

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

14 января. Обрезание Господне. [По установленному Богом закону каждый еврейский мальчик должен был быть обрезан на восьмой день после своего рождения в знак завета Бога с праведным Авраамом и его потомками. Этот обряд включал человека в народ Израиля. Потому пройти его должен был и Спаситель, ведь по плоти Он происходил из рода царя Давида. При обрезании, как было заведено в то время, Ему было дано имя — Иисус. Праздник Обрезания сыграл важную историческую роль в конце I beka, когда среди христиан возникла одна из первых ересей — докетизм. Ее название происходит от греческого «докео», что означает «казаться»: последователи докетизма считали Христа не реальным человеком, а призраком или духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство о том, что Он прошел обрезание, в спорах того времени стало важным свидетельством того, что плоть Христа была осязаемой, а значит, и Сам Он был истинно воплощенным.]. Ил.: Обрезание Господне. Фрагмент иконы. Преображенский монастырь, Болгария. — С.5. 2  января . День памяти святого Иоанна Кронштадтского . [«Любить ближнего, как себя, значит уважать его, как себя, если он, впрочем, того достоин; не думать о нем недостойно, низко, без причины к тому с его стороны, не иметь на него никакого зла; не завидовать ему, а всегда доброжелательствовать, снисходить к его недостаткам, слабостям, покрывать его грехи любовью, как желаем, чтобы снисходили к нашим недостаткам». Святой праведный Иоанн Кронштадтский ]. Ил.: Святой праведный Иоанн Кронштадтский . Фото Фредерика Хэмема, 1912. — С.5; 7 января. Рождество Христово. Патриарх Кирилл:[ " ...Добро является наивысшей ценностью в нашей жизни. Очень важно, чтобы с самого детства каждый понимал, что добро — это самое главное, что нужно совершать в жизни. Почему Спасителю первыми поклонились вифлеемские пастухи? Они были очень простыми людьми, они были в самом низу общественной лестницы, но этих пастухов Господь призвал к тому, чтобы они совершили первое поклонение новорожденному Младенцу. Наверное, потому, что это были простые добрые люди, они оказались на вершине лестницы. Никто не помнит не о вождях, ни о местных правителях, но все знают об этих добрых пастухах. Этот пример должен помочь всем нам понять, как велика сила добра. На добро откликаются не только не только человеческие сердца — Сам Бог откликается на добро. Добро — это язык, на котором нужно разговаривать с Богом. Тогда, отвечая на добро, которое мы делаем, Он посылает нам Свою милость«. Из слова на Патриаршей Рождественской елке в Храме Христа Спасителя, 7 января 2017 года ]. Фото Олега Варова /пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. — С.6-7.

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-237-...

14 июня. День памяти святого Иоанна Кронтадтского . [«Уважай себя как образ Божий; помни, что этот образ — духовный, и ревнуй об исполнении заповедей Божиих, восстановляющих в тебе подобие Божие. Крайне остерегайся нарушать малейшую заповедь Божию, это нарушение разрушает в нас подобие Божие и приближает нас к подобию диавола. Чем больше будешь нарушать заповеди Божии, тем больше будешь уподобляться диаволу». Святой праведный Иоанн Кронштадтский ]. Фото: Святой праведный Иоанн Кронштадтский с внучатым племянником Игорем Шемякиным. 1900-1901. - С.4-5; 1 июня. Отдание праздника Пасхи. [У главных церковных праздников (Пасха и двунадесятые праздники, кроме Входа Господня в Иерусалим), помимо самого дня праздника, есть время подготовки к нему — предпразднство и время празднования после того, как он уже состоялся, - попразднство. Отдание Пасхи - это последний день попразднства. В отдание праздника совершается торжественное богослужение с молитвами и песнопениями, которые пелись в сам день праздника. Так, богослужение отдания Пасхи практически полностью совпадает с богослужениями Светлой недели]. Фото храма Спаса Нерукотворного Образа г. Всеволожска Выборгской епархии. - С.5; 20 июня. Начало Петрова поста. [Петров пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Но дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому и начало Петрова поста каждый год приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней. А вот заканчивается Петров пост всегда 12 июля (11 июля — последний день поста). Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским]. Фото. - С.5. К олонка главного редактора: Владимир Легойда. Чему тут радоваться ? [«Апостол Павел говорит христианам: Всегда радуйтесь! (1 Фес 5:16). Думается, что и две тысячи лет назад были, и сегодня легко найдутся люди, которые поспешили бы противопоставить словам апостола свою “трезвую аналитику” и со ссылкой на “информированные источники” порекомендовали бы не испытывать особого оптимизма». Размышляя на эту тему, автор колонки напоминает читателю, что речь идет не об обычной радости, а о том, что мы называем радостью о Боге. «В ситуации, в которой сейчас находится весь мир, - пишет он, - очень легко ощутить потерянность. Радость о Боге — в благодарности. В ощущении своей непотерянности для Него. В надежде, которая, по словам того же апостола Павла, не постыжает (Рим 5:5). А что значит «не постыжает»? Это значит, что она нас не обманет, потому что Господь нас никогда не подведет...»]. Фото диакона Дмитрия Аликина/tatmitropolia.ru///Фома. - – июнь 2022. – С.6-7 . – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-230-...

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Методический материал Этот воскресный день, посвящаемый Церковью приготовлению к Великому посту, именуется Неделей о блудном сыне. В евангельской притче, читаемой за Божественной литургией, повествуется о сыне, получившем от отца причитающуюся ему часть наследства и расточившем ее в увеселениях. Когда же блудный сын обнищал и осознал свою греховность, то вернулся к отцу и смиренно признал свое недостоинство именоваться его сыном; но радостный отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием. Эта притча являет всем нам образ покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему. Вопросы на понимание текста Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Вопросы для индивидуального размышления Запишите свои ответы в блокнот. Если хотите, поделитесь своими мыслями в комментариях . Прочтите толкования   Святой праведный Иоанн Кронштадтский Митрополит Антоний Сурожский Святитель Николай Сербский Митрополит Антоний (Храповицкий) Святой праведный Иоанн Кронштадтский Востав иду ко отцу моему (Лк 15:18). (Слова блудного сына из читанной ныне евангельской притчи) Братие! притча о блудном сыне должна занять все внимание наше. В ней, как в зеркале, видны все мы. Сердцеведец Господь в немногих словах и в лице одного человека представил, как обманчивая сладость греха удаляет нас от истинно-сладостной жизни по Богу, и как испытанная нами тяжесть греха для души и тела, побуждает нас, по действию благодати Божией, обратиться и многих действительно обращает опять к Богу, к жизни добродетельной. Повторим ее и побеседуем о том, как необходимо и как удобно грешнику обращаться к Богу. У одного человека было два сына. Когда они пришли в возраст, младший сказал отцу: дай мне следующую часть имения. И отец разделил имение. Старший сын не взял своей доли и остался с отцом: знак, что он любил отца чистым сердцем, находил удовольствие в исполнении его воли (николиже заповеди твоя преступих) и удаляться от него почитал безумием.

http://bible.predanie.ru/vtoraya-podgoto...

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, который служил литургию каждый день говорил, что когда он совершает литургию -- он умирает, и обличал своих современников в том, что они маложизненно участвуют в литургии. Боюсь, что это обличение относится и к нам с вами, дорогие братья и сестры. Я не говорю здесь о том, что мы редко причащаемся или что в наших приходах редко причащаются прихожане. Дело не в том, как часто причащается человек, а дело в том, насколько он благоговейно относится к причастию, дело в том, насколько глубоко переживает он причащение, дело в том, насколько есть в нем страх Божий, насколько он серьезно готовится к причастию и насколько он хранит тот Дар, который получил. От этого зависит отношение к литургии. Конечно, литургию нужно изучать всю жизнь. Конечно, нельзя проникнуть во все тайны литургии, поскольку литургия есть не просто некое чинопоследование, составленное людьми, литургия есть исполнение той заповеди, которую дал нам Господь. Он велел нам совершать литургию и вспоминать о его смерти и возвещать его Воскресение. Литургия есть явление здесь, на земле, Царства Небесного. Литургия есть самая главная радость нашей жизни. Литургия -- это то, с чего начинается каждое наше дело. Литургия -- это то, чем, наверное, мы с вами хотели бы закончить нашу жизнь. Так что в нашей передаче нам с вами нужно обязательно беседовать о литургии. Нужно изучать ее. Нужно вспоминать о том, что говорили о литургии святые отцы, как писал о литургии святой и праведный Иоанн Кронштадтский в своих дневниках «Моя жизнь во Христе». Это очень актуально и очень важно для нас с вами. Потому что даже по своим прихожанам я вижу, как часто люди ведут себя на литургии неблагоговейно. Приходят на службу позже, чем нужно, не знают, что делать с детьми во время литургии. Очень часто сразу после причастия прихожан смущают разные страсти, и люди начинают грешить. Об этом мы будем говорить в первой части наших передач… Вопрос радиослушительницы: -- Здравствуйте, батюшка! Раба Божья Валентина. Благословите! Я хотела бы выразить свое отношение к образованию приходов. Это прекрасно, это необходимо -- особенно в наше время, когда народ разобщен. Но все это зависит от настоятеля храма. Я приведу пример. Храм Николы на Берсеневке. Там отец Кирилл Сахаров. Там приход, в котором все друг другу братья и сестры. Сейчас я далеко от этого храма живу, хожу в другой храм. Здесь ничего нет -- никому мы не нужны, постояли, помолились и уходим. Сколько лет я здесь живу, никого не знаю, меня никто не знает. Конечно, это плохо.

http://radonezh.ru/analytics/prikhod-eto...

В 1851 году Иоанн Сергиев был направлен в Петербургскую Духовную Академию. Иоанн мечтал принять монашество и отправиться миссионером в Китай или Америку. Он молился, чтобы Господь разрешил его сомнения, и однажды увидел себя во сне священником, служившим в каком-то неизвестном соборе. Иоанн принял этот сон за указание Божие пути. Незадолго до окончания Академии Иоанн знакомится с дочерью протоирея К.П. Нессвицкого из Кронштадта, Елизаветой Константиновной. В 1854 году молодые обвенчались (по обоюдному согласию супруги жили как брат и сестра). В 1855 году Иоанн закончил Академию. 10 декабря в соборе Петра и Павла в Санкт-Петербурге епископ Ревельский Христофор, рукоположил Иоанна во диакона, а 12 декабря состоялось рукоположение во священники. Молодого священника направили в Андреевский собор города Кронштадта. Отец Иоанн с детских лет познавший нужду, положил в основу своего служения Господу любовь и милосердие к обездоленным. Однажды отец Иоанн, заметив в храме изнурённого старика, подозвал его после богослужения к себе и выразил желание проводить его. По дороге несчастный старик рассказал о своём бедственном положении: “Его тунеядец сын пропивает последние гроши”, в то время как больной отец голодает. На прощание отец Иоанн протянул старику деньги и сказал: “Вот тебе, старик, мелочь. Но ты молись и благодари Господа. Я тебя богачом сделаю”. Разыскав его сына, отец Иоанн в течение целого месяца ежедневно посвящал ему несколько часов: вел душеспасительные беседы, учил молиться. Со временем его ученик стал честным трудолюбивым мастером, купил дом, обзавёлся семьёй. Старик перебрался жить к своему сыну, любуясь крошками- внуками не раз говорил: “Так вот богатство, обещанное мне батюшкой”. Если первые годы добрый пастырь раздавал бедным все свои средства, обрекая на нищенство свою семью, то уже 1872 году, убедившись, что такая благотворительность недостаточна, он обращается в “Кронштадтском вестнике” с воззваниями к жителям Кронштадта, просит помочь бесприютным беднякам. Благодаря старанию отца Иоанна в1882 году был построен Дом Трудолюбия, он состоял из нескольких благотворительных учреждений. Здесь были устроены рабочие мастерские, женские мастерские, вечерние курсы ручного труда, школа, детский сад, сиротский приют, народная столовая с небольшой платой, библиотека, бесплатная лечебница, воскресная школа... В 1888 году был построен ночлежный дом, в 1891 году странноприимный дом. Здесь кронштадтские нищие находили приют, больные и престарелые уход, а трудоспособные – работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Именно в эти годы у юноши созрело желание иноческих подвигов. Все свое свободное время Иоанн проводил в библиотеке. Товарищи уважали его за блестящие способности, за постоянную готовность помочь, за его богатырскую силу. Когда приходила очередь Иоанна читать за богослужением, он делал это проникновенно и молитвенно. В июне 1897 года Иоанн Поммер окончил полный курс Рижской Духовной семинарии с дипломом первой степени и в том же году был назначен народным учителем в Ляудонскую приходскую школу, а в 1900 году поступил в Киевскую Духовную академию. Уже в юные годы Иоанн отличался твердостью в вере. В годы обучения в академии в нем окрепла решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой. На стезю иноческой жизни будущего подвижника благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский . В 1903 году, в двадцать семь лет, Иоанн Поммер принял монашеский постриг. 23 сентября того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 13 июля 1904 года – во иеромонаха. В 1904 году иеромонах Иоанн окончил Киевскую Духовную академию с отличием и степенью кандидата богословия. Затем он был направлен в Черниговскую Духовную семинарию преподавателем Священного Писания . Начальство дало высокую оценку его трудам, и уже в 1906 году иеромонах Иоанн был назначен инспектором Вологодской Духовной семинарии. Помимо преподавательской работы иеромонах Иоанн выполнял самые разнообразные послушания. 26 сентября 1907 года отец Иоанн был возведен в сан архимандрита, а в следующем году назначен ректором Литовской Духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Благодаря неустанным заботам и самоотверженному труду архимандрита Иоанна Виленская Духовная семинария неузнаваемо изменилась. Пение семинарского хора достигло очень высокого уровня. Большое внимание ректор уделял чтению во время богослужения, приучая воспитанников совершать его благоговейно, с сознанием большой ответственности. Будучи прекрасным проповедником, архимандрит Иоанн прилагал много сил, чтобы поставить искусство проповеди на самый высокий уровень, лично прослушивал проповеди воспитанников, давал указания и пояснения. Большое внимание он уделял благолепию храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/d...

Отцу архимандриту, который, по словам профессора Дмитриевского, расчесывал волосы как еврейские пейсы и потому оказался узнаваем в образе Пейс-паши, были приписаны столь гнусные и низкие поступки, что это соответствующим образом характеризовало и само произведение, обозначая его бульварный уровень. Но, к сожалению, и у такой «литературы» нашлись свои читатели. Роман-памфлет успешно распространялся на Святой Земле и в России. И хотя цензура все-таки изъяла книгу из продажи, грязная цель клеветы была достигнута – поползли слухи. Клевета не повлияла на отношение к отцу Антонину синодального начальства. Хотя архимандрит Антонин внешне и относился к такого рода творчеству презрительно, оно не могло не задевать его. «Книга глубоко возмутила то тихое и светлое течение моей жизни, которому многократно удивлялись имевшие со мной дело люди, – писал он В.Н. Хитрово 24 марта 1881 года. – Бесстыдные нападки на меня этого человека-диавола не дают мне совершенно успокоиться. Мне до смерти хочется ответить безумному по безумию его…» . Как пишет современный исследователь О.Л. Церпицкая, отец Антонин перестал выходить из миссии без особой официальной необходимости. Но народ за советом и утешением стал приходить к нему . В России же интерес к Святой Земле все более и более возрастал – это утешало начальника миссии. Ко второй половине XIX века усилия миссионеров стали направляться не столько к духовному просвещению среди нехристианских народов, сколько к просвещению исконно православного населения Российской империи, что позднее получило название «внутренняя миссия». Одним из наиболее ярких деятелей внутренней миссии этого времени является святой праведный Иоанн Кронштадтский . Большинство биографов упоминают о том, что во время обучения в духовной школе он хотел стать миссионером на Аляске, в Африке или Китае ., но, познакомившись с разгульной столичной жизнью, пришел к выводу, что в России «достаточно своих язычников» Немало великих подвижников знала Россия в то время, но мало кто был столь всенародно известен, как святой праведный Иоанн Кронштадтский. Именно это и приводило, по мысли известного русского писателя Бориса Шергина, к ожесточенной клевете на праведника. В своем дневнике он писал: «Знали отца Иоанна Кронштадтского, но если “тот б е рег” (либеральной интеллигенции. – о. А.Я.) Амвросия Оптинского не желал замечать, то Иоанна Кронштадтского “те” поносили и забрасывали грязью. Вот тут-то аксиома “мир во зле лежит” (1 Ин. 5: 19) и подтверждается. Узнав о святом, если святого поставят на свещницу, наш век не только не умилится, не только не почтит святого, а будет тщиться в грязь имя святое втоптать» .

http://pravoslavie.ru/54834.html

Разве не является чудом, совершающимся «по расписанию», преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя в Таинстве Евхаристии за Божественной литургией? Ведь если Литургия назначена на 7 часов утра, значит, это чудо произойдет около восьми. Если Литургия назначена на 10, значит, в зависимости от скорости пения хора, это чудо произойдет в 11, в половине 12-го или, в самом крайнем случае, в 12 часов, но не позже. О чем всё это говорит? О том, что Господь Свою благодатную силу вверяет в руки человеческие и готов совершать чудеса в соответствии с нашим человеческим расписанием, чтобы чудеса совершались Им через наши человеческие руки тогда, когда нам это необходимо. Вот почему, когда это было необходимо для Церкви, совершались такие чудеса, о которых мы читаем в Деяниях апостольских, когда люди исцелялись от рук апостолов, когда воскресали мертвые. Такие чудеса совершались и в последующие времена, ибо никогда Церковь не оскудевала святыми, которые были способны силой Божией творить чудеса. Мы знаем, что не так давно, в прошлом веке, святой праведный Иоанн Кронштадтский, великий чудотворец земли Русской, совершал многие чудеса, которые были засвидетельствованы тысячами людей. И мы читаем о них не так, как читаем о древних чудесах в Деяниях апостольских, ибо понимаем, что святой Иоанн Кронштадтский жил в недавнюю эпоху. А сколько чудес совершили святые новомученики и исповедники Церкви Русской, которые кровь свою проливали за веру и за Церковь! Чудеса в Церкви совершались всегда, и будут они совершаться до скончания века. Главным чудом, совершаемым в Церкви ежедневно, «по расписанию», является чудо Святой Евхаристии, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Чудом является и то, что люди грешные, немощные, каждый со своими недостатками или пороками, подходя к Святой Чаше и причащаясь Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина, изменяются, «прелагаются» – становятся новыми людьми, получают духовную силу для дальнейшего несения своего жизненного подвига. Это чудо совершается над очень многими людьми во всех без исключения храмах, и то исцеление от духовных болезней и воскрешение от духовной смерти, которое мы, пастыри Церкви, наблюдаем во многих людях, происходит всегда и будет совершаться в Церкви до скончания века.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-chu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010