В 1928 - 1930 годах Никольская единоверческая церковь была иосифлянской. 8 июля 1932 года её закрыли и отдали под мастерские Театра рабочей молодежи. В 1934 году здание было передано Музею Арктики. При перестройке здания под музей в 1934 году многие внутренние помещения церкви были разделены перекрытиями, башенки, венчавшие углы и главный купол, - снесены, а лоджии-колоннады заложены и застеклены. Результатом стало существенное искажение облика здания. Внутренняя отделка частично сохранилась. Поныне здание церкви занимает Музей Арктики и Антарктики. Богослужения проводятся в одной их двух находящихся возле храма часовен, возвращенной единоверческой общине в 1993 году и в 1994 г. отреставрированной. В пристройке к другой часовне приходом организована продажа хлеба, выпекаемого в собственной пекарне, основной объем часовни по-прежнему занимает трансформаторная будка. Единоверческая церковь - это ряд старообрядческих общин, которые, воссоединились с 1800 года с Русской Православной церковью, при условии сохранения богослужения, совершаемого древним чином, а также сохранения общинно-приходских обычаев. В Петербурге накануне 1917 года действовало 8 храмов Единоверческой церкви, было устроено два единоверческих кладбища - Большеохтенское и Волковское. В 1817 году уполномоченный Санкт-Петербургского единоверческого общества купец Козьма Захарович Чурсинов подал митрополиту Амвросию прошение о постройке новой церкви на приобретённом им участке земли, близ Московской Ямской, на пересечении Никольской улицы (после 1917 года - ул. Марата) и Кузнечного переулка. В 1819 году было получено разрешение Императора Александра I. Закладка церкви состоялась 20 августа 1820 года, по проекту архитектора, работавшего в стиле позднего ампира - Авраама Ивановича Мельникова (1784 - 1854), автора знаменитой Колыванской вазы в Эрмитаже и целого ряда зданий в центре Одессы. Здание в плане имеет крестообразную форму, и расчленено карнизом на два яруса. К нижнему ярусу примыкает портик с шестью дорическими колоннами, верхний ярус оформлен четырьмя угловыми башнями, связанными друг с другом колоннадой. Большой купол размещается посредине, по бокам - четыре малых купола. Внутри свод храма поддерживают тридцать две кирпичные колонны, декорированные под мрамор. Парусные своды над центральным объемом несут круглую колоннаду-ротонду, вписанную в объем второго этажа.

http://sobory.ru/article/?object=01575

Окончательный разрыв между двумя частями Русской церкви произошел 13 мая 1667 г. на Большом Московском соборе, на котором сторонники старого обряда, признанные «непокорниками» и «еретиками», предавались «проклятию и анафеме» и отлучались от Церкви. Собор под воздействием присутствовавших на нем греческих иерархов «нетерпимо отрицательно» отнесся к древнерусским обрядам, назвав их «зловредными, пагубными и еретическими», и на этом основании не только запретил их употребление, но и наложил «соборную клятву, вечное отлучение от церкви на всякого, кто бы впредь стал держаться обряда, … который ни под каким видом не должен существовать впредь в Православной церкви». Наглядная памятка. Смотри, не перепутай! Слева старообрядческие жесты и церковные атрибуты, справа - " никонианские " . Тем самым Большой Московский собор возвел «обрядовые детали на догматическую высоту». Старообрядцы в свою очередь признали Собор 1666-1667 гг. неправомерным и рассматривали его как «никонианское» еретическое собрание, а его решения – канонически ничтожными для содержащих истинную старую веру. Отлучение от Церкви противников нового обряда и причисление их к еретикам, обрекавшее души на вечную гибель, лишь укрепило уверенность старообрядцев в том, что проблема обряда имеет не только богословское, но и догматическое, сотериологическое значение. (Сотериология — богословское учение о спасении человека. В христианстве оно является важнейшей частью догматического богословия.) Картина «Чёрный сбор», художник С.Д. Милорадович. Противники никонианской реформы провели в Соловецком монастыре свой, антипатриарший церковный собор, который закончился призывом к вооруженному восстанию 1668-1576 гг. Старообрядцы воспринимали свое неповиновение соборным решениям как проявление преданности «отеческому благоверию» и спасительной «старой вере». Следовательно, «осуждение старого и введение нового обряда – дело рук слуг антихристовых» и «дьявольское наваждение». Клятвенные определения Соборов 1656 г. и 1667 гг., наложенные на старые русские обряды и старообрядцев, разделили единую Русскую церковь догматически, канонически и литургически, положив начало церковному расколу.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/28/cerkov...

В основе вероучения конфессий, как правило, лежат священные тексты, почитаемые в качестве богооткровенных. Священное Писание у христиан это Библия, у иудеев - Танах, у мусульман – Коран. В православии и католицизме наряду со Священным Писанием признается Священное Предание – Символы веры, Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов, творения отцов Церкви. Система норм церковного (канонического) права основывается на Библии и Священном Предании. До XIX века сборник норм православного церковного права именовался «Кормчей книгой», с XIX века издается под названием «Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец». В старообрядческих Церквях сводом норм канонического права является «Кормчая книга». Действующий Устав Русской Православной Церкви определяет, что она «осуществляет свою деятельность на основе: а) Священного Писания и Священного Предания; б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси; г) настоящего Устава» . Помимо норм канонического права, Русская Православная Церковь в своей богослужебной деятельности руководствуется уставом богослужения – Типиконом. Каноническое право Римско-Католической Церкви кодифицировано в Кодекс канонического права. Действующий Кодекс опубликован в 1983 г. (рус. перевод М., 2007). Богослужебная деятельность регламентируется согласно Канону 2: «По большей части Кодекс не определяет обрядов, которых следует придерживаться при совершении литургических священнодействий; поэтому существующие по сей день литургические законы сохраняют свою силу, если только какой-либо из них не противоречит канонам Кодекса». Чин богослужения Римско-Католической Церкви определен в Novus Ordo, который был введён в употребление Папой Павлом VI в 1969 году. Деятельность мусульманских религиозных объединений регулируется установлениями шариата. «В шариате освещаются, с точки зрения ислама, как светские, так и религиозные проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды, праздники и многое другое, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволяемые, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских правоведов, шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина от колыбели до могилы. Мусульманское право (фикх) является составной частью шариата» .

http://bogoslov.ru/article/4795098

В то же время было отмечено, что Церковь не застыла во времени, в ней происходят перемены. Разве Церковь в XIX веке была такой же, как в XX столетии, задал митрополит Кирилл вопрос участникам беседы. Он напомнил, сколь многие перемены произошли за время Первосвятительского служения на Московском Патриаршем престоле Святейшего Патриарха Алексия.  «Церковь сегодняшнего дня мы сравниваем с Церковью конца XX века или, лучше сказать, с послевоенным периодом, —  отметил иерарх. —  Ныне у Церкви совершенно иное лицо. Произошли огромные перемены. Почему они не вызвали никакого протеста у людей? Да потому, что явились результатом естественного роста, естественного движения. И то, что происходило в Церкви на организационном уровне, лишь только фиксировало это внутреннее движение, и эта фиксация помогала сделать новый шаг на пути церковного развития». Он напомнил, что в далеком XVII веке Русской Церкви была навязана реформа. Это тоже был некий интеллектуальный проект церковного лидера. Людям предлагалось подчиниться его проекту, и многие не подчинились. Эту рану Церковь несет на своем теле на протяжении всех последующих столетий. «Мы дважды научены своей историей тому, сколь бережно следует относиться к традициям, особенно же к богослужебному укладу, который люди воспринимают как часть священной традиции, —  считает Владыка. —  Первый урок — это старообрядческий раскол, а второй — это пресловутое обновленчество 1920-х годов. И то, и другое разделило людей, при этом цели, которые ставили реформаторы, не были достигнуты». Реформы не достигают цели, если они не исходят из глубин народной жизни, отметил иерарх. «Я полагаю, что сила нашей Церкви заключается в способности сохранять веру, христианскую нравственную парадигму, передавать эти ценности из поколения в поколение. Уверен, что в чистоте сохраненная вера и христианская нравственность сегодня являются единственной силой, которая может изменить мир к лучшему», —  заявил он. «Сохраняя и защищая чистоту Православной веры, мы должны делиться ею с каждым вопрошающим, оставляя дальнейшее воле Божией»

http://patriarchia.ru/db/text/517822.htm...

Вып. 8. С. 23-36, «Из колена Авакумова» - 1999. Вып. 12. С. 40-46, «Колодясцкий летописец» - 2000. Вып. 14. С. 94-112). Неоднократно в «Д. о.» помещались статьи и сообщения о Гуслице - центре «старой веры» в Подмосковье. Исследования, посвященные культуре старообрядчества, старообрядческой книжности и пению, представлены в «Д. о.» статьями совр. ученых и авторов нач. ХХ в. В вып. 4 (1995) - статьи Я. А. Богатенко «Методика изучения церковного пения» (С. 9-22), «Беседы о церковном пении» (С. 22-52) из журналов «Церковь» и «Слово Церкви» за 1909 и 1915 гг. и работа совр. музыковеда Л. А. Игошева «Наонное пение» (С. 54-63). В вып. 13 опубликована ст. А. Я. и В. А. Горячевых «Портреты книжников» (С. 36-49). Совр. жизнь старообрядчества отражена в рубриках «Лето Господне», «Письма в «Духовные ответы»», «Беспристрастный наблюдатель», «Воспитать христианина». Среди публикаций этих разделов можно отметить: «Суждение старообрядческой церкви о новом религиозном законодательстве [«О свободе совести и о религиозных объединениях»]» (Вып. 8. С. 2-9), статьи свящ. Геннадия Чунина «Налоговый номер и печать антихриста» (Вып. 14. С. 67-80), А. Шишкина и А. Кузнецовой «Ржевская обитель и ее обитатели» (Вып. 12. С. 21-39), а также интервью в вып. 16 с епископами Аполлинарием (Дубининым) (С. 36-54) и Антонием (Баскаковым) (С. 54-63), отделившимися от Русской древлеправославной церкви (см. Беглопоповцы ). В 2006 г. концепция издания изменилась в сторону большего внимания к современным проблемам старообрядчества, журнал приобрел подзаголовок: «Современная старообрядческая мысль». Отказавшись от перепечаток из дореволюционных изданий, от ответов на вопросы читателей, редакция помещает на страницах журнала размышления совр. апологетов старообрядчества на актуальные, по мнению редакции, темы (Вып. 17: Чистяков Г . Почему старообрядцы не соединились с православной Церковью после отмены клятв на Соборе 1971 г. (С. 5-9); Муравьёв А. Почему старообрядцы не проводят массовых канонизаций мучеников и исповедников, пострадавших в прошлом веке? (С. 10-21)). В «Д. о.» продолжается публикация материалов по истории РПСЦ. Лит.: Новые издания//Вестн. митрополии. 2000. 1. С. 16; [Волков В. В.]. Новые издания//Покровский вестн.: Церк.-обществ. газ. ржевской Покровской старообрядческой общины. 2007. Вып. 3, 7 янв. С. 15. В. В. Боченков Рубрики: Ключевые слова: АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии

http://pravenc.ru/text/180667.html

На базе монастыря по решению старообрядческого Собора, который состоялся в 1832 году на Рогожском кладбище в Москве, учреждается первая в мире старообрядческая кафедра. На том Соборе было предложено поискать среди православных церквей Востока " благочестивого епископа " , который бы смог возродить на канонической основе клир Русской старообрядческой церкви. Воплотить эту непростую и даже рискованную, учитывающую преследования староверов со стороны российской власти и Православной церкви, идею в жизнь выпало трём инокам-монахам Павлу, Геронтию и Алимпию. Именно благодаря их подвижническим трудам появилась Белокриницкая митрополия и было положено начало каноническому высвячиванию старообрядческих владык и священников. Поиски привели неутомимых монахов в Стамбул, бывший Константинополь, откуда ещё в княжеские времена Киевская церковь получала первых митрополитов. Благодаря приобретённому знакомству иноки нашли подходящую кандидатуру. Это был митрополит Боснийский и Сараевский Амвросий, грек по национальности, который был в своём роду уже 23-м священнослужителем. На время встречи с белокриницкими послами митрополит Амвросий был без кафедры. Однако он некоторое время колебался, и только увидев вещий сон, как свидетельствует предание, дал своё согласие. 12 октября 1846 года жители Белой Криницы и соседних липованских сёл торжественно встречали своего нового владыку. Ему навстречу вышли все селяне от мала до велика за две мили от обители. Сельский староста собрал около сорока молодых людей верхом, распорядился их нарядить по-праздничному и выехать встречать долгожданного гостя. Как только появился дилижанс, запряжённый четвёркой лошадей, почётный эскорт конных хлопцев окружил высокого гостя и в сопровождении малинового перезвона процессия тронулась к сельскому храму - церкви Козьмы и Дамиана. А 28 октября 1846 года в Покровском соборе Белокриницкого мужского монастыря состоялось торжественное приобщение митрополита Амвросия к старообрядческой церкви. Однако торжество буковинских староверов было недолгими.

http://sobory.ru/article/?object=33572

Согласно Торе, богохульство и кощунство караются побитием камнями. Впрочем, ивритское слово «карет», которым обозначается наказание за кощунство, большинство иудейских богословов трактуют как небесную кару. Согласно Талмуду, люди, признавшиеся в грехе и принявшие порку ремнем (малкот), избегают истребления. В Израиле с 1967 года действует закон об охране святых мест иудаизма и других религий — согласно нему за осквернение святых мест или нанесение им какого-либо другого ущерба полагается семилетнее тюремное заключение. В старообрядческой церкви Валерий Коровин, политолог, публицист, прихожанин Русской православной старообрядческой церкви: «Начнем с того, что это не могло произойти в церкви — такое возможно в музее, но не в храме, который находится под покровом и куда бесы проникнуть не могут. В старообрядческий храм, например в церковь Св. Николы у метро «Белорусская», они бы точно не попали, в том числе потому, что у входа стоит вратник: человек, который знает всех прихожан храма в лицо и в любом случае не пустит в храм людей в неподобающей одежде, женщин с непокрытой головой. Кроме того, во время богослужения посторонних людей не пустят дальше притвора, где во время богослужений стоят и старообрядцы, но не крещеные, а оглашенные. А когда богослужений нет, открыта лишь книжная лавка». По дораскольному Соборному уложению 1649 года, человек, возложивший хулу на Господа Бога, Христа, Богородицу, святых угодников или на крест, должен быть изобличен и, если вина будет доказана, сожжен. В католическом храме Священник Кирилл Горбунов, пресс-секретарь Католической архиепархии Божией Матери в Москве: «Католическая церковь повсюду в мире тоже переживает подобные события. В разных странах люди врываются в храмы, устраивают какие-то акции, чтобы выразить свое мнение по каким-то вопросам, связанным с учением Церкви, а иногда и с политическими событиями. Храм — место, заходя в которое любой человек может быть уверен, что он находится на территории, где нет места каким-то политическим акциям, моральному, психологическому насилию, сквернословию. Церковь должна рассчитывать на защиту своего священного пространства, которое выходит за рамки острого политического дискурса».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

А.СОЛОМИН: А сейчас это в каком-то виде существует? КОРНИЛИЙ: В зачаточном, честно говоря. А.СОЛОМИН: Т.е. где-то появляется. КОРНИЛИЙ: Появляется. Мы выходим с инициативой. Есть поддержка властей на сегодняшний день и на региональном уровне, и на местном. Сейчас идет этот процесс духовного возрождения. И мы, старообрядцы, готовы к этому сотрудничеству духовному. Хотя нас сегодня не так уж и много. Но духовно мы сильны. А.СОЛОМИН: А кто средний прихожанин? Опишите его. Что это за человек? Какого возраста люди приходят в старообрядческую церковь? Или же семьями приходят. КОРНИЛИЙ: Большинство – это, конечно, семейные. Эти религиозные обычаи, нравы, сам устав, довольно-таки сложный. Это семьи, вы правильно говорите. Это семейные традиции, которые с младенчества передаются. Церковь малая, она ведет в большую церковь. Среднего возраста люди, молодежи всё больше и больше. Можно сказать, что больше людей сочувствующих. Сейчас узнают нашу историю не замутненную. Фильм " Раскол " , еще что-то. Много ученых, светских, нейтральных, историков, которые пишут уже о старообрядчестве, о расколе правду. Не мы хвалим свое болото, самих себя. Эту правду узнают, и к нам тянутся. Недавно мы получили из африканской Уганды... Побывав в нескольких конфессиях, несколько сот этих угандцев говорят: мы хотели бы быть в вашей старообрядческой истинной церкви. Сейчас у нас организуется поездка в ближайшее время, даже МИД просили нам помочь, потому что для нас это необычное дело. Люди узнают. Я думаю, что свет веры, спасение души – это самое основное, вот это привлекает, я думаю. А.СОЛОМИН: А переходы из лона Русской Православной церкви в Русскую Православную старообрядческую церковь случаются? Или любой другой конфессии. КОРНИЛИЙ: Этот процесс, он очень обновился после фильма " Раскол " . Вот этот фильм " Раскол " дал такой толчок, что священники, миряне сейчас осмысливают это, с вопросами обращаются. Есть уже те, которые обратились, мы их приняли. Хотя, конечно, не скажешь, что уж очень много. Но идет процесс перехода.

http://religare.ru/2_97592.html

– В области внешних церковных контактов хотелось бы выделить главные направления: дальнейшее выстраивание отношений с государством, с другими традиционными религиозными организациями в России, но прежде всего развитие диалога между старообрядцами различных взглядов и направлений. В церковной жизни важно сохранять мирный дух, в котором происходят созидательные процессы: создание новых общин, образовательных и просветительских центров, развитие благотворительности, духовный рост верующих. – Нет ли какой-либо опасности для развития Старообрядческой Церкви в начатом митрополитом Андрианом диалоге с государством? Насколько необходим этот диалог для Церкви и готова ли, по вашему мнению, сама власть к этому диалогу? – Опасность появляется там, где нарушена мера. Митрополит Андриан в непростых условиях старался найти верную интонацию в диалоге с государством. Опасность же может заключаться в том, что, чрезмерно сближаясь с государством, Церковь может быть вынуждена приглушать голос своей совести, закрывать глаза на греховные дела во власти сущих, а иногда и оправдывать их ошибки. Долгий исторический путь привел наших отцов к осознанию того, что отношения государства и Церкви должны строиться в условиях свободы вероисповедания, сбалансированного законодательства, а также равноудаленности всех конфессий от государственной власти. – Как вы считаете, должен ли оставаться неизменным курс на диалог старообрядчества с Русской Православной Церковью, начатый митрополитом Андрианом? Есть ли уже какие-то положительные результаты этих контактов? Существуют ли важные нерешенные вопросы в межцерковном диалоге? – Мы хотели бы продолжать контактировать с представителями Московской Патриархии по вопросам, которые представляют взаимный интерес. Одной из предпосылок к продолжению контактов как раз и является наличие большого числа нерешенных вопросов. Возможно, в их разрешении поможет деятельность недавно созданной при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата Комиссии по взаимоотношениям со старообрядчеством.

http://religare.ru/2_22741.html

В прошении о переходе к старообрядцам от 28 окт. 1923 г., лично поданном в обновленческий синод в Москве, еп. Николай писал: «Ввиду крайне тяжелых душевно-нравственных и материальных обстоятельств... вследствие желания моих врагов удалить меня с занимаемого мною места покорнейше прошу Священный синод разрешить мне перейти в сущем сане к староверам-старообрядцам, приемлющим священство от православной Церкви, чтобы объединить всех раскольников и сблизить их с св. православною Церковию Христовой. О сем просит меня усиленно существующая у всех староверов в России в настоящее время специальная комиссия по отысканию для них канонически законного епископа. К сему имею долг присовокупить, что я даю обязательство до конца дней моей земной жизни пребывать в каноническом общении с Священным синодом». Прошение еп. Николая было рассмотрено на заседании синода 29 окт. 1923 г. Синод, посчитав возможным «ради нужды, для объединения старообрядцев с православною Греко-Восточною Церковью, разрешить епископу Саратовскому Николаю выставить свою кандидатуру в беглопоповские епископы», выдвинул ряд условий: «1) он (Николай (Позднев).- Авт.) должен пребыть в каноническом послушании и связи с Священным синодом; 2) не должно быть допущено со стороны старообрядцев никакого чиноприемства над епископом Николаем... 4) местожительством епископа Николая не должно быть Саратов и губерния; 5) следует предварительно сообщить об этом столь важном деле гражданской власти» (документы цитируются по: Тимофеев. Новые сведения). По-видимому, совершенное Климентом (Логвиновым) присоединение Н. только через проклятие ересей не удовлетворило «специальную комиссию» староверов, и 4 нояб. 1923 г. над Н. было совершено миропомазание (присоединение 2-м чином) с сохранением сана архиепископа. Этот чин совершил старообрядческий свящ. Никола Тихомиров в саратовском храме вмч. Димитрия Солунского. 27 нояб. того же года обновленческий синод лишил Н. сана и запретил в священнослужении. Впрочем, вскоре обновленцы простили Н. Указом обновленческого синода от 21 мая 1924 г. «Николаю, бывшему архиепископу Саратовскому», было поручено «возглавить общины старообрядцев, приемлющих священство Греко-Российской Церкви на строго канонических началах», 31 авг. синод назначил Н. управляющим Саратовской епархией. (В 1924 обновленческий синод снял клятвы на древние обряды Русской Церкви, наложенные Большим Московским Собором 1666-1667 гг. По-видимому, этим объясняется изменение статуса Н. в обновленчестве.)

http://pravenc.ru/text/2565614.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010