53 Пс., [ст.] 5. Чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша [рус.: не имеют] Бога пред собою. Кто эти чуждые и крепкие? Это – грехи: грехолюбивая плоть, грешный мир и диавол. Они восстают на нас постоянно и никогда не хотят иметь пред очами своими Бога. 8 ст. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо. Ты можешь отнести это к себе: ты жрешь Богу жертву бескровную; жри ее всегда волею, а не невольно, с охотою, а не принужденно. Ты, далее, имеешь тысячу причин исповедаться имени Господню, что оно благо. 54 Пс., [ст.1–4]. Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего [церк.-слав.: Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего]; внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь от голоса врага, от притеснения нечестивого. Ах, как часто должен взывать человек подобною молитвою! Сколько причин к постоянной внутренней молитве! Человек каждый день и час падает, грешит, и когда согрешит, в душе происходит беспокойство, смятение, тоска, тяжесть, потребность в помиловании; тогда душа невольно молится Богу, уста произносят как бы машинально: помилуй мя, Боже! Боже, милостив буди мне, грешному. Как хочется нам в этой греховной скорби, чтобы Бог внушил нашу молитву и не презрел моления нашего. Пс. 55 , ст.5. На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть? Человек праведный, богобоязненный не страшится людей, потому что надежда его – Бог всемогущий и праведный. В самом деле, что может сделать мне эта плоть, этот человек, который сам во всем так ограничен, бессилен, что не весть, что утре с ним случится? Пс. 56 , [ст.1–2]. Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды. Да будет в устах твоих чаще это моление Давида. Но с молитвою Давида имей и его упование. 3 ст. Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне. К кому и взывать, как не к вечному Благодетелю нашему, Который Сам же велит нам призывать Его в день скорби нашей? Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня [ Пс. 49:15 ]. 5 ст. Я... среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч. Как прекрасно охарактеризовал святой Давид злость людскую: из уст человеческих, точно, будто стрелы сыплются на нас иногда, а языком своим они поражают нас, нашу честь, как острым мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Текущая по произволению Божьему звезда нам воссияла, о блаженная матерь Матрона, во дни лихолетья в нашем Отечестве, как новая исповедница, бремя Христа дерзновенно и безбоязненно через всю жизнь пронесла, и Божьей благодатью поддерживаема, подавала недоумевающим вразумление, страждущим послабление, больным исцеление, благодарственно взывающим Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видевше мнози Российстии людие чудеса и исцеления, Божиею благодатию от тебе подаваемая: хромым — хождение, разслабленным и на одре лежащим — исцеление, беснующимся — духов злобы отгнание, устремишася к тебе, мати, яко к источнику неисчерпаемому, от него же испивше обильно, умиленным сердцем возопиша тебе таковая: Видели многие Российские люди чудеса и исцеления, подаваемые от тебя Божьей благодатью: хромым — хождение, расслабленным и на одре лежащим — исцеление, беснующимся — отгнание духов злобы, устремившись к тебе, о матерь, как к неисчерпаемому источнику, от него обильно испив, умиленным сердцем воззвали к тебе такими словами: Радуйся, на путь правый от младенчества призванная; Радуйся, на истинный путь с младенчества призванная; радуйся, праведнице, от Бога нам дарованная. радуйся, праведница, дарованная нам от Бога. Радуйся, целительнице, недуги наша исцеляющая; Радуйся, целительница, наши болезни исцеляющая; радуйся, в нуждах наших скоро помогающая. радуйся, в наших нуждах быстро помогающая. Радуйся, душеполезными советы нас вразумляющая; Радуйся, нас душеполезными советами вразумляющая; радуйся, недоумения наша скоро разрешающая. радуйся, недоумения наша быстро разрешающая. Радуйся, духи нечистыя от человек отгоняющая; Радуйся, нечистых духов от людей отгоняющая; радуйся, от всякаго зла молитвою твоею ограждающая. радуйся, от любого зла твоей молитвой ограждающая. Радуйся, праведная мати Матроно, теплая о нас к Богу молитвеннице. Радуйся, праведная матерь Матрона, усердная о нас к Богу молитвенница. Кондак 6 Провозвестник святости и праведности жития твоего, блаженная мати, явися святый и праведный отец Иоанн Кронштадтский, егда узре тя во храме и наименова тя свою преемницу таже и осмый столп России. Вси же, слышавше сие, прославиша Господа, возглашающе Ему песнь: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

— А насколько достоверны слухи о том, что Смольянинову приглашали в Америку, и надолго? — Меня действительно приглашали в Америку. Но понимаете, всего нужно желать. И чтобы поехать за границу, надо иметь такое стремление. Честно скажу: мне этого абсолютно не хочется, и никакого престижа в такой поездке я не вижу. Да и потом, у нас есть народная мудрость: где родился, там и пригодился. Путешествовать — дело другое. Но из того, что я делаю, устраивать шоу... с танцами и фейерверком? А именно это мне предлагали. У американцев, конечно, свое представление о культуре, и им непонятны русские, которые сидят на концерте и плачут. Для того чтобы воспринять музыкальную культуру другого народа, нужно иметь собственную культуру слушания. Если вернуться к нашей действительности, то я могу сказать совершенно ужасную вещь: люди, которые на местах, в филармониях, занимаются устройством концертов, панически боятся приглашать любого исполнителя народных песен и романсов, а тем более духовных стихов. Боятся, что народ не придет. Вот мы можем прямо сейчас позвонить с вами в любую филармонию и получим один и тот же ответ: «У нас люди на концерты не ходят. Недавно Киркоров провалился, Алена Апина зал не собрала, а вы хотите, чтобы на вас пришли». И так — везде. Но может, не всякий раз скажут, что Киркоров провалился... И получается нелепость: люди из других городов, попадая на мой концерт, подходят со слезами на глазах: «Мы повсюду ищем вас. Где вы? Что вы? Мы хотим слышать вас, найти ваши записи... Почему вы к нам не приезжаете?» Ну что тут ответишь?.. — Мы живем в суетной, гнетущей атмосфере. Есть на что надеяться? — Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что Россия — престол подножия Божия на земле. И мы должны осознать, какие мы счастливые, что здесь родились. Понять, что для нас есть наша Родина и что мы для нее. Существует легенда о небесной России как о невидимом граде Китеже. Святые, в земле Российской просиявшие, и есть наша небесная опора, которая молится за Россию земную. И потому она не может погибнуть. Именно об этом моя «Колыбельная России», которую меня всегда просят спеть.

http://sedmitza.ru/text/397239.html

- Возрождение будет, невзирая на работу разрушителей. Хотелось бы говорить о настоящем театре. Н.С.: Мы недавно ходили в театр Вахтангова, где режиссер Наталья Ковалева поставила спектакль «Очарованный странник». Потрясающе! Это такая яркая театральная форма, такое блистательное актерское исполнение, такая любовь к Родине! И почему нам все время навязывают разговоры о том, что недостойно нашего внимания. Надо об этом спектакле «Очарованный странник» и других достойных постановках говорить! Не надо говорить о том, что кто-то разделся догола на сцене и куда-то вставил себе розу! Надо говорить о том, какие талантливые люди есть на сцене, как молодежь играет! У нас прекрасный русский театр и на периферии. Нужно просто повернуть взгляд нашей критики, СМИ в сторону положительного и прекрасного, что делается на российском театральном пространстве. - Насколько правомерны сегодня разговоры о народности, о народе?.. Наш народ пережил такие катаклизмы в XX веке: богоборческую, антирусскую революцию, коллективизацию, самую страшную в истории человечества войну, хрущевскую борьбу с остатками русской деревни и русского духовенства, немыслимое обнищание деревни в постперестроечное время... Н.С.: Народ останется жить на своей земле, пока он объединен языком и культурой. Одному народу в одно время тяжело, другому - в другое, третий народ между струй проходит - ему хорошо, а четвертому народу всю жизнь трудно. Каждый народ несет свой крест, как и человек. Национальности все равно останутся, как бы ни хотели интернационалисты сделать что-то единое, говорящее на одном языке, серое, пошловатое, усредненное, доведенное до автоматизма и подчиняющееся антибожественной силе. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Русский народ встает тогда, когда он видит мировую угрозу». Война с французами началась - русский народ встал, и через полгода врагов не стало, против мирового зла фашизма опять русский народ встал. Сейчас наш народ собирает силы для борьбы с новым мировым злом. И на сопротивление этой угрозе мировой глобализации и уничтожения национальностей, когда будет существовать группа людей, а все остальные будут ее обслуживать, русский народ снова найдет в себе силы. Он уже восстает против пошлости. В народе всегда не любили два слова: пошлость и серость. И сейчас, когда нашу культуру стала разрушать пошлость, народ это сметает. Вся эта антикультура вспыхивает, как фейерверки, и гаснет. А все долгоживущее делают медленно и качественно, отбирая и сохраняя ценные кристаллики.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/29/vo...

Все проблемы русской литературы многократно усугублены и тем, что гармония обладания небесными дарами искусству секулярному вообще неподвластна. Или, сделаем уступку самолюбию художников, почти неподвластна. Искусство чувствует себя свободным и всесильным лишь в стихии противоречий и конфликтов. Мы должны ясно сознавать, что сфера художественного творчества ограничена областью души в системе христианской трихотомии: тело, душа, дух. Это вовсе не оскорбляет и не принижает искусство, но лишь точно определяет границы его возможностей. Однако пространство душевное столь обширно и необозримо, что искусство и в строго ограниченных пределах вряд ли сможет когда-либо исчерпать предназначенное ему. Точно так, как и корабль, который может плавать лишь внутри пространства, очерченного береговой линией. Вопрос лишь — куда и зачем плыть, ведь океан-то слишком необозрим. Искусство, и литература в частности, может в необозримом пространстве души замкнуться в тех областях, где душа соприкасается с телесным естеством, но может возвыситься и до сфер, пограничных с пребыванием духа. Такова в высших своих достижениях русская литература. Но знать Истину и следовать Истине не одно и то же. Какая пропасть порою лежит между двумя этими состояниями! И какая мука человеку от ощущения той бездны в самой душе его. Об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: " Быть духом, иметь духовные потребности и стремления и не находить им удовлетворения — какое мучение для души! " Эти мучения стали предметом эстетического осмысления и отображения в русской литературе. Но не поводом для отстранённого созерцания и холодного рассудочного анализа, а предметом и собственного душевного терзания художника. Главной причиной таких терзаний стало именно то счастливое (по высшей мерке) обстоятельство, что как ни сильно было западное влияние, как ни победно проникал в российскую жизнь земной соблазн, однако Православие все же оставалось неискоренённым, со всей полнотой заключённой в нем Истины, — и никуда не могло исчезнуть. Души были повреждены — да! — но как бы ни блуждала в темных лабиринтах соблазнов общественная и личная жизнь россиян, все равно стрелка духовного компаса упрямо указывала прежнее направление, хотя бы большинство и двигалось в прямо противоположном. Западному человеку, скажем ещё раз, было проще: для него неповреждённых ориентиров не существовало, так что и сбившись с пути, он порою о том мог и не подозревать вовсе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Грех есть болезнь, безумие, сумасшествие некоторого рода. Таким образом, безумно яриться, когда другой погрешает, – надо жалеть об нем или не обращать внимания на его грех или кротко, с уважением и любовью к его личности заметить ему, что он делает неладно. Всякий деспотизм, тиранию надо бросить как вовсе несообразную с достоинством человека, одаренного разумом и свободой. Как человеки мы все равны, единоправны. Не послужиша твари, сказано о трех отроках еврейских в Вавилоне, паче Создавшаго, но огненное прещение мужески поправше 53 . А мы служим твари паче Создавшего! Какой твари? – Сластям, чреву, увеселениям, деньгам, фальшивому уму и фальшивому образованию стихийному. Сердце всё более и более грубеет от лакомой пищи и питья, так что скорби необходимы, чтобы плоть не возобладала над духом. Я многоядца-грешник. Теперь многие бегают и тайной исповеди, стыдясь открывать духовнику, подобострастному 54 себе человеку, грехи свои, и когда на Страшном Суде изобличатся грехи грешников пред целым миром и пред Ангелами, – стыд и страх от этого откровения греховных дел своих будет ужасный: грешники будут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! [ Лк. 23, 30 ]. Не лучше ли в тысячу раз открыть грехи свои здесь, раскаяться в них и впредь всячески избегать их? Исповедь необходима 1) как свидетельство сознания своих грехов и их ответственности, важности, лживости, безумия и 2) как наказание, состоящее в перенесении стыда от своих студных дел. Изображая на себе крестное знамение, мы тем исповедуем распятого нас ради Господа Иисуса Христа, ибо вся сила умилостивительной жертвы заключается в страданиях и крестной смерти за нас Сына Божия, – значит, в кресте вся сила. «Да не стыдимся исповедовать Распятого, – говорит святой Кирилл Иерусалимский , – с дерзновением... да изображаем знамение креста» 55 . Кто не будет хорошо изображать на себе крестного знамения, того считать виноватым 1) против Спасителя и 2) против законоучителя, как ослушника, и 3) того лишать обеда. Вы, педагоги, уничтожившие телесные наказания для детей, имели в виду при уничтожении этой педагогической меры только достоинство человека природное, но забыли, что человек, и разумный и дитя, есть разумное, свободное существо, растленное грехом и непрестанно болящее этим нравственным растлением, и что против разлива этого растления необходимы наказания телесные: плоть – грешная, плоть пусть и мучится, терпя наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Далее Господь научает нас нелицемерному посту и говорит, чтобы мы вступали на поприще поста не с унылыми, а с бодрыми лицами, как истинные и верные воины Христовы, вступающие на борьбу с грехом и многострастной плотью своей, при помощи и содействии всемощной благодати Христовой и пред лицом Отца Небесного, у Которого готова награда всем истинно подвизающимся против прелести греховной. Помажь голову твою, – говорит Спаситель, – и лицо твое умой. Помажь голову, т.е. елеем милостыни умасти душу твою и елеем чистоты лицо души умой, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Далее, Господь научает нас отрешать свои сердца от земных сокровищ и от земных пристрастий и побуждает желать и искать сокровищ небесных, – во-первых, потому, что души наши – небесного происхождения и бессмертны, а земные блага, как грубые, тленные и преходящие, недостойны нас, сотворенных и искупленных кровью Сына Божия для наслаждения духовными и вечными благами; а во-вторых, потому что, прилепляясь сердцами к земным благам, мы через то и их делаем земными, грубыми, низкими, страстными, и себя – неспособными любить Бога и ближнего, тогда как в любви состоит главная цель и обязанность нашей жизни. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:19–21 ). Святой Иоанн Златоуст витийствует об этом так: «Большой для тебя вред, если ты прилепишься к земному, будешь рабом вместо свободного, отпадешь от небесного, не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о деньгах, о процентах, о прибытках и гнусных корчемствах. Что может быть бедственнее сего? Такой человек впадает в рабство, тягчайшее рабства всякого раба, и, что всего гибельнее, произвольно отвергает благородство и свободу, свойственные человеку. Сколько ни беседуй с тобой, но ты, имея ум, пригвожденный к богатству, не можешь услышать ничего полезного и необходимого для тебя, ибо где сокровище твое, там и сердце твое... Но если положишь сокровище посредством милостыни на небе, то не только сподобишься за это небесных почестей, но еще и здесь получишь награду, возносясь на небо, помышляя и заботясь о небесном. Ибо очевидно, что ты туда же перенес и ум свой, куда положишь свое сокровище, и, напротив, ты будешь испытывать совершенно противное, когда свое сокровище положишь на земле».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Единственно благий Пастырь Господь пасет вас, братия мои, внутренно, пасет озарениями, вразумлениями, скорбями, радостями, милостями, наказаниями. Будьте внимательны к Его внутреннему, таинственному пасению, всеблагому, премудрому. Мы, облеченные Его саном и властию пастыри, также пасем, пасем вас на пажити Господней – Евангелии, проповедуя вам слово евангельское, и вы должны слушать нас, ибо слушаяй нас, Его слушает, и отметаяйся нас, Его отметается [ Лк. 10, 16 ]. Мы должны пасти с мудростию, кротостию, смирением, долготерпением. Прости, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин... Здесь прости значит: в простоте сердца, – значит, и в других случаях то же значит, а не то, что «стоя прямо»: это само собою разумеется. Если случится раздражиться, то немедленно должно раскаяться, чтобы огонь геенский не внедрился в душу и в тело и не начал тлить и ту и другое. Здесь вера и горячая, глубокая молитва покаяния спасает человека от разлития геенского огня и всех вредных последствий его и возвращает ему тишину и спокойствие. Не тот кроток, кто никогда не раздражается, но кто, раздражаясь внутренно, сдерживает свой гнев и не изливает его на других или кто, раздражившись по немощи, тотчас кается и просит прощения у обиженного. Не раздражаться не значит вовсе не гневаться. Есть место справедливому гневу... Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [ Мф. 11, 29 ]. Кротость и смирение неразлучны. Кротость проистекает от смирения. Из-за каких пустых вещей раздражаемся, яримся, злобимся, иногда из-за одного слова, иногда из-за сладкого куска или за несколько копеек! Что же лучше: душевное спокойствие или вещь пустая? Слово стерпеть или бессловесно яриться? Сколько уроков, сколько назидания каждый день будничный, каждый воскресный, каждый праздничный – ибо каждый святой дня своим примером поучает нас какой-либо добродетели, каждый воскресный и праздничный день дает назидание – а мы всё остаемся без исправления, исполненные страстей! Отчего? От невнимания. Благодарю Господа за чудеса спасения, явленные ныне (17 февраля) на мне, окаянном, во время обедни, в классе и дома по уязвлении злобою на нищих. Стараться преподать с твердостию и ясностию гимназистам то, что должно сопровождать их всю жизнь, именно: молитвы утренние и вечерние, богослужение, исторические уроки, катехизические уроки,– пусть напечатлеются в их сердце доблести лиц истории ветхозаветной, святейший образ Иисуса Христа, доблести и подвиги святых апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых. Чаще обращать их мысли на нравоучительную сторону предмета. Объединять их познания. Сласти сильно подавляют наши сердца. Надо немедленно остеречься их. Как мы, земнолюбивые, дерзаем предстоять престолу Господа славы и совершать служение ангельское и вкушать Тело и Кровь Божественного Агнца!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Много разговоров ведётся на тему искусственного происхождения ковида. Есть основания рассматривать его в качестве биологического оружия глобалистов и об этом фактически прямо говорит Митрополит Тихон (Шевкунов) в своем интервью , говоря о третьей мировой войне и об этом сказал известный оптинский старец о. Илий. И действительно нынешние потери населения, не только от COVID-19 (от него самого не более 50%) – 1000 человек в день, целый полк за сутки, что напоминает военные сводки с фронтов, остальные умирают от неоказания вовремя медпомощи и множества других причинам. В этом случае, официальное признание со стороны нашего государства искусственности вируса и факта биологической войны против национальных экономик, могли бы вызвать большее понимание у населения и стимулировать людей вакцинироваться. Но со стороны государства подобное признание, как и опровержение, отсутствуют. Этот факт, опять же, оставляет большую свободу для интерпретации и принятия решений. Видеть в «антиваксерстве» лишь происки глобалистов и народную «темноту», как минимум, – упрощать проблему. Официальные СМИ создали достаточный повод для формирования разного отношения, как к самому вирусу, так и к прививкам против него. И сейчас всё усложняется тем, что, к сожалению, происходит радикализация с обеих сторон. В антиваксерских чатах (форумах) к сожалению, активно проявляют себя «ревнители не по разуму», которые вбрасывают «страшилки» и так называемые «фейки», и разобраться, где адекватные вопросы и мнения, а где бред или подлог – не так просто, что явно не способствуют разрешению возникших противоречий… С другой стороны, звучат предложения привлекать по УК РФ антиваксеров и тех, у кого после прививки нет антител к аденовирусу (что не является свидетельством, что сертификат куплен, антитела могут не образоваться и после прививки). Недавно в «костёр» общественного противостояния подбросили дровишек в недавней передаче на канале «Спас», где сначала слили в сеть интервью с старцем Илием, а в передаче выпустили, немного подрезав его. При этом о. Илий ничего не сказал против вакцинации, он говорил о биологической войне и опасности её перерастания в ядерный конфликт. В его интервью не было ничего крамольного, старцы в разные века касались эсхатологии и катастроф, например, святой праведный Иоанн Кронштадтский писал и проповедовал на тему эсхатологии и возможных будущих катастроф. На канале «Спас» хотели, видимо, как лучше, обойтись без эсхатологических элементов, но в итоге получился скандал с редактированием слов известного старца…

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/09/ko...

пять часов вечера. Когда я гулял сегодня вечером и взирал на небо, мне пришла на мысль чудная гармония всего мира Божия, я возвысился мыслию к Виновнику всего Богу, вообразил Его величие, безначальность, благость бесконечную, премудрость, всемогущество, святость, неизреченную красоту, бесконечный покой, бесконечный свет, бесконечное блаженство, неизменяемость, и потом подумал: если во всем мире Божием такая чудная гармония, красота, вследствие самого точного, строгого соответствия сотворенных вещей, великих и малых, законам Творца, то отчего нет гармонии в мире нравственном на земле, между человеками, совершеннейшим творением, этим малым миром? Отчего в нем столько нравственного безобразия, столько бедствий, нестроений, неправды, например захвата богатств земных одними и совершенной бедности других или взаимной ненависти и зависти, гордости, роскоши, объядения, пиянства, любодейства, непотребства и пр.? И нахожу причину всего этого в первоначальном несоблюдении творческой заповеди: не снесте от него [ Быт. 2, 17 ]. Причина всего зла – самолюбие и жадность человека и преувеличенное о себе мнение. Большинство живет только для себя; многие, многие живут как боги, боготворящие себя и требующие, чтобы и другие их обожали. Гармонию в душе своей можно восстановить в себе чрез соблюдение заповедей Евангельских. Приидите ко Мне... и Аз упокою вы [ Мф. 11, 28 ]. Пришедши к морю, взглянул я вдаль и увидел свет маяка, ярко блестевшего самым чистым светом. От этого света вознесся я к свету нетленному, вечному, духовному, коим вечно сияет Господь, коим вечно сияют святые Ангелы, сияют и будут сиять святые угодники, – и подумал я, зачем я еще прилепляюсь к этому временному, тленному свету, к этой стареющейся, пустой жизни? Зачем впадаю в тьму греха и страстей, зачем омрачаюсь столь часто и столь безумно греховным мраком, – и решил: время мне прейти от тьмы во свет, от страстей к добрым делам, от злобы к любви, от невоздержания к воздержанию, от земной, тленной, нечистой любви к небесной, святой, нетленной, от лицемерной и корыстной к нелицемерной и бескорыстной, от любви тварей к любви Творческой, Троической.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010