Примечательно, что в 2001 и 2004 годах, когда дни празднования Пасхи у православных, католиков и протестантов совпадали, Путин официально поздравлял с праздником " всех российских христиан " . При этом отдельных поздравлений с Рождеством или Пасхой от главы государства ни российские католики, ни представители протестантских деноминаций не получают. В то же время Владимир Путин в минувшем 2005 году направил покойному главе Русской Старообрядческой Православной Церкви Митрополиту Андриану (Четвергову) официальную телеграмму, в которой поздравил старообрядцев со столетием указа Николая II о веротерпимости. Президент не поздравляет старообрядцев с религиозными праздниками отдельно от православных, принадлежащих к Московскому Патриархату. Религиозные организации России Православие в России представлено Русской Православной Церковью Московского Патриархата (РПЦ МП), Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), Российской Православной Свободной Церковью (РПСЦ), Истинно Православной Церковью (ИПЦ) и старообрядческими Церквами поповцев - Русская Православная Старообрядческая Церковь с центром на Рогожском кладбище в Москве и Русская Древлеправославная Церковь (новозыбковцы) - и беспоповцев -Древлеправославная Поморская Церковь. Римско-Католическая Церковь в России представлена митрополией с центром в Москве, в которую входят 4 епископства. Из протестантских деноминаций в России наиболее распространенными являются баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники) и лютеране. Основными организациями российского ислама являются Центральное Духовное Управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ) с центром в Уфе и Духовное Управление мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР) с центром в Москве. Две основные иудейские организации России - Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) и Федерация еврейских общин России (ФЕОР). Центром Традиционной буддистской Сангхи России является Улан-Удэ. http://www.ng.ru/politics/2006-01-11/3_islam.html

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Делегацию возглавлял кардинал Вальтер Каспер, председатель Папского совета по содействию христианскому единству. В ходе встречи представители Римско-католической Церкви поздравили Святейшего Патриарха Кирилла и передали ему поздравительное послание Папы Римского Бенедикта XVI. Поблагодарив за теплые слова и благопожелания, Патриарх Кирилл выразил надежду, что отношения между двумя Церквами будут развиваться в атмосфере взаимного доверия и сотрудничества, прежде всего в деле отстаивания и утверждения традиционных христианских ценностей в Европе и мире. Основой для подобного взаимодействия должен служить факт совпадения позиций православных и католиков по многим вопросам жизни современного общества. 2 февраля в Тронном зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принимал поздравления с интронизацией от государственных, религиозных и общественных деятелей России и стран зарубежья. От лица Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха поздравил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Лично поздравить Предстоятеля Русской Православной Церкви прибыл премьер-министр России Владимир Путин. Глава Правительства отметил, что Церковь всегда была со своим народом в самые тяжелые и сложные времена, и государство чувствует поддержку Русской Церкви в возрождении России как многонационального и многоконфессионального государства. Предстоятеля Русской Церкви поздравили представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле, глава Русской Старообрядческой Церкви митрополит Московский Корнилий, представители христианских конфессий России. Также в Храм Христа Спасителя прибыли председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, духовный лидер мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде. Патриарха Кирилла поздравили председатель Совета Федерации Сергей Миронов, представители Правительства России, полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, мэр Москвы Юрий Лужков, вице-спикер Думы Любовь Слиска, а также депутаты Госдумы, руководители крупнейших политических партий страны, многочисленные политические, общественные и культурные деятели России, послы иностранных государств.

http://e-vestnik.ru/news/patriarha_kiril...

Е. Грачева: Еще Владимир Путин встречался не так давно с главой Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием . Речь шла о том, как старообрядцев возвращают в Россию. Корнилий благодарил президента за то, что 130 старообрядческих семей за последние два года смогли вернуться в нашу страну. Как Русская Православная Церковь реагирует на это сближение старообрядцев с президентом? Митрополит Иларион: Мы положительно реагируем на инициативы, которые направлены на возвращение наших соотечественников или их потомков на историческую родину. Мы также положительно оцениваем усилия старообрядческой Церкви, возглавляемой митрополитом Корнилием, по преодолению того разделения, которое существует уже более трехсот лет. Хотя между нашими Церквами нет какого-то официального богословского диалога или официального диалога в составе делегаций, направленного на преодоление этого разделения, тем не менее, между нами сложились добрые и братские отношения. Мы регулярно встречаемся с митрополитом Корнилием и обсуждаем насущные вопросы, ведем переписку. Более того, у нас есть переписка, касающаяся вопросов, связанных с возможностью или невозможностью взаимного признания иерархии. Поэтому диалог существует, прогресс в этом диалоге существует, и мы приветствует те инициативы, которые направлены на то, чтобы этот диалог развивался. Я думаю, что старообрядчество — это очень значимая часть нашей русской идентичности, а старый обряд, как известно, существует и в лоне Русской Православной Церкви. У нас есть приходы старого обряда, так называемые единоверческие, то есть исторически они назывались единоверческими, сейчас мы предпочитаем называть их старообрядными приходами в лоне Русской Церкви. Один такой приход я хорошо знаю, потому что регулярно в нем служу, причем по старому чину, старому обряду — это приход храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Е. Грачева: Я знаю еще один старообрядческий храм недалеко от Москвы, памятник архитектуры под Боровском. Мне всегда было интересно, на какие деньги старообрядцы реставрируют свои церкви? Откуда они берут финансирование?

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года постановил отменить клятвы (анафематствования), наложенные в XVII столетии на старые обряды и на придерживающихся их. Старые русские обряды были признаны спасительными и равно-честными новым. Говоря точнее, Собор 1971 г. утвердил решение Священного Синода, принятое ещё в 1929 году, основанное, в свою очередь, на материалах многолетней дискуссии по старому обряду. Вот как это выражено в соборном определении: «1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) Апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равно-честными им. 2 . Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) Апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они не встречались и кем бы они не изрекались. 3 . Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) Апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие». 965 В докладе, зачитанном на Поместном Соборе, Никонова реформа была охарактеризована как «крутая и поспешная ломка русской церковной обрядности». Основания для замены двуперстия на троеперстие объявлены более чем сомнительными. Деяния Поместного Собора 1971 г. в отношении старого обряда подтвердил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1988 г. в специальном обращении к старообрядцам с призывом к братскому диалогу для достижения единства Церкви. Но для достижения единства Церкви, для «умиротворения и уничтожения вековой распри между старообрядцами и новообрядцами; чтобы Русская Церковь по-прежнему стала единой, какою она была до патриаршества Никона» ( Н.Ф. Каптерев ), явно недостаточно решения Собора 1971 г. И вот почему. Вспомним возникновение обновленческого движения на заре советской власти. Вспомним, опять же, что это движение поначалу нашло сторонников среди чуть ли не половины иерархов РПЦ. Советская власть также оказывала всяческое покровительство обновленцам, а каноническую поддержку они получили от Константинопольского Патриарха. И это немудрено. В своё время Восточные Патриархи одобрили и реформы Патриарха Никона , и реформы Петра I (благо у них был стимул...). Иначе говоря – отношения с обновленцами у Патриаршей Церкви были приблизительно такие, как когда-то у ревнителей древнего благочестия с возобладавшими сторонниками Патриарха Никона .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В новейшей истории Русской Православной Церкви, изобилующей событиями и явлениями, в разной степени повлиявшими на церковное единство, обособленно стоит история создания и недолгой деятельности на канонической территории Русской Церкви такого явления, как «Российская греко-католическая церковь», возникшая в результате желания небольшой группы верующих исповедовать католицизм, сохраняя при этом привычный православный богослужебный уклад и русские церковные традиции. Данная церковная группа известна благодаря массе исследований, связанных с именами главы Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) митрополита Андрея (графа Шептицкого) и его экзарха, священника Леонида Федорова, священников Николая Толстого, Иоанна Дейбнера, Евстафия Сусалева и других. Среди активных деятелей этой католической юрисдикции часто встречается имя священника Алексия Зерчанинова. О его жизни и служении довольно хорошо известно, однако за рамками публицистических статей и кратких упоминаний остается большой пласт материалов, практически не известных отечественному читателю. Они были опубликованы в последние годы благодаря деятельности Украинского католического университета (г. Львов, Украина), в исследованиях которого биография и деятельность священника Алексия Зерчанинова приобретают более выраженные контуры, позволяющие сделать выводы не только о жизненном пути, но и о степени влияния этого человека на греко-католические общины в Российской империи, а затем и в РСФСР. Эти материалы позволяют открыть его как человека, сумевшего вовлечь в униатство ряд клириков Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) , в результате принятых в общение с Римом в сущем сане, что особенно значимо и в наше время в контексте дискуссии о возможном признании действительности т. н. «Белокринницкой иерархии» и рукоположений РПСЦ. Именно благодаря своей симпатии к старообрядчеству Зерчанинов стал проводником для таких клириков, вошедших затем в общение с епископом Рима. В ниже представленном материале мы попробовали объединить все доступные сведения о жизни и деятельности этого клирика.

http://bogoslov.ru/article/6192755

Задача, которую сознательно он ставил для себя, состояла, таким образом, в том, чтобы удержать все русское общество в целом в послушании Православной Церкви. Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. Это влияние имело для Церкви много благоприятных аспектов. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери - Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России». С самого начала своего Патриаршества светлейший Никон установил строгую чинность в богослужении. Единогласие и «наречное» пение при нем стали практической нормой. Он сам служил неспешно, благоговейно, стремясь к тому, чтобы церковные службы были как можно более нравоучительными. Патриарх Никон был талантливым проповедником, говорившим свои поучения и проповеди так, что люди забывали обо всем и в храме стояла полная тишина. В те времена в Русской Церкви ему не было равных в слове. Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий, хотя сам Патриарх ни в коем случае не был его причиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/

20 апр. 2009 г. И. возведен в сан архиепископа. Решением Свящ. Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Комиссии по делам старообрядческих приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей. С 28 мая 2009 г. — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. С 27 июля 2009 г. — включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его президиума. Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член комиссий по вопросам богословия и по вопросам богослужения и церковного искусства. С 13 января 2010 г. — член Попечительского совета фонда «Русский мир». 1 фев. 2010 года «во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода» возведён Патриархом Кириллом в сан митрополита. С 26 июля 2010 г. — член Патриаршего совета по культуре. С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Решением Свящ. Синода от 5 окт. 2011 г. назначен председателем Синодальной библейско-богословской комиссии. Решением Свящ. Синода от 25 дек. 2012 г. назначен председателем межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. Решением Свящ. Синода от 25-26 дек. 2013 г. назначен руководителем (по должности) Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви. С сент. 2009 г. И. ведет еженедельную передачу «Церковь и мир» на телеканале «Вести-24». Литературно-богословская деятельность И.- автор более 700 публикаций, в т. ч. 20 монографий по патристике, догматическому богословию, литургике, истории Церкви, совр. церковно-общественной проблематике, музыковедению. Пишет на рус. и англ. языках. Книги И. переведены на англ., франц., нем., итал., греч., чешск., укр., серб., болг., македон., румын., венг., фин., польск., япон. и кит. языки.

http://pravenc.ru/text/389169.html

— Новые приходы за пределами России у вас появляются? — Несколько лет назад к нам обратились православные из Уганды с просьбой принять их в лоно Русской православной старообрядческой церкви. Надо сказать, что это не русские эмигранты, а коренные жители этой страны. По их словам, они долго изучали множество конфессий и в итоге пришли к выводу, что самой спасительной церковью является старообрядческая. Мы с ними поговорили на совете митрополии, на соборе, и в результате они присоединились к нам. Сейчас у нас там несколько приходов, рукоположен священник. А недавно к нам новое обращение поступило, теперь из Пакистана. Там более сложная ситуация, потому что это мусульманская страна, в которой преследуется христианство, там небезопасно быть православным. К нам приехал оттуда священник, который изъявил желание перейти в старообрядчество. Мы рассмотрели его просьбу и решили принять его в лоно нашей церкви. Он недавно вернулся на родину и активно проповедует христианство. Надеюсь, что это станет началом спасения для многих жителей Пакистана. — В чем отличие между Русской православной старообрядческой церковью и официальной Русской православной церковью? — Отличия начались после печального церковного раскола XVII века. Семь столетий с Крещения Руси наши предки жили по законам, которые им передавали их отцы, деды. Благочестивая церковь сохраняла эти законы. И вдруг в XVII веке насильно решили все поменять, объясняя это тем, что на Западе молятся по-другому. В то время была идея освободить Византию от иноверцев, тогда бы Алексей Михайлович стал православным царем-освободителем, а патриарх Никон — всемирным патриархом. Как мы знаем, это не удалось воплотить в жизнь, но когда эти планы готовились, решили сделать реформу церкви по западному образцу. Насильно стали вводить троеперстие. Патриарх Никон приказал, что надо молиться вместо двуперстия, которое зафиксировано было еще за сто лет до этого на Стоглавом соборе в 1551 году при Иване Грозном, троеперстием. А ведь русские святые, которые были канонизированы на Стоглавом соборе, молились только двуперстием, потому что так Христос благословлял, так, по преданию, апостолы молились.

http://pravmir.ru/svoboda-veryi-svoboda-...

Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война Русская Православная Церковь в 1941–43 годы Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви Церковь на оккупированных территориях Русская Православная Церковь после перелома в Великой Отечественной войне Глава 13. Жизнь, деятельность и личность Патриарха Алексия Военные годы Сподвижники Патриарха Алексия Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) (1892–1961 гг.) Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) (1870–1955) Глава 14. Церковные Соборы 1940-х годов Поместный Собор 1945 года Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое Поместным Собором 1945 года Глава 15. Ликвидация унии на Западной Украине Глава 16. Церковная жизнь в послевоенный период (1945–1958 годы) Глава 17. Русская Православная Церковь в 1958–1970 годах Глава 18. Русская Катакомбная Церковь Глава 19. Русская Православная Церковь за границей Русский Всезаграничный Церковный собор 1921 года в Карловцах и дальнейшие пути развития Русской Церковной жизни за границей Русская Православная Церковь за границей Личность и труды Святителя Иоанна (Максимовича) Русское Православие в Северной Америке Митрополит Евлогий (Георгиевский) Русский Экзархат в Западной Европе в послевоенный период Зарубежные Русские архиереи и общины, сохранявшие административно-канонические отношения с Московской Патриархией в 20–40-е годы нашего столетия Митрополит Литовский Елевферий и его деятельность в Литве и Западной Европе Митрополит Японский Сергий Православная миссия в Корее Глава 20. Русская Православная Старообрядческая Церковь: годы 1917–1996 Приложение I. Декреты Советской власти о новом правописании Порядок проведения реформы в жизнь Приложение II. (Документы ) 1. Утвержденная грамота великого московского собора от 21-го Февраля 1613-го года Список служащих св. Синода (со времени основания до 1917 года) Обер-Прокуроры Св. Синода Товарищи Обер-Прокурора Св. Синода: Управляющие Канцелярией Св. Синода: Директора Канцелярии Обер-Прокурора Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А неурядицы, судя по всему, неизбежны. Так, например, уже сегодня, когда вопрос о «передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» наконец-таки сдвинулся с «мертвой точки», в СМИ сразу же зашли разговоры о возможных межрелигиозных конфликтах на имущественной почве. Так, в опубликованной 25 января 2010 года в журнале «Итоги» статье «Приватизация всея Руси» отдельным параграфом прописывается неизбежность имущественных столкновений между РПЦ и РПСЦ. Действительно, «дыма без огня не бывает». Так, одним из наиболее ярких примеров последних лет является московская старообрядческая церковь Тихвинской чудотворной иконы Богородицы на улице Хавской, которая была воздвигнута староверами в 1908-1912 гг. на месте своей старой моленной. В советские годы в храме был склад, в 1990 же году его неожиданно приватизировали, после чего около десяти лет в храме находился гриль-бар «Ладья», в свою очередь выкупленный неким бизнесменом. Новый владелец категорически отказался передавать здание историческим владельцам и начал реставрацию вроде бы с целью передачи Русской Православной Церкви, которая, однако, во избежание противостояния со старообрядцами отказалась принимать храм. В итоге конфликт, который попытались на этой почве раздуть некоторые представители РПСЦ при поддержке одного скандально сайта был сглажен, но ситуация осталась патовой. Храм так и не был передан верующим, однако успел стать своеобразным «яблоком раздора» между представителями Русской Православной и Русской Православной старообрядческой Церквей. Хотя ни та, ни другая, так ни на минуту и не были его собственницами… Сегодня уже нет никаких сомнений в том, что разрешить подобные коллизии способен только адекватный закон о реституции церковного имущества. Вопрос лишь в том, каким образом сделать так, чтобы возвращение имущества не его непосредственному владельцу, но его преемникам той или иной степени легитимности, не привело к еще большим проблемам и неурядицам, нежели существуют сегодня в условиях отсутствия подобных механизмов.

http://pravmir.ru/restituciya-cerkovnogo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010