Святой праведный Иоанн Кронштадтский однажды тяжело заболел в Великий пост, и врачи советовали ему употреблять в пищу мясо. Однако праведник ответил, что сначала должен спросить благословения у своей матери. Он отправил ей телеграмму и получил такой ответ: «Лучше умри, но не нарушай устава Святой Церкви». Кто из нас имеет такую пламенную веру и упование на церковные установления, что рискнул бы дать такой совет своему чаду или самому им воспользоваться? Неудивительно, что Кронштадтский пастырь и пишет о посте следующее: «Говорят: не важное дело есть скоромное в пост, – не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но – из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочее? Возможно ли работать Богу и мамоне (Мф 6: 24), быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и велиару? Невозможно».      В чем же должна быть для нас суть поста, чтобы нам мыслить о нем, как мыслили святые, а не превращать его в фарс? Суть поста не в том, чтобы, стоя в магазине, выискивать яичный порошок или сухое молоко в батоне. Суть поста в покаянии . Когда мы садимся за ужин – вспомнить свои грехи и сказать в себе: «Вот, Господи, недостоин я по своим грехам ни самой жизни, ни даже этого малого утешения на трапезе, прости меня грешного». И от сокрушения о своих грехах съесть лишь малую толику предложенного, а перед сном помолиться со слезами и поклонами о своем окаянстве. И совершенно неважно, будет ли на таком ужине батон, в составе которого можно найти яичный порошок. Вот это пост, в котором телесное и духовное воздержание находятся в гармонии. Покаяние – нерв Православия. Его мы должны искать и в молитве, и в посте Покаяние – нерв Православия. Его мы должны искать и в молитве, и в посте.

http://pravoslavie.ru/75465.html

Но люди, боря в себе волчьи инстинкты, продолжали жить, продолжали любить своих детей и заботиться о больных родителях, продолжали работать, влюбляться, надеяться на милость Божию и верить, что Господь не оставит верных своих. Бегали по городу трамваи, гудели станки ремонтных мастерских, возвращались со смены чернокожие шахтёры, благовестили к вечерне злато и синекупольные храмы. Их звали Ольга, Виктор и Зинаида. Ольга - значит священная, Зинаида - божественная, а Виктор означает победу светлых, высших сил над бесовщиной и самим дьяволом. Снаряд, прилетевший с украинской стороны, пробил крышу храма и обрушил перекрытие на молившихся людей. Их звали Ольга, Виктор и Зинаида. Их души встречал и провожал в Царство Христово святой праведный старец Иоанн. Так и шли они к Славе Небесной. Три души: священная, божественная, победительная, в сопровождении святого батюшки Иоанна Кронштадтского чудотворца, омывавшего эти души своими горячими слезами. Так и шли они вчетвером туда, где в неизреченной радости Божественной Любви ждал их Сам Спаситель со Своей Пречистой Матерью. Августовский день клонился к закату, презрев гной и смрад информационных ран, наперекор стерильности политической изоляции, вопреки огненно-железной смерти, изрыгаемой из ненасытной пасти войны, день этот, обычный августовский день, не канул бесследно в череде дней близнецов, ушедших в историю тихо и неприметно. Этот израненный, истерзанный, искорёженный, но непобеждённый день подарил нам всем маленькое чудо. Чудо вечности и бессмертия, явив в сонме мучеников за Христа трёх новых святых. Так и будут они теперь вместе. До скончания веков. Ольга, Виктор, Зинаида, израненный август и праведный Иоанн Кронштадтский. Олег Селедцов Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/17/...

Тогда отец Иоанн велел открыть ему рот и трижды крестообразно дунул. Потом, размахнувшись, ударил по маленькому столику, на котором стояли разные полоскания и прижигания. Столик опрокинулся и склянки разбились. «Брось все это, – резко сказал отец Иоанн, – больше ничего не нужно. Приезжай ко мне в Кронштадт, и я тебя приобщу Святых Таин. Слышишь, я буду ждать…» Вечером приехал Симановский, а с ним доктор Окунев, тоже специалист по горловым болезням. Им сказали, что завтра повезут моего отца в Кронштадт. Симановский сказал, что он умрет дорогой. Но отец верил батюшке, который приехал на квартиру, где остановился, и приобщил его Святых Таин. Еще два дня прожил отец в Кронштадте. Когда он вернулся домой, Симановский был поражен: в горле все раны оказались затянуты, только голос был еще слаб. Симановский во всеуслышание заявил: «Это невиданно, это прямо чудо». Отец прожил после этого еще 25 лет». Это не единственный случай, когда отец Иоанн не только причащал болящих, но настаивал на их приезде в Кронштадт для причащения. Другой случай исцеления, а именно одной старушки, после причащения Святых Таин, приводится во многих старинных жизнеописаниях отца Иоанна: «Соединитесь с Господом, – говорил ей, убеждая ее причаститься, отец Иоанн, – и Господь восстановит вас». Больная же возражала, что где уж ей, такой старой, поправиться, на что отец Иоанн отвечал: «Не наше дело знать времена и сроки (ср.: Деян.1, 7 )… Не смотри на года». При этом он упрекнул родных болящей, зачем ее раньше не причащали, и на возражение, что она говела, сказал: «Первые христиане, приобщались Святых Таин каждый день, а вы и больную приобщить не хотите. Бежать Христа нехорошо». После причащения больная очень быстро поправилась 89 . В указанном источнике отмечается, что отец Иоанн часто советовал верующим больным прибегать также и к Таинству Елеосвящения (соборования). Сходен с вышеописанным и случай исцеления княгини З.Н. Юсуповой, рассказанный с ее слов священником Виктором Ильенко. «В 1884 году княгиня заболела заражением крови, вызванным преждевременными родами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Я помню отца Иоанна еще тридцать пять лет назад, до возникновения его шумной славы как чудотворца. Меня поразила прежде всего манера его службы, единственная, какую я слыхивал когда-нибудь. Все священники и дьяконы на ектениях возглашают нараспев, с установившеюся веками благолепной певучестью. Отец Иоанн возглашал просто, точно разговаривал с кем-то громко, то понижая, то повелительно возвышая голос в самых неожиданных местах. Вначале это мне казалось признаком эпилепсии. Потом я понял, что это от искренности, от самозабвения во время молитвы. Впоследствии я не раз встречался с отцом Иоанном. Вторая его памятная черта – светлый взгляд и всегда как бы освещенное изнутри лицо. Глаза его – светло-голубые – были женские по яркой нежности; голос был простой, как у северян, несколько резкий, без всякой елейности. На моих глазах отец Иоанн выступил как угодник Божий. Одно из чудес (если их можно назвать чудесами) я видел – как, подобно Христу, простым наложением рук отец Иоанн остановил нервный припадок. Я наблюдал общую исповедь батюшки, необыкновенно трогательную. Ее сто раз описывали. Видел, как, благословляя тысячи народа и давая целовать крест, отец Иоанн молился вполголоса в сдержанном, высоком пафосе. Слышал проповеди отца Иоанна, не производившие, впрочем, на меня впечатления. К несчастью, он когда-то окончил духовную академию, и она наложила, сколько могла, свое мертвящее влияние даже на этот огромный дух. Отец Иоанн проповедовал не столько словом, сколько “подвигом добрым”, примером жизни. Девизом его было: “Священницы Твоя облекутся правдой”. Я кое-что читал из ученых сочинений отца Иоанна, например, замечательное исследование о кресте, просматривал его знаменитый дневник “Моя жизнь во Христе” и находил там, как у Фомы Кемпийского, не только страстную, неугасимую веру в Бога, но иногда удивительную силу мысли, поэтическую, как в псалмах Давида. Живя в Кронштадте, я мог наблюдать отца Иоанна ближе, чем приезжие. Этот праведник был тем примечателен, что никак не слагался в театральный облик “святого”, не впадал ни в аскетизм, доходящий у нас (в лице юродивых) до цинизма, ни в святошество, ни в ханжество. Я знал, что отец Иоанн – подвижник, что он почти не спит и молится, встает рано – и у себя в садике при бедной квартире, гуляючи, все молится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

На протяжении пятилетнего существования журнал опубликовал множество мемуарных свидетельств. При отборе их для издания в настоящем сборнике мы стремились прежде всего опубликовать те мемуары, которые, по нашему мнению, наиболее полно представляют живой образ кронштадтского Пастыря, дают возможность увидеть его таким, каким он представлялся современникам – людям разных профессий и взглядов. Многочисленные свидетельства очевидцев чудесных исцелений по молитвам о. Иоанна, его пророческих предвидений и предсказаний в основном не вошли в состав сборника. Это объясняется прежде всего тем, что целью настоящей публикации является попытка дать представление о личности о. Иоанна, его характере, отношениях с людьми, его человеческом облике. Разумеется, отсутствие материалов о чудотворениях Пастыря во многом обедняет рассказ о нем. Но сейчас мы можем только отослать читателя к книгам, касающимся данного вопроса и вышедшим на Западе 5 . Издание же и переиздание всех свидетельств, видимо, дело будущего. Авторы публикуемых воспоминаний в большинстве своем не известны. Одни по каким-то причинам предпочитали не выступать под своими фамилиями, о других отсутствует какая-либо информация. Раскрыты имена всех преосвященных, Оставивших свои воспоминания о кронштадтском протоиерее или же упоминавшихся в воспоминаниях других авторов. Иногда журнал «Кронштадтский Пастырь» перепечатывал воспоминания из других периодических изданий того времени, часто с некоторыми сокращениями. Так, был сокращен конец воспоминаний сына М. Е. Салтыкова-Щедрина о встрече его отца с о. Иоанном. Ряд высказываний в мемуарах нам могут показаться некорректными в отношении кронштадтского праведника, но нельзя забывать, что в начале XX столетия он был для мемуаристов исключительно уважаемым и почитаемым современником, человеком их эпохи, их мыслей и чувств. Этого нельзя забывать, когда, например, читаешь записки А. Ф. Кони. Воспоминания последнего, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве С.-Петербурга (ф. 2219, оп. 1, д. 72), не известные широкому читателю, представляют несомненный интерес и дают возможность ознакомиться с впечатлениями знаменитого юриста от встреч с о. Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Отец Алексий очень горевал. Он закрывался у себя в комнате и изливал душу пред Господом. В это время в Москву приехал праведный Иоанн Кронштадтский. Его пригласила к себе домой очень близкая отцу Алексию купеческая семья, которую связывали с кронштадтским пастырем дела благотворительности. В этом доме и встретился с ним безутешный священник. На вопрос Алексия Мечёва: «Вы пришли разделить со мной мое горе?» – отец Иоанн ответил: «Не горе твое я пришел разделить, а радость: тебя посещает Господь». Впоследствии отец Алексий скажет о себе: «Господь посещает наше сердце скорбями, чтобы раскрыть нам сердца других людей». Святой Иоанн посоветовал ему: «Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя – и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». Благодать Божия, обильно почивающая на кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь отца Алексия. Призыв отца Иоанна он принял как возложенное на него послушание. К восприятию благодати старчества он был, несомненно, подготовлен многими годами поистине подвижнической жизни, когда всего себя отдавал молитве и служению людям. И теперь, по выражению одного из духовных чад, он «верным и несменяемым стражем стал у скорбного сердца человеческого». Всех приходящих в храм святителя Николая в Кленниках, искавших помощи, отец Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. В души их вселялись радость и мир Христов, появлялась надежда на милость Божию, на возможность обновления души. Проявляемая батюшкой любовь вызывала у каждого ощущение, что его полюбили, пожалели, утешили больше всех. Святой Алексий был преисполнен любви. Он не знал жестокого слова «карать», а знал милостивое слово «прощать». «Путь к спасению заключается в любви к Богу и ближним», – говорил отец Алексий. Он не налагал на своих чад бремени тяжелого послушания, ни от кого не требовал особенных подвигов. В то же время, подчеркивая необходимость хотя бы самого малого внешнего подвига, он указывал, что надо взвесить свои силы и возможности и выполнять во что бы то ни стало то, на что решился. Наделенный благодатным даром прозорливости, святой по глубокому смирению старался не показывать полноты этого дара.

http://pravicon.com/info-1717

Происходит, однако, то, к чему боговдохновенный Иоанн не был готов: Тот, Кого он проповедует народу, не только Сам приходит к нему на Иордан, но и хочет с его помощью креститься, то есть исполнить тот самый обряд омовения… Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его (Мф. 3, 14–15). Прочитав следующие евангельские стихи, мы поймем, почему наш любимый январский праздник именуется Богоявлением, а также Просвещением: И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16–17). В минуту выхода Богочеловека из иорданской воды пророку Иоанну (а по мнению некоторых толкователей, и другим людям) была явлена Пресвятая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. На следующий день Иоанн Предтеча свидетельствовал об этом откровении: Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1, 31–34). Но для чего же омывался в водах Иордана Тот, Кому не от чего было омываться? Что означают Его слова исполнить всякую правду? Вот как отвечает на этот вопрос святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей проповеди на Крещение Господне: «За нас и для нас Он исполнил всякую правду; и нас Он учит Божию правду точно исполнять; для нас принял Крещение от Иоанна, чтобы, не имея Сам нужды в Крещении, нам показать нужду в нем, чтобы освятить воды и навсегда дать им силу священия; чтобы дать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым (см.: Тит. 3, 5) и освятить нас; чтобы в водах потопить человеческий грех и отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама».

http://ruskline.ru/opp/2021/01/18/dnes_v...

Молодой священник ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в неделю. Батюшка говорил позднее: «Мне хотелось дать Москве один храмик, где каждый верующий именинник при желании мог бы услышать в день своего ангела величание своему святому». В те годы москвичи говели раз в году, Великим постом, но в храме святителя Николая Чудотворца в Кленниках можно было исповедаться и причаститься в любой день. Со временем это стало известно всей Москве. Духовная дочь отца Алексия, выдающийся иконописец, монахиня Иулиания (Соколова) свидетельствовала: «Сила его любви растопила лед равнодушия». Страшным ударом для отца Алексия стала потеря любимой супруги. Анна Петровна умерла в возрасте тридцати шести лет, перед смертью очень скорбела о том, что покидает любимого супруга и оставляет без материнской заботы своих ненаглядных детишек, самой младшей из которых, дочке Ольге, исполнилось всего шесть лет. Как раз в тот момент, когда отец Алексий скорбел о безвременной кончине супруги, в Москву приехал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Купеческая семья Беловых, Алексей и Клавдия, близкие отцу Алексию и жившие, как и он, на Маросейке, пригласили отца Иоанна Кронштадтского к себе домой. Вероятно, они хотели, чтобы отец Иоанн утешил скорбящего. Сохранились воспоминания духовных чад об этой встрече. «Вы пришли разделить со мной мое горе?» — спросил отец Алексий. — «Не горе твое пришел я разделить, а радость, — ответил отец Иоанн, — тебя посещает Господь; оставь свою келью и выйди к людям. Только отныне и начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь — нет на свете горя больше твоего, так оно тяжело тебе. А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». Отец Иоанн указал на молитву как на первое средство в предложенном подвиге: «…Она облегчит ваши жизненные скорби и даст много утешения другим».

http://pravoslavie.ru/97052.html

Ее духом должна была насытиться жизнь Великого народа – личная, семейная и государственно-общественная. Русское государство по плоти и крови своей от мира сего, но по духу оно не от мира сего, ибо его основное задание не только внешнее устроение жизни Русского народа, а воплощение, конечно, в меру своих сил, в жизни Русского народа Царства Божия, Царства Христовой Истины, от любви и милосердия. Вот почему Русское царство по глубокому пониманию русских праведников не просто Царство земное, а Русь СвятаяПравославная, Дом Пресвятой Богородицы (Вощановский В. Саровские торжества… Джорданвилль, 1950. С. 15). Перед своим падением великая Русская цивилизация, Святая Русь, явила человечеству две идеально духовных личности – Царя Николая II и святого праведника Иоанна Кронштадтского, воплотивших в себе все лучшие духовные черты Русской цивилизации. Как писал архимандрит Константин (Зайцев): «Двоица перед нашим духовным взором стоит, являющая собою “симфоническое” единение Великой России и Святой Руси: наш последний Царь и о. Иоанн Кронштадтский! Как полон был духа Святой Руси наш последний Царь, возглавитель Великой России на ее высшем подъеме! Как полон сознания высокой качественности и промыслительной единственности и неповторимости Великой России о. Иоанн – воплощение Святой Руси, в большей целостности и полноте непредставимое!» (Константин (Зайцев), архимандрит. Чудо русской истории. Джорданвилль, 1970. С. 97).    Пока во главе Великой России стоял Царь, считал архимандрит Константин, Россия не только содержала в себе отдельные элементы Святой Руси, но и в целом продолжала быть Святой Русью как организованное единство. При этом чем явственнее оказывалось расхождение с Церковью русской общественности, русской государственности, Русского народа, тем явственнее в личности Царя обозначились черты Святой Руси. В этом, по мнению архимандрита Константина, объяснение той трагической безысходной отчужденности, которая наблюдалась между ним и русским обществом. «Великая Россия в зените своего расцвета радикально отходила от Святой Руси, но эта последняя как раз в это время в образе последнего Русского Царя получила необыкновенно сильное, яркое, прямо-таки светоносное выражение» (там же.

http://ruskline.ru/opp/2022/08/02/volya_...

Весь духовный склад отца Иоанна и все, что им написано, особенно о внутренней борьбе и молитве, не оставляет сомнения, что он соприкоснулся с означенным духовным течением и был хорошо знаком с соответствующей литературой. Существует предположение, что он получил эту духовную прививку через епископа Игнатия Брянчанинова или, во всяком случае, через близких ему людей. Но признаками духовного возрождения Русской Церкви было не только это, все более разгоравшееся пламя русского исихазма, но возникновение и подлинный, хотя и неровный, рост русской богословской, академической науки. К этим признакам надо отнести и появление в больших городах видных проповедников и целого слоя церковно-образованных мирян. Наконец, стали возникать и культурно-общественные течения, искавшие опоры в Православии. Основное из них – славянофильское – оставило, в лице Хомякова 52 , крупнейший след в русском богословии и сильно повлияло впоследствии на русскую философию и литературу. Все это, прямо или очень косвенным путем, отражалось на Петербургской Духовной Академии, в которой учился отец Иоанн, и на некоторых столичных кругах, с которыми он соприкасался. Проверить степень или даже возможность тех или иных из этих влияний на отца Иоанна невозможно без специальных исследований, но сам он указывал, например, как на своего учителя, на митрополита Филарета Московского . Последний был в центре очень многого в церковной жизни и поэтому одно это упоминание позволяет заключить, что отец Иоанн развивался не в изоляции от церковных путей своего времени. Тем не менее, многое в творениях отца Иоанна, как и в нем самом, очень оригинально и не укладывается в господствующие, даже самые глубокие, мистические течения его эпохи. Это относится, главным образом, к тому, что в центре его духовной жизни и богословствования стояла Божественная литургия и тайнодейственная жизнь Церкви. Деятельность отца Иоанна, не опиравшаяся непосредственно на монашеский подвиг, смутила тогдашнего столпа его епископа Феофана Затворника , считавшего, что отец Иоанн стоит на опасном пути. Почитая епископа Феофана, отец Иоанн хотел ехать к нему объясняться, но тот не пожелал нарушить своего затвора и успокоился только, получив от отца Иоанна длинное письменное объяснение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010