Эти странные люди, своим подобным настроением ясно свидетельствующие, как далеки они от истинно-христианского умонастроения, говорят, что «пугать никого нельзя», что это якобы «неполезно». Такое утверждение идет прямо вразрез с ясным учением Слова Божия о том, что «начало премудрости – страх Господень» ( Пс.110,10 ) , что «страх Господень – источник жизни» ( Притч.14,27 ) . Наоборот – «пугать» людей  необходимо , потому что они стали слишком уж безстрашными:  никого и ничего больше не боятся – даже Самого Бога , не говоря уже о своей совести, и безстыдно творят всевозможные беззакония, как бы в уверенности, что никакого наказания им за это не будет. Особенно обидно за некоторых русских патриотов, мнящих себя большими «русскими националистами», якобы горячо ревнующими о спасении нашей несчастной Родины-России. Как не понять, имея уже в прошлом, такой богатый и такой печальный опыт, что  не с того конца подходят они к этому великому и святому делу  спасения Родины?! Что дело вовсе не в политике, не в той или иной политической программе, даже не в том или ином образе правления самом по себе, а  в покаянии и обращении русских людей к Богу и истинной Церкви?!  Что великое и святое дело надо делатьчистыми руками, имея чистое сердце, чистую совесть, а без этого никакого успеха быть не может. Вот с этого-то и нужно начинать, а тогда – остальное приложится! Россия была оплотом истинной православно-христианской веры для всего мира, а православный русский царь был «удерживающим», по выражению 2-го послания святого Апостола Павла к Солунянам (2, 7) , – как это ясно толкует наш великий всероссийский праведник святой Иоанн Кронштадтский , – который препятствовал явлению антихриста. Не стало «Удерживающего», рухнула Православная Россия, и теперь уже ничто не мешает приходу антихриста. Ведь это же ясно должно быть, как белый день для каждого мало-мальски верующего православного русского человека! Надеяться на «отсрочку» неизбежного явления антихриста и на спасение и возрождение нашей Родины-России мы можем только в случае того «всеобщего нравственного очищения, всенародного глубокого покаяния и перемены нравов языческих на христианские, к которым так пламенно призывал святой Иоанн Кронштадтский в последние годы своей жизни, угрожая в противном случае неминуемой карой Божией, готовой разразиться над русским народом за его нечестие, за отступление от Христа и Его Святой Церкви, что – увы! – и произошло на наших глазах.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Цитирую выборочно: « В то крайне неспокойное время, сформировавшее предреволюционную ситуацию тогда ещё в царской России, с, казалось бы, несгибаемым имперским духом, жил и трудился великий подвижник христианства святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он общался практически со всей страной через тысячи приходящих, приезжающих, прилетающих с разных концов света к нему за советом людей самых разных сословий. Его книга “Моя жизнь во Христе” была издана в России более десяти раз, переведена на английский и немецкий языки. В Британии и США в те годы, с момента издания в 1897 году, она даже стала настольной книгой каждого верующего последователя англиканской церкви. Об этом рассказывали автору-составителю двухтомника “Отец Иоанн Кронштадтский” И.К. Сурскому (псевдоним Я.В. Илляшевича) священнослужители и иерархи Русской Православной Церкви за рубежом, проживавшие в Северной Америке и Англии. Тот же автор приводит в жизнеописании святого праведного Иоанна Кронштадтского фрагмент британской газеты “Times” от 13 января 1891 года, где об этом уникальном пастыре, наделенном дарами Духа Святого и с годами своей пастырской практики умевшем различать души людские, помогать выводить их в Свет, поддерживать тысячи нуждающихся словом и делом, написано следующее, в полной мере соответствующее истине: “Отец Иоанн Кронштадтский известен и чтится во всех уголках России. Христианское влияние этого замечательного священника Русской Церкви отыскало себе пути и в соединенное королевство. Недавно английский священник в Кронштадте получил письмо, адресованное по-английски на имя приходского пастора этого порта. Оно было от корреспондента провинции Керри в Ирландии и горячо просило молитв отца Иоанна об авторе письма, страдавшем душевно и телесно. Письмо это было переведено и передано отцу Иоанну. Это служит любопытным доказательством влияния и репутации этого человека, который среди современных русских условии и обстановки жизни кажется в наши дни приближающимся к первым Апостолам”. Позднее, в год выхода издания (1908), практически все британские и американские крупные светские и христианские новостные издания, газеты и журналы выпустили хвалебные отзывы об этой благочестивой книге – описание жизни поразительной силы молитвенника и делателя добрых дел, отца Иоанна...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/05/is...

А я делаю не так: сначала все конспектирую, записываю в тезисах и, когда у меня все письма, все творения законспектированы, только после этого начинаю работать. – Большая часть Вашей книги посвящена святому праведному Иоанну Кронштадтскому , видимо этот святой Вам особенно близок. Как строилась работа по исследованию его трудов? – Непросто строилась работа. Прежде всего, я собирал его творения. И собирать начал давно, сейчас даже не могу вспомнить, когда было положено начало. Но, во всяком случае, это было еще в годы лихие. Тогда было очень трудно достать творения отца Иоанна Кронштадтского . Они были недоступны. Хотя они у нас в библиотеке были, но на руки их не выдавали. Они только для того там находились, чтобы показать гостям – что у нас есть все творения, можно их читать, можно работать над ними. Но получить эти книги было невозможно. Я начал собирать разными способами творения отца Иоанна в свою библиотеку. Вам, наверное, трудно даже представить такую вещь, я сам сейчас со страхом это вспоминаю, но мне удалось ряд творений откопировать в библиотеке В.И. Ленина и вынести. Это было, для тех лет, очень опасно. Во-первых, он был запрещенный автор, во-вторых, нельзя было выносить копии из библиотеки. Я молился отцу Иоанну, просил его заступничества. Верю, что он помог мне. Я сделал все, что хотел. Нашелся добрый человек в библиотеке, который тоже рисковал не меньше, чем я, а может быть даже и больше, который взялся помочь мне. Потом еще нашлись добрые люди. В частности, помогли мне иеродиакон Троице-Сергиевой Лавры Зотик и священник Алексий Харламов. Они вдвоем подарили мне полное собрание творений святого Иоанна Кронштадтского . Получив этот подарок, я понял, что мне нужно продолжать работу. Собрал более тридцати книг творений отца Иоанна и начал изучать. Когда я начал работу, то знаете, у меня сразу опустились руки. Ведь у меня уже настал библейский возраст. Я хорошо помню псалмопевца, который определил человеческий возраст: «семьдесят, аще в силах восемьдесят лет». Увидел, какую огромную работу нужно проделать. Почему я об этом говорю, потому что поначалу хотел написать одну монографию, один большой труд, который мог охватить все, чему учил отец Иоанн Кронштадтский . Но я испугался, что не успею этого сделать. Кому нужна такая работа: начал человек и не закончил. Я решил делить работу сначала на две части, потом на три, а позже – на четыре. У меня получилось четыре монографии. Самая большая монография по праведному Иоанну Кронштадтскому «Моя жизнь во Христе – путь опытного Богопознания», вторая монография «Духовные советы и размышления», третья «Деятельная жизнь православного христианина» и четвертая «Благовествует святой праведный Иоанн Кронштадтский». Это мне очень облегчило труд и вселило уверенность, что помаленьку можно двигаться. И так с Божьей помощью, по молитвам праведного Иоанна Кронштадтского я довел это дело до конца. В этой книге как раз имеются все четыре работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Местом для строительства храма была избрана Якорная площадь, которая располагалась в центре Кронштадта – между Старым (Петровским) и Новым Адмиралтейством. В 1900 году (после двух первых неудачных) попыток исполнение проекта Морского собора было поручено императором Николаем II гражданскому инженеру профессору В.А Косякову. Общая стоимость Морского собора в 1913 году составила 1 995 000 рублей. 1675 000 рублей отпустила казна (в основном, храм строился на государственные деньги). Были и пожертвования: кроме Высочайших особ и частных лиц (известно, что большие суммы, в частности, жертвовал на Морской храм батюшка Иоанн Кронштадтский), пожертвования собирали также и чины Морского ведомства, постановившие с 1898 года ежегодно отчислять на сооружение храма 0,25% с жалованья, столовых и морского довольствия. К 1913 году эта сумма составляла 280 000 рублей. Собор на Якорной площади решено было расположить так, чтобы перед ним оставалось место для проведения парадов войск. За собором был разбит сад, который сливался с садом в Доковом овраге. Собор должен был быть величественным и вмещать до пяти тысяч человек. Купол его, подобно колокольне первой Богоявленской церкви, должен был служить ориентиром для мореплавателей. Главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков выдвинул и последовательно отстаивал идею храма-памятника: " ...Будущий Морской храм должен быть не только местом молитвы, но и памятником, ибо Кронштадт есть колыбель Русского флота " . 27 октября 1901 года в присутствии главного командира порта адмирала С.О.Макарова и множества горожан на месте постройки собора святым праведным Иоанном Кронштадтским был отслужен молебен. 8 мая 1903 года в присутствии императора Николая II и Царской семьи состоялась торжественная закладка храма, строительство которого велось под личным наблюдением автора проекта профессора В.А. Косякова. За образец архитектор взял святыню Православия – константинопольский храм святой Софии. Большой вклад в сооружение храма внесли главные командиры Кронштадтского порта адмиралы Н.И. Казнаков, С.О.Макаров, А.А. Бирилев, К.Н. Никонов, морской министр Н.К. Григорович, адмирал Р.Н. Вирен и комитет по постройке собора. На постройку храма жертвовала вся Россия: Императорская семья, святой праведный Иоанн Кронштадтский, составы морских команд, отдельные лица и все чины флота. С Высочайшего разрешения от порта были отпущены лесные материалы, пушечная бронза на колокола и медь на кровлю. Судовые команды пожертвовали утварь и образа.

http://pravoslavie.ru/15637.html

Мы знаем, что сатана отпал от Бога, потому что захотел Божией власти. И по-прежнему он хочет полноты власти Божественной и ненавидит всякую законную власть. Доныне он вдохновляет людей подрывать всякую власть, данную Богом на земле, — власть в стране, в доме, в Церкви. Непослушание родителям, непослушание жены мужу, непослушание священнику, непослушание священноначалию — это все идет от диавола. Это его работа, в которой люди могут участвовать. Недаром святые отцы говорят, что «удерживающим» является не только благодать Святого Духа, но и законная власть, Богом данная. Поэтому надо сатане разрушить основы, чтобы не было послушания власти, и утвердить вместо власти Бога, которая проявляется во всех сферах человеческой жизни, власть князя тьмы. Человек либо раб Божий, либо раб диавола. Апостол Павел говорит, что все люди либо рабы Божии, либо рабы греха (Рим. 6, 16). Всякий грех связан с непослушанием Богу, с отвержением власти Божией. И прежде всего с отвержением человеком власти, Богом установленной. Это грех, от которого зависит не только то, что происходит с этим человеком, но и с другим. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, праведная кончина которого была в 1906 году, пророчествовал о революции в России. Он предвидел ее, потому что люди не ценили сокровище, которое имели, — власть, Богом данную, власть помазанника Божия, где не только осуществляется власть Самого Бога на основе христианских принципов, но где помазаннику Божию даются особые благодатные силы от Бога для осуществления этой власти. И весь порядок жизни устраивается на тех нравственных началах, которые открывают максимально большему числу людей путь к Богу. Не как сейчас, когда создается такая атмосфера, что среднему человеку просто не выжить. Люди отвергли Богом данную власть, и оказались обманутыми, хотя в простом народе вера была еще крепка. Но и она тоже была расшатана — прежде всего с помощью интеллигенции, интеллектуалов, о которых говорят, что они всегда находятся в оппозиции к власти, какой бы она ни была. Может быть, они очень чутки ко всякой несправедливости? А может, это говорит прежде всего о какой-то поврежденности — неспособности иметь смиренное послушание той тайне, которая установлена Самим Богом. О нашей интеллигенции святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что влекла ее свобода, которая, естественно, была ложно понята ею. Как говорится, человек по природе своей все время стремится от чего-то освобождаться. Мы знаем, до чего доосвобождались, в том числе интеллигенты наши, до каких ГУЛагов. Господь показал им, к чему приводит этот путь.

http://moral.ru/dom_12_2018/

Очевидно, что такая правда, сказанная без любви и мудрости, несёт величайший нравственный вред. Ответив уклончиво: «Папа, к сожалению, болен и не может быть с нами. Будем о нем молиться», — мама не покривит душой, потому что нравственные болезни — эгоизм, себялюбие, самоутверждение, неуживчивость — чаще всего и становятся причиной отторжения друг от друга прежде любящих мужа и жены. И всё-таки слово, хотя бы чуть-чуть не соответствующее истинному положению дел, — всегда острие бритвы, по которому ходят говорящие. Мы с вами уже выяснили, что нравственный сердечный датчик, именуемый совестью, тотчас мигает, как красная лампочка, когда человек переходит в область вымысла, пусть даже ради гуманных целей. Всякий раз, когда совесть начинает обличать нас в том, что мы приукрасили наш рассказ, что-то не договорили или, наоборот, умножили слова, уйдя в область фантазии, необходимо укорять себя и каяться перед Богом. Правда Иоанна Кронштадтского и ложь горьковского Луки Дух Святой, Дух истины, освящает человеческие уста энергией правды. Не уклоняться ни вправо, ни влево, общаясь с людьми, — великое наслаждение. Удерживающим речь началом должно быть человеколюбие, жалостливое, сострадательное отношение к ближним. Если ты имеешь любовь, она тебе поможет найти такие слова, чтобы ты и против совести не погрешил, и не нанёс ран окружающим, как Чацкий, диссидент XIX столетия. По видимости — он правдолюбец, а по существу — человек, не умевший никого любить, обливавший других таким презрением, что они съёживались душой и невольно отвращались от его слов. Прав был другой Александр Сергеевич — не Грибоедов, а Пушкин: «Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви». Отвлечённые рассуждения, наподобие нашего разговора, становятся осязаемыми, когда мы обращаемся к жизни людей, которые много трудились над собой, своей душой и достигли нравственного совершенства. Например, святой праведный Иоанн Кронштадтский не любил сообщать людям дурные новости, разрушительно действующие на психику. Вместе с тем, отец Иоанн Кронштадтский не имеет ничего общего с художественным образом сладенького и лживого «старца» Луки из горьковского «На дне». Лука был будто бы утешителем, а на самом деле, уводил убаюканных его ласковой речью людей от жизненных драм, от столкновения со злом, которое мы должны побеждать правдой и любовью.

http://pravmir.ru/protoierej-artemij-vla...

Читая эти святые свидетельства, эти краткие чудесные рассказы, мне хочется, хотя бы между строк, отметить, что приходит на ум: какие Великие были Люди во Святом Православии, как они просто и вместе глубоко-глубоко духовно, мудро смотрели на жизнь, на её смысл, цель, на то, что ... «одно только нужно» – едино же есть на потребу... яже не отымется! ( Лк. 10, 42 ). А ведь они жили недавно! – И невольно продолжаешь свою думу: как же я далёк от них, а ведь уже стою на пороге временного и Вечного! Господи, прости и яви Свою милость!... Побуждает меня к труду и Братия Святой Обители Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия – и словом, советом, и делом, примером... – Игумен Анастасий (Казмирчук) подарил мне два тома недавно опубликованных писем святого праведного Иоанна Кронштадтского (со словами: «Есть благословение на продолжение изучения творений Отца Иоанна»); игумен Николай (Павлык) продолжает неизменно оказывать мне помощь в публикации моих трудов; игумен Тихон (Барсуков), главный врач Лаврского и Академического медпункта, трижды, с помощью Божией, восставил меня от одра не лёгких болезней; однажды архимандрит Иоанн (Захарченко) оказал мне существенную помощь в проведении хирургической операции... И это всё произошло тогда, когда у меня заканчивался Библейский возраст! (После семидесяти семи лет)... – В этих святых деяниях мне слышится голос: «Константине! Благодари Бога, поклонись добрым людям и не расслабляйся, не ленись, – трудись, трудись»!.. Можно продолжать и продолжать называть близкие и дорогие мне имена – и из Святой Лавры, и из Духовных Школ, и из врачей, – но сохраню их в своём сердце! Да воздаст сторицею Господь и помянутым, и не помянутым! И как хочется мне сейчас же присоединиться к святым словам Великого Праведника: «Славлю всеблагий Промысл Божий во всём, в малом и великом» (3:213). Итак, слово эпистолярное святого праведного Иоанна Кронштадтского . Отец Иоанн, обращаясь к своему постоянному адресату настоятельнице Иоанна-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумении Таисии (Солоповой .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Говоря о надвигающейся на Россию гибели за беззакония русских людей, святой праведный Иоанн всегда соединяет ее с близостью Второго Пришествия Христова. «По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, ибо наступило пред­ска­занное в Писании отступление от веры, апостасия, хотя еще не открылся человек греха, сын погибели, антихрист, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею. " Тайна беззакония " уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, Самодержец, удаления которого домогается известная публика. И тогда откроется беззаконник, антихрист, которого Господь Иисус убиет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего. Того, которого пришествие по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви Истины. Слышите, за что? За то, что они не приняли любви Истины для своего спасения. И за сие, слышите, пошлет Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие Истине, но возлюбившие неправду. А теперь исчезла правда, и повсюду неправда, и в печати, и жизни». Как бы нам научиться у святого праведного Иоанна Кронштадтского давать духовную оценку не тем только событиям, о которых мы читаем в Писании, не тем, которые были вчера, а тем, которые происходят сегодня! Разумеем не мимоходящую пеструю суету, а самую суть, Промысл Божий, раскрывающийся всегда в очень конкретных, порою решающих судьбы мира событиях. Хорошо заниматься изучением того или иного богословского вопроса и истории церковной. Но все это в конце концов имеет значение только тогда, когда прилагается к реальной жизни. Это настолько важно, так связано со всем церковным опытом, что хотелось бы остановиться на этом подробнее. Епископ Леонид (Кавелин) передает следующий важный эпизод из жизни митрополита Филарета Московского, недавно прославленного нашей Церковью. Рассказ об этом был написан в 1871 году, через четыре года после смерти святителя, и напечатан в «Русском архиве» в 1901 году. «Однажды, — пишет он, — я заметил владыке, что было бы желательно закрепить письменно его мысли по поводу разногласия с раскольниками. Митрополит Филарет ответил:

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/02/ap...

13 января 1898 г. Москва Отец Иоанн навестил меня и при встрече сказал: «Здравствуй, дорогая моя доченька, как поживаешь, кажется, не совсем-то ты здорова? Ну, помолимся». Отслужив молебен, батюшка исповедал меня; я, открывая ему всю душу, высказала сильно смущавшую меня мысль – правильно ли я живу, ничего не делая; не нужно ли мне взять на себя какой-либо подвиг. Отец Иоанн сказал: «Ничего не нужно; как живешь, так и живи, только усерднее молись о муже, – и, узнав, что я это делаю, прибавил: – И больше ничего не нужно, а если найдешь возможность, то подавай бедным». Затем я сказала батюшке, что, читая с большим увлечением святых отцов, я нахожу у них все больше и больше требований, так что на меня нападает страх, могу ли я, такая грешница, и думать о спасении: – Если и праведник едва спасется, то нечестивый и грешный где явится! – сказала, что на меня напало уныние, и воскликнула: «Один только вы, дорогой батюшка, праведник, кто из нас в состоянии выполнить хотя часть того, что вы выносите?» Отец Иоанн взволновался: «Ну, ну, не называй меня праведником! Какой я праведник. А ты, смотри, не думай предаться этому унынию, Боже тебя сохрани, Господь этого не любит; молись усерднее и живи, как живешь, и Господь тебя спасет, не сходи с пути, на котором Он тебя поставил, милая доченька, и да будет благословение Господне с тобою...» 25 февраля 1898 г. Отец Иоанн приезжал и 17 февраля служил обедню; мне удалось получить его благословение и наставление, как провести по-христиански наступающий Великий пост. Батюшка сказал: «Смотри, поступай с разумом, не насилуй слишком плоть, а береги ее, насколько требует рассудок, вообще не утрируй и не делай ничего выше сил и больше того, что позволяет здоровье...» Узнав, что у меня бывают сильные спазмы в груди, сказал: «Береги здоровье; если почувствуешь себя нехорошо, дай передышку, а потом, как пройдет, начинай снова поститься». 2 августа 1898 г. Батюшка служил раннюю обедню у слепых и сказал там хорошее слово на сегодняшнее Евангелие об исцелении бесноватого. Он говорил о том, как строго мы должны следить за собой и не давать демонам в виде разных страстей одолевать нами, и перечислил все страсти, так что каждый из слушавших мог найти в себе какое-нибудь зло и, вняв совету батюшки, заняться удалением его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

" " Аще кто не имеет Духа Христова, тот и не Его» ( Рим. 8, 9 ). Подумай глубже об этих словах, и соблюди их в сердце твоем, и осуществи их жизнию твоею». Это увещание великого старца в конце дневника, обращенное ко всем нам, напоминает о главной цели нашей земной жизни. Игумен Петр (Пиголь) «Благодарю Тебя, Господи... по Твоей милости встречаю 80-й год моей жизни. Милость несказанная. По грехам моим я недостоин был видеть и 40-й год жизни, а тут – 80-й год. О, щедроты неисчетные Господа моего! Что я принесу или что воздам Тебе, Творче мой, Спаситель мой, Промыслитель мой, Врач мой, Слава моя, Сила моя! Но даруй мне конец благий, Господи, и не посрами меня!» Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Из дневника за 1908 год) 3аписи на обложке в начале дневниковой тетради Новгородской губернии Череповецкого уезда село Конечное. Священник Николай Старопольский. 19 Послано 360 р. 10 сентября 1908. Станция Сопоцкин Сувалкская губерния. 20 Тягуновым 21 послано 250 р. СПб., Гороховая, дом 62, кв. 31. 6 ноября 1908. Воронцовская женская обитель. Псковская губерния. Холмский уезд. Станция Тяполово. Евдоким Фиделин; 22 дети: Иван, Нина, Юрий, Серафима, Ксения. 27 августа. 27 августа. Упраздни, Господи, митрополита Антония. СПб. Сергий Петрович Цервицкий – вечная память. Кроме Святых Даров ничего не употреблять в пищу ради Даров. Монастырь Теолин (станция Сопоцкин) поел. 11 сентября (ранее недели две – тоже) 200 р. Алекс. Петр. Черненко?, моек, купец, порекомендовать Зайцева Михаила Андреевича. 1 октября 1908. Спросить у Веры ризы? дорожные – Таисии, Стахеевой и пр. Послать Патриарху Антиохийскому Григорию 500 р. на Патриархию. Аполлонии, 23 игумений – 300 р. Священнику Петру Алекс. Миртову 24 – 300 р. Тульской игумений Магдалине 25 – 200 р. «Далее в рукописи следуют два слова, не поддающиеся прочтению. Игумений Великолуцкой Людмиле поел. 200 р. Сувалкской губ. Ст. Сопоцкин. Игумений Людмиле. Монастырь Теолин. Не послано Седлецкой губ. Ст. Соколов. Вировской игумений 26 – 200. Не послано гор. Белы Седлецкой губ. Леснинский монастырь. Игумений 27 – 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010