Господь Иисус Христос сделал все необходимое для того, чтобы возникла возможность воссоединения человека с Богом. Со стороны человека для этого требуется покаяние и исполнение заповеди безраздельной любви к Богу всеми силами человеческого естества. Этому делу обожения содействует исполнение двух требований Господа, без которых оно не может быть осуществлено. Во-первых, Господь сказал: «...кто не будет есть Мою плоть и пить Мою кровь, не войдет в Царствие Небесное» (см. ср.: Ин. 6:53). И во-вторых, мы имеем в виду Его заповедь о непрестанной молитве (Лк. 18:1; 1 Фес. 5:17), на которой основана практика умного делания, удобнее всего позволяющая стяжать покаяние и достичь нераздельной любви к Богу. И вот именно против этих двух необходимых христианину условий обожения враг и ополчился. Мы знаем, что в свое время в России возобладал обычай редкого причащения, а с другой стороны, заглохло умное делание. В результате, оставшись без этих необходимых средств Богообщения, народ оказался незащищенным перед лицом собственных страстей, соблазнов со стороны общества грешников и невидимого врага. И оказалась возможной богоборческая революция. Об этом пишет владыка Аверкий Таушев: «на почве таких настроений», как забвение умного делания, «и мог иметь успех коммунизм-большевизм». С другой стороны, такие священники, как святой праведный Иоанн Кронштадтский, перед самой революцией, а также Алексий Мечев, стояли именно за частое причащение. И сами они каждый день служили и причащались. Иоанн Кронштадтский говорил: «Если я не приобщаюсь, я умираю». Они жили благодатной, самоотверженной жизнью, полностью отдавая себя служению людям. Что невозможно было бы без повседневного приобщения. Такой, в принципе, и должна быть жизнь христианина. Отец Валентин (Гуревич) в Донском монастыре Устав Телемской обители Современная цивилизация вытесняет Господа, отвергает покаяние и молитву. Она противится посту, ибо основана на угождении плоти, цель ее развития - предоставить свободу всем страстям, исполнить все желания людей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Его община — настоящий форпост православия в мусульманской стране. На вопрос, как ему удаётся сохранять такую невероятную бодрость духа, отец Джон ответил: «Читайте Евангелие и « Мою жизнь во Христе ». Отец Джеймс (США): обращение в православие протестантского пастора В городе Линкольн, столице американского штата Небраска, также есть храм Иоанна Кронштадтского. Его построил американец Джеймс Дэнк. Он тоже, подобно пакистанцу Джону Танвииру, пережил обращение в православие. Когда-то Дэнк был хиппи, потом стал протестантским пастором, служил в своём храме. Но однажды во сне ему явился святой Иоанн Кронштадтский. Сказал: «Твоя вера — хорошо. Но православие — это истина». Джеймс оказался в непростой, даже страшной ситуации. Отвергнуть такое яркое и ясное знамение он не мог. Но он даже не знал, кто такой Иоанн Кронштадтский! Не знал русского языка и имел расплывчатое представление о России. Тем не менее он стал интересоваться Иоанном Кронштадтским, прочёл «Мою жизнь во Христе». И в конце концов перешел в православие. Отец Джеймс Дэнк Статистика говорит, что православных в Линкольне только 0,3 процента населения. В городе сотни храмов других конфессий — лютеран, методистов, баптистов, пресвитериан, католиков, иудеев, мусульман, масонов. Но православного храма не было ни одного. Джеймс Дэнк построил единственный — небольшую деревянную церковь Иоанна Кронштадтского. И теперь служит в нём. Вокруг него сложилась небольшая англоязычная община людей, объединённых именем отца Иоанна, который не оставил их в тяжёлую минуту. — Мы строили эту церковь с великим трудом, — вспоминает отец Джеймс. — Число прихожан постоянно менялось. Иногда оставалось всего двенадцать человек. Но как раз в это время произошло событие, изменившее всю мою дальнейшую жизнь. Из-за постоянного стресса я попал в больницу. И во время операции под общим наркозом у меня было видение, будто я лежал на канализационной решётке в каком-то громадном городе. Снизу вырывались дым, грязь, нечистоты. А у меня не было ни рук, ни ног, как у инвалида.

http://azbyka.ru/way/po-molitvam-svjatog...

И Ее славное успение – это исполнение слов апостола Павла: «никто из нас да не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни» (Рим. 14: 7–8). Располагая событие этого праздника рядом с началом нового года церковного, нового года жизни под покровом благодати Божией, Святая Церковь сообщает ему особое значение: постоянное обновление жизни души в новом рождении через покаяние и участие во всем церковном строе жизни. Так и поется: «Обновлены из тления к жизни непрекращающейся» (стихира на «Господи, воззвах», творение Стефана Святоградца). И в этих трудах покаяния первая Помощница наша и Молитвенница – Матерь Божия, Которой мы все родные – от того времени, когда Сын Ее с креста обратился – сначала к Ней Самой: «Жено! се, сын Твой», а потом и к апостолу Иоанну: «се, Матерь твоя!» (Ин. 19: 26– 27). Сама «Владычица один дух с Господом, Сыном и Богом Своим, – писал в своем дневнике святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Так и святые Божии человеки один дух с Господом, так и все благочестно живущие на земле. Великая тайна и великая честь земнородным!» (Иоанн Кронштадтский, праведный. Дневник. 2 августа 1864 г.). На праздники принято делать подарки. И мы Матери Божией тоже можем делать подарки. Любовь и усердие человеческие украшают изображения Божией Матери на иконах расписными одеждами и дорогими ризами, которых Она не имела в жизни, но которые символизируют красоту Ее духовную, символизируют великие богатства Ее души. Конечно, благочестиво украшать Ее иконы цветами, но еще лучше, достойнее, праведнее украшать свою душу цветами неувядаемых добродетелей, исполнением заповедей Сына Ее. Не найти подарка, который может быть дороже и приятнее Матери Божией. Лучший дар наш для Нее – принести Ей наши смиренные и покаянные молитвы о духовном несовершенстве своем. «Молебную службу мою приими», – так обращаемся мы к Матери Божией в молитвах утренних. Не только просим принять, но молим: «Богу Благоутробному принеси». От нас зависит, будут ли пусты руки Царицы Небесной, простертые в молитве к Христу Спасителю.

http://pravoslavie.ru/64271.html

Иногда человек, соединившись со Христом, преображается не только духовно, но и внешне. Так, у праведников через их тело, утонченное подвигами воздержания, часто струился Божественный свет от принятого ими Христа. Замечали ли это окружающие их люди? Да. Приведем примеры. Схиархимандрит Гавриил (Зырянов) в последние годы своей жизни постоянно болел и был очень слаб. В его домовом храме имелась дарохранительница с запасными Святыми Дарами, которых он каждый день причащался. Старец делал это скрытно от всех. Рано утром, пока все спали, он шел после молитвенного правила в алтарь и там приобщался. Затем, помолившись, старец снова ложился в постель. В условный час отец Гавриил звонил келейнику, шел умываться и вообще делал вид, что только проснулся. Несмотря на это, люди при встрече со старцем здоровались с ним и поздравляли его с принятием Святых Даров. Отец Гавриил смущался и удивлялся, как они узнают о его тайне. Он и не подозревал, что после причащения его лицо сияло необыкновенным благодатным светом. Святой праведный Иоанн Кронштадтский служил литургию и причащался ежедневно. В своей книге «Моя жизнь во Христе» он постоянно подчеркивает значение Евхаристии для спасения христианина. Близко же знавшие его люди свидетельствовали, что сам он, причащаясь, видимо для всех становился христоносцем. «Вот приобщается отец Иоанн Тела и Крови Христовых, — пишет один из очевидцев. — Лицо его изменилось. Нет более на нем и следа той утомленности и какой-то скорби или грусти, какие можно было видеть, когда он входил сегодня утром в храм. Необыкновенная духовная радость, необыкновенный мир и небесный покой, необыкновенная сила и мощь отображались теперь в каждой черте его лица. Его лицо как бы светилось, как бы издавало сияние. Такая перемена бывает с ним каждый раз, когда он приступает к Святым Тайнам» 43 . Богоподобный вид кронштадтского пастыря так поразил одного человека, что он в корне изменил свою жизнь и стал духовным сыном отца Иоанна. «Я был в Кронштадте по делу в 1895 году, — делился он своими воспоминаниями. — Я много испытал, растерял веру, озлобился. Ни в храме, ни в молитве искать примирения мне и в голову не приходило. В кронштадтский собор я зашел просто от нечего делать. С первых же слов меня покорила живая вера в пастыре… „Христос посреде нас“, — воскликнул он, и я почувствовал, что Христос пришел, что мне Его именно нужно, Его близости не доставало для спасения в этой сутолоке жизни» 44 . Автор этих строк увидел пастыря, который, благодаря постоянному приобщению Тела и Крови Господа, имел в себе Христа и сам пребывал во Христе. «Христос посреде нас» — обычные слова, произносимые каждым священником во время служения литургии, — произвели на него такое глубокое впечатление потому, что они были сказаны праведником, достигшим явного соединения со Христом.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

«Как трудно жить такой религиозной жизнью! Ведь наше сознание постоянно отвлекается на другие цели, перед нами возникают иные, не духовные, ценности этой земной жизни», — отметил владыка Кирилл. По его словам, иногда и священнослужители перестают идти по выбранному пути и не знают реальной религиозной жизни — она застилается каждодневными обязанностями. «Отец Иоанн Кронштадтский помогает нам понять, что такое святость. На иконе он изображен как пресвитер — с Чашей в руках, потому что призывал людей как можно чаще причащаться, с покаянной молитвой, слезами очищая душу, подходить к Чаше Христовой. Святой Евхаристией нам даруется особая ни с чем не сравнимая по силе благодать: Бог входит в нашу жизнь, Господь Свою Божественную энергию соединяет с нашими человеческими силами, и мы становимся сильнее диавола. И грех препобеждается благодатью Божией», — подчеркнул Местоблюститель Патриаршего престола, добавив, что батюшка Иоанн Кронштадтский силой этой благодати Божией, которая не только испепелила его человеческие грехи, но и изливалась на всех, кто был рядом с ним, совершал чудеса при жизни и после смерти. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл поделился с богомольцами своим опытом соприкосновения с чудодейственной силой молитвы кронштадтского пастыря. Пятилетним ребенком будущий владыка Кирилл заболел пневмонией, и долгое время болезнь не оставляла его. «Мы жили в послевоенном Ленинграде очень стесненно, практически в одной комнате коммунальной квартиры, где было совсем мало мебели и не было никаких украшений, — рассказал владыка Кирилл. — Лишь на стене висела фотография отца Иоанна Кронштадтского — совсем небольшая, выполненная в цвете. Это была скорее старинная гравюра, где праведный был изображен в малиновой бархатной рясе с отворотами. В детстве я любил рассматривать этот портрет. И вот, когда мне стало совсем плохо, мама дала фотографию батюшки. Я не помню, что говорил, и как молился, только помню, что портрет был постоянно со мной. А через несколько дней я был совершенно здоров. И тогда я попросил маму поехать на Карповку. Сначала она меня отговаривала, потому что я был еще слаб, а потом сказала: «Поехали». Мы приехали сюда и у всем хорошо известного окошечка под пристальным взглядом дежурившего рядом милиционера благодарили отца Иоанна Кронштадтского за посетившее нашу семью чудо».

http://patriarchia.ru/db/text/518728.htm...

Мой 30-летний опыт преподавания в Московской духовной академии и семинарии и руководства Воскресной школой на различных приходах навел на мысль: «Почему бы не осветить проблему воспитания и образования наших детей, опираясь на авторитет духовных светочей нашей России?» Потому я и избрал темой своего доклада рассуждения о педагогической деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского. К тому же этого святого очень почитал приснопоминаемый протоиерей Александр Мень. В биографии отца Александра упоминается о чуде исцеления родственницы праведным Иоанном от неизлечимой болезни. В творениях святого праведного Иоанна и в воспоминаниях о нем современников не содержится высказываний о конкретных методах в педагогике. Но личный пример праведника, его нравственные поучения, касающиеся воспитания подрастающего поколения, и воспоминания учеников о его уроках позволяют выявить определенные педагогические воззрения. По учению отца Иоанна, детская душа – это живая Божия красота. Любовь к детям святой Иоанн ставил краеугольным камнем деятельности педагога – камнем, который столь часто отвергается в современных интерпретациях педагогической науки. Посмотрите, с какой лаской он обращается к детям в беседах: – Здравствуйте, любезные дети! – Здравствуйте, детки! – Здравствуйте, дорогие, бесценные дети Отца Небесного! А вот еще более трогательные слова, обращенные к ученикам гимназии, где преподавал отец Иоанн в течение тридцати двух лет: «Вы дети мои, ибо я родил и рождаю вас благовествованием о Христе Иисусе… Вы дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце своем и молюсь за вас. Вы дети мои, потому что вы духовные чада мои. Вы дети мои, потому что я действительно как священник, отец, и вы называете меня батюшкою. Дети! это слово очень, очень не нравится диаволу, виновнику нелюбви, злобы и лицемерия, но я, Богу помогающу, ни на минуту не повинусь ему и буду не иначе называть вас, как детьми, ибо вы действительно дети по вере, по Церкви Божией и по принимаемым от меня наставлениям и отеческому руководству. Сказать искренно чужим детям: “дети” можно только Духом Святым, Духом истины и любви» .

http://bogoslov.ru/article/6193175

О.А.-Они свергли помазанника Божия. В.С.-Да, они свергли помазанника Божия и, в конце концов, получили большевиков. Потом получили товарища Сталина, который вынужден был путем очень тяжелой хирургии вырулить ситуацию. И все эти интеллигенты, которые начали февральскую заваруху, явились первыми жертвами, так называемой сталинской хирургии. И поделом! А.С.-Вот святой праведный Иоанн Кронштадтский писал в те смутные дни, в дни первой русской революции: «Богоматерь спасала Россию много раз. Если Россия устояла до сих пор, то только благодаря Царице Небесной. А теперь какое тяжелое время мы переживаем!» А дальше он говорил, что интеллигенция наша просто глупа, несмысленные, поглупевшие люди. Россия в части интеллигенции и части народа сделалась неверной Господу. Забыла все Его благодеяния, отпала от Него и сделалась хуже всякой иноплеменной, даже языческой, народности -  «Вы забыли Бога и оставили Его. Он оставил вас своим отеческим Промыслом, и отдал вас в руки необузданного дикого произвола». В.С.- И вот когда мы говорили о составе русской интеллигенции, то Иоанн Кронштадтский обращался же к тем людям. Некоторые из них считали себя православными, и он говорил, что интеллигенция Российская как Иуда продает Христа и Родину врагам. Но ведь сегодня, отец Александр, мы видим то же самое. Мы видим как некоторые властители дум и некоторой части интеллигенции, бегут на поклон к американскому послу. Ну, где это видано?! А.С.-Вот тот, кто знает историю хорошо, а мы с вами все- таки историю изучали профессионально, у того возникает ощущение дежавю, как сейчас модно говорить. То есть действительно полное повторение тех событий.  Даже трудно поверить, честно говоря, когда я увидел по телевидению, как группа наших интеллигентов идет на поклон к Мак- фолу, я не хотел в это верить, потому что впереди шел протухший либерал Немцов. Ну, что с него взять?! У него на лбу написано слово «предательство». Ну, понятно когда идут из партии «Яблоко», это тоже понятно, она идет вся, а из яблока торчит червяк -лицо этой партии. Но туда же идет замечательная женщина Оксана Дмитриева, мной глубоко уважаемая, умный человек, которая всегда выступала против Прохорова, Жириновского и других блестяще. Разбивала в пух и прах и других сомнительных людей, так что это меня поразило. Когда я увидел, что туда идут коммунисты, представители КПРФ, по -  моему Леонид Калашников и те люди, которые заявляют все время о своем жгучем патриотизме, то как это все понять?! 

http://radonezh.ru/text/fevralskaya-revo...

Поэтому  Рождество Христово и есть праздник Божественного смирения, который и всех нас учит прежде всего смирению, как главной христианской добродетели, без которой невозможно спастись. Прекрасно говорит об этом только что прославленный нами наш великий всероссийский праведник св. о. Иоанн Кронштадтский в своем вдохновенном слове на Рождество Христово, произнесенном в 1906 году: «Размыслим о благости, правде и премудрости Божией, проявившихся в тайне воплощения Божия. «Великая тайна благочестия: Бог явися во плоти».  В чем тайна? Именно в том, что Бог явился во плоти, Себя  умалил,  принял образ раба, быв в подобии человека и по всему став человеком, смирил Себя, послушлив быв (Отцу) даже до смерти и смерти крестной»  ( Филип. 2, 7–8 ). Видишь спасительную тайну: безначальный, безконечный, всесильный Бог и Творец, для твоего спасения,  для исцеления твоей гордости, неверия, непослушания, лукавства Себя умалил, чтобы тебя научить высокотворному смирению, чтобы тебя научить кротости, послушанию, терпению, незлобию, милосердию и состраданию. Видишь, как Он учит тебя собственным примером, и не только учит, но и все силы Божественныя готов подать тебе, чтобы ты совершенно изменился к лучшему и возвратил себе все драгоценныя черты образа Божия:  простоту и незлобие детское, кротость, смирение и послушание, твердую и непоколебимую веру в Бога и его дела,  чтобы ты оставил лукавое неверие, кичение, превозношение, шатание мысли, самоволие, хищение, убийства. Посмотри, что ныне творится вокруг нас, на кого стал похож человек, именующийся христианином? Не на лютаго ли зверя, терзающаго и пожирающаго жертву свою?» Что сказал бы св. праведный Иоанн Кронштадтский   в наши дни,  если бы видел страшную непреклонную самопревозносящуюся  гордыню  современных людей, в том числе и считающих еще себя «христианами» и даже – «христианами  православными »?! – Людей, нисколько не желающих смириться в кротости, незлобии, милосердии и сострадании не только друг перед другом,  но и перед самим Богом, перед Богооткровенным учением Слова Божия, перед голосом Святой Церкви, перед ее священными канонами и спасительными установлениями?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров в русской традиции «опытного» богословия, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоумённого вопроса: в чём загадка? Школа не смогла испортить о. Иоанна, и он вопреки «школьной» установке смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? То есть святой Иоанн не плод высшей духовной школы, а неожиданный и нехарактерный «выброс»? Или всё же «школьное» богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? Разумеется, вопрос о связи самого святого праведного Иоанна и его богословия с воспитавшей его школой уже ставился исследователями . Но противопоставление «школьного» и «опытного» богословия остаётся болезненной и обсуждаемой темой, а публикация многотомного дневника о. Иоанна побуждает вновь к ней обратиться. Основная часть статьи состоит из трёх разделов: 1) школьное богословие в целом и в Санкт-Петербургской духовной академии в частности в период обучения там Ивана Сергиева; 2) отношение святого Иоанна к высшей духовной школе и воспитавшей его академии; 3) богословие святого праведного Иоанна в отношении к богословию воспитавшей его школы. I Иван Ильич Сергиев учился в СПбДА с 1851 по 1855 гг. — время крайне непростое в истории России, Православной Российской Церкви и духовной школы. Последние годы царствования Hukoлaя I чacmo представляются в историографии в самом мрачном свете. В отношении духовного образования обычно отмечают его настойчивое опрощение, стремление направить исключительно на решение утилитарных задач, очистив от живой свободной мысли и научного поиска. Однако этой мрачной картине можно противопоставить иную. Да, в эти годы предпринимаются настойчивые попытки сделать «школьное» богословие более практическим, деятельным — не в смысле утилитарности, а в смысле близости к реальной церковной жизни и решению её проблем — приходских, миссионерских. Идёт в это время и развитие научно-богословской мысли, определение её новых областей и соответствующие методологические искания.

http://bogoslov.ru/article/6172544

Весьма знаменательную подробность из времени болезни Батюшки рассказывает Высокопреосвященный Антоний, ныне архиепископ Харьковский. По его словам, в день Сретения (1905 г.) ему сообщили, что отец Иоанн, «тогда тяжко болевший», спрашивал о нем и пожелал его видеть. Обрадованный драгоценным вниманием Батюшки, владыка приветствовал его такою телеграммою: «Поздравляю досточтимого батюшку отца Иоанна с праздником Сретения Господня. Прошу вас, подобно праведному Симеону, не покидать земли и своего народа, доколе не воссияет снова через вас возрожденное благочестие – свет в откровение языкам и слава людей Божиих». Спустя несколько дней архиепископ Антоний прибыл к отцу Иоанну в Кронштадт и здесь имел утешение услышать от него намек на то, что высказанное в приветствии пожелание исполнится. Итак, Батюшка стал служить, но полученный им недуг не покидал его до самой смерти, пресекшей его страдания. Что за болезнь была у отца Иоанна и где ее причина? Тяжелая и неожиданная болезнь отца Иоанна тогда же породила много толков в Кронштадте и в Петрограде. Сущность их сводится к следующему. В день святой великомученицы Екатерины 24 ноября 1904 года отец Иоанн вечером возвратился из Петрограда и, не заезжая домой, проехал прямо к кронштадтскому купцу Я.К. М-ву, жена которого была в этот день именинницею. Ужасный, совершенно больной вид Батюшки, еще накануне цветущего здоровьем, поразил и напугал всех. Отец Иоанн ничего не говорил о том, что с ним произошло, но был так слаб, что с трудом, в сопровождении Я.К. М-ва, доехал до дому и слег в постель совершенно больным. Оказывается, в этот день отца Иоанна в Петрограде пригласили якобы служить молебен в одну квартиру на Николаевской улице. Квартира принадлежала сектантам-пашковцам. Последние, когда отец Иоанн приехал к ним, вытолкали или даже не впустили в комнату лица, привезшего Батюшку, заперли двери и начали Батюшку мучить: бросили его на пол, топтали ногами, в нос набили нюхательного табаку, в рот вставляли папиросы, мяли и давили его так, чтобы повредить внутренние жизненные органы в области живота и чрез то причинить ему ежечасные страдания и ускорить смерть. Отец Иоанн молча переносил все. Замучить его до смерти, по-видимому, не входило в расчеты злодеев: они или боялись ответственности пред законом за вопиющее преступление, или успокаивали себя мыслью, что Батюшка теперь уже не опасен для них и что смерть его есть вопрос недалекого будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010