Резиденцию в обиходе так и называли: " Трехсвятительское подворье " , дом находился на 2-й Парковой аллее. На этот адрес посылали свои письма те прихожане, с которыми владыка состоял в переписке. Некоторые из них выводили на конверте: " Серебряный Бор, 2-я просека... " В резиденции митрополита находилась небольшая часовня и великолепная ризница с древними иконами еще дониконовского времени. Никодим благожелательно относился к старообрядцам и искренне мечтал об их сближении с Русской Православной Церковью. У владыки была митра, изготовленная на древнерусский манер, с меховой опушкой, в которой он служил только в Новгороде. У себя в резиденции он часто носил старообрядческую монашескую полумантию. Именно по инициативе митрополита Никодима Поместный собор 1971 г. принял решение о снятии соборных проклятий на старые церковные обряды и их последователей, а также разрешил староверам посещать храмы Московского Патриархата и причащаться в них в случае необходимости. Энергия митрополита была неисчерпаемой. Даже восстанавливаясь после очередного инфаркта он разрывался между обеими столицами. Иногда нужно было отправить в Питер что-то срочное. И тогда начинал работать " воздушный мост " . Иеромонах Лев (Церпицкий, нынешний архиепископ Новгородский) выезжал на архиерейской " Чайке " в " Шереметьево " и вылетал в Ленинград. Секретарь епархии протоиерей Борис Глебов встречал его в аэропорту " Пулково " , и епархиальная " Волга " следовала к адресату. Иногда вдогонку следующим рейсом посылали кого-нибудь из иподиаконов. Затем бумаги возвращались в Первопрестольную к митрополиту. Бывали дни, когда отец Лев делал за день две " ходки " туда и обратно. В шутку его называли " аэромонахом " . Можно себе представить, сколько мог бы сделать полезных для Церкви дел митрополит Никодим, если бы дожил до эпохи, когда появились факс и электронная почта! Заграница Будучи начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме (1957-1959 гг.), архимандрит Никодим выучил иврит и арабский и владел ими в совершенстве. Неутомимый начальник миссии объездил Святую землю с Библией в руках. Прибыв в какое-либо место, упомянутое в

http://religare.ru/2_11994_1_21.html

Унаследованная от Византии симфония Церкви и Царства признавалась и в России, но в своей юридической реализации и политической практике этот идеал подвергся радикальной деформации. Православие, согласно Основным законам Российской империи, есть вероисповедание государя и большинства его подданных. Параграф 42-й Основных законов провозглашал: «Император, яко Христианский Государь, есть Верховный Защитник и Хранитель догматов господствующей веры и Блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». Лишь одно обстоятельство могло освободить российских подданных от присяги на верность государю – отказ его от Православия. Россия – многонациональное государство. Свободой веры пользовались в нем все подданные, принадлежавшие к национальным вероисповеданиям, но она не распространялась на носителей экзотических, изуверских или незаконно появившихся у нас религий и конфессий, кроме того, пределы такой свободы были различны для разных вероисповеданий. Все признанные в Российской империи религии по объему прав и привилегий, с одной стороны, и всякого рода стеснений и ограничений, с другой стороны, можно выстроить в иерархический ряд. За господствующей Православной Церковью следовали Лютеранская и Реформаторская Церкви, община гернгутеров (протестантская секта), Армяно-григорианская, Армяно-католическая и Католическая Церкви. Вслед за данными христианскими конфессиями стояли общины евреев-караимов, магометан-суннитов и шиитов, евреев-талмудистов; последней из привилегированных общин считалась Буддистско-ламаистская Церковь калмыков и бурят. Общины молокан, духоборцев, субботников, скопцов, хлыстов и иных крайних сектантов законами Российской империи не признавались. Всего лишь терпимыми, но лишенными привилегий являлись шотландские и базельские сектанты, меннониты и баптисты Закавказья, сибирские шаманисты и самоеды-язычники, русские старообрядцы 77 . Существенно изменил правовой статус инославных и иноверных исповеданий Указ императора об укреплении начал веротерпимости, изданный 17 апреля 1905 г. Он значительно расширил права старообрядческих и сектантских общин, не носивших изуверского характера. Почти во всех отношениях (в частности, во владении имуществом от имени религиозных обществ, в праве на сооружение молитвенных домов, на устройство скитов, обителей, на печатание богослужебных книг, преподавание своим детям Закона Божьего, ведение метрических книг) они были уравнены с ранее признанными государством христианскими церквами. Приверженцы белокриницкого согласия 78 и беглопоповцы стали после издания Указа официально именоваться не раскольниками, а старообрядцами. Для старообрядцев и сектантов отменялись прежние ограничения на поступление их на государственную службу. Однако старообрядческое и сектантское духовенство не получило права на официально признанное употребление духовных званий и титулов, хотя духовенство армяно-григорианское, армяно-католическое, лютеранское и реформаторское пользовалось таким правом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

8 . Глава восьмая 9 . Глава девятая 10 . Глава десятая 11 . Глава одиннадцатая 12 . Глава двенадцатая 13 . Глава тринадцатая 14 . Глава четырнадцатая 15 . Глава пятнадцатая 16 . Глава шестнадцатая. 4. Благовестник, или толкование Блаженного Феофилакта, на Святое Евангелие. Часть вторая. Евангелие от Марка. 5. Православный собеседник. 1858. Часть первая Оглавление первой части Православного собеседника на 1858 год. Устройство церковной иерархии (2). Управление вселенской Христовой Церкви (169). Основания поместного управления православных Церквей (319). О способах духовного просвещения древней России, вне училищ (87 и 262). Содействие русских монастырей просвещению древней России (483). Князь Константин (Василий) Острожский (365 и 536). О способах обращения иноверцев к православной вере (451). Обращение иргизских старообрядческих монастырей к единоверию (231). Сведения о секте – так называющихся в русском расколе – людей Божиих (333). Попечение промысла Божия о грековосточной церкви. – Безпристрастное суждение одного иноверца (63). Мысли о западной реформации (203 и 393) Слово на новый год (122). Последние дни страстной седмицы и первый день пасхи – образы последних дней мира и будущего века (407). Суд Божий и суд человеческий (567). ______________________ Памятники древле-русской духовной письменности: 1) слово о посте (138). 2) житие святого Леонтия, епископа ростовского (297). 3) слово в память св. Леонтия, епископа ростовского (420) 4) житие святого Исаии, епископа ростовского (432). 5) сказание преп. Нестора о житии и убиении благоверных князей Бориса и Глеба (577). 6. Православный собеседник. 1858. Часть вторая Оглавление второй части Православного собеседника на 1858 год Охранение православной веры в отечестве (3 и 199). Основания церковного суда (325). Устройство богослужения в отечественной церкви (485). Начало унии в юго-западной России (55,231,408 и 537). О чтении книг (о почитании книжном) в древние времена России (173 и 443). Акт XVII столетия о построении обыденной церкви (302).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1996 г. группа молодых прихожан Благовещенского храма объединилась в общество «Православие», главной целью которого было воссоздание Троицкого собора, одного из древнейших храмов города, разрушенного в годы советской власти. Одним из самых энергичных членов этого общественного объединения стал преподаватель Вольского Высшего Военного Училища Тыла подполковник Константин Викторович Марков (+ 2008 г.), впоследствии настоятель Благовещенского собора. Деятельность общества, возглавляемого К.В. Марковым, была разнообразной. В самых разных аудиториях, главным образом, в учебных заведениях города проводились концерты духовной музыки, устраивались православные праздники, организовывались конференции, посвященные знаменательным датам в истории Церкви. Вольск вспоминал свою подлинную историю, в которой православие было духовной основой частной и общественной жизни горожан. Общество «Православие» стало местом, где постепенно вызревала идея восстановления Троицкого собора. Она не казалась утопичной, поскольку к средине 1990-х гг. стало очевидно, что Благовещенская церковь, нуждавшаяся в серьезном ремонте, не может вместить всех прихожан. Средина 1990-х гг. стала временем становления православной журналистики. Изменения в общественном сознании происходили настолько быстро, духовный поиск был настолько интенсивным, что нескольких столичных периодических изданий было крайне недостаточно для ответа на вновь появлявшиеся вопросы. С января 1996 г. начала выходить ежемесячная «Вольская Православная газета», главным редактором которой стал Константин Викторович Марков. Материалы газеты были столь же разнообразными, как разнообразна была жизнь православного Вольска. Здесь печатались материалы по истории Саратовской епархии, рассказывалось о строительстве славившихся своей красотой православных и старообрядческих храмов Вольска, публиковались жизнеописания знаменитых вольских благотворителей. Все это подготавливало общественное мнение к необходимости восстановления Троицкого собора, возвращению городу его прежнего православного облика. Помимо клириков и прихожан Благовещенской церкви в издании газеты участвовали самые разные люди: студенты духовных школ, иногородние журналисты, известные саратовские поэты. Издававшаяся до конца 1988 г. «Вольская православная газета», логотип которой включал в себя изображение Троицкого собора, пользовалась большой популярностью у жителей города. Главная цель издания была достигнута. Вольск не только вспомнил свою церковную историю, но и оказался хорошо осведомлен о современной жизни Русской Православной Церкви. Общественное мнение склонилось в сторону идеи восстановления ранее существовавших храмов.

http://sobory.ru/article/?object=14150

Христианам часто кажется, что им следует отвечать на любую критику смиренным “та бо вся и больше сих содеях”; но это не всегда уместно. Когда человек борется со своей совестью, не стоит ему в этом помогать; когда он ищет обвинить Церковь не для того, чтобы чтобы что-то в ней исправить, а для того, чтобы обосновать свой отказ исправляться, нужно мягко указать ему на это. Поза гневного обличителя очень часто скрывает отсутствие внутреннего мира, когда человеку очень важно уверить себя в том, что другие еще хуже. Можно ли говорить, что случае газетных нападок на Церковь мы чаще всего имеем дело именно со стремлением обмануть себя, а не наставить других? Да. Что делает верующий человек, если он по каким своим причинам не хочет быть членом Русской Православной Церкви? Он присоединяется к какой-то другой общине. В Москве есть подворья других поместных православных Церквей; если человек почему-то не согласен с Православной Церковью вообще, в Москве есть старообрядческие церкви, два Костела, две лютеранские Кирхи, Англиканская Церковь,   десятки различных протестантских собраний. Если человек не желает присоединиться ни к одной общине, где хоть как-то призывается имя Христово и читается Слово Божие -   значит, его проблемы не имеют никакого отношения к “РПЦ МП”. Мне доводилось спрашивать у тех, кто обвиняет Церковь в отступлении от “учения Христа”,   в какой христианской общине они сами практикуют это учение. Оказывалось, что люди, в газетах и блогах обличающие Русскую Церковь, полагают себя слишком хорошими не только для нее - но и для любой реально существующей христианской общины. Это отнюдь не какие-нибудь сектанты с истрепанными Библиями; разговор тут же выдает полное их незнакомство с евангельским текстом. Их Библии, если они у них есть, пребывают в совершенно нетронутом состоянии, а их представления об “учении Христа” основаны на чем-то, что они частью слышали краем уха, а частью домыслили.   Это неудивительно - если люди не собираются следовать учению Христа, а собираются только ссылаться на него, нападая на других,   то они не будут утруждать себя чтением Евангелия.

http://radonezh.ru/analytics/komsomolsko...

Из рецензии проф.Бердникова на магистерскую диссертацию видно, что работа иеромонаха Михаила представляет весьма солидный труд, основанный на тщательном изучении подлинных источников и всестороннем знакомстве с ученой литературой предмета и составляет весьма ценный вклад в науку Церковного права. Поэтому она, вполне заслуживает студенческой премии Митрополита Макария. Вскоре после получения звания магистра богословия иеромонах Михаил, благодаря своим связям в духовном мире, которые он наладил, еще будучи преподавателем Воронежской духовной семинарии, сумел перейти I сентября 1902 года в звании доцента в СПБ духовную академию. 20 марта 1905 года возведен в сан архимандрита, а 5 сентября назначен экстраординарным профессором. Академическое начальство предоставило ему преподавание Церковного права. Но небольшой отрезок жизни его (1902–1906 гг.) в С.-Петербурге был широко обставлен внешней эффектностью его деятельности в новых тогда формах общения с верующими и русской богоискательной интеллигенцией. Обладая недюжинным ораторским талантом и способностью и даром убеждать своих слушателей, он непрерывно выступал в публичных лекциях, беседах, диспутах в разных храмах столицы и на Выборгской стороне в лекционных помещениях Сампсониевского собора и на Стремянной в зале «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» и в «Панинском Народном Доме» и др. помещениях столицы. Активно участвовал в числе «32» священников. Он подкупал своих многочисленных слушателей мягким обращением, внимательностью к посылаемым ему на таких лекциях-диспутах запискам, запросам. Он задерживал допоздна слушателей увлекательными репликами и ответами на такого рода запросы и т.д. и по окончании его выступления никто не хотел расходиться из собрания и многие слушатели оставались в ожидании новых и новых интересных отповедей этого молодого талантливого проповедника и докладчика, просветителя и миссионера – несокрушимого апологета своей православной веры. Во многом помогала ему необычайная память, находчивость и широкая эрудиция. В убедительных и всесторонних ответах он побеждал оппонентов.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Не вдаваясь глубоко в историю старообрядчества, не могу не отметить, что оно всегда было православным. Даже во времена гонений после церковного раскола 1666-1667 гг. староверов посчитали древлеправославными. И в настоящее время, начиная с 1988 года, Белокриницкая иерархия именуется Русской православной старообрядческой церковью (РПСЦ). Так что наша Свято-Троицкая церковь всегда являлась православной. Построена же церковь была не ранее 1905 года. 17 апреля 1905 года, в период правления императора Николая II вышел в свет манифест “Об укреплении начал веротерпимости». По оценке историка Ф.Е. Мельникова, в период с 1905 по 1917 год в Российской империи было построено несколько тысяч новых старообрядческих храмов. До этого закон 1883 года накладывал многочисленные ограничения на церковную жизнь старообрядчества, в том числе ремонт и строительство храмов были обставлены рядом запретов, открытие новых и «распечатывание» закрытых ранее монастырей и скитов запрещалось. Если в сведениях о Донской старообрядческой общине за 1910 год значится, что настоятель общины и председатель совета не избраны, то с 1912 года имеются следующие данные об администрации церкви: «духовный наставник – среди старообрядцев священник Иаков (Яков) Вихлянцев, председатель совета общины Назар Иванович Фатеев, товарищ председателя Назар Иванович Гладков; члены совета Афиноген Дмитриевич Быков, Леон Филиппович Пискунов, Семён Николаевич Пятыгин, Тимофей Николаевич Канарёв». При этом к Донской старообрядческой общине прикреплены «сёла: Донское, Михайловское, Спицевское, Московское, Дубовское, Константиновское, Тищенское, Птичье, Терновское, Благодатное, Кугультинское, Тугулукское, Казинское и посёлок Софиевский – Ставропольского уезда; Бурукшунское, Мало-Джалгинское, Больше-Джалгинское и Кевсалинское – Благодаринского уезда и станица Новомарьевская – Кубанской области». Эти факты имеют место быть также в памятных книжках за 1913, 1914, 1916 и 1919 годы. Интересно ещё вот что: председатель совета Назар Иванович Фатеев – житель села Терновского, занимающийся «хлебной ссыпкой», как и Тарасова Мария Леонтьевна. И ещё – аналогичная старообрядческая община действовала и в селе Безопасном.

http://sobory.ru/article/?object=01318

Первый доклад был сделан Игорем Реморенко, директором департамента государственной политики в образовании – структурного подразделения министерства образования и науки РФ. Чиновник рассказал о реализации эксперимента по введению нового курса по основам религиозных культур и светской этике в 19 (а не в 18, как первоначально говорилось в поручении президента РФ) регионах. Было подчеркнуто, что курс состоит из 6 модулей (основы православной, исламской, иудейской, буддийской культур, история мировых религий и светская этика); он будет преподаваться 2 часа в неделю в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го класса. Все эти модули должны иметь единую методическую основу. Как сообщил докладчик, для выполнения поручения президента РФ и распоряжения правительства РФ от 29.10.09 создан Межведомственный координационный совет, который возглавил министр образования и науки РФ Анатолий Фурсенко. В совет вошли представители полпредств в регионах, администрации президента, правительства, РАН и РАО. Епископ Зарайский Меркурий представляет в этом Совете Русскую Православную Церковь. В Совете будут также работать представители Совета муфтиев России, Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России, Традиционной буддийской сангхи России, Русской Православной Старообрядческой Церкви. При этом Совете создана специальная рабочая группа по подготовке пособий к новому курсу; в группу входят представители религиозных организаций и светские ученые. Координатором этой группы является известный религиовед, профессор философского факультета СПбГУ Марианна Шахнович. Как сообщил И. Ремаренко, работа по созданию учебных пособий для нового предмета уже завершается; 7 декабря 2009 года проекты учебников будут рассмотрены на заседании Координационного совета. Касаясь вопроса о кадрах, представитель министерства образования сказал, что необходимо в короткий срок подготовить как минимум 15 тыс. преподавателей, при этом министерство не настаивает, чтобы это были только историки. Решение о том, какие предметники будут проходить подготовку по новому курсу, будет принимать каждая школа. На курсах повышения квалификации учителей по новой специальности могут обучаться и старшекурсники педагогических вузов. Отвечая на вопрос о двойной аттестации учителей (со стороны государства и соответствующей религиозной организации), чиновник отметил, что законодательство такой возможности не дает. В то же время, взаимодействие педагогов и религиозных организаций на местах «на уровне личных контактов» выступавший приветствует.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Насильственная политика обрусения грузин и молдаван раскрыла всем глаза и показала всю свою несостоятельность; она не только не могла этим путем обрусить, но и создала против русских и православных целые легионы из лиц, которые раньше были в рядах первых и лучших друзей России и Церкви Православной. Грузия отдалась России, как стране родной по духу, иначе она никогда не привела бы Россию в закавказские горы, не проливала бы за Россию кровь своих сынов. Создание в области Грузинской Церкви русской самостоятельной митрополии привело бы к народным распрям, смутам, соревнованиям, а за тем расколу между церквами. Поболее любви и правды, братства, смирения, и поменее гордости, тщеславия, самомнения! Грузинской Церкви есть чем славиться, хвалиться, есть на что указать. А наша Российская Церковь чем может похвалиться? Не расколами ли старообрядческим и болгарским, от нее исшедшими? Не тем ли, что благодаря нерадению архипастырей, вся Россия усеяна разными сектами, а наша скудоумная, с потупившимся разумом, молодежь дошла до отрицания Божия бытия и насадила в Христоименитой и Крестоносной Грузии, в виду доверчивости, добросердечия и врожденной народной простоты учение анархистов, социалистов и атеистов. Вот о чем следовало бы прежде всего подумать врагам Грузинской Церкви, рясофорным политиканам, с которых на предстоящем соборе постараются снять маски представители Грузинской Церкви. Проповедники насилия, с какой бы стороны ни были, должны считаться не поборниками правды, а настоящими революционерами. Как ни попирается в настоящее время истина, как ни заменяется она ложью и неправдою, она все же в конце восторжествует, по образцу, данному Спасителем. Злые и нечестивые люди довели Его до Креста и смерти, но Он воскрес, и его слава возсияла для всего мира, так, будем надеяться, и возсияет правда на земле и в крестоносной Грузинской Церкви. «Грузинам, – говорит Зах. Мтиспирели, – нет нужды пререкаться с Русскою Церковью , которая по канонам церковным и не имеет права вмешиваться в дела своей старшей сестры, – апостольской Иверской Церкви, – украшенной на страницах ее многовековой истории мученическим венцом, дающим ей права на самобытное существование, без непрошенных опекунов, – приведших Иверскую Церковь за последнее столетие к застою ее жизненных, культурных сил». Судьбы Грузинской Церкви. (По вопросу о Грузинской церковной автокефалии)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1920-е годы Троицкий собор перешел в руки обновленцев. Однако позже он снова стал храмом Патриаршей церкви. Здесь служил диаконом будущий саратовский епископ Борис (Вик), в сане архимандрита — будущий Вольский викарий епископ Иоанникий (Попов). Постановлением Президиума Нижне-Волжского Краевого Исполкома Советов РКиК депутатов от 8 марта 1930 года Троицкая церковь была закрыта, здание церкви приспособлено под культурно-просветительные нужды. В 1934 году Троицкий собор был разрушен вместе со всеми остальными православными и старообрядческими храмами Вольска. На огромном пустыре, образовавшемся в исторической части города, был воздвигнут гипсовый монумент вождя мирового пролетариата. Идея восстановления Троицкого собора возникла в начале 1990-х годов. В 1997 году на средства одного из энтузиастов был выполнен проект реконструкции храмового здания. Однако следующие реальные шаги по его воплощению были сделаны лишь в декабре 2003 года: создан попечительский совет по строительству Троицкого собора, который возглавил глава объединенного муниципального образования А. И. Зубрицкий, и организован фонд «Духовное возрождение», аккумулирующий пожертвования горожан. В апреле 2004 года памятник Ленину был перенесен в сквер у Дома молодежи. В настоящее время ведется работа по восстановлению собора в его подлинном виде. Летом 2004 года после переноса памятника была освобождена строительная площадка. После проведения геологической экспертизы институтом «Саратовпромпроект» была почти полностью изготовлена проектная документация. На стройплощадке была воздвигнута временная деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. Стр. 184. Свящ. Михаил Воробьев. История вольских православных храмов. Материалы из личного архива А. Сдобникова. Документы из архива Екатериновского райисполкома. http://oldsaratov.ru/photo/gubernia/7434 Празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. совпало со знаменательными переменами в жизни страны. Изменилось отношение государства к Церкви. Торжества, посвященные празднику, убедили общество, что Русская Православная Церковь жива и обладает не только историческими раритетами, но и является хранительницей не умиравшей традиции нравственной жизни, общечеловеческими ценностями, к которым потянулось разочаровавшееся в марксистских идеалах общество. В это время в Благовещенской церкви, единственном православном храме города появляется все больше молодых прихожан с присущей их возрасту активностью и желанием узнавать новое. Просветительская работа в эти годы становится особенно актуальной. Убедившись в том, что история страны началась не в 1917 г., народ чувствовал, что подлинные истоки российской государственности, духовности и культуры находятся в Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=14150

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010