Знаем только то, что о существенном в вере они имеют очень мало разумения. Как в начале своего отпадения от Церкви, так и в настоящее время верование их почти исключительно сосредоточивается на одной внешности. Когда заграничные беглецы и основатели так называемого австрийского священства – Алимпий Милорадов и Павел Васильев искали в отдаленных странах Востока «древляго благочестия»: то они не заботилось разузнать самое вероучение восточное – православно ли оно, но все внимание их обращено было на то, как верующие на востоке слагают персты для молитвенного осенения себя крестом. 7 Те мнимые новшества, против которых некогда неистовствовал протопоп Аввакум, священники – Лазарь и Никита, диакон Феодор и др., для благомыслящих старообрядцев 8 сами по себе не составляют теперь такой преграды, которая бы им не позволяла быть в послушании православной Церкви, если бы сии новшества не начинались отменением печатания в псалтирях учения о двуперстном сложении, и не оканчивались напряженным и часто неспокойным усилием обличителей раскола в первой половине XVIII века. 9 По нашему крайнему разумению, в примирении лиц любящих двуперстие с содержащими троеперстие, одно простое указание на свидетельства о трехперстии, хотя бы самые древние, без постепенного разъяснения исторического их хода, мало будет полезно. Нет надобности умножать сии указания или свидетельства, как это сделал покойный иеросхимонах Иоанн. Не лучше ли взять в рассмотрение одно первое по важности (по старообрядческому разумению) свидетельство о двуперстии, и показать, что оно в древности было учением троеперстия, – что двуперстие явилось в Церкви Русской после, как небывалое новшество. С таким намерением мы, в виде опыта представляем благомыслящему читателю рассмотрение так называемого Феодоритова слова, считая именно это слово за главное основание старообрядческого учения о двуперстии. 10 Хотя учение о двуперстии старообрядцы, кроме Феодоритова слова, подкрепляют свидетельствами святого Мелетия Антиохийского и преподобного Максима Грека , но в настоящее время благоразумнейшие из них сами сознают, что свидетельство св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

И пускай нас мало, с нами Господь. Вся наша сила, все достояние русского народа – в благодати Христовой, которую хранит наша церковь . Это то, что наши предки спасли ценой своих жизней, и то, что пытаемся сберечь мы. А никонианство – это ересь, существующая 300 лет – любой старовер вам это скажет. Исконная вера, которая пришла в Русь из Константинополя, сохранена только нами, старообрядцами. О богатстве и РПЦ Я считаю, что в наше время РПЦ – это уже не церковь , а идеология. Коммунистическая не выдержала испытание временем, демократическая не прижилась, и сейчас взялись за религию. Никониане достигнут большой политической власти, все идет к этому, но они ведут страну к Антихристу. Это как надувной шарик – он огромный, уже все захватил, но только иголочку поднеси – и конец... Люди, к сожалению, смотрят на внешнюю силу, а в суть не вникают. Случай был. Еду в поезде в Москву, и тут попутчик замечает, что я священник, и начинает: " Да как вы можете, как вам не стыдно, принимаете у новых русских деньги, строите церкви . Один построил храм, и в его честь назвали, как вы можете такие церкви освящать? Это же криминальный авторитет " . Говорю, что я старообрядческий священник, и не имею отношения к русской православной церкви . Мужчина начинает извиняться. У нас пьяные попы не ездят на " Майбахах " и никого не сшибают. У нас нет содомитов. Мы не занимаемся политикой. Где вы видели нас? Мы живем скромно, зарплата священника зависит от возможностей прихода и пожертвований. Как говорится, поп живет от алтаря. Мы сами выживаем. Люди жалуются, что им тяжело жить, потому что они не воруют. Мы тоже не воруем и у воров ничего не берем, и с этой власти мы ничего не просим. Наши прихожане – в основном простые люди, с богатыми страшно иметь дело. Милостыня – это общение, если взять деньги, заработанные нечестным путем, то сам приобщишься к этому воровству, блуду и так далее. Мы строим храмы и сохраняем общины, на это уходят все наши ресурсы. Но нам очень не хватает талантливых людей. Иные и хотели бы петь Богу, но за больший заработок. А чтобы саму церковь содержать, тоже нужны деньги. У меня в храме люди работают практически задаром, потому что хотят спастись. Материальная база старообрядческих церквей очень слабая, нужна помощь не то что на местах, а даже маленькой московской певческой школе, которая выпускает в год по 12 ребят.

http://religare.ru/2_99332.html

Насколько активно претендуют на дореволюционное имущество другие конфессии? Игорь Бабушкин: Пока основная часть заявок поступает от Русской Православной Церкви с охватом практически всех епархий в разных уголках страны. На втором месте по активности Совет муфтиев России. Это и Татарстан, и Рязанская область, и Северный Кавказ, Калмыкия. Далее - православные старообрядческие конфессии, римско-католическая и лютеранская церкви. Интерес проявляют Федерация еврейских общин России, Армянская апостольская церковь, буддисты. Два года на выезд Помимо 2,5 тысячи бесхозных храмов есть еще и церковные здания с хозяевами. Их занимают вузы, НИИ, музыкальные, спортивные, художественные школы, почта и отделения связи, полиция, поликлиники, пожарные части, общежития и дома, которые в советские годы переведены в статус жилого фонда. Что происходит с этими помещениями, которые Церковь выразила намерение вернуть и получила «добро»? Игорь Бабушкин: Основная проблема - освобождение помещений. В перспективе и школы, и общежития, и органы правопорядка должны покинуть здания. А взамен получить новую прописку. Для таких объектов предусмотрен 6-летний период высвобождения с момента принятия решения об их передаче Церкви (для казны - 2 года). Переселяться они должны, соответственно, за счет федерального и местных бюджетов, сообразно подведомственности организаций. Это значит, что отделение полиции переселяет Российская Федерация, а городскую музыкальную школу - город. Для зданий, принадлежащих Российской Федерации, решение проблемы в руках отраслевых министерств - министерств образования, здравоохранения, МЧС, МВД, министерства культуры, минкомсвязи и других. Именно эти ведомства должны получать бюджетное финансирование для достойной замены помещений. Затем правительство утверждает план передачи с мероприятиями по переселению по новому адресу. И как идет переселение? Игорь Бабушкин: За три года по этому алгоритму не освобождено ни одного «занятого» церковного здания. В «Почте России», например, провели кропотливую работу, нашли новые помещения, чтобы приспособить почтовые отделения для обслуживания конкретных территорий. Хотели купить площади и сделать ремонт. Но в итоге бюджет в финансировании отказал.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Пафнутием (Овчинниковым) , из-за чего состоялся соборный суд над А., оправдавший его. В июле 1862 г. А. вместе с 4 старообрядческими епископами подписал Окружное послание , критиковавшее учение беспоповцев и содержавшее главу «О верованиях и заблуждениях новообрядческой Церкви», в к-рой говорилось о возможности соединения старообрядцев с РПЦ при условии возвращения последней к дониконовским обрядам. Послание вызвало разделение старообрядцев на окружников и неокружников (соответственно принявших и непринявших послание). Для ликвидации разделения Белокриницкий митр. Кирилл 24 февр. 1863 г. отменил Окружное послание, под актом, уничтожавшим послание, подписался также А. Несмотря на это, у митр. Кирилла сохранилось убеждение в том, что А. изменил старообрядчеству и готов к соглашению с «никонианами», следствием чего стало поставление в Соколинцах (Австрия) др. архиепископа Московского и всея России - неокружника Антония (Климова), к-рый, обосновавшись в подмосковных Гуслицах, безуспешно боролся против А. до своей смерти в 1870 г. А.- первый старообрядческий архиерей, погребенный на Рогожском кладбище. Благодаря Уральскому еп. Арсению (Швецову) , бывшему более 15 лет письмоводителем у А., влияние личности А. сказалось на становлении многих видных деятелей Белокриницкого согласия: Ф. Е. Мельникова , митр. Иннокентия (Усова) , архиеп. Иосифа (Моржакова) . Б-ка, собранная А., насчитывала до 1000 томов, среди к-рых было более 240 рукописей (кон. XIV - 70-х гг. XIX в.) и гектографических изданий. По завещанию А. его собрание в 1881 г. поступило в б-ку Рогожского кладбища, национализированную в 1918 г. В наст. время рукописное собрание из б-ки А. составляет фонд 247 РГБ. Арх.: РГБ. Ф. 246, 247. Лит.: Субботин Н. История так называемого Австрийского, или Белокриницкого, священства. М., 1899; он же. Материалы для истории так называемой Австрийской, или Белокриницкой, иерархии. М., 1899; Арсений (Швецов), еп. Уральский. Жизнь и подвиги Антония, старообрядческого архиеп. Московского и Владимирского. М., 1995; Вургафт, Ушаков. Старообрядчество. С. 31-32. А. Езеров, Д. Н. Канаев Рубрики: Ключевые слова: «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца ИРИНАРХ (Парфёнов Иван Васильевич; 1881-1952), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия) АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии

http://pravenc.ru/text/116034.html

Старообрядчество, неоднократно переживавшее эсхатологические тревоги, приняло события вокруг ИНН достаточно спокойно. Объяснять это можно, наверное, по-разному, но факт несомненен. Древлеправославная поморская церковь (беспоповцы) вообще не обсуждает этот вопрос, при том, что для беспоповцев всегда был характерен эсхатологический радикализм. Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви в октябре 2000 г. определил, что в ИНН не следует видеть печать антихриста и вопрос о том, принимать ли его, есть дело личных убеждений. Особняком стоят только так называемые " беглопоповцы " или Древлеправославная Церковь (иерархия в которой в 1923 году установилась с переходом из обновленчества архиепископа Николы (Позднева)). Ее Освященный Собор в августе 2000 г. пришел к выводу, что ИНН - предвестник печати антихриста, превращающий человека в обезличенное число. Малочисленность паствы Древлеправославной Церкви, положение которой усугублено внутренними нестроениями, не позволяет назвать ее позицию типичной для российского старообрядчества. В социально-психологическом плане необходимо осознать, в каком обществе происходят сегодняшние события. В прежние времена марксизм пытался находить социально-классовые корни всех религиозных движений. Теперь, кажется, игнорируется всякая связь между процессами в Церкви и в российском обществе, так, как будто церковная жизнь происходит в полной изоляции, в вакууме. Между тем, для современного общества характерна неуверенность граждан в завтрашнем дне, социальная несправедливость, колоссальное неравенство уровней жизни богатых и бедных. Вспомним, как регулярно в последнее десятилетие действия государства оборачивались неприятностями и тяжкими последствиями для людей: обмен денег при Горбачеве, обвальный рост цен и гибель сбережений в 1992 г., дефолт 1998 г. и т.п. Это породило огромное недоверие народа к попыткам государственного вмешательства в денежные дела граждан. Конечно, нельзя прямолинейно объяснять неприятие ИНН как " религиозную форму социального протеста " . Но психологически, на подсознательном уровне, этот фактор влияет на события вокруг ИНН. Возможно, что известную роль в возникновении смуты сыграла злонамеренная воля и целенаправленная пропаганда неких кругов, заинтересованных в дестабилизации обстановки в России. Однако эти усилия могли стать успешными только в " благоприятной " ситуации, когда часть общества внутренне готова поверить такой пропаганде.

http://zavet.ru/inn-shahov.htm

Церковная реакция на деятельность сект в XIX в. была и запоздалой, и скромной даже по меркам того времени. Сектоведческая тематика в духовных академиях с 1814 г. не выделялась в отдельный предмет, и была разнесена по многим дисциплинам. Сведения о сектах были самые общие, и никакие методы изучения, и противостояния сектантству не рассматривались. По уставу 1869 г. содержание сектоведческой тематики было более конкретизировано, и она была включена в академическую дисциплину «История и обличение русского раскола», отнесенной к церковно-историческому отделению. Термин «раскол» в 1860–1870 гг. все еще использовали для обозначения всех отпавших от Церкви, поэтому четкого разграничения между старообрядчеством и сектантством не было, т. е. в указанное время он охватывал и старообрядческие толки, и секты. 3 Этот предмет фактически был недоступным для выпускников семинарии, готовивших приходских священников В Российской Православной Церкви в 1880-х гг. складывалась парадоксальная ситуация. С одной стороны, количество сектантов, которых, по словам свт. Феофана Затворника было, «что червей на падалище», 4 составляло, по данным из церковных публикаций, от 2–4 млн. до 8–11 млн., с другой стороны, не существовало такой дисциплины как сектоведение, а имевшиеся предметы не совсем отвечали требованиям, предъявляемым к основательной подготовке противосектантских миссионеров. Оценивая недостаточный уровень готовности приходского духовенства после реформы академий 1884 г. к борьбе с сектами, известный миссионер епископ Алексий (Дородницын) указал на две причины. Первая – ненадлежащее знание заблуждений сект, в частности, сект протестантского происхождения. И вторая – отсутствие знаний о методах борьбы с ними. «Вина в этом случае падает не на духовенство, а на духовную школу, – отмечал еп. Алексий, – которая не дала своим питомцам надлежащих сведений о протестантизме и протестантских сектах… питомцы… [которой], хорошо объяснялись на средневековой латыни, знали математику, физику, медицину и сельское хозяйство, но не знали Библии , т. е. не знали именно того, с чем теперь в руках оперировали баптисты, хорошо изучившие библейский текст». 5 При таком положения духовенство не смело вести активную миссию среди сектантов, а вынуждено было только защищаться, и таким защитительным характером отличалась его борьба почти до конца 1880-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/isto...

   Журналист и православный историк Леонид Болотин выступил с докладом «Идеология документов Приамурского земского собора», в котором показал эволюцию идей, двигавших белым правительством Владивостока, после приезда туда Михаила Дитерихса в июне 1922 года. Важно, что в условиях разразившегося в Приамурье политического кризиса и двоевластия Народное собрание предложило уважаемому царскому генералу должность председателя правительства, но по прибытии из Китая он решительно осудил любые попытки «революционного творчества» против законной власти, напомнив, что с февраля 1917 года началась катастрофа всей России. Вместо захвата власти он заступил в командование войсками Временного приамурского правительства, чтобы вдохновить всех честных русских людей, во всем мире следящих за происходящими на Дальнем Востоке событиями, и продолжить борьбу с антирусским советским режимом. В этой борьбе не должно было быть места личным началам, но все приносится в жертву во имя сохранения надежды на освобождение России от большевиков. Об этом он сам заявил в приказе и впервые в идеологии белогвардейцев четко выразил осуждение февраля 1917 года в политическом контексте и христианскую идею жертвенного служения. Если до него целью местной администрации было только ограждение края от большевиков, то М.К. Дитерихс возвращает идею наступления и свержения власти большевиков по всей России. Его укорененность в православном самодержавии повлияла на характер Приамурского земского собора, который изначально планировался как аналог учредительного собрания, но только с более архаичным названием. При генерале Дитерихсе на стадии подготовки были внесены изменения, придавшие будущему Собору сильный церковный уклон. К обязательному участию, по служебному положению, привлекались епископы и священнослужители Православной Церкви, Старообрядческой Церкви и военный мулла, а почетным председателем назначался патриарх Тихон. Это было исключительное явление в истории Гражданской войны, поскольку Православная вера стала ключевой идеологемой Собора, тогда как в декларациях других белогвардейских лидеров и их правительств религиозная составляющая была формальной частью общей риторики политических деклараций. Конечной целью приамурских соборян ставится сплочение вокруг «единого державного вождя на единой Русской земле», т.е. явно выражена монархическая идеологема, но само слово «царь» или его синонимы в соборной грамоте отсутствуют. Вероятно, господствующие в белогвардейской среде идеи непредрешенчества оказались настолько сильными, что благая цель восстановления монархии была выражена иносказательно. Таким образом, Собор посеял семя, которое еще не взошло.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/06/uvidev...

В 1922 г. еп. Николай перешел в обновленчество , указом обновленческого синода от 28 сент. 1922 г. назначен управляющим Саратовской епархией и возведен в сан архиепископа. В июле 1923 г. соборным постановлением 14 архиереев во главе с патриархом Московским и всея России св. Тихоном еп. Николай за уклонение в раскол был осужден и запрещен в священнослужении (возможно, было также единоличное запрещение еп. Николая патриархом, см. ниже). В 1923 г. Николай (Позднев), предвидя возможное смещение с обновленческой Саратовской кафедры, вступил в переговоры о присоединении к старообрядчеству со старообрядческим архим. Климентом (Логвиновым), главным исполнителем планов поиска архиерея для беглопоповцев. Ранее, до переговоров с еп. Николаем, Климент обращался в обновленческий синод с просьбой о своей хиротонии во епископа на основах единоверия . Синоду стало известно о том, что планы Климента не пользуются поддержкой старообрядцев, и ему было отказано. 24 окт. 1923 г. Климент присоединил еп. Николая к беглопоповцам через проклятие «никонианской» и др. ересей (3-м чином), при этом последний продолжал свое служение в качестве обновленческого иерарха, совершал рукоположения обновленческих клириков. (Свои действия еп. Николай предварительно согласовал с высшим руководством обновленцев, т. к. в ответ на свое прошение (несохранившееся) получил от обновленческого синода телеграмму (от 23 окт.) с согласием на его переход к старообрядцам при условии пребывания в каноническом общении с синодом; см.: Тимофеев. Новые сведения.) В 1923-1924 гг. в епархиях, где было много старообрядцев, некоторые православные и обновленческие клирики присоединялись к беглопоповцам. Эти случаи были преимущественно следствием разлада в церковной жизни в результате ареста патриарха Тихона, однако у них имелось обоснование в дореволюционной церковной практике. Со времени имп. Николая I Павловича существовали планы присоединения беглопоповцев к Русской Церкви на правах единоверия, и на этих условиях ряд духовных лиц получили разрешение священноначалия на переход к беглопоповцам, К. П. Победоносцев запрещал преследовать переходящих к беглопоповцам правосл. священников. В 1906 г. в 6-м отделе Предсоборного присутствия и в 1912 г. на 1-м единоверческом съезде обсуждалась возможность поставления единоверческого епископа для присоединения к единоверию беглопоповцев (Журналы и протоколы высочайше учрежденного Предсоборного присутствия. СПб., 1906. Т. 2. С. 219-233; Труды 1-го всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев). М., 2012. С. 30-32, 189-191). Эта мысль повторялась и на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. при подготовке постановления о единоверии (Собор, 1918 г. Деяния. Т. 6. (Кн. 7). С. 36-48).

http://pravenc.ru/text/2565614.html

В начале октября французы заняли Боровск и подошли к Малоярославцу. После сражения под Малоярославцем французские полчища двинулись в сторону Калуги. Епископ Евлампий с духовенством молились перед чудотворной Калужской иконой, которая находилась в храме Рождества Богородицы села Ромоданова. И заступничеством Богородицы враг не вошел в город, а начал отступление по Смоленской дороге. Взятые под Малоярославцем пленные французы свидетельствовали, что «на них внезапно напал страх и трепет, так как они увидели стоящую на воздухе Калужскую икону Божией Матери... и услышали Ее повеление идти к Гжатску» 3 . Поэтому третье празднование ей совершается 12/25 октября в память спасения Калуги от нашествия наполеоновских войск в 1812 году. К слову, свою всероссийскую известность икона получила именно после этих военных событий. О явлениях и чудесах от нее доложили императору Александру I и Святейшему Синоду, что сделало ее почитание общецерковным. Празднование 12/25 октября было также установлено с совершением крестного хода. «Изнесение иконы из села Калужки в ближние пределы» стало частой практикой, так что икона много путешествовала. Ежегодно святыня доставлялась даже в Оптину пустынь. Однажды от нее получил благодатную помощь («некоторое облегчение», как написано в летописи обители) преподобный старец Амвросий Оптинский, который болел водянкой. Неоднократно крестные ходы совершались для избавления Калуги от разных болезней и пожаров. Приносилась святыня для помощи жителям южных пределов Калужской губернии, и только город Боровск, около половины населения которого составляли старообрядцы, долго не признавал святую покровительницу. Но в 1899 году после исцеления жены коллежского асессора Зинаиды Чуфаровской икона по просьбе этой семьи была принесена для поклонения верующих в Боровск, где к крестному ходу все же примкнули старообрядцы, «которые за все время трехдневного пребывания святой иконы в городе присутствовали за богослужениями в соборном храме» 4 . Так икона стала почитаться и приверженцами старых традиций. Существуют даже некоторые списки Калужской иконы, выполненные в древнем стиле старообрядческой иконографии. С тех пор она чтится и как «раскольников на путь благий обращающая», потому что «Божественную веру прославила еси, прелесть же раскола посрамила еси» 5 . В тридцатые годы XX века храм Рождества Пресвятой Богородицы села Калужки, в котором пребывала явленная икона, был закрыт, колокола сброшены, церковные ценности конфискованы. Существует версия, что икону переносили из храма в храм, пока она не оказалась в местном краеведческом музее. Но «в сороковых годах XX века, при Онисифоре (Пономарёве), еп. Калужском и Боровском, Калужскую икону вернули Русской Православной Церкви и поставили в храме вмч. Георгия " за верхом " , приобретшем в советский период статус кафедрального собора». Там она находится и сегодня (см.: Легостаев В. В. История церкви с. Калужка. Калуга, 2000. С. 73–74).

http://e-vestnik.ru/church/kaluzhskaya_i...

Для публикации выбрана третья тема как особо характерная для иллюстрации общей тематики сборника и яркая с литературной точки зрения – показать взаимодействие светских и богословских наук в области образования на примере Московской духовной академии, с которой сам автор был связан самым непосредственным образом – как преподаватель церковного права с 1911 по 1913г. Для подготовки лекции автор пользуется в основном научной европейской литературой, переводившейся на русский язык в дореволюционную эпоху. Биография Николая Дмитриевича Кузнецова как представителя светской и богословской науки достаточна характерна. Он родился в городе Вязьма Смоленской губернии, учился в Москве, куда ему пришлось переехать вместе с семьей. После окончания 4-й Московской гимназии и Московского университета (1886) он учился заочно в Санкт-Петербургской духовной академии (1887–1891) и затем на дневном отделении в Ярославском Демидовском Юридическом Лицее (закончил его в 1896), в котором в дальнейшем он в течение некоторого времени преподавал церковное право. Впоследствии он продолжал совмещать государственную службу с занятиями церковным правом и апологетикой. Постепенно Николай Дмитриевич все более и более активно принимал участие в жизни Русской Православной Церкви, а в 1905г. он был избран членом Особого Предсоборного присутствия. В 1901г. он защитил кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургской духовной академии на тему «Христианство как идеал личной жизни человека на первых ступенях его развития», а в 1911г. – магистерскую диссертацию «К вопросу о свободе совести. Закон о старообрядческих общинах в связи с отношением церкви и государства» в Казанской духовной академии. В этом же году Н.Д. Кузнецов был избран на должность доцента кафедры Церковного права Московской духовной академии, из которой он был уволен в 1913г. ввиду сложности совмещения общественной и судебной деятельности с преподаванием. И, наконец, в 1911г. появилась его первая публикация по апологетике: «Русская художественная литература в отношении к вопросам религии» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010