" Уважаемые Анатолий Дмитриевич и Сергей Михайлович! Разрешите от всей души поздравить вас с тем, что ваша подвижническая деятельность на ниве служения делу православной миссии и катехизации, проповеди слова Божия, отстаивания наших русских православных ценностей снискала высокую оценку священноначалия Русской Православной Церкви! Для нас, как ученых, представителей академической и вузовской науки особенно ценно то, что мы с вами движемся в общем русле - соединения православной веры и благочестия с высоким уровнем аналитики, синтеза религиозно-богословских и светских, научных подходов в изучении как академических вопросов, так и актуальных проблем сегодняшнего дня. Желаем вам и дальше выдерживать свойственный вашему порталу высокий уровень аналитики, бескомпромиссность в отстаивании нашей святой и спасительной Православной веры и сохранять ведущую позицию среди ресурсов православного рунета " , - пишет в своем поздравлении генеральный директор Института религиозных и социальных исследований, главный редактор журнала " Проблемы развития " , доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН Михаил Гельвановский . " Многоуважаемые Анатолий Дмитриевич Степанов и Сергей Михайлович Григорьев, сердечно поздравляю вас и вашу высокопрофессиональную команду редакции " Русской линии " с награждением вас высокими наградами Русской Православной Церкви. Сайту " Православное старообрядчество " очень близка по духу ваша умеренно-консервативная позиция в освещении событий, желание способствовать возвращению древнецерковных и древнерусских культурных традиций, укреплению позиций Русской Православной Церкви и стремление сохранения мира как в Церкви, так и в миру " , - отмечает в своем поздравительном письме председатель Совета старообрядческого прихода во имя святого пророка Илии в городе Минске Минской епархии Белорусского Экзархата Московского Патриархата, редактор сайта " Православное старообрядчество " Вячеслав Клементьев . " Наши поздравления, коллеги! Помоги Вам Господь в трудах! " - говорится в поздравлении редакции ИА " Православие на Северной земле " .

http://ruskline.ru/news_rl/2009/04/01/na...

Советская власть решила уничтожить у людей в России веру в Бога. 1930-е гг. - самый расцвет атеизма, уничтожение священнослужителей и закрытие церквей. До самого последнего момента, до ареста в 1937 г., епископ Афанасий (Федотов) проводил богослужения в Тарбагатайской Никольской церкви. 10 августа 1938 г. властями было принято решение о закрытии Тарбагатайской старообрядческой церкви во имя святителя Николы Чудотворца, в документе говорится: «передать под медицинские нужды населения села Тарбагатай» (ГАРБ. Ф.Р-248. Оп.3. Д. 207. Л. 84.). Церковь до неузнаваемости переоборудовали и разместили врачебный пункт и амбулаторию. В конце XX в. произошла смена государственного политического строя в стране. Советский Союз распался. Новое правительство в России изменило свое отношение к религии. Запрет на веру в Бога был снят. В 2002 г. на здании бывшей церкви, где располагается Тарбагатайская районная поликлиника, старообрядцы Бурятии установили памятную доску. Знаменательное торжество по этому поводу прошло под руководством старообрядческого епископа Силуяна Новосибирского всея Сибири и Дальнего Востока. В 2010 г. митрополит Корнилий Московский и всея Руси, предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви, обратился к Президенту Республики Бурятии В.В. Наговицыну с прошением о возврате Тарбагатайского Никольского старообрядческого кафедрального храма Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии в лоно Церкви. В 2011 г. в Бурятии отмечались знаменательные события для староверов Сибири и Дальнего Востока, посвященные 100-летию со дня образования епархии Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока и 10-летию прославления в лике святых священномученика епископа Афанасия Тарбагатайского. В дни торжеств в селе Тарбагатай Республики Бурятия, при огромном стечении народа рядом с бывшим кафедральным храмом Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии (где до настоящего времени продолжает находиться районная больница) установлен поклонный крест в память служения в этом храме святого священномученика епископа Афанасия Тарбагатайского. Поклонный крест освятил епископ Силуян Новосибирский и всея Сибири в сослужении с епископом Патермуфием Иркутско-Амурским и всего Дальнего Востока.

http://sobory.ru/article/?object=52998

Большое количество ценных икон XIV - XVII веков, написанных искусной рукой церковных художников древности, попало на хранение в фонды отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи после закрытия церкви большевиками в 1935 году. Там же, к счастью, оказались и закладные кресты, роспись которых сохранила историю создания Успенского соборного храма. После закрытия часть строения была снесена, а основной объём после перестройки превратился в четырёхэтажное здание общежития завода «Станколит». Несмотря на то, что в 2009 году Успенский собор старообрядческой церкви Белокриницкого согласия решением Комитета по культурному наследию города Москвы был отнесён к категории выявленных объектов культурного наследия в качестве памятника, он до настоящего времени так и не возвращён Русской православной старообрядческой церкви. Храм Успения в Апухтинке возвели в начале ХХ века: он стал едва ли не первой в Москве религиозной постройкой, закладка которой произошла после издания царского указа «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году. Строили всем миром: средства жертвовали коренные жители Таганки, в том числе купцы-предприниматели Шибаевы и братья Новиковы, которые владели дровяным складом, магазином пиломатериалов и мастерской по изготовлению надгробий. Автором проекта стал архитектор Николай Поликарпов, известный по постройкам в стиле модерн и псевдорусском стиле. Практически в неизменном виде сохранились его ресторан «Эльдорадо» и зверинец Дурова. Однако именно храм считается самой важной работой Поликарпова. Его прообразом послужил Успенский собор Московского Кремля: архитектор досконально продублировал его формы. Этим он хотел подчеркнуть значимость староверов в становлении российского православия — они как бы возвращали себе святыню, присвоенную никонианами. Храм стал последней большой постройкой старообрядцев в России: в высоту достигал 45 м, площадь — 300 кв. м. Самый большой колокол в звоннице весил 350 пудов — более 5 тонн. Иконостас тоже был сделан по образу того, что в Успенском соборе, — пятиярусный, обложенный позолоченной басмой. Иконы для него собирали по всей стране, и пока храм действовал, его называли церковью-музеем, потому что там удалось собрать массу ценных работ, написанных до реформы Никона. Историк и большой знаток древнерусского искусства Муратов писал, что «…здесь, собственно говоря, в первый раз начинаешь понимать, чем должна быть русская церковь».

http://sobory.ru/article/?object=25353

В период работы выставки 19-20 июля в ГМИИ РТ пройдут заседания одной из секций Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации». Гости музея в течение трех месяцев смогут познакомиться с произведениями древнерусской живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, художественной фотографии рубежа XIX-XX вв. На единой выставочной площадке экспонируются древние памятники художественной культуры и духовные святыни Казанского Богородицкого монастыря и Казанской епархии, посвященные прославлению чудотворной Казанской иконы Богородицы. Впервые после реставрации представлены древние списки последней четверти XVI-haчaлa XVII веков с первообраза Богородицы, явленного 8 (21) июля 1579 года в Казани. Среди них представлены раритеты из собраний Русской Православной Старообрядческой Церкви и старообрядческой общины Старопоморского согласия. Древние памятники художественной культуры передают духовную атмосферу второй половины XVI века. Образы Богоматери Всеблаженнейшая (Паммакариста) из собрания Национального музея РТ, Иверская («Вратарница») из собрания ГМИИ РТ, а также позолоченная серебряная риза — оклад с чудотворной Казанской иконы Богородицы из собрания Национального музея РТ впервые выставлены вместе как особые святыни Казанского Богородицкого монастыря. Целостное и масштабное по репрезентативности собрание икон в драгоценных окладах и произведений декоративно-прикладного искусства из казанских частных коллекций представляет образ Казанской Богородицы в разновременных почитаемых списках чудотворной иконы, распространенных на территории России. Впервые экспонируются иконы, созданные в живописной мастерской Казанского Богородицкого девичьего монастыря (1867-1928 гг.). Экспозицию дополняют коллекция минералов из Геологического музея имени А.А. Штукенберга Казанского университета. На выставке также представлены историко-мемориальные материалы, в том числе, труды по истории монастыря и публикации документов судебного процесса по делу о похищении явленной чудотворной иконы Казанской Божией Матери, архитектурные чертежи, графические листы, фотографии и фототипии, связанные со строительством и жизнью монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4553362.ht...

3. Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею. Экклесиологически крайне существенный момент. Церковь, по сути, признает, что «раскол расколу рознь» и то, что староверы, почившие вне общения со всей полнотой церковной, не были совсем оторваны от Церкви. Особенно, если учесть, что их уклонение от единства с «Господствующей Церковью» было во многом спровоцировано былыми ошибками священноначалия последней. 4. Признать состоящими в монашестве старообрядцев, принесших монашеские обеты до присоединения их к Русской Православной Церкви. Здесь все просто. Воссоединяясь с Русской Церковью, старообрядческие иноки не меняют своей веры, а соответственно, и монашеские обеты, принесенные Богу до воссоединения, сохраняют силу. 5. Подтвердить, что в соответствии с общим смыслом определения Святейшего Синода от 25 апреля 1729 года при присоединении к Русской Православной Церкви семейных пар, вступивших в брак в старообрядческих согласиях, совершение над ними последования венчания не является обязательным. То же самое, что и с предыдущим пунктом. Если в XVIII веке даже крестившихся калмыков не заставляли венчаться, то почему нельзя признать брачный чин, совершенный в том или ином старообрядческом согласии, действительным. 6. Отметить необходимость обеспечения на приходах Русской Православной Церкви возможности совершения Таинства Крещения по Апостольскому преданию — троекратным полным погружением. Едва ли не самый главный пункт. Неканоническая форма крещения, очень широко распространившаяся в Русской Церкви за последние три с половиной века, является едва ли не главным препятствием для воссоединения со старообрядцами. Староверы всегда с особым благоговением относились к тому, как должно совершаться Таинство Крещения, а до Раскола на Руси никаких иных форм крещения, кроме как по Апостольскому преданию — троекратным полным погружением, не допускалось. И приснопамятный Святейший Патриарх Алексий, и Святейший Патриарх Кирилл неоднократно убеждали клириков благоговейно и чинно совершать это Таинство. Однако и сегодня во многих храмах Русской Церкви эти указания полностью игнорируются. Для староверов же это является очень серьезным соблазном и поводом для обоснованной критики.

http://pravoslavie.ru/64228.html

Епископ Иоанн прибыл в Буэнос-Айрес, где разместилась его резиденция, в непростой момент. Еще восемь лет назад оба представителя клира и монашествующих в Чили присоединились к расколу внутри Зарубежной Церкви, вызванному ее бывшим первоиерархом митрополитом Виталием (Устиновым, 1910–2006): в июле 2001 года он ушел на покой, но вскоре принял участие в создании неканонической Русской Православной Церкви в изгнании; действия владыки Виталия были продиктованы нежеланием сближения с Московским Патриархатом. А в 2007 году, после подписания Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, ряд приходов в Аргентине и Бразилии прильнул к главному штабу раскольников – так называемому Временному центральному управлению Русской Зарубежной Церкви во главе с епископом Одесским и Таврическим Агафангелом (Пашковским), не признавшим единства Русской Церкви. Другая насущная проблема Южно-Американской епархии – нехватка духовенства. Многие приходы годами живут без священника, что отдаляет паству от церковной жизни, ослабляет позиции Русской Церкви в регионе. Сейчас епископ Иоанн готовится к празднованию 50-летия кафедрального собора Воскресения Христова в Буэнос-Айресе, которое состоится в июле 2010 года. Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви постановил провести торжественные богослужения, а также выставки икон Божией Матери из России и другие мероприятия, приуроченные к этому событию. – Владыка Иоанн, вы – один из двух архиереев-единоверцев в Русской Зарубежной Церкви. Как вы познакомились со старообрядчеством? Что привлекло вас в этой древней православной традиции? – Мой друг-латыш, изучавший цыган, говорил: «Если выучишь цыганский язык, сам превратишься в цыгана». Я же, когда поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, сблизился со старообрядцами и быстро стал одним из них. На родине моих родителей, в Латвии, до ее оккупации Советским Союзом примерно половина русского населения были староверами. Русский писатель Николай Семенович Лесков, в 60-е годы XIX века посетивший Ригу для изучения состояния народного образования в старообрядческой общине, писал, что рижские старообрядцы – самые образованные и культурные в Российской империи. Старообрядческая тема нашла отражение в повести Лескова «Запечатленный ангел».

http://pravoslavie.ru/31111.html

В XVIII—XIX веках старообрядчество, несмотря на репрессии со стороны государства, распространилось по всей России и вышло за её пределы. Старообрядчество распалось на множество толков, или «согласий», из которых основными в настоящее время являются поповцы и беспоповцы – первые имеют церковную иерархию и священство, вторые не имеют. Как мы уже говорили, в 1971 году Поместный Собор Русской Православной Церкви по инициативе митрополита Никодима отменил наложенные Соборами 1666 и 1667 годов клятвы на старые обряды. В определении по данному вопросу Собор подчеркнул, что «спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделённой Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения» . Некоторые старообрядческие согласия положительно откликнулись на решения Собора 1971 года. В частнасти, в Древлеправославной Поморской Церкви «приветствовали такое решение Русской патриаршей Церкви и назвали его «проявлением доброй воли», которое «устраняет взаимную отчужденность и неприязнь, создаёт предпосылки для лучшего взаимопонимания» . Была выражена принципиальная готовность к диалогу с Русской Православной Церковью . Полноценный диалог, однако, в советское время так и не начался. В 1970-е, 80-е и 90-е годы отношения Русской Церкви со старообрядцами носили достаточно формальный характер. Отдельные представители старообрядчества встречались с представителями Патриархата на тех или иных мероприятиях, однако систематического диалога, направленного на преодоление разногласий, не было. Лишь в 1990-е годы началась систематическая работа по подготовке полномасштабного диалога Русской Церкви со старообрядческими согласиями. В 1998 году митрополит Кирилл инициировал обсуждение темы старообрядчества на декабрьском заседании Священного Синода. Обсудив доклад митрополита о состоянии православно-­старообрядческих отношений, Синод признал важность развития и углубления сотрудничества между Русской Православной Церковью и старообрядчеством для укрепления традиционных духовных ценностей и норм жизни нашего общества. Отделу внешних церковных сношений было поручено тщательно изучить формы и перспективы сотрудничества Московского Патриархата и старообрядчества, подготовив соответствующие предложения по развитию диалога между ними.

http://mospat.ru/ru/old-believers/voice/...

Всесвятая и Живоначальная Троица – Отец, Сын и Святый Дух – да утвердит православное единомыслие употребляющих равноспасительные новые и старые обряды, и да пребывает среди всех нас любовь Христа Господа, Который умер за всех нас, дабы мы примирились с Богом и, примирившись, спаслись ( Рим. 5:8,10 ). Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Обращение ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом (принято Поместным Собором Русской Православной Церкви 9 июня 1988 г.) Возлюбленные о Господе братья и сестры! Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Еф. 1:2 ). Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви, с благодарностью Богу обозревая 1000-летний путь Христовой веры в нашем Отечестве, свидетельствует глубокую верность отеческим преданиям всех наследников спасительного дела святого князя Владимира и вместе с тем с глубокой болью вспоминает возникшее в XVII веке разделение чад церковных – тех, кто проявил непоколебимую твердость в сохранении старых русских обычаев, с теми, кто ввел в церковное употребление богослужебные традиции, распространенные в Поместных Церквах на Православном Востоке. Болезненное, исполненное печали разделение усугублялось многими обстоятельствами, среди которых немаловажным было неизбежное приобщение Московской Руси к обычаям и культуре западноевропейских стран. Неотвратимость культурных, социальных и политических изменений и многие другие причины с течением времени усиливали и осложняли происшедшее разделение. Преследования придерживающихся древних обрядов со стороны властей, стремление во что бы то ни стало преодолеть твердость старообрядческих общин мерами принуждения породило много трагических последствий. Мы молитвенно уповаем, что изменившиеся условия религиозной жизни в нашем Отечестве позволят всем нам вновь почувствовать наше духовное родство. Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1971 году в Троице-Сергиевой Лавре от гроба печальника земли Русской Преподобного игумена Сергия подтвердил равночестность древних обрядов. Сердца многих с благодарностью Богу восприняли эту благую весть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

«В Татарстане созданы все необходимые условия для реализации религиозных потребностей, - заявил Рустам Минниханов. - Их основой является подписанное в 2015 году соглашение о сотрудничестве между Правительством Татарстана, Духовным управлением мусульман, Татарстанской митрополией Русской православной церкви и Казанско-Вятской епархией Русской православной старообрядческой церкви. Убежден, общими усилиями мы добьемся еще больших успехов в деле развития духовности и укрепления межрелигиозного и межнационального мира и согласия в обществе», - сказал Президент Татарстана. С докладом «О современном положении и перспективах развития Православия в Татарстане» выступил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Глава Татарстанской митрополии отметил позитивную динамику, наметившуюся на основных направлениях церковной деятельности, но вместе с этим призвал всех не останавливаться на достигнутом и активно использовать имеющийся опыт в своей ежедневной работе. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан поблагодарил полпреда президента РФ в ПФО Михаила Бабича и президента Татарстана Рустама Минниханова за сотрудничество и высокую оценку деятельности митрополии в Татарстане. Во внимание к помощи Казанской епархии и за ревностные труды Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов был удостоен ордена Русской Православной Церкви «Славы и чести» II степени. Указ о присвоении высокой награды подписал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, указ торжественно зачитал и вручил награду Рустаму Минниханову председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Награждение было встречено аплодисментами всех участников форума. В ответном слове Рустам Минниханов выразил слова благодарности и подчеркнул, что эта награда – награда всем татарстанцам, которые трудятся на благо людей и всего общества. О важности работы Татарстанской митрополии и всей Русской Православной Церкви было озвучено и в других пленарных докладах.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/27/ce...

Кроме этого, я готовлю еще одну книгу – «Жизнеописание и духовные стихи одного из последних духовников Александро-Невской лавры архимандрита Сергия Белякова» – он был новомучеником, погиб в 1930-е годы. Также я продолжаю изучение истории Православных Церквей в годы Второй мировой войны – уже не только Русской Православной Церкви, но прежде всего и других Церквей. В частности, я изучаю период немецкой оккупации на Балканах, и сейчас я подготовил новую монографию на эту тему. Надеюсь, что в следующем году она выйдет, там уже будет отражена история Болгарской Православной Церкви, Сербской Православной Церкви, частично Румынской и Элладской Православных Церквей в годы Второй мировой войны, будут развиты и некоторые другие сюжеты в рамках этих же исследований. Сейчас я также готовлю большую работу об отношении Православной Церкви к холокосту. Значительная часть этой работы недавно была опубликована на портале Богослов.Ru, но я надеюсь продолжать исследование и в конце концов через несколько лет завершить уже монографию на эту тему. Поскольку я являюсь сотрудником архива, я продолжаю публикаторскую и научную деятельность. В данный момент я вместе с соавтором – заведующим научным отделом нашего архива – готовлю сборник документов по истории Санкт-Петербургской епархии после окончания Великой отечественной войны, с 1945 по 1991 год. Еще один сборник по нашим церковным документам, который уже почти завершен, касается истории двух кладбищ Санкт-Петербурга: Митрофаньевского и Голумовского, православного и старообрядческого. Там много интересных документов – дело в том, что сейчас встает вопрос о сохранности этих кладбищ, часть из них планируется застроить жилыми домами. Публикация этих сборников очень важна, это поможет сохранить память об этих кладбищах и о тех храмах, которые там были: три храма – на православном кладбище и два – на старообрядческом. Они были снесены в советское время, но сейчас существует возможность их восстановления. И это только часть моих проектов. Пономарева М.: Михаил Витальевич, вы сказали, что вы проводите исследования не только по истории Русской Православной Церкви, но и иных Православных Церквей. Как вы считаете, что качественно отличает путь Русской Церкви от исторического пути других Поместных Церквей?

http://bogoslov.ru/article/2351116

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010