Церковная реформа Никона имела целью унифицировать обряд, так как Малороссия и Белоруссия крестились тремя перстами. Никон понял, что в Русской Церкви два обряда должны сосуществовать и договорился об этом со старообрядческим лидером Нероновым. Как писал митрополит Макарий (Булгаков) в «Истории Русской Церкви», если бы Никон остался Патриархом, раскола бы не произошло. Но Царь поверил иезуиту, и в итоге «Разбойничий Собор» 1666 года, осудивший и Никона, и старые обряды, и этим расколовший Русскую Церковь, и «Вечный мир» с Речью Посполитой, оставивший ей правобережную Малороссию и Белоруссию, случились в один год. Как по сценарию! В 2024 всё повторяется – боярская партия похабного мира и её активный участник Папа со своим глашатаем Л. Севастьяновым в Москве из «Всемирного союза старообрядцев». Ватиканский вброс о возможном визите Папы в Москву летом 2024 года иметь целью сорвать русское наступление. Невнятный ответ Пескова, вместо твёрдого нет, дискредитирует Владимира Путина . Поэтому мы просим Президента гнать пятую колонну, в том числе ватиканскую, тем более, что 370-летие подписания «Переяславского Договора» и праздник Торжества Православия состоятся в один день. Кирилл Александрович Фролов , глава Ассоциации православных экспертов, руководитель отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института стран СНГ Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Видео жуткого наезда женщину на толпу детей в Волгограде: смотреть В России мужчина оттаскал женщину за волосы на глазах дочки В России родители убили своё дитя и засунули в мясорубку Всех пенсионеров России ошарашили нововведением: читать Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/23/va...

  Когда задумывалось создание 20-томной книжной серии «Библиотека литературы Древней Руси», редколлегией нового издания для заключительного тома этой серии было сформулировано понятие «древнерусская литература после Древней Руси», предполагавшее охватить тот комплекс литературных памятников, создававшихся с XVIII века вплоть до наших дней, который продолжал сохранять в большей или меньшей степени господствующий дух древнерусской литературы и приверженность ее жанрам. Что такое господствующий дух древнерусской литературы? Это ощущение постоянного Божьего присутствия, запечатленное во всех без исключения ее памятниках. Когда этот дух воплощается в сочинениях Новейшего времени, при сохранении ими связей с древнерусскими мотивами, сюжетами и жанрами, с традициями ее поэтики, тогда мы видим перед собой произведения словесности, которые можно охарактеризовать названным понятием. Таковы жития русских подвижников, создававшиеся в XVIII–XIX веках, таково Духовное завещание старообрядческого епископа Геронтия (Лакомкина), написанное в 1951 году, такова Служба всем святым, в России просиявшим, составленная во время работы Московского поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов профессором С.-Петербургского (Петроградского) университета Борисом Александровичем Тураевым и епископом Афанасием (Сахаровым) , таковы многие другие произведения словесности. Большинство таких творений находится вне главенствующей линии развития русской литературы XVII–XX веков, как она сложилась со времен реформ Петра I, что объясняется той культурной ситуацией, которая установилась в России к началу XVIII века. В свое время Владимир Павлович Рябушинский – представитель известной старообрядческой династии промышленников, закончивший жизнь в эмиграции бессменным главой общества «Икона» при Сергиевском институте в Париже, в работе 1936 года «Старообрядчество и русское религиозное чувство» так охарактеризовал последствия резкого реформирования русской культуры, которое было начато в середине XVII века патриархом Никоном и с новой силой продолжено на рубеже XVII–XVIII веков Петром I: эти реформы «раскололи русских на два народа, каждый со своей культурой, – на мужика и на барина».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Фотографии и видео Андрея Рычковского)   Комментарии Всего комментариев: 5 2016/01/17, 04:39:28 Для обстрела были специально сделаны шесть больших деревянных пушек , под три монастырские башни велись подкопы. " Большие деревянные пушки " - в первый раз читаю про такое " деревянное " оружие Они не были учеными, поэтому у них не было убеждений Для того, чтобы иметь убеждения не обязательно быть ученым и кстати не каждый ученый имеет религиозные убеждения (особенно в наше время). Василий 2014/09/28, 18:45:42 Да и крестов раньше над куполами не было: они энергию, которую купола от людей собирали - чтоб потом вверх направить - заперли. А старец Прокл и медведь Фирс - есть у кого сведения об этой легенде появления островов Соловецких? Восточная сторона острова, если смотреть сверху - лик Прокла: очень четко виден, кстати. 2013/07/25, 11:04:59 " Ученые пытаются нас обмануть и представить события так, будто бы эти люди не хотели поменять убеждения " , -- очень недобросовестный пассаж в сторону нашей – РУССКОЙ – исторической науки. Во-первых, кого убедить – каких таких " нас " ? Тех, которые не считают историю наукой? Или, может, видят во всем заговор ученых против простодушных русских людей? Во-вторых, насколько правильно считать правки, вносимые в богослужебные книги, попыткой " поменять убеждения " ? Разве эти правки носили догматический характер? Упаси Господь! Известно ли радетелю " древних традиций " , что те, кто упорствует в неправомочности правок богослужебных книг, не признают каноничность прославления русских святых, живших после патриарха Никона? А в их числе такие светочи русской святости, как прп. Серафим Саровский, преподобные Оптинские старцы, Глинские старцы... Никто не оправдывает методы борьбы с непослушанием, которые были применены к соловецким сидельцам. Но если судить по плодам, то старообрядческий раскол оказался гораздо более губительным для самих раскольников (как называли страообрядцев в дореволюционное время), чем для всего церковного организма Русской Православной Церкви, не потерявшей благодатности Таинств после перехода на " троеперстие " , написание имени Господи с двумя " и " – Иисус – и другие нововведения " никоновских реформ " .

http://isihazm.ru/1/?id=410

Часть зданий (преимущественно двухэтажные деревянные постройки) была снесена, другую часть государство использовало для своих нужд. Так, например, в здании Бугровской богадельни расположился детский приют, здание храма Рождества Христова долгое время служило складом, затем столовой. В Доме причта, по некоторым данным, располагались бани, что повлекло за собой серьезные повреждения этого исторического здания. С середины 1990-х гг. государство стало поэтапно возвращать здания Церкви. 7 февраля 1995 г. было подписано постановление Правительства Москвы «О передаче зданий и сооружений церковно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода» XVII-XX вв. в безвозмездное и бессрочное пользование Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви». Однако предстояла большая работа по реставрации Рогожского культурно-исторического ансамбля, поскольку большинство переданных Церкви зданий находились в плачевном состоянии. По материалам: Календарь РПСЦ. 2010, с. 150-152.  История старообрядчества. РПСЦ. 2007, с. 20-21. Здание «Дом причта» входит в состав церковно-исторического ансамбля «Рогожская слобода», памятника истории и культуры XVIII–XX века. Впервые упоминания об этом здании Рогожского кладбища найдены на старинных топографических картах окрестностей Москвы. Так, на плане, датируемом 1821 годом, обозначено здание, габариты которого схожи с частью современного Дома причта. В Доме причта, что ясно из его названия, в прошлом располагались палаты для свяшенно- и церковнослужителей храмов Рогожского кладбища. Во второй половине XIX века здесь были покои московского старообрядческого архиепископа, происходили Освященные соборы, Всероссийские съезды мирян и представителей церковных общин. После революции 1917 года здание было экспроприировано из церковной собственности. В течение ряда десятилетий оно использовалось как общежитие последовательно несколькими организациями. Осенью 1987 года в результате произошедшего пожара здание пришло в негодность и было освобождено, его жильцы были расселены. В декабре 1987 года Дом причта в послепожарном состоянии передают в аренду старообрядческой Церкви. Однако в результате судебного иска договор аренды здания был прерван, и только в 1996 году после многочисленных длительных тяжб здание уже в полностью руинированном состоянии было возвращено в пользование Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Средств восстанавливать здание у Церкви на тот момент не было, и год за годом оно все больше разрушалось и приходило в запустение. Только во время предстоятельства митрополита Андриана (Четвергова) удалось привлечь внимание московских властей к этой проблеме. Здание Дома причта было реконструировано, практически воссоздано с нуля в 2010–2014 годах.

http://sobory.ru/article/?object=17192

Расцвет духовной жизни на Руси, по мнению большинства исследователей, приходится на времена преподобного Сергия Радонежского и его ближайших учеников. Где-то конец 14-го, начало 16-го веков. По свидетельству и ряда иностранных источников (см. воспоминания архидиакона Павла Алеппского) Россия в это время напоминала большой монастырь, где в центре жизни стоял Христос и Его заповеди. Конечно, не стоит идеализировать то время и те нравы. Все было - и хорошее, и плохое. Но сейчас мы говорим о духовной тенденции православной церкви и общества. Такого большого количества русских святых и подвижников, как в этот период времени, не было ни до, ни после, если не считать новомученников Российских. Немалый вклад в разрушение русской духовности внесла и ересь жидовствующих, и, конечно же, старообрядческий раскол, которые, на мой взгляд, были организованны врагами России и православной церкви. Как апогей духовного удара по РПЦ можно рассматривать правление Петра I. Уничтожение патриаршества, превращение церкви в один из государственных институтов (консисторию), во главе которой стоит император, и многие другие прозападные нововведения поставили РПЦ на рельсы духовной деградации. И действительно, епископ по градации Петра I превращается из духовного руководителя паствы, прежде всего в чиновника государственного аппарата. А чиновник, он уже не Богу служит, а государству, которое его за это и содержит. Естественно, по замыслу царя, не согласные с этими реформами отодвигались на задворки общественной деятельности или просто физически уничтожались. Подбирались соответствующие кадры церковного управления. Что стало сказываться и на духовной жизни русского народа. Отмена Петром 1 тайны исповеди, наведение внутри церкви полицейской дисциплины, стало подтачивать духовный стержень русской церкви. Внутренняя потребность соединения со Христом в тайне святой евхаристии, в конце концов выродилась, в государственное требование о предоставление служащими справки о ежегодном причащении. Земля наша стала оскудевать людьми святыми. Конечно, были отдельные подвижники, молитвенники, такие как преп. Серафим Саровский, но меньше их стало в монастырях, гораздо меньше. Ибо если царь Петр приказал монахов в солдаты брить, а негодных для службы инвалидов-солдат в монастыри посылать, то какое там могло быть духовное делание. И указами Екатерины II множество монастырей было закрыто, а их земли и богатства отошли в государственную казну. Блаженных же, странников, издревле почитаемых на Руси, уже во времена Ксении Петербургской полиция арестовывала и за бродяжничество в Сибирь ссылала. Так что, юродивым в это время было быть не положено.

http://ruskline.ru/analitika/2012/07/20/...

В 1991 г. была провозглашена Республика Дагестан в составе РФ. Она включает 41 район, 10 городов и 19 поселков городского типа. Система органов гос. власти определяется Конституцией Республики Дагестан 2003 г. В февр. 2006 г. был избран первый Президент республики - Муху Алиев. Религия Подавляющее большинство населения Д. мусульмане, сунниты составляют 87%, шииты-имамиты - 2,4%. В республике почитается 839 мусульм. «святых мест» (зийарат, пир). По данным Комитета по делам религий (КДР) на 2005 г., в Д. действует 1820 мусульм. общин (джамаат), открыто 1649 мечетей, в т. ч. 1091 пятничная (джума), 558 квартальных. В селах и городах на севере и в центре республики восстановлено неск. тысяч молельных домов (кула, курма). При мечетях действуют 324 начальные школы (мектеб), 141 медресе и 16 исламских вузов (ун-тов и ин-тов) с 52 филиалами. В наст. время, по оценке КДР, системой исламского образования охвачено ок. 16 тыс. чел. В Д. 20 шиитских общин (10 - в Дербенте, а также в Махачкале, Кизляре, Буйнакске и Хасавюрте), действуют 8 пятничных и 11 квартальных мечетей шиитов (в основном на юге). У шиитов в Д. нет своих религ. школ; обычно они получают образование в Иране и Азербайджане. В Д. зарегистрировано более 40 христ. общин и объединений, среди к-рых - приходы РПЦ (14), Русской Православной Старообрядческой Церкви (1), Римско-католической Церкви (1), Армянской Апостольской Церкви (1), 8 общин баптистов, 1 - евангельских христиан, 5 - пятидесятников, 5 - адвентистов седьмого дня, 6 - Свидетелей Иеговы. В республике 4 иудейские религ. орг-ции и малочисленные группы адептов новых религ. движений (кришнаиты, сайентологи, муниты). Русская Православная Церковь (РПЦ) Все приходы РПЦ расположены на севере равнины и в крупных городах. Среди православных преобладают потомки переселенцев из Юж. и Центр. России, а также выходцы из гребенских и терских казаков. Первоначально правосл. приходы Д. подчинялись созданной в 1842 г. Кавказской епархии с центром в Ставрополе, а с 1860 г.- Грузинской епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви с центром в Тифлисе. Православные на территории Терского казачьего войска (Терская обл.) относились до 1917 г. к Владикавказской епархии. В дальнейшем правосл. приходы Д. подчинялись епископу Ставропольского края с кафедрой в Ставрополе. 28 дек. 1998 г. территория республики вошла в юрисдикцию Бакинской и Прикаспийской епархии Московского Патриархата (еп. Александр (Ищеин)).

http://pravenc.ru/text/168606.html

Организационный разгром некогда господствующей Церкви способствовал активизации деятельности старообрядцев и сектантских сообществ, долгое время подвергавшихся в Российской империи дискриминации. Постановление ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» 1929 г. значительно сократило рамки легальной деятельности религиозных объединений и религиозных групп в СССР. Предписав в обязательном порядке регистрировать общины верующих, власть оставила за пределами легальности важнейшие сферы религиозной жизни и деятельности: монашество, церковную благотворительность, образование, хозяйственную деятельность и массу незарегистрированных или снимаемых с регистрации общин . В 1930-х гг. карательные органы вели активную борьбу с религиозным подпольем, используя факт его существования как главный повод для уничтожения Церкви и православного духовенства. Репрессии не обошли и сохранившиеся старообрядческие общины. К началу Великой Отечественной войны их деятельность была полностью подавлена. Подполье стало общим уделом и главным способом сохранения религиозной жизни всех религий и конфессий страны. Изменение государственно-конфессиональных отношений в годы Великой Отечественной войны привело к укреплению позиций Русской Православной Церкви, восстановлению организационной структуры Московской Патриархии, легитимного церковного управления. Вопреки действующему законодательству 1929 г., правительством была дана санкция на расширение сферы легальной деятельности религиозных организаций, прежде всего благотворительности в пользу государства, духовного образования, монашества. Впервые за годы советской власти верующие получили возможность открывать храмы, возрождать приходскую жизнь на советской территории. Вновь созданные в 1943 г. органы государственной власти, призванные к проведению в жизнь религиозной политики государства – Совет по делам Русской Православной Церкви и Совет по делам религиозных культов при СНК СССР – способствовали решению целого комплекса задач, в которых были одновременно заинтересованы как государство, так и Русская Православная Церковь.

http://bogoslov.ru/article/1435186

Итоговый документ VII Пленума Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви, посвященной вопросу об ИНН. [официальный документ] Можно сказать, что поставлена точка в вопросе об ИНН. Призрак, увлекавший " овец из церковного стада на съедение волкам " уничтожен. " Спасибо Богу за все " . Иванов М.С., профессор Московской духовной академии К проблеме числа " 666 " . [доклад] Современная цивилизация, с одной стороны, отказалась от признания неоднородности чисел и тайного воздействия некоторых из них на окружающую действительность вообще и на человека в частности, а с другой - в ней до сих пор время от времени в разных формах проявляется тенденция снова семантизировать число, вернув ему те функции, какие оно имело в древней мифологии. Гордеев Константин Личные коды как вызов антихристианской глобализации христианской церкви. [тезисы доклада] Цифровая идентификация личности является одной из важнейших составляющих антихристианской глобализации и представляет собой опасную тенденцию, которая может привести к гибели России и мира, лишить спасения христианскую душу. Кураев Андрей, диакон Лишает ли " номер " имени? [доклад] Формула " номер вместо имени " оказалась одним из самых действенных средств для порождения в людях возмущенно-негативного отношения к ИНН. Как публицистический прием, как поэтическая вольность такого рода формула вполне уместна. Но если из поэтической метафоры делают " догмат " , начиная понимать ее слишком буквально - это может стать и глупостью и даже ересью. Шахов М.О., профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ Ложная тревога как побочный эффект напряженного ожидания. [доклад] Древлеправославная Поморская Церковь вообще не обсуждает этот вопрос, при том, что для беспоповцев всегда был характерен эсхатологический радикализм. Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви в октябре 2000 года определил, что в ИНН не следует видеть печать антихриста и вопрос о том, принимать ли его, есть дело личных убеждений. Особняком стоят только так называемые " беглопоповцы " , или Древлеправославная Церковь, иерархия которой в 1923 году установилась с переходом из обновленчества архиепископа Николы (Позднева). Ее Освященный Собор в августе 2000 года пришел к выводу, что ИНН - предвестник печати антихриста, превращающий человека в обезличенное число.

http://zavet.ru/t11apok.htm

Соч.: Слово... сказанное на вручение жезла 24 окт. 1971 г.//Старообрядческий церк. календарь РПСЦ на 1972 г. М., 1971. С. 78-79; К 300-летию блаженной кончины мучениц и исповедниц Феодосии Морозовой и ея сестры Евдокии Урусовой//Там же, на 1975 г. М., 1974. С. 73-74; Напоминание благоговейным священнослужителям св. древлеправосл. старообр. Церкви: О таинствах крещения, бракосочетания, покаяния, причащения//Там же, на 1980 г. М., 1979. С. 57-58; Горящий огнем: К 360-летию со дня рождения протопопа Аввакума//Там же, на 1981 г. М., 1980. С. 62-64; Свт. Амвросий, митр. старообрядческий Белокриницкий//Там же, на 1983 г. М., 1982. С. 52-53; Объяснение к стихерам Иоанна Дамаскина//Там же, на 1985 г. М., 1984. С. 62. Ист.: Высокопреосв. Никодим, старообр. архиеп. Московский и всея Руси//Старообрядческий церк. календарь РПСЦ на 1972 г. М., 1971. С. 79; Карцев П., прот. К 15-летию служения высокопреосв. архиеп. Никодима Московского и всея Руси в святительском сане//Там же, на 1976 г. М., 1975. С. 5-6; Анастасий (Кононов), еп. 40-летие священнослужения высокопреосв. архиеп. Никодима//Там же, на 1980 г. М., 1979. С. 5-6; Памяти высокопреосв. Никодима, архиеп. Московского и всея Руси//Там же, на 1987 г. М. 1986. С. 52-53. Лит.: Болученкова А. А. Архиеп. Московский и всея Руси Никодим в жизни старообрядчества Молдавского края//Липоване: История и культура рус. старообрядцев. Од., 2009. Вып. 6. С. 133-142; Высокопреосв. Никодим, архиеп. Московский и всея Руси: К 25-летию преставления//Покровский вестн.: Церк.-обществ. газ. Ржевской Покровской старообрядческой общины. 2011. Вып. 27. С. 7. В. В. Боченков Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)) ИОСИФ (Моржаков Иван Михайлович; 1885-1970), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой Церкви ИРИНАРХ (Парфёнов Иван Васильевич; 1881-1952), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия)

http://pravenc.ru/text/2565590.html

191-229 ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении 229-280 ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении 280-320 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) 321-351 351-352 352-387 387-388 ГРУНДТВИГ Николай Фредерик Северин (1783 - 1872), дат. теолог-реформатор, писатель, историк, политический и общественный деятель 388-389 389-391 ГРШКОВИЧА АПОСТОЛ (XII в.), отрывки глаголического кодекса Деяний и Посланий апостольских, памятник истории церковнослав. языка и слав. книгописания Балканского п-ова 391-392 ГРЭМ Уильям (Билли) Франклин (род. 1918), амер. проповедник неоевангеликализма и общественный деятель 392-393 393-394 ГРЮНЕВАЛЬД наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт), а также Готхардт, Готхард (ок. 1470/80 - 1528), нем. художник 394-396 ГУБА ГРЕЦКАЯ в церковном обиходе литургический предмет, изготовляемый из губки - морского беспозвоночного, мягкий и пористый остов к-рого легко впитывает влагу 396-399 ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ 399-400 ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская Икона Божией Матери, чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви 400-401 401-402 402-403 403-405 ГУГБЕРТ (кон. VII - нач. VIII в.), прп. (пам. зап. 30 мая), мон. аббатства Бриттаниак (совр. Бретиньи, Франция) 405-411 ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) 411-412 ГУГО (нач. X в.), св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.), приор Анзи (совр. Анзи-ле-Дюк, Франция)

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010