Знаменная нотация имеет идеографический характер. Существуют 3 типа графической фиксации мелодий, соответствующие мелодическим формулам разных масштабных уровней: собственно крюковой – Крюки, обозначающие 1–3 тона (иногда и более) в определённой последовательности; попевочный – включает относительно краткие мелодические формулы, записанные простыми знамёнами, часто с элементами тайнописи («тайнозамкненности»); фитный – содержит пространные мелодические построения, целиком зашифрованные. Знаменный распев [ Против известных заблуждений ] В настоящее время можно говорить о возрождении в русской Православной Церкви канонического богослужебного пения. Знаменный распев снова звучит во многих монастырях и приходах, организуются школы знаменного пения, съезды головщиков (регентов) и т. д. В то же время опыт практического восстановления знаменного распева показывает, что по отношению к русскому богослужебному пению накопился целый ряд заблуждений. Прежде всего, знаменный распев часто связывают со старообрядческой церковью, называя его пением раскольников. Это неверно. Знаменное пение – это пение единой Русской Церкви, звучавшее в ней 7 веков. У его истоков стояли такие подвижники, как прп. Феодосий Печерский , такое пение слышал прп. Сергий Радонежский. Богослужебное пение рассматривалось как продолжение монашеского молитвенного делания. Только знаменный распев обладает полнотой – дошедшие до нас крюковые книги включают полный круг песнопений, которые удивительно соответствуют богослужению по ритму, характеру, продолжительности, так как складывался распев в нерасторжимом единстве с богослужением. Второе заблуждение: знаменный распев считают одним из стилей музыки, включенным в линию эволюционного развития музыкальных стилей. Как будто знаменный распев имеет предшественником какой-то музыкальный стиль и со временем естественно переходит в более развитые формы, например, в многоголосие. Это также неверно. В основе смены стилей в светской музыке стоит прежде всего смена содержания. Но для богослужебного пения содержание неизменно, вечно, а во времени происходит не развитие, а выявление, приближение к Истине в периоды духовных подъемов, или искажение, замутнение при спадах. Вершинные точки, связанные с молитвенным подвигом русских православных людей, отпечатались, закрепились в знаменном распеве. Это и есть Предание – собранный опыт великих подвижников Церкви, становящийся достоянием всей Церкви, всех ее членов.

http://azbyka.ru/znamennoe-penie

4 . Находят ли они желательным и осуществимым, чтобы новоизбранный приходский совет, совместно с местным причтом и старостой, оказывал им всяческое содействие и посильную помощь в делах приходской благотворительности, просвещения, хозяйства и т. п., о чём также говорится в том же синодальном определении? 5 . Надеются ли они, что при нынешнем приходском строе и управлении (т. е. без правильного и регулярного созыва обще.-приходских собраний и при отсутствии выборного приходского совета), могут быть успешно проведены и осуществлены выборы представителей от белого духовенства и мирян, на предстоящий церковный собор, каковые выборы, согласно опубликованному закону, должны быть произведены первоначально во всех православных приходах России? 6 . Считают ли они, что для действительной охраны и защиты церковно-приходского достояния и имущества необходимо предоставить представителям прихода (в лице его совета, совместно с причтом и старостой), надлежащие права, дабы законными способами и мерами ограждать это достояние и имущество на суде и в административных учреждениях от всякого посягательства и разного рода злоупотреблений? 7 . Усматривают ли они опасность для православных церковных общин (приходов) в том, что они остаются в расстроенном и разрозненном виде, тогда как другие иноверческие, инославные, старообрядческие и даже сектантские общины получают соответственные церковные и гражданские права, способствующие их укреплению и процветанию? Мы целые три–четыре года говорим, что без церковно-приходской жизни восстановление церковно-общественной жизни, и возбуждение в обществе интереса к Церкви и её жизни – немыслимы. А если так, то невозможно и процветание русской Церкви. В храмах православных останутся богомольцы более или менее искренние, но церковной жизни, о которой говорит апостол Павел ( 1Кор. 12:14 и др.), не будет. Но говоря о русской Церкви, невозможно забывать о православной Руси, как государстве православном. Ведь, она ещё осталась теперь единственной страной в мире, где может христианский строй жизни быть признан за норму жизни общественной. И эта возможность заключается только в скорейшей организации приходов. Христианство везде в государственной жизни игнорируется, все европейские государства признали религию делом лишь частной жизни, и только Россия стоит на распутье: идти ли ей открыто за Христом, или остаться со своей „конституцией“ провести ли христианские начала в государственную жизнь, или удовольствоваться конституционною бранью г.г. членов Государственной Думы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIX в. беглопоповцы делились на множество согласий: лужковское , «перемазанское», дьяконовское. В наст. время в Б. о. действует 5 приходов Русской Древлеправославной церкви (беглопоповцы): в городах Новозыбков, Злынка, пос. Климово, 2 сельских прихода в Стародубском р-не, а также Троицкий муж. мон-рь в с. Каменка Злынковского р-на. С 1963 г. глава Древлеправославной церкви (с марта 2002 Древлеправославный патриарх московский и всея Руси) имеет свою резиденцию в Новозыбкове. На территории Б. о. действуют 3 прихода Русской православной старообрядческой церкви ( Белокриницкая иерархия ): в городах Новозыбков, Клинцы и пос. Климово,- входящие в Клинцовскую и Новозыбковскую епархию. В Злынке существует община беспоповцев . Российская православная свободная церковь имеет в Б. о. 1 общину (возникла в 1990) при Ильинской ц. в г. Трубчевске, входящую в Тульскую епархию. Католичество . Католич. община сложилась в Брянске в период первой мировой войны из числа польск. беженцев и просуществовала до сер. 30-х гг. В дек. 1998 г. была зарегистрирована как приход Непрестанной помощи Божией Матери. Протестантизм . Общины евангельских христиан и баптистов появились на Брянщине в кон. XIX в. среди рабочих - выходцев с Украины; к 1944 г. число таких общин было незначительным. В наст. время в Б. о. зарегистрирован областной совет объединения евангельских христиан, 15 баптистских общин и Библейский колледж, кроме того, в районах области действуют без регистрации ок. 40 баптистских общин. Христиане веры евангельской (см. ст. Пятидесятники ) появились в Б. о. в 1968 г., сегодня они имеют религ. центр и 12 общин . Существует также община пресвитериан (см. ст. Пресвитерианство ) в г. Унеча (зарегистрирована в 2000), а также неск. религ. объединений, к-рые относят себя к разным направлениям протестантизма. Большинство протестант. общин находятся в городах Клинцы, Унеча, Дятьково и поселках Клетня, Навля, Суземка. Иудаизм . Появление в кон. XVIII в. иудейских общин на территории совр. Б. о. связано с тем, что отдельные ее районы (бывш.

http://pravenc.ru/text/153531.html

Богослужение посетили: председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко; полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров; президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов; государственный советник Республики Татарстан, председатель Попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев; председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшин; начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ — первый заместитель министра обороны РФ В.В. Герасимов; мэр г. Казани И.Р. Метшин; председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтий Камиль хазрат Самигуллин; председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин; председатель Духовного собрания мусульман России, муфтий Духовного управления мусульман г. Москвы и Центрального региона «Московский муфтият», муфтий Духовного управления мусульман Чувашской Республики Альбир хазрат Крганов; митрополит Московский и всея Руси Корнилий и епископ Казанско-Вятский Евфимий (Русская Православная Старообрядческая Церковь); представители государственных структур и общественности, члены Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан За Литургией молились председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , временно исполняющий обязанности руководителя  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси   В.Р. Легойда , председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин , благотворители и строители воссозданного собора. Богослужебные песнопения исполнили архиерейский смешанный хор Благовещенского собора Казанского кремля под управлением Марины Литвиненко и архиерейский мужской хор Казанского Богородицкого монастыря под управлением Дениса Рогова. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Татарстан — Новый век», «Союз» , «Спас» , на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru и на портале «Православие в Татарстане» . Часть верующих молитвенно участвовала в богослужении, наблюдая за трансляцией на больших экранах, установленных на территории монастыря. Трансляцию комментировал заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Н.И. Державин.

http://patriarchia.ru/db/text/5830483.ht...

В наст. время Православие исповедует большая часть верующих русских, украинцев и белорусов, а также мордва, чуваши, удмурты, часть татар. Коренные народности Прибайкалья (зап. буряты, эвенки и тофалары) со времени вхождения края в состав России были в значительном числе крещены, но сохранили мн. элементы прежних верований: промысловых, семейно-родовых культов и шаманизма. Такое двоеверие существует и сегодня у эвенков и тофаларов. Буряты после издания 17 апр. 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» в подавляющем большинстве вернулись в буддизм. Храмы РПЦ посещают живущие в И. о. правосл. грузины, а также армяно-григориане. Старообрядчество В отличие от Забайкалья, где старообрядцы проживают компактно, в И. о. они малочисленны - 0,01% верующего населения. Старообрядчество исторически представлено в И. о. Русской православной старообрядческой церковью (РПСЦ) (см. Белокриницкая иерархия ). В 1929 г. насчитывалось 747 старообрядцев в Иркутском окр. и 235 старообрядцев в Тулунском окр. До 1937 г. существовала Иркутско-Амурская епархия РПСЦ с центром в с. Тарбагатай (Бурятия). В 1992 г. действовавшие до 2-й пол. 30-х гг. XX в. Томско-Алтайская, Семипалатинская, Минусинско-Урянхайская и Иркутско-Амурская епархии Белокриницкой иерархии были объединены в епархию Всей Сибири и Дальн. Востока с центром в Новосибирске. В 1997 г. РПСЦ было передано здание в Иркутске, ставшее старообрядческим подворьем. Построенная в 2000 г. на Покровском погосте (близ с. Пивовариха) часовня 19 июля 2002 г. была освящена еп. Новосибирским и всея Сибири Силуяном (Килиным) как храм в честь Покрова Божией Матери в память о существовавшей в Иркутске в 1911-1936 гг. старообрядческой церкви с таким же посвящением. Небольшие старообрядческие группы имеются в Ангарске, Усть-Илимске, Усолье-Сибирском, Зиме и др. В с. Хор-Тагна Заларинского р-на живут старообрядцы беспоповского поморского согласия . В 2008 г. в Иркутске была зарегистрирована община Русской древлеправославной церкви (см. Беглопоповцы ). Римско-католическая Церковь (РКЦ)

http://pravenc.ru/text/674057.html

Казаки-некрасовцы Григорий — потомок тех донских казаков, которые в 1707 году участвовали в знаменитом крестьянско-казацком восстании, названном Булавинским, по имени атамана Кондрата Булавина. Восстание началось с отказа казаков выдать царским войскам беглых солдат, которых свободные казаки «укрывали» у себя на Дону. После подавления восстания несколько тысяч казаков во главе с атаманом Игнатом Некрасовым, соратником Кондрата Булавина, ушли на Кубань, а после смерти атамана некрасовцы разделились на две группы и переселились в устье Дуная. Часть из них оказалась на территории современной Болгарии. С тех пор некрасовская деревня Татарица в Болгарии просуществовала более 250 лет замкнутой общиной-островом, неизменно сохраняя русские традиции, язык и старообрядческую веру. В болгарской Татарице и родился Григорий. «Мои предки были старообрядцами, — рассказывает он, — но я уверен, что они не понимали, что это значит! Просто верили в Бога так, как это делали их деды, не задумываясь, правильная у них вера или нет». В Болгарии не было таких гонений на Церковь, как в России, да и сама церковная жизнь здесь в первой половине двадцатого века была настолько угасшей, что, когда коммунисты пришли к власти, верующих людей в стране осталось так мало, что необходимости бороться с ними не было. Русская же деревня, наоборот, жила вокруг своего старообрядческого храма. По политическим соображениям болгарские власти никогда не притесняли русскоязычное население, позволяя им верить, как они привыкли. «Я сам узнал о расколе семнадцатого века, только когда студентом переехал учиться во Францию, — объясняет Григорий, — Но еще в детстве, когда я жил в деревне, я обращал внимание, что высокие нравственные нормы, о которых говорят в храме, часто расходятся с делом — ведь жили мы очень тесной общиной и все были на виду. Уже тогда мне казалось, что возвеличивание обрядов имеет мало общего со Христом. Во время учебы в Париже после бесед с православным духовенством из русской эмиграции я в этом убедился окончательно и присоединился к РПЦЗ. И потом, уже в Дании, когда решение переезжать в Россию было принято, я намеренно стал ходить в приход Русской Православной Церкви Московской патриархии, чтобы стать частью той Церкви, которая существует в России. Кроме того, у зарубежников служили на русском языке, что мне, все-таки выросшему в старообрядческой деревне, показалось некоторым перебором!

http://pravmir.ru/vozvrashhenie-iz-vosem...

Многочисленные случаи чудотворений у гробницы святой известны с XVII столетия. В 1649 году совершилось обретение ее святых мощей и канонизация. Потом в пылу старообрядческих споров почитание благоверной княгини было приостановлено. В 1909 году состоялось второе обретение ее мощей и второе прославление. Промыслом Божиим устроилось так, что по прошествии шести столетий после своей кончины, в иную трудную эпоху русской жизни, святая, имевшая в земной жизни жертвенное устроение быть со своим народом, и по смерти разделила с Божиим народом претерпеваемые им безбожные кощунства XX века. В 1930 году мощи ее были подвергнуты публичному освидетельствованию, а затем изъятию. Честные останки святой были открыты и положены в музее атеизма, в который был превращен кашинский собор Успения Пресвятой Богородицы, после чего они находились в краеведческом музее Кашина. По замыслу безбожников, народ должен был разочароваться, видя лишь костные останки своих святых. Однако этот расчет не оправдался. За 17 лет (в этот период вошло и время Большого террора, и военные годы) музей пережил настоящее паломничество десятков тысяч человек — примечательный факт для города, не являвшегося тогда центром туризма и насчитывавшего всего несколько тысяч жителей 2 . Необычно большое число посетителей отмечалось в советских документах, не скрывавших факт паломничества к святыне множества советских граждан — русских православных людей. В годы войны очевидной стала несостоятельность политики первых двух десятилетий советской власти, направленной на разделение народа, натравливание одной его части на другую: бедных на богатых, неверующих на верующих. Военное время требовало других политических решений. К тому же прагматический подход, возобладавший под действием жесткой военной реальности, диктовал правительству планы использовать Русскую Церковь как инструмент во внешней политике государства. В связи с этим в 1943–1948 годах довоенная антирелигиозная повестка была частично пересмотрена, в результате чего центральной властью были предприняты следующие шаги: создание Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, открытие храмов, избрание Патриарха, возвращение Церкви мощей некоторых святых и др.

http://e-vestnik.ru/analytics/anna_kashi...

По его сведениям, этот двойник уже получил образование в неких «спецшколах, где изучается астрология, магия, каббала, тания» и т.д. Он рассказывает, что какие-то очевидцы уже теряли сознание при встречах с двойником Путина (стало быть этот двойник-антихрист уже действует от имени Путина!), чего раньше, мол, при встречах с реальным Путиным не было. В этом проповедник видит магическую силу воздействия двойника. Помнится, во время инаугурации бывшего президента Украины Петра Порошенко потерял сознание солдат караула. Об этом рассказывали и показывали, но вот что-то о падании в обморок при встречах с Путиным (точнее, с его двойником) до сих пор не было ничего известно. Ну да ладно, это так к слову. Кстати, тема двойников не новая в русской истории. В своё время старообрядцы активно распространяли версию о подмене подлинного царя Петра двойником. Кстати, они же считали Петра Великого Антихристом. Может, под влиянием чтения старообрядческой литературы пришёл к таким странным выводам сгиигумен Сергий? Вообще, видеозапись проповеди отца Сергия создаёт впечатление какого-то постмодернистского балагана. Зачем-то проповедь прерывается исполнением под аккордеон отцом Сергием с двумя монахинями песни «Волховская застольная». Как-то несуразно звучат во время такой нагоняющей жуть проповеди в самый разгар Рождественского поста слова «выпьем и снова нальём». А потом и вовсе монахиня пускается в пляс, исполняя лезгинку, а другая, видимо, бывшая гимнастка, выполняет упражнение с лентой. Какой-то сюрреализм... Сама же проповедь вызывает очень большое смущение. Вроде видишь, что выступает законный священник Русской Православной Церкви, духовник крупного монастыря, больше того - схимник... Но такое говорит! Впрочем, у меня возникло состояние эдакого дежавю. Эта проповедь, как впрочем, и некоторые предыдущие (правда, не столь яркие) напомнила мне историю с выдающимся деятелем черносотенного движения иеромонахом (впоследствии расстригой) Илиодором (Труфановым). Он был ярким трибуном своего времени, послушать его проповеди приходило огромное количество простого народа. Тогда не было интернета и видеокамер, поэтому проповеди просто записывали или передавали устно. Илиодор был таким же безстрашным обличителем властей (сначала местных, а потом добрался и до Царя). И нельзя сказать, что он несправедливо обличал. Многое, в чём обличал представителей власти и богатеев Илиодор, было правдой. Его любил за его горячность и очень долго прикрывал священномученик Гермоген (Долганов), удерживавший от репрессий и Священноначалие, и светские власти. Закончил Илиодор клеветой на Царскую Семью, снятием сана, отречением от Христа и предложением сотрудничества с чекистами, которые, впрочем, побрезговали с ним иметь дело. Умер в Америке, зарабатывая на хлеб дворником.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/26/i_...

Приветственное обращение министра обороны Российской Федерации зачитал первый заместитель министра А.В.Белоусов. С докладом по основной теме Соборных слушаний выступил заместитель Главы Собора, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. После перерыва на пленарном заседании выступили председатель Московского городского Совета ветеранов войны и правоохранительных органов В.И.Долгих, предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Андриан, заместитель Главы ВРНС, председатель правления Союза писателей России В.Н.Ганичев, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, заместитель председателя Синода Русской Зарубежной Церкви архиепископ Берлинский и Германский Марк, телепублицист А.К.Пушков, Главный раввин России (КЕРООР) А.С.Шаевич, писатели В.Г.Распутин и В.В.Карпов, генеральный секретарь Коммунистической партии Российской Федерации Г.А.Зюганов, председатель партии " Родина " Д.О.Рогозин, секретарь Генерального совета Политической партии " Единая Россия " В.Н.Богомолов и другие. Второй день IX Всемирного Русского Народного Собора начался заседаниями секций " Духовно-нравственные основы Победы над фашизмом, терроризмом, расизмом, сепаратизмом " , " Историческая правда Победы " , " Молодежь и наследие Великой Победы " , " Церковь. Армия. Народ " , " Сегодняшние угрозы миру и безопасности " . В гостиничном комплексе " Даниловский " прошел " круглый стол " на тему " Сегодняшние угрозы миру и безопасности " . Заседание конференции возглавили заместитель Главы ВРНС, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин, член Совета Собора, доктор философских наук А.С.Ципко. В своем выступлении на секции митрополит Кирилл, в частности, отметил важность преодоления идеологического размежевания в современном российском обществе.

http://mospat.ru/archive/86485-ix-vsemir...

На Руси также происходило эволюционное изменение богослужения. Например, за два века до патр. Никона (†1681) митрополит Киприан (†1406) поменял действующий типикон (церковный устав) со студитского на савваитский. Эта была реформа, сравнимая с никоновской, но обошлась без эксцессов. 1. Сущность вопроса Изучение литургических рукописей показывает их широчайшее разнообразие вплоть до XVI в., среди них невозможно найти даже двух одинаковых списков. Строгое единообразие становится возможным и появляется лишь с распространением печатных изданий Цель исследования: сущность и сфера реформ при патриархе Никоне в 1652–1658 гг. Никоновская богослужебная реформа, т. н. книжная справа, стала предметом соблазна среди части православного народа и привела к старообрядческому расколу 1667 г. Споры о реформе продолжаются в Русской Православной Церкви (РПЦ) и около нее вплоть до настоящего времени. Исследователи прошлого фокусировали свое внимание, в основном, на старообрядцах. Кроме того, историков привлекала яркая личность патр. Никона и его оппонента прот. Аввакума (†1682), но они мало задумывались над сущностью самих реформ. Продолжающаяся полемика между приверженцами старообрядчества и сторонниками официального курса РПЦ мешает объективному подходу к этой теме. Позиция ревнителей древнего благочестия 1) Справщики, особенно Арсений Грек, были еретиками. 2) Новые книги противоречили сами себе. 3) Никон разрушил Православие и неизменную традицию, введением новшеств, основанных на греческих «поврежденных» источниках. 4) В богослужебных чинах изменения невозможны, улучшать можно только нравы. 5) Повреждения в греческих книгах возникли в результате принятия византийцами унии с Римом на Ферраро-Флорентийском соборе 1438–1439 гг. Сторонники никоновских реформ обладают диаметрально противоположной точкой зрения 1) Греки – совершенно православны. 2) Изменения возникли в русской традиции, когда Русская церковь была изолирована от Греческой после само-провозглашения Москвой автокефалии в XIV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossija-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010